Значение коров для людей

Одним из самых первых животных, которых приручил человек, стала корова. С первобытных времен и уже 8,5 тысяч лет она постоянно живет рядом с людьми, обеспечивая их важным продуктом питания — молоком. Из молока приготавливают множество различных полезных и вкусных вещей. Существует множество блюд, в составе которых используется молоко или молочные продукты.

Корова с научной точки зрения

  • Это теплокровное существо животного мира. Ее тело имеет постоянную температуру, выше, чем у окружающей ее среды.
  • Корова относится к классу млекопитающих. Это те животные, которые вскармливают своих детенышей с помощью молока.
  • Это животное из отряда парнокопытных, при ходьбе она опирается на два средних несросшихся пальца и имеет раздвоенные копыта.
  • Животные подотряда жвачных, к которым относится и корова, имеют особенность пищеварительной системы — их желудки состоят из нескольких отделов и корм пережевывается ими дважды.
  • Она относится к семейству полорогих — ее рога как колпачки одеты на костяное основание, и внутри имеют форму узкого бокала.

В животноводстве этот вид животного называют крупным рогатым скотом, сокращенно КРС.

Коровья семья

У домашней коровы в дикой природе есть много родственников. Это туры, зебу, бизоны, яки, различные виды антилоп. Во многих зоопарках мира можно увидеть самых разных представителей этой большой семьи.

На фермах, под присмотром людей, разводятся разнообразные породы домашних коров.

Хозяйственное значение

Существует два основных направления, в которых происходит разведение этих животных. Это мясное и молочное скотоводство. На стыке этих двух возникает смешанное — мясо—молочное использование.

Коровы молочных пород выводились для того, чтобы давать как можно больше этого полезного продукта. Одна хорошая корова может дать в день несколько ведер молока.

Мясной скот был выведен, чтобы обеспечить человека качественным мясом. Быки мясных пород по весу могут сравниться с легковой машиной.
Животные среднего направления вырастают достаточно большими, и при этом молока от них можно получить не мало.
Продукция скотоводства

От крупного рогатого скота получают молоко и мясо.

Молоко используется как не переработанное (цельное), так и для изготовления различных молочных продуктов.

Мясо поступает в продажу как свежее, так и в виде мясной и колбасной продукции.

Кроме этих продуктов, от КРС получают шкуры, которые после специальной обработки используются в виде кожи для производства огромного количества различных товаров.

Из кожи делают обувь, одежду, чехлы для мебели и машин, разные мелкие товары и многое другое.

Хозяйственное значение коровы

Происхождение и история одомашнивания

Предком домашних коров был дикий бык, в частности его вымерший в дикой природе подвид — тур. Крупный рогатый скот, и, в частности, коровы играют видную роль в человеческой истории. Одомашнивание началось во времена раннего неолита, примерно 8500 лет назад, вслед за одомашниванием коз, овец и свиней.

Вопрос, являются ли территория современной Турции и северного Междуречья единственным центром одомашнивания (не считая одомашнивания зебу на территории Индостана), остается открытым. Проведённые в 1994 г. генетические исследования показали, что современные коровы не принадлежат, как долгое время считалось, одной родовой линии.

«В коровах наша сила, в коровах наша потребность, в коровах наша речь, в них наша победа, наша пища, наша одежда, наше землевладение», – говорится в священной книге древних ирландцев Зенд-Авесты. Эти слова можно отнести ко всем землевладельческим народам, которые существовали на нашей планете. Ибо для всех коровы стали источником и пищи, и одежды.

Первоначально для человека крупный рогатый скот имел иное значение, нежели сейчас. К началу одомашнивания крупного рогатого скота у людей уже существовали домашние животные и неплохо налаженное хозяйство. Имелись свиньи, овцы и козы. От свиней человек получал мясо, от овец и коз, кроме того, еще и шерсть, кожу, которую уже умел обрабатывать, и молоко. Эти животные были плодовиты и скороспелы и вполне устраивали человека. Крупный рогатый скот этими качествами не обладает, к тому же и корма требует больше. Тем не менее – людям понадобились быки, их сила.

После изобретения сохи и плуга на крупном рогатом скоте стали пахать. Причем в соху чаще запрягали коров, потому что они спокойнее быков, ими легче управлять.

Интересно, что использовали для вспашки земли только крупный рогатый скот, хотя в те времена верно служили людям и ослы. Но их не заставляли пахать, потому что у ослов нет рогов. Ярмо в те времена прикрепляли к рогам. Ослы служили только как вьючные животные. Кроме того, с их помощью обмолачивали зерно на гумне. Но и тут предпочтение отдавалось крупному рогатому скоту.

Читайте так же:

  • Вес теленка в один месяц Источник информации: семинар по кормлению КРС в Немецком аграрном центре. Докладчик: Александр Полищук Цели получить здорового теленка развить преджелудки Развитие рубца Рубец у телят […]
  • Обсидиановый бык пв Уголок Монстра 73 записи Показать все записи #твины@tier_v Периодически вожу в 2 пати твинов на Тоску, чтобы серебро для домов было. И поняла что особо сборище не скринила. Ну вот […]
  • Коровы мучат Все животные разговаривают теми или иными звуками, это относится и к коровам, чьи звуки на русском языке называются мычанием. Любой, кто хоть раз слышал звук мычания коровы, скажет, что […]
  • Яйца теленка Можно ли давать яйцо телёнку Сразу после отёла на плечи фермера ложится ещё одна непростая задача – обеспечить новорождённого телёнка должным уходом и наладить правильный режим питания. […]
  • Чем мазать вымя коровы от мух Коровы — одни из немногих сельскохозяйственных животных, которые постоянно страдают от повышенного внимания целого роя насекомых: они привлекают к себе мух, комаров, слепней, мошек, […]
  • Абсцесс вымени у коровы Корова уже не одно тысячелетие живёт рядом с человеком. Чтобы она была надёжной кормилицей, необходимо заботиться о её здоровье, поскольку она подвержена многим заболеваниям. Одним из […]

Сыр был известен людям давно, о нем говориться в «Одиссее», об этом продукте писал знаменитый врачеватель древности Гиппократ: «Сыр делает людей сильными, горячит и питателен». О сыре как об идеальном продукте говорил один из крупнейших философов древности Сократ. Люди оценили творог, сметану, простоквашу. Эти продукты стали жизненно необходимыми и крайне незаменимыми в современном обществе.

Хозяйственное значение коровы

Корова в крестьянской семье издавна олицетворяла богатство и достаток, русские крестьяне её часто называли кормилицей. Потерять корову, особенно в неурожайные годы, для крестьян было равносильно катастрофе. Поэтому корову в глубинке — в селах, деревнях — всегда очень уважали, всячески оберегали, заботились, относились к ней ласково. Молочные и мясо-молочные породы разводят для получения молока, говядины, кож.

Отходы жизнедеятельности коровы (навоз) используются в качестве отличного натуралльного удобрения. (Раньше цель животноводства была несколько иной: от коровы стремились получить как можно больше навоза, а не молока).

В 2009 году был расшифрован геном коровы, что позволит улучшить и ускорить выведение пород с требуемыми для сельского хозяйства свойствами.

За всё время людьми выведено более 960 новых пород крупного рогатого скота. Конечно это говорит о всё более возрастающем значении его для человека во всех отношениях. Сегодня трудно себе представить жизнь без этих животных.

Во многих странах корова является божественным символом. Так например, в Египте – небесная корова Нут, породившая небо, олицетворяла Небесный океан. Богиня Хатор, богиня неба, любви и радости, а так же кормилица всех живущих на земле в более древние времена изображалась в виде коровы, а в более современные изображалась как женщина с коровьими рогами. Даже известный бог солнца Ра поднимался из океана на небесной корове. В Индии же это священное животное символизирует плодовитость, изобилие, деторождение. С древности корову считают священным животным, воплощением Великой матери Адити и земли, а иногда даже всей Вселенной. Корова защищается вселенскими законами и Вишну (Высшей Личностью Бога) лично; за убийство коровы можно также попасть в ад, поэтому это запрещено: «Убийцам коров уготовано гнить в аду столько лет, сколько было волосков на теле коровы».

В Мемфисе она выступала символом пассивной порождающей силы, воплощением Венеры. Именно корову по совету оракула легендарный Кадм ведёт к месту, где будут основаны Фивы.

И даже у нас – славян корова является олицетворением богини неба и кормилицы земли нашей. И действительно разве может быть что-то более полезное, чем молоко Буренки. В деревне говорят: «Пейте дети молоко – будете здоровы» и это факт!

Корова в народном фольклоре

Думаю, будет не лишним упомянуть некоторые изречения, пословицы, поговорки, связанные с этим животным, коровой.

— Поговорка «Хорошо, что коровы не летают», выражающая оптимистичный взгляд на птичьи экскременты.

— Поговорка «Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала» выражает негативное мнение о компетентности собеседника в обсуждаемом вопросе.

— Поговорка «Не корову проигрываем» в играх выражает призыв не жалеть о поражениях.

О корове сложено много загадок, присказок, сказок, пословиц, поговорок: «Красна баба повоем, а корова удоем», «На корову стало, хватит и на подойник», «Корова на дворе — обед на столе» и т. п. Потерять корову для крестьянской многодетной семьи было равносильно катастрофе, поэтому ее всячески берегли, холили.

Как бы серьёзно не обстояли дела в отношении коров, но всегда есть место и юмору:

— Куме, а Ви можете випити відро води?- Я що – корова?- А відро горілки?- А я що, не козак?

Чому немає дешевого м’яса? Тому-що

— Свині повиходили в люди;

— Корови за офіцерів;

— Барани захистили дисертації;

— А кури повмирали зі сміху.

Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Инфракласс: Плацентарные
Отряд: Парнокопытные
Подотряд: Жвачные
Семейство: Полорогие
Подсемейство: Быки
Род: Настоящие быки
Вид: Дикий бык
Подвид: Домашний бык

Особенности внешних форм (экстерьера) крупного рогатого скота связаны с направлением продуктивности (молочное, мясное). У молочных коров вытянутое туловище, относительно тонкий костяк, эластичная кожа, сухая голова, удлиненная шея, объемистое брюхо.

В отличие от многих других животных, которые внешне по окрасу однотипны, коровы представлены разнообразием окраса. Они бывают чёрными, белыми, красными, коричневыми, серыми, и смешанных цветов (каких-либо двух из выше перечисленных одновременно).

Продолжительность жизни коров около 20 лет, редко 35, быков — 15-20 лет. Срок «службы» молочных коров — 9-12 лет (к этому времени стираются зубы, и продуктивность животных снижается). Рост животных продолжается до 5 лет. Масса взрослых коров 260-700 кг, наивысшая — более 2000 кг, быков «- 300-900 кг, наивысшая — более 2200 кг.

Желудок 4-камерный, благодаря чему животное лучше переваривает растительные корма. У коров, как и у других жвачных животных, желудок четырехкамерный. Пищу они не жуют, а быстро заглатывают, и она попадает в первые два отдела желудка. Затем, отдыхая, жвачные в полудреме малыми порциями отрыгивают не пережеванную массу, не спеша жуют и опять глотают — теперь уже пища попадает в два задних отдела желудка. Поэтому, чтобы хорошо усваивать корма, корове нужно спокойно полежать в укромном уголке.

Слюны, необходимой для пережевывания, коровы выделяют от 90 до 190 литров в сутки. Значит, им необходимо и много пить. По средним нормам не менее 60 — 80 литров в день. Высокоудойным коровам нужно еще больше — до 130 литров в день.

У животного 32 зуба, из них 8 резцов, которые находятся только на нижней челюсти. Телята обычно рождаются с 2, реже с 3 парами молочных резцов.

Позвоночник состоит из 7 шейных, 13 грудных, 6 (реже 7) поясничных, 5 крестцовых и 18-21 хвостовых позвонков.

Половая зрелость наступает у телок в 7-10 мес, у бычков — в 8-10 мес. В случку телок пускают в 16-18-мясячном возрасте, бычков — в 15-19 мес.

Живая масса телят при рождении, в зависимости от пород, составляет 18-45 кг, иногда доходит до 80 кг.

Нормальная температура тела — 37,5-39,5°С. (Когда мы в детстве пасли коров, очень часто любили греться от тепла их тела в прохладные дни. Конечно, не всё время этим можно было воспользоваться, а лишь тогда, когда в полдень коровы поголовно ложились отдыхать, ну и мы возле о них грелись. Все были довольны, им даже нравилось такое соседство).

Частота мочеиспускания у здорового скота 5-10 раз в сут. Запах свежей мочи напоминает запах гниющих яблок или сена. Акт дефекации (испражнение) у коров происходит через каждые 1,5-2 ч.

Продолжительность половых циклов у коров — 21 день (отклонения — 16-28 дней). Половые циклы характеризуются течкой и половой охотой, которая в среднем продолжается 14-18 ч (отклонения — 10-30 ч). Течка начинается раньше охоты и продолжается около 30 ч. Во время течки наружные половые органы припухают, выделяется слизь. Осеменение производят спустя 13-20 ч после начала течки. Продолжительность стельности коровы — примерно 285 дней. После нормального отела половая охота наступает через 20-21 день, однако осеменение наиболее эффективно через 40-45 дней после отела. За 2 месяца до отела корову обычно «запускают», то есть предоставляют ей отдых (сухостойный период).

В среднем корова дает в год 3 — 5000 килограммов молока (8-14 кг/день), но есть и рекордсменки, от которых в год надаивают до 20 000 кг (55 кг/день).

На сегодняшний день мировой рекорд молочной продуктивности принадлежит кубинской корове по кличке Убре Бланка (Белое Вымя). Чемпионка за 365 дней дала 27 672 килограмма молока! В среднем за один день от этой коровы надаивают 75,8 килограмма молока. Это почти восемь ведер! Титул чемпионки Убре Бланка завоевала, побив прежний мировой рекорд, принадлежащий корове из США Бинер Арлинда Эллен. Интересно, что новая чемпионка отличается на редкость добрым нравом, впрочем, как и все остальные представители данных животных.

У меня в детстве, сколько себя помню, всё время родители держали коров, одну-две, а однажды и три одновременно. Конечно, мы всегда давали им клички-имена (Манька, Марта, Маша, Рита, Даша…). Так вот, наши коровы давали в день весной-летом 20-35 литров, осенью-зимой 10-20 литров. Да, это было счастливое молочное детство. А одна бабушка у нас в селе имела корову, от которой надаивала за раз (а доились коровы 3 раза/день) 2 ведра молока (16-20л) – вот это где для нас было диво.

Молоко довольно калорийно: в 100 г. его более 60 килокалорий. Так что пол — литра молока вполне достаточно, чтобы удовлетворить треть суточной потребности организма в энергии. А литр цельного молока по калорийности заменяет 370 г. говядины или около 700 г. картофеля.

Интересно, что калорийность разных видов молока разная. Так, 1 кг. молока самки оленя содержит 272 ккал, коровы — около 700, а крольчихи — целых 1700.

Самое питательное и полезное молоко корова даёт в течение первой недели после отёла. Из него варят молозиво – неимоверно вкусное пористое, сочное изделие.


Коровы — священны и являются олицетворением добродетели. Они наиболее чистые и обладают самой большой очистительной силой.
«Риг-веда»

Древним символом космических сил, сотворивших мир, являлись бык и корова, верховная божественная пара. Они представляли активный и пассивный аспекты созидательных сил Вселенной. Корова при этом была персонификацией Матери-Земли и символизировала огромное космическое лоно, в котором вынашивалось все существующее.

Она также представляла луну и небо; ее рога напоминали полумесяц, а молоко ассоциировалось с Млечным Путем. Встречающиеся изображения коровы с диском Солнца между рогами являются отражением идеи о небесной корове-матери, которая заботится о Солнце в течение ночи. Великая Мать и лунные богини зачастую изображались с коровьими рогами.

Во многих традициях корова олицетворяла плодородие, изобилие, благоденствие.

В Египте этот символ был связан с идеей жизненного тепла. Богиня неба и Великая Мать почитались в качестве божественной коровы, родившей солнце. Хатор, богиня неба, радости и любви, кормилица всех сущих на земле, в древнейший период имела облик коровы, а впоследствии изображалась женщиной с коровьими рогами. Исида как богиня неба изображалась в виде коровы или с коровьими рогами на голове. В дальнейшем, после утверждения гелиопольского пантеона, владычицей неба признается мать Исиды, богиня Нут. Ноги небесной коровы Нут — это четыре стороны света, на ее теле располагаются звезды. Солнечный бог Ра поднимается из океана на небесной корове, иногда отождествляемой с Нут, которая встала из воды и превратилась в небо. В «Текстах пирамид» говорится о Ра как о «золотом теленке», рожденном коровой-небом, а об умершем фараоне говорится, что великая корова беременеет им, рождает его и поддерживает своими крыльями. Двуглавая корова олицетворяет Верхний и Нижний Египет.

Один из главных богов шумеро-аккадского пантеона Энлиль почитался как божественный бык, а его супруга Нинлиль — как божественная корова. Считалось, что их союз дал Месопотамии плодородную почву. Близ Ура стоял храм, построенный в честь божественной коровы; его украшали изображения быков и коров. В гимне в честь Нанны, бога Луны, где он воспевается как владыка Ура, бог, проплывая по небу в лодке, любуется стадами коров; здесь это, очевидно, звезды. Инанна (Иштар) — «Царица небес», богиня грозы, распри и любви, тоже иногда изображается в образе коровы; она говорит о себе: «Я — прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля».

В Древней Индии корова — священное животное, символизирующее плодовитость, изобилие, землю, персонификация как неба, так и земли. В индуистской и в буддийской традиции спокойный, уравновешенный характер коровы, вероятно, настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным.

«Священная корова» Индии — кормилица, которая дает плодородие и изобилие (Притхиви, Адити). Притхиви — обожествленная и персонифицированная земля, мать всех существ. Она обычно прославляется вместе с Дьяусом-небом. Притхиви — женское начало, мать, а Дьяус — мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино. Их разъединение, приписываемое прежде всего Индре (или Варуне) приравнивается к созданию Вселенной. Молоко Притхиви проливается в виде плодоносного дождя.

Корова Вак, или Вач (от др.-инд. «речь», «слово»), женский аспект Брахмы, в индуизме известна как «Поющая Корова» или «Корова изобилия». Первое определение — поющая — берет свое начало от идеи сотворения звука в мире, второе — от ее функции питать мир своим молоком, мелкой пылью Млечного Пути. Вач многообразна, по мнению Е. П. Блаватской, это «самая сокровенная из всех Браманических Богинь; та, которую именуют „Сладкозвучной Коровой, дающей Пищу и Воду“ — Земля со всеми ее мистическими силами». Она — владычица и собирательница богатств; тот, кого она любит, становится сильным и мудрым. Она насыщает тех, кто слышит сказанное ею. В эпический период Вач становится богиней мудрости и красноречия.

Сурабхи (от др.-инд. «сладко пахнущая») или Камадхену («корова желаний») — это божественная корова, появившаяся из океана при его пахтанье; она постоянно живет в раю Индры.

Чудесная страна Голока (коровий мир) — это рай Кришны, расположенный на южных склонах горы Меру. В рай переносятся почитатели Кришны в виде коров, животных и птиц, а самые верные — в виде пастухов и пастушек, которые присоединяются к небесному танцу Кришны и живут, свободные от забот, в постоянной радости.

У греков в облике коровы предстают Гера и Ио. Верховная олимпийская богиня, супруга Зевса, Гера почитается в виде коровы в Аргосе, у Гомера она упоминается с эпитетом «волоокая». Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил свою возлюбленную Ио в белоснежную телку. После этого Ио, мучимая оводом, насланным Герой, долго странствовала, прежде чем приняла прежний облик.

В скандинавской мифологии волшебная корова Аудумла возникла из растаявшего инея, который наполнял мировую бездну. Она своим молоком вскормила великана Имира, из тела которого был создан мир. Сама она питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Из этих камней возник предок богов Бури.

У славян корова — олицетворение богини неба, кормилицы земли, которая своим молоком поит поля; молоко такой коровы — символ благодатного дождя.

«В коровах наша сила, в коровах наша потребность, в коровах наша речь, в них наша победа, наша пища, наша одежда, наше землевладение», — говорится в священной книге древних ирландцев Зенд-Авесты. Эти слова можно отнести ко всем землевладельческим народам, которые существовали на нашей планете. Ибо для всех коровы стали источником и пищи, и одежды.

Первоначально для человека крупный рогатый скот имел иное значение, нежели сейчас. К началу одомашнивания крупного рогатого скота у людей уже существовали домашние животные и неплохо налаженное хозяйство. Имелись свиньи, овцы и козы. От свиней человек получал мясо, от овец и коз, кроме того, еще и шерсть, кожу, которую уже умел обрабатывать, и молоко. Эти животные были плодовиты и скороспелы и вполне устраивали человека. Крупный рогатый скот этими качествами не обладает, к тому же и корма требует больше. Тем не менее — людям понадобились быки, их сила.

С развитием земледелия стало необходимо вспахивать крупные массивы земли. Вручную люди этого делать не могли. Тогда они обратили внимание на быков. Важную роль крупный рогатый скот стал играть у народов оседлых. То, что для работы нужны были коровы и быки, свидетельствует запрещение у многих народов употреблять мясо крупного рогатого скота в пищу.

Коровы не только пахали, они давали людям молоко. Правда, так случилось не сразу, ведь молока коровы тогда давали совсем мало, и оно нужно было телятам. Молоко разрешалось пить только фараону и очень знатным вельможам. Позже, когда коров стало больше, молоко, разбавленное водой, разрешили пить и простым смертным.

Из изображения сцен доения коров египетских художников мы знаем, что коров обычно доили подростки, но обязательно в присутствии пастуха и старшего пастуха. Пастухов в Египте было много, они пасли и охраняли скот, помогали коровам при отелах, доили, откармливали телят в хлевах.

С появлением лошадей значение крупного рогатого скота не уменьшилось, а любовь к коровам возросла благодаря молоку. До нас дошли сведения о том, что люди издавна ценили вкусовые качества молока и знали о его целебных свойствах.

Позже люди начали изготавливать молочные продукты. Сначала появились сливки. Потом в северных странах, особенно на севере России, стали изготавливать масло. За этим удивительным продуктом из Западной и Южной Европы снаряжались специальные караваны купеческих судов. Европа тогда не знала сливочного масла, люди пользовались растительным: оливковым, ореховым, конопляным.

Сыр был известен людям давно, о нем говориться в «Одиссее», об этом продукте писал знаменитый врачеватель древности Гиппократ: «Сыр делает людей сильными, горячит и питателен». О сыре как об идеальном продукте говорил один из крупнейших философов древности Сократ.

Люди оценили творог, сметану, простоквашу. Эти продукты стали жизненно необходимыми.

Презентация.

Гипотеза исследования

Мы предположили, что корова – главное животное в нашей семье.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.

3. Корова — домашнее животное.

Корова — это крупное, массивное животное, средний вес которого достигает 750 кг, (может варьироваться от 147 до 1363 кг), а рост в холке колеблется от 120 до 150 в зависимости от породы и индивидуума .

Зубы коров приспособлены для пережёвывания растительного корма. У молодых коров 20 (12 коренных и 8 резцов на нижней челюсти), а у взрослых 32 зуба (24 коренных и 8 резцов). Клыки отсутствуют. Молочные зубы намного меньше коренных, но одинаковые по форме. Зубная формула взрослой коровы выглядит следующим образом: Длинные, острые, и направленные вперёд резцы имеются только на нижней челюсти. Два резца, расположенные в середине, называют зацепами, соседние с ними два зуба с правой и левой стороны зовутся внутренними средними, следующие два зуба с обеих сторон носят название наружные средние, а два крайних резца. На верхней челюсти на месте резцов имеется дёсенный валик. Нижняя челюсть приспособлена совершать круговые движения. Резцами коровы скашивают траву и перемалывают корм. Шершавый и подвижный язык покрыт сосочками. Морда у коров крупная и широкая. Лоб довольно широкий, плоский, в верхней части иногда покрыт густой, курчавой шерстью. На голове у коров имеются 2 полых рога, хотя бывают и безрогие (комолые) коровы. Высота рогов зависит от породы, а также варьируется индивидуально. В целом, рога направлены вверх или вбок, их форма напоминает лиру. Уши низкие, имеют форму рожка, у зебу имеются «серёжки». Снаружи они покрыты тонкой короткой шерстью, а изнутри растёт длинная шерсть. Глаза крупные, шаровидные .

У коров короткая массивная шея. Хвост длинный, толстый, с кисточкой на конце, расположен высоко в углублении между костями таза. Спина слегка вогнута. У зебу на спине имеется горб, который начинается сразу позади шеи. Таз выдаётся, бёдра массивные и плоские. У коров (самок) в паховой области расположено вымя — молочная железа, которая разделена серединной перегородкой, выполняющей опорную функцию, на правую и левую половины. Каждая половина состоит из двух четвертей — передней и задней, или бедренной. Каждая четверть состоит из соска длиной от 5 до 10 см и диаметром 2—3 см. Молоко поступает по соскам. Тело покрыто короткой шерстью белого, чёрного, рыжего или коричневого цвета различных оттенков. Окрас может быть однотонным и полосатым. Подобно прочим парнокопытным коровы ходят опираясь на 2 пальца, покрытые разросшимся рогом, образующим копыто. Температура тела колеблется от 38,2 °C до 39,5 °C, нормальный пульс 50—60 ударов в минуту.

У коров боковое и центральное цветовое зрение. Коровы видят на 360° вокруг себя. Не поворачивая головы, они не в состоянии увидеть, что находится позади них. Зона зрения расположена непосредственно перед животным и позволяет ему оценивать рельеф местности и расстояние. Коровы чётко видят траву перед собой, но не различают удалённых деталей. Они лучше человека реагируют на мельчайшие движения. Для адаптации к смене освещения им требуется время. Считается, что они лучше различают оттенки красного цвета и хуже видят зелёный, серый или синий цвета .

Исходя из особенностей строения уха коровы обладают острым слухом. Они способны разные звуки Их подвижные уши поворачиваются, чтобы лучше установить источник звука. Некоторые шумы могут повергнуть животных в панику.

У них хорошо развито обоняние. Определённые запахи, как и звук, может вызвать у животных стресс.

Вкус также развит: у коров имеется более 25 000 вкусовых сосочков. Коровы различают следующие вкусы: сладкий, горький, солёный и кислый.

Коровы обладают болевой и термической чувствительностью. Наиболее чувствительны зоны, покрытые тонкой кожей: щёки, шея, горло, основание шеи, внутренняя поверхность бёдер, соски. Болевые рецепторы в большом количестве сконцентрированы внутри ноздрей и у основания рогов. Коровы могут оценить температуру окружающей среды, влажность и скорость ветра.

Съеденный корм движется изо рта через глотку и пищевод в желудки. У крупного рогатого скота есть только верхние передние зубы. Рот хорошо приспособлен для выщипывания травы, но во время еды корм очень мало жуётся. У дойных коров выделяется 100—200 литров слюны в день. Чем суше и грубее корм, тем больше выделяется слюны. Она увлажняет корм, облегчая проглатывание .

У коровы, как и у других жвачных, четыре желудка. Задачей преджелудков является накопление корма, задержка их для расщепления микробами, переваривание корма и всасывание продуктов. Корова при еде может заглатывать до полутора центнеров корма, который попадает в рубец. В рубце находится большое количество микроорганизмов. Они выделяют ферменты, способные расщеплять клетчатку и другие вещества. При жвачке корм порциями отрыгивается животным в полость рта, тщательно пережевывается и возвращается. Отсутствие жвачки — признак заболевания. У телят жвачный процесс появляется на 3-й неделе жизни. У коров жвачка наступает через 30-70 мин после окончания приема корма и длится 40—50 мин, после чего наступает пауза. В сутки обычно бывает 6—8 жвачных периодов.

Пища проходит по пищеварительному тракту в течение 2—3 суток. За день крупному рогатому скоту необходимо выпаивать 25—40 л воды при кормлении зелёной массой, и 50—80 л при кормлении сухими кормами. В норме фекалий выделяется 15—45 кг за сутки, они имеют тестообразную консистенцию и темно-коричневый цвет.

Коровы являются стадными животными. Внутри стада существует лидер. Животные привыкают к соплеменникам, вылизывают друг друга и держатся поблизости. Такой лидер может инициировать перемещение всего стада, обладая хорошим ощущением пространства и лучше запоминая окрестности.

Несмотря на то, что у домашних животных в характере ценится покорность, агрессивность быков и коров нашла своё специфичное применение: её используют в испанской и португальской корриде и в швейцарской битве королев.

Домашние коровы общаются друг с другом с помощью запахов и феромонов, они способны распознать интересующую их особь среди довольно многочисленного стада. Обоняние позволяет им также ощутить эмоции соплеменников, особенно, если те напуганы или возбуждены. Постав головы также служит средством коммуникации. Он выражает основной настрой животного (подчинение, тревога, готовность обратиться в бегство или угроза). В среднем коровы треть своего времени пасутся, треть — пережёвывают жвачку и треть — отдыхают.

Коровы издают мычание или рёв, которые могут выражать страдание (например, в случае запоздалой дойки), голод, жажду, призыв телёнка или соплеменника.

Основу рациона крупного рогатого скота составляют растительные корма. Особенности анатомического строения позволяют коровам переваривать грубые, сочные и зерновые корма. К грубым кормам относятся те, которые содержат много клетчатки из-за малого количества влаги (сено, веточный корм, солома). Сочные корма, это те которые содержат много влаги (силос, трава, свёкла). Высокой питательностью обладают зерновые корма, они также называются концентрированными (шроты, жмыхи, гранулированный корм, зерно).

Для хорошей продуктивности скота, необходимо включать в рацион корма животного происхождения (костная мука, мясокостная мука, минеральные вещества, поваренная соль, витамины группы A, D, E1, B1, B2, B4, B5, B12).

На пастбище коровы охотно поедают английский райграс, итальянский, ежу, овсяницу, мятлик, лисохвост, тимофеевку, а также бобовые, например, белый и красный клевер, лядвенец, люцерну, богатые азотом. Однако поедание некоторых трав, например, полыни, сурепки, определённых видов сухоцветов и лука придаёт молоку неприятный запах и вкус.

В зимний период коров кормят фуражом и концентратами. Хорошее сено — источник полноценного протеина и каро­тина. Злаково-бобовое и особенно бобовое сено богато кальцием, а сено солнечной сушки — витамином D. Силос представляет собой питательный и дешёвый мо­локогонный корм. Питательные вещества зелёного корма в силосе сохраняются полнее, чем при высушивании. При кормлении коров сено, силос и корнеплоды могут быть полностью заменены сенажом, причём вводят его в рационы крупного рогатого скота в качестве единственного источника объёмистого корма. Иногда коров кормят соломой, но в ней много неперевариемого лигнина и мало питательных веществ. Для улучшения переваривания солому немного измельчают (от мелко измельченной соломы у коров нарушается жвачка) и запаривают водой или солевым раствором (80—100 л на 1 ц соломы). Через смоченную резку в течение 1 часа пропускают пар. Пропаренную солому сдабривают концентратами и в тёплом виде раздают животным.

Помимо традиционных кормов с целью увеличить надои и ускорить рост в современном животноводстве используют богатые питательными веществами концентрированные корма. В первую очередь это зерно, обеспечивающее организм энергией: пшеница, тритикале, ячмень, овёс, просо, сорго и маис. Коровы с удовольствием поедают корнеплоды, например, свёклу, богатую растворимыми сахарами, картофель и маниоку, в которых много крахмала. В корм часто добавляют сахарной свёклы. Источником протеина для коров служит жмых и шрот из подсолнечника, рапса, льняного семени и сои, отруби, пивные и хлебные дрожжи.

В до­полнение к грубым, сочным и другим кормам местного про­изводства с целью восполнения недостающих питательных веществ коровам дают полнорационный комбикорм — корм, содер­жащий все питательные вещества, необходимые животному, и способный удовлетворить его потребности без добавок других кормов. Для обогащения рационов коров витаминами используют рыбий жир, богатый витамина­ми А и D. Телятам с диетической и профилактической целью выпаивают простоквашей, сенной настой, овсяный и льняной кисель.

Корова в крестьянской семье издавна олицетворяла богатство и достаток, русские крестьяне её часто называли кормилицей. Потерять корову, особенно в неурожайные годы, для крестьян было равносильно катастрофе. Поэтому корову крестьяне всегда очень уважали, всячески оберегали, заботились, относились к ней ласково. Разведением коров занимается скотоводство, превалирующая животноводческая отрасль. Коровы выполняют три главные хозяйственные задачи — дают мясо, молоко и служат тягловой силой. По имеющимся оценкам, на их долю приходится сейчас около 50 % получаемого в мире мяса и примерно 95 % молока; как рабочая сила крупный рогатый скот утратил свое значение в индустриальных странах, но сохраняет его в слаборазвитых регионах Азии и Африки.

Отходы жизнедеятельности коровы, навоз, используются в качестве хорошего удобрения.

4. ПРИГЛАШЕНИЕ К ОТКРЫТИЮ

Корова – очень полезное для человека животное.

Самыми распространенными и хорошо известными всюду животными являются корова, лошадь, овца, коза, свинья. Эти животные разводятся повсеместно, многочисленные породы хорошо приспособлены практически к любому климату. Корова в крестьянской семье издавна олицетворяла богатство и достаток, русские крестьяне её часто называли кормилицей. Потерять корову, особенно в неурожайные годы, для крестьян было равносильно катастрофе. Поэтому корову крестьяне всегда очень уважали, всячески оберегали, заботились, относились к ней ласково.

Порода создана в результате сложного воспроизводительного скрещивания. Нельзя говорить, что какие-то породы хорошие, а какие-то плохие. В любом случае, каждая порода – это результат многолетнего человеческого труда. Поэтому я не сопоставлял породы между собой, а постарался кратко описать достоинства самых распространенных из них.

Коровы молочной породы.

Черно-пестрая порода коров

Айширская порода коров

Голштинская порода коров

Мясные породы коров

Красная степная порода коров

Голландская порода коров

Вот некоторые исследования пород: Красная степная порода коров родом из южноукраинских степей, известна своей выносливостью и хорошей приспособляемостью к природно-климатическим условиям. Занимает второе место по численности поголовья в России. Имеет различные оттенки – от светло-красного до темно-красного. Также могут быть белые отметины, в основном на нижней части туловища, голове и нижних конечностях. Телосложением относится к молочному типу. Средний вес взрослых коров составляет 500-520 кг. Молочная продуктивность лучших племенных стад достигает 4500-5000 кг. Мясные качества этой породы недостаточно развиты. Поэтому сейчас красная степная порода совершенствуется для повышения жирномолочности, улучшения телосложения и формы вымени. Проводится скрещивание коров с быками англерской породы.

Холмогорская порода выведена в Архангельской губернии более 200 лет назад. Заметное влияние на формирование породы оказал голландский скот. Однако он передал местному скоту невысокую жирномолочность. Масть скота преимущественно черно-пестрая, но встречаются животные белой масти с черными отметинами, красно-пестрой, красной и черной. Животные этой породы довольно крупные.

Живая масса коров колеблется по первому отелу-450-530кг.,по второму отелу-460-550кг. и по третьему 490-560кг. Отдельные коровы достигают живой массы 700-800кг. Высота в холке указанных коров изменяется в зависимости от возраста в отелах-130-134см., глубина груди-66-74см., длина туловища 152-170см., обхват груди за лопатками 175-196 см. и обхват пясти 17-20см. Живая масса быков достигает 1000кг.

Животные холмогорской породы распространяются во многих областях Нечерноземной зоны России: Архангельской, Вологодской, Калужской, Кировской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Рязанской, а также в Карелии, Коми и в Удмуртии.

Мясо, молоко, сметана, творог, масло – всё это даёт нам корова. У коровы есть рога, при помощи которых она защищается, почувствовав опасность. У коровы также есть вымя, из которого выцеживают молоко. В день корова даёт нам 25 литров молока, это почти три больших ведра! Молоко очень полезно для здоровья: в нём содержится очень много витаминов. Коровы общаются друг с другом при помощи мычания, они безошибочно находят дорогу домой.

Летом коровы питаются сочной травой , а зимой сеном.

Живёт корова 15-18 лет. Её возраст можно определить по рогам. С каждым рождением телёнка у коровы на рогах появляется новое кольцо.

Коровы все живут в коровнике. В нём они спят, а зимой спасаются от морозов и вьюг. Коровники – это большие тёплые сараи с толстыми стенами, полами и потолками. В них всегда горит свет. В коровнике у каждой коровы своя отдельная «комнатка». Здесь есть поилка для воды и кормушка для корма. Летом коров выводят на луга (пастбища), где они едят свежую траву.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые домашние животные появились тысячи лет назад. Первобытные люди начали одомашнивать диких животных, чтобы иметь постоянный источник шкур, молока и мяса.

Одомашнивание— это процесс изменения диких животных.

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:

коров можно выращивать в домашних условиях;

коровы являются главными кормилицами;

Корова — это крупное, массивное животное, средний вес которого достигает 750 кг ;

Коровы различаются породами –мясными и молочными;

Основу рациона крупного рогатого скота составляют растительные корма;

Отходы жизнедеятельности коровы, навоз, используются в качестве хорошего удобрения;

Результатом исследовательской работы считаем и то, что:

Изучая литературу по данной теме, проводя небольшие исследования, интервью, разговаривая с родителями я узнал много интересного о коровах. Оказывается в Индии, есть такая страна, где корова считается священным животным. Кроме этого я понял, что корова является главным животным. Содержание этого животного – дело не только выгодное, но и трудное и ответственное. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Работая по теме, я доказал, что коровы могут быть нашими любимыми животными. В себе я воспитываю чувство ответственности за жизнь и здоровье домашнего животного.

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Каталог породы сельскохозяйственных животных России «А.П. Солдатов»

Метки текста:

Лобанова Л.С. (г.Сыктывкар)
«Мотив порчи скота» в представлениях о Великом четверге (по материалам коми)

Канун Великого четверга в традиционной культуре коми характеризуется как опасный период, что выражается активизацией нечистых сил: колдунов и демонических существ, пытающихся максимально использовать этот период для нанесения порчи домашним животным, а через них и хозяевам этих животных. В данном случае показательно и то, что этот день носителями традиции определяется как «день хождения еретников», «день отмечания скота еретником».

Способность совершать подобные действия приписывалась в основном еретникам, и другим людям, обладающим сверхъестественным знанием, таким как «тoдысь» (букв. знающий), «скoт тшыкoдысь» (наводящий порчу на скот), «мoс тшыкoдiсь» (наводящий порчу на коров), «колдунья», «пель вундалысь» (букв. режущий ухо). Закономерности употребления персонажа зависят как от локальных традиций, так и от конкретных случаев. Так, например, колдунья употребляется в текстах, где информатор говорит по-русски, «пель вундалысь» – выделяется в работах В.П.Налимова и определяется как «целый ряд женщин керысь (наводящий порчу – Л.Л.) , специальность которых заключается в том, чтобы ночью на страстный четверг вырезывать часть уха у коров» [1] .

Наводящим порчу на скот в Великий четверг выступает также еретник, еретьнича, ерекник. В разных локальных традициях по набору признаков и по степени их выраженности образ еретника имеет свои особенности. Так, в нижневычегодской традиции еретьнича [2] – реальная женщина, которая знается с нечистой силой, и может использовать свои сверхъестественные способности, как во вред, так и на пользу людям, и способность наводить порчу на коров / отбирать молоко в Великий четверг будет входить в набор характеристик этого персонажа. Но в то же время указанный признак будет идентичным для вишерского [3] еретника: «Бoжтэ вундэ, мoс пельтэ вундэ. Еретничайтэ, еретникыс сэсся пондас уна мoс лысьтыны, йoв с ёйны. Сылы сэсся еретникыслы йoв пондас воны. […] Сiйе мoссэ тшыкедас, и мoскыдлэн йoлыс быре, сылы сэсся аслыс йoлыс лове. Еретник подрезает хвосты и уши коровам – еретничает, и он будет много коров доить и молоко есть. Ему, еретнику, будет идти молоко. Он наведет порчу на корову, и у коровы молоко пропадет, еретнику будет идти молоко» (Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (ФФ ИЯЛИ), В1114–75).

Объединяющим признаком для всех персонажей является способность наводить порчу на скот в Великий четверг, кроме того, мы можем выделить ряд общих признаков, среди которых: двойственная природа; женская ипостась; способность к оборотничеству; связь с нечистой силой; календарно приуроченная активизация способностей [4] .

Время активизации перечисленных персонажей происходит в канун Великого четверга с наступлением темноты, в полночь, «пока луна на небе». [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Распространено представление, что наводящий порчу превращается в кошку, собаку, мышку, сороку, ворону, и таким образом проникает в хлев через любую щель, закрытые двери, окна или трубу. Единственной преградой, которую, по представлениям, признают сами еретники, является перекрещенный путь. «А еретникъясыд пе шувены, код пo оз крестов, верман пырны мoс дiнас, а код пo кресталас, кoть пе раз кодь oдзесыд, он вермы пырнытэ, кoть пе л ёк oдзес а код пе оз крестов, кoть и бур oдзес, сэтчи пе верман пырны. Еретники говорят, у кого не перекрещено, сможешь проникнуть к корове, а у кого перекрещено, хоть и дверь развалена, не сможешь пройти, хоть и дверь плохая. А если не перекрещено, и через прочную дверь сможешь пройти» (ФФ ИЯЛИ, В1113-44).

В быличках широко распространен сюжет, о том, что хозяин, в указанный выше период, обнаруживает в хлеву метлу / мышь / сороку / кошку / «то ли кошку, то ли собаку» наносит ей увечье, а потом оказывается, что у какой–то женщины проколот бок, сломана рука или нога; или обнаруженный предмет или животное обращается человеческим голосом, с просьбой помиловать. Такие случаи описываются как единственная возможность распознания наводящего порчу.

Действия, перечисленных персонажей, применяемые по отношению к скоту, по современным материалам довольно разнообразны. В ряде текстов характеризуется как порча, нанесение вреда, ущерба: «Мoсъястэ вoлэм керены, сэсся мoсъясыд висьмасны ли мый ли май ли. Наводили порчу (букв. делают) на коров, потом корова заболеет или ещ ё что» [ФФ ИЯЛИ: В1113-44]. «торкены – наводят порчу (букв. нарушить, сбить)», «еретничайтoны – еретничают», «скoтсo тшыкoдoны–ветлoны – ходят–портят скот» [ФФ ИЯЛИ: А1406-8], «омoль вoчoны – плохое делают» [ФФ ИЯЛИ: А1406-8], «мoстэ косьтэны – букв. иссушают корову» (Научный архив Коми НЦ УрО РАН (НА КНЦ), ф.5, оп.2, д.279, л.391). В некоторых текстах определяется как особый магический акт – отмечание животного: «Ыджыд четвергнад мoс пельяс вoлoм пасъялoны. В Великий четверг отмечали уши коровам» [ФФ ИЯЛИ: А1106-22]; «ыжтэ вoлi мыйкекерoмась пасъемась, чудеса диве, еретникыд пасйема. Овцу отметили, вот диво то, еретник отметил» [ФФ ИЯЛИ: В1102-42]. В большинстве текстов указывается как подрезание частей животного: «А мыйсюрo тай шуoны: бoжъяссo пo вундалoны да мoс пельястo пo вундалoны, шуoны, а ме ог тoд мыйла вoчoны. Говорят, всякое делают: отрезают хвосты и уши коров, а для чего, я не знаю» [ФФ ИЯЛИ: А1405-10]; «…ыж пельтo вундалoны – подрезают уши овец» [НА КН, ф.5, оп.2, д.279, л.391.]; «Зайдут, у коровы было уши режут перед Большим четвергом у скотин. Это привычка уже была» [ФФ ИЯЛИ: А1101-36]; «…вундалoны яндзимсo, бoжсo и кодлысь кытi сяммoны. Отрезают репицу, хвост, у кого, где смогут» [ФФ ИЯЛИ: В1506-2].

Сюжет многих быличек составляет описание результатов нанесенных увечий, обнаруженных утром Великого четверга: «Ме тай тoда нин, петiс мамo, мам бoрдo воис, мыйке пе Oндрей пе пыр петав, мoстo пе то мый вoчoмась, сiя ставсo лестукoн вундалoмась, мoс мыйке дорсo да н ёньсo вoлi. Я знаю, вышла мама <в хлев>, вернулась, плачет, ой, давай говорит Андрей выйди, посмотри, что сделали с коровой, разрезали вс ё полосками, около этого <репицы>и вымя» [ФФ ИЯЛИ: А1616-5]. Описывается, что отрезано / отмечено ухо коровы / «отрезано вымя» / «содрана кожа с боку». В силу того, что описанное является результатом магического акта, говорит отсутствие крови на порезе.

Животное, у которого отрезали часть уха, хвоста, вымени или репицы, теряет функциональные характеристики: у коровы уменьшается или теряется удой, снижается жирность молока, а у овец снижается качество шерсти [5] ; заболевает; перестает размножаться; нарушается вод скота. Таким образом, отрезание частей органов животного является способом нанесения порчи. И в каждом конкретном случае (при наименовании действий совершаемых еретником либо другим лицом) название будет зависеть от принципа наименования, т.е. отражается ли способ, цель или результат. Соответственно, «мoс пель пасйoны / мoс пель вундoны / мoс косьтэны / тшыкoдoны – отмечают ухо корове / отрезают ухо корове / иссушают корову / наводят порчу» являются семантически равнозначными. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В большинстве случаев нанесение порчи на скот в Великий четверг рассматривается как форма вредоносной магии, действие, совершаемое с целью нанесения зла: «Ыджыд четвергыс – сiйа мoс пель пасйoны да мыйда. А мыйла пасйoны? […] Мыйoс лёк вoчoны. В Великий четверг отмечали уши коровам, да что да. А для чего отмечали? Чтобы плохое сделать» [ФФ ИЯЛИ: А1104-15]. Распространено представление, что еретники в канун Великого четверга слетаются на совместные сборища, где дают отчет о своей зловредной деятельности, поэтому пытаются максимально использовать указанный период для нанесения зла [6] . Или нечистая сила [7] , которая вселяется в человека и является источником его способностей, и в канун Великого четверга активизируется, подталкивает творить зло [8] .

По другим представлениям отрезание частей органа животного характеризуется как способ порчи животного с целью отбирания молока или других функциональных характеристик. Так, согласно материалам В.П.Налимова [9] , корова, у которой отрезали часть уха в ночь на Великий четверг, начинает давать мало молока, потому что, «по представлениям зырянок» часть молока переходит тому, кто отрезал. Исследователь объясняет данный факт основами «первобытной религии зырян. Женщина, вырезавшая часть уха у коровы, пользуется частью коровы, отсюда вытекает е ё право на часть молока, которое дает эта корова» [10] . В других случаях «пель вундалысь» делает на ухе коровы отметину, и данное действие обозначается как «мoс пель пасйыны – отметить ухо коровы». Семантика данного магического действия исходит от значения глагола, «пасйыны» и обозначает «наложить пометку, сделать знак, который да ёт право на пользование тем предметом, объектом, на котором сделана пометка, знак» [11] .

В современных записях мотив отбирания молока встречается не часто, и в рамках данной работы приведем только два текста, которые достаточно ясно отражают исследуемую тему.

«Еретникыс сiйа тoдыссьыс вобщем торъя, торъя сiйа, сiйа еретничайтэ вoлэм скoттэ пасйены да мыйда. Сэсся Ыджыд лун вовас да Ыджыд Четвергкoд паныд вoлi мoс пельястэ вундаласны, сiйен занимайтчены вoлэм […] Мoс пельсэ вундасны, пасъясны бытте мoссэ тьoткаслысь пыраласны да, сэсся Ыджыд Четвергкoд паныд сiйе кытшовтасны, мoс пель торсэ oшласны, да еретникъясыслэн налэн сэтче вoлэм вый виялэ. […] Гортас нувасны да oшлэны вoлэм сiйе сэсся дозйе вый виялэ вoлэм. Сiйа еретникыс тoдыссьыс вобщем торъялэ. Еретникыс пе сiйа верме пoртчыны гoлике, кoлуйей, катшай, ракай, мый думайтас – сiйей пе, сiйа пе и лове. Еретник – он отличается от знающего, они еретничали – метили скот да что да. Потом придет Пасха, и в канун Великого четверга подрезали уши коровам, вот этим занимались. Отрежут ухо корове, будто отметят корову у тетки, проникнув <в хлев>, в канун Великого четверга обойдут, подвесят подрезанные уши коров и у еретников оттуда масло капает. Унесут домой, подвесят и оттуда в мисочку капает масло. В общем еретник отличается от знающего. Еретник, говорят, может превращаться в метлу, одежду, сороку, ворону – в кого задумает, в того и превратится» [ФФ ИЯЛИ: В1103-26]. Согласно данному тексту «мoс пель вундoм – отрезание уха коровы» и «скoт пасйoм – отмечание скота» представляют единое действие, в котором второе является результатом первого: отрезая кончик уха еретник оставляет на животном знак о своей собственности. И кончик уха коровы, полученный в результате совершенного магического акта, символизирует животное, и по принципу парциальной магии, позволяет владеть животным в целом. По сообщению информанта, «еретнику капает масло», что является символом жирности молока, соответственно отрезание уха коровы в ночь на Великий четверг рассматривается как способ перенимания жирности молока.

Согласно следующему тексту отрезание ушей и хвостов коров в ночь на Великий четверг расценивается как порча с целью отбирания молока. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

«Бoжтэ вундэ, мoс пельтэ вундэ. […] Еретничайтэ, еретникыс сэсся пондас уна мoс лысьтыны, йoв с ёйны. Сылы сэсся еретникыслы йoв пондас воны. […] Сiйе мoссэ тшыкедас, и мoскыдлэн йoлыс быре, сылы сэсся аслыс йoлыс лове. […] С ёр костэ пе, […] Сэтчи пе ведра, кык ведра лoсьoдoмась, да бытте пе мoс лысьтэ. «Тoлo Сюруш, тoлo Серед, тoлo Калюш», только пе йoлыс бызге. […] ог тoд, мый лысьтэ, ачыс пе кык с ёр костас. Мoс нимъяссэ шувалэ, […] да мoссэ лысьтэ, да йoлыс пе дзизге ведраас. <Еретник>отрезает хвост, ухо корове. Еретничает, и ертник будет много коров доить, молоко есть. Ему еретнику будет молоко идти. Он испортит корову, и у коровы молоко пропадет, молоко будет ему <еретнику>. Говорят <садиться>между грядками, ставит два ведра, и будто корову доит: «Тoлo Сюруш, тoлo Серед, тoлo Калюш [12] », а молоко только и льется. Не знаю, что доит, сам между грядками <сидит>. Перебирает клички коров, и доит, молоко льется в ведро» [ФФ ИЯЛИ: В1114-75]. Основной мотив – имитирование доения между грядками [13] выступает как способ отбирания молока, которое стало возможным после отрезания уха коровы или хвоста, оставив на корове свой след и завладев частью животного.

Встречается представление о том, что в ночь на Страстной четверг «еретницы, обернувшись сороками, проникают в хлев и доят коров, а затем вешают пустое ведро на кол, угол забора или поленницу и, упомянув имя хозяйки, трижды произносят: «Йoлыс – вылыс – меным, кoзяйкалы – лoз ва [14] . – Молоко – сливки мне, хозяйке – синяя вода» [15] . В данном обряде цель выражена приговоре, соответственно причисляется к способам отбирания молока.

В некоторых текстах действия наводящего порчу определяются как обход на мялке или полет на метле. «Няръяннас сiйo пo бара ветлoны еретникъяс, няръян вылас пуксясны да. […] Ыджыд Четверг лун паныдыс. Няръян вылас пo вожасясны да картаысь карта скoтсo тшыкoдoны–ветлoны. На мялке еретники ездят, сядут на мялку и ездят. В канун Великого четверга сядут на мялку и ходят–портят скот из хлева в хлев» [ФФ ИЯЛИ: А1406-8]. «Амин аддзылoма, гoлик вылын пo ветлo Бредз Паш гoтырыд, пуксьoма да Страшнoй Четвергкoд водзча. Амина видела, что жена Бредз Паши в ночь на Великий четверг ездила на метле» (НА КНЦ, ф.5, оп.2, д.279, л.391). А в славянской культуре обход или объезд хлева на каком–либо хозяйственном орудии практиковался ведьмой или колдуном в целях отбирания молока [16] .

Таким образом, мотив наведения порчи на животных наиболее ярко характеризует особенности обрядового поведения Великого четверга в коми традиции. Вокруг этого мотива группируется большой комплекс ритуально–магических действий, направленных на предотвращение порчи, изгнание наводящего порчу, оберегание животного. В качестве наиболее типичных способов предотвращения этого опасного события выступают следующие: перекрещивание всех входов и выходов хлева, прочтение заговоров, окружение хлева магическим кругом, подкладывание можжевеловых веток, перекрещивание животного, обсыпание солью, обмазывание экскрементами вымени коровы. В каждом отдельном случае (при описывании варианта обряда исполнителем) совершалось либо одно действие (закрещивание дверей) либо они могли накладываться друг на друга (закрещивание с прочтением заговора) и/или производились последовательно друг за другом, тем самым, усиливая или удваивая семантику оберега.

  • [1] Налимов В.П. Материалы по этнографии зырян и пермяков // Архив Финно–угорского Общества. Хельсинки,1908. Suomalais-Ugrilainen Seura. I. 1, 38. (CD-Rom. Где ты живешь: Гипермедиа энциклопедия. Сыктывкар, 2006).
  • [2] Тогда как по отношению к мужчине будет применятся еретник. В коми языке нет категории рода, и в большинстве случаев еретник применяется по отношению и к мужчинам, и женщинам.
  • [3] Одна из микролокальных традиций коми.
  • [4] По характерным признакам персонаж близок к славянской ведьме. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. С.230–245.
  • [5] У коми овцы разводились в основном для получения шерсти.
  • [6] Подобный сюжет лежит в основе многих нижневычегодских, прилузских, сысольских устных рассказов.
  • [7] В некоторых случаях указывается как «шева».
  • [8] Мотив зафиксирован в верхневычегодской традиции.
  • [9] В.П.Налимов (1879–1939) выдающийся собиратель и исследователь традиционной культуры коми. Собранные им материалы и исследования по этнографии народов коми, хранятся в Архиве Финно-Угорского общества в Финляндии. Одна из рукописных тетрадей озаглавлена «Пель вундалысь» (букв. «режущий ухо») [1.1.38.2.], в котором связным текстом изложены представления коми об особом виде колдовства.
  • [10] Налимов В.П. Материалы по этнографии зырян и пермяков. С.2–3.
  • [11] Там же. С.4.
  • [12] Тoлo – возглас, восклицание корове обозначающее просьбу стоять спокойно при доении, остановиться. Перечислены клички коров: Сюруш (букв. Рогатая), Серед (букв. Рябая), Калюш (букв. Белоголовая)
  • [13] Грядки определяют границу между мужской и женской частями традиционного жилища коми, и в представлениях наделены статусом пограничного.
  • [14] Выделение курсивом – наше.
  • [15] Кудряшова В. М. Заговоры народа коми // Общее и особенное в жанрах коми фольклора и литературы. Труды Института языка, литературы и истории. Сыктывкар, 1991. Вып.48. С. 34–45, 39.
  • [16] Левкиевская Е.Е. Отбирание молока // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М., 2004. Т.3. С.584–588.
  • // Рябининские чтения – 2007
    Отв. ред Т.Г.Иванова
    Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

    Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

    Тот, кто живет в сельской местности, обычно хорошо знает, что такое бруцеллёз, так как заражаются им чаще всего от мелкого и крупного рогатого скота и свиней. Заразиться бруцеллёзом несложно, а вот вылечиться — это проблема, особенно при поражении опорно-двигательного аппарата. Поэтому в данном случае лучше всего принимать профилактические меры, предупреждающие возможное заражение.

    Бруцеллёз — это инфекционное заболевание, вызываемое бактериями рода Brucella. Эта инфекция поражает, главным образом, животных, в том числе коз, овец, верблюдов, свиней, лосей, оленей, крупный рогатый скот и собак. У людей бруцеллёз развивается при контакте с зараженными животными или с продуктами из молока или мяса зараженных животных. Данное заболевание у человека характеризуется поражением многих систем жизнеобеспечения, нарушением функций сосудистой, пищеварительной, мочеполовой систем и системы воспроизводства.

    История бруцеллёза

    Первое описание бруцеллёза было сделано Гиппократом более 2000 лет назад. Первое научное описание бруцеллёза было сделано в 1861 году английским военным врачом Мэрстоном. В 1887 году британский врач Дэвид Брюс выделил микроорганизм, вызывающий бруцеллёз, у нескольких зараженных пациентов на острове Мальта. Широкое распространение среди людей отмечалось в 18 и 19 веках в странах, расположенных в бассейне Средиземного моря.

    На протяжении своей истории у этой болезни было много разных названий, в том числе мальтийская и средиземноморская лихорадка, а также волнообразная лихорадка (благодаря рецидивирующему характеру лихорадки, возникающей во время болезни).

    В1897 г. датские ученые Банг и Стриболд установили, что массовые аборты у коров вызывает микроорганизм, названные B. abortus bovis. В 1914 г. Траум обнаружил очень сходный микроорганизм, названный Br. abortus suis, при массовых абортах у свиней.

    Для диагностики бруцеллеза в 1897 г. Райтом была предложена серологическая реакция агглютинации, а в 1922 г. Берне разработал внутрикожную аллергическую пробу, облегчающую распознавание болезни.

    Долгое время мальтийская лихорадка у людей и массовые аборты у домашних животных считались самостоятельными заболеваниями. В 1918 – 1920 гг. Ивенс, Мейер и Фезье, изучая биологические свойства возбудителя мальтийской лихорадки и массовых абортов у крупного рогатого скота, обнаружили их чрезвычайную близость. Эти исследования явились основанием объединить указанных возбудителей, в том числе и возбудителя массовых абортов у свиней, в одну родовую группу под наименованием Brucella (в честь Брюса), а вызываемые ими заболевания именовать бруцеллезом.

    В России начало изучения бруцеллёза было положено работами Е. И. Марциновского (1911), но детальному изучению заболевание подверглось в различных местностях СССР лишь с 1935 г. Большой вклад в изучение бруцеллёза сельскохозяйственных животных внесли отечественные ученые: С. Н. Вышелесский, П. Ф. Здродовский, П. А. Вершилова, М. К. Юсковец, Е. С. Орлов, Р. А. Цион, А. П. Бессонов и др. Были всесторонне изучены биологические свойства возбудителя, усовершенствованы методы диагностики, показаны значение в борьбе с бруцеллезом вакцинальной профилактики и пути ее совершенствования.

    В середине двадцатого века в США бактерию Brucella научились использовать в качестве биологического оружия. В 1969 году президент Никсон запретил такое применение бруцеллеза.

    Как передается бруцеллёз?

    Наиболее часто бруцеллёзом болеют домашние животные (козы, овцы, коровы, свиньи), при этом у животных наблюдаются аборты и рождение мертвого плода. Бруцеллы выделяются в окружающую среду с молоком, мочой больных животных и отделяемым матки (во время аборта). Возбудители бруцеллёза также содержатся в мясе больных животных.

    Бруцеллёз передается от животных человеку несколькими путями. В организм человека бруцеллы проникают через слизистые оболочки пищеварительного и дыхательного тракта, а также через поврежденную кожу (ссадины, царапины). Человек заражается бруцеллёзом при употреблении сырого молока от больных животных и приготовленных из него молочных продуктов (сыр, масло, творог, брынза), а также недостаточно проваренного и прожаренного мяса. Заражение может произойти и на производстве, связанном с обработкой кожи и шерсти, а также при уходе за больными животными и через предметы, зараженные их выделениями. Наиболее часто болеют доярки, телятницы, пастухи, чабаны, ветеринарные работники, зоотехники, работники скотобоен, персонала лабораторий, где изучают животных, фермеры и пастухи.

    Наконец, случайная инъекция вакцины против Brucella abortus, предназначенной для скота, тоже может вызвать бруцеллез у человека. Передача бруцеллеза от человека к человеку очень редка и может случиться при сексуальном контакте или при кормлении грудью.

    Возбудители бруцеллёза — бактерии рода бруцелла — хорошо переносят низкие температуры и замораживание, в воде сохраняются до 5 мес, в почве — 3 мес. и более, в коровьем молоке — до 45 дней, в брынзе — до 60 дней, в масле, сливках, простокваше и свежих сырах — в течение всего периода их пищевой ценности; в замороженном мясе — св. 5 мес, в засоленных шкурах — 2 мес, в шерсти — до 3—4 мес. При кипячении и пастеризации молока бруцеллы погибают. Дезинфицирующие средства убивают бактерии в течение нескольких минут.

    В связи с вышеизложенным хочется обратить внимание граждан, что при покупки продукции животного происхождения на рынке вы имеете право попросить у продавца или владельца продукции непромышленной выработки заключение (экспертный талон) государственной ветеринарной службы, свидетельствующее что продукция была подвергнута ветеринарной санитарной экспертизе и получена от здоровых животных. В случае отсутствия у продавца данного заключения (экспертного талона), гражданину необходимо сообщить об этом в администрацию рынка и ветеринарным специалистам лаборатории ветеринарной санитарной экспертизы, располагающейся на данном рынке.

    Клинические признаки бруцеллёза у крупного рогатого скота

    Длительность инкубационного периода 2 – 3 недели. Первым показателем развившегося инфекционного процесса служит появление в крови инфицированных животных агглютининов в постепенно нарастающих титрах.

    У коров основным клиническим признаком бруцеллеза является аборт и реже рождение нежизнеспособного приплода. Коровы, заразившиеся до покрытия, в большинстве случаев приносят нормальный приплод. Аборт чаще всего происходит на 5 – 8-м месяце. За 1 – 2 дня до наступления аборта у коров отмечается припухание наружных половых органов, выделение из влагалища бесцветной или буроватой жидкости и набухание вымени. После аборта происходит задержка последа и развивается эндометрит, сопровождающийся обильными слизисто-гнойными или гнойно-фибринозными выделениями. При тяжело протекающем эндометрите повышается температура тела, снижаются удои, отмечается потеря веса, убыстряется СОЭ; умеренный лейкоцитоз. Эндометритам нередко сопутствуют серозные или серозно-катаральные маститы. В процессе могут вовлекаться яичники и фаллопиевы трубы, что приводит к нарушению полового цикла и временному или стойкому бесплодию.

    У отдельных животных в связи с абортом или независимо от него можно наблюдать развитие серозных бурситов или серофибринозных артритов. Последние в большинстве случаев возникают в суставах передних конечностей — запястном, путовом, коленном, локтевом. У быков бруцеллез, хотя и редко, сопровождается развитием орхитов и эпидидимитов.

    Лабораторная диагностика бруцеллеза основана на результатах бактериологического и серологического исследований. Бактериологическое исследование в основном применяют при первичной постановке диагноза на бруцеллез в ранее благополучных хозяйствах.

    В лабораторию направляются пробы крови (сыворотки) для серологического исследования, абортивный плод с плодными оболочками, околоплодную жидкость, истечения из родовых путей или желудок плода, кусочки печени, селезенки, пробы молока (последние порции). При убое животных берут паренхиматозные органы, лимфатические узлы, пораженные суставы, у самцов — семенники. Объектом исследования могут быть молочные продукты (брынза, сыр, масло), объекты внешней среды.

    При массовых диагностических исследованиях ставят пробирочную РА, роз бенгал пробу (РА на стекле), РСК, РДСК, кольцевую реакцию с молоком (КР). Диагностикумы для этих исследований, а также бруцеллин ВИЭВ для аллергической диагностики готовятся на Щелковском биокомбинате.

    Для специфической профилактики бруцеллеза ФГУП «Щелковский биокомбинат» выпускает живые сухие вакцины из штамма B. abortus 19, 82 и 75/79-АВ; инактивированную адъювант — вакцину из штамма B. abortus КВ 17/100.

    Симптомы бруцеллеза у людей

    Инкубационный период (скрытый) продолжается от одной недели до нескольких месяцев, чаще 1—3 недели бруцеллёз характеризуется многообразием клинических симптомов; течение его может быть различной степени тяжести. Заболевание начинается постепенно: появляются недомогание, бессонница, иногда раздражительность, головная боль, боли в мышцах и суставах, снижается аппетит, температура повышается до 37,1—37,3°. Чаще бруцеллёз начинается остро: температура повышается до 39— 40°, появляются озноб, слабость, обильное потоотделение, резкие боли в мышцах, тугоподвижность и боли в суставах. Характерно поражение кровеносных сосудов, нервной системы и костносуставного аппарата, иногда могут быть психические расстройства. Болезнь длится в среднем 3 мес, но может затягиваться до 1—2 лет и более. Стойкие остаточные явления после перенесенного бруцеллёза могут привести к инвалидности. У беременных женщин при бруцеллёзе возможен самопроизвольный выкидыш.

    Бруцеллёз чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Соотношение полов 5 к 2-3 в эндемических зонах.

    При длительном исследовании наблюдается повышенный уровень заболеваемости у людей в возрасте от 30 до 50 лет.

    Бруцеллез у детей составляет 3-10% от общего числа заболевших, в большей мере распространен в эндемических зонах.

    У пожилых людей болезнь часто переходит в хроническую форму.

    В целом, при своевременном лечении и правильном назначении антибиотиков, прогноз для пациента с бруцеллёзом очень оптимистичный. Уровень смертности от этого заболевания низок — меньше 2%.

    Как проводится профилактика бруцеллеза

    Сочетает ряд ветеринарных и медико-санитарных мероприятий. Своевременное исследование в лаборатории проб крови от животных на бруцеллёз. В хозяйствах обязательно обособляют животных, больных бруцеллёзом. Их забой с последующей переработкой мяса на консервы должен сопровождаться автоклавированием. Мясо можно употреблять и пищу после его варки небольшими кусками в течение 3 часов или посолке с выдерживанием в рассоле не менее 70 дней. Молоко от коров и коз в местности, где есть случаи заболевания крупного и мелкого скота, можно употреблять только после кипячения. Все молочные продукты (простокваша, творог, кефир, сливки, масло) следует готовить из пастеризованного молока. Брынзу, приготовленную из овечьего молока, выдерживают в течение 70 дней.

    Для профилактики профессиональных заражений при уходе за больными животными необходимо соблюдать все меры предосторожности (носить резиновые сапоги, перчатки, специальные халаты, фартуки). Абортированный плод животного закапывают в яму на глубину 2 м, засыпают известью, помещение дезинфицируют. В борьбе с распространением бруцеллеза важную роль играют прививки среди животных специальными вакцинами. Иммунизация людей имеет ограниченное значение среди других профилактических мероприятий.