Сосуд голова быка

А лфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Краснофигурный ритон в виде головы быка. Москва, ГМИИ

Апулия, Южная Италия. Последняя четверть IV в. до н.э.

Глина, черный лак, желтовато-белая краска

В. 21,5; O венчика 10

мелкие сбои и потертости

до 1834 – коллекция Пиццати; 1834–1929 – Государственный Эрмитаж; до 1932 – Государственный музей керамики «Кусково»; с 1932 – ГМИИ

Stephani, 1869. Vol. I. P. 200, no. 418; Trendall, Cambitoglou , 1982. Vol. II. P. 852, no. 520; Античная расписная керамика, 1985. № 66 (128–129); Лосева, Сидорова , 1988. С. 209, рис. 197–199; CVA Pushkin Museum 2, 1997. Pl. 30, 1–2

Гончары Апулии любили необычные формы ваз, нередко сложные, дополненные рельефными или скульптурными деталями. Примером тому могут служить ритоны – сосуды, своими очертаниями напоминающие рог животного. Особую популярность они приобретают в последней трети IV в. до н.э. Нижняя часть апулийского ритона обычно оттиснута в специальной форме в виде головы какого-либо животного – оленя, быка, лошади, собаки, реже – волка, лисицы, пантеры; встречаются также изображения грифона. Роспись сосредоточена на верхней цилиндрической или чашеобразной части сосуда. Как правило, это фигура Эрота, Ники или женская голова – мотивы, типичные для декора небольших апулийских ваз второй половины IV в. до н.э.

Московский ритон выполнен в виде головы быка. Последняя сплошь покрыта черным лаком, шерсть на лбу тщательно проработана насечками, глаза раскрашены. Верхняя часть сосуда имеет удлиненную форму и расписана. Изображен Эрот с гроздью винограда и веткой растения в руках. С обеих сторон фигуру обрамляют большие пальметты с усиками и отдельными лепестками. Основной рисунок исполнен черным лаком линиями разной плотности и длины, а многочисленные детали росписи – украшения Эрота, перья его крыльев, ягоды винограда – выделены желтовато-белой краской. Подобное сочетание белой краски и жидкого лака коричневато-желтых оттенков с блестящим черным лаком фона и красноватым тоном глины делает ритон и подобные ему сосуды особенно яркими и нарядными.

Роспись московского ритона исполнена одним из безымянных вазописцев, работавших бок о бок с двумя ведущими апулийскими художниками третьей четверти IV в. до н.э. – мастером Патеры и мастером Ганимеда. Оба они расписывали монументальные вазы, преимущественно волютные кратеры и амфоры с изображениями надгробия – стелы или эдикулы, окруженной пришедшими на могилу, или сценами из мифов 1 . Им помогали многочисленные мастера и подмастерья, которые также расписывали небольшие сосуды – ойнохои, канфары, ритоны, изготавливавшиеся в большом числе.

Выбор апулийскими мастерами фигуры Эрота или женской головы для расписной части ритона, равно как и головы или полуфигуры животного для нижней, рельефной, был самым непосредственным образом связан с назначением сосуда. Уже в ранний период своего существования (с III тыс. до н.э.) бронзовые, серебряные или золотые ритоны используются в различных культовых церемониях. В классическую эпоху (V–IV вв. до н.э.) ритон ассоциируется с Дионисом, занимает важное место в ритуалах почитания героев, а затем и умерших 2 . Не случайно большинство сосудов этого типа, как в Аттике, так и в Южной Италии, найдено в погребениях.

Как вы можете заметить, «Ритон в форме головы быка» — это чудесное произведение. Он был изготовлен примерно в XVI веке до нашей эры и находился в одной из царских гробниц в Микенах вместе с исключительно роскошной погребальной утварью. Такое богатство местных царей-воителей соответствует определению Гомера, который назвал Микены «златообильными».

Ритон — это бокал, который характеризуется тем, что его нельзя поставить, учитывая, что у него нет ножки, а также тем, что в его нижней части имеется отверстие, поэтому нужно выпивать содержащуюся в нем жидкость до последней капли. В древности такие бокалы часто выполнялись в форме рога или в форме головы животного.

Как вы уже, наверное, поняли, речь не идет о предмете повседневного обихода: он использовался только в особых случаях, так как имел ритуальный характер. Ритон, который находится перед вами, без всякого сомнения, принадлежал представителю знати, культивировавшей такие аристократические ценности, как охота и война. Если подумать, то ритон после наполнения требовалось сразу осушить, что, следовательно, приводило к опьянению.

Рога, розетка на лбу, глаза и морда быка покрыты слоем позолоты, возможно, чтобы напомнить о микенском обычае золотить рога быков, предназначенных для жертвоприношения. Культ быка, символизирующий физическую силу, подтвержден многочисленными свидетельствами в греческом мире, существовавшем 3500 лет назад. На сохранившихся фресках Кносского дворца на острове Крит изображены акробаты, устраивающие опасные игры с гигантским быком, а различные дворцовые сооружения были украшены величественными каменными рогами.

В этом зале я также рекомендую вам обратить внимание на «Кубки из Вафио», целиком выполненные из золота. На них с несравненным мастерством изображена сцена ловли диких быков. Один из быков угодил в сеть. Другой бык топчет одного охотника и протыкает рогом второго с дикой яростью, переданной художником с поразительным реализмом.

Любопытный факт: знаете ли вы, из чего в древности, до изобретения стекла и керамики, делали обычные стаканы? Из обработанного полого рога животных. Именно эти древние сосуды и являются предшественниками ритона в форме головы быка.

Читайте так же:

  • Доильный аппарат аду 03 Аппарат доильный унифицированный АДУ-1 — предназначен для машинного доения коров на всех типах отечественных доильных установок. Он выпускается в двух- и трехтактном исполнении. Аппарат […]
  • Самые лучшие коровы Черно-белые, бурые, молчаливые, мычащие. Абсолютно все молочные – но еще не коровы, а нетели, потому что ещёр не рожали. В Энколово стартует не совсем обычный аукцион – здесь в роли лотов […]
  • Инструкция по искусственному осеменению коров Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения […]
  • Ушиб у коровы Ушиб (contusio) – это повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи или слизистой оболочки вследствие воздействия механической силы. В зависимости от силы воздействия и […]
  • Строение кисти коровы СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА ТРЕТЬЕГО ЗВЕНА КОНЕЧНОСТЕЙ — АВТОПОДИЯ На грудной конечности третье звено конечностей (автоподий) называется кисть — manus (рис. 66), на тазовой — стопа — pes (рис. 67). […]
  • Мазь буренка для коров Облегчает процесс доения. 88 руб. Код товара: maz-burenka Варианты доставки: 1) Почта России 2) ТК Деловые линии 3) Доставка курьером по Москве 4) Самовывоз г. Железнодорожный (м. […]

Древний священный сосуд с острова Крит.
Камень (чёрный стеатит), золото. Глаза из горного хрусталя.
16 век до нашей эры, то есть ему 3600 лет.
Он послужил художнику Серову прообразом быка-Зевса.
Критская керамика относится к числу наиболее художественных произведений мира, в орнаменте присутствуют абстрактные криволинейные и растительные мотивы, а также морские пейзажи. Из камня вырезались сосуды, статуэтки и прекрасные печати. Высокий уровень достигнут в обработке бронзы и золота.
Расцвету Эллады предшествовала роскошная и загадочная цивилизация, существовавшая на острове Крит в третьем и начале второго тысячелетии до н.э. Эта цивилизация (и культура) названа минойской — по имени легендарного царя критян — Миноса.
Великолепие минойской культуры поражает даже современного человека. Хотя многие ее признаки зарождаются в Анатолии, Египте и Сирии, критская цивилизация не только представляет самостоятельное явление, но во многом превосходит своих современников где бы то ни было. Минойские дворцы прекрасно устроены, оборудованы системой канализации, в целом архитекторы стремились к тому, чтобы сделать жизнь удобнее, а не к показному великолепию. В то же время стены дворцов украшены обильными росписями. Роскошь проявлялась и в крупных городских домах и не была привилегией царских резиденций.

Лично меня потрясает хорошая сохранность ритона, так как он сделан из очень мягкого материала.

В начале лета 2017 года фонды Анапского музея пополнила коллекция археологических находок из раскопок античной сельскохозяйственной усадьбы в Джемете. Это более 200 предметов античного времени, среди которых и медные монеты Боспорского царства IV – II века до н.э., клейма на амфорных ручках и черепицах, каменные зернотёрки, керамические сосуды и терракотовые статуэтки.

Самая заметная из находок – эллинистическая фигурная курильница в виде лежащего быка.
Начиная с раннего времени глиняные статуэтки отражали определённые верования, связанные с различными культами, главным образом плодородия. Глиняные фигурки служили приношением в храм, на домашний алтарь, сопровождали погребение.

В греческой религии были приняты приношения божествам разных даров – плодов, фруктов, всевозможных предметов утвари украшений, посуды, жертвенных животных. Часто эти реальные дары заменялись их терракотовыми изображениями: на алтарь божества возлагались не живой поросёнок, петух, не свежие хлебцы или плоды, а их терракотовые изображения, имеющие назначение бескровной жертвы богам. Это было и проще, и дешевле и могло, по представлению древних, удовлетворить божество.

Изображения животных были излюбленными мотивами в коропластике классического периода: изображались обезьяны, петухи, лошади, быки, орлы и прочее.

Быки относятся к тем животным, упоминание о которых можно наиболее часто встретить в древних мифах, легендах и сказаниях. У многих народов бык воспринимался как символ силы и плодородия.

В античной мифологии Зевс, царь богов, неоднократно принимал облик быка. Например, в мифе о похищении Европы. Бога растительности и виноделия Диониса также нередко изображали в образе быка. О значении быка в культе Диониса и Деметры – богини плодородия, писали многие древние авторы. Властелин же морей Посейдон носил бычьи рога. Самый популярный вид спорта у минойцев Крита – церемония прыжков через быка, где спортсмены хватали животное за рога и делали сложное сальто вдоль всего тела животного. Одним из ритуальных испытаний для претендента на царский престол в Минойской Греции был бой с быком, а позднее — с человеком-быком, Минотавром.

В греческой мифологии Минотавр — одно из самых известных чудовищ. Этот полубык-получеловек жил на острове Крит во времена царя Миноса, сына Зевса и похищенной Европы. Согласно мифу, Посейдон по просьбе Миноса прислал тому белоснежного быка для жертвоприношения морскому владыке. Но невероятная красота быка настолько потрясла Миноса, что тот отправил на заклание для Посейдона другое животное. Разгневанный Посейдон жестоко отомстил Миносу, наслав на него страшное бесчестие – у его жены Пасифаи родился ребенок — полубык-получеловек. Он был прозван Минотавром, что означало «бык Миноса». Минос, чтобы скрыть бесчестье, велел своим слугам построить дворец с многочисленными запутанными ходами и комнатами, из которого невозможно было выбраться. Там он и поселил Минотавра.

Древние греки верили также и в то, что Троя и Антиохия были основаны в местах, выбранных священными коровами.

Терракотовая статуэтка, пополнившая коллекцию Анапского археологического музея изображает быка, лежащего на правом боку. Она явно штампованная, полая. Фигура быка массивная и объёмная. Толстые рога направлены наискось вверх, большие уши торчат под рогами в стороны. Голова и шея моделированы очень детально. Впрочем, хотя торс и отделан более суммарно, отчётливо видны три ноги лежащего в спокойной позе животного, копыта и хвост с «метёлкой» на конце. В центральной части спины быка расположена коническая чаша на ножке. Поверхность чаши украшена рельефным орнаментом в виде лепестков.

Находки стилистически близких терракотовых статуэток быков были известны ранее в Ольвии.
Что касается конической чаши, расположенной на спине быка и служившей, скорее всего, для возлияний или возжигания ритуальных благовоний, то подобный сосуд имеется в полуфигуре Деметры, найденной в Ольвии, головной убор которой, калаф, имеет форму чашечки в виде такого же конического сосуда.

Боспор – античное наименование Керченского пролива. В древнегреческих источниках встречаются упоминания о том, что скифы перегоняли крупный рогатый скот через мелководный пролив, который назывался в античное время Боспор, то есть «бычий брод». Слово Боспор и стало названием государства, основанного греками в Северном Причерноморье.

В экспозиции Анапского археологического музея уже есть экспонаты, так или иначе связанные с быком. Это и изображение быка на гривне – символе власти одного из правителей Горгиппии Неокла. Это и прекрасный ритон – сосуд для вина, выполненный в виде головы быка. Это и чернолаковый сосуд VI века до н.э. с изображением быка, идущего на водопой.

На сегодняшний день терракоту в виде быка, как и несколько других новых поступлений, можно увидеть в экспозиции музея.

? Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания а также в рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;

? Лицензия Печать в частных целях разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и для печати для личного использования тиражом не более пяти экземпляров.

Размер оригинала: 2133 ? 3200 пикс. (6.8 Мп)

Указанная в таблице цена складывается из стоимости лицензии на использование изображения (75% полной стоимости) и стоимости услуг фотобанка (25% полной стоимости). Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и в конечных документах (договорах, актах, реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi. Купленные файлы предоставляются в формате JPEG.

? Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

* Пакеты изображений дают значительную экономию при покупке большого числа работ (подробнее)

Размер оригинала: 2433 ? 3650 пикс. (8.9 Мп)

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их покупки. Любое иное использование (в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк) запрещено и преследуется по закону.