Скороговорки у быка была губа

Нам очень интересны Ваши отзыва и комментарии

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования.Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию,

но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про крупу да про подкрупки.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

От топота копыт пыль по полю летит.

(повторять несколько раз, увеличивая темп)

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Бык, бык, тупогуб.

У быка бела губа была тупа.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

что все скороговорки перевыскороговорит,

но, раскороговорившись, выскороговаривал,

Читайте так же:

  • Сколько было коров у юсси За спичками Мосфильм, 1980 г. Вопрос: куда в шутку собрались уехать друзья Антти и Юсси? Ответ: в Америку. — Эй, постойте! Куда вы? — Скажи, что в Америку едем. — Юсси в Америку едет. А […]
  • Быки коровы живым весом Продажа скота, КРС живым весом Информация Описание: -Закуп молодняка КРС,выращивание, реализация 2 площадки Новосибирская Область и Алтайский край. -Информационные услуги (сбор и […]
  • Средний надой молока с одной коровы К 2025 году объемы производства молока в России должны достигнуть примерно 34 млн т, сказал «Интерфаксу» директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Харон […]
  • Кровь в моче теленка Главная Вопросы и ответы Животные: общие вопросы Для начала нужно определиться, действительно ли у коровы кровь в моче. Моча приобретает красный цвет, если, например, корову постоянно […]
  • Ожирение у коров Ожирение (adipositas) – заболевание, при котором в организме накапливается избыток жира, отлагающийся в подкожной клетчатке и других тканях, а также значительным увеличением живой […]
  • Когда лучше брать теленка на откорм Автор Сергун, 22 марта, 2015 в КРС Рекомендуемые сообщения Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь Вы должны быть пользователем, чтобы оставить […]

что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь!

Подворотничок с подвыпердвертом

Не тот товарищи товарищу товарищ,

кто при товарище товарищу товарищ,

А тот товарищи товарищу товарищ,

кто без товарища товарищу товарищ.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Дыбра — это животное в дебрях тундры,

Вроде бобра и выдры,

Враг кобры и пудры,

Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!

Скороговорки

Комментарии

№ 69
Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Вроде бы с дефисом логичнее выглядит, как в № 236:
Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. Лигурийцы регулировщика ругали.

№ 317
Дыбра — это животное в дебрях тундры(,) вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

Надо: «тибрит».
Запятая в скобках (после «тундры») не нужна.

№ 307
В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем.

В интернете есть более логичный вариант:
В словарях рылись варвары, вырывали слова с корнем.

№ 207
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

№ 176
Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

Надо:
Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.

Еще:
№ 170
В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

Надо:
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Ну, сегодня народ массово катает ваш словарик, некоторые заметили опечатки.
Кстати, ышшо одна!

№ 158
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскоговоришь.

Надо:
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь.

№ 60
Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

После «Про какие про покупки» вопросительный знак просится.

Респект автору за оперативную реакцию на критику.
Но кое-что просочилось!

№ 50
Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался.

Надо:
Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.» в других словарях:

СКОРОГОВОРКИ — Около ямы три хвоя вялы; на хвой стану, хвой достану. Около кола три хвоя вьются. Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку. Выдерни лычко из под кочедычка. Лычко из под кочедычка. Сенька везенька, вези бабу… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Малые жанры фольклора — Малые жанры фольклора это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.… … Википедия

Центр раннего развития «Твоє Майбутнє»

53 скороговорки для правильной и красивой речи.

Скороговорка — это короткая фраза с искусственно усложнённой артикуляцией, содержащая сложные для произношения сочетания звуков.
Как правильно работать со скороговоркой?
Во-первых, ни в коем случае не стараться произнести ее сразу быстро.
Сначала осваиваем скороговорку в медленном темпе, читая ее буквально по слогам, затем переходим на средний темп, и только освоив его, произносим скороговорку с ускорением.
Очень хорошее упражнение — не просто читать скороговорку, а поставить задачу, например: дать указание, поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, т.е. использовать разные интонации при чтении.
Еще один вариант, произнося скороговорку, подключить движение: приседать, боксировать, танцевать, прыгать и т.д.
Можно также слова скороговорки положить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.
Главное, подходить к этому творчески, и тогда все получится!

1. Гонец с галер сгорел.
2. Осип охрип, а Архип осип.
3. Течёт речка, печет печка.
4. Жил-был жук, жук жил-был.
5. Рододендроны из дендрария.
6. Ваш гость у нас унёс трость.
7. Покупая попугая, не пугайте попугая,
Не пугайте попугая, попугая покупая!
8. Это ты, Илья, или я, Илья?
9. Ваня – вон из бани!
10. Мишки гризли мышку грызли, но не загрызли мышку гризли
11. Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.
12. Бежит кошка по небу, догоню да пойму.
13. Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!
14. Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
15. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
16. Бык тупогуб, у быка губа тупа.
17. В один, Клим, клин колоти.
18. Выдерни лычко из-под кочедычка.
19. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
20. Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
21. Из-под кислого молока, из-под простокваши.
22. Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
23. Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.
24. Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
25. Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.
26. Летят три пичужки, через три пусты избушки.
27. Лычко из-под кочедычка.
28. На семеры сани, по семеры в сани.
29. На улице с лаптем, с девятериком — нам не до лаптей, не до девятериков.
30. Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
31. Около кола три хвоя вьются.
32. Около ямы три хвоя вялы; на хвои стану, хвои достану.
33. От топота копыт пыль по полю летит.
34. Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
35. По двору, подворью, в добром здоровье.
36. По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.
37. Ползет глиста по шесточку, глони, глиста, песочку!
38. Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.
39. Рыла свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
40. Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
41. Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
42. Семь те стрел каленых, страшилище.
43. Сенька везенька, вези бабу на санках: санки скок, Сеньку в лоб.
44. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
45. Сшит колпак, вязен колпак, да не поколпаковски.
46. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.
47. Сыворотка из-под простокваши.
48. У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
49. Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!
50. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
51. Худ идет на гору, худ едет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом, железным прутом.
52. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
53. Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.

Встречи с фольклором: малые жанры. Скороговорка, поговорка, пословица, загадка
Уроки А.Н. Архангельского для 5 класса

Мы возвращаемся к фольклору и говорим о малых жанрах. А жанр – это устойчивая форма словесного искусства. Итак, я произнесу текст, а вы ответите, что это за форма.

У быка бела губа была тупа.

Это скороговорка. Скороговорка – это тоже жанр. А в чем смысл скороговорки? Мы с вами говорили, что смысл считалочки в игре, в жесте. Смысл скороговорки заключается в том, что нам трудно ее произносить. Трудность воспроизведения и есть содержание скороговорки. У нее нет смысла как у отдельного высказывания. Мы из скороговорки не извлечем урок. Задача – научить правильной дикции. У нее вполне практическая цель.

Да не по-колпаковски.

Надо его переколпаковать

Далее есть продолжение, попробуйте его воспроизвести сами.

Да не по-колоколовски.

Надо его переколоковать

Дикция тренируется! Содержание скороговорки в ее форме. То есть скороговорка – труднопроизносимая форма, в которой есть ритм. Это самый маленький и примитивный жанр, но очень яркий и интересный. В скороговорке содержанием является звукопись. В стихах мы также встречаем звукопись. Ее используют профессиональные поэты, даже такие великие, как Пушкин. Цитата из поэмы «Медный всадник».

И в час пирушки холостой

Вы слышите: «П, Ш». Звучит ярко, создается образ дружеской пирушки, веселья, раздолья. Конечно никто не говорит, что Пушкин стремится научить нас правильной дикции. Ведь задача скороговорки именно такая. С одной стороны, практическая – научить дикции, с другой, игровая – кто кого переговорит.

Задача у пословицы и поговорки – научить мудрым мыслям, заключенным в предельно короткую форму, и передать их из поколения в поколение.

Пословица отличается завершенностью мысли.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Яркая формула – ничего лишнего, но все сказано. Если мы возьмем только первую часть «слово не воробей» – это будет поговорка. Но не всякое правильное, моральное или практическое замечание может считаться пословицей или поговоркой. «Мойте руки перед едой» – абсолютно правильная мысль, но это не пословица или поговорка.

В пословице и поговорке главное не указание как себя нужно вести, а художественный образ. Во всех пословицах и поговорках есть сюжет, заключенный во фразу, и есть образ, находящийся в центре высказывания.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Есть образ воробья, с которым сравнивается слово. Воробей улетает – и слово соответственно (см. рис. 1).

Рис. 1. Интерпретация пословицы «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

То, что наделено яркой художественной формой и содержит мудрую мысль, которую можно передавать из поколения в поколения, и есть пословица. А жанр поговорки – это усеченная, недоговоренная пословица.

Мы поговорили о двух малых жанрах. Пришли к выводу: что является содержанием для одного жанра, может становиться формой для другого. То, что является содержанием для скороговорки, для пословицы и поговорки уже только форма.

Мы от детского фольклора перешли к взрослому и о нем поговорим в следующий раз.

Посетите сайт, посвященный пословицам и поговоркам. Здесь можно найти пословицы и поговорки разных народов мира. Все пословицы сгруппированы по темам, что облегчает поиск. Кроме того, на сайте можно найти пословицы, собранные В.И Далем.

Расширить ваше представление о пословицах и поговорках поможет статья А. Мартыновой «Мудрость и красота».

Словарь пословиц и поговорок поможет понять смысл выражений. Здесь вы найдете примеры из художественной литературы, в которых встречаются русские пословицы и поговорки.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Катаева О. В.

Мелодика голоса является одной из приоритетных проблем, изучающихся на современном этапе в культурологии. Феномен мелодики голоса , описывающий совершенную модель коммуникации, остается главнейшим в построении культурных процессов. Сегодняшняя культура демонстрирует нам огромный интерес к этой проблеме: создаются многочисленные методики и тренинги совершенствования гармоничной мелодики голоса индивида. Основными этапами совершенствования голоса являются упражнения на дыхание , артикуляционная гимнастика, произношение звуков и работа со скороговорками.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Катаева О. В.

Текст научной работы на тему «Совершенствование мелодики голоса человека: основные этапы»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛОДИКИ ГОЛОСА ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

Катаева Ольга Викторовна — аспирантка кафедры культурологии ТГУ имени Г.Р. Державина. e-mail: [email protected]

Аннотация. Мелодика голоса является одной из приоритетных проблем, изучающихся на современном этапе в культурологии. Феномен мелодики голоса, описывающий совершенную модель коммуникации, остается главнейшим в построении культурных процессов. Сегодняшняя культура демонстрирует нам огромный интерес к этой проблеме: создаются многочисленные методики и тренинги совершенствования гармоничной мелодики голоса индивида. Основными этапами совершенствования голоса являются упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, произношение звуков и работа со скороговорками.

Ключевые слова: голос, мелодика голоса, дыхание, артикуляция. e-mail: [email protected]

Совершенствование мелодики голоса человека основаны на единстве всех полноценно функционирующих систем речевого аппарата. Занимаясь дыхательной гимнастикой, необходимо включать упражнения на развитие дикции, то есть гимнастики для губ и языка, затем прибавлять озвучивание гласных и согласных. Когда найден «центр» голоса, а именно основной тон, та часть речевого диапазона, которую человек непроизвольно использует в жизни; тогда начинается работа над диапазоном, силой голоса, темпо-ритмом речи. Необходимо проводить занятия систематически. Так как тренировка голоса равносильно изучению иностранного языка, или воспитанию позитивного мышления. Без каждодневных тренировок не получится ожидаемого результата. Поэтому работа над голосом должна длиться 10-15 минут, чтобы не утомлять голосовой аппарат. Целесообразнее проводить ее утром, включая в комплекс утренней гимнастики, или во время гигиенических процедур.

Основная причина неверного звучания голоса, прежде всего в неправильном пользовании речевым дыханием. Развить голос можно лишь с помощью освоенного речевого дыхания. Поэтому методические рекомендации по совершенствованию голоса человека необходимо начинать с работы над фонационным дыханием. Фонационное дыхание нужно развивать для того, чтобы в легких был постоянный запас воздуха, которым человек мог бы распоряжаться по своему усмотрению, достигать легкого, свободного, полноценного звучания фразы, какой бы сложной и длинной она ни была. Работу над постановкой дыхания необходимо обязательно начинать с выработки хорошей осанки, или «тело на колок» (К.С. Станиславский) имеется в виду

прямое положение головы, слегка опущенные и развернутые плечи, прямая спина и подтянутый низ живота. В этом положении следует находиться свободно, непринужденно, без малейшего напряжения. «Нарушение правильной осанки почти всегда ведет к нежелательным изменениям в организме, и в первую очередь к нарушению нормального процесса дыхания» [2, с.253].

Переходя непосредственно к упражнениям по дыханию необходимо отметить, что представленный комплекс тренировок рассчитан на развитие полного, смешанно-диафрагменного дыхания, которое свойственно в жизни людям и особенно необходимо профессионалам, связанным в своей работе с голосом. По мнению И.П. Козляниновой, дыхательные упражнения можно разделить на четыре группы:

• Статические дыхательные упражнения, которые проводятся в состоянии покоя — лежа, сидя, стоя.

• Динамические дыхательные упражнения связаны со специально подобранными физическими упражнениями.

• Тренировка дыхания в быту — при ходьбе, подъеме по лестнице, выполнении некоторых трудовых процессов.

• Тренировка дыхания при чтение текстов.

Для правильной работы дыхательного аппарата в речевой деятельности надо иметь натренированную дыхательную мускулатуру. Эту цель преследует дыхательная гимнастика, упражнения которой подробно проанализированы в работах И.П. Козляниновой, З.В. Савковой и др. Куда входят различные физические упражнения для развития, укрепления и тренировки органов дыхания. Она помогает повысить жизненную емкость легких, увеличить подвижность брюшных мышц, диафрагмы и грудной клетки, правильно и наиболее целесообразно дышать в самых различных условиях, длительное время работать с повышенной нагрузкой.

Исходное положение первого упражнения, в положении сидя — ноги вместе, руки держатся за стул. На вдохи воздуха необходимо приподнять колени. На выдохи опустить ноги на пол. При каждом упражнении необходимо вести мысленно счет, который будет фиксировать «объем» выдыхаемого воздуха. Для конкретно этого упражнения, на начальном этапе, достаточно на счет три опускать ноги, в дальнейшем стараться продолжить счет до двенадцати, при условии свободы мышц плечевого пояса. В конце счета руки свободно висят, необходимо сделать паузу отдыха, после которой повторить упражнение 4-6 раз. Данное упражнение укрепляет мышцы живота, диафрагмы, поясничные мышцы.

Второе упражнение, в положении сидя — прямые ноги вытянуты вперед. На вдохи заложить руки за голову, локти широко развести в стороны. На выдохи с мысленным счетом до двенадцати медленным движением наклонить туловище вперед. Вытянув руки, достать пальцами носки ног. Расслабить мышцы, вернуться в исходное положение, после чего необходимо сделать паузу отдыха и повторить 4-6 раз [2, с. 336].

«Любимый цветок» — упражнение на медленный вдох. Необходимо представить, что перед вами любимый цветок, с тем неповторимым ароматом. Медленно, спокойно, глубоко вдыхаете этот аромат. Во время вдоха не забывайте о плечах в положении «тело на колок», они должны быть в покое — не поднимайте их воздухом. Нельзя забывать о том, что дышать нужно полным, диафрагменным дыханием. После того как ощутили работу диафрагмы при глубоком вдохи, перенесите внимание на ровный, спокойный и длительный выдох.

«Свеча» — упражнение на ровный, медленный выдох. Для этого упражнения необходимо глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Нужно

постараться сделать так, чтобы «пламя легло», и держать его в таком положении до конца выдоха. Воображаемую свечу можно заменить узкой полоской бумаги (шириной 2-3см., длиной 7-10 см.). Взять эту бумажку — и дуть на нее. Такая мнимая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха: выдох ровный — бумажка до конца выдоха находится в одном положении, отклонившись; выдох прерывистый — бумажка то поднимается, то опускается, то дрожит» [1, с.20].

«Погашу свечу!» — упражнение на интенсивный прерывистый выдох. Здесь нужно сделать вдох, потом секундная задержка дыхания, и короткими толчками выдыхать воздух «на свечу»: фу! фу! фу! фу! фу. В этом упражнении необходимы интенсивные и резкие толчки выдоха и непременно будет ощущение движения мышц живота.

Следующий этап в методических рекомендациях по совершенствованию голоса человека -это артикуляционная гимнастика. Вялая, неразборчивая речь, как наиболее распространенный недостаток, является следствием неверной артикуляции. При такой речи губы еле двигаются, зубы почти сжаты, нижняя челюсть плохо опускается. Это говорит о недостаточной гибкости, подвижности и «послушности» частей речевого аппарата. Для развития артикуляции речевого аппарата существует целый комплекс специальных упражнений. Выполняя каждое из этих упражнений, необходимо помнить, что упражнение необходимо выполнять несколько раз до определенного «покалывания» в губах; и с помощью небольшого зеркальца, глядя в которое делайте эту артикуляционную гимнастику.

Упражнения для языка выполняются, когда раскрыт рот на ширину двух пальцев. Первое упражнение: исходное положение — язык лежит в спокойном состоянии; затем поочередно кончиком языка с силой упритесь в нижние передние зубы, в верхние передние зубы. Потом кончик языка загните под язык и поднимите вверх к мягкому нёбу; и, продолжая, кончик языка отодвиньте вправо, касаясь внутренней стороны щеки и то же самое влево. Выполняя второе упражнение необходимо языком сделать «трубочку».

Упражнения для губ: исходное положение — губы выпячены «хоботком» вперед. Следует поднимать «хоботок» всей массой вверх к носу, опускать вниз к подбородку, вправо и влево. После выполняется всем «хоботком» делаются вращательное движение. Еще одно упражнение для губ делается поочередно, сначала для верхней губы, затем для нижней, а потом вместе. Верхнюю губу опускаем вниз и натягиваем ее на верхние зубы, следовательно, нижнюю губу поднимаем вверх и натягиваем ее на нижние зубы, и в итоге обе губы одновременно натягиваем на зубы.

Упражнение для нижней челюсти следует выполнять осторожно, избегая резких движений. При выполнение необходимо максимально опускать вниз челюсть несколько раз.

Все выше перечисленные упражнения артикуляционной гимнастики способствуют развитию гибкости и подвижности различных частей речевого аппарата, подготовят органы речи к активной работе, которая заключается в правильном произнесении звуков, как гласных, так и согласных. Большинство людей произносят гласные звуки недостаточно ясно и отчетливо. «Неточное произнесение гласных происходит от того, что губы не приобретают того положения, в котором они должны находиться при данном звуке, не образуют нужного «раствора» рта» [3, с.12]. Поэтому необходимо постоянно проверять у себя, с помощью зеркальца, правильную артикуляцию при произнесении взятых в отдельности гласных а, о, у, и, э, ы. Для того, чтобы научиться правильно, произносить гласные звуки, нужно систематически тренировать каждый

звук по отдельности и в любых сочетаниях, в любом количестве. Но при этом не забывая о том, чтобы звук звучал полноценно, отчетливо, ясно и губы принимали нужную форму. Так как ясное и полнозвучное произнесение гласных обеспечивает выразительность и красоту речи, придает ей мелодичность.

Мелодичность звука, при произнесение гласных, формируется за счет изменения формы полости, которая изменяется под соответствующими движениями частей речевого аппарата, на который направляется струя выдыхаемого воздуха, не встречающая никаких преград на своем пути. Согласные же звуки возникают в результате преодоления потоком выходящего из легких воздуха определенного препятствия, образуемого органами речи. Согласные звуки и отличаются от гласных в своем образовании тем, что на пути выдыхаемого воздуха образуется препятствие.

В образовании согласного звука участвуют шум или шум и голос человека. Глухие согласные звуки к, п, с, т, ф, х, ш образуются при помощи одного только шума. Звук эти согласных получается в результате шума, образуемого при прохождении воздуха через преграду, находящуюся только в полости рта. Так как голосовые связки разомкнуты, и воздух свободно проходит через щель. Звонкие согласные звуки б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й образуются при помощи шума и голоса. Соответственно голосовые связки при их произнесение сомкнуты, напряжены и вибрируют под напором выдыхаемого воздуха.

Для правильного произношения гласных и согласных звуков голосового тренинга З.В. Савкова предлагает комплекс инсценированных упражнений, таких как «Колыбельная», «Игра с ребенком», «Прыгуны», «Гудок», «Рупор», «Эхо», «Поезд», «Ножницы», «Цокот копыт», «Жонглер» и другие. Выполняя упражнения с согласными звуками, по отдельности или в паре с гласными, обязательным условием является четкость произношения, которое способствует стремлению донести смысл своих слов до собеседника, способствует воздействию на него своими словами.

Для достижения подлинной выразительности речи необходимо умение одинаково четко и ясно говорить с разной быстротой. Следующим этапом в голосовом тренинге является работа над скороговорками. М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

1. Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык — тупагуп, тупагуб’ьн’къй быч’ок, у быка б’ела губа была тупа.

2. Медленно, отчетливо произнести каждое слово.

3. Затем сгруппировать слова (бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.

4. После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.

5. Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.

6. После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.

7. Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу [3, с.55-56].

Правомерно привести скороговорки для голосового тренинга:

• Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

• Водовоз вез воду из водопровода.

• Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

• Ткач ткет ткани на платки Тане.

• На дворе трава, на траве дрова; раз дрова, два дрова, — не коли дрова на траве двора.

• Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

• Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски; надо колпак

перекопаковать-перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.

• Возле горки на пригорки стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорки, три Егорки. и так далее.

• Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку, в лоб, все в сугроб.

• Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

• В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертеночка чертили черными чернилами чертеж.

• Мылась Мила мылом.

• Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

• Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипит укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

• Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

• Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

• Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

• Протокол про протокол протоколом запротоколирован.

• Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

• Маланья — болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.

Таким образом, весь комплекс тренировочных голосовых упражнений приведенных выше, в который входят развитие фонационного дыхания, артикуляционная гимнастика, правильное произнесение звуков и работа над скороговорками, способствует совершенствованию мелодики голоса человека. Что в свою очередь благоприятствует формированию эффективного коммуникационного процесса. Так как для успешной коммуникации, то есть для умения подать себя в любой ситуации, необходима совокупность определенных свойств голоса: адаптивность, благозвучность, выносливость, гибкость, полетность, суггестивность и устойчивость, которые и развиваются под воздействием комплекса систематических голосовых упражнений.

1. Ромах О.В. Понятие «культура» в пространстве русского языка с. 7-12. Аналитика культурологии, 2004, № 2

2. Ромах О.В. Эмоции в смысловом аспекте культурологии с. 47-55. Аналитика культурологии, 2004, № 2

3. Ромах О.В. Информациология языков культуры с. 7.15 Аналитика культурологии, 2005, № 1

4. Ромах О.В. Интеллектуальный потенциал культурологии . Аналитика культурологии, 2005, № 1. С. 68-76

5. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусство», 1968.

6. Сценическая речь. Под ред. И.П. Козляниновой. М., «Просвещение», 1976. — 336 с.

7. Ферман М.Г. Дикция и орфоэпия. М.: 1964.