Сколько коров можно держать в личном подсобном хозяйстве по закону

28 марта состоялось рабочее совещание в облдуме по регулированию количества скота и птицы в личных подсобных хозяйствах.

Парламентарии обсудили главную проблему – содержание на территории региона товарных животноводческих хозяйств под видом личного подсобного хозяйства.

Зафиксированы десятки случаев, когда предприимчивые граждане содержат во дворах жилых домов в черте населенных пунктов большое количество баранов, свиней, коров, коз и овец.

Это приводит к ущемлению прав соседей, созданию конфликтных ситуаций, распространению различных заболеваний и позволяет недобросовестным владельцам участков уходить от налогов.

Штрафы в этой ситуации не помогают, поэтому депутаты решили законодательно ограничить количество сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах.

Заместитель губернатора и председатель комитета сельского хозяйства Волгоградской области Василий Иванов отметил, что для семьи достаточно иметь до 15 коров и свиней, все, что больше, можно считать уже предпринимательской деятельностью.

Вице-спикер регионального парламента Сергей Булгаков рассказал о том, что сейчас Госдума рассматривает проект федерального закона, предусматривающего передачу полномочий по установлению предельного поголовья в личных подсобных хозяйствах на региональный уровень.

Лента новостей

Все новости »

В ГосДуме к первому чтению подготовлен законопроект, позволяющий региональным чиновникам устанавливать, сколько именно коров, овец, кур и свиней можно разводить людям в личном подсобном хозяйстве. «Идеальное число» — 10 «условных голов»

Пастух выгоняет стадо овец на пастбище. Фото: РИА Новости —>

В Госдуму внесен проект закона, призванный установить нормы содержания сельскохозяйственных животных и птиц в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) на приусадебном участке в границах населенных пунктов. Авторами этого проекта являются депутаты Ставропольского края.

На создание такого законопроекта депутатов подтолкнуло тяжелое положение животных и нарушение прав соседей. «&Поголовье животных и птицы находится на приусадебном земельном участке в границах населенного пункта в помещениях, не приспособленных для его содержания, с грубейшими нарушениями санитарных и зооветеринарных требований. Такие хозяйства становятся источником острых инфекционных заболеваний животных, в том числе опасных и для человека, а также нарушают конституционные права граждан, проживающих по соседству, на благоприятную окружающую среду», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Депутаты апеллируют к тому, что ежегодно в органы государственной власти поступают многочисленные жалобы о «нарушении санитарных норм» соседями.

В частности, по данным авторов проекта, в последние годы в некоторых личных подсобных хозяйствах Ставрополья содержится по 600 голов свиней, 1000 голов овец, 2000 голов птицы. «Осуществляя, по сути, товарное производство, такие подворья все же относятся к категории личных подсобных хозяйств, поскольку их земельные участки не превышают предельно установленный максимальный размер общей площади земельных участков», — беспокоятся депутаты и предлагают дать федеральному органу исполнительной власти устанавливать для каждого региона предельные нормы содержания животных.

Если местный контролирующий орган обнаружит, что количество животных превышает установленные нормативы, то владельцам ЛПХ будут выписывать административный штраф до 5 тысяч рублей по каждой позиции.

Задумка Ставропольской думы к концу марта была поддержана 15 регионами, против высказалось только Законодательное собрание Оренбурга.

Аграрный комитет российской Госдумы также уже ознакомился с инициативой ставропольских депутатов и также выразил «озабоченность&недопустимостью содержания на приусадебном земельном участке в черте населенных пунктов отдельными гражданами такого большого поголовья скота и птицы».

Однако, как говорится в документе, подписанном председателем комитета В.П.Денисовым, содержание большого количества скота и птицы на приусадебном участке не стало пока для России массовым явлением: «Свыше 10 коров насчитывается лишь у 5,9 тыс. или 0,01% личных подсобных хозяйств, свыше 10 голов свиней имеется у 93,6 тыс. или 0,6% ЛПХ, свыше 100 овец и коз у 6,9 тыс. хозяйств или 0,01% ЛПХ, свыше 100 голов птицы насчитывается у 74,6 тыс. хозяйств, что составляет всего лишь 0,5% от общего количества ЛПХ». В целом же, по России в одном подсобном хозяйстве содержится в среднем 1 корова, 1 свинья, 1 овца или коза, 8 птиц.

Проблему антисанитарного содержания домашних животных можно было бы решить, отменив запрет строительства животноводческих помещений на ЛПХ за чертой населенных пунктов, считают в аграрном комитете.

При этом ставропольские депутаты считают, что для их региона идеальной максимальной планкой на одно ЛПХ стало бы содержание «10 условных голов». 1 такая «голова» соответствует 3 головам свиней, 5 головам овец и коз, 10 головам птицы. Таким образом, чтобы не стать правонарушителем, на крестьянском подворье в Ставропольском крае можно будет держать, например, максимум 100 кур. Тогда квота будет выбрана, и крестьянину будет запрещено дополнительно иметь даже одну корову или свинью.

Ставропольские СМИ утверждают, что принятие данного законопроекта лоббируют крупные агропромышленные холдинги, которые в лице крестьян видят конкурентов для своей продукции. Заместитель председателя общественного движения «Крестьянский фронт» Дмитрий Ларионов говорит BFM.ru, что «вполне возможно, местный олигарх в Ставрополье заплатил кому-то, люди и «отработали» — внесли такой законопроект».

Всего в России насчитывается 17,9 млн личных подсобных хозяйств — 15,8 млн на селе и 2,1 млн в городе. ЛПХ производят около 50% мяса и молока, около 60% овощей и 80% картофеля.

Напомним, что ограничения на содержание скота в ЛПХ существовало в СССР. Так, Устав артели, принятый в 1935 году, предусматривал четыре варианта, зависящие от местных условий: от 1 коровы, 2 голов молодняка КРС, 1-2 свиноматок с приплодом и 10 овец и коз в растениеводческих районах, до -20 коров, 100–150 овец или коз, 10 лошадей, 5-8 верблюдов в районах кочевого животноводства.

Согласно Артельному Уставу принятому в брежневское время, колхозникам и работникам совхозов разрешалось иметь на дворе 1 корову, 2 головы молодняка, не более 2 свиней, 3 овец и 15 кур.

Больших налоговых сборов на индивидуальных хозяйствах в России не сделаешь, уверен первый заместитель председателя Комитета ГД по аграрным вопросам Николай Харитонов. «Мне звонят люди из регионов, уже кое-где там до 4-х рублей опустилась закупочная цена литра молока в личном подсобном хозяйстве. Люди вынуждены 3-4-5 коров держать, быка два года выращивать, чтобы потом его за 10 тысяч рублей сдать», — поясняет он Business FM.

«Если основная проблема — это грязь, то бороться нужно именно с ней, а не ограничивать число животных», — подтверждает BFM.ru гендиректор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев. — Нормального отношения к такому законопроекту быть не может. По такой же логике можно законодательно прописать предельно допустимое число яблонь, груш и кустарников на одно подсобное хозяйство».

По мнению главы Ассоциации фермерских хозяйств, принятие этого закона будет способствовать развитию крупных отраслевых предприятий в ущерб частникам: «Сейчас практически вся сельхозземля выдается только крупным предприятиям. У частников нет земли. Для того, чтобы компенсировать крестьянам потери, государству придется предложить альтернативу — повысить заработные платы, выдавать кредиты на строительство помещений, соответствующих санитарным нормам — потому что грязь у нас от безденежья. Иначе все это просто приведет к обнищанию», — опасается Сергей Балаев.

Ставропольские власти в очередной раз вышли с инициативой «отрегулировать» численность скота в личных хозяйствах

Этот вопрос в рамках проведения «Дней Ставропольского края» обсудили и на заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Как сообщил на заседании первый зампред краевого правительства Николай Великдань, нынешнее законодательство позволяет содержать под видом личных подсобных хозяйств (ЛПХ) неограниченное количество сельскохозяйственных животных, хотя люди занимаются предпринимательской деятельностью.

Во-первых, по словам чиновника, это дает возможность полноценным фермерам под видом ЛПХ уходить от налогов. А во-вторых, эти фермеры не соблюдают нормы экологической, санитарной, ветеринарной безопасности.

Животные, как правило, находятся на приусадебном участке в черте населенного пункта, помещения не приспособлены для их содержания.

Николай Великдань предложил позволить властям региона самим решать, какое поголовье скота могут держать жители сельской местности.

По сообщениям краевых властей, эта инициатива встретила понимание членов аграрного комитета Совета Федерации. Правда, гарантий того, что это «понимание» обретет практическое наполнение, никто не давал.

Напомним, что ставропольская инициатива неоднократно озвучивалась на уровне федерального центра, однако поддержки не находила.

— У нас нет четкого критерия, что считать личным подсобным хозяйством, — в 2015 году на совещании у премьера Дмитрия Медведева докладывал губернатор Владимиров. — Есть люди, которые якобы держат личное подсобное хозяйство, у которых отара 14 тысяч овец, бычков под полторы тысячи.

При этом он не индивидуальный предприниматель, страховых взносов не платит. И в то же время в отсутствие земли у себя занимается фактически вредительством и создает социальную напряженность.

Тогда губернатор попросил внести в 112-й федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» изменения или же передать вопрос ограничения численности сельхозживотных на уровень региона. Для ЛПХ на Ставрополье предлагалось установить лимит в пять КРС и 20 овец.

Медведев поручил проработать вопрос, однако ответа на него так и не прозвучало.

В прошлом году краевые депутаты внесли в Госдуму РФ законопроект об ограничении количества животных в ЛПХ, предложив предельные нормы содержания сельхозживотных и птицы на приусадебном участке устанавливать законом субъекта РФ, а нарушителей штрафовать.

Но и на этот раз инициатива не прошла. Как объяснил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, пока его ведомство не планирует ограничивать численность животных в ЛПХ, зато усилит ветеринарный контроль за их содержанием. Подобные ограничительные решения, отметил министр, лишат инициативы многие семьи, которые держат животных.

К слову, среди самих жителей края мнения разделились. Одни считают, что ограничивать численность поголовья в ЛПХ категорически нельзя, ведь люди и так бегут из села.

Другие убеждены, что ограничительная мера правильная: каково тому, кто живет по соседству с нелегальным фермером испытывать большие неудобства и дышать «ароматами» навозных куч?

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Миронова доложила о предложениях минсельхозпрода, которые могут стать законодательными инициативами, если их поддержат депутаты ЗС: «Обязать специалистов сельских поселений проводить подворовой обход для уточнения количества поголовья в ЛПХ дважды в год (и для этого необходимо заложить средства в бюджет поселения), записи в похозяйственной книге делать по результатам обходов, а не со слов хозяина ЛПХ. И третий пункт: ограничить численность животных в ЛПХ».

– Из 453 тысяч личных подсобных хозяйств Дона около 54 тысяч являются производителями товарной продукции. Поголовье КРС в них более 10, овец – достигает 300 и более голов. При этом хозяева ЛПХ не платят налогов. Но это – не единственный минус. Такие «полуподпольные» животноводческие фермы, существующие под прикрытием ЛПХ, не развиваются, так как не могут получить необходимую для этого государственную поддержку. Фактически эти ЛПХ – реальные кандидаты на получение грантов. Минсельхоз РФ готов финансировать наши хозяйства. За 6 лет существования программы поддержки начинающих фермеров по Ростовской области было выиграно 700 грантов на сумму 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Но могло быть гораздо больше, – подчеркнула Ольга Миронова. И предложила главам сельских поселений более активно вовлекать владельцев ЛПХ в конкурсы на получение грантов, в первую очередь по молочному и мясному животноводству. Понятно, что получение гранта связано с необходимостью регистрации предпринимательской деятельности в форме ИП и с обязанностью уплачивать налоги.

Заместитель начальника управления ветеринарии Александр Овчаров подчеркнул, что проблема с ЛПХ существует и у ветеринарных специалистов. Хозяин вправе не пускать на подворье ветеринарных специалистов, в похозяйственной книге занижать число имеющегося поголовья, поскольку сегодня запись делается исключительно с его слов. И потому переход ЛПХ, которое не платит налоги, имея большое количество животных, в ИП, с которого их поквартально собирают и с которым можно планово работать, – вполне закономерный процесс.

Вопрос о том, сколько можно держать животных и птицы для себя без организации ИП и после каких объемов начинается то самое товарное производство, вызвал серьезный спор. Главы сельских поселений, которые находятся ближе всего к людям, очень хорошо знают их боль и проблемы. А порой они сами и есть владельцы ЛПХ. Потому и дискуссия была с конкретными предложениями. Глава Целинского сельского поселения Оксана Косенко, обсудив накануне этот вопрос с депутатами, выступила с инициативой: «Дополнить закон «О ветеринарии» следующими положениями: «установить нормы площади помещения для содержания и разведения сельхозживотных и птицы в личных подсобных хозяйствах; установить нормы количества поголовья сельхозживотных и птицы в личных подсобных хозяйствах, исходя из площади земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с установленными градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки».

Поступили предложения оставить возможность держать на подворье от 8 до 10 голов крупного рогатого скота без организации ИП, в зависимости от конкретных условий местности.

Было и такое предложение: сельская семья, не имеющая работы (что сегодня далеко не редкость), может на подворье без организации ИП зарабатывать для себя столько средних зарплат по области, сколько у нее членов семьи. К примеру, семья из 4 человек имеет право в ЛПХ получать прибыль не менее 88 тысяч.

Все поступившие предложения членов палаты сельских поселений были направлены для оценки экспертам.

Серьезной критике подвергли на заседании Постановление Правительства Ростовской области № 142 от 13 марта нынешнего года «О нормативах чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции». С 1 апреля при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи будут учитываться и доходы от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции. К примеру, есть у человека или в семье земельный участок площадью 0,01 гектара, так называемая сотка, к годовому доходу приплюсуют 1687 рублей. За корову на подворье – 6937 рублей, голова КРС обойдется всего в 623 рубля, зато одна свинья – аж в 1954 рубля. По совершенно непонятной логике за овцу или козу добавят 2060 рублей. За голову птицы – 234 рубля. Пчелосемья добавит к годовому доходу 1550 рублей, 10 кроликов и нутрий – по 952 и 2051 рублю соответственно. Главы поселений в один голос заявили, что здесь нужен дифференцированный подход. А уж принимать подобного рода постановления без участия представителя палаты сельских поселений – порочная практика. Ведь исполнение возложат на них, а в некоторых случаях действовать согласно постановлению совесть не позволит.

– Не пойдут наши специалисты считать кур на подворье к одинокой многодетной матери, чтобы приплюсовать ей дополнительный доход. И коровенку в справку никто не запишет, – было мнение большинства.

Такое постановление – в ущерб развитию ЛПХ. Ведь держат сегодня на подворьях коров малоимущие сельские семьи не от хорошей жизни. Да и от домашнего молока детям большая польза, чем от заморских фруктов, которые их родителям не по карману.

А с таким подходом последних коров вырежут.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве». Закон об ЛПХ.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» принят Государственной Думой 21 июня 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства. 2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. 2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. 3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. 4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Пункт 5. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица. сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям: формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов; стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий; проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных; ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. 3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ, 30.12.2008 N 302-ФЗ)

Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10.

Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 7 июля 2003 года N 112-ФЗ

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» разбираем в разделе форума ЛПХ: земли, кредиты, документы, опыт

куда обратится с жалобой на действия председателя сельсовета который решил ограничить количество: коров до 4 шт.овец до 20 шт.

Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.(ст.6 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»)

В силу п.1 ст.5 данного закона Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» граждане, которые занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, которую они произвели и переработали у себя на участке, а затем решили реализовать, не занимаются предпринимательской деятельностью.

Они занимаются личным подсобным хозяйством. Какие особенности по ведению личного подсобного хозяйства (далее по тексту ЛПХ), какие правила нужно соблюдать, чтобы не нарушить закон о ЛПХ?

Что такое личное подсобное хозяйство? Признаки ЛПХ

Это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке продукции, произведенной своими силами, для удовлетворения своих нужд.

Конечно, продать яйца, мясо или сало владелец ЛПХ может на рынке, но это не должны быть массовые продажи.

ЛПХ не нужно регистрировать как индивидуальное предпринимательство. Все, что нужно владельцу ЛПХ – вести учет ЛПХ в похозяйственных книгах.

ЛПХ ведется гражданами, а также членами их семей. Нельзя привлекать к ведению такого хозяйства третьих лиц.

В чем отличие ЛПХ от фермерского хозяйства?

Разница между личным подсобным хозяйством и крестьянско-фермерской деятельностью заключается в следующем:

ЛПХ Фермерское хозяйство (КФХ)
Владельцу ЛПХ не нужно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя Регистрация ИП обязательна
Ведется одним гражданином или несколькими людьми (родственниками владельца ЛПХ) Ведется объединением граждан
Собственники ЛПХ не платят налоги Обязательная уплата налогов
Лица, занимающиеся ЛПХ, не ведут отчетности Обязательное ведение отчетности
Площадь участка для ведения ЛПХ ограничивается 2,5 га Можно использовать землю больших размеров (свыше 2,5 га)
Можно работать с узким кругом покупателей Собственник КФХ может работать с большим кругом покупателей

Какой минимальный размер земельного участка для ведения ЛПХ?

Предельный минимальный размер земельного участка, который предоставляется гражданину в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления.

Что касается максимального размера земельного участка, то его размер не должен превышать 0,5 га. В некоторых случаях максимальный размер участка может быть увеличен.

Можно ли перевести земли ЛПХ под ИЖС?

Земли, используемые для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, имеют одно сходство – они предназначены для некоммерческого использования.

Но почему тогда некоторые люди пытаются перевести земли из ЛПХ в ИЖС? Все дело в том, что на земли под ЛПХ правительство может наложить запрет на строительство дома, различных сооружений.

А если человек переведет участок в статус индивидуального жилищного строительства, то никто не сможет запретить возводить на выделенной территории дом.

Можно ли строить дом на земле для ведения личного подсобного хозяйства?

Это зависит от того, где расположен земельный участок – в черте города или за его чертой:

  • если участок находится в черте поселений, то возводить на нем жилой дом разрешено;
  • на участке, расположенном за чертой города (в поле) строить дом, а также любые другие здания и строения запрещено.
  • Не каждый земельный участок ЛПХ можно перевести в ИЖС:

    • если земля находится на границах населенного пункта, то перевести ее под ИЖС можно;
    • если речь идет о полевом земельном участке, предназначенном для ведения сельского хозяйства, производства различного рода продукции, тогда такую землю нельзя будет перевести в ИЖС и возводить на ней дом.

    Как перевести земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства под ИЖС?

    Чтобы перевести земли ЛПХ в ИЖС собственнику участка необходимо:

  • Обратиться в местную администрацию с ходатайством о переводе земли из одной категории в другую.
  • Предоставить вместе с ходатайством такие документы: гражданский паспорт заявителя, кадастровый паспорт на участок, выписку из ЕГРН, письменное согласие владельца участка на осуществление перевода земель (если от имели владельца заявление подает другой гражданин).
  • Дождаться рассмотрения ходатайства. Если будет получен положительны ответ, тогда органы местной администрации организуют специальную экспертизу, по результатам которой будет определено: подлежит ли участок переводу в ИЖС или нет.
  • Если участок подлежит переносу в другую категорию, тогда компетентные сотрудники органа местной администрации оформят и выдадут заявителю соответствующий акт.
  • Как законно продавать продукцию личного подсобного хозяйства?

    Для того чтобы продавать продукцию, полученную после ведения ЛПХ, собственнику нужно обратиться для начала в местную администрацию для получения разрешительного документа.

    Правила содержания КРС (крупного рогатого скота) в 2020 году

    Гражданин, решивший заняться коровами, должен соблюдать такие правила по содержанию скота:

  • обязательно нужно создать условия для содержания животных: построить соответствующее помещение, где в зимний период оно должно отапливаться. Также необходимо провести электричество к коровнику;
  • животные должны получать воду в свободном доступе; она должна быть у них постоянно;
  • владелец ЛПХ обязан соблюдать ветеринарно-санитарные, гигиенические нормы, общие принципы гуманного отношения к животным;
  • нельзя допускать загрязнения навозом окружающей территории. В коровнике обязательно нужно убирать, стелить новую солому;
  • животные обязательно должны подвергаться плановым вакцинациям против паразитарных и инфекционных заболеваний;
  • убой животных должен производиться на специальных бойнях. Запрещено проводить его в местах, не предназначенных для забоя;
  • собственник должен организовывать выпас коров. В зимнее время он должен обеспечить стойловое содержание коров;
  • для кормления крупного рогатого скота нужно использовать специальные корма, сено, солому, силос, комбикорм, молоко (для телят);
  • вода для поилки крупного рогатого скота должна быть чистой и питьевой;
  • пастись коровы должны на пастбищах, которые должны располагаться на расстоянии не больше 2,5 км от водопоя (реки, ручья, канала и т. д.).
  • Сколько коров можно держать в личном подсобном хозяйстве по закону в 2020 году?

    Законом не установлена нормативная или предельная численность крупного рогатого скота, который может находиться и использоваться в ЛПХ.

    Сколько свиней можно держать в личном подсобном хозяйстве?

    Законодательством не предусмотрена нормативная численность поголовья свиней в ЛПХ. Главное – чтобы животные находились в подходящих условиях, которые соответствуют ветеринарным правилам, и не мешали других людям (соседям).

    Правила содержания свиней:

  • свиноводческое помещение (сарай) регулярно нужно очищать от навоза; резервуары, из которых свиньи пьют воду нужно ежедневно мыть и дезинфицировать;
  • окна в сарае нужно обустроить таким образом, чтобы животным был обеспечен свежий воздух, а также чтобы другие животные или грызуны не смогли проникнуть внутрь;
  • работать в свинарнике нужно в спецодежде и спецобуви. Выходить в рабочей одежде за пределы подсобного хозяйства запрещено;
  • владельцы подсобного хозяйства обязаны регулярно наблюдать за состоянием здоровья свиней, за количеством потребляемого ими корма и воды, за внешним видом животных. Если на коже будут обнаружены какие-то нехарактерные изменения, тогда в срочном порядке собственник ЛПХ должен обратиться в ветеринару.
  • Держать в свиноводческом помещении владельцу ЛПХ можно столько свиней, сколько ему нужно для собственных нужд. Он может продавать продукцию, полученную от свиней, но немного и нерегулярно.

    Если гражданин решит обзавестись большим количеством поголовья свиней, то к нему могут нагрянуть налоговые органы, чтобы удостовериться в том, действительно ли гражданин ведет ЛПХ либо он уже всерьез начал заниматься предпринимательской деятельностью.

    Правила содержания птицы в личном подсобном хозяйстве

    Во избегании появления и распространения инфекционных болезней птиц, владельцы ЛПХ должны помнить о правилах содержания крылатых:

  • помещение, где содержатся птицы, должно иметь уклоны для стока;
  • территория обязательно должны быть ограждена;
  • разные виды птиц должны содержаться на отдельных территориях, в обособленных помещениях;
  • птицы должны быть обеспечены свободным доступом на выгульные площадки;
  • не рекомендуется содержать птиц на подворье с другими животными;
  • помещение, где содержатся пернатые, должно регулярно очищаться от загрязнений, помета;
  • при необходимости проводить вакцинацию птиц во избегании угрозы возникновения заразных болезней пернатых.
  • Правила содержания кроликов в личном подсобном хозяйстве. Сколько кроликов можно держать в ЛПХ?

    В законодательстве РФ нет данных о том, какое количество кроликов может находиться у собственника личного подсобного хозяйства.

    Вместе с тем ему обязательно нужно соблюдать такие правила содержания ушастых зверьков:

  • кролики должны содержаться в специальных клетках (шедах);
  • клетки, в которых живут кролики, должны защищать животных от ветра, дождя и снега;
  • в клетках обязательно должны быть установлены мисочки для еды, а также поилки, установленные таким способом, чтобы животным было легко добраться до нее, при этом они не опрокинули поилку с водой;
  • в теплое время года нужно держать кроликов в клетках на улице. В холодное время года нужно держать животных в клетках, в теплых сараях;
  • регулярно менять воду в поилках, чистить клетки, производить замену подстилки;
  • обращаться к ветеринару, если кролик заболел либо ему нужно пройти плановую вакцинацию.
  • Правительство хочет ограничить численность скота для владельцев ЛПХ?

    Ранее правительство выносило на рассмотрение проект, согласно которому предлагалось устанавливать нормы по количественному содержанию птиц и животных владельцами ЛПХ.

    Такая необходимость была вызвана тем, что многие граждане под видом ведения ЛПХ занимаются фермерским хозяйством.

    А это стало причиной появления таких проблем:

  • владельцы хозяйств стали содержать животных на небольших территориях. Из-за большого количества птиц и животных люди не успевают убирать за ними, что создает антисанитарную ситуацию;
  • соседи начинают жаловаться на шум, запах, на то, что коровы вытаптывают их посевы и т. д.;
  • поскольку личные подсобные хозяйства ветеринары не контролируют, то это может стать угрозой для безопасности здоровья людей. Из-за большого поголовья скота может даже вспыхнуть эпидемия.
  • Личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности. Владелец ЛПХ может производить на такой земле различную сельскохозяйственную продукцию, реализовывать ее, но не в масштабных размерах.

    Владельцы ЛПХ должны соблюдать ветеринарные и хозяйственные мероприятия для предотвращения появления заболеваний у животных, для безопасности продуктов животноводства, полученных после ведения ЛПХ.