Синонимы корова 3 класс

Класс: 2

Тип урока: комбинированный.

Тема: прилагательные синонимы и антонимы.

Цель: познакомить с прилагательными близкими и противоположными по значению, формировать умение использовать их в своей речи.

— формировать умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам;

— дать понятие о прилагательных синонимах и антонимах;

— учить подбирать к существительным прилагательные синонимы и антонимы;

— устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным;

— обучать взаимоконтролю и самоконтролю;

— воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: мультимедиа-проектор, школьный толковый словарь (по 1 на парте), шапочки с надписями синонимы, антонимы.

3. Новый материал

7. Домашнее задание

Сегодня на уроке мы с вами войдём во двор улицы Языкознание, узнаем, кто там живёт, и поиграем в различные игры.

На дверях домов некоторых жителей написано:

Серый волк, рыжая лиса, косой заяц. (Слова записаны на доске)

— Как называются данные пары слов? (Словосочетания)

— Из каких частей речи состоят наши словосочетания? (Существительного и прилагательного)

— Что мы называем именем прилагательным?

(Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста)

Представим себе, что мы сели играть в песочнице и решили.

— Придумать прилагательное к словарному слову.

Определить род и число. Словарик с. 136.

Учитель называет существительное, дети придумывают к нему прилагательное. (Вкусные ягоды, бурый медведь, молочный завод, тяжёлая лопата, новое пальто)

(Выявление родовидовых и ситуативно-существенных признаков)

3. Новый материал

— Тема и цель нашего пребывания на улице Языкознания подскажет решение проблемы.

Решение проблемы дискуссия

маленький большой
мелкий крупный
ничтожный величайший
крохотный громадный

— Почему слова разделены на 2 группы? (Одни слова обозначают маленькие, а другие большие объекты)

— О каких прилагательных идёт речь? (Близких и противоположных по значению)

(Умения слушать и слышать друг друга умение найти ход решения)

Работа с учебником

— Обратим внимание в учебник для подтверждения наших предположений, упр.77, с. 50.

— Отличается ли наш вывод от учебника? (Прилагательные могут называть близкие и противоположные по смыслу признаки предметов)

(Умение сравнить свой ход мысли с другим)

— Подумайте о плане нашей работы. Чем будем заниматься? (Предположения детей)

(Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

— Петя Ошибкин прочитал текст и подумал, можно ли заменить в стихотворении В. Маяковского храбрый прилагательным: смелый, отважный, мужественный? Изменится ли при этом смысл предложения?

Работа с учебником

Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни пригодится.

(Умение решить задачу, связывая её со своим опытом, установление учащимися связи междуцелью учебной деятельности и ее мотивом)

Вывод: иногда для большей точности, выразительности, для избегания повторов можно употреблять слова, близкие по значению.

Работа с учебником

— Чтение правила о синонимах и антонимах с. 51–52.

(Смелый, храбрый, мужественный, отважный — это слова, близкие по смыслу (синонимы). Они могут заменять друг друга. Толстый — тонкий, широкий — узкий, короткий — длинный — это слова, противоположные по смыслу (антонимы))

Работа с учебником

— Выполнение упр 78, с. 50. Выписать из каждого предложения парами прилагательные, которые называют противоположные признаки предметов. (Учащиеся перевоплощаются в антонимы, надев шапочки:

Канат толстый, а бечёвка тонкая.
Зимой день короткий, а летом длинный.
Уголь чёрный, а мел белый.
Дорога широкая, а тропинка узкая.)

(Смысловое чтение поиск и выделение необходимой информации управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)

Поиграем во дворе одного из домов.

— Устно составить небольшой рассказ, который заканчивался одним из данных предложений.

(Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания)

Вывод: антонимы обогащают, делают речь яркой.

(Умение обобщать, грамотно излагать свои мысли)

Мы зашли в гости к одному из друзей, попили чай и стали играть: Игра “Кто кого”.

Работа с учебником, словарём

— Выполнение упр. 80, с. 52.

Составить предложения, используя подходящие по смыслу прилагательные синонимы. Какой вариант справиться быстрее и правильнее.

Работа в парах сверка с образцом на доске

Учащиеся перевоплощаются в синонимы, надев шапочки.

Значение слов можно посмотреть в словаре.

(Стоит (горячая, жаркая) погода.
Песок на пляже (горячий, жаркий).
Бежит (скорая, быстрая) река.
Мчится (скорый, быстрый) поезд.)

(Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, саморегуляция, смысловое чтение, умение работать со словарём)

Вывод: чтобы правильно употребить синоним или антоним, надо знать его значение.

Устали играть дома, бежим на улицу на физминутку.

Изобразите антонимы к моим словам: быстрый, весёлый, молчаливый, неряшливый, здоровый, высокий.

(Рефлексия способов и условий действия)

Давайте подойдём к доске объявлений и прочтём, что там написано.

Работа с учебником работа в парах.

— Выполнение упр. 81 с. 53. Прочитать слова.

Выделить в них ударные и безударные гласные.

К выделенным словам подобрать антонимы (письменно):

(Учитель, дежурный, тетрадь, ученик, пенал, ворона, корова, собака, карандаш, воробей.)

К остальным подобрать синонимы устно.

(Смысловое чтение, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; смыслообразования)

Вывод: Прилагательные синонимы и антонимы передают оттенки речи.

6. Заключение, рефлексия

Время нашего пребывания на улице Языкознание подошло к концу. Кто же там живёт. В какие игры мы успели поиграть?

— Вспомните тему нашего урока. Для чего мне нужно использовать в речи синонимы и антонимы?

— Чему вы научились на уроке? Каковы ваши успехи?

— У кого были успешные ответы?

— Какое задание было интересным, что вызвало затруднения?

— С каким настроением вы уйдёте с урока?

(Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности)

7. Домашнее задание

Работа с учебником чтение беседа

— Выполнение упр.82 с. 53. Списать текст и подчеркнуть прилагательные. С какими существительными связаны по смыслу прилагательные в предложениях. (Среди курчавой травы стояла деревянная миска с мутной водой. В неё бросали сухой хлеб для кур. Фунтик подошёл к миске и вытащил из воды большую мокрую корку. (По К. Паустовскому))

Придумать синонимы или антонимы к данным прилагательным (устно).

(Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, установление, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: рельсовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: пастух, доярка, пастушок, свинопас, кормилица
  • Места: хлев, выгон, пастбище, стадо, пригон
  • Предметы: подойник, комбикорм, рога, курдюк, молоко
  • Действия: дойка, выпас, отёл, доение, пастьба
  • Абстрактные понятия: скотома, жирность, животноводство, ярмо, птицеводство
  • Ассоциации к слову «корова»

    Предложения со словом «корова»

  • Она прошла мимо него так же равнодушно, как прошла бы мимо стада коров.
  • Этим тварям самое время им спускаться вниз, а их точно корова языком слизнула!
  • Внизу, на лужайке, пасётся стадо коров, голов двести.
  • (все предложения)
  • Цитаты из русской классики со словом «корова»

  • Рабочие к нему не идут, поля у него не родят, коровы его не доят, овцы чихают… дурррак!
  • Сочетаемость слова «корова»

    Какой бывает «корова»

    Значение слова «корова»

    КОРО?ВА , -ы, ж. 1. Крупное домашнее молочное животное, самка быка. Молочная корова. Бодливая корова. (Малый академический словарь, МАС)

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    Значение слова «корова»

    КОРО?ВА , -ы, ж. 1. Крупное домашнее молочное животное, самка быка. Молочная корова. Бодливая корова.

    Предложения со словом «корова»:

    Она прошла мимо него так же равнодушно, как прошла бы мимо стада коров.

    Этим тварям самое время им спускаться вниз, а их точно корова языком слизнула!

    Внизу, на лужайке, пасётся стадо коров, голов двести.

    Ассоциации к слову «корова»

    Сочетаемость слова «корова»

    Какой бывает «корова»

    Морфология

    Карта слов и выражений русского языка

    Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

    Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

    Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

    Рубрики

    Видео

    Книжная полка

    Малина для Админа

    Боковая колонка

    Опросы

    Календарь

    Апрель 2020

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30

    Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.

    СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

    Проверочная работа

    Ответы к стр. 5 – 6

    В а р и а н т 1

    осень, весна — времена года
    хоккей, теннис — спорт
    сентябрь, октябрь — месяцы

    громкий — шумный — тихий
    смелый — отважный — трусливый
    огромный — большой — маленький

    3. Подбери к фразеологизмам подходящие значения. Укажи стрелками.

    1) зарубить на носу > г) лучше запомнить какую-либо информацию
    2) язык без костей > б) болтун, в придачу любит рассказывать чужие секреты
    3) язык хорошо подвешен > в) бегло, свободно говорить
    4) слушать во все уши > а) слушать внимательно

    а) птица, самолёт, машина , пчела
    б) берёза, ель , ива, клён
    в) молния , дождь, снег, град

    собака, кот, лев , коза

    5. Подчеркни слова-омонимы в стихотворении С. Маршака.

    Правды не скроешь,
    Знает весь свет :
    Знания — сила!
    Знания — свет !

    В а р и а н т 2

    1. Напиши общее название каждой паре слов.
    Например: карп, окунь — рыбы.

    вторник, четверг — дни недели
    овца, корова — животные
    дождь, снег — осадки

    2. Подбери к данным словам синоним и антоним.

    маленький — крошечный — большой
    влажный — мокрый — сухой
    грустный — печальный — весёлый

    1) покраснел до ушей > г) сильно смущён
    2) шаром покати > в) пусто
    3) широко открыв рот > б) удивлённо
    4) не разгибая спины > а) прилежно, усердно

    4. Зачеркни в каждой строке лишнее слово. Придумай и запиши свою строчку таких слов.

    а) заяц, беляк, кролик , русак
    б) Юпитер, Марс, Луна , Венера
    в) пихта, кедр, ель, рябина

    Москва, Екатеринбург, Волга , Санкт-Петербург

    5. Подчеркни слова-омонимы в стихотворении М. Цветаевой.

    Поэт — издалека заводит речь.
    Поэта — далеко заводит речь.

    Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспекива»

    Тип урока: Постановка и решение учебных задач.

    Цель: Способствовать развитию умения распознавать в речи синонимы, антонимы.

    1. формировать предметные умения

    2. Формировать УУД:

    — принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД)

    — участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (Коммуникативные УУД)

    — выражать сои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    — пользоваться словарями и справочным материалом учебника (Познавательные УУД)

    — строить рассуждения, делать выводы, формулировать их. (Познавательная деятельность)

    Скачать:

    Вложение Размер
    konspekt_uroka_po_rus.yazyku_na_attestatsiyu.docx 56.11 КБ
    rus_yaz_sinonimy_i_antonimv.pptx 190.54 КБ
    postanovka_obrazovatelnyh_tseley_v_sootvetstvii_s_fgos_po_teme.docx 61.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Постановка и решение учебных задач

    Синонимы и антонимы.

    Способствовать развитию умения распознавать в речи синонимы, антонимы.

    — принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД);

    — участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности ( Коммуникативные УУД )

    — выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    — пользоваться словарями и справочным материалом учебника (Познавательные УУД)

    — строить рассуждения, делать выводы, формулировать их ( Познавательные УУД)

    — ученики будут знать, что такое синонимы и, что такое антонимы;

    — будут работать в парах;

    — смогут подобрать синонимы и антонимы к словам;

    — слушать собеседника и оценивать свои достижения.

    Методы и формы работы

    Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

    — учебник русского языка для 3 класса, стр. 75 (автор учебника Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина)

    — приложение № 1. (на доске)

    — приложение № 2. (по 1 на каждую группу)

    Планируемые результаты (предметные)

    Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

    Цель: оценить свою готовность к уроку.

    Ручки, книжки и тетрадки.

    И к уроку всё готово!

    — Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    — Как вы понимаете значение данной пословицы?

    — Слово друг можно заменить каким-либо словом?

    — Друг — это человек, с кем ты делишь и радость и горе. Поддерживаешь в трудную минуту.

    Друг познается в беде.

    Старый друг, лучше новых двух.

    — Товарищ, соратник, благожелатель.

    Контролировать и корректировать своё высказывание

    Принимать и сохранять учебную задачу

    Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности ( Коммуникативные УУД )

    Создание проблемной ситуации

    — Прочитайте пары слов.

    — Какая часть речи называется именем существительным?

    — А какая часть речи называется именем прилагательным?

    — А на какие две группы можно разделить слова второго столбика?

    — Ребята, а что это за слова?

    — Как называются слова, противоположные по значению?

    — Как называются слова, близкие по значению?

  • Друг-враг, день-ночь, мир-война, веселье-радость. (Имена существительные)
  • 1) Друг-враг, день-ночь, сильный-слабый,

    мир-война. (слова, противоположные по значению)

    2) Большой-огромный, веселье-радость, крепкий-прочный. (слова, близкие по значению)

    Определять части речи

    Сравнивать слова по значению (синонимы, антонимы)

    — Вы догадались какая тема нашего урока?

    — Какие цели мы поставим на этом уроке?

    — Синонимы и антонимы.

    — Употребления синонимов в речи.

    — Подбирать синонимы и антонимы к словам.

    Выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    Закройте глаза – откройте (2 раза)

    Учащиеся выполняют физминутку. (под музыку «Дружба – это не работа»)

    Применение нового знания

    Ученье – свет, а не ученье — … .

    Ласточка день начинает, а соловей … .

    Корень учения горек, а плод — … .

    1. Ученье – свет, а не ученье — тьма .

    3. Ласточка день начинает, а соловей кончает .

    Работа по учебнику.

    У. стр.75, упр.118. (Подберите как можно больше синонимов к данным словам:

    — Зачем необходимо умение подбирать синонимы?

    — Итак, синонимы — это…

    — Ребята, попробуйте подобрать синонимы к словам доска, корова, карандаш, окно, дверь. Сделайте еще один вывод.

    Крепкий, прочный , устойчивый, твердый, мощный, верный, жесткий.

    — Достают конвертики и подбирают слова, противоположные по смыслу.

    Корень учения горек, а плод – сладок .

    Пословица означает, что знания дают человеку возможность узнать всю глубину и красоту жизни, позволяют иметь больше возможностей, жизнь безграмотных людей, как правило тусклая и унылая проходит в бедности и тяжелой работе.

    Ласточка с самого раннего утра летает, хлопочет, то птенцов кормит, то гнездо строит, в общем с утра вся в работе, а соловей вечером трель свою затянет, лето, тихий вечер, песня соловья как награда за трудовой день. Короче, с утра ударно поработай, а вечером можно и попеть. Вот как-то так я понимаю.

    Очень нелегко учиться и добывать знания, нужно стараться и быть терпеливым, не всем это удается. Но тот, кто выучился и смог приобрести знания, тот будет иметь достойную, красивую и интересную жизнь в дальнейшем.

    Отец- папа, родитель, батюшка.

    Воин- солдат, боец, ратник.

    — Желающие ученики проговаривают свои предложения.

    — Не у всех слов есть слова синонимы и антонимы.

    Понимать речевые задачи общения: что-то сообщить, одобрить, объяснить.

    Распознавать в тексте синонимы и антонимы

    Пользоваться словарями и справочным материалом учебника (Познавательные УУД)

    Строить рассуждения, делать выводы, формулировать их ( Познавательные УУД)

    — Оцените свою работу на уроке продолжив предложения:

    — Синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

    — Желающие ученики проговаривают предложения (5 и больше учеников)

    Осуществлять оценку (Регулятивные УУД)

  • Подобрать пословицы, где встречаются антонимы и синонимы.
  • Учащиеся записывают домашнее задание.

    Ученье – свет, а не ученье — тьма .

    Ласточка день начинает, а соловей кончает .

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинка – ровно И к уроку всё готово!

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Друга ищи, а найдешь береги. Старый друг, лучше новых двух.

    Друг-враг , день-ночь , большой-огромный, сильный-слабый, мир-война, веселье-радость, крепкий-прочный .

    Большой, огромный… большущий, гигантский, громадный, значительный, крупный, великий, внушительный. Веселье, радость… восторг, забава, развлечение, ликование удовольствие, умиление, отрада, восхищение. Крепкий, прочный … устойчивый, твердый, мощный, верный, жесткий.

    Корень учения горек, а плод – сладок . Ученье – свет, а не ученье — тьма . Знай больше, говори – меньше . Ласточка день начинает, а соловей кончает .

    Домашнее задание. Записать 3 пары слов синонимов и 3 пары слов антонимов. Подобрать пословицы, где встречаются антонимы и синонимы.

    Требования к загруженным материалам

    Общая характеристика образовательной организации

    Тип образовательной организации (напри-мер, гимназия, лицей, общеобразовательная школа). Расположение образовательной организации, особенности района и социального окружения, которые, как Вы считаете необходимо учитывать в педагогической деятельности.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

    Школа расположена на территории г.Мензелинска, Мензелинского района, Республики Татарстан.

    Наполненность школы (количество обучающихся, учителей), описание контингента обучающихся, социальный состав.

    В школе учатся 527 учащихся, их учат 48 учителей.

    Социальный состав класса:

    полные семьи – 12,

    неполные семьи – 4,

    малообеспеченные семьи – 1,

    многодетные семьи – 5,

    неблагополучные семьи – 3.

    Информация о реализуемой образовательной программе по выбранному Вами предмету, количеству часов в неделю, отводимых на предмет. Опишите используемый учебно-методический комплекс по предмету, по которому Вы проводите уроки.

    Основная образовательная программа НОО МБОУ «СОШ №2»

    Учебник. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2013г

    Учебные пособия: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.

    В 2 ч.;— М.: Просвещение, 2020.

    С.Ю.Михайлова. Русский язык. Тренировочные и проверочные работы.3 класс. – М.: Просвещение, 2015

    В.Т.Голубь. Русский язык. Тематический контроль знаний учащихся. 3 класс. – Воронеж: Метода, 2013

    Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс. — М.: Просвещение, 2012.

    Н. Ю. Васильева, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. Пособие для учителей начальных классов к УМК «Перспектива» авторов Л.Ф.Климановой и др. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013

    Материально-техническое обеспечение, доступное для использования во время урока (проектор, интерактивная доска, компьютер и др.)

    Проектор, интерактивная доска, ноутбук.

    Описание педагогической ситуации в классе

    Состав класса, успеваемость обучающихся по выбранному Вами предмету.

    В классе обучаются 16 учеников: 7 девочек, 9 мальчиков. Успеваемость по предмету русский язык 100%

    Постановка образовательных целей в соответствии с ФГОС по теме

    Область предметного знания

    Тема, по которой Вы будете проводить урок в классе.

    Синонимы и антонимы

    Сформулируйте цель урока в соответствии с ФГОС.

    Способствовать развитию умения распознавать в речи синонимы, антонимы

    Информация об образовательных результатах, которыми должны владеть обучающиеся для достижения поставленной выше цели

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

    -формировать личностную мотивацию к изучению нового материала

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

    -научиться подбирать синонимы, антонимы к словам

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

    — принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД)

    — участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (Коммуникативные УУД)

    — строить рассуждения, делать выводы, формулировать их (Познавательные УУД)

    Сформулируйте цель урока для обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями развития.

    Научить обучающихся применять синонимы и антонимы в речи и в письме

    Планируемые об- разовательные результаты

    1. Научиться подбирать синонимы, антонимы к словам.

    1. Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД)

    2. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (Коммуникативные УУД)

    3. Выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    4. Пользоваться словарями и справочным материалом учебника (Познавательные УУД)

    5. Строить рассуждения, делать выводы, формулировать их (Познавательные УУД)

    Трудовые действия учителя

    1. Мотивирует обучающихся к действию, задает вопрос о цели урока.

    2. С помощью обучающихся систематизирует знания о синонимах и антонимах.

    3. Выясняет, правильно ли обучающиеся поняли стоящую перед ними задачу.

    4. Контролирует процесс выполнения работы обучающихся в парах, помогает наводящими вопросами, уточняет степень полноты ответа обучающихся.

    5. Поддерживает психологический контакт с обучающимися, создает комфортную образовательную атмосферу.

    6. Побуждает обучающихся к сохранению осанки, саморегуляции.

    7. Побуждает обучающихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

    8. Предлагает домашнее задание (на выбор обучающихся)

    9. Призывает к сотрудничеству обучающихся в парах

    10. Оценивает действия обучающихся, стимулирует их контролировать и корректировать собственные действия.

    Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

    2. Технологическая карта урока

    3. Интерактивная доска

    2. Дидактические карточки

    3. Наглядный материал

    4. Словарь синонимов, антонимов.

    Этап (ход) урока, включая демонстируемые трудовые действия учителя

    Мотивация к учебной деятельности

    Прозвенел уже звонок,

    И на парте все в порядке

    Проверка подготовки к уроку.

    — Какое слово получилось?

    — Подберите родственные слова.

    — Как вы понимаете лексическое значение слова друг?

    — А какие пословицы вы знаете о дружбе?

    Друга ищи, а найдешь береги.

    — Дружок, дружный, дружить, дружище, дружеский, подруга.

    — Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Друга ищи, а найдешь береги .

    Друг-враг, день-ночь, большой-огромный, сильный-слабый, мир-война, веселье-радость, крепкий-прочный.

    — Разделите их на две группы. Обоснуйте ответ.

    — Ребята, а еще на какие две группы можно разделить слова первого столбика?

    1. Сильный -слабый, большой-огромный, крепкий-прочный. (Имена прилагательные)
    2. — Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

      — Имя прилагательное — это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какое? Какие? Какая?

      Сильный-слабый, большой-огромный, крепкий-прочный.

      Формулирование темы урока, постановка

      — Научиться писать красиво.

      Зарядка для глаз.

      Посмотрите вверх – вниз (2 раза)

      Далеко – близко (3 раза)

      Налево- направо (3 раза)

      — Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?

      — Закройте-откройте, вверх-вниз, далеко-близко, налево-направо.

      — Давайте попробуем продолжить ряд слов:

      — Давайте проверим, правильно ли мы с вами написали. Нам поможет словарь синонимов.

      — А еще богаты синонимами и антонимами пословицы и поговорки. Задание выполняем в парах. Нужно в пословицах подобрать слова, противоположные по смыслу.

      Знай больше, говори — ….

      — Как вы понимаете значение данных пословиц?

      2. Знай больше, говори – меньше.

      4. Корень учения горек, а плод – сладок .

      Отец, друг, воин, волшебник ) Составить с ними предложения.

      — А проверим с помощью словарика в конце учебника стр.156)

      Большой, огромный , большущий, гигантский, громадный, значительный, крупный, внушительный, великий.

      Веселье, радость , восторг, забава, развлечение, удовольствие, умиление, отрада, ликование, восхищение.

      — Учащиеся находят в словаре синонимов слова: большой, веселье, крепкий.

      Знай больше, говори – меньше.

      Впитывай полезную информацию, знания и сведения и не болтай попусту того, чего можно не говорить, не болтай того, чего не знаешь.

      Друг- товарищ, приятель.

      Волшебник- маг, колдун, кудесник.

      — Чтобы избежать повторов слов в речи.

      — Это слова близкие по значению.

      — Это слова, противоположные по значению.

      Рефлексия учебной деятельности

      — Какая тема урока была?

      — Ребята, для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?

      — Сегодня на уроке я узнал …

      1. Записать 3 пары слов синонимов и 3 пары слов антонимов.
      2. Учащиеся записывают домашнее задание. (по выбору)

        1. Насколько эффективной оказалась Ваша деятельность на основе анализа результатов класса в целом?

        Ответ: Проанализировав результаты работы обучающихся на проведенном уроке, я сделала вывод, что организованная мной деятельность обучающихся на данном этапе была эффективной. Обучающиеся выполнили поставленные задачи, показывая знания и умения по теме. Планируемые результаты были достигнуты по окончании урока.

        2. Опишите, каким образом Вы использовали информацию об особенностях школы, класса, социального окружения при планировании и проведении урока.

        Ответ: Урок был проведен в 3 классе в соответствии с утвержденной рабочей программой по русскому языку для общеобразовательных школ. При планировании данного урока были учтены особенности класса, школы и социального окружения. Социальный состав детей разнообразен.

        3. Опишите, каким образом Вы использовали информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся при планировании урока.

        Ответ: Благодаря применению разнообразных форм деятельности и типов заданий, активность обучающихся была направлена на познавательную деятельность. Каждому обеспечила доступность новых знаний при помощи разнотипных заданий и форм деятельности.

        4. Опишите, каким образом Вы использовали информацию об индивидуальных особенностях и потребностях обучающихся при проведении урока, насколько эффективной оказалась Ваша деятельность в связи с полученными результатами обучающихся на материале контрольной работы.

        Ответ : Согласно плану урока были применены разнообразные формы деятельности. Вопросы и задания были озвучены устно, указывались в раздаточном материале, показаны на презентации так как обучающиеся различались по типу восприятия информации. Удалось позитивно настроить обучающихся, мотивировать для активной работы.

        5. Проведите анализ корректности постановки целей на основе полученных результатов обучающихся и / или на материале контрольной работы.

        Ответ : Я думаю, что цели урока поставлены корректно. Этапы урока логически следовали один за другим, материал соответствовал теме урока, что способствовала достижению цели урока всеми обучающимися.

        6. Проанализируйте реализацию запланированных трудовых действий на уроке. Проанализируйте причины не успешности, по которым не удалось продемонстрировать владения определенными трудовыми действиями.

        Ответ : Разработанный урок соответствовал возрастным особенностям обучающихся. В ходе урока осуществлялся контроль, корректировка выполнения заданий. Причины не успешности кроются в затруднении формирования регулятивных универсальных действий.

        7. Предложите вариант перестройки хода урока, который позволит Вам реализовать запланированные трудовые действия, отмеченное в пункте выше.

        Ответ : Для развития регулятивных УУД предоставить больше времени на работу в группах (парах), для того, чтобы каждый мог высказать свое мнение и быть услышанным, мог получит анализ со стороны одноклассников и учителя.

        8. Какие результаты самооценки освоения Вами профессиональных компетенций Вы могли бы использовать при планировании следующих уроков?

        Ответ : Уровень сформированности профессиональных компетенций учителя:

        Планирование и проведение занятий – сформировано, формирование учебных действий – недостаточно. При работе , при планировании следующих уроков необходимо работать над второй компетенцией.

        9. Проанализируйте, что в Вашей деятельности повлияло на освоение запланированных образовательных результатов обучающихся (предметных и метапредметных).

        Ответ: Мне кажется, что побуждение обучающихся высказать свое мнение, предположения и организация обсуждения повлияли на освоение запланированных метапредметных результатов. Мне удалось позитивно настроить учащихся, мотивировать к активной работе, предоставляла время на обдумывания ответа. Таким образом, предоставила им возможность осуществлять предметные результаты.

        10. Как Вы считаете, уровень владения какими конкретными профессиональными компетенциями (трудовыми действиями) и в каком объеме Вам необходимо повысить? Опишите Вашу зону ближайшего профессиональную развития.

        Ответ : Для дальнейшей работы мне необходимо повысить уровень владения профессиональными компетенциями , как формирование универсальных учебных действий; совершенствовать формы и методы обучения.

        Мной составлен план самообразования , индивидуальный план развития . В план входят участие в вебинарах, конференциях, семинарах, открытых уроках муниципального и республиканского уровня ,работать над самообразованием.

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        Вы хорошо помните, что у каждого слова русского языка есть значение. Мы уже знаем, что слова бывают однозначными, когда имеют одно лексическое значение, и многозначными. У многозначных слов значений может быть несколько, то есть слово одно, а значений у него может быть два, три и больше. Сегодня на уроке мы познакомимся со словами близкими и противоположными по значению, узнаем, как они называются, выясним, где можно уточнить значения этих слов.

        Давайте сначала выясним, что такое слова, близкие по значению.

        Прочитайте строчки стихотворения Б. Бобылева и определите, какие животные разговаривают.

        – Вы кто? – спросил.

        Тут возмутился бегемот:

        – Кто ж я тогда такой?!

        – А вы, – ему ответил тот,

        Сказал: – Вы просто лжец!

        С гиппопотамом бегемот

        Они уже который год

        И здесь шумят и там –

        А кто гиппопотам.

        Разговаривают разные животные или одинаковые? Одинаковые. У этого животного два названия: бегемот и гиппопотам. Это одинаковые по значению слова (рис. 1).

        Рис. 1. Бегемот и гиппопотам (Источник)

        Попробуйте узнать, о каком животном идет речь, если говорят

        косой – заяц (рис. 2)

        сохатый – лось (рис. 3)

        косолапый – медведь, топтыгин (рис. 4)

        бурёнка – корова (рис. 5)

        Вы увидели, что в каждой строчке животное одно, значение одинаковое, а слова разные. Такие слова нашего языка научно называют синонимами. Синонимы – это слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию. Синонимы могут называть один и тот же предмет: (кто?) лошадь, конь; один и тот же признак предмета: (какой?) смелый, храбрый, мужественный; одно и то же действие предмета: (что делать?) беседовать, разговаривать.

        Выполните задание. Подберите героям сказок Золушке, Дюймовочке и Незнайке слова-синонимы, которые перепутались:

        работает, маленькая, шалун, трудится, проказник, корпит, крошечная, крохотная, озорник, баловник, миниатюрная, сорванец.

        Что можем рассказать с помощью синонимов про Золушку (рис. 6)?

        Золушка (что делает?) работает, трудится, корпит.

        Общий признак слов – выполняет работу. Все синонимы обозначают действия.

        Рис. 7. Дюймовочка

        Что можем рассказать с помощью синонимов про Дюймовочку (рис. 7)?

        Дюймовочка (какая?) – маленькая, крошечная, крохотная, миниатюрная.

        Общий признак всех синонимов – очень маленький размер. Все синонимы обозначают признак.

        Как можем с помощью синонимов назвать Незнайку (рис. 8)?

        Незнайка (кто?) – шалун, проказник, озорник, баловник, сорванец.

        Общий признак – характеристика по поведению. Эти синонимы называют сказочного героя.

        Вы увидели, что синонимы встречаются среди слов, обозначающих действия, признаки и предметы. Они обязательно отвечают на один и тот же вопрос и имеют общее значение. Иногда можно подобрать не только два слова синонима, но и больше.

        Выясним, что ещё могут показывать синонимы.

        Что за чудо-коромысло

        После дождика повисло?

        Очень яркое, цветное,

        А красивое какое!

        Отгадали? Это радуга (рис. 9). Она состоит из 7 цветов. А вот слова-синонимы могут не только цвет называть, но и уточнять оттенки цветов. Прочитайте группы синонимов, обозначающих цвета.

        Зелёный – изумрудный, малахитовый.

        Жёлтый – золотистый, лимонный, янтарный, канареечный.

        Красный – багровый, алый, пунцовый, пурпурный, огненный, рубиновый.

        Синий – васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный.

        Такие синонимы вы встретите в стихах известных поэтов.

        Рассмотрите любую гамму цветов, и вы увидите, что даже белый и чёрный цвета различаются и имеют оттенки. А помогут их назвать слова-синонимы. Но синонимы могут показывать и оттенки слов, обозначающих предметы, признаки, действия.

        Сравните слова: холодный ветер, леденящий ветер. Какое слово указывает на очень холодный ветер? Леденящий. Сравните: ветер – ураган. Какой ветер сильнее? Ураган. Разговаривать – болтать. Какое слово имеет неодобрительный оттенок? Болтать. В таких случаях говорят, что это синонимы, близкие по значению.

        Иногда в произведениях вам могут встретиться синонимы, которые сейчас не употребляются. Например, комната – светёлка, старик – старец, трава – мурава, угостить – потчевать, врач – лекарь. Употребление синонимов в речи должно быть уместным, это значит, нужно научиться выбирать подходящее слово.

        Сравните рисунки (рис. 10).

        Рис. 10. Разные дома (Источник)

        Можно ли поменять к ним подписи? Любой ли дом можно назвать избушкой? Нет. Только маленький деревянный. А вот высотный дом вполне можно назвать и зданием. Очень высокий дом называют небоскрёбом, но назвать низкое здание небоскрёбом нельзя. У некоторых народов дом имеет своё национальное название: хата, чум, иглу. Поменять их названия нельзя, но у каждого этого слова есть синонимы – дом, жилище.

        Вы, конечно, помните сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и сможете назвать, как менялся дом старухи. Сначала была ветхая землянка, затем изба, потом терем, наконец, царские палаты. Все эти слова тоже обозначают жилище, они синонимы. Вот как много синонимов имеет слово «дом». Но не все слова можно заменить друг другом. Подходящее слово необходимо выбирать.

        Синонимы помогают сделать нашу речь более точной, образной, красивой. Они позволяют нам избегать в речи повторов одних и тех же слов, называют оттенки слов. Но не все слова нашего языка имеют синонимы. Найти синонимы к слову поможет словарь, который так и называется «Словарь синонимов русского языка» (рис. 11).

        Рис. 11. Словарь синонимов

        А теперь давайте поговорим о словах нашего языка, которые имеют противоположное значение. Вы эти слова очень часто используете в своей речи. Давайте проверим. Договорите строчки стихотворения.

        10. Понятие лексики, слово.

        ЛЕКСИКА — это словарный состав языка.

        ЛЕКСИКОЛОГИЯ — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

        СЛОВО — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

        Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

        Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

        — слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

        — новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

        11. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

        Однозначные и многозначные слова.

        Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова — это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

      3. научные термины (бинт, гастрит),
      4. имена собственные (Петров Николай),
      5. недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
      6. слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).
      7. Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним — производные.

        Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

        Прямое и переносное значение слова.

        Прямое значение — это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение ‘княжение, столица’, а сейчас оно имеет значение ‘предмет мебели’.

        Переносное значение — это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

        Например, у слова «осадок» прямое значение -‘твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания’, а переносное значение — ‘тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь’.

        12. ОМОНИМЫ — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб — ‘шарообразная летучая дымчатая масса’ (клуб дыма) и клуб — ‘культурно-просветительское учреждение’ (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте — это специальный стилистический прием.

        13. СИНОНИМЫ — это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение — гипотеза — догадка -допущение.

        Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография — правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить — стеречь).

        Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

        14. АНТОНИМЫ — это слова, противоположные по значению.

        Антонимы — это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный.).

        Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» — «новый»).

        Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

        15. Разряды слов по происхождению.

        Все слова в русском языке делятся на:

      8. исконно русские, к которым относятся индоевро-пеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская пек-сика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка);
      9. заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста — старославянизмы, борщ — украинское заимствование, вензель — польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские — якорь, крюк, Олег; тюркские — шалаш, сундук; латинские — аудитория, администрация; греческие — вишня, фонарь, история; немецкие — бутерброд, галстук; французские — батальон, буфет и т.д.)
      10. 16. Устаревшие слова и неологизмы.

        Словарный состав русского языка постоянно меняется: некоторые слова, которые раньше употреблялись очень часто, сейчас почти не слышны, другие же, наоборот, употребляются веб чаще и чаще. Такие процессы в языке связаны с изменением жизни общества, которое он обслуживает: с появлением нового понятия появляется новое слово; если общество больше не обращается к определенному понятию, то оно не обращается и к слову, которое это понятие обозначает.

        Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.

        Неологизмы — это новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые — нет. Например, в середине XX века слово «спутник» было неологизмом.

        Со стилистической тоски зрения все слова русского языка делятся на две большие группы:

        • стилистически нейтральные или общеупотребительные (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);
        • стилистически окрашенные (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому — или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» — к книжным.
        • 8. В русском языке в зависимости от характера функционирования выделяют:

          — общеупотребительную лексику (используется без каких-либо ограничений),
          — лексику ограниченной сферы употребления.

          17. Лексика ограниченной сферы употребления:

        • диалектизмы — это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты — это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы могут быть
        1. лексическими (известны только на территории распространения данного диалекта): кушак, цибуля,
        2. морфологическими (характеризуются особым словоизменением): у мене,
        3. фонетическими (характеризуются особым произношением): [цай] — чай, [хверма] — ферма и т.д.
        4. профессионализмы — это слова, которые иепопьзуются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины — слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки (например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)),
        5. жаргонизмы — это слова, который испопьзуются узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий или положения в обществе; например, выделяют молодежный (предки — родители), профессиональный (надомаэ — недолет посадочного знака), лагерный жаргон,
        6. арготизмы — это то же, что и жаргонизмы, но они употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов; как правило, это речь социально замкнутых групп, например, воровское арго.
        7. Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЛариса Полякова

          Похожие презентации

          Презентация 3 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «МБОУ Ачаирская СОШ ПРОЕКТ по русскому языку Тема: « Рассказ о слове» Выполнила: ученица 3 «А» класса МБОУ Ачаирской СОШ Полякова Арина Проверила: Глуцкая.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

          1 МБОУ Ачаирская СОШ ПРОЕКТ по русскому языку Тема: « Рассказ о слове» Выполнила: ученица 3 «А» класса МБОУ Ачаирской СОШ Полякова Арина Проверила: Глуцкая Е. А

          2 Произносим – к[а] рева Записываем – корева

          3 Крупное молочное домашнее животное отряда парнокопытных. Однокоренные слова: Коровник, коровка, коровье, коровушка, по-коровьи, коровий. Синонимы: корева, бурёнка, пеструха, кормилица, первотёлка.

          5 Идет как корове седло — не идёт, не к лицу. Чья бы корева мычала, а наша молчала не тебе об этом судить, говорить (говорится в ответ на обвинения того, кто сам опорочил, запятнал себя). Как корева на льду – неловкий, неповоротливый.

          6 Высокоудойная ( корева) Стельная ( корева) Рогатая ( корева) Стадо ( коров)

          7 Бойся коровы спереди, а лошади сзади. Будто корева языком слизнула. Корева в тепле – молоко на столе. Красна баба повоем, а корева удоем. У коровы молоко на языке. Если есть за коровой уход, от коровы получишь доход.

          8 Выгоняли рога Погулять на луга. И рога вечерком Прибрели с молочком. * * * Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. * * * Посреди двора Стоит копна: Спереди — вилы, сзади – метла. ( Корева)

          9 Живет корева без забот, Жует траву себе, жует, И так идет за годом год, На луг пастись она идет. Какой же от коровы толк? А молоко она дает! Чтоб быть всегда здоровым, крепким, Его пьют взрослые и детки. (Огурцова Л.)