Рога оленя и быка это

Просмотров: 20864 Getty Images

У их рогов разное предназначение

У быков, козлов и антилоп рога короткие, острые. Они используются не только как турнирное оружие, но и для защиты от врагов, поэтому рогаты обычно оба пола. У лосей и оленей рога имеют только самцы (за исключением северных оленей, но и у тех рога самок намного меньше). В брачный сезон рога позволяют издали отличить самца от самки. Это запускает соответствующее поведение. Животное с маленькими рогами имеет меньше шансов привлечь самок. После брачного периода самцы избавляются от этих структур, утяжеляющих голову и затрудняющих передвижение по лесу.

Войти

Велестино: олень-богоносец и бык громовержца

Продолжая тему жертвенных животных в славянском язычестве (в предыдущем посте речь шла о «божьем вепре»), нельзя не заметить двух фигурок из Велестино, которые смотрят справа налево. Это олень и «корова», или, скорее, молодой бычок.

Фигурки весьма реалистичны. Никаких особых отличительных черт в плане символики они не имеют. Например, скифские или греческие быки и коровы снабжены звёздами на лбу, радимический бык окружён семью «турицами», а наша «корова» не имеет даже таких знаков.

Можно отметить лишь позу быка/коровы – он/она лежит, поджав конечности. В позе оленя мы можем отметить вытянутое вперёд правое переднее копыто, то есть олень шагает (вполне реалистично, если понаблюдать за оленями). Но отмечу, что такая поза характерна для некоторых фигурок волков и львов на белокаменной резьбе Дмитриевского собора Владимира. Поднятая передняя конечность символически может означать движение или приглашающий жест, жест помощи или, напротив, обращения с помощью. Из символических элементов можно отметить необычно большие рога оленя и крестообразное членение копыт коровы. Возможно, эти особенности несут какую-то информационную нагрузку. Что касается рогов оленя, то это не северный олень (если продолжать следить за темой северного происхождения гусляров Симокатты), а скорее благородный олень.

Рога велестинского оленя имеют по 4 отростка, что характерно для достаточно молодого оленя. При этом нужно отметить, что рога оленя начинают расти в марте, продолжается их рост не менее 140 дней (5 месяцев), поэтому столь длинные рога формируются не ранее мая-июня. Покрытие тела фигурки оленя схоже с покрытием тела божественного вепря и ещё одной фигурки коллекции – S-образного хищника (о нём позже). У коровы/быка полукруглым штампом показано подобие гривы, что выдаёт в фигурке именно быка, а не корову.

Что означают эти фигурки в коллекции гусляров?
Тур, дикий бык, вол – это излюбленное гуслярами животное. Мы помним Буй Тур или Яр Тур Всеволода из «Слова о полку Игореве», мы помним златорого тура, в которого был превращён Добрыня злой колдуньей Маринкой в одной из былин. Популярность этого образа у гусляров-язычников подтверждает и «Повесть временных лет», в которой рассказывается о монахе Исакии, терзаемом бесами. Эти бесы принимали то образы музыкантов, в том числе и гусляра, то образы зверей: медведя, «лютого зверя» и вола. Всё это говорит за то, что в XI веке, во времена песнотворца Бояна, бык, вол или тур – это одно из почитаемых язычниками животных, воспеваемое гуслярами.
Арабские авторы IX-XIII вв., говоря о славянах, сообщают, что они поклоняются быку. Это утверждение весьма туманно, так как может являться результатом ошибки переписчиков (в оригинале логичнее видеть вместо быка огонь – эти слова схожи в написании). Однако, поклонение быку зафиксировано у радимичей находками подвесок с изображением головы быка и семи женщин, которых Рыбаков называет «турицами». Схожие подвески имели место в греческих античных колониях в Северном Причерноморье. Но радимическая традиция, скорее всего, имеет западнославянское происхождение. Если доверять сведениям о Саксонской хронике, то славянский бог Радигост, которого почитали ободриты в Мекленбурге, «имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове – птицу». Мы видим, что бык был атрибутом одного из важнейших западнославянских божеств, возможно, леворукого, как и фигурка одного из богов Велестино, определённого нами как Перун.
Именно с Перуном нужно связать быка велестинской коллекции. Прокопий Кессарийский в середине VI века пишет о религии славян: «Они считают, что один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». Поклонение быку имеет древние корни и широко распространено, но в нашей конкретной коллекции бык выступает в качестве жертвенного животного Перуна. Это весьма точно установленная позиция, так как бычок ориентирован аналогично фигурке воина с топором – Перуна.
А ближайшим аналогом для велестинской «коровы» будет выступать не бычья голова на подвесках радимичей, а фигурка, имеющаяся в белокаменной резьбе Георгиевского собора.

Удивляет сходство позы этих двух изображений! Видимо, поджатые конечности имеют в обоих случаях значение жертвенности животного.
Поджатые конечности характерны, например, для скифских оленей, терзаемых грифонами и львами, поэтому я объединил быка и оленя в сюжетную пару, как и предыдущие фигурки коллекции.

Но вот в славянской мифологии относительно оленя почти ничего нет. Единственный обнаруженный пассаж – это рассказ «Повести временных лет» о маленьких оленятах, которые падают с неба. Вероятно, олень на Руси был связан с небом, но насколько это славянская традиция судить трудно (речь в легенде идёт о далёком севере). Однако, заметная роль оленя в скифском искусстве не могла не продолжиться в восточнославянской традиции.

У скифов олени были связаны с образом мирового древа, а также представлялись как жертвенное животное в сценах терзания. Бронзовая фигурка оленя известна в черняховской культуре.

Её отличает от скифских и роднит с велестинской – небольшое число отростков (на черняховской фигурке их 3). Более того, на Дмитриевском соборе XII века во Владимире мы находим изображения оленя не только как отдельного персонажа, но и в сцене терзания львом.

Получается, что олень и у славян мог выступать как жертвенное животное, посвящённое небесному божеству. Следовательно, можно обратиться к славянскому фольклору, чтобы уточнить возможную роль оленя в коллекции фигурок из Велестино.
В болгарском, украинском и белорусском фольклоре олень предстаёт как посланец бога. Иногда его называют «богоносцем», так как он носит на рогах Христа! В болгарском и русском фольклоре он описывается как небо: «На лбу у него солнце сияет, на груди у него месяц, рога у него — чистое золото», «На правой бедре млад светел месяц, на левой бедре красно солнышко, по всему оленю часты звезды».
(Скифский олень как макрокосм)
Что касается жертвенного характера оленя. У южных славян и у русских на Севере распространена легенда об олене, добровольно приносившем себя в жертву в Юрьев день, в день свв. Константина и Елены, в Петров день или Ильин день. Согласно легендам, олень сам прибегал к церкви на заклание; иногда прибегали два оленя, одного из которых приносили в жертву, а второго отпускали. Этот ритуал похож не только на семитского «козла отпущения», но и на жертвоприношение двух петухов русами у священного дуба на острове Хортица, описанное Константином Багрянородным в X веке.

Вероятно, олень, как и бык, был связан с Перуном. Так известен мотив о том, как оленя поглотила змея, а охотник Илья извлёк его. Кроме того, об олене вспоминают в главный праздник Перуна (Ильин день, 20 июля): «Олень в воде копыто омочил». Рога оленя имеют отвращающую силу и используются как оберег. Поэтому рога велестинского оленя могут рассматриваться как дополнительное «оружие» против врагов, с которыми сражается Перун и солнечный всадник.

Самое удивительное, что олень в русском фольклоре оказывается напрямую связанным с быком. По рассказу каргопольских стариков, прежде, накануне Петрова дня (12 июня, ещё один день, когда Перуну приносили жертвы), прибегал каждый год к церкви олень. Здесь его закалывали, разнимали на части и варили. А в день праздника после молебна мясо и принесенное пиво освящали, резали оленятину на мелкие кусочки и раздавали приходящему люду. Но как-то, точно в такой же день, не дождавшись из леса оленя, убили мужики быка. Вдруг прибежал олень, увидел, что вместо него в жертву принесен бык, осердился. Когда хотели его поймать, он не дался, как прежде, в руки, а исчез в лесной чаще. С тех пор олень больше не выходил к людям, и пришлось теперь колоть к петрову дню купленного на мирские деньги быка.
Видимо этот мотив – противопоставление жертвенных животных для небесных божеств – обыгрывается в фигурках быка и оленя в велестинской коллекции. Также как в прусской традиции противопоставляются в качестве жертв бык и вепрь (приношение их вызывает противоположные последствия).
Таким образом, вновь пара фигурок образует некий сюжет из славянской мифологии. Подробности сюжета от нас скрыты, но связаны с жертвоприношением Перуну и, возможно, солнечному всаднику. Последнее объясняет сцену терзания оленя львом в древнерусской белокаменной резьбе: если считать небесным львом Хорса, то олень посвящался именно солнцу. Вероятно, длинна рогов оленя соответствовали дню летнего солнцестояния, а сам рост рогов до этого времени характеризовал период от весеннего равноденствия в марте до солнцестояния в июне. Как и в случае с нерпой велестинской коллекции мы имеем календарную привязку символики фигурок по временам года.

Месяц, лучи светила, молния, солнечные и лунные лучей, богов урожайности;

Избавления, спасения, святости, смерти, бессмертия; дьявола;

Милости, алтаря, священничества, защиты;

Острые, колющие, но полые — символ фаллический, мужественный, но и женственный, восприимчивый.

Читайте так же:

  • Самые популярные породы коров в россии Корова является одним из популярных представителей крупного рогатого скота. Это животное чаще других можно встретить на деревенском подворье или в фермерском хозяйстве. Корова незаменима и […]
  • Как обработать рога быка quote: ситуация такая - друг подогнал два коровьих рога quote: Теперь думаю, что делать с двумя роговыми стаканами. ЗЫ. Как-то слышал, что на жареный коровий рог сазан идет, мол вместо […]
  • Как рисуется корова Дети с самого детства знают, что корова дает молоко, «делает му-му», а еще – задорно щиплет травку на лугу. Некоторые из них видели буренку в деревне у бабушки, некоторые – только на […]
  • Корова не ест и не дала молока Главная Вопросы и ответы Животные: общие вопросы Корова может не давать молока или сбавляет надой по множеству причин. Стоит их разделить на физиологические и […]
  • Коровы 70 литров молока В городе Докучаевск, неподалеку от Донецка, живет корова Марфа, которая дает по 60 литров молока на день. Для сравнения – обычная корова может дать за сутки не больше 20 литров. Местный […]
  • Вивисектор как пройти быка В соответствии с требованиями законодательства доступ к запрашиваемому Интернет-ресурсу закрыт. Интернет-ресурс запрещен к распространению судом и/или внесен в один из списков: FAQ: перед […]

¦ Мужской сексуальный символ: потенция, гордость, фаллос, плодовитость, ревнивый муж (любовник).

Считалось, что рого способствовал плодородию.

Авторитета, силы, духовного порыва, нападения и защиты;

Деспотизма, монархии, заносчивости, славы, агрессивности, победы, мятежа, бунта;

Изобилия, упорства, красоты, счастья, интеллигентности,

Вызова к бою, зова к молитве, призыва к освящению триумфа;

Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть.

Мощный символ первобытных богов, правителей, героев и воинов.

Для древних рога быков, коров, баранов, козлов и бизонов были символом мужского боевого духа, фаллической силы, и символом плодородия, процветания, мужской плодовитости. Отсюда популярность и высокий статус рогатых божеств, особенно в обществах, основанных на скотоводстве и охоте.

Изображения рогатых фигур в наскальной живописи — вероятно, запись шаманских заклинаний для успешной охоты.

Рога быка образующие полумесяц, частый символ богинь-матерей (Великая Мать, Прамать) и плодовитости.

Рога барана, напротив, часто имели солнечный характер.

У простого народа считаются выражением чего-то страшного, охватывающего все сверхъестественное.

Находка в 1897 г. резного изображение древнеиберийской богини IV—III вв. до н. э. с бараньими рогами (сейчас Музей Прадо, Мадрид).

Рога жертвенных животных считались священными, украшали храм, часто вместе с (бычьей) головой.

Рог единорога, носорога (порошок, настойки, и т. д.) добывали в Южной Азии, в Африке. Считался приворотным зельем, и лекарством от импотенции.

Самые . древние музыкальные инструменты — разного рода роги —

«Песне о Роланде», со своей дружиной задержиает сарацинов в Ронсевальском ущелье, его друг Ольвье уговаривает затрубить в рог Олифант, чтобы вызвать подмогу от короля Карла Великого. Но Роланд горд — когд он, наконец, решает затрубить в рог, уже поздно.

Рог современный — валторна, чей звук напоминает звучание буйволиного или бизоньего рога.

Эмблема женской верности. В одной легенде «артурового» цикла, Моргана послала Гиневре волшебный рог, из которого не могла напиться ни одна неверная жена, — он разливал питье. Королеве это не угрожало.

Лат. Argumentum cornitum, — «рогатый довод») схоластическая позиция, в которой каждый из возможных двух (чаще всего) ответов сам по себе неправилен — «надевает на рог».

Золотые рога — серп Месяца; отвага, смелость.

Искусство эпохи палеолита изображает священников, носящих рогатые маски в виде голов животных. Это связано, вероятно, с обрядами, назначением которых было способствовать успеху охоты и добычи пропитания.

Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства.

Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве.

Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости.

Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой.

Сила рогов может быть благодетельнои или вредоносной, смотря по обстоятельствам.

Характерные признаки богов, представляемых в виде животных, в особенности быков, иногда и в виде человека, а также изображаемых изолированно от какого-либо потенциального носителя (к примеру, культовые рога на древнем Крите, среди которых помещался двойной топор, вследствие чего они являлись символами в узком смысле).

Как оружие самцов (быков, домашнего скота, овец, коз, зубров, буйволов, антилоп) — символ силы и агрессивности, готовности защищать своё достоинство; авторитет, проявление деспотизма.

Часто представляют власть рогатых божеств, например, когда она увязывается с мощью животного (дикий буйвол). В послеледниковых изображениях (Сев. Африка), между его рогами размещен солнечный диск.

Бокал для вина, сосуд для хранения масла. Приобрели и женский символизм, сохранив основной символизм власти.

В Библии пророк Самуил умастил Давида оливковым маслом, взяв его из рога.

В XVIII—XIX вв. в таких рогах держали порох, табак.

В Грузии пьют вино из рогов: этот «бокал» нельзя поставить, пока не осушишь.

Считалось, что ритуальное питье из рога медовухи или вина сохраняет потенцию.

В средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.

Возможно, по христианской ассоции Рогатого Бога с дьяволом и силой зла.

Вариант: по ассоциации с самцом оленя, у которого уводит самку более сильный соперник.

Четыре рога Ригведы — четыре основных точки.

Сила. «Возносить рог» — победа, успех.

Амулет, оберег от «дурного глаза», остался от древнего культа быка.

И сегодня можно увидеть в Италии у входов в крестьянские жилища, прибитые рога — большие воловьи и маленькие телячьи.

Пользуются популярностью брелоки к часам — в виде крохотных рожек.

Многочисленные преданий о спящих королях, ожидающих в горных пещерах, когда затрубят рога, призывая их на помощь. Карл Великий, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Болеславы — Храбрый и Смелый, сербский королевич Марко, моравский князь Святополк, и мн. др.

В соединении с короной рога служат головным убором многим богам.

Рога быка солярны, а коровьи, поддерживающие солнечный диск, имеют и солярную и лунную символику.

Носителями солнца обычно считались бык и корова: бык сам символ солнца, а корова (как символ ночи и луны) позволяет выходить из себя дневному светилу.

Хатор как Великую Мать изображали с головой коровы или с рогатой человеческой головой, несущую между рогов солнечный диск. В мифе рассказывается, как Хатор подняла в небо на рогах юного сына Солнца.

В виде месяца у Изиды и Нут, владычицы небес.

В иероглифах голова барана считается выражением почета и власти.

Бог-баран Хнум изображается обычно с горизонтально расходящимися рогами.

Особый символ солнца, — образ Амона (в древности почитался в оазисе Сива, позднее — верховный бог Египта), его бараньи рога загнуты вниз (хотя имеется много изображений Амона с горизонтальными рогами).

Из сходства с завивающимися рогами барана окаменелые моллюски получили название аммонитов.

У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, — знак бога бури.

Мавританские и алжирские наскальные рисунки показывают барана или буйвола, несущих между рогами солнечный диск; имеются изображения Амона в облике человека, несущего на голове солнечный диск или урея.

Загнутые рога быка или коровы, в которых качается солнечный диск (представленный в Мали тыквой), — изображение лунной и солнечной энергии.

Широко распространенное в передней Азии микро- и макрокосмическое соответствие коровьих рогов серпу луны. Изида — лунная богиня, мать солнечного бога Гора (Плутарх); ее голова часто увенчана коровьими рогами с солнечным диском.

После посещения египетских святилищ как сын Зевса-Амона изображался с этим украшением на голове.

Изогнутые рога Александр Македонский, «Сын Амона», взял в качестве символа императорской власти.

Профиль Александра Македонского на монетах с бараньими рогами как сына бога Амона-Барана. В Средней Азии фигурировал, как «Искандер Зулькарнайн» — «Двурогий». В Египте: «Двурогий повелитель». Это прозвище «перехватил» один из полководцев Александра — Селевкос, ставший царем Македонии под именем Деметриоса Полиокретеса.

В шумеро-семитской — божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.

Вавилонских царей изображали с рогами.

У евреев рога символизируют силу; «поднятие рогов» знаменует победу; «обломать рога» — означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть.

библейские «шофар» (бараньи), звучали во время религиозных обрядов, на свадьбах… Делались инструменты из рогов тура, зубра, буйвола.

От синхронного рыка жреческих рогов рухнули стены Иерихона.

В Библии упоминаются алтари, украшенные по углам инкрустированными металлом рогами, которые следовало окроплять кровью жертвенных животных. Обвиняемые в преступлении могли получить убежище в храме, если они сумели проникнуть в него и коснуться этих рогов.

Когда Яхве в гневе отсечет рога алтарей и падут они на землю (Ам 3:14), это будет означать страшное взыскание Божье с Израиля за преступления его.

Спорным является то место в Библии (Исх 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается «с горы Синай», снабженный рогами, как это представлено в ряде западных переводов Библии. Востоковед А. Иирку ссылается на то, что-де в Палестине были известны лицевые маски из частей черепа крупного рогатого скота, что и имеется в виду в латинском переводе Библии (Вульгате). Соответственно статуя Моисея, изваянная Микеланджело, изображает патриарха рогатым. В новейших переводах Библии (в том числе каноническом переводе ее на русский язык. — Ред.) говорится не о «рогах», а о «лучах света».

В иудейском Храме по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, по которым стекала жертвенная кровь. Они символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.

Слово «shofar» (на иврите — «рога барана») использовалось древними израильтянами для подачи сигнала тревоги и было еще одним символом защиты.

В Библии «рога» — символ силы или, в Новом Завете, — спасения.

Рога в Библии — сила, власть, богатство, удача, везение, спасение, боевая слава, солнечные лучи; деспотизм, гордость, бунт.

«Не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно» // Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Псалом 74: 6—11).

Лицо Моисея, спускавшегося с горы Синай, вобравшее в себя величие Яхве, лучилось (Исход 34: 29—35). На иврите написано: «karan», то есть /лицо/ было рогато». Отсюда рога на лбу Моисея (Микеланджело) справа от входа в собор святого Петра (Рим), а также на ряде других изображений.

В «Песне Давида»: «Бог // щит мой, рог спасения моего» (Вторая книга Царств 22: 3).

Мощь Агнца выражена в его семи рогах (5: 6), а мощь багряного дракона и зверя морского — в десяти рогах (12: 3; 13: 1).

Рога отличительная примета дьявола в искусстве.

Рога алтарные. Алтарь иерусалимского храма в первоначальном виде имел на четырех своих углах торчащие рога, окованные железом, — символ мощи и покровительства Бога. Рога были святейшей частью алтаря, — взявшийся за них становился неприкосновенным для светской власти. Какой-либо вред для них, грозил потерей покровительства Господа. «Говорит Господь Бог, //: когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю» (Амос 3: 13-14).

Десять рогов на голове шаманов Сибири и Центральной Азии — эмблема их сверхъестественных возможностей.

Заставляют задуматься сообщения о том, что в шаманистских обрядах сибирских якутов в древние времена впадавший в транс шаман «ревел как бык и вырастали у него на голове чистые, прозрачные рога» (по Ксенофонтову, это могло свидетельствовать о галлюцинациях зрителей).

У христиан два рога — это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса — это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было-принято, что рога — символ дьявола.

Связь рогов с языческой религией делала их естественным атрибутом Сатаны.

Рог святого Губерта —один раз нужно было подуть в него, чтобы на помощь пришли десять воинов.

Рог как символ крепости Божьей (Лк 1:69): Бог «воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».

В Откровении Иоанна Богослова «Агнец» имеет на себе семь рогов, семь очей, «которые суть семь духов Божиих» (Откр 5:6), а сатанинский дракон (12:3) — десять рогов в качестве символа своей адской власти.

В христианской иконографии дьявол также изображается с козлиными рогами.

Ритуальные и пиршественные сосуды из рогов находили широкое распространение в культовых сферах.

Св. Губерт, Освальд и Евстахий в качестве атрибута имели охотничьи рога, так же как и св. Корнелий вследствие сходства его имени с лат. cornu (рог).

Христианство скоро обратилось против языческого поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве знаком сатаны и его рогатых последователей.

Охотничий рог — атрибут Губерта. Самуил помазывает Давида (1) маслом из рога. Иногда с рогами изображается Моисей.

У американских индейцев голова вооружена рогами «с тем, чтобы казаться ужасней».

Убранство из перьев индейцев прерий Северной Америки часто включало пару тонко выделанных, отполированных (буйволиных) рогов, размещенных по обе стороны головы, что свидетельствовало об особой значительности носителя этого убранства.

«Этот головной убор с рогами можно было носить только в особых, строго определенных обстоятельствах… и только тем, чье мужество и авторитет снискали признание всего племени и чей голос в совете имел такой же вес, как и у старейшины высшего ранга… Это украшение на голове заключает в себе бросающееся в глаза сходство с иудейским убранством, прежде всего наличие рогов, которые, как знак власти и силы, абиссинские старейшины и иудеи носили в час великого подъема и победного торжества» (Джордж Кэтлин, 1796—1872).

Прославленный живописатель индейцев ссылается при этом на место в Библии (3 Цар 22:11), где говорится: «И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их» (. имеет аллегорический смысл).

Головные уборы, украшенные рогами у индейцев Северной Америки знак отличия для отважных вождей.

Рога — начало. Небесный зверинец (Зодиак), открывают рогатые Баран и Бык.

Рог как музыкальный инструмент является, благодаря своему скорбному звучанию, атрибутом Мельпомены (Музы трагедии).

В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества.

В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, «Рог Амальтеи» — податель богатства и изобилия.

Рога, вместе с другими характерными козлиными особенностями, — атрибут Пана и Сатира.

В роги трубили тритоны, встречая и приветствуя Посейдона с Амфитридой.

Лук из рога дал Аполлон Оресту, метереубийце для защиты от эриний.

«Букранион», — «голова быка» — широко распространенный орнаментальный мотив греко-римской архитектуры с III в. до н. э., и почти до эпохи Возрождения. Бычьи рога говорили о богатстве; рога туров, лосей, оленей — символ неуступчивости перед Злом, защищата от демонов…

В древнеримской армии рогатое украшение вручалось за выдающуюся храбрость.

Непременный атрибут многих богов:

А также — Диониса, Загреуса, Пана, Фавна, силенов и сатиров (козлиные).

Согласно учению гностиков, рога являются основой для создания красоты и самоутверждения.

Гордость, самоуверенность, надменность (речевые метафоры):

В басне Эзопа верблюд позавидовал другим животным и возвратился к Зевсу, прося дать ему рога; бог же и рогов ему не дал, а за проявление зависти и уши укоротил…

Присловье: «чем козел старше, тем у него рог тверже» (аллюзия фаллическая).

Присловье: «Темный, как табак в роге».

«Носить рога» — быть обманутым мужем, «рогачом», «рогоносцем».

«Наставить рога своему мужу» — изменить ему с другим мужчиной…

В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина.

У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог — это Владыка животных. Цернунн-«Рогач», бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя.

Рог Оберона взывал к чародейским силам, прося о защите.

Рогатые боги (Цернунн) — символ богатого урожая.

С древности и до Средневековья друзы, галлы и германцы увенчивали боевые шлемы бычьими рогами —знаком их воинственности и упорства в сражениях.

От звуков рога Гьяллархорн скандинавского Хеймдалля, все остальные боги могут забыть, как их зовут, и вообще все на свете, и тогда весь мир рухнет и наступит «Гибель богов».

Скандинавские, тевтонские и галльские воины носили рогатые шлемы, чтобы вдохновляться свирепостью животных и наводить ужас на врагов.

В психологии рога могут быть связаны с дивергенцией («рога дилеммы»).

Изображение персидского царя сасанидского времени.

Воин-глашатай в рогатом шлеме. Сардиния, ок. 1000 до н. э.

В Исходе сказано, что, когда Моисей спустился с горы, его голову украшали рога, ибо он возвысился до власти и господства. В древности изображения правителей также украшались рогами.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: биллиард — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Неточные совпадения

Синонимы к словосочетанию «рога оленя&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «рога оленя»

  • Украшением служат только рога оленей и несколько оружий, развешанных по стенам.

Какими бывают «рога оленя»

Значение слова «рог»

РОГ , -а, мн. рога?, —о?в, м. 1. Твердый вырост из костного вещества на голове у некоторых животных. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «олень»

ОЛЕ?НЬ , -я, м. Жвачное парнокопытное млекопитающее с ветвистыми рогами. Северный олень. Пятнистый олень. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Значение слова «рог»

РОГ , -а, мн. рога?, —о?в, м. 1. Твердый вырост из костного вещества на голове у некоторых животных.

Значение слова «олень»

ОЛЕ?НЬ , -я, м. Жвачное парнокопытное млекопитающее с ветвистыми рогами. Северный олень. Пятнистый олень.

Синонимы к словосочетанию «рога оленя&raquo

Какими бывают «рога оленя»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

У нас в русском языке это всё называется одним словом — рог, а вот у англичан для этого есть разные термины. Рог коровы и антилопы у них — horn, а рог оленя — antler. Видимо знают что-то такое, шельмы.

Тут можно вставить блог про эмбриологию, и рассказать как у эмбриона в период его развития образуется три зародышевых листка который в дальнейшем формируются в кожный покров и его производные (волосы, перья, когти и прочее) это эктодерма, третий в кости скелета, это энтодерма, ну а среднему, мезодерма, путь развития в мышечную ткань и всё остальное. Но это долго, нужно и боюсь ошибусь, хотя разница между рогами начинается как раз отсюда.

Это череп коровы. На роге нет рогового чехла. Видно, что рог составляет общее с черепом. Если возвращаться к эмбриону, что тут рог получился из того же листка из которого развился скелет.

Рог он как часть тела одинаков что для коровы, что для быка, каким будет рог и остальные характеристики хранятся в той же «папке» где указано количество ног и остальные параметры по умолчанию.

А вот с рогом оленя всё несколько иначе. Во-первых он растёт только у самцов (исключение — северный олень) во-вторых его размер сильно зависит от уровня тестостерона самца. Каждый год рога становятся всё больше и больше, вслед за повышением выработки тестостерона у оленя, а со старостью. когда тестостерон падает, то и рога уменьшаются. Так же у кастратов со временем рога прекращают расти. Рог безболезненно отделяется от тела оленя не причиняя ему повреждения. И как видно на фото, он не является продолжением черепа.

Есть брать аналог чтобы было понятно, то рог оленя это аналог бороды и усов у мужчины. То есть возвращаясь к эмбриону, рог развивается из того же листка что и кожный покров. На срезе рога напоминают кость, но физические свойства у них различные. Рога гораздо более устойчивы с боковым и скручивающим нагрузкам, поэтому не ломаются при спаррингах, но возможны зацепы двух оленей.

Ну, в общем, как мог рассказал. Не принимайте эту статью за научный труд

Дубликаты не найдены

Всё проще.) В коровий рог можно дунуть, и сделать из него музыкальный инструмент или наддув для кузницы из говна и палок, поэтому он horn. В олений дунуть нельзя, поэтому в отличие от полезного horn, он должен называться другим словом.

На каждой ферме такое есть, а уж когда все люстры сделаны, то переходят к другим формам. А в коровий можно только дуть )))

Только не «лепестка», а «листка».

Рог безболезненно отделяется от тела оленя не причиняя ему повреждения. И как видно на фото, он не является продолжением черепа.

между костями черепа и рогом не связи. Рог просто прикреплён к отростку и новый растущий рог, выталкивает старый

У коз ведь так же, да?

нет, у коз как у коров

Но роговые чехлы с выростов черепа снимаются. Лично снимала. Кстати, козлятина вкусная)

а сам вырост черепа отпадал и вырастал вновь? Вы сейчас путаете роговой чехол и саму кость

Вы просто недогуглили) У оленей рога- как зубы или ногти живые: внизу живая мягенькая пульпа, дальше идет нечувствительный твердый вырост. Если слишком низко пилить рога у оленя — будет кровь и вообще заражение. А у коров — кость сплошная, не важно, насколько она интегрирована в череп, один раз выросла — больше не будет и пили ее хоть вообще у черепа)

вы что-то не то гуглите. Я лично пилил рога, они либо все живые, либо все мёртвые.

Пилите ниже) а лучше всё-таки подумайте, как мертвые рога отрастают каждый сезон)

зачем пилить ниже, если повредишь зону роста? ВО-первых ему будет больно, во-вторых на следующий год рог кривой вырастет

Я 6 лет занимаюсь разведением оленей и знаю полностью их технологию и тут появляется некто кто где-то погуглил и несёт мне знания в мир? Ты руками то рог трогал хоть когда-нибудь?

Так, то есть про зону роста вы знаете) Тогда про что вы тут вообще возмущаетесь?)

Ещё начинается со слов: «У нас в русском языке . » _)))

Мой внутренний граммар-наци содрогнулся!

И нахуя я это узнал?

Но было интересно и познавательно.

нахуя я это писал, но ведь писал для чего то.

У носорога вообще забавно, у него кератиновый рог, то есть, это слипшиеся волосы, считай) У нарвала рог — это зуб, ну перерос чуть. ) А еще у зайцев бывают рога, они из бородавок)

А вот про зайцев неожиданно оО

я слежу за вами! по вечерам занавесочку прикрывайте )))

Весной, когда коровы пиздятся, чтоб выяснить, кто зимой стал круче- оторваных и сломанных рогов можно найти немало.

вы имеете в виду роговый чехол?

Чехлы чаще. Но за мной в детстве гналась дикая телка, один рог целый, а вместо второго рога- кровавое пятно. Запрыгнул от неё на забор.

ну это как сорвать ноготь. Больно, кроваво, но это не лишение пальца

Никогда не видел чтобы ногти вот так облазили Как панты становятся рогами

4х аминокислот. Проще говоря деградация мышц из 20 аминокислот распадается в коллаген. Хочешь красивые волосы и ногти: кушай мясо)

Да это же Богорог на первой картинке,вы чего?:)

Так значит тот задохлик из сезона охоты был тестостероновым самцом! Понятно почему именно его выбрала самая симпатичная и популярная самочка.

мне было намного интересней читать автора, чем то, что вы написали из википедии

Вы смешиваете два состояния рога оленя. Пока он растёт, он вполне себе живая ткань со всеми составляющими: кровеносные сосуды, нервные окончания. Но как только рост прекратился происходит процесс окостенения. Кровь уходит из рога, нервные окончания тоже отмирают.

В этом и отличае пант от ороговевших рогов

Крч вот вам факт, рога оленя это управляемая раковая опухоль!

можно сказать и так

Получается, что у северных оленей рост рогов регулируется не только тестостероном, но и другими гормонами или самки северных оленей не такие уж и самки на гормональном уровне?

хотел добавить фото бородатых женщин, но пожалел. Вспоминаются фото жён персидского шаха

попадалась статья что рога оленя это по сути раковая опухоль растущая под жестким контролем Оленьи рога — это опухоль, растущая под контролем генов

*Остап Ибрагимович нажал на Сохранить*

Бедный Чарли

Гармония

Миниатюрный череп оленя , кулон

Материалы — запекаемая полимерная глина, краски. Внутри рогов металлический каркас. Иногда делаю с креплением в виде колечек в самих рогах или черепе, к которым крепится шнур/цепочка, но мне больше нравится просто подвешивать, обвязывая рога шнуром,
источник https://vk.com/morrokwind?w=wall-81549123_5320

Ути мой сладкий

Резка рогов

Пояснение кто впервые читает про оленей: перед брачным сезоном оленю срезают его сухие рога в целях безопасности. Панты англичане не режут.

Данное видео было украдено у меня телекомпанией Дождь чтобы показать жестокое обращение с животными на алтайских маральниках. дождистов вообще ничего не смутило. Ни другой подвид оленей, ни сухие рога, ни даже, английская речь.

Зачем оленям рога (и почему они обладают противораковыми свойствами): самый последний обзор на тему рогов

В ежемесячной научной рассылке из европейской ассоциации заводчиков оленя, была опубликована прелюбопытная статья, которой я поделюсь с вами.

Landete-Castillejos, T., Kierdorf, H., Gomez, S., Luna, S., Garcia, A.J., Cappelli, J., Perez-Serrano, M., Perez-Barberia, J., Gallego, L., Kierdorf, U. 2019. Antlers-evolution, development, structure, composition, and biomechanics of an outstanding type of bone. Bone, 128 (115046):1-20.

Так как целиком статья очень нудная и скучная, то я тезисно.

Самый лучший научный журнал по биологии костей и медицине, Bone, недавно опубликовал специальное издание, посвященное памяти «отца» костной механики, человека, который провел исследования во многих отраслях костной биологии: профессора Джона Дональда Кюрри.

Как указал Ландете – Кастейехос и др. (2019) указали, рога оленя являются самой быстро растущей тканью среди млекопитающих, гораздо быстрее раковых клеток. Они могут отращивать 1-3 см в день в длину, создавать более чем 20 кг за 3-4 месяца, и также то, что не было включено в работу: ствол рога создает более 20-25 кв см кожи в день. Ванг и др. (2019) объясняют почему такой быстрый рост может быть достигнут: используя раковую генетику. Экспрессия генов рогов оленя имеет сходство (корреляцию) 67-78% (в зависимости от вида оленя) с раком кости (остеосаркома), но только 33-47% с нормальной генетикой кости. Использование раковой генетики для быстрого роста решает одну проблему, но создает другую: риск, что такая генетика может развить настоящий рак. Чтобы это предотвратить у оленей появилась антираковая генетика: гены-супрессоры опухолей. Ванг и др. считают, что в таком случае, у оленей риск развития рака меньше, чем у других животных. И вот что происходит: у оленей уровень заболеваний раком в 5 раз меньше по сравнению с другими животными в зоопарке (0.4-0.8% пр. 2.1-4.6%). Они обнаружили гены-супрессоры опухолей (в особенности PML), и потенциал является не только аргументом для публикации в статье: в последнем разделе авторы указали, что они подали заявку на патент: “ предварительная китайская патентная заявка на потенциальное применение в лечении и профилактике рака с помощью гена PML оленя была подана Северо-Западным университетом A & F”.

Антираковые свойства пантов проявляются не только в низком риске заболевания раком у оленей. Как мы уже упоминали в наших новостных письмах, две группы ученых из Китая показали, что экстракт пантов активно борется с раком простаты, обе группы изучали культуру раковых клеток и тестировали на мышах с раком. До выхода статьи Ванга и др. (2019) никто не мог объяснить почему, но после публикации стало ясно, что противоопухолевые гены служат скорее всего для создания противораковых биоактивных молекул и Ландете- Кастейхос и др. (2019) указывали, что данные молекулы вероятно также существуют и у других видов млекопитающих и во многих других типах рака, если не у всех.

Для ЛЛ: Рога оленей быстро растут, потому что на 2/3 они работают по раковой схеме. То есть олени каждый год развивают в себе раковую опухоль и её прекращают. Вот это свойство рогов и хотят использовать китайские и прочие учёные, опыты подтверждают, что тут есть над чем работать.

Во время роста клетки в оленьих рогах делятся быстрее, чем в опухоли, благодаря чему рога растут со скоростью почти 2 сантиметра в день. Среди других уникальных особенностей рогов — то, что это единственная часть тела млекопитающих, которая может полностью регенерировать, а также огромное количество разновидностей у разных млекопитающих — от небольших выростов у жирафов до загнутых и заостренных рогов у быков и огромных ветвистых «деревьев» у оленей и лосей. Поэтому ученые до сих пор не договорились о том, считать ли эти рога родственниками или же признать их независимое происхождение.

Чтобы прояснить этот вопрос, а также выяснить, что позволяет рогам расти так быстро, команда ученых из Китая и Дании сравнила набор генов, которые работают во время роста рогов у представителей семейств оленьих и полорогих (к нему относятся, например, быки, козлы и антилопы). Наборы оказались похожими: и у тех, и у других там оказались гены, связанные с развитием кожи, нервов и костной ткани.

Исследователи сопоставили последовательности генов, чтобы выяснить, какие из них подвергались положительному отбору и приобрели в результате определенные изменения в связи с возникновением рогов. У разных жвачных с рогами таких генов нашлось 240. Многие из них ранее обнаруживали в нервном гребне — зародышевой структуре, которая происходит из нервной трубки. Затем ее клетки расползаются по телу, давая начало некоторым нейронам, железам и пигментным клеткам. Ученые заключили, что рога возникли в ходе эволюции один-единственный раз, поскольку у всех зародышей они развиваются из одного и того же места и отвечают за это похожие гены. Потом их пути разошлись, и возникло разнообразие, которое мы можем наблюдать сегодня.

Читайте также: Тасманийский дьявол и укусы смерти. История о фантастических тварях и о том, чему они могут нас научить

Кроме того, ученые обнаружили, что в растущих рогах оленей работают те же гены, что и в остеосаркоме, опухоли костной ткани. Три из них подверглись положительному отбору. Один, FOS, регулирует клеточное деление и дифференцировку, а еще один, FAM83A, участвует в сигнальном каскаде факторов роста.

Известно, что олени болеют раком примерно в пять раз реже, чем среднестатистическое млекопитающее. Поэтому авторы работы предположили, что кроме «прораковых» генов они должны были обзавестись еще и усиленными механизмами противоопухолевой защиты. И действительно, генетики нашли у оленей несколько характерных особенностей в генах, контролирующих апоптоз в опухолевых клетках, перестройку межклеточного вещества и починку ДНК.

Также ученые отсеквенировали геномы трех безрогих жвачных: двух кабарг (Moschus chrysogaster и Moschus leucogaster) и водяного оленя (Hydropotes inermis). У всех трех животных потерял работоспособность один и тот же ген, но причиной тому были разные мутации. Так что безрогость возникла у жвачных, судя по всему, вторично и независимыми путями.

Кроме фундаментальных результатов о происхождении рогов исследование принесло и практические результаты. Теперь оленьи рога можно использовать в онкологических исследованиях с двух сторон: как модель ускоренного роста клеток и как модель строгого контроля за опухолевой трансформацией.

Благородный олень — один из самых красивых и ценных представителей охотничьей фауны. Высота быка в холкерав-на 1,2-1,4 м, длина тела — 1,9-2,4 м. Живая масса взрослых быков колеблется от 180 до 340 кг. Коровы легче на 20-40%. Сложение стройное и пропорциональное. Холка несколько выше крестца. Голова легкая, довольно вытянутая. Глаза блестящие, желто-карие, с глубокими слезниками. Нос черный, голый, отделен от верхней губы узкой, светлой, волосистой полосой. Лоб широкий, между глазными впадинами слегка вогнутый. Уши пригнутые вперед, яйцевидные, верхний конец заостренный, длина их равна половине длины головы. Шея длинная, тонкая, выгнутая, с боков сильно сплюснутая. Ноги стройные, мускулистые. Хвост короткий, скругленный. Копыта черные, в боковой проекции треугольной формы.

Волосяной покров состоит из твердых остевых волос-и мягкого подшерстка. Окраска различна в зависимости от сезона, пола, возраста и наследственных свойств животного. В нижней части шеи — грива удлиненных волос.

Летом у быков цвет шерсти верхней части тела обычно красно-бурый, брюхо красноватое или желтовато-белое. Ноги и голова сероватые. Зимой цвет шерсти верхней части туловища быка сероватый или серовато-желтый, брюхо — интенсивного коричневато-бурого оттенка. На шее грива темных, красновато-бурых волнистых волос длиной 10-15 см. Цвет шерсти коров более серый.

У всех благородных оленей на нижней губе небольшое черное пятно.

Телята в первые месяцы после рождения красновато-бурые, с округлыми, желтовато-белыми пятнами.

Рога у оленей вырастают из выростов лобных костей. Первые, покрытые нежной шерстью костные бугорки появляются у 7-8 месячных бычков в ноябре или декабре. Они постепенно удлиняются (пеньки) и служат основанием, из которого весной следующего года вырастают первые рога в виде шильев.

Первые рога — без розетки. Они очищаются только в сентябре. В третью весну после рождения первые рожки сбрасываются, и на их месте вырастают новые, имеющие уже по меньшей мере 2-3 отростка и розетку у основания. Максимальной величины рога достигают в возрасте животного 10-13 лет, потом их величина снова уменьшается. По числу отростков определить возраст быка невозможно. Взрослые быки обычно сбрасывают рога в марте-начале апреля. Новые растущие рога покрыты бархатистой, богатой кровеносными сосудами кожицей, которую быки стирают с рогов, когда те окончательно вырастут, — в июле или начале августа.

Отпечатки следов у благородного оленя меньше, чем у лося, имеют форму сердечка. Перепутать их можно только со следами крупного кабана. Главное отличие — у благородного оленя отпечатки задних пальцев не выходят за ширину отпечатков копыт передних пальцев и бывают видны только на рыхлой почве или на снегу. Отпечатки копыт быка значительно больше коровьих, более округлые, сближены друг с другом. Отпечатки копыт передних ног немного больше отпечатков копыт задних конечностей.

Зимой экскременты твердой консистенции, имеют форму желудя, черно-зеленого цвета, один конец острый, другой — с выемкой. Весной они меньшей длины и более круглые, мягкие и складываются более плотными кучками. В период кормления перед гоном (август-сентябрь) форма экскрементов неопределенная, они сливаются в массу, покрытую слизью. Во время голода и в период гона у быков экскременты мелкие, неопределенной формы.

Благородный олень встречается как в хвойных, так и в лиственных лесах. Летом благородные олени разбредаются по всему лесу. Чаще всего их можно встретить на влажных, изобилующих лиственными деревьями, травянистых лесных участках, вблизи лугов, вырубок или полей, где они пасутся по ночам. Осенью благородный олень предпочитает более сухие, богатые ягелем и брусничником леса. Зимой благородные олени обитают в лесах, где имеется мелкий кустарник или пригодный в корм подрост или подлесок, состоящий из можжевельника, сосны, осины, рябины, крушины, ивы, ясеня.

Благородные олени живут стадами — взрослая самка и ее дети за нынешний и прошлые годы. Самцы, начиная с третьего года жизни, живут своим стадом.

Брачный период у благородных оленей наступает незадолго до трудной зимы. Интенсивный гон обычно приходится на середину сентября, пик продолжается до конца месяца.

Во второй половине мая или в начале июня самка отделяется от стада. Теленок появляется на свет сравнительно хорошо развитым.

Благородные олени — прекрасные пловцы, у них отлично развиты слух и обоняние.

Благородный олень образует семь подвидов, из которых среднеевропейский, марал и изюбр имеют промысловое значение.

Среднеевропейский олень обитает на западе европейской части России, в Прибалтике, Белоруссии, Воронежском, Хоперском, Башкирском, Мордовском заповедниках.

Это олень средних размеров. Вес быков — до 160 кг. Летняя шерсть имеет окраску от желто-рыжей до красновато-бурой, зимой серо-бурая. Зеркало белое, окаймлено черно-бурой полосой, хвост короткий. Рога средних размеров, имеющие не менее шести отростков со сложным ветвлением концов, где они лежат в разных плоскостях и образуют корону. Благодаря такому ветвлению на каждом роге бывает до десяти и более отростков.

Карпатский олень населяет Карпаты. Он гораздо крупнее среднеевропейского. Рога очень большие, но часто нет короны.

Кавказский олень. Живет на Кавказе, крупный, с большими тяжелыми рогами.

У одних короны очень сложные, у других — отсутствуют, тогда рога заканчиваются двумя отростками (вилкой). Отростков на рогах меньше, чем у среднеевропейского.

Крымский олень распространен в лесах горного Крыма. По размерам уступает всем предыдущим подвидам. Рога меньше, чем у других оленей. Корона образуется редко. На каждом роге обычно не более шести отростков.

Марал водится в горных лесах Алтая, Саян, Прибайкалья, Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау. Это самый крупный олень, длина тела — 250-265 см, высота в холке — 135-155, вес — 300-340 кг.

Шерсть круглый год бурого цвета, зеркало большое рыжее, хвост короткий. Ежегодная смена рогов проходит с февраля месяца. Рога большие, толстые. Внешней структурой они отличаются от рогов предыдущих подвидов. Первый надглазничный отросток начинается у самой розетки, второй надглазничный (ледяной) и третий расположены недалеко друг от друга. На каждом роге не более шести — восьми отростков, наиболее длинный — четвертый. В этом месте рог делает довольно резкий излом назад и вниз. Рог заканчивается чаще двумя отростками, но если их и больше, то они всегда лежат в одной плоскости и короны не образуют.

Изюбр обитает в горных лесах Забайкалья и Дальнего Востока (бассейн р. Амур и горы Сихотэ-Алиня). Летом окрас шерсти яркий, красновато-рыжий, но темнее, чем у марала, зимой цвет бурый. Зеркало летом почти сливается с окраской спины, зимой — рыжего цвета. Он меньше марала и с более легкими рогами с пятью-шестью отростками. Стволы рогов короче, но по толщине иногда превосходят рога марала, развал рогов меньше. Самый большой отросток — четвертый, но развит слабее, как и у марала резко изгибается назад и вниз. Короны на концах рогов не бывает.

Бухарский (тугайный) олень распространен в Туркестане, в тугаях по Амударье, по долинам Теджена и Пянджу, не поднимаясь в горы. Длина тела достигает 180-220 см, высота в холке — 110-120см, вес — 140-150кг. Шерсть светлой, почти однообразной песчано-бурой окраски, зеркало мало. Рога упрощенного строения, несут не более пяти отростков. Поставлены прямо, заканчиваются двумя, изредка тремя, отростками, лежащими в одной плоскости, почти перпендикулярной к плоскости тела. Главный ствол в основной половине сильно прогнут назад и образует около среднего отростка ясно выраженный изгиб внутрь. Корона формируется очень редко.