Ритон в виде головы быка

Греческие женщины должны были отдать свою девственность божеству, прежде чем стать доступными смертным. Видимо, бык как священное животное в полной мере отвечал представлениям древних о том, кто должен быть «первым мужчиной» у критских девственниц. Так, быком был не только Минотавр, чудовище с бычьей головой, которое обитало во мгле Лабиринта. Голову быка имел бронзовый гигант Талос, страж Крита, погибший от козней Медеи. Можно предположить, что еще в минойскую эпоху на острове возник особый культ священного быка, занимавший в местном пантеоне одно из главных мест наряду с Великой богиней и ее консортом (по одной из версий, бык и был тем самым консортом, ежегодно вступая с богиней в «священный брак»). В высшей степени красочно и ярко это явление наблюдается в тавромахии (играх с быками). Тавромахия – своеобразное сочетание спортивного действа, эстетического удовольствия и некой формы жертвоприношения. Попытка умилостивить богов ценой кровавых жертв. Вряд ли оно полностью могло быть приравнено к спортивным состязаниям или классической испанской корриде. В нем присутствуют элементы позднейшей греческой агонистики, зрелищности. Андреев пишет, что тавромахия, подобно Олимпийским играм и другим знаменитым агонам античной эпохи, не могла жить без чемпиона, героя и любимца публики, с всеми присущими ему чудесами силы и ловкости. Бык в данном случае выступал как бы их партнером. С известным упрощением можно признать партнерами гладиаторов и животных, которых выпускали на сцену римских форумов… Очевидна и близость культа быка, возникшего на Крите, с культом быка Аписа в фараоновском Египте.

Внутренний двор «Лабиринта»

Бык, участвуя в празднествах, давал возможность продемонстрировать безграничные возможности тела, когда люди демонстрировали чудеса силы и ловкости «в немыслимых сальто?мортале, совершаемых на рогах и спине бешено мчащегося быка». Возможно, конечно, зрители Крита находили в подобных сценах не только эстетическое наслаждение, но и некую религиозную символику. Согласно одной из гипотез, как правило, игры с быками устраивались на центральном дворе так называемого дворца, в самом сердце огромного ритуального комплекса. В чем же заключался скрытый внутренний смысл этого загадочного представления? Ряд ученых считают, что тавромахия являлась своеобразной формой жертвоприношения. Но кто тогда был жертвой – человек или бык? Логика обряда требовала, возможно, смерти обоих действующих лиц, более того, возможно, смерть человека предшествовала смерти божественного быка. Во всяком случае, многочисленные изображения на фресках, печатях и рельефах говорят о том, что представления, которые шли по нескольку дней и в которых принимали участия целые «команды» акробатов (как мужчин, так и женщин), были делом чрезвычайно опасным и частенько могли заканчиваться увечьями или даже смертью атлетов. Правда, произведения минойских мастеров редко отображают все эти трагические моменты, ибо смерть вообще долгое время оставалась как бы запретной темой. Но на некоторых из них все же показан трагизм тавромахии. На ритоне из Айя Триады с рельефами кулачного боя и тавромахии видим, как огромный бык всадил рог в спину, буквально подняв атлета в воздух.

Изображение плана лабиринта на монете

Минос, став царем острова Крит, основал там города, едва ли не первые города?государства в Европе (Кнос, Фест, Кидония). Создав большой военный флот, он, по словам Фукидида, обрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря («Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эллинским…»). Минос распространил свое владычество повсюду, создавая везде, где это было возможно, города и поселения, именуемые Миноями, и стал угрожать Афинам. Страбон писал: «В прежние времена критяне господствовали на море; и даже пошла поговорка о тех, кто прикидывается не знающим того, что известно: «Критянин не знает моря»». Одним из объектов экспансии Миноса стала Мегара. Влюбившаяся в него царевна Скилла, как гласит легенда, предала отца, царя Ниса. Так Менос сумел овладеть и Мегарой. Затем Минос обложил данью Афины за смерть сына Андрогея, якобы убитого на только что учрежденных царем Эгеем Панафинейских играх. Миф гласит, что раз в 9 лет Афины должны были отправлять на Крит по 7 или 14 юношей и девушек, которых приносили в жертву получеловеку?полубыку Минотавру, жившему в подземельях Лабиринта. В отместку за смерть сына критский царь разрушил 7 городов Эллады.

Дата публикования: 2015-01-15 ; Прочитано: 506 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2020-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Артефакты доставлялись из раскопок в Кноссе, Малии, Фесте и других местах. Среди экспонатов такие сокровища, как Фестский диск, о котором до сих пор мало что известно. Его надпись, выполненная вдавливанием печаток в глину до ее обжига, не расшифрована. Сфотографировать диск, не захватив в кадр других посетителей, невозможно, настолько он популярен.

Ритон (сосуд) в виде головы быка из серпентина (змеевика) с вызолоченными рогами, глаза и морда инкрустированы яшмой, горным хрусталем и перламутром, — один из символов Крита.

«Золотые пчелки» из Малии, держащие каплю меда, это изящное украшение копируется и современными ювелирами.

Бронзовый кинжал с золотой рукояткой, раннедворцовый период. А бронзовый клинок этих мечей достигал длины более одного метра, они были известны и за пределами Крита, в частности, экспортировались в Сирию и материковую Грецию. Если кинжал вполне функционален, то мечи, по моему мнению, все-таки ритуальные. Даже продольное ребро жесткости вряд ли придаст необходимую прочность. Похоже, что традиция изготавливать оружие нереально больших размеров уходит своими корнями во времена неолита. Как аналог можно вспомнить огромные каменные наконечники культуры Кловис.

Знаменитая Богиня со змеями. Толком тоже ничего об этих скульптурах неизвестно. Существует много предположений, одно другого краше. Что большая обнаженная грудь — символ плодородия, а кошка на голове и змеи в руках обозначают власть над природой. А если бы в руках были кошки, а змея на голове? Александр Сергеевич, наше все, и не подозревал, наверное, что его красавица-жена в декольтированном бальном платье символизирует урожайность. А в индуизме на этот счет есть совсем другой символ.

Читайте так же:

  • Чем поить теленка при поносе Авторы Сильвия Кегоу Джуд Хайнрикс Государственный университет Пенсильвании Отделение молочного животноводства и зоологии Введение Восстанавливающие водный баланс растворы для приема […]
  • Лечение перикардита у коровы ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИКАРДИТ (Pericarditis traumatica), воспаление перикарда, возникающее вследствие его повреждения. Наблюдают гл. обр. у кр. рог. скота. Т. п. развивается обычно как […]
  • Бык на спине Значение тату с быком всегда было четким и ясным. Бык является воплощением мужского начала, но не только им, а еще и производительной мужской силы. Бык всегда связан с чем-то мощным, […]
  • Строение желудок коровы Сегодня мы поговорим о том, сколько желудков у коровы. Это сельскохозяйственное животное, которое питается растительным кормом и грубой пищей. Поэтому его пищеварительная система […]
  • Физико-химический состав молока коров Научные публикации аграриев Брянщины Химический состав молока коров черно-пестрой породы различных генотипов Длительное время селекцио­неры в нашей стране занима­лись в основном […]
  • Самые популярные породы коров в россии Корова является одним из популярных представителей крупного рогатого скота. Это животное чаще других можно встретить на деревенском подворье или в фермерском хозяйстве. Корова незаменима и […]

Фрагмент деревянного макета дворца в Кноссе, легшего в основание легенды о Лабиринте. Каждый новый правитель считал своим долгом сделать пристройку к уже существующему сооружению. Нет в минойской архитектуре привычного нам деления на центральное здание и второстепенные строения. Неудивительно, что диким грекам он казался безнадежно запутанным. Если кто запамятовал, греки развили свою цивилизацию несколько позже минойцев. А последние даже не были индоевропейцами.

Русские качели? Как-то довелось читать забавное толкование Фестского диска: это были славяне из племени Рыси.

Археологический музей Ираклиона, конечно, отображает всю долгую историю античного Крита. От первых неолитических поселений до периода греческого и римского владычества. Но Минойская цивилизация является его жемчужиной. Невозможно дать описание всей экспозиции. Кроме вышеупомянутых экспонатов, представлены ювелирные украшения,

красиво расписанная керамическая посуда из дворцов,

печати, это отдельная очень интересная тема, и многое другое.

Музей находится в центре Ираклиона, на площади Свободы. Это узловой пункт общественного транспорта. Где-то рядом располагается автовокзал. Посещение платное. Прямо напротив входа организована торговля сопутствующими товарами, здесь же можно приобрести билет. Но нас попросили предъявить билеты, когда мы уже все осмотрели и собирались уходить. Критяне — добрейшие люди. Рядом со зданием есть маленький парк, и ведутся какие-то раскопки.

А внутри кафе и магазин сувениров.
Я не пользуюсь услугами гида. Найти хорошего сложно, проще побродить в поисках информации по просторам интернета. Пожилая англоязычная пара с индивидуальным гидом выслушивала такие перлы: «вот вы видите глиняную фигурку лошади, это значит, что древние критяне использовали в хозяйстве лошадей». А произведения искусства, по моему мнению, должны сами находить путь к сердцу, без каких либо пояснений. Позднее можно будет и почитать о технике, в которой работал художник.
Фрески производят впечатление. Вживую еще более сильное, чем на экране монитора. Наш замечательный ученый, а по совместительству литератор, Иван Антонович Ефремов о минойцах всегда упоминал с большой теплотой в своих книгах. Как выяснилось, человеческие жертвы они все же приносили. Что не свидетельствует об их жестокости. Чем архаичнее культура, тем кровавее ритуалы. Если в изображениях древних египтян, их современников, просматривается до боли знакомая вертикаль власти, то у критян — природа, цветы и животные, красивые женщины, бытовые сценки. И заметно меньше военных, религиозных и административных мотивов. Невоинственностью, позитивным отношением к жизни и заметной ролью женщин в обществе они напоминают этрусков, есть и другие параллели, в письменности, например. Египетские художники создавали свои творения в строгом соответствии принятому канону, подобно иконописцам. Критские могли заниматься творческими поисками. И им, начавшим позже египтян, удалось научиться правильно изображать человеческую фигуру в профиль. Представления древних критян о красоте человеческого тела не совпадают с нашими, унаследованными от античной Греции. Достаточно сравнить Дорифора (копьеносца) Поликлета с мужскими фигурами с выраженной тонкой талией на настенной росписи минойских дворцов. Много фресок в хорошем состоянии было открыто при раскопках на острове Тира. Из Ираклиона организуются экскурсии на Санторин. Очень хотелось побывать, но за недостатком времени вынуждены были отказаться. А фрески, вроде бы, перекочевали в археологический музей Афин.
Ираклионский музей надо посетить обязательно, если представится такая возможность.

Добавить в избранное

  • Артикул: 17.075
  • Материал: Бронза
  • Высота (см): 10
  • Глубина (см): 7
  • Ширина (см): 7
  • Вес (кг): 0.7

Кубок «Ритон» выполнен из натуральной бронзы.

Используемая технология — литье по выплавляемым моделям.

Техника обработки металла: ручная дорогостоящая шлифовка, чеканка, полировка, патина. 100% ручной труд. Производится не более изделий в год с 2007 года.

Уникальные технологии обработки и патины — собственная разработка марки «Malkov&Co». Варианты цвета металла — светло- или патина. Кубок является точной копией кубка XVII века, ныне музейного экспоната.

Каждое изделие проходит утверждение художественного совета и имеет несколько степеней защиты от подделок:

  • логотип «Эрмитаж» — подчеркивает лицензированный выпуск изделия;
  • клеймо — производитель изделия;
  • сертификат изделия утвержденного образца;
  • Изделие поставляется в собранном виде, упаковка — подарочная коробка из картона.

    Время изготовления — 15 рабочих дней с момента предоплаты 70%.

    Базовая цена — для изделия из прочеканенной патинированной бронзы.

    Оригинал кубка в виде Ритона с головой быка (ближе к концу правления династии Мин 1368–1644) хранится в собрании Государственного Эрмитажа инв. №ЛМ.333. Кубок — пример искусного изделия, созданного, как повторение древнего сосуда для подношения на алтарь и ритуального возлияния. Стихотворное посвящение с упоминанием имени владельца и с циклической датой, соответствующей 1634 году, указывает и на назначение кубка, и на обычай питья вина, совершаемый с тем, чтобы имя достойного члена семьи не было забыто. Небольшой изящный кубок для вина является дорогим предметом из бронзы, высоко ценившейся в Китае. Уже в XVII веке он стал предметом коллекционирования.

    Письменность крито-микенского периода

    • Пиктография (рисуночное письмо), между 2000 – 1700 гг. до н.э.

    • Линейное письмо А (1500 глиняных табличек из «кносского архива») – не дешифрованы

    • Линейное письмо Б

    Письменность выполняла хозяйственные функции (отчетность, ведение хозяйства)

    ФЕСТСКИЙ ДИСК

    Религия крито-микенского периода

    • Культ быка (Зевс) – рога посвящения

    • Культ богини со змеями (Афина)

    • Культ богини диких животных (Бритомартис – Артемида)

    Отсутствие храмов, культ осуществлялся под открытым небом

    Большое количество священных игр в честь богов (игры с быком)

    Археологический музей Ираклиона один из крупнейших и важнейших музеев не только Крита, но и всей Греции, в котором помимо огромной коллекции экспонатов Минойской эпохи, собраны и представлены находки, охватывающие все периоды истории Крита примерно за 5500 лет , от Неолитического до Римского периода.

    История музея

    Сбор коллекции, который осуществлялся Образовательной ассоциацией Ираклиона, был начат ещё в 1878 году, а затем, немного позднее, была проведена систематизация находок. Но так как в начале 20-го века по всему Криту начались крупномасштабные раскопки, количество артефактов росло с такой скоростью, что необходимо было найти большое помещение для их хранения и экспонирования.

    Местом для строительства музея стали развалины католического монастыря Святого Франциска, который был построен еще во времена венецианцев и разрушился в результате сильного землетрясения в 1856 году. В музейном саду можно увидеть останки этого монастыря, сохранившиеся до наших дней.

    Сейсмоустойчивое здание Археологического музея Ираклиона начали строить по проекту архитектора-авангардиста Патроклоса Карандиноса в 1935 году. Строительство было остановлено, когда началась Вторая Мировая Война, и нужно было, во что бы то ни стало, сохранить бесценные сокровища музея. Продолжилась стройка уже в 1947 году и в 1952-ом музей был вновь открыт. Окончание строительства отмечено в 1964 г., когда к зданию было пристроено ещё одно крыло.

    В конце 2006 и по 2020 год Археологический музей Ираклиона был закрыт на масштабную реконструкцию. В течение этого времени в нём была открыта временная экспозиция, в которую были включены многие известнейшие на весь мир, находки: Фестский диск, фреска «Принц с лилиями, статуэтка «Богиня со змеями» и др.

    Залы и экспонаты музея

    Археологический музей Ираклиона расположен в двухэтажном здании. Осмотр начинается с первого этажа, где в хронологическом порядке выставлены экспонаты Минойской коллекции, найденные на раскопках Дворцов Крита и на других археологических территориях.

    Здесь можно увидеть и великолепные керамические изделия стиля Василики, и украшения из золота и полудрагоценных камней.

    Золотые украшения, найденные на раскопках в Мессарской долине и в восточной части Крита

    Золотой кулон «Малийские пчёлы», найден на раскопках некрополя Хрисолаккос рядом с Малией, датируется 1700 – 1500 гг. до н.э.

    Различные виды оружия из бронзы и орудия труда , изделия из слоновой кости из Арханес и Мессары.

    Яркие вазы Стародворцового периода в стиле «Камарес» с удивительно тонкими стенками, которые получались благодаря усовершенствованию гончарного круга и расписанные жёлтыми, белыми и красными цветами и сценами природы на чёрном фоне. Эти вазы были найдены в пещере Камарес на западном склоне Псилорита, отсюда и пошло название стиль «Камарес».

    Вазы в стиле «Камарес», найденные на раскопках в Фестском Дворце, датированы 1800 – 1700 гг. до н.э.

    Фаянсовые статуэтки Богини со змеями из храма в Кносском Дворце, были важнейшими объектами культа. Существо семейства кошачьих на голове у одной из богинь символизирует господство над природой.

    Статуэтки «Богиня со змеями» были найдены на раскопках в Кноссе, датируются 1650 – 1550 гг. до н.э.

    Ритон – каменный сосуд для питья, удивительно точно выполненный в виде головы быка. Левая часть ритона сохранилась в первозданном виде, правая часть была восстановлена. Глаз выполнен из горного хрусталя и инкрустирован красной яшмой, а рыло очерчено белыми ракушками.

    Ритон в виде головы быка, обнаруженный на раскопках в Малом Кносском Дворце, датирован 1600 – 1450 гг. до н.э.

    Настольная игра «Шашки», инкрустированная слоновой костью, стеклом синего цвета и горным хрусталём, с элементами серебра и золота. Эта роскошная находка говорит об уровне благосостояния, который был в Кносском Дворце, и о высоком мастерстве ремесленников того времени.

    Настольная игра «Шашки», обнаружена на раскопках в восточной части Кносса, датируется 1700 – 1450 гг. до н.э.

    Знаменитый на весь мир, Фестский диск с иероглифами, напечатанными с обеих сторон, найденный на раскопках Дворца в Фесте. Этот артефакт Новодворцового периода, на котором изображены люди, растения, орудия труда, сосуды, птицы, животные и другие элементы, до сих пор не был расшифрован. Предположительно, на нём нанесены надписи религиозного содержания.

    Фестский диск, найден на раскопках Дворца в Фесте, датируется 1700 – 1600 гг до н.э.

    Различные глиняные и серебряные сосуды всевозможных форм и размеров.

    Печати из полудрагоценных камней и золотые перстни.

    Выполненный из золота «Перстень Миноса» — это шедевр минойских ювелиров. Найден на раскопках археологической территории Кносс, датируется 1450 – 1400 гг до н.э.

    Глиняные саркофаги, в которых хоронили усопших.

    Саркофаг Последворцового периода, расписанный великолепными фресками со сценами почитания мёртвых. Найден на раскопках археологической территории в Агия Триада, датируется 1370 – 1300 гг. до н.э.

    Далее, осмотр продолжается на втором этаже, где выставлены Минойские фрески, найденные в Кноссе.

    Знаменитая фреска «Принц с лилиями», которая была частью большой настенной экспозиции на Дороге процессий в Кносском Дворце.

    Фреска «Парижанка», на которой изображена женщина с ярким макияжем и средиземноморскими чертами лица. Это изображение находилось в верхнем зале западного крыла Кносского Дворца. Фреска датируется 1450 – 1300 гг. до н.э.

    А также коллекции артефактов Классического, Архаического, Геометрического и Эллинистического периодов.

    После осмотра второго этажа мы спускаемся на первый и попадаем в последний зал, где выставлены скульптуры Классического и Греко-римского периодов.

    Среди них особенно выделяется группа статуй богов Плутона и Персефоны, которые изображены как египетские божества Сарапис и Исида. На голове у Плутона находится приспособление, которым измеряли количество зерна, Персефона же, стоит с покрытой головой, а на лбу у неё изображены символы : полумесяц, солнечный диск и змея. В правой руке она держит систр — ударный музыкальный инструмент, обычно используемый в религиозных церемониях, а в её левой руке, вероятно, были ремни, к которым привязана собака Цербер. Эта композиция скульптур служит примером религиозного синкретизма, т.е. объединения различных религиозных течений и культов в Греческий и Римские периоды.

    Группа статуй богов Плутон и Персефона. Найдены в Гортине, в храме Египетских божеств, Римский период, середина 2-го века н.э.

    Здесь перечислена только крохотная часть артефактов, наиболее ярких и известных на весь мир. И, несомненно, Археологический Музей Ираклиона хранит ещё множество интереснейших находок, благодаря которым, мы можем хоть немного приоткрыть завесу времени, и представить себе, как жили люди тысячи лет назад…

    Справочная информация:

    1. Где находится? Археологический музей Ираклиона находится в центре города, на ул. Стефану Ксанфудиду дом 1 (Xanthoudidou Street 1), рядом с площадью Свободы (Pl. Eleftherias). Расположение музея в центре Ираклиона довольно удобно для его посещения. Здесь есть несколько парковок, для тех, кто приедет на машине, а также неподалёку от музея находится остановка автобуса, для тех, кто решит воспользоваться общественным транспортом.
    2. Координаты Археологического музея Ираклиона: DD 35.339111, 25.137424. DMS 35°20’20.8″N 25°08’14.7″E.
    3. Как добраться? Добраться до Музея можно либо на автобусе, либо на арендованном автомобиле, либо на такси.
    4. Официальный сайт Археологического Музея Ираклиона: heraklionmuseum.gr.
    5. Что посмотреть в окрестностях? В Ираклионе помимо Музея есть ещё множество интересных достопримечательностей: Музей естественной истории Крита, Крепость Кулес в Старом порту Ираклиона (Координаты: DD 35.344632, 25.136862. DMS 35°20’40.7″N 25°08’12.7″E), Кносский Дворец, расположенный всего в 6 км от города.

    В кассе Археологического музея Ираклиона можно приобрести общий билет на посещение Музея и Кносского Дворца. Этот билет действителен в течение 3-х дней.

    Экспозиция представляет материалы по трем религиозным традициям (культ плодородия, эллинистические культы и верования; буддизм) и относящиеся к ним произведения искусства (Хорезм, Парфия, Северная Бактрия) с IV в. до н.э. по IV в. н.э.

    Собрание древностей Средней Азии формировалось на протяжении всего времени существования музея. В настоящее время в музее хранятся десятки тысяч предметов в огромном хронологическом диапазоне – от эпохи позднего энеолита (вт. пол. 4-го тыс. до н.э.) до периода правления династии Тимуридов (кон. XIV – XV вв.).

    Постоянная экспозиция представляет материалы по трем религиозным традициям (культ плодородия, связанный с местной разновидностью зороастризма; эллинистические культы и верования; буддизм) и относящиеся к ним произведения искусства, которые существовали в трех историко-культурных регионах Средней Азии (Хорезм, Парфия, Северная Бактрия) с IV в. до н.э. по IV в. н.э.

    Калалы-гыр 2 – культовый центр IV-II вв. до н.э. в Хорезме

    Хорезм – древнейшая земледельческая историко-культурная область Средней Азии, расположенная в Южном Приаралье. В середине VI в. до н.э. она вошла в состав иранской державы Ахеменидов. В конце V – начале IV вв. до н.э. Хорезм выходит из под власти персидских царей и здесь возникает самостоятельное государственное образование. В IV-II вв. до н.э. в области низовьев Амударьи формируется своеобразная материальная и художественная культура.

    Городище Калалы-гыр 2 расположено на территории древней Присаракамышской дельты Амударьи, на небольшой возвышенности, на берегу одного из дельтовых протоков – Чермен-Яб (Ил. 1,2). В процессе раскопок данного культурного центра был получен археологический материал, значительно расширивший наши представления о материальной и художественной культуре античного Хорезма.

    Наиболее яркой категорией археологических предметов, обнаруженных на памятнике, является художественная керамика. В обширной коллекции сосудов выделяются полусферические керамические фляги с рельефными изображениями на плоской стороне, иллюстрирующие, по всей видимости, некоторые религиозные и мифологические представления древних хорезмийцев.

    1. Калалы-гыр 2, общий вид руин

    2. Калалы-гыр 2 (топографический план памятника)

    Персонаж хорезмийской мифологии, имеющий отношение к общеиранским космологическим мифам, изображен на уплощенной керамической крышке (Ил. 3).

    Предмет был разбит в древности, но тогда же и отремонтирован. В центре круглого поля крышки изображена фигура полиморфного фантастического существа, шагающего вправо. Это существо с головой человека, ногами копытного (быка), туловищем кошачьего хищника и распахнутыми крыльями. Исследователи считают, что это изображение Гопатшаха – царя-быка иранской мифологии, обитающего в Эран-Веж, священной прародине иранцев, и совершающего служение богам на берегу моря. Важной деталью образа является полусферический предмет на голове персонажа – плетеная корзинка для переноски кирпичей, применявшаяся в строительной практике Месопотамии. Именно этот атрибут позволяет трактовать данное изображение как образ первостроителя, первочеловека в зороастрийской мифологии, шестое творение Ахурамазды, совершённое после разделения земли и неба. Важна нижняя часть рельефа, отделенная от фигуры полиморфного существа прямой полосой. Здесь, в виде традиционной для хорезмийских рельефов цепочки гор, изображена земля, а в центре – растение из трех побегов, выходящих из одного корня (т.н. «мировое древо»). По сторонам от растения симметрично расположены два кружка, олицетворяющие, по всей видимости, луну и солнце. Таким образом, можно предположить, что рельеф на крышке иллюстрирует начальные акты сотворения мира в представлении древних иранцев: в нижнем регистре изображено сотворение земли, небесных светил и оси мира в виде «мирового древа», а в верхнем – сотворение первого человека Гайомарта-Гопатшаха, «который первым слышал мысли и учения Ахурамазды и из которого (Ахурамазда) создал семью Иранских земель, семя Иранских земель».

    Хорезм, Калалы-гыр 2, IV-II вв. до н.э.

    3. Крышка с рельефным изображением крылатого фантастического существа Гопатшаха

    глина, гончарный круг, оттиск в форме, горновой обжиг

    Помимо изделий местного производства, на Калалы-Гыр 2 были найдены предметы импорта из северных и северо-западных областей Ирана.

    Это керамические ритоны – сосуды в виде рога, нижняя часть которых украшена протомой животного или фантастического существа. К таковым относится нижняя часть серо-глиняного сосуда в виде реалистично выполненной головки коня (Ил. 4). Снаружи изделие покрыто плотным черным ангобом и тщательно залощено. Упряжь с бляхами на перекрестьях ремней, также как и подстриженная грива, тщательно проработаны прорезными линиями, заполненными красной пастой. Считается, что возлияния из зооморфных сосудов, и прежде всего ритонов, служили заменой реальных жертвоприношений, особенно учитывая символическую тождественность крови и вина. Видимо поэтому излюбленными украшениями этих сосудов были протомы коней.

    Помимо культовых атрибутов на памятнике были найдены и бытовые столовые сосуды – кубки, чаши, кувшины, которые также могли использоваться при совершении ритуальных действий (Ил. 5).

    В собрании Музея хранится довольно многочисленная и представительная коллекция мелкой терракотовой пластики из Хорезма (Ил 6).

    В основном это женские статуэтки (находки терракотовых статуэток мужчин известны в единичных экземплярах). Среди специалистов по археологии и истории искусства Средней Азии существуют различные мнения относительно назначения терракотовых статуэток. Женские терракотовые статуэтки различного облика часто отождествляют с иранской богиней Анахитой (богиня воды и плодородия). Однако такая интерпретация, приведенная в большинстве случаев без учета иконографии и атрибутов, выглядит мало убедительной. Более предпочтительной является точка зрения, согласно которой терракотовые фигурки изображали божества «низшего ранга». Так, в коллекции терракот из Калалы-гыр 2 выделяется пять типов женских статуэток. Это могли быть изображения покровительниц дома, домашнего очага или членов семьи, к «услугам» которых прибегали в каждом конкретном случае. В пользу этого предположения свидетельствует наличие различных типов женских статуэток, отличающихся деталями одежды и, что более значимо, атрибутами, которые они держат в руках.

    4. Протома ритона в виде головы лошади

    глина, гончарный круг, резьба по сырой глине, зеркальное лощение, инкрустация, горновой обжиг

    5. Кубок чашевидный, Чаша – фиала, Кувшин

    глина, гончарный круг, ангобирование, горновой обжиг

    Кубок чашевидный: в. 14,8; дм. 17,2 см Чаша-фиала: дм. 17 см; В. 9 см

    6. Богиня с кувшином, Обнаженная богиня

    глина, ручная лепка, оттиск в форме, ангобирование, горновой обжиг

    В силу неизвестных нам пока обстоятельств культовый центр в конце II в. до н.э. погиб в огне внезапного пожара и больше не восстанавливался. Возможно, этот пожар был связан с принципиальной сменой религиозной идеологии в Хорезмийском государстве. Косвенно это предположение подтверждается тем, что в эпоху поздней античности (I в. до н.э. – III в. до н.э.) на территории Хорезма культовые центры, подобные Калалы-гыр 2 или Кой-Крылган-кала, как и вообще храмы круглой планировки, не известны.

    Нисийские ритоны и эллинистические культы в Парфии (II в. до н.э.)

    Городище Старая Ниса расположено в 18 км к западу от Ашхабада.

    Оно представляет собой архитектурный комплекс, состоящий из нескольких сооружений, имеющих различное назначение, окруженных единой стеной (Ил. 7). По всей видимости, комплекс был местом проведения общественных ритуалов, связанных с культом правящей династии Аршакидов. Судя по найденным надписям на керамике, памятник в древности назывался Михридаткирт – в честь одного из наиболее знаменитых парфянских царей Митридата I (171-138 гг. до н.э.). Вероятно, он был построен в середине II в. до н.э. и просуществовал до середины I в. н.э.

    В коллекции Государственного музея Востока имеются четыре ритона, найденные во время раскопок отрядом Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ) под руководством Елены Абрамовны Давидович на городище Старая Ниса осенью 1948 г.

    7. Старая Ниса (общий вид и топографический план городища)

    Как было сказано выше, ритоны – это специальные сосуды для питья вина и ритуальных возлияний. Форма их может быть различной, но наиболее распространенными являются ритоны в виде рога. У ритонов в форме рога имеются две характерные черты – сливное отверстия и скульптурное завершение в нижней части сосуда в виде протомы животного или фантастического существа (Ил. 8).

    Нисийские ритоны различаются по объему и, следовательно, по количеству вина, которое должен был употребить пирующий. Так, в ритоны небольшого объема можно было налить около 0,5 л жидкости, а в более крупные сосуды – до 1,5 л жидкости. При этом не следует забывать, что поставить на стол сосуд было невозможно, следовательно, пирующий вынужден был выпить всё налитое в него вино.

    Нисийские ритоны обычно называют изделиями из слоновой кости, между тем, судя по использованным материалам (слоновая кость, дерево, камень, золото и др.), нисийские ритоны выполнены в хрисоэлефантинной технике. Это была греческая техника времени высокой античности (VI-V вв. до н.э.), принятая для изготовления изделий роскоши и дорогих культовых атрибутов. Нисийские ритоны повторяют форму слоновьих бивней, но сделаны они не из цельного бивня, а из нескольких частей, вырезанных из кусков разных бивней.

    Скорее всего, данные ритоны некогда составляли дорогой парадный сервиз. Он был заказан для царя либо богатого вельможи, имевшего высокий социальный статус.

    Нисийские ритоны являются ярким свидетельством эллинистического искусства, в котором соединились греческие и местные (иранские) черты. Деталью сосудов, имевшей важное смысловое значение для древних парфян, исследователи справедливо считают скульптурные изображения на концах сосудов. На ритонах, хранящихся в ГМВ, представлены протомы крылатого львогрифона, кентавра с женщиной на плече, женщины с перевернутой амфорой (Ил. 9).

    Нам неизвестно почему дорогой сервиз в какой-то момент оказался ненужным в ритуальных действиях, осуществлявшихся в Старой Нисе. Получив «почетную отставку», сервиз поступил в сокровищницу, где и был найден спустя более двух тысяч лет. Помимо археологов, которые обнаружили эти выдающиеся произведения древнего искусства, а также описали и интерпретировали их, важную роль в судьбе нисийских ритонов сыграли реставраторы (О.В. Обельченко, Г.А. Толстолуцкая, О.А. Мягкова и многие другие). Благодаря их титаническому труду, древние шедевры сегодня могут демонстрироваться в музеях Ашхабада, Москвы и Санкт-Петербурга.

    8. Ритон с протомой в виде крылатого львогрифона

    9. Ритон с протомой в виде крылатого кентавра

    Парфия, Старая Ниса, II в. до н.э.

    хрисоэлефантинная техника (слоновая кость, камень, стеклянная паста, окраска)

    Буддийский культовый центр Кара-тепе в Старом Термезе (Северная Бактрия, I-IV вв. н.э.)

    В истории буддизма важное место занимает процесс распространения Учения из Индии в Китай.

    На Втором буддийском соборе (IV в. до н.э.) было принято решение вести миссионерскую деятельность «во всем обитаемом мире», и уже в I в. н.э. буддийские монахи достигли Китая. Еще через четыреста лет (в начале V в. н.э.), когда буддизм укрепил свои позиции в Поднебесной империи, буддийские монахи из Китая стали совершать паломничества в Индию – на родину основателя Учения. Один из основных путей в этом процессе движения буддийских монахов из Индия в Китай и из Китая в Индию проходил через несколько историко-культурных регионов Средней Азии, в том числе через Северную Бактрию, часть которой занимает территорию юга Узбекистана. Именно на этом пути, в пригородах некогда большого города Тармита (Термез) и располагался культовый центр Кара-тепе, который по праву является ключевым буддийским памятником в регионе.

    Кара-тепе занимает три холма и небольшое пространство вокруг них общей площадью около семи гектар на северо-западной окраине городища Старый Термез, известного по письменным источникам как Тармита (Ил. 10,11). Среди архитектурных сооружений, раскопанных на Кара-тепе, выделяются два типа построек: наземные и наземно-пещерные.

    В настоящее время раскопано более десяти наземно-пещерных комплексов. На основании монетных находок, начало их строительства датируется концом I – началом II вв. н.э. Со временем происходило как соединение разных комплексов (иногда между ними разбирались отделяющие их стены), так и разделение одного комплекса на два (путем строительства во дворах стен из сырцового кирпича). В эпоху максимального расцвета Кара-тепе (сер. II – нач. III вв. н.э.) наземно-пещерные помещения на южном и западном холмах воспринимались, скорее всего, как некое единое целое.

    Архитектурные сооружения Кара-тепе имели различное декоративное оформление (скульптура, настенная живопись), фрагменты которого были найдены во время раскопок. Многие сооружения были украшены каменным архитектурным декором – обнаружены базы и капители колонн и пилястров, облицовочные плитки. Кроме того, в интерьерах располагались каменные статуи и рельефы, содержавшие изображения сцен из жизни Будды. В соответствие с эллинистической традицией скульптура и рельефы были окрашены в разные цвета: сохранились следы зеленой, красной, синей и черной красок.

    Помимо каменного архитектурного декора и скульптуры, каратепинские сооружения украшала глино-ганчевая скульптура (ганч – среднеазиатская разновидность алебастра). Как правило, глино-ганчевая скульптура Кара-тепе была пристенной, располагалась на специальных постаментах, либо в нишах. Обычно, скульптура делалась на камышовом или деревянном каркасе, вокруг которого послойно формировалась глиняная основа. Поверх основы наносился слой скульптурной глины, либо ганча. На этом слое вручную, либо с помощью штампов производилась моделировка. Штампы использовались для изготовления лиц, голов, ушей, кистей рук, ступней ног, ювелирных украшений и других частей. Собранная и смоделированная скульптура покрывалась слоем специальной глины, выполнявшей роль подгрунтовки, а затем расписывалась. Изредка лицо Будды или оголенные участки его тела покрывались позолотой.

    10. Двор монастыря на северном холме Кара-тепе

    11. Кара-тепе, топографический план руин монастыря

    Образ Будды, известный нам по каратепинской скульптуре, соответствует классической буддийской иконографии кушанского времени.

    Историки искусства считают, что именно в I в. н.э. происходило формирование антропоморфного образа Будды. Известно, что этот образ имеет специальные знаки (лакшаны), которые отличали его от обычных людей. На фрагменте одной из статуй имеется весь набор классических лакшан – выступ на темени (ушниша), специальный знак на лбу (урна), лучистый нимб (мандорла) за головой (Ил. 12). Еще один фрагмент каратепинской глино-ганчевой скульптуры – голова персонажа с закрученными усами в зеленом тюрбане – изображает бодхисатву (Ил. 13). По надписям на керамике мы знаем, что обитатели буддийского культового центра Кара-тепе были махасангхиками, представлявшими одну из школ хинаяны (ранний буддизм). Известно, что в их учении существовал культ только одного бодхисатвы – Сиддхартхи, поэтому данный образ можно интерпретировать как его изображение. В репертуаре скульптуры Кара-тепе встречаются фрагменты от изображений различных персонажей, окружавших Будду, и в первую очередь донаторов (Ил. 14). Об этом можно судить по кистям рук с цветами, которые служили одним из основных объектов дарения. Выявлены многочисленные свидетельства ремонта и замены скульптурного декора.

    12. Голова Будды (фрагмент скульптуры)

    глиняная основа, ганч, штамповка в разных матрицах, сборка, подгрунтовка, роспись, золочение

    В. 13 см; дл. 22 см

    13. Голова бодхисаттвы (фрагмент скульптуры)

    Северная Бактрия, Кара-тепе, двор комплекса Е, нач. III в. н.э.

    глиняная основа, ганч, штамповка в разных матрицах, сборка, подгрунтовка, роспись

    14. Голова поклоняющейся женщины (фрагмент скульптуры)

    глиняная основа, штамповка, подгрунтовка, роспись

    Наряду со скульптурой значительное место в интерьерах Кара-тепе занимала настенная живопись.

    В репертуаре каратепинских художников были разнообразные меандры, разноцветные ряды треугольников, которые дополнялись буддийскими символами (пурна-гхатой, свастиками). В наземных помещениях, особенно во дворах и святилищах, стены украшались полихромной сюжетной живописью. Наряду с небольшими фрагментами до нас дошла выразительная сцена, изображающая Будду с учениками в парке (Ил. 15).

    За долгие годы раскопок на Кара-тепе был получен интересный комплекс керамических сосудов, большая часть которых относится к позднекушанскому периоду (III – перв. пол. IV вв. н.э.). Отличительная особенность этого комплекса состоит в том, что в нем представлена в основном столовая посуда (Ил. 16). В основном это чаши для приема пищи и кувшины для хранения воды.

    Образцы хозяйственной, тарной и кухонной посуды на Кара-тепе исчисляются единицами.

    Это вполне объяснимо, если учитывать, что буддийские монахи, согласно традиции, не вели никакого хозяйства и существовали на пожертвования. Вместе с тем, в комплексе есть керамические изделия, указывающие на их использования в ритуалах, что подчеркивает культовый характер памятника. Это, прежде всего, кувшины с трубчатым носиком (кундика), применявшиеся для омовений (Ил. 17). Помимо этого на Кара-тепе, как и на других буддийских памятниках Бактрии, было найдено большое число однотипных светильников-плошек (Ил. 18). Они использовались монахами, обитавшими в пещерных помещениях, приносились в качестве даров мирянами-посетителями.

    15. Будда с учениками (фрагмент настенной живописи)

    Северная Бактрия, Кара-тепе, двор комплекса Б, II-III вв. н.э.

    Лессовая основа, ганчевая подгрунтовка, минеральные краски

    16. Кувшин амфоровидный, Чаша

    глина, гончарный круг, ангобирование, лощение по ангобу, горновой обжиг

    17. Кундика – сосуд для омовений

    18. Светильник-плошка

    Северная Бактрия, Кара-тепе, III – перв. пол. IV вв. н.э.

    Важную роль в изучении Кара-тепе сыграл богатый эпиграфический материал. Как правило, это надписи, сделанные тушью на керамических сосудах (Ил. 19).

    Они выполнены четырьмя видами письма (кхароштхи, брахми, греческим и письмом неизвестного происхождения) на четырех языках (гандхари, санскрит, бактрийском и на неизвестном языке). Благодаря надписям мы знаем, что в монастыре проживали представители школы махасангхиков.

    Среди разнообразных надписей выделяются две большие группы – владельческие и посвятительные. Во владельческих надписях указываются имена монахов и их звания. Практически все известные имена индийского происхождения. Однако это ничего не говорит об индийском происхождении монахов, проживавших на Кара-тепе. Дело в том, что при поступлении в буддийскую общину новому буддисту присваивали новое имя, которое, как правило, было индийским. В посвятительных надписях встречаются имена и титулы донаторов, причем среди титулов упоминаются «правитель», «казначей», «военачальник(?)», т.е. представители местной бактрийской знати.

    К эпиграфике относятся и некоторое количество сохранившихся надписей брахми на стенах пещерных помещений, сделанных в пояснение живописи, которую они сопровождают.

    19. Кундика – сосуд для омовений

    Глина, гончарный круг, ангобирование, лощение по ангобу, горновой обжиг

    К началу арабского завоевания Термеза и его округи в конце VII – начале VIII вв. н.э. некогда огромный культовый центр окончательно запустел. По многочисленным граффити можно судить, что еще до начала XII в. полузасыпанные пещеры посещали мусульманские отшельники, проводившие в них время поста. Позднее руины монастыря превратились в бесформенные холмы, а местность получила у местных жителей зловещее название Кара-тепе («Черный холм»).