Откуда пошли коровы

Жил в старину великий царь Гандхи, преданный закону и справедливый. Ослабев от долгих лет, он передал свое войско сыну своему Вишвамитре, который расширил царство отца и добился славы великого воителя. Свободное от войн время царевич отдавал охоте в дремучем лесу, преследуя в чащах антилоп и вепрей. Однажды, мучимый усталостью и томимый жаждой, Вишвамитра, сопровождаемый своим войском, забрел в лесную обитель мудреца-брахмана Васиштхи. Мудрец, наслаждавшийся спокойствием, принял царевича и его провожатых с почетом, предложил воду для омовения, а потом крикнул:

Гости подумали, что мудрец зовет собаку, но явилась корова с красивыми боками и бедрами, с глазами выпуклыми и блестящими, как у лягушки, с пушистым хвостом, с остроконечными ушами. Была она матерью коров, рожденных из амриты. Земля давала ей молоко, рождающееся из соков трав.

— Красавица! — сказал Вишвамитра из вежливости, полагая, что хозяин хочет похвастаться своим животным.

Однако Васиштха обратился к проголодавшимся гостям:

— Назовите, любезные, любимые вами блюда и напитки.

Ничего не понимая, гости стали наперебой вспоминать все самое вкусное и изысканное, что они когда-либо ели. И тут ко всеобщему изумлению из вымени коровы полилось молоко, топленое масло, овощи, фрукты и под конец самые разнообразные яства.

Насытившись, гости захотели сменить порвавшуюся во время блужданий по лесу одежду. Тотчас появилась одежда, верхняя и нижняя, такая, какую каждый хотел, и обувь по их вкусу.

Сытый и принарядившийся Вишвамитра не отводил от удивительной коровы глаз.

— Отдай мне её за десять тысяч коров, великий отшельник! — проговорил он.

— Это дойная корова, — отвечал отшельник. — она предназначена для обслуживания богов, гостей и предков, для всего того, что идет им в жертву. Она не продается и не обменивается.

— . а также за царство, которое я должен получить от отца, безупречный, — не унимался Вишвамитра.

— Зачем отшельнику царство? — отозвался Васиштха.

— Если ты не хочешь отдать мне корову за такую цену, то я силой уведу её от тебя.

— Сила — твое право, — покорно ответил брахман. — Мне, занятому подвижничеством и изучением вед, она не дана. Делай же, кшатрий, как желаешь, и не размышляй.

Пока шел этот разговор, корова удалилась в свою хижину. И тогда Вишвамитра вооружился кнутом и бросился на Сурабхи. Вскоре послышались звуки ударов и жалобное мычание. Кшатрий безжалостно стегал и дергал животное.

— Зачем ты пренебрегаешь мною! — вскричала корова, обращаясь к своему господину. — Разве ты не слышишь, как меня мучает сила Вишвамитры?

— Я слышу твое мычание, — отвечал мудрец, не пошевелившись. Лицо его, как всегда, было величественным и невозмутимым.

— Почему же ты меня не защитишь?

— Сила брахмана — терпение, — сказал Васиштха.

Кажется, именно терпения не хватило кшатрию, чтобы заставить корову уступить своей силе. Отбросив бич, он подбежал к её теленку, чтобы его увести и заставить последовать за ним родительницу.

Читайте так же:

  • Кормление коров в стельный сухостойный период ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СХТП Весьма серьезное внимание следует уделять режиму содержания стельных животных. Ведь плод особенно чувствителен к условиям содержания матерей при переходе от […]
  • Корова линяет Алевтина Кузбасова, Воронежская обл. Фермеры пристально следят за здоровьем своих животных на ферме. Если они замечают какие-нибудь тревожные симптомы, то сразу обращаются в ветслужбу. Но […]
  • Где живут корова Одомашненный крупный рогатый скот живет на фермах или ранчо и хранится в амбарах или других средствах укрытия. В дикой природе они будут жить в лесных районах с большим количеством […]
  • Загоны для коров Постройка стойла для коров своими руками – только на первый взгляд кажется простой задачей. Например, необходимо правильно рассчитать нагрузку на фундамент, сделать правильное покрытие […]
  • Сабаки и бык Лучше, если в этом союзе Собака — мужчина, а Вол — женщина. Собака обретет желанное равновесие, которое ей даст спокойная и респектабельная женщина — Вол. Только в этом случае Собака будет […]
  • Поголовье коров в россии 2020 Общее поголовье КРС в хозяйствах всех категорий в 2018 году составило 18 152 тыс. голов, что на 5,8% меньше, чем в 2013 году, когда поголовье составляло 19 273 тыс. голов. Наибольшее […]

И вновь взмолилась корова:

— Разве ты не видишь, что уводят моего теленка?

— Теленка, а не тебя, — отвечал Васиштха. — Ты же оставайся.

При слове «оставайся» корова вскинула вверх голову, вытянула шею и подняла страшный рев. С налившимися кровью глазами она выбежала наружу и обратила в бегство всё войско Вишвамитры. Опомнившись от первого испуга, воины обернулись и стали колотить корову древками копий. Она же, прийдя в ещё большую ярость, запылала подобно полуденному солнцу. Из её хвоста хлынул ливень горящих углей, сверкавших в ночном небе метеорами.

Но этого было мало. В неистовстве она произвела из струй молока, помета, потоков мочи и пены тысячи вооруженных варваров, которые тотчас разбились на отряды и начали наступление на воинство Вишвамитры. Каждый из воинов был окружен пятью или семью противниками. Ни один из них не был лишен жизни, но войско было рассеяно, как солома ветром.

При виде этого великого чуда Вишвамитра воскликнул:

— Позор войску, опирающемуся на силу кшатриев! Истинное войско то, которое опирается на могущество брахманов.

И не захотел после этого Вишвамитра наследовать отцу. Оставив цветущее царство, он удалился в лес и стал подвижником. Наполнив три мира жаром своего покаяния, он добился истинного могущества и стал жрецом царя Калмашапады, но все равно был одержим завистью к Васиштхе.

Домашние коровы , их еще называют — крупный рогатый скот, появились около 12 тысяч лет назад. Предком домашних коров был дикий тур — крупное животное с мощными рогами. Шерсть у туров была черная, со светлой полосой вдоль спины. Дикие туры обитали в Европе, Азии и Африке, сейчас они в природе не встречаются. Сначала люди приручали туров ради мяса и тягловой силы, а потом научились получать от туриц молоко.

Одомашненные животные стали получать лучшее питание, изменились условия их жизни и, поэтому, сами животные стали изменяться. Из поколения в поколение они становились крупнее и давали больше молока. Со временем люди стали создавать новые породы коров. На выведение каждой породы затрачивалось много времени и труда. Сейчас во всем мире насчитывается около 400 пород крупного рогатого скота. Животные разных пород отличаются мастью, ростом, весом, продуктивностью и приспособленностью к определенным условиям жизни. Есть такие коровы, которые могут жить в горах; есть такие, которые живут на Крайнем Севере; есть породы приспособленные к степным условиям.

Коров разводят, в основном ради молока. А быков (волов) раньше использовали для перевозки грузов и для обработки земли.

Коровы — животные умные и ласковые, они ценят внимание и заботу человека, у хороших хозяев они дают гораздо больше молока. Раньше в крестьянских семьях корова была главной кормилицей, поэтому ее всячески берегли и холили. Существовало много примет и суеверий, связанных с коровой, например, посторонним не разрешали присутствовать при доении. 18 апреля на Руси устраивали «коровий праздник». В этот день корову особенно тщательно обхаживали, угощали хлебом с солью. Каждый старался выразить свою любовь к «матушке-буренушке».

А в Индии корову с давних времен и по сей день считают священным животным -воплощением Великой Матери Земли. Страшным преступлением считается причинить корове вред.

Особое отношение к корове у разных народов проявилось в сказках, преданиях, легендах.

Профессию техника-осеменатора престижной не назовешь. Одно только ее упоминание вызывает у многих многозначительные улыбки и пошлые шутки. Немало и тех, кто даже не слышал о ее существовании. В то же время от профессионализма работников по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных зависит успех животноводства и изобилие на наших с вами столах.

Марина Транчак проверяет сперматозоиды на подвижность

Мастер дела не боится

Чтобы корова отелилась и стала давать молоко, ее нужно осеменить. Сегодня к этому процессу быки привлекаются редко, их работу взяли на себя техники-осеменаторы. Искусственное осеменение, говорят специалисты, эффективнее и дешевле.

Марине Транчак из КСУП «Осташковичи» Светлогорского района работа техника-осеменатора нравится, и она не жалеет, что 15 лет назад выбрала именно эту профессию. Семь лет подряд Марина Андреевна побеждала на областном конкурсе по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных. Участвовала и в республиканских состязаниях: в составе звена по воспроизводству стада дважды становилась второй. Ей присвоено звание мастера, а ведь женщине всего 34 года.

Сегодня Транчак обслуживает 1400 голов. И результат у нее очень хороший: 107 телят на 100 коров. Для сравнения: по области в прошлом году в среднем получили по 74 теленка. Марина не останавливается на достигнутом. В свое время окончила Речицкий аграрный колледж по специальности зоотехник, а сейчас получает высшее образование: учится в Витебской академии ветеринарной медицины.

— Многие называют нашу работу грязной, — делится Марина Андреевна. — Да, запах еще тот. Но я не комплексую, мне работа по душе, устраивает и финансовая сторона. Я сельский житель и в город никогда не стремилась. У меня и хозяйство свое есть: куры, утки, гуси, свиньи. Земли соток тридцать.

Лет с десяти Марина бегала на ферму помогать маме, которая трудилась дояркой. После окончания школы, не раздумывая, пошла в животноводство: несколько лет работала оператором машинного доения, пока не предложили другое место — техника-осеменатора. Сейчас на работу с Мариной ходит уже ее дочка, которая прекрасно знает, откуда молоко берется. Восьмилетняя девочка называет маму волшебником. Из маленькой соломинки такой бычок красивый получается. Разве это не волшебство?

Глаза на кончиках пальцев

Основное оборудование и инструменты оператора по искусственному осеменению: сосуд Дьюара, микроскоп, термостат, шприцы одноразовые, пипетки, перчатки… Существует три способа введения семенного материала: ректо-, мано- и визоцервикальный. Последний — самый «древний», при котором используется зеркало и стеклянный шприц. Его сейчас мало кто применяет: неудобно, зеркало при некачественной дезинфекции может стать источником переноса заболеваний, кроме того есть вероятность травмирования животного. При маноцервикальном методе вводят пипетку со спермой.

Сегодня в хозяйствах предпочитают использовать ректоцервикальный способ. Этот метод хоть и «грязный», зато самый результативный. Минус — в конце дня руки болят.

Марина Транчак вкратце рассказала, как происходит «таинство осеменения». Сперма хранится в жидком азоте в сосуде Дьюара при температуре минус 196 градусов. В термостате при температуре 38 — 39 градусов ее размораживают, проверяют на подвижность сперматозоидов. Соломинку с семенным материалом вставляют в шприц, надевают защитные чехлы и вводят семя.

На первый взгляд, все элементарно. Процессу обучают в течение десяти дней на специальных курсах. Однако результат у специалистов сильно разнится. У кого-то 50 телят на 100 коров, а у других и более ста получается. В чем секрет успеха?

— В ответственности, — объясняет Марина Транчак. — Все делать нужно вовремя. Корова — не трактор, к которому колесо можно и через неделю прикрутить. Осеменяют корову, когда она в половой охоте, которая длится всего около 10 — 12 часов. Пропустишь момент — жди 18 — 20 дней до следующей охоты. Пропустишь еще одну — получится яловка, а там и до бесплодия недалеко. От такой коровы пользы мало, и ее выбраковывают. Результат: ни молока, ни коровы.

Важно также четко соблюдать технологию. Нарушишь температурный режим, стерильность, затянешь время, не проверишь сперматозоиды на подвижность… — работа насмарку. Кстати, в одной дозе семенного материала ( 0,25 г ) живет 25 миллионов сперматозоидов.

— Марина Андреевна, а как определить, что корове охота?

— Корова становится беспокойной, возбужденной, постоянно мычит, может прыгать на коров, либо стоять спокойно, когда на нее прыгают другие.

— Корова ведь и лягнуть может, если ей что-то не понравится. Не страшно?

— Конечно, может и лягнуть, и хвостом хлестнуть, поэтому предосторожность в этом деле не помешает. Без ласки здесь никак. Корову нужно погладить, поговорить с ней ласково, ни в коем случае не кричать и не применять силу. К каждой свой подход требуется, у каждой свой характер. А главное — скотину любить нужно.

— Говорят, что глаза у техника-осеменатора на кончиках пальцев…

— Да, руки — это наш главный инструмент. Работаем вслепую, поэтому пальцы должны быть очень чувствительными.

В последнее время, рассказывает Марина Транчак, работать стало проще, так как технологии более совершенные. Раньше процесс требовал больше времени: физрастворов приходилось много готовить, стерилизовать инструменты. Сейчас используется все одноразовое, стерильное, безопасное.

Однако, несмотря на современные технологии, легкой и чистенькой работу осеменаторов не назовешь. Трудиться им сможет далеко не каждый. Ранние подъемы в четыре утра (коров нужно осмотреть до начала дойки), постоянные переезды с одной фермы на другую, запахи соответствующие. Ни выходных, ни праздников, многие специалисты десятилетиями не ходят в отпуска. «Посевная» у них, можно сказать, круглый год.

Техник-осеменатор — это своеобразный перинатальный центр, он контролирует весь процесс: от осеменения до отела, помогает ветврачам выявлять и лечить болезни, вакцинировать коров, ректалить, ведет документацию. И именно от опыта и ответственности этих тружеников во многом зависит, будем ли мы с молоком и мясом. Другими словами, наше будущее в их руках.

Фото Алексея ГЕРАСИМЕНКО

В колхозе проводят искусственное осеменение коров. Осеменатор обошел стадо, всех, пришедших в охоту, осеменил.

Садится в машину, чтобы уехать. Но коровы плотным кольцом его обступили.

Тогда он выходит из машины и кричит:

— Пошли вон с дороги!

И тут одна корова подходит к осеменатору, наклоняет к нему голову и говорит:

Рисунок Александра Вайсмана

МИШПОХА №27. Аркадий ШУЛЬМАН * Arkady SHULMAN / ТАК БЫЛО * IT USED TO BE

Эти истории – не документ, и ни один нотариус не заверит их своей подписью. Эти рассказы я слышал в бывших штетлах от стариков, которые вспоминали годы молодые, от их детей и внуков, которые с видом экспертов сообщали мне о событиях, происходивших лет за пятьдесят до их рождения.

И все же, побывав во многих еврейских местечках, от которых осталось одно название, берусь утверждать – так было. Потому что в этих историях присутствует дух самого штетла.

Как бороться с жадностью

Каких только еврейских благотворительных обществ не было в городах и местечках: общество помощи бедным вдовам и не нашедшим пары бесприданницам, естественно, погребальное братство и общество, выделявшее беспроцентные ссуды. В Браславе, когда-то еврейском городке на северо-западе Беларуси, было общество, которое собирало деньги для евреев, которые не могли заготовить на зиму дрова. В довоенное время, а Браслав находился на территории Польши, стоили дрова очень дорого, 4–5 злотых за воз.

И вот какой случай однажды приключился с активистом этого общества по фамилии Ульман. Зашел он к богатому еврею Даговичу, собственнику двухэтажного дома, и попросил внести вклад для покупки дров неимущим. Дагович поежился от этой просьбы, как от холода, и сказал:

– Дать денег не могу, потому что сам замерзаю.

Сначала Ульман хотел сказать Даговичу все, что он про него думает. А потом совершенно справедливо решил: не проймешь его никакими словами. И отправился на рынок. Он купил за свои деньги два воза дров, привез их на двор Даговича в отсутствии хозяина и сказал, что тот передал указание: «Натопить все печи в доме насколько это возможно». Прислуга переглянулась, ничего не понимая, но ослушаться не осмелилась – хозяин приказал. Топили, пока печи не стали красными.

С Даговича потом все смеялись в Браславе. А смех бывает оружием гораздо более сильным, чем бранные слова или бессловесное отчуждение.

Эту историю мне рассказала в полесском городке Наровля сотрудница местной газеты Ирина Комкова.

«Давным-давно жил еврей, которого звали Лейзар. Тогда у каждого второго жителя был крупный рогатый скот, в том числе – коровы, которых по очереди жители водили на пастбище. Вечером местечковые коровы возвращались домой, а корова Лейзера не шла домой и могла всю ночь беспризорно и беззаботно гулять по Наровле…

Может быть, поэтому старожилы города, глядя на праздно шатающихся, часто применяют такое выражение: «Блутаюць без працы, бы тыя Лейзаравы каровы».

Жила одна женщина в маленьком домике. В палисаднике стояла скамейка, такая же старая и покосившаяся, как и сам домик. Сидела по вечерам на этой скамейке женщина и плакала. И никто из соседей не спрашивал у нее, почему она плачет. Потому что все знали ее судьбу. Муж у этой женщины был извозчик. За день тяжело наработается. К вечеру выпьет. Придет домой и такой шум поднимет, что стены трясутся. А не дай Бог ему кто-нибудь под руку попадет… Как здесь не заплачешь от жизни такой.

Так шел день за днем, год за годом. Извозчик состарился и умер. А жена его по-прежнему к концу дня выходила в палисадник. Садилась на лавочку и начинала плакать.

– Отчего же ты плачешь теперь? – спрашивали соседи.

– Оттого, что в доме тихо, – отвечала женщина.

Недавно вышла моя книжка «Откуда есть пошли Колышки» о местечке, которое находится на границе Беларуси и России в Лиозненском районе Витебской области.

Это местечко жило по тем же законам, что и сотни других местечек черты оседлости. И все же, когда я работал над книгой, у меня было ощущение, что сам Всевышний опекал Колышки. Только академиков, профессоров и докто­ров наук отсюда вышло столько, что хватит для Академии наук не самой маленькой страны. Я встречался с представителями ученых семей: кто-то сейчас живет в Израиле, кто-то в Великобритании, кто-то в США, кто-то в России, видел фотографии, дипломы, другие документы и в подлинности этих фактов не сомневался.

Но, когда узнал, что в довоенное время в Колышках находилась скрипка знаменитого италь­янского мастера Амати, признаюсь, подумал, что это уже слишком. Где вы видели в местечке, а теперь деревне, музыкальный инструмент, на котором бы с удовольствием сыграли корифеи сцены, инструмент, который стоит огромные деньги? Только в сказке это возможно. И в книге я эту тему изложил аккуратно: «По воспоминаниям старожилов, Аркадий Златин привез в местечко скрипку, которая, возможно, была творением рук самого Амати – великого итальянского мастера».

Книга «Откуда есть пошли Колышки» получила хорошие отзывы, ее читали колышане, их дети, внуки. И вскоре я получил письмо от дочери Аркадия Златина – ее зовут Любовь Арфа (музыкальная фамилия!). Любовь Аркадьевна почувствовала мои сомнения по поводу знаменитой скрипки и написала: «Я могу под любой присягой подтвердить сказанное. Это скрипка моего отца Златина Аркадия Лазаревича (1892 г. р.). Он был из семьи очень обеспеченных до 1917 года людей. Отец играл в каком-то оркестре в Москве до 1926 года. Встретив мою маму в Белоруссии, он на ней женился. Эту скрипку он нам, детям, показывал, но из своих рук не выпускал. Хотелось, чтобы вы не сомневались в этом факте».

Теперь не сомневаюсь. Вообще местечки – это такая цивилизация, где все могло быть. Это другой, ушедший от нас мир.

Как узнать пинского еврея?

Вы еще спрашиваете? Это же проще простого. У него мизинец загнут на правой руке. Как называется эта болезнь? Причем здесь болезнь, о чем вы говорите? Дай Бог всем такого здоровья, как у пинских евреев.

Откуда у них пошло – загнутый палец на правой руке? Слушайте. Когда пинский еврей с кем-то встречается, он же не говорит: «Здрасьте, или шолом-алейхем», он же не знакомится, не представляется, как его зовут: «Абрам Шапиро» или «Хаим Рабинович».

Что он делает? Он загибает мизинец на правой руке и говорит: «Во-первых, я из Пинска»

Легенды о любви

Это было в 1936 году. Колхоз «Барацьбiт», в котором работали жители местечка Кубличи, выделил пастбище и пастуха, чтобы пасти коров, но их владельцы должны были отработать один день в месяц, помогая пастуху. Отец и брат Хаи Оршанской несколько раз работали подпасками. Но, когда брат уехал, однажды в сентябре отец разбудил Хаю чуть свет и грозно приказал идти пасти коров. Девочка расплакалась, чужих коров боялась. Но, когда увидела, что отец снимает с гвоздя мокрую, в узлах веревку, сразу согласилась. Шел мелкий дождик, отец накинул Хае на голову сложенный вдвое мешок, и она погнала корову. На лугу уже было большое стадо.

Когда Маневич привел корову, все стадо от нее шарахнулось. Корова тут же нашла себе соперницу, и начался бой. Рев стоял страшный, Хая испугалась. Пастух дал ей кнут и велел отойти подальше. Стадо погнали в лес. Дождик усилился, девочка спряталась под деревом. Перекусила огурцом с хлебом и успокоилась.

Вдруг услышала приглушенный цокот конских копыт, и мимо проплыла серая тень лошади.

В сентябре коров на перерыв не гонят, Хая мокла под дождем до вечера. Утром следующего дня рассказала увиденное соседке Яде. Она была старше и поведала девочке легенду о большой любви.

В нескольких километрах от Кубличей находилось имение помещика. Ему принадлежали леса, земли и луга. У него были пасека, скот, много птицы, красивые лошади. Его единственная дочь – красавица, полюбила бедного парня. Отец не разрешил ей выходить за него замуж. Тогда дочь села верхом на лошадь и ускакала. Когда она увидела погоню, то вместе с лошадью утонула в Кубличском озере.

С тех пор озеро стало зарастать. Образовались топкие берега, вода пожелтела, и из воды стало выходить привидение в виде девушки верхом на лошади.

В середине тридцатых годов советско-польская граница проходила в нескольких километ­рах от Бобыничей, в Гирсах стояла погранзастава. Пограничники считались героями, а на молодых командиров заглядывались все невесты. Не знаю, что и как случилось, только встретились однажды молодой командир погранзаставы и дочь Шермана – Роха. Приглянулись молодые друг другу. Но сказала Роха: «Не пустит меня отец за тебя замуж. Он хочет, чтобы я вышла замуж только за еврея». «Что за пережитки? – засмеялся командир. – Я – комсомолец. Мы строим социализм. Я люблю тебя».

Вряд ли слова о комсомоле и социализме убедили Роху. Но от признания в любви у нее закружилась голова, и Роха не сопротивлялась, когда командир увез ее к себе на погранзаставу.

Залман, узнав об этом, горько причитал и плакал. Его любимая дочь вышла замуж за гоя. Без родительского согласия. Он убивался от горя.

С тех пор в Бобыничах появилась поговорка: «Что ты плачешь, как Шерман по Рохе?»

Жили до войны в Бабиновичах Люба Соркина и Аркаша Семченко. Аркаша был старше на два года. Они дружили с детства, не могли дня обойтись друг без друга. Когда повзрослели, не смотря на то, что родители не очень одобряли их решение, женились. У них родилось двое мальчиков. Старшему Адику к началу войны было чуть больше десяти лет, а младшему Игорю – всего годик.

В самом начале войны Аркадия Степановича Семченко забрали на фронт. Люба с младшим сыном была у родителей, которые к этому времени перебрались в Витебск. Они уговаривали ее отправиться вместе с ними в эвакуацию. Говорили, что старший сын будет с бабушкой в Бабиновичах, она досмотрит его.

«Нет, – отвечала Люба, – где будут мои дети, там буду и я». И уехала в Бабиновичи. Она жила у свекрови в доме за мостом. Ей сумели сделать немецкие документы. Но в Бабиновичах знали, кто родители Любови Израилевны Семченко.

8 марта 1942 года за Любой пришли немцы и полицаи.

Забрали ее из дому с маленьким сыном, старший – катался рядом с домом на санках. Когда он увидел, что ведут маму, он подбежал к ней. Свекровь бежала следом и молила, чтобы хотя бы детей отпустили. Ей кричали «юде» и стреляли около ног из автомата, чтобы не подходила.

Любу с детьми отвели на еврейское кладбище и там расстреляли.

После гибели Любы под ее матрацем свекровь нашла дневник. Вернее, это были письма, которые Люба ежедневно писала мужу. О себе, о детях, что происходит вокруг. Они были написаны на страницах школьной тетради. Отправить письма через линию фронта Любовь Израилевна Семченко не могла.

После войны в Бабиновичи приезжала Любина сестра, и ей отдали этот дневник. Может быть, волею случая, мы найдем и опубликуем его.

Про памятники вождям

В середине тридцатых годов в центре Городка разобрали брусчатку и на месте базара сделали сквер. По выходным дням в городском саду играл духовой оркестр пожарников, в лучах заходящего солнца играли зайчики на начищенных пряжках и трубах…

В сквере поставили памятник вождю мирового пролетариата, тогда эти слова произносили серьезно, безо всякой иронии, Владимиру Ильичу Ленину. Но, то ли инженер ошибся в расчетах, или в силу каких-то других причин, памятник стал накреняться то в одну, то в другую сторону. Его ремонтировали, а он все равно накренялся.

И тогда пожилые люди стали шептаться, показывая глазами на памятник: «Видно, эта власть долго не продержится…»

Старики – мудрые люди, с большим жизненным опытом, но и они иногда ошибаются.

В центральном сквере Верхнедвинска (раньше это была Дрисса) стояли на постаментах два вождя: Владимир Ленин, а на другой стороне сквера – его сподвижник Иосиф Сталин. Архитекторы так расположили памятники, чтобы Ленин и Сталин постоянно смотрели друг на друга – советовались, по какому пути вести страну дальше.

Но Сталина его родная коммунистическая партия развенчала и обвинила в культе личности. Справедливо обвинила, еще раз подтвердив истину, что от любви, особенно показушной, до ненависти – один шаг. Поступил приказ: памятники Сталину убрать и сделать это без излишнего внимания общественности.

Вызвали в Дриссенский райком партии двух мужичков: проверенных и надежных. И сказали:

– Ночью памятник Сталину с постамента снимите, на телегу уложите, отвезете, куда подальше, и закопаете. И никому ни слова.

Мужики лишних вопросов задавать не стали. Ночью памятник свернули с постамента, на телегу погрузили, дерюгой закрыли, чтобы никто не видел (хотя в местечке ничего не утаишь) и увезли. Вырыли яму между домов и упокоили памятник вождю.

Прошли годы. Местные краеведы заинтересовались, что же это был за памятник. Нашли одного из тех мужиков, что райкомом был назначен приговор исполнять. И хоть совсем старый стал этот человек, но место указал точно. Краеведы сделали раскопки, но в земле лежала только бетонная болванка – по всей видимости, туловище вождя. А куда делись остальные части тела? Краеведы снова пошли к тому мужику. Тот понял, что отпираться бесполезно, да и время сейчас другое, можно говорить о многом без утайки, и все рассказал.

– Закопали мы Сталина. А назавтра ночью я тайно пришел к этому место, раскопал памятник, отсек у него голову и руки, сложил их в мешок и утопил в Западной Двине.

– Зачем вы это сделали? – спросили краеведы.

– Отомстил Сталину, – сказал мужик. – Он моего отца репрессировал.

Сказания о еврейском золоте.

Уж где только не ищут еврейское золото? И скольким людям оно не дает спокойно спать? Если все говорят о нем, значит должно же оно где-то быть. А если до сих пор не нашли, значит плохо ищут. Такая или приблизительно такая логика у многих старателей.

Недавно я был в деревне Волынцы Верхнедвинского района. Когда-то это было еврейское местечко. От того времени осталось всего несколько домов из красного кирпича.

В одном из них когда-то жил богатый еврей по фамилии Исурин. В начале тридцатых власти Исурина сослали в Сибирь, а имущество отобрали. Потом в этом доме была еврейская школа. А сейчас – догадайтесь, что? Православная церковь. Правда, церковь долго ходила в числе обиженных властью. Старую православную перед войной разобрали, и из ее кирпичей тогда же сложили школу: общеобразовательную десятилетку, куда ходили все местечковые дети. А чтобы конфессии не спорили, кому досталось больше от власти, пол и крыльцо в средней школе сложили из плит костела, построенного в XVIII веке. Между прочим, те плиты привозили в Волынцы из самой Риги.

В следующем кирпичном доме по этой же улице когда-то жил еврей, торговавший льном. Потом там были школьные мастерские, а сейчас дом стоит бесхозный с заколоченными окнами.

Дома из красного кирпича были поставлены на высоком фундаменте, сложенном из камней. Строили на века! Но не учли, что не пройдет и ста лет, как в домах начнут искать еврейское золото. Оказывается, бытует поверье: евреи, когда строили свои дома, по углам в фундамент клали золотые монеты, чтобы здание прочно стояло, а в семье водились деньги. Вот и принялись «исследователи» местного фольклора вытаскивать из фундамента камни, подогнанные один к другому на совесть. Ох, и нелегкая была эта работа! Я сразу вспоминаю Ильфа и Петрова и их героя Шуру Балаганова, который пилил гирю, уверенный, что она из золота.

Золотых монет в фундаменте не нашли, но, думаю, если бы столько труда приложили не к разрушению, а к восстановлению старого дома, то обзавелись бы богатством большим, чем пара золотых червонцев.

Эта история страшная, кошмарная. Но она про все то же еврейское золото.

В январе 1942 года фашисты и их местные приспешники расстреляли евреев Россон. Пригнали их на окраину города и устроили кровавую бойню. Местные жители рассказывали, что в яму падали и убитые, и раненые, и даже живые. Первое время яма была не закопана. В январе темнеет рано. Как только сгустились сумерки, из ямы выбрались пять человек и пошли в сторону деревни Дворище. Немцам тут же сообщили об этом. Беглецов настигли и расстреляли. В награду информаторам за каждую еврейскую голову было насыпано на два килограмма соли.

Перед расстрелом евреев заставили раздеться. Во-первых, раздетые люди становятся более покорными. Они стесняются, даже перед смертью, своей наготы. Немцы и полицаи не брезговали одеждой убитых. И если сами ее не носили, то дарили своим любовницам или продавали местному населению. Но что самое главное, раздеваться заставляли, потому что искали спрятанное под одеждой золото.

Полицаи говорили, что золото у евреев не нашли, наверное, они сумели его хорошо спрятать. И тогда к расстрельной яме пошли мародеры.

Сильный мороз сковал мертвые тела. Образовалась обросшая льдом глыба. И тогда мародеры стали отрубать у мертвецов ноги, руки, чтобы удобнее было искать спрятанное золото. Трудно представить более жуткую картину.

В тех же Волынцах жил старик Волопьянский. Чудной был человек. В молодости объезжал окрестные деревни: собирал тряпье, кости, привозил иголки, краску, ситец. Вообще-то люди этой профессии, в большинстве своем евреи, были люди не бедные. Но Волопьянскому был важен не заработок, а процесс. Он любил дорогу, встречи с людьми. Никогда не торговался, не хитрил, а уж тем более никого не обманывал. Его уважали, к нему ходили за советом. Говорили: «Иёсель Волопьянский все знает».

После войны лошадки у него уже не было. Он с тележкой обходил все деревни и снова собирал, привозил, советовал. В деревнях еще жили евреи-старики. Иёсель ходил к ним, чтобы поговорить на еврейском языке, вспомнить знакомых, друзей. Иногда за день проходил километров двадцать-тридцать. Ему было больше девяноста лет, но он говорил: «Я все время в дороге, и поэтому смерть меня не догонит». Однажды он прилег отдохнуть на краю хлебного поля и больше не проснулся. Смерть догнала его. Иёселя нашли комбайнеры.

Прошли годы, память о чудном старике Иёселе осталась в Волынцах. Только теперь уже молодежь говорила, что в поясе, который он никогда не снимал, у Волопьянского было зашито золото. Говорили добродушно, еще одна деталь к образу странного старика. А как же, еврей и без золота. Вроде, как и не еврей!

Я беседовал с женщиной, которая еще до войны дружила с детьми Иёселя.

«Голь перекатная, – сказала она о Волопьянском. – У него было пятеро детей, жена и старуха мать. Знаете, как они кушали? Варили чугун картошки. Высыпали на стол, только руки подставляли, чтобы картошка на пол не покатилась. А посередине стола ставили миску с селедочным рассолом. Этот рассол Иёсель бесплатно сливал с бочек в магазине. В него макали картошку и ели. Но, если в этот момент мы заходили в дом к Волопьянским, он и его жена обязательно сажали нас за стол и угощали картошкой. Гостеприимные были люди. А золото? Откуда оно у него могло взяться?»

Куда ведет улица Коммунистическая?

Раньше в местечках по названиям улиц можно было точно сказать, куда они ведут. Если улица называется Глубокская, значит выводит на дорогу, ведущую в Глубокое, если Оршанская, значит по ней можно ехать в Оршу, если Велижская – попадешь в Велиж.

Но, начиная с тридцатых годов, а после войны и вовсе с большим усердием, стали переименовывать улицы и в городах, и в местечках. Был обязательный перечень названий, без которых и город, и местечко считалось идеологически не соответствующим, со всеми вытекающими обстоятельствами. А кому охота попадать под такой гриф. И появились улицы Коммунистические, Советские, Комсомольские…

Приморский агропром нынче имеет привлекательный облик, как тот двухнедельный теленок, появившийся недавно на предприятии по производству молока ООО «ХАПК «Грин Агро» в селе Алексеевка Ханкайского района. Сегодня в этом хозяйстве можно увидеть весь цикл – начиная от завоза коров, рождения телят, до производства молока и реализации его в торговую сеть края. Амбициозные планы реализуются прямо на глазах. Инвестиции, направленные в приморский агропром, работают эффективно. В этом во время рабочей поездки по сельхозпредприятиям региона смог убедиться приморский вице-губернатор Сергей Сидоренко, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

— Мы только в начале пути модернизации сельского хозяйства. Сейчас руководство края делает акцент на создании высокопроизводительных предприятий. Мы активно привлекаем иностранные инвестиции и создаем при этом рабочие места для местного населения. Но для нас важно поддержать собственных фермеров, — подчеркнул приморский вице-губернатор Сергей Сидоренко.

Пищевые добавки в корм коровам — дробленая кукуруза , Фото с места события собственное. Автор фото: Ольга Кускова, PrimaMedia

Сегодня компания «Грин Агро» инвестирует собственные средства в развитие комплекса. Проект, который реализуется в Ханкайском районе края в селе Алексеевка, предполагает развитие отрасли молочного скотоводства и увеличение валового производства молока в Приморском крае. Более того, проект охватывает весь производственный цикл. Это и заготовка кормов, их хранение, расширение поголовья дойного стада, переработка молока, реализация в торговой сети и т.д.

В коровниках «Грин Агро» почти 900 коров. Всех завезли из США. У них нет имени, только индивидуальный номер и чип, который позволяет определить и состояние коровы, и то, сколько она дает молока. Но на этих буренок возложена высокая миссия – давать приморцам молоко стабильного высокого качества.

У них нет имени, только индивидуальный номер и чип, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Коровам созданы сверхкомфортные условия. Корм ешь – не хочу. Тут же скреперные системы навозоудаления, специальные маты, чтобы корова не стояла на твердой поверхности, групповые и индивидуальные поилки, маятниковые щетки-чесалки. Захотела корова почесать бока и пошла прямиком из стойла на эту процедуру. А еще есть свой мастер «педикюра» — с помощью специальных приспособлений обрезает и шлифует коровам копыта. Чем не спас-салон?

Захотела корова почесать бока и пошла прямиком из стойла на эту процедуру, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

В каждую смену буренок обхаживают по четыре доярки, зарплата 25-30 тысяч рублей. Тут же для работников фермы есть комната отдыха, раздевалка, душевая, столовая. Стоит отметить, что среди фермеров — добрая половина в возрасте 28-35 лет. И рассуждают они о животноводстве с учетом маркетинга, менеджмента, мирового опыта, компьютерных технологий и т.д. Также выстроен и весь производственный процесс.

Перед тем, как отправиться в поход по ферме, прессу одели в специальные костюмы и бахилы.

Приморский агропром имеет привлекательный облик, как этот двухнедельный теленок, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

— Это чтобы обезопасить коров от различных инфекций извне. Мы стараемся свести контакты наших коров с посетителями к минимуму. Едут из соседних хозяйств за бычками, мы их отдаем в семидневном возрасте. Кроме того, на территории работают строители, наладчики оборудования. Ежегодно на вакцинации тратим до 4 млн рублей, — рассказывают представители предприятия.

В следующем году сюда планируют из США завести еще 900 коров. Для будущих новоселов полным ходом идет строительство новых коровников. Здесь используют передовой опыт всех стран, где развито животноводство – Канады, Германии, США.

Кстати, быков на ферме нет. А все соответствующие функции выполняют с помощью искусственного осеменения. Производителями выступают лучшие быки США. Ежемесячно Новый Свет поставляет приморскому хозяйству 300 доз семенной жидкости. И каждую пятницу полсотни буренок проходят соответствующую процедуру. У 90% телок она проходит успешно, и уже через 9 месяцев на свет появляется теленок, а у кров вероятность успеха наступает в 50%.

Лучшие быки США поделились своим «мужским» богатством с приморскими буренками , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

— К каждой корове прикреплен чип, который позволяет определить состояние здоровья коровы при каждой дойке, то есть три раза в день. Таким образом, постоянно осуществляется профилактика заболеваний. Забор молока, его перегонка, сбор и транспортировка осуществляются без соприкосновения с воздухом, что исключает попадание различных бактерий. Мы не собираем молоко из окрестных деревень. Ежедневно молоковоз увозит в Артем 24 тонны молока на молокозавод. Сейчас там завершается реконструкция, и будут запущены новые линии. Мы также планируем самостоятельно выращивать бактерии для производства кефира по советской технологии, — рассказывает управляющий директор ООО «ХАПК «Грин Агро» Богдан Хилько.

Сергей Сидоренко отметил, что администрация края делает ставку на развитие подобных предприятий, включающих полный цикл производства:

— В Приморье на каждого жителя края приходится 150 литров молока в год. Это значительно меньше, чем в центральных регионах России, где за год житель в среднем выпивает около 300 литров молока. Но такая разница не потому, что у нас плохие надои и нехватка молокопродуктов. Просто в Приморье ввиду географического положения с ложился определенный приоритет питания – приморцы в отличие от жителей центральных регионов России едят гораздо больше рыбы и морепродуктов. Предприятие «Грин Агро» в дальнейшем планирует выйти на цифру 6 тысяч коров, что значительно увеличит надои молока. Сейчас здесь получают 25 тонн в день, а планируется довести этот показатель до 150 тонн. Мы заинтересованы, чтобы в Приморье на прилавках было свое молоко, натуральное и без добавок. В конце года начнутся испытания на новом молокозаводе. Новый продукт должен составить достойную конкуренцию завозным товарам и выдавить с рынка некачественную продукцию.

Дойка коров- сплошная автоматизация, вручную закрепляют лишь доильный аппарат , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Губернатор Владимир Миклушевский акцентировал внимание на необходимости обеспечения жителей края местными качественными продуктами. Поэтому сейчас это поручение реализуется администрацией повсеместно — и за счет поддержки малых форм хозяйства, и через строительство крупных предприятий, которые производят продукт, перерабатывают его и поставляют на рынок.

Сергей Сидоренко отметил, что такими темпами, с привлечением российских и иностранных инвестиций, уже через 5-7 лет Приморье сможет удвоить объемы производства в сельском хозяйстве.

Напомним, по инициативе губернатора Владимира Миклушевского сельское хозяйство Приморского края получает серьезную поддержку в рамках государственной программы «Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае на 2013-2020 годы».