Непроверяемая гласная в слове корова

«Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне»

— формировать понимание того, что написание слов с непроверяемыми безударными гласными нужно запомнить, а в случае затруднения – обращаться к словарю.

— учить узнавать слова с непроверяемыми гласными;

— изучить написание двух новых слов;

— учить работать с орфографическим словарем;

— развивать умение учащихся критически мыслить;

— развивать речь учащихся;

— формировать коммуникативные навыки.

1. Проверка творческого задания этапа рефлексии прошлого урока (написать диалог о проверяемых безударных гласных в корне слова с использованием стратегии РАФТ).

Несколько учащихся зачитывают свои диалоги.

Учитель предлагает детям (в качестве примера) послушать диалог, написанный второклассницей в прошлом году.

Диалог Лисы и Зайца.

— Здравствуй, Лиса! Ты получила мое письмо?

— Какое письмо? Не видела никакого письма. А куда ты его послал?

— И что же ты на конверте написал?

— ЛЕ-СА. Странно, что ты его не получила. А может, ты, как и все лисы, обманываешь?

— Вот и ушло твое письмо в какие-то леса. Сколько раз я тебе говорила, что надо сначала думать, а потом писать. О нас, лисах, не очень хорошего мнения ты, а сам так и не понял, какую ошибку допустил…

— Какую ошибку допустил Заяц?

Дети отвечают на вопрос…

Читайте так же:

  • Как обработать рога быка quote: ситуация такая - друг подогнал два коровьих рога quote: Теперь думаю, что делать с двумя роговыми стаканами. ЗЫ. Как-то слышал, что на жареный коровий рог сазан идет, мол вместо […]
  • Норма площади для одной коровы Эксперты компании Штальберг, специализирующейся на проектировании и производстве сельскохозяйственных зданий из ЛСТК конструкций, предлагают Вам изучить таблицу для планирования нормы […]
  • Бывают ли месячные у коров Главная ? Форум ? Биология ? Биология человека, медицина ? Зачем женщинам месячные? Сообщения: 2 # 29 Фев 2016 21:52:41 Scisne На Земле лишь некоторые виды обладают, […]
  • Резиновый пол для коров Резиновые маты для коров и КРС Правильное содержание крупного рогатого скота крайне важно для его производительности и здорового роста. Помимо соблюдения правильного рациона, регулярное […]
  • Коровы вентспилса Разноцветные коровы на улицах Вентспилса появились благодаря Швейцарии — именно там в 1998 году был проведен первый "Парад коров". С тех пор прихотливо раскрашенные коровы в разное время […]
  • Привязное содержание коров размеры КОРОВНИК , осн. производств, здание ферм и комплексов кр. рог. скота, предназначенное для содержания коров. Различают К. для привязного (в осн. на 200 — 400 голов) и беспривязного (200 — […]

— Раз уж речь зашла о лисе и зайце, посмотрите на этот слайд.

На слайде записаны слова: заяц, лиса, собака, коза, медведь, овца, корова.

— Как вы думаете, что общего у этих слов? (Дети дают ответы).

— Разбейте эти слова на две группы и назовите, по какому признаку вы это сделали.

(Домашние животные – дикие животные, два слога – три слога, под ударением «а» — под ударением «е», слова с проверяемой гласной в корне – остальные, где гласную проверить нельзя).

— Выпишите в тетрадь слова с проверяемой гласной, запишите к ним проверочные слова.

(Дети записывают: козы – коза, лисы – лиса, овцы – овца, выделяют орфограммы).

— А теперь с новой строчки запишите через запятую те слова, в которых безударную гласную нельзя проверить. Поставьте в словах ударение и подчеркните безударную гласную, в написании которой могут возникнуть сомнения.

(Дети записывают: заяц, собака, корова, медведь).

— Назовите тему сегодняшнего урока («Слова с непроверяемой безударной гласной»). Тема появляется на слайде.

— Поставьте цель урока (выяснить, как поступить, если безударную гласную нельзя проверить).

— У вас на партах лежат таблицы. Заполните в них первый столбец.

Х – что мы хотим узнать

Идет заполнение 1-го столбца таблицы (индивидуально).

Далее учитель просит ребят зачитать свои записи, не повторяясь. В результате он заполняет аналогичную таблицу на доске.

— Возник ли у вас какой-нибудь вопрос, который можно записать во второй столбец таблицы? (Записывают во второй столбец основной вопрос – учитель на доске, дети в тетрадях).

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Гласные бывают в сильной позиции (ударные) и в слабой позиции (безударные).

В некоторых случаях слова с безударной гласной можно проверить.

Что делать, если безударный гласный не проверяется?

Итак, основной вопрос урока: что делать, если безударный гласный не проверяется?

На слайде задание: назвать одним словом:

— Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду…

— Ребенок женского пола…

— Скрепленные листы чистой бумаги в обложке или переплете для записи чего-нибудь…

— Футляр для хранения ручек и карандашей…

Дети называют слово – на слайде появляется рисунок, соответствующий этому слову. По мере появления рисунков слова записываются в тетради через запятую, ставится знак ударения и подчеркивается безударная гласная, в написании которой могут возникнуть сомнения.

— Возникли ли у вас затруднения при написании этих слов?

(Скорее всего, дети ответят, что затруднений не было).

— Если слова нельзя проверить, то как же вы определяли, какую букву написать?

(Дети должны сказать, что учили написание этих слов и записывали слова в свои словарики).

— Молодцы! А теперь прочитайте задание к упражнению 125 (с. 103).

Упр. 125. Назовите одним словом.

Стакан, кастрюля, тарелка.

Пальто, платок, рубашка.

Посмотрите в словаре и запомните, как пишутся эти слова.

— Можем ли мы теперь ответить на вопрос второго столбца таблицы ЗХУ?

(Дети отвечают утвердительно).

— Что же делать, если безударный гласный не проверяется?

(Дети: надо запомнить слово, а если не знаешь такого, то обратиться к словарю).

— Совпали ли ваши ответы с той памяткой, которую я вам приготовила?

(На слайде: Запомните! Если безударная гласная не проверяется ударением, то ее надо запомнить или посмотреть слово в словаре.)

На один вопрос, поставленный в начале урока, мы ответ нашли.

А сейчас немного поиграем.

— Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Я буду называть и показывать на слайде слова. Если в слове есть безударная гласная «а», вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы топаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метет, земля, моря, семья.

— После отдыха возвращаемся к упражнению 125. Давайте его выполним.

(Дети называют слова «посуда», «одежда» и ищут их в словаре учебника).

— Попробуйте объяснить, как вы нашли слова в словаре учебника. Нужно ли читать все слова подряд?

— Запишите эти слова в тетради, разбив на слоги, поставив ударение и подчеркнув безударную гласную. А дома вы запишете эти слова в свои словарики.

Выполните самостоятельно упражнение 126.

Упр. 126. Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.

Стакан, кастрюля, тарелка – это ….

Пальто, платок, рубашка – это ….

— Прочитайте предложения, которые у вас получились…

На слайде представлены две пословицы с новыми словами.

— Прочитайте и объясните смысл пословиц. (Не одежда красит человека, а добрые дела. Посуда чистоту любит)

— Какие еще пословицы вы знаете с этими словами? (Дети отвечают).

— Итак, мы с вами узнали написание двух новых слов. У вас на партах лежат словари . Найдите в них любое из изученных сегодня слов. Объясните товарищу, как это сделать. Работа в парах.

(Дети ищут слова).

— Что вы можете сказать о пользовании этим словарем и словарем учебника?

(Дети сравнивают и приходят к выводу, что в большом словаре дольше искать слово. Или просто не натренировались?).

— Знание чего необходимо в первую очередь для поиска слова в словаре?.

— Продолжим работу с таблицами ЗХУ. Если у вас появились новые вопросы, давайте запишем их во второй столбец.

(Дети предлагают, учитель записывает в таблицу на доске; дети записывают в свои таблицы то же, что и на доске).

Иногда произношение гласного звука и обозначение на письме не совпадают.

Как искать слово в словаре?

Каким видом словарей надо пользоваться?

Какие слова чаще встречаются: с проверяемой гласной или с непроверяемой?

— Итак, у нас возникли новые вопросы. Будем искать ответы на них.

— Следующее задание. Найдите в словарях любое из шести слов упражнения 125, составьте с этим словом предложение и запишите. А я буду ходить по рядам и смотреть, как вы ищете слово. Если будут затруднения – я помогу.

Дети зачитывают несколько составленных предложений.

— Есть ли в ваших предложениях другие слова с непроверяемой гласной? Обращались ли вы к словарю при написании этих слов?

— Найдите и подчеркните в своих предложениях главные члены.

— Ребята! За годы обучения в школе вы познакомитесь с разными видами словарей. А каким словарем надо пользоваться, чтобы найти слова с непроверяемой безударной гласной?

На слайде – рисунки разных видов словарей.

(Дети называют орфографический словарь; он на слайде выделяется).

— Наш урок подходит к концу. Какое задание больше всего вам понравилось на уроке? Почему?

— Ответили ли мы на поставленные нами вопросы? Заполните, обсудив ответы в парах, третий столбец таблицы ЗХУ.

(Дети работают над заполнением таблицы).

Заслушиваются результаты работы пар. Выясняется, что на вопрос о том, какие слова встречаются чаще – с проверяемыми гласными или непроверяемыми – ответ пока не найден.

— На следующем уроке мы будем работать со словами как с проверяемой гласной, так и с непроверяемой. Может быть, тогда мы сможем ответить на данный вопрос?

— А пока я предлагаю вам дома проанализировать любой небольшой текст: каких слов в нем больше.

— Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одну работу. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли, составьте синквейн, связанный с темой урока.

(Дети работают над синквейнами. На слайде – структура синквейна).

Зачитываются несколько синквейнов детей.

Подскажет, проверит, подтвердит.

Умейте пользоваться словарем!

Сомневаться, помнить, искать.

Помни или обращайся к словарю!

Выставляются отметки за урок.

Дается задание на дом: выполнить упражнение 127, записать два новых слова в словарики.

Проанализировать любой текст: каких слов больше (с проверяемой гласной или с непроверяемой).

А
агрегат
авторитет
академия
анекдотический
атрофировать
акватория

Б
базар
балалайка
баланс
барабан
батальон
белена
бензин
бетон
бюрократ

В
вагон
варежка
вентиляция
веретено
вестибюль
ветчина
визит
винегрет
внезапный

Г
газон
гараж
герань
гигиена
гимнастика
гипотеза
гобелен

Д
девиз
деспотизм
диета

И
инженер
интеллигенция
интервал
инцидент
истина

К
капуста
католицизм
клевета
корабль
корова
корпорация

Л
лаборатория
лебедь
литература

М
магазин
марсианин
медицина
мелодия
миниатюра
миниатюрист
морковь

Н
некролог
непроницаемый
никотин

О
обаяние
одеколон
одолевать
окоченение
оригинальный

П
периферия
пехота
пластилин
подражать (делать, как другие)
поколение
помидор
портрет
потолок
предостерегать
президент
препятствие
привилегия
провинция
проповедь
простор

С
свобода
соратник
стипендия
стремиться

Т
таможня
треволнения
тунеядец

Ф
фанатик
фривольный

Э
экспедиция
эксперимент
эликсир
эстакада
эталон

Правильное написание словарного слова «корова», которое не подчиняется правилам орфографии, с сомнительными буквами:

Следует запомнить, что словарное слово «к о рова» пишется с буквой «о«.

р о г — к о рова
п о ле — к о рова
ск о т — к о рова

В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове «корова», находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово «к о рова», необходимо вспомнить слово-образ «р о г» и другие подобные слова-образы.

К о рова даёт м о л о ко.

Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Была бы корова , будет и молоко. (Пословица)

Бойся коровы спереди, а лошади сзади. (Пословица)

Бодливой корове Бог рог не даёт. (Пословица)

Фразеологизмы и цитаты со словом «корова» помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

На травке
у леса густого
паслась луговая корова .
А в море,
водою плеская,
ныряла корова морская.

Нет у коровы
С питаньем хлопот –
Ходит по травке
И травку жуёт.

Ест корова на лугу
маки да ромашку,
вкусным будет молоко
чтоб сварить нам кашку!

Чтение стихотворений с использованием словарного слова, которое не подчиняется правилам – увлекательный способ запоминить правописание слова.

Если вы хотите получить больше знаний, быстро и легко освоить английский язык и научиться свободно общаться на нём, рекомендуем пройти уникальный и эффективный курс английского языка Polyglot.

Корова — как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова «Корова»

Корова — что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Корова, -ы, женский род 1. Самка крупных жвачных парн .

«Слова с непроверяемыми гласными в корне»

Цель урока. Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Скачать:

Вложение Размер
rus.yazneprover.soglasnye.docx 23.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Слова с непроверяемыми гласными в корне»

I. Повторение изученного . Формулирование темы, цели и задач урока.

Учитель: — Ребята, сегодня у нас урок русского языка. Давайте проверим готовность к уроку.

Дети: — Слушаем внимательно,

Учитель:- Мы к уроку готовы, но чтобы его начать, необходимо знать над чем сегодня нам предстоит работать. Определить тему урока, выяснить, какие задачи нам необходимо решить.

Поможет мне провести сегодняшний урок один очень знакомый вам герой мультфильма и книги Эдуарда Успенского «Каникулы в Простоквашино»- кот Матроскин. Как вы думаете, почему именно его я позвала на урок?

Дети: — Герой книги Э. Успенского кот Матроскин — хозяйственный, рассудительный, находчивый, умный.

2. Повторение пройденного, тренировочное упражнение (работа в парах).

Учитель:- Я с вами согласна, но Матроскин не только хозяйственный кот, а еще и грамотный. Вспомните, как он писал письма Дяде Федору и даже знал наизусть название корабля, на котором плавал его дедушка «Иван Федорович Крузенштерн». Давайте откроем тетради и начнем работу, запишем аккуратно число, классная работа.

Задание № 1 кота Матроскина.

Внимательно посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите их на две группы.

В_р_бей, д_р_венский, с_л_вей, _г_род, п_л_сатый ,с_л_ма, г_р_х, к_л_сок.

(Подсказка. Кот Матроскин живет в деревне Простоквашино, поэтому и слова для задания связаны с сельской жизнью).

Запишите в тетради, вставив пропущенные буквы. Какие группы у вас получились?

Индивидуальное задание №1 (для одного ученика).

Пока дети делят слова на группы, одному ученику предлагается просто вставить пропущенные буквы и по возможности подобрать проверочные слова

Воробей, соловей, огород, солома, горох, колосок – колосья.

Колос, деревенский — деревня, дерево, древо, полосатый — полоска, полосы.

Работа в парах. Дети обосновывают деление на группы, проверяют вставленные гласные буквы.

1 группа — слова с непроверяемой гласной в корне,

2 группа — слова с проверяемой гласной в корне слова.

3. Формулирование темы урока, постановка задач.

Учитель: — Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учитель: — Верно. Тема сегодняшнего урока: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Когда вы вставляли пропущенные гласные буквы в словах вы наверняка пользовались каким-то правилом, каким именно?

Дети: — Для того, чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой гласной нужно подобрать слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением (например: сосна — сосны).

Учитель: — А что делать, когда этого правило невозможно применить и слово нельзя проверить?

Наша задача на сегодняшнем уроке, найти обоснования для написания непроверяемой безударной гласной в корне слова.

II. Изучение нового материала . Работа со словарными словами и со словарями.

1. Минутка чистописания.

Учитель: — Матроскин предлагает нам записать буквы, которые являются безударными гласными в словах, записанных вами. Какие буквы мы запишем?

Дети: — Это буквы о, е.

Учитель: — Запишите различные комбинации из двух этих букв, используя сразу две буквы, например ео оо ее ое. Сосчитайте, сколько комбинаций вы смогли составить и записать. Допишите строку.

Учитель: — Так как мы работаем сегодня со словами, записанными в тетради, какие еще знакомые сочетания вы в них видите? И что можете о них сообщить?

Дети: — Это полногласные сочетания оро, оло и ере. Они всегда пишутся с буквами о и е. Есть еще неполногласные сочетания, которые им соответствуют ра, ла, ре. Например, сторона-страна, полотенце-плат.

Учитель:- Запишите на следующей строке один раз каждое из этих сочетаний оро, оло,ере, ра, ла. ре.

2. Работа со словарными словами .

Учитель: — Ребята, а сейчас вы узнаете, кого любит кот Матроскин и о ком больше всего заботится, если отгадаете его загадку.

Загадка кота Матроскина:

Сама пестрая, ест зеленое, а дает белое. Кто это?

Учитель:- Верно. А что же белое она дает?

Учитель: — Вот и появились у нас на доске два новых словарных слова. Давайте запишем их в тетрадь, найдем орфограммы, отметим их. (Дети выполняют задание)

Индивидуальное задание №2 (для двоих учеников).

В это время на доске предлагается двум ученикам поработать со словами, которые подобрал кот Матроскин. Разобрать слова по составу, отметить орфограммы в корне слов. коровушка молочный

коровник млечный путь (млеко-молоко)

При проверке данного задания учитель должен обратить внимание детей на неполногласное сочетание в корне слова млечный.

Дети называют однокоренные слова, проверяют задание, выполненное товарищами на доске, называют орфограммы в корне слов и делают вывод, что данные орфограммы проверить нельзя, нужно их запоминать и проверять по словарю.

На данном уроке используется компьютер, поэтому необходимо напомнить детям о правилах работы за компьютером и сохранении зрения. Давать глазам отдых каждые 15 минут работы.

Предлагается сделать «зарядку» для глаз. (Закрыть глаза посчитать до 10 и обратно, на счет 1-открыть)

Любопытная Варвара смотрит влево,

Смотрит вверх и смотрит вниз,

За работу принялись.

3. Составление предложений, работа с пословицами и фразеологическими оборотами.

Учитель: — Давайте вспомним, как зовут корову кота Матроскина?

Учитель: — Правильно. Составьте, пожалуйста, предложение об этой замечательной корове Дети называют свои предложения, вспоминают правило о том, что клички животных пишутся с заглавной буквы.

Учитель: — Кот Матроскин и корова Мурка благодарят вас за работу и предлагают открыть учебник на стр. 111 упр.№15.

Читаем задание: Почему так говорят?

У коровы молоко на языке.

Корова черна, да молоко у ней бело.

Как корова языком слизала.

Задание кота Матроскина.

Предлагается составить и записать предложение с фразеологическим оборотом как корова языком слизала, предварительно узнав его значение во фразеологическом словаре.

Дети называют свои предложения.

III. Закрепление изученного.

Проводится под песенку «Кто пасется на лугу?» (сл. Ю.Черных, муз. А. Пахмутовой)

Козы? Нет, не козы.

Далеко, далеко, на лугу пасутся ко:

Кони? Нет, не кони.

Коровы? Правильно коровы.

Пейте, дети, молоко, будете здоровы!

2. Советы кота Матроскина. Здоровьесбережение.

Учитель: — Давайте послушаем советы кота Матроскина.

Торты, шоколад и фрукты —

Очень вкусные продукты,

Но всего полезнее всего

Йогурт, творог, молоко.

— Почему Матроскин так считает? (Дети рассуждают о пользе молока. Один ученик выступает с небольшим сообщением по данной теме.)

(Индивидуальное задание №3 для двух учеников в паре) Сообщение.

3. Работа с текстами разных типов.

Учитель: — Вы сейчас прослушали сообщение. Как вы думаете, к какому типу текста оно относится? (Дети доказывают, что данный тип текста – рассуждение.)

Учитель: — А сейчас я хочу предложить вам отрывок из книги Л. Яхнина «Колокола России». Пожалуйста, прочитайте текст (первое прочтение делает учитель), вставьте пропущенные буквы и запишите в тетради.

Тихо позванивают и словно б_лтают между собой к_л_кольцы-ботало. Их над_вают на к_р_в, коз- и п_стух сп_коен:ж_вотные не пот_ряются. (Л.Яхнин)

Учитель: — Какие орфограммы вы обнаружили в корнях слов, как их проверяли, какими способами проверки вы пользовались?

Учитель: — Откройте учебник на стр.113 упр.№20. Самостоятельно проверьте правильность написанного вами текста и исправьте ошибки, если они есть.

Дети работают с учебником, идет самопроверка.

Учитель: — Мы сейчас прочитаем весь текст «Колокола России» и определим тип данного текста (читает учитель).

Дети доказывают, что данный тип текста – повествование. Учитель: — О каких разновидностях колоколов и их «голосах» говорится в тексте? (Дети рассуждают.)

Индивидуальное задание №4 для двух учеников.

Во время работы класса над текстом упр. №20, выполняется работа со словарем — найти и выписать из словаря слова с сочетаниями оро, оло, ере. Подобрать к данным словам по возможности слова с неполногласными сочетаниями ра, ла, ре.

Горох, колокол, колокольчик, корова, молоко-млеко, огород-ограда, град, полотенце-плат, плато солома.

Затем идет проверка индивидуального задания №4.

Если дети вспомнят, можно назвать еще слова: дорогой — драгоценный, голова-глава, сторона-страна, молодой — младенец.

4. Тестирование (приложение №2).

Учитель: — Кот Матроскин хочет проверить ваши знания о написании безударных гласных в корне слов и предлагает вам пройти тест.

5. Культурологический аспект (этимологический экскурс).

Учитель:- Действительно, ребята, многие слова имеют общий исторический корень. Давайте рассмотрим рисунки к упр. №18 на стр. 112 и правильно назовем нарисованные предметы, а затем запишем слова.

Колокольцы, колобок, колокольня, колокол, колесо, около, коловорот, колодец, кольчуга, околица. (Общий исторический корень «коло» в словах.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Подведение итогов урока.

Учитель: — Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?

Дети: — Закрепить правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и научиться писать непроверяемую гласную в корне слова.

Учитель: — Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами? Что мы повторили и чему новому научились?

Дети: — Повторили правила написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, узнали способ выбора непроверяемой гласной в корне основанный на этимологическом корне, разбирали слова по составу, подбирали однокоренные слова, работали со словарными словами и словарями, составляли предложения с фразеологическими оборотами и пословицами, работали с текстами разных типов и т.д.

Учитель: — Кот Матроскин благодарит вас за работу и напоминает:

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих трудных слова

Напишем в корне с буквой «о».

Дает корова молоко!

Оро-оло пишем с о!

2. Домашнее задание . (Задание дифференцированное)

Для всего класса: упражнение №22, №21

Для нескольких ребят (по желанию) — сообщение по упр. №20 стр. 113 информация о каких-либо колоколах.

Подчеркнуть в словах непроверяемые безударные гласные-верблюд, заяц, корова, леопард, лисица, лошадь, медведь, обезьяна,тигр, тюлень.

Безударные гласные в корне. Кроме слова воробей, есть еще слово корова. Выделяем -оро- и запоминаем, что пишется «корова» и «воробей» всегда через -оро-. Без вариантов, проверочных слов нет, требуется запомнить.

При произношении слова корова ударным является второй гласный в его корне:

коров-а — корень/окончание.

В слабой позиции без ударения оказался первый гласный в корне этого существительного. Обычно безударные гласные проверяют ударением. Воспользуемся с этой целью родственными словами:

коровка, коровий, коровник, коровница.

Как видим, ударным является опять тот же второй гласный.

Делаем вывод, что безударный гласный в корне слова «корова» является непроверяемым. А это повод заглянуть в случае надобности в орфографический словарь и запомнить написание буквы о в корне.

Для наблюдательных совет: в этом слове и его родственниках прослеживается исконно русское полногласие -оро-, как и в словах:

борода, огород, борозда, город.

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями — запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями является , на мой взгляд, неверное построение работы с такими словами. В учебниках русского языка Р.Н.Бунеева «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении таким образом, написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить , какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

Программой начальных классов определен тот минимум слов, написание которых учащиеся должны усвоить. По системе Р.Н. Бунеева таких слов около 400. Мы вместе с учителем начальных классов И.А.Семёновой все слова распределили по небольшим группам и каждую из них изучаем с детьми четыре-пять уроков подряд. За это время работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:

  1. Первоначальное знакомство с группой слов, выявление общих черт этих слов.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слов.
  3. Проверка усвоения написания группы слов.

Покажу на примере изучение одной из групп .

Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ (1 класс)

1-й день (знакомство с группой слов)

На доске висят изучаемые слова, но они закрыты от учащихся.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новую группу слов с непроверяемыми гласными. Давайте попробуем отгадать , что это за слова. Первое слово зашифровано в виде ребуса: 40 А. (сорока) Правильно. Сорока – это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик – стрекотание. (вывешивается картинка с изображением сороки). Своё имя сорока получила от исходного слова сорка , передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой. А кого ещё можно назвать «сорокой»? (человека, который много говорит). Как же пишется это слово? (открывается написанное слово) Какую непроверяемую гласную надо запомнить в этом слове? (первую О) Прочитайте хором это слово орфографически , то есть по слогам , как пишется (СО-РО-КА). Запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

Теперь отгадайте загадку:

Окраской – сероватая.
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она ? (ворона)

Это птица с черно-серым оперением, родственная ворону. (вывешивается картинка вороны).

Ворона и ворон родственны слову вороной «чёрный». Птиц назвали так за чёрное оперение.

Вороной еще называют рассеянного и невнимательного человека. Как пишется это слово? (открывается слово). Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически. Запишите его в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную, поставьте ударение.

Послушайте текст и скажите, о ком идёт речь. «Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее – молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного, сладкого молока. (По Е.Чарушиной)»(корова) Это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. (вывешивается картинка коровы) Своё название корова получила по наличию рогов : от латинского кор – «рог», корна –«рогатая». Как же пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

И последнее слово – снова отгадайте загадку:

Маленький мальчишка в сером армячке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (воробей)

Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. (вывешивается картинка) Воробей назван так по своему чириканью, от звукоподражательного вор – « воркует, издаёт переливчатые звуки». Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О) Прочитайте слово хором орфографи чески, запишите его в тетрадь, подчеркните гласную и поставьте ударение.

В 3-4 классах можно не открывать готовое слово, а дать возможность учащимся самим высказать свои предположения о написании того или иного слова и лишь затем открыть готовое слово. После знакомства с изучаемой группой слов учитель может задавать следующие вопросы и задания: «Что объединяет эти слова в одну группу? (в данном примере сочетание ОРО) Какое слово здесь «лишнее» и почему? На какие две группы можно классифицировать эти слова? (одушевленные-неодушевленные предметы, растения – животные, двусложные – трехсложные, с ударением на первый – второй слоги, начинаются на гласную – согласную букву и т.п.) Дома учащиеся новую группу слов записывают в индивидуальный «словарик», который дети заводят еще в период обучения грамоте и ведут его на протяжении всей начальной школы.

2 день (упражнения на запоминание слов).

На доске записана та же группа слов, но с пропущенными буквами, требующими запоминания.

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Полезно записывать их столбиком или лесенкой , чтобы ярче выделялись те части слова., которые пишутся одинаково:

сорока ворона корова воробей
сорочий воронушка коровка воробушек
сорочонок воронёнок коровушка воробьиха
вороньё коровник воробьёнок
вороний коровёнка воробьиный

Такая форма записи поможет лучшему запоминанию правописания изучаемых слов. К подобранным однокоренным словам можно поставить вопросы и указать, к какой части речи они относятся.

Большую пользу приносят и упражнения в составлении словосочетаний с данными словами. Работу над словосочетанием можно усложнять по мере изучения программного материала, сочетая её с грамматическим заданием. Например, при изучении имени существительного можно предложить составить и записать словосочетание с изучаемыми существительными, употребляя их в творительном или предложном падеже, с предлогом или без, подчеркнуть окончания, указать склонение и падеж этих существительных.

Упражнения в составлении словосочетаний будут не только способствовать закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами, но и помогут учащимся быстро выделять словосочетания в тексте, что окажет в свою очередь положительное влияние на грамотность детей.

В 3 день повтор изучаемых слов можно начать с отгадывания анаграмм.

Учащиеся, переставляя буквы в анаграмме, вспоминают «словарные слова». Затем ребята составляют предложения с изучаемыми словами. Работа может проводится как устно, так и письменно, носить коллективный и индивидуальный характер. Правильное составление предложений указывает на понимание учащимися значений слов, учит употреблять их в речи. На дом ученикам 2-3 классов, а ученикам 4-х класса и на уроке дается задание составить рассказ, используя изучаемые на данном этапе «словарные слова».

В 4 день продолжается работа с группой слов. Здесь уже можно давать предложения под диктовку с последующей проверкой. Например:

«Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. Зачирикал воробей веселей на крыше.

Ворона каркнула во всё воронье горло. Ворона ущипнула Дружка за хвост.

Корова Буренка паслась на лугу. Очень полезно пить коровье молоко.

Сорока любит всё яркое и блестящее. Сорока приносит вести.»

На этом этапе можно « словарную работу» проводить совместно с работой над развитием речи. Например, вместо предложений вспоминать и записывать под диктовку пословицы и поговорки: « Корова черна, да молоко у ней бело. Сметанку любить, коровушку кормить.

Сорока стрекочет – гостей пророчит.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Пуганая ворона и куста боится.»

Учитель может познакомить детей и с фразеологизмами и объяснить их значение:

«Стреляный воробей – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести;

Белая ворона – о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих;

Ворон считать – ротозейничать, зевать;

Как корова языком слизала – что-нибудь быстро и бесследно исчезло;

Сорока на хвосте принесла – об известии, сведениях, неизвестно откуда взятых, полученных;

Трещит как сорока – говорит быстро, громко».

В 5 день изучения группы слов можно также дать разнообразные упражнения на закрепление написания слов: списать текст, вставить пропущенные буквы, отгадать кроссворд и т.д. Затем проводится проверка знаний учащихся. В качестве проверки написания слов с непроверяемыми написаниями используются как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, картинные диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написаний слов, так и с целью контроля. В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов. На уроках закрепления пройденного материала необходимо повторять изученные за это время группы слов.

Ниже приводятся слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой по учебникам Р.Н.Бунеева, распределенные по группам.

Слова с непроверяемыми написаниями , изучаемые в 1 классе.

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
лимон рисунок сорока кросс сапоги
капуста картина ворона класс город
помидор карандаш корова тонна барабан
огород воробей суббота
осина
группа 6 группа 7 группа 8 группа 9 группа 10
обед яблоня ребята ещё баран
корзина яблоко девочка шёл собака
ягода рябина учитель что заяц
стакан учительница хорошо медведь
молоко ученик петух
ученица
группа 11 группа 12
диван картон
багаж топор
чемодан коньки
машина ветер

Слова с непроверяемыми написаниями, изучаемые во 2 классе.