Мяуканье коровы

Тема: Домашние животные.

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление понятия “домашние животные”, узнавание домашних животных изображённых в рисунках, повторение названий частей тела домашних животных.
  • Коррекционно-развивающие: дифференцировать понятия “домашние животные” и “домашние птицы”; развивать умение отгадывать загадки с опорой на наглядный материал; развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, кратковременную память, фразовую речь.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, желание слушать взрослого, точно выполнять задание взрослого.
  • Оборудование: каркасная фигура автобуса, магнитофон с записями звуков деревни (мычание, хрюканье, мяуканье, лай). Рисунки и плоскостные изображения домашних животных (лошадь, корова, свинья, баран, собака, кот, петух), а также изба, бабушка и дедушка. Недорисованные картинки: собака без уха; кот, без ушей; лошадь без хвоста; корова без рогов.

    Словарь: мычит, лает, мяукает, хрюкает, домашние, свинья, баран.

    Ход занятия

    I. Оргмомент

    Совместная игра “Поездка в автобусе” с песней.

    Автобус приглашает нас отправиться в путешествие. Поедем? Садитесь в автобус. Чтобы нескучно было в пути споём песенку друзей. Поется один куплет “Песенка друзей”. Приехали, выходите из автобуса.

    Послушайте внимательно, что это за звуки? Включается запись “Звуки деревни”. Куда привёз нас автобус? (Мы в деревне.)

    II. Основная часть

    Правильно. Мы в деревне. Вот и изба, а во дворе ходят бабушка и дедушка. Дефектолог обращает внимание детей на плоскостные фигуры.

    А) Узнавание по звуку домашнее животное. Отвечать на вопрос: что делает?

    Послушайте, кто ещё ходит во дворе? Звучит мычание коровы.

    Кто это? Что делает корова? (Это корова. Корова мычит.) Звучит хрюканье свиньи.

    Кто это? Что делает свинья? (Это свинья. Свинья хрюкает.) Звучит лай собаки.

    Кто это? Что делает собака? (Это собака. Собака лает.) Звучит мяуканье кошки.

    Кто это? Что делает кошка? (Это кошка. Кошка мяукает.)

    Б) Отгадывание загадок с опорой на наглядный материал. На доске выставляются картинки (кошка, корова, свинья, собака, баран).

    Отгадайте мои загадки:

    Мохнатенькая,
    Усатенькая, молочко пьёт,
    Песенки поёт.
    Мягкие лапки,
    А в лапках царапки. (Кошка.)

    Кто имеет пятачок,
    Не зажатый в кулачок?
    На ногах его копытца.
    Ест и пьёт он из корытца. (Свинья.)

    Голодная мычит,
    Сытая жуёт,
    Всем ребятам
    Молока даёт. (Корова.)

    Читайте так же:

    • Бык молдавия Информация об этом сообществе Цена размещения 1 000 жетонов Социальный капитал20 278 Количество читателей Длительность 6 часов Минимальная ставка 1 000 жетонов Посмотреть все […]
    • Доильный аппарат в алматы Купить Перезвоните мне Условия оплаты и доставки Доить коров в ручную не так просто. Это требует больших затрат сил и времени. Если при этом ваше хозяйство растет, а […]
    • Правила содержание коров Правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации в хозяйствах открытого типа (к ним относятся подсобные и крестьянские (фермерские) […]
    • Если у коровы геморрой лечение Причины Разновидности Инфекции Оспа Стригущий лишай (трихофития) Актиномикоз Неинфекционные расстройства Проблемы с желудком и пищеварительным трактом […]
    • Сколько весит теленок при рождении Желая приобрести здоровый скот, покупатель хочет получить как можно больше информации о животных. Одним из самых важных показателей, подтверждающих качество товара, является вес рогатой […]
    • Препараты для охоты коров Производитель: Bioveta, Чехия Описание Эстрофан – лекарственное средство в форме инъекционного раствора для лечения и регуляции воспроизводительной функции у самок сельскохозяйственных […]

    Гладишь – ласкается,
    Дразнишь – кусается. (Собака.)

    Заплелись густые травы,
    Закудрявились луга.
    Да и сам я весь кудрявый
    Даже завитком рога. (Баран.)

    Правильно отгадали. Это всё домашние животные.

    В) Развитие кратковременной памяти и внимания.

    Домашние животные предлагаю поиграть в прятки. Закрывайте глаза. Дефектолог убирает одну картинку с доски. Открывайте глаза, кто спрятался?

    Последний раз выставляется картинка петух. Какая картинка новая появилась? Петух спрашивает, чем он отличается от других животных?

    Вспомним про петушка пальчиковую гимнастику:

    Петушок, петушок складывается из пальцев одной руки фигура “Петушок”;
    Золотой гребешок, вытягиваем пальцы, имитирующие гребешок петушка;
    Маслина головушка, поглаживаем руку – петушка;
    Шёлкова бородушка. поглаживаем руку – петушка;
    Покормим петушка? петушок клюёт вторую руку по ладошке.

    Утром я проснулся сам,
    Утром я оделся сам,
    А потом умылся сам,
    Съел свой завтрак тоже сам.
    Днём я прогулялся сам
    И домой вернулся сам.

    Г) Недорисованные картинки. Развитие фразовой речи.

    Один мальчик гостил у бабушки в деревне. Он нарисовал домашних животных. Посмотрите его рисунки. Что забыл нарисовать мальчик?

    Собака без уха.
    Кот без ушей.
    Лошадь без хвоста. Сколько у лошади должно быть хвостов?
    Корова без рогов. Сколько у коровы должно быть рогов?

    Д) Составление предложений по увиденному сюжету.

    Учитель-дефектолог выставляет на стол плоскостные фигурки. Дети составляют предложения.

    У бабушки живёт корова. У бабушки живут корова и кошка.
    У дедушки живёт собака. У дедушки живут баран и свинья.

    III. Итог

    Почему домашних животных называют домашними? Кто за ними ухаживает? Как ухаживает хозяин за своими животными? Мы побывали у бабушки и дедушки в деревне, пора возвращаться в детский сад.

    С детства нас учили, что лягушки квакают, кошки мяукают, собаки гавкают, коровы мычат, а свиньи хрюкают. Но когда вы приезжаете в другую страну, то все становится не так очевидно.

    Гав-гав

    Испанцы приписывают собакам звук «гуау-гуау», бангладешцы записывают лай как «гхеу-гхеу». Китайцы и японцы уверены, что собака лает звуком «ван-ван», а корейцам слышится «ман-ман». У французов есть несколько вариантов для записи лая: «уа-уа», «вуф-вуф» и «жап-жап». У народов Южной Африки собаки говорят звуками «блаф-блаф», «вуф-вуф» и «кеф-кеф». Албанские и румынские псы лают, словно предупреждают: «Хам-хам!» Венгерские и немецкие питомцы будто бы удивляются: «Вау-вау!» Итальянские и болгарские собаки предпочитают звук «бау-бау». У арабов и турок псы произносят «хау-хау». Английские и американские четвероногие — особенно большие — лают сурово: «Вуф-вуф!» Есть у них в запасе и другие выражения: «раф-раф», «аф-аф» и даже «бау-вау». Маленькая комнатная собачка по-английски тявкает «яп-яп» или «йип-йип».

    Кукареку

    Европейские петухи кукарекают примерно одинаково: во Франции они кричат «кокорико», в Испании и Германии — «кикирики», в Италии — «коккоде», в Голландии — «кукелеку», в Дании — «кикилики», в Финляндии — «куккокьеку». Самый оригинальный звук издает петух на английском языке: «Кок-а-дудл-ду!». Необычно кукарекают петухи с Фарерских островов («каккуларако»), в Исландии («гагалаго») и в Турции («у-урю-уую»). Чем дальше от Европы, тем разнообразнее варианты: у вьетнамцев петух кричит «о-о-o-o», у японцев — «кокэкокко», а у филиппинцев — «тиктиляок».

    Мяу

    Почти на всех языках мира кошка мяукает традиционно — «мяу», отличается лишь написание. Но есть на свете хвостатые и полосатые, которые не мяукают, а няукают: японские кошки плачут «ня-ня», латышские и греческие говорят «няу-няу», вьетнамские издают сложный звук «нгоай», а украинские почти тявкают — «няв-няв».

    Му

    Большинство народов мира подражают мычанию коровы, как и мы, — «му». Но есть и другие варианты: у японцев — «мо-мо», у финнов — «амму», у голландцев — «бу», а в Бангладеш и вовсе «хамба-хамба».

    Хрю

    Свиньи хрюкают самым разнообразным образом: у голландцев — «кнор-кнор», у англичан — «оинк-оинк», у немцев — «грунц-грунц», у французов — «груан-груан», у японцев — «бу-бу». Как видите, ничего похожего на отечественное «хрю-хрю».

    Ква-ква

    Японская лягушка квакает «кэро-кэро», турецкая — «врак-врак», польская — «кум-кум», итальянская — «кра-кра», греческие поют, почти как наши, — «брекекекс квакс-квакс». У большинства европейцев кваканье лягушек отдаленно напоминает знакомое «ква-ква», а вот в Америке песню лягушек и жаб передают звуком «риббит».

    Как подозвать кошку?

    «Кис-кис» — такое обращение к кошкам используется в Финляндии и Швеции. Испанских, голландских, греческих и португальских кошек окликают звуком «пс-пс». Похожие позывные используются в Турции («писси-писси»), Англии («пусс-пусс»), в Грузии и Молдавии («пис-пис»). Во Франции кошек зовут «мину-мину», в Испании — «мису-мису», в Германии — «миц-миц», в Китае — «ми-ми-ми». Американские хвостатые и полосатые отзываются на «китти-китти-китти», чешские — на «чи-чи-чи», японские — на «шу-шу-шу», а эстонские — на «кисю-кисю-кисю». Если вы зовете французскую кошку, причмокните, а если бельгийскую — посвистите.

    3. Составить предложения по картинке и вопросам.

    Кто мычит? (Корова-) Корова что делает? (Корова мычит.) Кто мяукает? (Кошка.) Кошка что делает? (Кошка мяукает.) И т. д.

    4. Составить предложения по картинкам.

    Логопед раздает предметные картинки, изображающие животных. Пользуясь этими картинками, дети должны составить предложения, например: Корова мычит.

    5. Ответить на вопросы: что делает? Что делают?

    Корова что делает? (Корова мычит.) Коровы что делают? (Коровы мычат.) Собака что делает? (Собака лает.) Собаки что делают? (Собаки лают.) И т. д.

    1. Найти соответствующую картинку и составить предложение. Логопед называет действия. Затем дети воспроизводят предложения целиком.

    а) Кто как передвигается?

    Кто прыгает? (Лягушка.) (Лягушка прыгает.)

    Кто плавает? (Рыба-) (Рыба плавает.)

    Кто летает? (Птица.) (Птица летает.) И т. д.

    Кто лакает? (Кошка.) (Кошка лакает.)

    Кто клюет? (Курица.) (Курица клюет.) И т. д.

    Задание 1. Отгадать, кто это. Составить предложение. Бегает, лает. (Собака. Собака бегает, лает.) Прыгает, грызет. (Белка. Белка прыгает, грызет.) Ходит, мычит. (Корова. Корова ходит, мычит.)

    3. Ответить на вопросы. Составить рассказ о животных.

    Как корова передвигается? (Корова ходит.)

    Как корова ест? (Корова жует.) Как корова подает голос? (Корова мычит.)

    Рассказать все о корове: Корова ходит. Корова жует. Корова мычит.

    Как белка передвигается? (Белка прыгает.)

    Как белка ест? (Белка грызет.)

    Рассказать все о белке: Белка прыгает. Белка грызет.

    Такие же коротенькие рассказы дети составляют о собаке, кошке и других животных.

    3. Выполняется по инструкции логопеда (логопед дает задание одному ребенку). Тот выполняет. Дети отвечают на вопрос логопеда. Составляются предложения.

    Вторник, 07 апреля 2020

    11.2.4. Соотнесение звука с его источником

    соотнесение звука с его источником

    В работе педагог использует знакомые ребенку бытовые звуки (пылесос, телефон, будильник и др.), звуки природы (пение птиц, мяуканье кота, мычание коровы, шум дождя, гром и др.) в аудиозаписи. Звуковой материал рекомендуем использовать группами, например, звуки домашних животных, звуки бытовых приборов и т.д. Обучение проводится следующим образом: сначала ребенок знакомится со звучанием объекта, например, кошка мяукает, пылесос гудит и др. Затем при предъявлении звука ребенок показывает соответствующий объект (изображение).

    Зуб В.В., воспитатель ДОУ № 119

    Домашние животные

    1. Формировать представления о домашних животных и их детенышах (живут с челове-ком, приносят пользу, человек о них заботиться: кормит, лечит.)
    2. Развивать у детей мышление, доказательную речь.
    3. Воспитывать интерес к домашним животным.

    Предварительная работа: Чтение художественных произведений Л.Воронковой «Кружка молока», «Маленький Соколик», рассматривание картин: «Корова с теленком», «Ло-шадь с жеребенком», «Кошка с котятами», рассматривание иллюстраций, знакомство с моделями признаков домашних животных, дидактические игры «Чьи детки», «Кто, где живет», «Покорми животное».

    Оборудование: карточки-модели, игрушки животных, картины («Двор», «Кошка с собакой»), картинки, игрушки (кот — Матроскин, пес — Шарик)

    Ход занятия:
    1. Ребята, отгадайте, кто к нам придет в гости?

    Этот зверь живет лишь дома,
    С этим зверем все знакомы.
    У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поет,
    Только мышь его боится. Угадали? Это… (кот)

    Вносится игрушка, Кот.
    Кот: — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Матроскин. Как вы догадались, что это я? (мурлычет, живет дома, его боятся мыши, длинные усы).

    2. «Похожи — непохожи»
    Матроскин: Я живу в деревне Простоквашино с Шариком. Кто такой Шарик? (пес). На картинке я и Шарик (выставляется картинка кошки и собаки). Он считает, что мы похожи.
    — Как вы думаете, чем? (внешний вид, передвижение, где живут, используя карточки-модели).
    — Почему кошку и собаку называют домашними животными? (живут с человеком, он кормит, лечит, а вы ему помогаете)
    Матроскин: А я думаю, что мы совсем не похожи.
    — Чем мы не похожи?
    — Как подает голос кот? (мяукает, мурлычет, шипит).
    — А собака?…(лает, воет, скулит).
    Кошки маленькие, а собаки бывают … (большими). Кошка ловит мышей, а собака …(сторожит дом). У кошки детки …(котята), а у собаки … (щенята).
    Матроскин: Приглашаю вас в деревню. Угадайте, на ком мы поедем? (на лошадке)
    «Покатаемся на лошадке» (динамическая пауза)
    Вот лошадка нас везет, шагом, шагом, все вперед,
    Выше ножки поднимай, потихонечку шагай (Дети идут, высоко поднимая колено)
    Громко скажем: «НО!» лошадке и поскачем без оглядки. (Дети скачут, как «лошадка»)
    Тпру-тпру, приехали. (Останавливаются)

    Матроскин показывает картинку дома, рядом собачья будка.
    — Посмотрите и догадайтесь, где я живу? (в доме) А где живет Шарик? (в будке во дворе) Что-то я его не вижу, пойду, поищу Шарика, а вы его позовите. (Кот уходит, дети хором зовут Шарика)
    Вносится игрушка, пес — Шарик.
    Шарик: — Кто из вас, ребята, знает, как я людям помогаю? (человека защищает, домашних животных и дом охраняет, чужих не пускает)

    3. «Узнай по голосу» Звучит звукозапись «Голоса домашних животных»
    — Кого вы узнали по голосу? (корову, лошадь, козу, свинью…)
    — Корова как голос подает? Мычит. Как? (звукоподражание)
    — Корова мычит, а лошадь?…. (ржет) Как?
    — Лошадь ржет, а свинья?…. (хрюкает) Как?
    — Свинья хрюкает, а коза? … (блеет). Как?

    4. «У кого, что есть?»
    На столе (на лугу) выставлены игрушки домашних животных. Детям предлагают встать вокруг стол. Пока наши животные пасутся на лугу, рассмотрите их хорошенько, у кого, что есть. Показ карточек — моделей с изображением частей тела животных (рога, копыта, когти, усы…)
    — Скажите, у каких животных есть рога? (у коровы и козы) Зачем нужны?
    — Копыта? (у коровы, лошади, козы, свиньи)
    — Шерсть? (у коровы, козы, лошади, собаки, кота) Зачем нужна?
    — Когти? (у кошки и собаки) Зачем нужны?
    — Усы? (у кошки и собаки)

    5. «Кто, где живет?»
    Шарик: Погуляли животные, теперь им пора домой. Помогите им найти свой дом.
    (дети расставляют животных у своих домов)
    — Давайте проверим, вдруг мы ошиблись. Где живут коровы? ( В коровнике)
    Кони? ( В конюшне) Свиньи? (В свинарнике) А козы живут в хлеву. Молодцы, всех заселили правильно.

    6. «Покорми животное»
    Шарик: Я никак не могу запомнить, кто, что ест. Помогите мне покормить животных.
    Дети раскладывают картинки с кормом у животных и рассказывают кто что ест
    (корова — траву, сено, цветы; лошадь — овес, траву, сено; коза — траву, капусту, мор-ковку; свинья — свеклу, репу, морковь, капусту). Остаются картинки с изображением молока, косточки, колбасы, рыбы.
    Воспитатель: — Кто обрадуется этому угощению? (Кот и собака)

    7. «Найди детенышей»
    Малыши потерялись. Помогите вернуть их родителям. (Дети расставляют фигурки дете-нышей к животным — родителям)
    — У коровы, кто? (теленок). У козы? (козленок). У лошади? (жеребенок). У свиньи (поросенок).
    — С какими животными мы сегодня встречались? (С домашними животными),
    — Как вы о них заботились? (кормили, пасли на лугу, нашли детенышей).Домашние животные живут рядом с человеком, он о них заботиться, а они приносят ему пользу.

    Все за сегодня

    Политика

    Экономика

    Наука

    Война и ВПК

    Общество

    ИноБлоги

    Подкасты

    Мультимедиа

    Дело вовсе не в свиньях, а в особенностях звукоподражания, которое в различных языках может принимать самые причудливые формы. Как это характеризует наши взаимоотношения с языком?

    Кто говорит «бу-бу» на японском языке, «хрум-хрум» на польском, «гройн-гройн» на французском и «нёфф-нёфф» на шведском?

    Подсказка: ее могут звать Пеппа или Мисс Пигги. Разумеется, это свинья, которая на английском, итальянском и испанском языках хрюкает «ойнк».

    На случай если вы в замешательстве, я попытаюсь вам все объяснить: свиньи вовсе не умеют разговаривать на нескольких языках, здесь дело в нас самих. Звукоподражательные слова, которыми мы передаем звуки животных, могут очень отличаться друг от друга в разных языках. И такое разнообразие является отражением уникальности каждого языка. Это одно из многих удовольствий, которые можно получить, изучая лингвистические причуды иностранных языков.

    К примеру, просто попробуйте не улыбнуться, узнав, что итальянские собаки лают «бау-бау», а испанские — «гаф-гаф». Или что мычание коров начинается со звука «м» во всех языках, о которых есть письменные данные, кроме урду, в котором коровы мычат «бэх». А японский является единственным языком, в котором мяуканье кошки не начинается со звука «м»: японские кошки говорят «ньян-ньян».

    Лингвисты уже долгое время спорят о происхождении языков. Согласно звукоподражательной теории (которую историк лингвистики Макс Мюллер (Max Muller) приписывает немецкому философу Иоганну Гердеру — Johann Gottfried Herder), на стадии зарождения языков речь людей представляла собой подражания рычанию, крикам, реву, вою, фырканью и воркованью животных и птиц.

    Несмотря на это, в настоящее время ведется довольно мало исследований, посвященных звукоподражательным словам, обозначающим звуки животных, в различных языках. В рамках одного из таких исследований, проекта под названием Quack Project, который проводился в многоязычных школах Лондона, специалисты просили детей издавать те звуки, которые, по мнению детей, издают животные. В результате ученые получили серию аудиозаписей, которые наглядно демонстрируют, насколько по-разному носители разных языков имитируют звуки животных. Лично мне больше всех понравился петух на пенджаби (хотя тот энтузиазм, с которым ребенок кукарекает, возможно, заставит вас убавить громкость наполовину).

    В ходе другого удивительного и забавного исследования профессор Дерек Эбботт (Derek Abbott) из университета Аделаиды смог существенно расширить наши знания по этой теме. Его исследование было посвящено тому, какую форму принимают звуки животных на бумаге.

    По словам Эбботта, ученым пока не удалось до конца объяснить, почему звуки животных в разных языках звучат по-разному. Но, несмотря на большое разнообразие, мы можем говорить и о значительном сходстве звукоподражаний, которое вызывает не меньше интереса. Это зона «научного пренебрежения», как говорит Эбботт, который указывает на тот факт, что «формальные словари традиционно не включают такого рода слова» — возможно, так происходит, потому что эти слова считаются слишком детскими и незначительными, чтобы изучать их в рамках серьезных исследований.

    Согласно его исследованию — в настоящее время работа над ним продолжается — два звука, издаваемые одним и тем же животным и отличающиеся друг от друга в разных странах в наибольшей степени, это звуки шмеля. Во всех языках, кроме одного, жужжание шмеля передается словами, в которых присутствуют звуки «с» и «з». Между тем в японском языке шмель издает звук «бун-бун». «Удивительно, что в этом звукоподражательном слове совсем нет звука “з”. Из всех звукоподражаний, которые мне удалось собрать, это поразило меня больше всего», — признается Эбботт.

    Еще одним сюрпризом для Эбботта стала причудливость ономатопеи английского языка: «Английское “хонк-хонк” гуся и “гобл-гобл” индейки оказались довольно странными звукоподражательными словами по сравнению с другими языками (“глоу-глоу” на французском и греческом и “глу-глу” на турецком). Кроме того, для обозначения звуков больших птиц в английском языке есть слово “скуок”, однако люди из других стран обычно смотрели на меня с непониманием, когда я просил их назвать эквивалент “скуок” в их языках». Английский крик петуха — «кок-э-дудл-ду» — выглядит самым замысловатым, если сравнивать его с датским «кукелеку», немецким «кикерики» и венгерским «кукурику».

    Отличия в звукоподражательных словах может многое нам рассказать как о лингвистических особенностях отдельных языков, так и о культурных различиях между странами. «В английском языке существует больше слов, обозначающих звуки, издаваемые собакой, чем в любом другом языке, поскольку в англоязычных странах наблюдается самый высокий процент домашних собак на душу населения». Кроме того, можно увидеть четкие отличия в том, как слова одного и того же языка видоизменяются в различных географических точках и в различном окружении. «В Австралии верблюды впервые появились сначала в малонаселенных районах, поэтому у нас есть слово “грамф”. Неудивительно, но в США и Соединенном Королевстве я не нашел ни одного слова, которое бы обозначало звуки, издаваемые верблюдом. Сравните также звуки, которые издает индейка: в Испании это “клоу-клоу”, а в Мексике — “горо-горо-горо”», — объяснил Эбботт.

    Другое исследование, проведенное учеными Карлштадского университета, было посвящено изучению того, как эти звукоподражания порой отдаляются от звуков, издаваемых животными, и обретают некое символическое значение. Ученые считают, что слова, передающие звуки маленьких, легких животных, включают в себя преимущественно гласные из начала алфавита, символизируя, таким образом, более высокие тона (к примеру, звуки, издаваемые маленькими птичками, на английском звучат как «чип-чип» или «твит», на шведском — «пип-пип», а на еврейском — «цифф-цифф»). Между тем, более крупные и неуклюжие животные издают звуки, в которых преобладают гласные из второй половины алфавита, символизируя при этом более низкие тона (крупная собака лает «вуф-вуф» на английском, «хов-хов» на турецком и «боу-боу» на урду).

    Звукоподражание в различных языках несет на себе четкий отпечаток носителей этих языков: ономатопея рассказывает о нас самих гораздо больше, чем о животных. Если вы задумаетесь над тем, что все мы слышим один и тот же звук, но передаем его по-разному, вы поймете, насколько наши языки гибки и эластичны. Изучая эти звуки, мы начинаем видеть хорошо знакомое с детства в совершенно новом свете. И в связи с этим я говорю «evviva» на итальянском, «valio» на литовском, «mabuhay» на филиппинском — или просто «ура!» на русском.

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

    Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

    Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
    С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
    Более подробные пояснения см. «Предисловии»

    НОЯБРЬ
    3-я и 4-я неделя

    1. Рекомендую показать ребенку (по возможности) домашних животных: кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. Сформировать обобщающее понятие «домашние животные.

    2. Обсудить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы:
    — Почему не слышно, когда ходит кошка?
    — Для чего у лошади на ногах копыта?
    — Зачем корове рога?
    И так далее.

    3. Рассказать малышу, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.

    4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.

    Для коровы — хлев.
    Для овцы — овчарню.
    Для собаки — конуру (будку)
    И т.д.

    ?

    5. Рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

    6. Упражнение «Кто как голос подает?» (учимся образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов).

    Корова — «му-у» — мычит.
    Кошка — «мяу» — мяукает.
    И т. д.

    7. Учить подбирать прилагательные к существительным.

    8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Кошка — кошечка.
    Лошадь — .
    Корова — .
    И т. д.

    9. Упражнение «У кого — кто?» на падежное согласование существительных.

    У кошки — котенок (котята).
    У лошади — .
    У свиньи — .
    И т.д.

    10. Упражнение «Кто чем питается?» на употребление творительного падежа существительного единственного числа.

    Кошка — молоком
    Собака — мясом и т.д.

    11. Упражнение «Один-много» на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

    Одна кошка — много кошек.
    Один котенок — много котят.
    Одна корова — много коров.
    Один теленок — много телят.
    Один бык — много быков и т.д.

    12. Употребление существительного в родительном падеже единственном числе.

    13. Упражнение «Посчитай» на согласование числительного с существительным.

    14. Развиваем логическое мышление.
    Учимся отгадывать загадки.

    Жил-был маленький щенок,
    Он подрос, однако,
    И теперь он не щенок —
    Взрослая .

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал .

Бык, могучий великан,
В детстве был .

15. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.

У кошечкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их спрятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу».)

16. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать ребенку сказки:
«Волк и семеро козлят»
«Зимовье зверей»
«Кот в сапогах» Ш. Перро
«Котенок по имени Гав» Г. Остер
«Кошкин дом» С. Маршак
«Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский.

1. Рассмотреть иллюстрации домашних животных: кошки, собаки, коровы, лошадь, свиньи, овцы, козы, кролика. Уточнить обобщающее понятие «домашние животные.

2. Вспомнить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы:
— Почему не слышно, когда ходит кошка?
— Для чего у лошади на ногах копыта?
— Зачем корове рога?
И т.д.

3. Вспомнить, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.

4. Вспомнить, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.

Для коровы — хлев.
Для овцы — овчарню.
Для собаки — конуру (будку).
И т.д.

5. Вспомнить загадки о домашних животных.

6. Упражнение «Кто как голос подает?» — закрепляем умение образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов.

Корова — » му-у» — мычит.
Кошка — «мяу» — мяукает.
И т. д.

    Кошка (какая?) — ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая. Собака — .
    Свинья — .
    Корова — .
    Овца — .
    Лошадь — .
    И т.д.

    8. Упражнение «Кто и что делает?» на подбор глаголов к существительным.

    Кошка — лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.
    Собака — сторожит, лает, кусает, грызет, охраняет, воет, бегает.
    Лошадь — .
    И т.д.

9. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

10. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании.

а) Рассказать ребенку сказку.

Два брата Ик и Ищ

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата — звали одного Ик, второго — Ищ.
Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище поселился котище. У котика были усики, носик, глазки, ротик, лапки (дальше продолжает назвать ребенок) . А у котища были: ротище, . (дальше слова образовывает ребенок)
б) Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится «ик», значит предмет маленький, а если в слове слышится «ищ», то предмет очень большой.

11. Упражнение «У кого — кто?» на падежное согласование существительных.

12. Упражнение «Кто чем питается?» на употребление творительного падежа существительного единственного числа.

13. Упражнение «Один-много» на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

14. Употребление существительного в родительном падеже единственном числе.

Ответь на вопросы:
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос-пятачок?

15. Согласование числительного с существительным.

а) Упражнение «Посчитай»

1 кошка, 2 кошки, 3 . 4 . 5 .
1 кот, 2 . 3 . 4 . 5 .
1 котенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
И т.д.

б) Это упражнение также помогает развить слуховое внимание, память и связную речь.

В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми во двор заходили коровы, вторыми — козы, третьими — овцы.
— Ответь на вопросы:
Сколько в деревне пастухов?
Кто из пастухов пас скотину?
Кто помогал пастухам загонять скотину?
В каком порядке заходили животные?
Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: «два», «оба», «пятеро», «первые», «вторые», «третьи».

16. Упражнение «Чей хвост, чье туловище?» — учимся образовывать относительные прилагательные. Желательно использовать картинки или иллюстрации животных.

Голова (чья?) — кошачья.
Хвост (чей?) — кошачий. И т.д.

17. Упражнение «Скажи одним словом» на образование сложных слов.

У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она стала . (рогатая)
У кролика нет ушей. Он . Ты дорисовал уши, и кролик стал .
У кошки нет хвоста. Она . Ты дорисовал хвост, и она стала .
И т.д.

18. Развиваем логическое мышление.
Продолжаем учить отгадывать загадки.

Пробирается к корыту,
Оттирает всех бочком,
Покупатель неумытый
С неразменным пятачком
(Свинья)

С бородой на свет явился
И не разу не побрился.
(Козел)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)

19. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.

Коготочки
У кошечкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их спрятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу».)

20. Развитие слуховой памяти, дикции.
Выучить стихотворение (любое на выбор).

Подарок
Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка —
Песик маленький, живой.
Уши мягкие, как тряпки,
Нос как пуговка звонка,
Неуверенные лапки
Разъезжаются слегка.
Шелковистой теплой спинкой
Жмется ласково к ногам.
Не игрушку, не картинку —
Друга подарили нам!
(М. Стремин)

Кошка
Вы со мной знакомы близко,
Я — приветливая киска.
Кверху — кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят — мне приятно.
Я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно.
(В. Стоянов)

21. Развитие связной устной речи.
Пересказ рассказа без опоры на вопросы (рассказ по выбору).

Кошка
У кошки мягкая гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уши и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка — домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей, крыс.

Дружок
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

Словарная работа.
Объяснить выражение «отбил овечку».

22. Познакомить ребенка с «крылатыми выражениями». Активизировать их в словаре вашего ребенка.

Люди придумали про домашних животных много «крылатых выражений». Это такие выражения, которые являются очень меткими, а поэтому они полюбились народу и как бы приобрели крылья, то есть разлетелись по свету, став пословицами, поговорками.
Словарная работа.
Объяснить значение выражений:
— Козел отпущения (так говорят о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину)
— Как баран на новые ворота (ничего не понимает)
— Купить кота в мешке (совершить необдуманный поступок)
— Как собака на сене (сам не пользуется и другим не дает)

23. Ознакомление с художественной литературой.

а) Прочитать ребенку сказки:
«Волк и семеро козлят»
«Зимовье зверей»
«Кот в сапогах» Ш. Перро
«Котенок по имени Гав» Г. Остер
«Кошкин дом» С. Маршак
«Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский

б) Если ребенок уже знаком с перечисленными произведениями, то предложите ему поиграть в литературную викторину «Узнай книгу и автора»

— «Таким образом, шесть моих братьев оказались в желудке у волка».
(«Волк и семеро козлят»)

— «Мой хозяин — кот с морской фамилией. А недавно у меня родился теленочек по имени Гаврюша».
(«Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский)

— «Я достался хозяину в наследство. Сначала хозяин переживал, а потом понял, что моя хитрость стоит дороже мельницы и осла».
(«Кот в сапогах» Ш. Перро)

Комментарии к статьям
Развитие речи. Ноябрь

Отличный материал! Вы помогаете не только родителям, но и начинающим логопедам. СПАСИБО!
14.11.2007, 21:52
Ирина Амирановна

Материал действительно интересен и может быть использован не только начинающими логопедами,но и специалистами со стажем.Спасибо. 20.11.2007, 17:40
светлана

еще можно сыграть в онлайн и гру голоса животных звуковоое лото и найди маму
07.11.2009, 16:45
Надежда

Спасибо за материал! Мой сын ходит в логопедическую группу и ваша статья помогает заниматься более существенно дома. Или повторять пройденное. 09.11.2009, 23:58
Лилия

Спасибо большое, очень интересно и удобно пользоваться вашими рекомендациями. Мне и сыну нравится все — и стихотворения мы учим, и загадки отгадываем, и речь развиваем. Вот только споткнулась на рекомендации к занятиям в ноябре (1-2 неделя) — Прочитать ребенку:
— рассказы Н. Сладкова «Кто куда», «Под снегом». Не могу их нигде найти. В библиотеке много книг, но рассказов с такими названиями нет, еще искала в интернете — но результат тот же. Подскажите, какими рассказами можно заменить данные произведения, или в какой именно книге они находятся?
15.11.2009, 12:43
Оксана Сергеевна

Ответ.(09.11.2009,Лилия)
Рассказы можно найти в книге Н.Сладкова «Сказки леса»(серия Библиотека Школьника).Книга есть в продаже в Озоне по цене 52 рубля.
11.08.2011, 18:12
Светлана Владимировна

Оксана Макерова, спасибо Вам, за помощь в решении самой трудной проблемы наших современных детей -речи! 16.01.2012, 11:34
надежда

Огромное спасибо,очень познавательный материал.
15.11.2015, 11:50
Елена

Спасибо, мне очень понравилась подборка заданий.