Кто такой бык апис

Священный бык Апис.

И.В. Рак «Мифы Древнего Египта».

Свяченый бык Апис в храме бога Птаха.

Почитаемым быком был Апис — олицетворявший плодородие. Считалось, что Анис оплодотворил Небесную корову (Нут) и от неё родилось Солнце.

В Мемфисе с особым почетом при храме Птаха жил бык, в который был «воплощением души» божественного Аписа. Бык совершал ритуальный бог, и поведению животного жрецы строили предсказания относительно плодородия.

Умерших Анисов бальзамировали, мумии укладывались в саркофаги и помещались в некрополь Мемфиса.

После погребения Аписа жрецы приступали к поискам нового быка, годного для того, чтоб он стал Аписом. Для этого животное должно было иметь особые приметы.

Апис должен был происходить от кровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. Египтяне считали, что на эту корову с неба нисходит луч света и от него-то рождается Апис. Теленка находят по признакам: он черный, а на лбу белый четырехугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы, а под языком изображение жука. В течение всего времени поисков нового священного животного (60 дней) жрецы соблюдали пост.

Когда поиски заканчивались, нового Аписа торжественно везли по Нилу в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и приветствовали священного быка.

Жертвоприношение быков богу Апису.

Во времена Геродота (середина 1 тыс. до н.э.) приносили египтяне в жертву быков богу Апису. Геродот описал жертвоприношение.

Быка предназначенного для жертвоприношения тщательно осматривал жрец со всех сторон, он определял: правильно ли растут везде волосы, нет ли черных волос на теле, нет ли особых знаков указывающих, что животное нечистое.

Если найденное животное годится, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывают свой перстень.

За принесение в жертву богу Апису не проверенного жрецом быка полагалась сметная казнь.

Осмотренного жрецом животного и предназначенного для принесения в жертву приводили к алтарю. Там возжигали костер, поливали вино над алтарем, и затем закалывали быка. После закалывания отсекали голову. Тушу обдирали и уносили…

Голову быка проклинали, произнося: «Если тем, кто приносит жертву или всему Египту грозит беда, то пусть она падет на эту голову». После этого голову относили на рынок и продавали иноземным купцам (эллинам). Если купцов нет или они не покупали голову, то голову выбрасывали в Нил.

Головы животных египтяне не употребляли в пищу в силу религиозного закона запрещающего кушать головы каких-либо животных.

Бог плодородия в облике быка; ба, «прекрасная душа» и «вторая жизнь и слуга Пта», — бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра.

Читайте так же:

  • Расход молока на одного теленка Заменитель Цельного Молока Сущность современных методов выращивания телят заключается в сведении до минимума расхода цельного молока. Использование заменителей цельного молока (ЗЦМ)— одно […]
  • Как коровы рассыпались на мкаде В Краснодарском крае произошла необычная авария, которую заснял дальнобойщик. Прямо на его глазах перевернулся грузовик, из кузова которого выпало не менее десяти коров. На проезжей части […]
  • Коровы в кемерово Часто нужно уделять внимание! ОТДАЮ С КЛЕТКОЙ и всеми прочими делами. (Игрушки, миски, лоток) Первую вакцинацию прошла. Ветеринарный паспорт имеется) ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ЗВОНИТЕ! Закупаем […]
  • Не работает доильный аппарат причины Стабильность работы бытовых доильных аппаратов для коров и коз обеспечивается только при соблюдении условий диапазона рабочей температуры. Это касается как окружающего воздуха, так и […]
  • За сколько дней до отела у коровы появляется слизь Забыли пароль? Введите ваш е-мейл адрес. Вы получите письмо на почту со ссылкой для восстановления пароля. После регистрации вы можете задавать вопросы и отвечать на них, зарабатывая […]
  • Теленок это говядина Дорогой посетитель нашего интернет магазина, мы предлагаем Вам телятину из нашей фермы. Телятина – это мясо 4-5 месячного теленка. Она более изысканная на вкус чем говядина, и очень […]

Почитание возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис (Ещё два нижнеегипетских нома имели своим знаком быка: Священный бык Мневис считался посредником бога Амона; Бухис, почитаемый в Гермонтисе, — «живой образ Монта», чьё место погребения было определено Нектанобисом II).

По рассказу Манефона культ Аписа был установлен уже при второй египетской династии, царем Кайехом (около 3600 г. до н. э.), одновременно с культом быка Мневиса (Иногда рассматривается как форма поклонения Апису) (Мервера) в Гелиполе и Мендесского козла. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Фиса, где главным культом был культ Озириса, которому и посвящен Апис, бывший первоначально только живым символом Озириса, — «быка преисподней». Отношение же Аписа к Мневису в Гелиополе было такое, что хотя оба они, как мы достоверно знаем, были посвящены Озирису, но первый из них считался быком луны, второй же быком солнца, и первого некоторые называют сыном второго. Плутарх говорит, что Апис — одухотворенное изображение Озириса. Для народа же он, по словам Страбона, был самим богом. Иногда отождествляли с Атумом (в имени Апис-Атум).

Сведения о культе Аписа приводят античные авторы

Геродот (II 153; III 27-28),

Страбон (XVIII 807),

Апису приписывались также пророческие силы. В позднейшее время, особенно в греч. римскую эпоху, ему приписывалось многое, что было совершенно чуждо его первоначальному символическому значению.

В мифе о божественном происхождении царя корова Хесат кормит выменем юного правителя; Хесат, говорят, была матерью бога мертвых Анубиса и быка Аписа.

Воплощением Аписа являлся черный бык с особыми белыми отметинами, характерными для него.

Нахождение нового Аписа праздновалось во всей стране. Его отводили в Никополь, где откармливали в течение 40 дней. В эпоху XXVI (Саисской) династии (7-6 вв. до н. э.) для содержания быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон.

Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании.

Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем.

Умершего Апписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса. (Французский археолог Ф. О. Мариет обнаружил при раскопках 64 мумии) .

Сближался с Осирисом: «живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове».

Как и Озирис, был в тесном соотношении с Нилом: уже его египетское название, аналогично (. ) иероглифическому знаку для «Нила». Из многочисленных примет, которых Элиан насчитывает их 29, одна должна была означать пребывание воды в Ниле. Верили, что ритуальный бег Аписа оплодотворяет поля.

Ежегодное празднество, Natales Apidis, относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле.

По прошествии 25 лет (крайний срок жизни священного быка) с известного места низвергался в Нил.

Диодор Сицилийский сообщает, что египетские женщины обнажались перед изображениями священного быка Аписа. Символизм, связывающий быка со смертью и возрождением, зародившись в культе Митры, распространился в позднее античное время весьма широко, отодвинув на второй план символизм сексуальный.

Был связан с культом мертвых (способствовал увеличению жертв, приносившихся умершим) и близок Осирису (считался быком Осириса). В поздний период на саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис.

Во время первых Птоломеев произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе, почитавшемся и в египетской, и в греко-римской среде. Вводимый в сонм египетских божеств из Синопа, местный александрийский бог Сарапис, был связан с древним мемфисским Озирисом Аписом, так как раздраженные египетские жрецы не хотели его сначала принять.

По Плутарху, произведен на свет лучем месяца; между его приметами изображение месяца новолуния.

При восходе луны жрецы направлялись к Апису.

Число 29 указывает на число дней месяца.

25 лет жизни указывают на период, через который известные фазы луны падали на одни и те же дни в египетском солнечном календаре.

На бронзовых статуэтках, дошедших до нас во множестве, между рогов часто помещен солнечный диск.

Единство дневного и ночного светила обнаруживается в символике быка Аписа, между рогами которого (символ серпа луны) находится солнечный диск (), как и на головных уборах богинь Хатор и Изиды.

Ра в образе небесного быка, ежедневно оп лодотворял богиню неба Нут. Считалось, что союз Аписа и Небесной Коровы порождает золотого теленка — солнечный диск.

Относится к божествам, чьими атрибутами являются перья (также солярные Амон-Ра и Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатхор, Менту, Нефертиум).

• Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Озириса.

МНМ [ править ]

В египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание А. возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис. А. считали ба (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Воплощением А. являлся черный бык с особыми белыми отметинами (см. рис.). Верили, что ритуальный бег А. оплодотворяет поля. А. был связан с культом мёртвых (способствовал увеличению жертв, приносившихся умершим) и близок Осирису (считался быком Осириса). В поздний период на саркофагах часто изображали бегущего А. с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние А. и Осириса в едином божестве Сераписе, почитавшемся и в египетской, и в греко-римской среде. Иногда А. отождествляли с Атумом (в имени Апис-Атум). Живого быка-А. содержали в особом помещении. В эпоху XXVI (Саисской) династии (7-6 вв. до н. э.) для содержания быков-А. в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. Корова, родившая А., тоже почиталась и содержалась в особом здании. Смерть быка А. считалась большим несчастьем. Умершего А. бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса. (Французский археолог Ф. О. Мариет обнаружил при раскопках Серапеума 64 мумии А.) На бронзовых статуэтках А., дошедших до нас в большом количестве, между рогов часто помещен солнечный диск. Сведения о культе А. приводят античные авторы Геродот (II 153; III 27-28), Страбон (XVIII 807), Элиан (XI 10), Диодор (I 85).

«Возможно, что «апсуа» связано по своему
первоначальному смыслу с каким-нибудь
тотемическим духом размножения, эпонимом —
предком из мира животных».
(Ш.Д.Инал-ипа. Вопросы этнокультурной
истории абхазов. Сухуми, 1976, с.36)

По славянским преданиям, священный золоторогий Бык-Тур – могущественная творческая сила Bceленной, носитель плодородия, символ мужества, храбрости. Древний культ Солнца-быка – бога скотоводов и воинов – проявлялся не только в том, что люди приносили в жертву быков или лепили из теста ритуальные фигурки бычков и коровок, весь мир представлялся огромным быком. К нему обращались как к тотемному предку: «Бык-боже! Царь-отец!». С тех времен и сложилось представление про бога, который управляет молнией и громом и оплодотворяет землю дождем.

Проведя параллели с архаичными культурными традициями других народов, исследователи пришли к выводу, что связь быка с богом грозы, восходит к древней общеиндоевропейской мифологии.

У кельтов боги-быки символизируют силу и мощь. Для друидов бык – это солнце, а корова – земля. У скандинавов бык – атрибут Тора, бога грома, бури и плодородия, кроме того, он посвящен Фрее.

Верховный бог, демиург и первопредок западно-семитской мифологии, Илу, именовался быком и олицетворял плодоносящее начало. Адад, Рамман и Баал – солярные боги плодородия, бури и грома – ездили на быках и звались «быками небесными».

В Египте бычьи рога украшали храмы, гробницы, предметы утвари. Вот лишь некоторые из египетских божеств в облике быка: Апис – божественный бык Мемфиса, Ра – небесный бык, Осирис – земной бык, Мневис – божественный черный бык, Бухис – божественный бык Фив.

Наиболее почитаемым божеством был бык Апис (егип. Hapi). Этот священный «бык луны» был, по поверьям, зачат от лунного луча. Он считался душой бога Мемфиса Птаха, а также был посвящен солярному богу Ра. Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка – солнечный диск. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Верили, что после смерти душа Аписа воссоединяется с душой Осириса (отсюда имя Серапис).

В Древней Индии «красным быком, дающим жизнь», называют Дьяуса; это отец-небо, порождающий все во Вселенной. Считается, что он – отец Индры, «быка быков» и Агни, бога огня. Ушас – заря, дочь Дьяуса – выезжает на колеснице, запряженной алыми конями или быками, и открывает небесные врата. Имя Дьяуса, означающее «отец дня», имеет точные соответствия в греческом языке – ????, (др.-греч. ????, Зевс) и латинском – Deus (отождествляемым с Юпитером).

В Ригведе гром – рев быка, молния – его рога, а дождь – его семя, оплодотворяющее землю. Существует мнение, что санскритские слова «бык» и «дождь» произошли от одного корня. О боге грозы – Индре – говорится, что он разъяренный, как бык, а его могучая сила сравнивается с мужской небесной силой. Бык является атрибутом Агни – «Мощного Быка» – и формой Индры в его плодородном аспекте, отсюда идет обычай приносить ему в жертву по сто быков (гекатомба).

В Месопотамии бык – символ плодородия и мощи; он соединяет в себе небесное влияние и земную силу. Бог неба – Ану, отец, покровитель и наставник всех богов. На голове у него тиара с рогами – символ величайшего могущества. Нанна, Син – это бог Луны, его эпитет – «бык с лазуритовой бородой». В колесницу сына Нанны, Ишкура, запряжены семь бурь; его называли «диким быком ярости». Ранние изображения Ишкура – в виде быка и льва (их рев слышится в раскатах грома). Одно из животных, соотнесенных с громом, – Небесный бык, которого посылает Инанне Ану, когда она хочет погубить Гильгамеша. «Я – прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля» – говорит о себе богиня грозы, распри и любви Инанна. Главным богом Вавилона был Мардук – крылатый бык, которого называли «теленком Уту», бога Солнца.

В славянской народной традиции бык – особо почитаемое животное. Из древних письменных источников и этнографических материалов XIX – начала XX веков известно, что восточные славяне, и в частности русские, использовали его как жертвенное животное. Наиболее древние сведения о жертвоприношении быков принадлежат Прокопию Кесарийскому (VI в. н.э.), который писал, что славяне жертвовали быков богу – «творцу молний».

Как это ни удивительно, но обряд жертвоприношения быка или других рогатых животных, сохранялся, хотя и в трансформированном виде, спустя много столетий, и в некоторых местах у русских совершался еще до середины 1920-х годов. С приходом христианства обычай заклания быка стал приурочиваться к дню Ильи Пророка, заменившего бога-громовержца. Собирая в Ильин день, а в некоторых местных традициях в другой большой праздник, мужскую братчину, закалывали быка, которого, как правило, вскармливали всей общиной. После заклания мясо готовили и съедали сообща, а остатки раздавали всем желающим. Кости жертвенного быка сохраняли в уверенности, что они приносят удачу.

В XIX – начале XX веков бык как жертвенное животное был известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской, Орловской губерниях. В Новгородской губернии обряд жертвоприношения, называвшийся «мольбой», «жертвой» или «братчиной», приурочивался к первому воскресенью после Петрова дня. Ежегодно в этот день до 30 голов скота – быков и баранов – пригоняли в особое место около церкви. С благословения священника в одну ночь, с субботы на воскресенье, скот убивал один мужик, и мясо тут же варили в специальных котлах. Часть мяса поступала в пользу причта, остальное же – складывали в пустой амбар, а навар, как негодный, выливали на землю. В воскресенье после обедни мясо выкладывали на столах около церкви, священник освящал пищу, которую затем раздавали желающим по кусочку. У верховьев реки Ваги, также в первое воскресенье после Петрова дня, быка, купленного на общий счет целой волостью, убивали непосредственно перед обедней, варили мясо и по окончании обедни съедали всем миром. В этой трапезе принимал участие и местный священник. В Вологодской губернии, в селениях близ Кирилло-Белозерского монастыря, «обещанного» быка приносили в жертву на храмовый праздник Рождества Богородицы (8 сентября). У церковной паперти закалывали быка, готовили мясо и раздавали нищим, а остальной «обещанный» скот, приведенный крестьянами, продавали мясникам. Деньги от продажи шли в пользу церкви.

Обряды принесения в жертву «обещанного» животного осмыслялись как действия, обеспечивающие благополучие скота. Поэтому понятно, что в Костромском крае, например, братчину устраивали при болезнях и падеже скота. Здесь братчина назвалась «Микольщиной», так как «обещанного» бычка растили три года и закалывали на зимнего Николу (6 декабря), после чего устраивали обед на всю деревню. В Нижегородской губернии такой обед-«Никольщину» приурочивали к периоду мясоеда поздней осенью или ранней весной. На Орловщине кости «оброчного», то есть «обещанного», быка после братчины закапывали в хлеву, чтобы в хозяйстве не переводился скот.

Апис

Апис – в мифологии древнего Египта бог плодородия. Согласно египетским преданиям он изображался в облике быка с солнечным диском между рогами. Живое воплощение Аписа – черный бык с особыми белыми пятнами. Центр его культа находился в Мемфисе.

Древние египтяне считали Аписа душой бога Птаха, который покровительствовал Мемфису, а также Ра – бога солнца. Также они свято верили, что именно он во время своего ритуального бега оплодотворяет землю Египта, поэтому Апис, и вообще – бык пользовался особым уважением и почтением.

Также Апис был связан с культом мертвых, так как он считался быком Осириса. Вот поэтому на саркофагах и изображали часто бегущего Аписа, у которого на спине – мумия. Во время Птолемеи при странных обстоятельствах произошло абсолютное слияние Аписа и Осириса, что дало Египту новое божество – Сераписа.

Всех священных быков в Мемфисе содержали в специальном Апейоне, который располагался недалеко от храма Птаха. Когда один из таких быков умирал, в стране начинался траур. Почившее животное бальзамировали и хоронили в специальном склепе – некрополе Серапеуме, недалеко от Мемфиса. Выбор преемника – это было особое дело государственной важности. Его выбирали по следующим признакам: бык должен быть черным, а на его лбу должен быть белый квадрат.

Причем особыми заслугами пользовалась и корова, которая родила такого быка – ее также почитали, как священное животное, она содержалась в особом здании.

Культ Апис соблюдался не только древними египтянами, его также чтили и признавали персидские цари и римские императоры.

(Apis), священный бык в Древнем Египте. Его главное святилище располагалось в Саккаре.

Апис.

Апис.
Бронза.
VII в. до н. э.
Ленинград.
Эрмитаж.

Статуя бога Аписа в образе быка. 400?100 гг. до н.э.

Смотреть что такое «Апис» в других словарях:

АПИС — (древн. егип.). Одно из самых знаменитых божеств Египта: черный бык с четырехугольным белым пятном на лбу; он имел в Мемфисе свой особый храм; по словам одних, апис был символом Озириса, по рассказам других символом земли, солнца, луны. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Апис — Апис. Бронза. 7 в. до н.э. Эрмитаж. АПИС, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

апис — Пта, Серапис Словарь русских синонимов. апис сущ., кол во синонимов: 5 • бог (375) • бык (50) … Словарь синонимов

АПИС — АПИС, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка … Современная энциклопедия

АПИС — в древнеегипетской мифологии священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта … Большой Энциклопедический словарь

Апис — (егип. Нарi) священный бык, имевший свой храм в Мемфисе . Порассказу Манефона культ А. был установлен уже при второй египетскойдинастии, царем Кайехом (около 3600 г. до Р. X.), одновременно с культомбыка Мневиса в Гелиполе и Мендесского козла.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Апис — апис, а (мифол.) … Русский орфографический словарь

апис — апис, а (лекарство) … Русский орфографический словарь

Апис — У этого термина существуют и другие значения, см. Апис (значения) … Википедия

Апис — в древнеегипетской мифологии священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта. * * * АПИС АПИС, в древнеегипетской мифологии священный бык. Его культ уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка … Энциклопедический словарь