Коровы вентспилса

Разноцветные коровы на улицах Вентспилса появились благодаря Швейцарии — именно там в 1998 году был проведен первый «Парад коров». С тех пор прихотливо раскрашенные коровы в разное время украшали собой такие города, как Чикаго, Бильбао, Манчестер, Тулуза и Перт. Но только в Вентспилсе коровы задержались.

После первого «Парада коров» в 2002 году в городе осталось только шесть буренок, основное «стадо» появилось на городских улицах после второго парада — в 2012 году.

[ Tags | Животный мир, Латвия, Страноведение, Фото ]

Несколько лет назад я писал, что жители Нижнего Новгорода отличаются страстью к городской скульптуре. Должен сказать, что Вентспилс в этом отношении еще богаче. Однако в этом посте я сосредоточусь исключительно на знаменитых вентспилсских коровах, а остальное – в другой раз.

Как известно, Вентспилс – город коров. По городу разбросаны произведения разных скульпторов – одни совсем оригинальные, другие относительно стандартные. Перемещаясь по улицам пешком и на автомобиле, мы провернули этакий квест и отыскали почти всех коров (кроме одной), что указывались на наших картах. При этом коровы в городе иногда переезжают с места на место, так что нет никакой гарантии, что вы увидите всех их на том месте, где они находятся сейчас.
В целях повышения личной образованности замечу, что корова по-латышски – govs, и это слово имеет общее происхождение со словом «говядина».

Откуда взялись коровы? В 2002 году в Вентспилсе прошел первый «Парад коров» (Cow Parade Ventspils – 2002). В этом смысле Вентспилс не был оригинален – он только присоединился к проекту, который уже имелся в нескольких городах Западной Европы. Тогда было представлено 26 скульптур, однако большинство их них потом было выставлено на аукцион и продано. Сейчас в городе осталось только шесть коров из участниц того парада.

Эту корову часто именуют «Морская», но на самом деле название скульптуры – «Корабль идет».

Корова «Жизнь прекрасна». Иногда – «Жизнь красива». По-моему, первый перевод лучше отражает смысл.

Баскетбольная корова «Ms. Moo-Dunk».
Для тех, кто не знает – бросок сверху в баскетболе иначе называется slam-dunk.
Произведение установлено на территории Олимпийского центра перед баскетбольным залом.

Лондонская корова. Ее собственное название – «Карма», а лондонской она регулярно именуется по той причине, что подарена Лондоном.

Следующую корову часто неверно именуют «Нефть». На самом деле она называется «Латвийская черная», а корова «Нефть» хотя и существует, но находится совершенно в другом месте, и до нее мы не добрались. Она как раз шестая из списка.

Конечно, шесть из 26 – это очень мало, поскольку там были оригинальные вещи, например, «Троянская корова», которую можно было осмотреть изнутри, или «Пастбище», где корова лежала на боку в гигантском гамбургере, или «Корова одинокого острова», находившаяся, как нетрудно догадаться, на крохотном островке, плававшем на привязи по Венте.

Однако через десять лет, в 2012 году, в Вентспилсе прошел второй парад коров, и его экспонаты представлены в городе шире. Конечно, они также потом предлагались на аукционе, и в городе остались не все (например, мы не увидели «Корову мудрости арийцев» с глазом во лбу). Но многие были куплены предприятиями Вентспилса и просто переехали на новое место. Кстати, начальная цена одной коровы составляла 540 латов (чуть больше 1000 долларов).

Согласно русскоязычному путеводителю, это произведение носит название «Левитация хозяина в ночь летнего солнцестояния Синей коровы». Однако правильнее перевести: «Левитация хозяина над курземской Синей коровой в ночь летнего солнцестояния». Согласно легенде, в эту ночь хозяин должен лечь на спину коровы, сконцентрироваться, и в случае успешной медитации он на мгновение поднимется в воздух. В этом случае его ждет успех на целый год.

Читайте так же:

  • Как обработать рога быка quote: ситуация такая - друг подогнал два коровьих рога quote: Теперь думаю, что делать с двумя роговыми стаканами. ЗЫ. Как-то слышал, что на жареный коровий рог сазан идет, мол вместо […]
  • Мастит у коровы почему Мастит у коровы и его причины Молочное животноводство ежедневно сталкивается с проблемой заболеваемости коров маститами. Маститы являются наиболее распространенной проблемой в молочных […]
  • Бывают ли месячные у коров Главная ? Форум ? Биология ? Биология человека, медицина ? Зачем женщинам месячные? Сообщения: 2 # 29 Фев 2016 21:52:41 Scisne На Земле лишь некоторые виды обладают, […]
  • Корова это звери Животные – это широкое понятие, включающее в себя зверей. Зверями принято называть млекопитающих. Поэтому назвать птицу животным будет правильно, а зверем нет Корова - это зверь ? В […]
  • Вырвал сердце быка < Таблица V Эпос о Гильгамеше автор Аноним , пер. Игорь Михайлович Дьяконов (1914/15—1999) Таблица VII > Язык оригинала: аккадский. Название в оригинале: sa nagba imuru. — […]
  • Стафилококка у коровы А. Зеккони, Л. Кальвинхо, Л. Фокс , по материалам Бюллетеня ММФ 408, 2006 г., перевод А.В. Бережной За последние десятилетие в молочной промышленности произошли значительные […]

«Перед зеркалом». Согласно авторской концепции, сие произведение означает, что корова, как и человек, тоже имеет право оценить свою красоту. Перевожу на нормальный язык: издеваются, нехристи, над гламурными блондинками с розовым маникюром.

Брутальное полицейское творение под названием «Должен быть порядок!» (для латышского порядка слов получается еще ярче – «Порядок должен быть!») Но часто пишут смягченно до безобразия: «Все должно быть в порядке!»

В русскоязычном путеводителе эта корова называется «Путь молока», но правильное название – все-таки «Млечный путь». Очень хочется надеяться, что ночью она светится изнутри.

«Женственная корова». Выражает роль женщины в жизни. В частности, с помощью вот таких пикантных картинок. Интересно, как бы заорали наши попики, если бы такая вещь появилась в Питере.

«Каменная корова». Символизирует, что камень – богатство Курземе, и что корова равноценна такому богатству.

Везде пишут название «Тиркиз», но я позволю себе перевести и назвать это «Бирюзовая корова». Посвящена Вентспилсской высшей школе и отражает связь Венеции и Вентспилса. В частности, путем морского цвета.

Три «Народные коровы». Любой человек мог поучаствовать в создании произведения: купить наклейку с изображением цветов, приклеить и получить сертификат участия.

«Вечнозеленая корова», символизирующая экологичность.

Не путайте предыдущую скульптуру с «Вентспилсской травяной коровой». Скульптура посвящена традиции собирать лекарственные растения.

Это забавное творение называется «Предок». Вестимо, предок коровы.

«Корова света». В первом параде коров имелось оригинальное произведение с названием «Навстречу свету» – корова лезла на фонарный столб у здания Латвэнерго, символизируя стремление к просвещению. Но та скульптура уже снята, и мы смогли увидеть уже только столб с отметинами. Новая корова никуда не лезет, зато славно подсвечена лампочками и особенно эффектна в темноте.

«Корова-буря». К сожалению, качество снимка не очень – скульптура внутри здания, и яркое солнце через стекло сильно мешало снимать. Изначально корова стояла во дворе замка Ливонского ордена, где смотрелась явно лучше.

«Корова-колосс». По названию ожидался больший размер, а тут все ушло на пьедестал.

«В одни ворота». Эта скульптура от болельщиков Вентспилсского футбольного клуба установлена на территории Олимпийского центра. На экране телевизора, кстати, цветное изображение спортсмена.

«Гранатовая корова». Ее автор – азербайджанский мастер, что и определило облик.

Скульптура с романтичным названием «Корова золотистого солнца и серебристой луны». Объединяет символы солнца и луны. Ну прямо «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».

Следующие коровы не входили в парады и появились между ними.

На въезде в город вам бросается в глаза «Цветочная корова». Каждый год она имеет разный облик, поскольку посаженные цветы различаются.

Такой же гигантский размер имеют еще две коровы.
«Корова-путешественница», на которую предполагалось повесить наклейки тех городов, что участвовали в параде коров.

«Корова-матрос». Стоит на южном моле на полдороге к маяку. Видна с прогулочного теплоходика «Герцог Екабс», ходящего по Венте.

Конструкцию «Корова на качелях» или «Качающаяся корова» уже переносили с места на место.

Детские площадки Вентспилса тоже могут использовать в оформлении коров, но эти коровы в счет не идут, поскольку не натуралистичны и своих названий у них нет.

Надеюсь, в 2022 году в Вентспилсе пройдет новый парад коров, и в городе появятся новые забавные произведения.
Скажем, я бы сделал скульптуру «Коровьи скачки» или скульптуру «Божья коровка» с соответствующей раскраской.
А у вас есть идеи? 🙂

В Вентспилс я приехал из Кулдиги уже под вечер. Отель у меня забронирован не был, так что пришлось искать на месте. Приехал в один, а там все занято. Облом. Задал в навигаторе еще один, но и там свободных номеров не было. Но зато администратор посоветовала мне поехать еще в одну гостиницу их же сети, где номера совершенно точно были. Вот только находилась она не в центре, а по другую сторону Венты. Ну да мне все равно, я же на машине. Завел в навигатор и поехал. Навигатор вывел меня на единственный в городе (судя по карте) мост, но на деле въезд на него оказался закрыт, там шел масштабный ремонт. Но позвольте, а как мне тогда перебраться на тот берег?

Пришлось пойти на хитрость. Все местные явно куда-то ехали. Поехал и я вслед за ними, они и привели меня на новый мост, который работал, но которого еще не было на карте. Ну да, я же ехал со скачанной из интернета картой iGo явно не самого последнего года:)

Что сразу удивляет в Вентспилсе — все дороги выложены плиткой. Именно дороги, не тротуары! Нигде такого раньше не видел! На фото ниже это хорошо видно. По-видимому, у мэра есть свой плиточный заводик:)

А из-за этой плитки все машины едут по городу с характерным звуком — тррррррррр:)

Итак, Вентспилс. Население 36 тысяч человек. Латышей примерно 57 процентов, остальные — русскоязычные. Сейчас город известен в основном тем, что здесь находится крупнейший после Риги торговый порт Латвии. Ориентирован он в основном на транзит российских грузов — нефти, угля и удобрений.

Однако в последние годы из-за антироссийской политики Латвии поток грузов постоянно снижается, поскольку Россия старается перенаправить свой экспорт через российские порты, в основном через Усть-Лугу. Впрочем, процесс это небыстрый, так что миллионы тонн до сих пор идут и через Вентспилс.

На Википедии нашел статистику по грузообороту. 2012 год — 30 млн тонн, 2017 год — 18 млн тонн. В начале 2018 года грузооборот упал еще на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Но на фото — напомню — это еще относительно благополучный 2010 год

Для сравнения — данные по Усть-Луге. 2010 год — 11 млн тонн, 2012 год — 46 млн тонн, 2017 год — 103 млн тонн.

А туристический центр Вентспилса находится здесь же, на набережной, прямо напротив морского порта

По южной стороне гуляют туристы, а у северной стороны грузятся корабли

Сухогруз Nena F с тех пор уже несколько раз успел поменять название. Сейчас называется Petra III и последний раз его видели в Черном море на маршруте из Турции в Россию. Но что здесь на него грузили, я уже не помню. С одной стороны на берегу лежат кучи угля, с другой — на погрузочной галерее написано «калийный парк», т. е. это удобрения.

Но точно помню, что при мне огромные ковши хватали и куда-то грузили уголь

А это уже огромный китайский сухогруз Pu Tuo Hai. А на переднем плане идет прогулочный кораблик Herzogs Jekabs.

Как я уже отмечал, герцог Якоб здесь очень уважаемая историческая фигура. Еще бы, при нем часть нынешней Латвии была почти что независимым государством, а сам правитель даже знал латышский язык:)

А теперь плавно перейдем к нынешнему «правителю» Вентспилса, который находится у власти почти так же долго, как и герцог Якоб:) Это Айварс Лембергс, мэр города с 1988 года. А по совместительству еще и председатель правления Вентспилсского порта.

В 1977 году он закончил институт и год после этого отработал инженером, после чего сразу перешел на работу в горком партии. Сделав партийную карьеру, уже в 1988 году стал председателем горисполкома (мэром) Вентспилса. Потом началась перестройка, а затем Латвия стала независимой. По ходу дела как-то так получилось, что мэр Лембергс стал хозяином порта. Латвийский олигарх:)

Но при этом именно Лембергс является одним из немногих в Латвии адекватных политиков, выступающих за нормальные отношения с Россией. Еще бы, он же понимает, что деньги делаются на погрузке российского угля, а вовсе не на выгрузке в Латвии американских танков. Но продающие русофобию политики, увы, в большинстве, так что доходы Вентспилсского порта будут продолжать падать.

Только и остается — развивать туризм:)

Главный исторический объект в Вентспилсе — замок Ливонского ордена. Правда выглядит он как-то не очень впечатляюще.

Урны на набережной выполнены в морском стиле:)

Но что такое? Почему в центре Вентспилса повсюду стоят коровы? А это, как я прочитал, такая мировая тема в публичном искусстве, типа коровы это полезное животное, которое все знают и все любят. Вот и Вентспилс в 2002 году поучаствовал в таком мероприятии. Но в большинстве городов коров поставили, повеселились, да и забыли о них, в Вентспилсе же решили часть коров оставить.

А в 2012 году в городе опять состоялся международный парад коров, так что сейчас их, наверно, стало еще больше:)

Одна корова, кстати, выполнена в виде нефтепровода, тем самым символизируя место Вентспилса в мировом нефтебизнесе. Про это есть еще одна история. Раньше, еще при СССР, из белорусского Новополоцка в Вентспилсский порт был проложен нефтепровод «Дружба», предназначенный для поставок нефти на экспорт. Когда началась вся эта русофобская истерия в Латвии, россияне трубопровод прикрыли, ну то есть просто перестали закачивать в него нефть. С тех пор нефть и нефтепродукты приходится возить в Вентспилс по железной дороге, что экспортерам намного менее выгодно. А в нефтепроводе, тем временем, зависло около 50 тысяч тонн т.н. технологической нефти, которая нужна для поддержания давления в трубе. Несколько лет латыши не знали, что с этой нефтью делать, но в итоге решили слить ее и продать. Но на это возмутились белорусы, мол, как же так, нефть-то наша? Несколько лет идет суд и вроде как белорусы должны победить. А стоимость нефти такая, что Латвии в этом случае платить нечем, а значит, весь трубопровод может отойти Белоруссии. Кстати, еще один прикол — Лукашенко одно время думал использовать этот нефтепровод в реверсном режиме, для импорта через Вентспилс венесуэльской нефти на Новополоцкий НПЗ вместо российской. Тут Батька, конечно, сам себя перехитрил:)

Войти

33 коровы(с) Вентспилса

Международный парад коров проводился в Вентспилсе дважды- в 2002 и 2012 годах.
В 2002 году Вентспилс стал первым городом в Восточной Европе, принявшим у себя акцию «Парад коров» и став в ряд с такими городами как как Нью-Йорк, Чикаго, Сидней, Лондон, Цюрих, где уже проходила такая акция. В 2012 году 24 красиво разукрашенные коровы были установлены на улицах, на площадях, в парках и скверах. Разрисовали коров художники из Литвы, Эстонии, Азербайджана. Некоторые из коров так и остались на улицах приморского городка)

Корова при входе на пляж. «Каменная корова»: Корова является артефактом, равноценным монументальной породе природных богатств Латвии и Курземе — камню, который объединяет в себе совокупность устойчивых архетипических качеств.

«Корова-матрос» (или морская корова). Ее высота — 4 метра, а длина — целых 7 и находится она на Южном молу Вентспилса:

Стадо коров у этнографического музея. Народные коровы: Искусство принадлежит народу, и каждый
имеет право стать соавтором произведения искусства.

Коровоклумба. «Вечнозеленая корова»: Корова как экологически — символический природный феномен. Вечнозеленое единство и гармония между флорой и фауной.

Корова в мексиканских мотивах, на самом деле её зовут «Жизнь красива».

Корова в лампочках и софитах

Корова-полицейский. Её имя «Все должно быть в порядке!»:
Корова как животное, обеспечивающее полицейский порядок в мире животных.

Летом 2002 года в городе Вентспилс был осуществлен проект “Парад коров: Вентспилс – 2002”. На улицах, площадях, в парках и скверах города Вентспилс на всеобщее обозрение были выставлены 26 скульптур коров в натуральную величину, изготовленных из стекловолокна. Эти скульптуры изначально белого цвета в прекрасные произведения искусства были превращены известными художниками и музыкантами из Латвии, Литвы, Эстонии и Дании. После парада часть коров были проданы на благотворительном аукционе, а восемь разукрашенных буренок остались в городе. Позднее к ним добавились коровы-гиганты на набережной и на променаде Южного мола.

В 2012 году, отмечая десятилетие проекта «Парад коров: Вентспилс — 2002», на вентспилсских улицах, в скверах и парках опять появились разнообразные участницы художественной акции «Парад коров: Вентспилс — 2012» — в общей сложности 24 скульптуры, которые вновь были разукрашены художниками из Латвии, Литвы, Эстонии и Азербайджана, а также вентспилсскими детьми, студентами Вентспилсской высшей школы, спортсменами и другими известными жителями города.

«Парад коров: Вентспилс — 2002»

Морская корова: аскет, которая не имеет ничего лишнего,
только самое необходимое для жизни в воде.
Автор Иева Маурите.
корова Ms Moo-Dunk: баскетбольная корова, азартная
и настроенная на спортивные победы.
Автор Вентспилсский баскетбольный клуб.
Детская корова: разноцветный и красивый вихрь
жизненных ситуаций, в котором мы все кружимся.
Автор Вентспилсская детская художественная школа.
Корова Роза: красота опасна. Роза с шипами и
символическими черепами на боках. Можно сказать,
что любовь сильнее смерти.
Автор Хелена Хейнрихсоне.
Навстречу свету
— это значит и стремится к знаниям.
Автор Андрис Бреже.
Корова Одинокого острова
Автор Сергей Давидов.
Корова для коров, копилка для
двухлатовых монет.
Автор Кристапс Гулбис.
корова Вента (латвийская бурая): чтобы дети знали,
что молоко мы получаем не из бутылок, а от коровы.
Автор Кристапс Гелзис.
корова Корриды: самая женственная корова.
Воплощение любви и женской нежности.
Автор Сармите Малиня.
корова Нефть: это милая нефтяная коровка, которую
так и хочется погладить и к созданию которой руку
приложил каждый желающий (на «коже» коровки в
буквальном смысле видны оттиски как больших,
так и маленьких ладоней).
Автор Воспитанники десткого дома «Селга»
и Игорь Скок.
корова Пастбище: социальный аспект.
У всех одна и та же судьба — все когда-то кончается
как для людей, так и для коров. Для коров может быть
и конец наиболее печальный… – гамбургеры, которые в
свою очередь попадают в меню для человека,
который и сам является смертным.
Автор Ренарс Кауперс и группа «Прата ветра».
Латвийская черная: корова как призрак прошлого, когда
Латвия позиционировалась как аграрное государство.
Автор Кирилл Пантелеев.
корова Cow babe: изобразительная концепция красок.
Оптические эффекты краски, игры в стиле поп-арт.
Автор Ритумс Иванов.
Молочный комбинат: корова как основа
производства молока.
Автор Наталия Янсоне.
корова Love: любовь над всеми и над всем. Людям дарит
жизненную радость и является самым важным в жизни.
Автор Элита Патмалниеце.
Корабль идет: корова как корабль, идущая транзитом и
причаливающая здесь, приносящая определенные доходы
как государству, так и городу.
Автор Олег Тилбергс.
корова Экстракт: что-то в очень концентрированном виде,
как крупный город или
большая карта цивилизации.
Автор Андрис Витолиньш.
корова Змеиной кожи: корова как символ доброты,
змея как символ мудрости, река как змея.
Автор Петерис Сидарс.
Коровьи игры: художественные игры с формой.
Содержательные игры и формальные игры.
Автор Иварс Хейнрихсонс.
коровка Карусель: гуманная сторона — дети и корова,
которая специально создана для детей.
Автор Инесе и Иварс Майлиши.
Троянская корова: внутреннее пространство, которое
выглядит иначе по сравнению с наружным видом.
Автор Айгарс Бикше.
корова Profane Cow: небольшая ирония насчет
устаревшего мнения, что с помощью аграрной
политики мы можем завоевать Европу.
Автор Nynne Livbjerg и Dainius Liskevicus.
корова Жизнь красива: это на самом деле так,
потому что коровка раскрашена в разноцветные и
жизнерадостные краски.
Автор Мариус Йонутис.
корова Карма: (корова-скульптура, пришедшая
на обмен из лондонского парада коров).
Автор Garry A. Jacobs
корова Зимала: коровка, раскрашенная и украшенная
для людей маленькими человечками.
Автор Сандра Крастиня.

«Парад коров: Вентспилс — 2012»

корова Предок (абсолютно первая корова и ее теленок):
Корова, представляющая эру динозавров и являющаяся
началом, от которого ведется родословная коров и которое
в результате эволюции трансформировалось в
домашнее животное.
Автор Иварс Друлле.
корова Стакан молока: Корова и натюрморт с восемью
стаканами, наполненными молоком, как символическое
повествование с помощью красок и различных
элементов о латышском образе жизни и истинном
цикле появления молока.
Автор Каспарс Знотиньш.
корова Колосс: Памятник с изображением отлитой
из бронзы коровы, установленный людьми
в незапамятные времена.
Автор Глеб Пантелеев.
корова Тиркиз: Посвящение Вентспилсской высшей школе.
Художественное отражение факторов, объединяющих города
Венецию и Вентспилс — море, цвета, динамика.
Автор Алексей Наумов (в сотрудничестве с Вентспилсской высшей школой) .
Королевская корова: Современная интерпретация
легенды 16-го века о знатных родах куршских «королей»
(конини) и истинных причинах их территориальной
нестабильности.
Автор Андрис Витолиньш.
корова Буря: Над водами Балтийского моря в сторону
вентспилсского побережья, стоящему на пути сильных
ветров, чайки несут корову-бурю…
Автор Анна Хейнрихсоне.
корова Левитация (хозяин в ночь летнего солнцестояния):
Легенда о секрете удачи и жизнерадостности
жителей Курземского побережья. Ежегодно, в ночь летнего
солнцестояния, человек должен лечь на спину Синей
коровы куршев и сконцентрироваться для приема
коровьей и небесной энергии. В случае успешного
проведения медитации, человек на миг поднимается над
коровкой, и его жизнь в течение всего года будет
успешной во всех аспектах.
Автор Айгарс Бикше.
корова Мудрости арийцев: Легенда гласит, что латыши
являются родом из Индии, где коровы до сих пор
почитаются священными животными. Во время
продолжительного и долгого пути из Индии через
Тибет в Латвию, пока корова следовала за своим народом,
в ней воплотились все духовные ценности, и она постепенно
стала мудрым животным, которое все знает, видит,
понимает и сосредотачивает в себе архетипическую
информацию.
Автор Микелис Фишерс.
корова Все должно быть в порядке!:
Корова как животное, обеспечивающее полицейский
порядок в мире животных.
Автор Гинтерс Крумхолцс.
корова Цепочка питания: Исторически корова является
символом благополучия и безопасности,
обеспечивающим проживание семьи.
Автор Андрис Пригичевс.
Латвийская Золотая корова: Золото — это самый древний
и надежный вид вложения материальных средств.
Автор Леонардс Лагановскис.
корова В одни ворота: Корова болельщиков
Вентспилсского футбольного клуба.
Автор Айварс Жуковскис и Вентспилсский футбольный клуб.
Вентспилсская травяная корова: Источником идеи
проекта по созданию вентспилсской травяной коровы
послужила, живая по всей Латвии, традиция выращивания
и сбора лекарственных растений.
Автор Серде ЛВ (группа несколько художников).
корова Золотистого солнца и серебистой луны:
Корова вечного и вневременного духовного света мира,
сосредоточившая в себе объединение архетипических
знаков дневных и ночных символов.
Автор Хелена Хейнрихсоне.
корова Путь молока: Лишь в ясную звездную ночь
раскрывается органическая связь между Млечным путем,
проходящим через множество созвездий, и миссией
Земной коровки – кормилицы человечества.
Автор Марите Гущика и Рижский русский театр имени П. Чехова.
Атмосферная корова фонтанов: Сверхъестественная
корова, легко скользящая по поверхности воды,
накапливающая цвета атмосферы и воды,
а также отражения окружающего мира.
Автор Мерике Эстна (Эстония).
корова Вентспилсский стенсил: Актуальная для
современной молодежи форма искусства трафаретной
печати, с помощью которой на стенах зданий и
заборах не совсем легально быстро и незаметно
можно представить свои лозунги, продиктованные
максимализмом молодости.
Автор Марите Клуша и дети — учащимися студии изобразительного искусства.
Женственная корова: Совокупность женственных
образов и образов любви, нанесенных на скульптуру
коровы с помощью художественно-изобразительных
выразительных средств, подтверждает ее
архетипическую связь с глубоко символической
ролью матери и хранителя семейного очага.
Автор Элита Патмалниеце.
Корова света: Самые различные формы зрительного
и эстетического выражения света, включающие как
отблеск северного сияния, так и сияние звезд,
а также внушительную силу духовного и душевного света.
Автор Сармите Цауне (в сотрудничестве с Айваром Лембергсом).
Каменная корова: Корова является артефактом,
равноценным монументальной породе природных богатств
Латвии и Курземе — камню, который объединяет в себе
совокупность устойчивых архетипических качеств.
Автор Вия Зариня.
корова Перед зеркалом: Человеческое право оценить
свою красоту передается и корове, наделяя ее чувством
самосознания и уверенности в себе.
Автор Янис Митревицс.
Вечнозеленая корова: Корова как экологически
— символический природный феномен. Вечнозеленое
единство и гармония между флорой и фауной.
Автор Робертас Антинис (Литва).
Гранатовая корова: Гранат является негласным
универсальным символом Азербайджана.
Автор Мусейб Амиров (Азербайджан).
Народная корова: Искусство принадлежит народу, и каждый
имеет право стать соавтором произведения искусства.
Автор Народ.
корова Путешественица

корова Матрос

Вентспилс, бывшую Виндаву, крупный по прибалтийским меркам (44 тыс. жителей) портовый город я не случайно оставил на самой конец долгого рассказа о Латвии: он стоит у самого её края. При Курляндском герцогстве здесь были верфи и порт, из которого корабли уходили в Гвинейский залив и Карибское море. В Великую Отечественную Вентспилс стал последним городом, куда вошла Красная Армия — 10 мая 1945 года. Наконец, в нынешней Латвии Вентспилс выглядит как «экономическое чудо в отдельно взятом городе», своей благоустроенностью и «европейскостью» превосходя всё, что я показывал в этом журнале когда-либо ранее.

О Вентспилсе я расскажу в трёх частях: во второй — о Старом городе, в третьей — о Приморском парке с узкоколейкой и скансеном, ну а для начала — покажу Вентспилсский порт и современный колорит, коим город этому порту обязан.

Средневековая история Вентспилса в общем типична для Курляндии. Орденский замок Вендау в устье Венты известен с 1290 года, причём что совсем не типично — в непосредственной близости от него не было куршских или ливских городищ. Селение у замка стало городом примерно через сто лет — впервые упоминается в таком качестве в 1378 году. Однако самый крутой поворот наступил с распадом Ливонии и образованием Курляндского герцогства (см. этот пост) — на Венте стоял Голдинген, нынешняя Кулдига, одна из двух герцогских столиц. С этого момента Вендау превращается в стратегический порт, имевший полвека форы перед Либавой, которой тогда владела Пруссия. В 17 веке же назначение двух портов разделилось: Либава была в основном торговой, Виндава — в первую очередь военной. Бассейн Венты стал полноценным территориально-производственным комплексом, многочисленные мануфактуры которого сходились к основанной в 1638 году Виндавской верфи, построившей за свою историю 65 военных и 130 торговых кораблей. Здесь же находилось Виндавское адмиралтейство, главная база военного флота. который был хотя и достаточно силён сам по себе, не мог тягаться с флотом главного морского соперника — Голландии, и не спас Курляндию от сухопутного вторжения шведов, положившего конец её «экономическому чуду». Дальше для Виндавы наступил период упадка, и к началу ХХ века это был заурядный уездный городок (6,1 тыс. жителей). Главным портом Остзейского края оставалась Рига, в 1870-е её дополнила Либава, в которой подвели железную дорогу из Малороссии. Переломным моментом стала постройка Московско-Виндавской железной дороги (1898-1904), после которого город начал расти взрывными темпами — за 15 лет (1897-1914) его население подскочило почти впятеро, до 28 тыс. человек. Порядком сдувшись при I республике, Вентспилс вступил в свой нынешний, третий по счёту расцвет в советское время: в 1968 году пущен нефтепровод Полоцк-Вентспилс и построен нефтяной терминал. Экспорт советской, а затем российской нефти на Запад — дело безусловно выгодное. Но как видите, во все времена история Вентспилса крутилась вокруг его порта, терминалы которого протянулись по берегу напротив набережной Старого города:

2.

В нынешней Прибалтике Вентспилсский порт третий по грузообороту (30 миллионов тонн) — после Клайпеды (43 млн.) и Риги (36 млн.), но сам Вентспилс по сравнению с ними куда меньше. Поэтому и порт в силу компактности выглядит гораздо более оживлённым, чем в Клайпеде, и сам город выглядит даже не «зажиточным», а «богатым». Впрочем, причин тому на самом деле несколько: и характерная для онемеченной Курляндии тяга к благоустройству, и «человеческий фактор» — у города есть харизматичный лидер, мэр-предприниматель Айварс Лембергс, упраляющий здесь с 1990 года. В общем, такие аномально благоустроенные города бывают во многих странах, взять хоть наш Белгород, но Вентспилс вдобавок ещё и курорт, и вообще ориентирован на туризм — поэтому его благоустроенность особенно хорошо подаётся.
При этом, сторонники теории обратной пропорциональности уровня жизни количеству москалей будут разочарованы: Вентспилс — ещё и один из самых «русских» городов Латвии (29%, а с украинцами и белорусами 38%), латышей же здесь чуть более половины (56%).

3.

За устьем Венты кипит жизнь:

4.

Из исторических построек сохранились пакгауз с позапрошлого кадра да старый элеватор на той стороне, построенные вероятно после 1904 года, пуска линии Туккум-Виндава, завершившей Московско-Виндавскую магистраль.

5.

Один из символов порта — Нефтяная корова. Образ сам по себе столь ёмкий, что впервые увидев фотографию этого памятника, я думал, что он тут такой один, концептуальный:

6.

Но как оказалось, это такая вентспилсская «фишка» — Парад Коров. В принципе само по себе это явление не редкое, первый такой «парад» прошёл в Цюрихе в 1998 году: по улицам города было расставлено несколько десятков коров в натуральную величину, оформленных каким-нибудь артом. С тех пор эта акция успела пройти в десятках городов, в 2005 даже в Москве, но после неё коров обычно распродают с акуциона, а вот Вентспилс, где «парады» были в 2002 и 2012, большую часть скотины оставил себе. Теперь таких коров тут 24, а курортникам и туристам предлагает квест «найди их всех». Я, прямо сказать, коров не искал, но набредал на них постоянно. Наибольшая их концентрация — именно в порту:

7.

Корова с кадра выше была и на заглавном кадре. У всех у них есть какие-то свои названия и концепты, но я не вникал и толкового «путеводителя по коровам» так и не нашёл (вернее, вроде бы видел турстический проспектик, но то ли не купил его, то ли потерял). В конце концов, можно и самому давать им названия:

8.

В порт же я пришёл очень вовремя — на 40-минутную прогулку по его акватории как раз отправлялся катер «Герцог Якоб». Билет продавали в кассе неподалёку, стоил он кажется 1,5 лата (то есть около 100 рублей), и я поспешил занять место на палубе, с которого сняты последующие два десятка кадров.

9.

Думаю, на кадре №2 вы заметили вот этот паромище? Взойдя на палубу «Герцога Якоба», я вдруг понял, что «Шотландский Викинг» дымит, бурлит водой и понемногу отходит от пристани:

10.

И когда такая дура проходит над головой — это весьма впечатляет! Паромы из Вентспилса ходят в германский Любек и шведский Нюнесхамн. Как мне сказали в комментах к посту о транспорте Латвии (где я уже показывал этот паром), основные его пассажиры — гастрбайтеры.
Но вот отчалили и мы и пошли вверх по акватории порта:

11.

Река здесь делает крутую излучину, поэтому те терминалы и набережная быстро пропадают из виду. Ширина Венты близ устья 300-500 метров, и она воспринимается скорее как морской залив.

12.

Лес — едва ли не основной товар собственно латвийского (а не транзитного) экспорта:

13.

И площадка лесных терминалов здесь весьма внушительна. Где-то на её месте в 17 веке располагались кетлеровские верфи:

14.

Ярко раскршанная штуковина — соковый терминал (!). Пищевая промышленность в Латвии также себя чувствует хорошо и что-то поставляет в Европу.

15.

Проходим под мостом — первым из двух. Не знаю, какого он времени постройки (может даже современный), но разводной, и в разведённом состоянии я его ещё покажу в конце поста:

16.

Впереди второй мост — автомобильно-железнодорожный. По нему раньше проходила узкоколейка Виндава-Либава (1913), в 1960-е перешитая на широкую колею, а в 2009 разобранная — одну её станцию без путей я показывал в прошлой части. Лежат ли рельсы на железнодорожной половине моста — не помню, а если лежат — то не знаю, докуда ведут.

17.

До второго моста мы не дошли, развернувшись и взяв курс вниз по акватории порта. Примерно от поворота параллельно с нами шло вот это судно — увы, не знаю, какой это класс. Впереди портовая промзона с «городской» стороны и, слева, высокое здание театра «Морские ворота», перестроенного из советского ДК моряков.

18.

Идём вдоль набережной Старого города. Портовых построек начала ХХ века здесь не так уж и мало:

19.

20.

21.

Явно нерядовое здание Вентспилсского бизнес-центра. Что это было изначально? Пароходство, дирекция порта. но примерно так могло выглядеть Виндавское адмиралтейство при Кетлерах:

22.

За деревьями высится замок Вендау, и хотя «шкура» у него более поздняя, в своей основе он почти целиком сохранился с орденских времён и считается чуть ли не самым аутентичным в Курляндии. В 1706-1835 он служил кирхой, когда построили новую кирху — стал тюрьмой, в 1959-83 — воинской частью, затем его долго приводили в порядок, и наконец в 2001-м в замок переехал краеведческий музей, который ныне чудесами благоустройства впечатляет сильнее, чем экспонатами. Всё это оставляю на следующую часть, вместе со Старым городом.

23.

Оглянемся назад. Бетонный терминал сыпучих грузов (1965) проектировал Виктор Римша, отец renatar , с творениями которого мы уже встречались с Риге и Сигулде, а их обзор есть в журнале Ренаты. Спустя несколько дней мне довелось поговорить с самим Виктором Бенедиктовичем, и по его воспоминания, спроектировать такое сооружение очень непросто. Но для промышленного здания хрущовской эпохи терминал чрезвычайно стильный:

24.

На «городском» берегу — гигантская Корова-Путешественница. увы, у её авторов явно устаревшие впечатления об облике путешественника:

25.

А по соседству неизменный в портовых городах памятник Морякам и Рыбакам, не вернувшимся с моря:

26.

Ещё какой-то старый промарх:

27.

Напротив очередной терминал:

28.

28а.

На левом пирсе (со стороны города) — такая вот натурально Морская корова. Судя по набыченной позе, матросик с кем-то повздорил:

29.

Вентспилсские молы покороче лиепайских (о её морском фасаде был отдельный пост), и у морских ворот ощутимо покачивает. «Шотландский Викинг» идёт по своему маршруту. но на его месте легко представить мачты курляндских флейтов и фрегатов. Удивительная связь Курляндии с Америкой: что рейс Либава — Нью-Йорк, что походы виндавских кораблей в Карибское море.

30.

Идём обратно. Несколько небольших судов стоят на берегу:

31.

Рыболовная шхуна (?) «Азов» у пляжа, прикрытого авандюной — как я понимаю, даже не музей, а такой своеобразный памятник, внутрь которого можно зайти. Сразу вспоминается калининградский Музей мирового океана с его музейным траулером.

32.

А этот кораблик, понятное дело, сфотографирован с берега:

33.

Недалеко от набережной, с которой отправлялся «Герцог Якоб» (и куда он меня вернул через 40 минут) находится наполовину современный морской вокзал, который официально зовётся паромным терминалом:

34.

Внутри очень приятный интерьер, но всё как полагается — кассы, расписания, сидения для ожидающих посадки пассажиров. Как я понимаю, он обслуживает 1-2 пары рейсов в день.

35.

И здесь же — ещё две коровы, которых я бы назвал Гламурная Корова и Перелётная Корова:

36.

Дальше покажу остальных коров, попадавшихся мне на вентспилских улицах в самых разных местах — всего я их виде 13, то есть около половины. Вот скажем прямо у вокзала Корова Стабильности (все названия мои):

37.

В Старом городе — Светлая корова (словосочетание «Корова Света» по-русски звучит как-то гадостно):

38.

Чёрно-Белая Корова близ замка:

39.

Совсем Чёрная Корова — уже не помню где:

40.

Ещё одна Совсем Чёрная Корова в родео — у входа в Приморский парк:

41.

А Цветочная Корова выглядит довольно устрашающе:

42.

Вообще же, это далеко не единственная вентспилсская примочка. Ещё один местный прикол, который я видел, но в руках так и не подержал — венты, местная пародийная валюта, которой можно расплатиться в местных туристических и досуговых заведениях, а заработать — в разных конкурсах или оказав поддержку вентспилсской турсфере (например, выложив на их сайте фотографии или попиарив его в соцсетях). хотя проще купить в городе: 1 лат стоил 100 вентов (то есть один вент был примерно 70 копеек), а какой у них курс с евро. на которое Латвия перешла с 1 января — увы, не знаю.
Выглядят венты в основном так (одна из коров на фоне одной из достопримечательностей). и что удивительно, даже в Латвии попадаются личности, усматривающие в этом ростки сепаратизма.

А ещё в Вентспилсе встречают Новый год на 33 минуты позже, чем в Риге и остальной Латвии — точно по местному (а не поясному) времени.

Напоследок сходим к вокзалу — конечному пункту Московско-Виндавской железной дороги. К мосту ведёт улица с забористым названием Сарканмуйжас дамбис (Красноусадебная дамба?), неплохо дающая представление о советских районах Вентспилса:

43.

Есть даже сталинки с закосом под барокко:

44.

Пешком я по той улице возвращался, а вот «туда» ехал маршруткой от Приморского парка. по паралельному мосту, так как основной мост был в этот момент разведён:

45.

Удивительно, но хотя я 12 раз был в Петербурге, это пока что первый и единственный разведённый мост, что я видел (правда, ещё доводилось постоять в очереди у подъёмного моста на Украине, но это не столь эффектно):

46.

Вокзал почти сразу за разводным мостом:

47.

На другом конце Московско-Виндавской дороги — Рижский вокзал российской столицы. Главной магистралью, как можно подумать из названия, она никогда не была — в основном грузовая линия, по которой на экспорт везли российские зерно, лес и текстиль, а на импорт — оборудование для московских (и не только) фабрик. Кроме того, она была коридором «восток-запад» для переброски войск грядущей Первой Мировой войны. На территории России она проходит через Великие Луки и Новосокольники, ещё недавно знаменитые своими ручными стрелками — последними оставшимися в Европейской части России (см. по ссылке выше), но вроде бы с весны-2010 их успели заменить чем-то посовременнее, ибо труд на них тяжкий, а путейцев на тех станциях было в несколько раз больше обычного. В Латвии она проходила через Крустпилс, Елгаву, Тукумс-2. и последний ныне конечная точка её пассажирских поездов.

48.

Ныне пассажирские поезда в Вентспилс не ходят, а в советское время был дизель из Риги и грузопассажирский из Лиепаи. Ещё раньше, в 1960-е, исчезла узкоколейка на Стенде и Дундагу. Товарняки идут напрямую в порт. Станция совершенно пустынна, но территория вокруг ремонтируется.

49.

На викимапии сказано, что тут будет новый вокзал (само собой, без ущерба для старого здания) — только для чего? С Вентспилса станется сделать какой-нибудь ретропоезд с паровозом, который будет возить сюда курортников от самой Риги.

50.

В следующей части погуляем по Старому городу.

ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Прогулка
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Латвия
Курземе
Вентспилс р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Вентспилс
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 4
РЕЙТИНГ
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Поделиться тайником

Описание окружающей местности

Всё началось 15 мая 2002 года. В этот день в латвийском Вентспилсе стартовал «Парад Коров». Город присоединится к Нью — Йорку, Чикаго, Сиднею, Лондону и другим крупнейшим городам мира, где ранее проходили такие же парады.
Открывал парад сам мэр города, на время мероприятия город наполнился туристами из Латвии и не только. Коров на параде было 25, они были расставлены по всему городу: детская пестрая корова, корова в виде нефтяного вентиля, корова — «одинокий остров», печально плавающая на привязи возле набережной, корова карабкающаяся по фонарному столбу. 24 августа 2002 года парад закончился, часть животных продали. И забылся бы этот парад, вот только жителям понравились коровы. И мэрия решила оставить семь лучших коров на своих местах.

Туристам в Вентспилсе очень нравятся скульптуры коров. Одну — ту, что у замка Ливонского ордена, — однажды даже похищали лиепайчане. Полиция пропажу нашла и вернула на место. А виновные объявили, что это была не кража, а такая художественная акция.
В других городах с того момента тоже проводились такие парады. Например, в Москве прошел арт-фестиваль «Парад коров — Москва 2005». Он завершился благотворительным аукционом. Самым дорогим лотом оказалась «Аврора, или Новое средство передвижения по городу», расписанная Андреем Макаревичем, которая ушла с молотка за 38 тысяч евро. Ну, прошел и забыли.
Но в Вентспилсе не так. За это время, коровы в Вентспилсе стали символом и фирменным знаком города. К ним добавлялись новые. Активно продаются, например, сувениры в виде коров.

Сколько их в городе сейчас? Я не знаю.

Мне известны следующие:
• Корова — чемодан (фото с ней в заголовке и второе сверху). 57° 23.655; 21° 33.021. Это моя любимая корова. Она огромная, красивая и добрая. -)
• Корова — танкер (третье фото). 57° 23.891; 21° 33.892. Сидя на ней можно сфотографироваться. Обратите внимание, кстати, на стоящие рядом урны в форме паровозных труб и вообще, походите по набережной.
• Корова — водолаз (четвёртое). 57° 23.801; 21° 33.585. У неё украли часть ласт. Интересно, кому понадобилось.
• Корова — моряк (пятое). 57° 23.984; 21° 31.826. Залихватский морячок, встречает всех приезжающих. Если пойдёте к ней — дойдите до маяка, оттуда вид красивый.
• Корова — девочка. 57° 23.833; 21° 33.733. Рядом с ней фотографируются подвыпившие русские туристы.
• Корова — клумба. 57° 23.369; 21° 32.945. Находится по дороге к набережной, не очень далеко.

Говорят, есть ещё корова-гамбургер, корова, лезущая на столб, эротическая корова и корова — баскетболист. Мы их так и не нашли. Дерзайте!