Коровы в абхазии

Сария Кварацхелия, Sputnik

На пыльной Красномаякской улице возле высотки играют дети. Два мальчика лет десяти объясняют девочке, что им с ней скучно играть. Увидев корреспондента с фотокамерой, один из них на велосипеде подкатывает и спрашивает:

— Вы насчет коров?

Мальчика зовут Карен. Журналисты в его двор заглядывают часто. И потому он уже имеет определенную сноровку в общении с ними. Сообразительный Карен без вопросов начинает рассказывать о главной проблеме родной улицы.

По его словам, им с друзьями приходится играть во дворе, а не на баскетбольной площадке, которая находится рядом.

— Там всегда пасутся коровы, — жалуется он. – Когда мы приходим играть, обычно выгоняем их. Но после коров мы все равно не можем там играть, потому что коровы после себя оставляют лепешки.

Для подтверждения своих слов мальчик предлагает пойти с ним и увидеть все своими глазами.

В метрах двадцати от жилого дома баскетбольная площадка, заросшая травой.

— Вот здесь мы играем в футбол, — проезжает вперед на велосипеде Карен. – А вот и коровы.

На площадке «восседают» три коровы. Жару они пережидают в теньке на площадке. Вечером, когда становится прохладней, животные перемещаются во двор.

— Коровы здесь везде гадят. Жители выходят и убирают за ними. Но это не все коровы. Обычно здесь их собирается до 17. Вон еще одна, — указывает наблюдательный пацан на полуразрушенное здание поблизости.

В руинах, среди мусора пасется еще одна корова. Есть чем. Отходы здесь выбрасывают из-за отсутствия мусорных контейнеров.

— Коровы либо здесь на площадке пасутся, либо питаются в этом здании всяким отходами, — констатирует Карен.

Отдых с коровами

Карен предлагает поговорить с отцом, который, по словам мальчика, лучше знаком с проблемами жителей улицы.

— Вон там он стоит, — указывает мальчик на мужчину в конце улицы. – Он вам лучше меня обо всем расскажет.

Карен мчится на своем велосипеде вперед и предупреждает отца, который занят разговором с соседкой.

Авик, так зовут отца Карена, уже много лет со своей семьей живет на Красномаякской. Для убедительности приглашает в свидетели соседку.

— Вы подойдите сюда. Здесь не я один могу рассказать о коровах. Вот, Татьяна тоже расскажет, — подзывает Авик.

Читайте так же:

  • Бык бантенг Испокон веков быки и коровы считались самыми выгодными в домашнем содержании животными. Они были одними из первых приручены человеком, а на данный момент являются основными поставщиками […]
  • Сколько было коров у юсси За спичками Мосфильм, 1980 г. Вопрос: куда в шутку собрались уехать друзья Антти и Юсси? Ответ: в Америку. — Эй, постойте! Куда вы? — Скажи, что в Америку едем. — Юсси в Америку едет. А […]
  • Беломышечная болезнь теленка история болезни БЕЛОМЫШЕЧНАЯ БОЛЕЗНЬ , болезнь молодняка с.-х. животных, характеризующаяся нарушениями обмена веществ, функциональными и морфологич. изменениями миокарда и скелетных мышц. Чаще наблюдается […]
  • Запах ацетона изо рта у коров Ацетонемия — острое или подострое тяжелое заболевание молочных коров, сопровождающееся глубоким нарушением обмена веществ, ацидозом, накоплением в тканях и крови кетоновых тел и выделением […]
  • Что едят козы коровы и овцы Коза и овца в русских народных верованиях и представлениях Приближающийся 2015 год будет посвящен астрологическому знаку Козы, или Овцы. Сначала немного о самих этих животных, которые […]
  • Средний надой молока с одной коровы К 2025 году объемы производства молока в России должны достигнуть примерно 34 млн т, сказал «Интерфаксу» директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Харон […]

Татьяна из окна первого этажа докладывает о мучениях с бродячими коровами.

— В администрацию города обращались с просьбой решить проблему с коровами, но там ответили, что ничего не могут поделать. И с телевидения приезжали. Снимали. Потом коров куда-то загнали, но спустя некоторое время коровы опять гуляют по улице и по берегу моря, — жалуется она.

По словам Татьяны, туристы, которые останавливаются на Красномаякской, возмущаются, что им приходится загорать вместе с буренками.

— Если можете, помогите навести порядок, — с отчаянием в голосе просит она.

На сегодняшний день жители улицы своими силами поддерживают чистоту. Даже пытаются облагораживать улицу – сажают цветы и деревья. Однако набеги крупнорогатых не оставляют такому озеленению шансов. Если бы только это.

— Мы сажаем цветочки и другие растения, а коровы приходят и все уничтожают. Куда смотрят городские власти? Из-за коров происходит столько аварий на дорогах, — жалуется Татьяна.

По данным ГАИ, ежегодно около 17% дорожно-транспортных происшествий происходят в республике из-за бродячей скотины.

Коровы без прописки

— Вы посмотрите, как мы живем. Здесь живут наши дети. Это мои дети. Точнее вот этот, — мужчина указывает на Карена. – Что он видел здесь, кроме бродячих коров и собак? Ему уже 10 лет. Подрос. А нормальных развлечений в его жизни так и не было.

По словам Авика, он вместе с другими жителями улицы пытался выяснить, чья скотина. Но все попытки оказались безуспешными.

— Мы пытались узнать, откуда появились эти коровы на нашей улице. Они приходят сюда из Эшеры или кто-то из городских жителей держит у себя. Но зачастую коровы отсюда и не уходят. Такое ощущение, что у них вовсе и нет дома.

Отловом крупного рогатого скота в столице занимаются сотрудники муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство».

— Мы каждый день патрулируем город. Сотрудники «Спецавтохозяйства» сразу же отзываются на каждый сигнал. Если видим скотину в городе, то сразу забираем, находим хозяев. Размер штрафа составляет 5000 рублей. Обычно после первых предупреждений люди перестают выпускать коров в город, — поясняет директор «Спецавтохозяйства» Саид Кур-ипа.

Сегодня в центре Сухума, говорит директор, нельзя увидеть скотину, но в районах проблему не удается решить.

— Особый случай район Маяка, — рассказывает Кур-ипа, — там очень много частных домов. Эти частники и держат у себя скотину. Но случаи бывают разные. Есть люди, которые нуждаются, и корова зачастую – единственная кормилица, и таких людей можно понять. А есть люди, которые живут в достатке, но все равно продолжают разводить скотину. И более того, выпускают в город, на набережную.

Единственная кормилица

После долгих поисков хозяев, один нашелся.

Сулико живет в селе Ачадара, которое граничит со столицей. Он держит у себя дома трех коров и двух телят. Обычно сельский житель выпускает коров пастись на поле. Но так как Сулико приходится работать, то не всегда удается приглядывать за подопечными.

— Иногда они выходят в город. Из «Спецавтохозяйства» мне звонят, я иду и пригоняю коров обратно, — признается он.

По словам Сулико, скотину он разводит не от хорошей жизни. Зарплата у него маленькая.

— Я имею семью. Двое студентов. Их нужно на ноги ставить, образование давать. А одной зарплатой не протянуть. Коровы – наши единственные кормилицы. Я понимаю, что городских жителей это раздражает, но что мне делать? Я их не выпускаю в город, они сами иногда туда идут. Но ведь за ними не всегда уследишь, — сетует Сулико.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Те кто бывал в Абхазии, наверняка замечали на улицах крупный рогатый скот, частое явление увидеть коров лежащих посреди дороги и там это считается нормальным. В администрации города с этой проблемой никак не помогают, или просто закрывают на это глаза.

Почему так происходит?

Коров в большинстве случаев не привязывают и отпускают выгуливаться самостоятельно, а они тем самым уходят в город или куда глаза глядят, часто их можно встретить среди мусора, где они отыскивают себе еду, а в солнечные жаркие дни обычно прячутся в тень, где-нибудь во дворе, а после себя оставляют не приятные кучки.. Местные жители конечно стараются убирать все это дело и жалуются на бродячих коров. Да что говорить о улицах, коровы зачастую появляются и на пляжах, а это не очень приятное зрелище, особенно для туриста, который приехал отдохнуть на море. Из-за крупного рогатого скота не редко происходят и аварии на дорогах, так как водитель не всегда успевает среагировать на животное.

Конечно в курортных городах и в столице Абхазии с этой проблемой стараются в большей степени бороться и вы редко встретите такое явление там, а вот в районах это происходит постоянно. Некоторые коровы принадлежат какому-либо человеку, а вот есть и те, которые вовсе бродячие и у них нет дома, вот и скитаются по городам в поиске еды.

На днях из интервью абхазскому СМИ начальника республиканской госавтоинспекции Нугзара Шоуа узнал, что 17% всех дорожно-транспортных происшествий в Абхазии происходят из-за крупного рогатого скота, который пасется на дорогах без присмотра хозяев. Цифра впечатлила. Хотя о случаях таких ДТП слышал не раз, но не думал, что они составляют почти пятую часть всех аварий на дорогах.

В большинстве случаев, говорят специалисты, наезды на крупный рогатый скот происходят за городом в темное время суток, так как именно в это время ухудшается видимость дороги, а скорость автомобиля там намного выше, чем в городе. И тут мне отчетливо вспомнилось, что единственное в жизни, слава Богу, ДТП, в которое мне пришлось попасть, было именно таким. Несколько лет назад мы, несколько журналистов, включая гостью из Москвы, возвращались на машине под вечер в Сухум из одного из горных сел Гудаутского района. Настроение, благодаря, в частности, богатому журналистскому улову в тот день, было приподнятым. В декабре темнеет рано, и мы, оживленно разговаривая, даже не заметили, как в районе села Приморское на землю опустились сумерки. И вдруг легковушка будто взмыла вверх… И сразу же раздался мучительный рев коровы, которая вальяжно лежала до этого на шоссе аккурат на нашем пути и в бок которой мы въехали. Водитель наш был опытный, с большим стажем, но тут соединилось несколько неблагоприятных обстоятельств: он ехал на чужой, непривычной ему, одолженной на день машине, в которой было зачем-то затемнено лобовое стекло, а в момент перед наездом он еще решил вставить свои «пять копеек» в общий разговор… Кое-кто из пассажиров в салоне получил легкие ушибы, но больше всего от столкновения пострадали обездвиженные корова и автомобиль. Слушать вблизи жалобное мычание травмированного животного было нестерпимо, и мы вручную откатили машину метров на сто вперед. Водитель по мобильнику сообщил о ЧП взрослому сыну, и тот через минут сорок приехал на своей легковушке и доставил в Сухум и нас, и – на буксире – неисправную машину. Пока мы его дожидались, рассуждали между собой о том, кто теперь кому должен за нанесенный ущерб: мы владельцу коровы, или он нам? Остановились на нулевом варианте и уехали с места происшествия домой. За ремонт одолженной машины, к счастью, небольшой, как организатору поездки, пришлось платить мне. Хочу надеяться, что несчастная корова выжила.

«Священные» коровы-убийцы

No media source currently available

По словам Нугзара Шоуа, согласно правилам дорожного движения, ответственность за ДТП с участием домашних животных обязаны нести их хозяева, а не водитель, совершивший наезд на животное. Однако в реальности зачастую владелец домашнего животного пытается взыскать ущерб с водителя. Впрочем, многое тут зависит от цены автомобиля. Если от безнадзорной коровы серьезно пострадала какая-нибудь «крутая тачка», стоящая целое большое стадо коров, то тогда владелец ее предпочитает от нее вообще отказаться: как говорится, я не я, и корова не моя.

Коровы, группами встречающие автомобилистов, стоя на дорогах, прежде всего на центральной трассе, стали привычной картинкой в Абхазии. Некоторые туристы, говорят, воспринимают это как любопытную экзотику. Иным даже приходило в голову: не считаются ли они у нас, как в Индии, священными животными? На самом деле, как приходилось читать, в летнюю жару коров влечет к разогретому асфальту то, что он отпугивает многочисленных насекомых, которые так докучают домашним животным. А зимой? Просто привычка?

Явление это присуще не только Абхазии, но и соседним регионам. Самый известный случай – то, как в октябре 1989 года в результате ДТП из-за бродячей коровы на шоссе в Западной Грузии погиб соратник Звиада Гамсахурдиа Мераб Костава.

Кстати, как быть, если коровы стоят на пути автомашины и нагло не пропускают? Выезжать на встречную полосу – грубое нарушение ПДД. Гаишники говорят, что тут один выход – остановить машину, выйти и отогнать скот.

Еще один аспект проблемы – борьба властей с бродячим скотом в городской черте. Тут про ДТП я не припоминаю, но вид городов, прежде всего столицы Абхазии, это явление, безусловно, портит. В первые послевоенные годы, когда люди выживали как могли, доводилось видеть коров, пасущихся даже в скверах в центре города, и слышать о некоем жителе Нового района, который умудрялся держать корову в соседней пустующей квартире на первом этаже девятиэтажки.

Вчера вечером я сидел в гостях у дальнего родственника, который живет в частном доме на окраине Сухума и держит двух коров, из молока которых хозяйка дома замечательно готовит сыр и другие вкусные вещи. Участники маленького застолья не могли не завести разговор о последних грозных предупреждениях городской администрации: что после вторичного попадания домашнего скота на «штрафплощадку» он будет отправляться на мясокомбинат. «Таких «последних предупреждений» городских властей на моей памяти было десятки, – сказал я, – но что-то не помню хоть одного случая, когда эта угроза была претворена в жизнь».

И впрямь, много тут неясностей с правовой точки зрения. Если подобное и впрямь произойдет, то куда и кому пойдет мясо? Кто-то должен тут брать ответственность за решение на себя, а кому охота это делать, а потом участвовать в разборках с владельцем скота? Так что это наверняка просто такой психологический прием.

Борьба с бродячим скотом велась еще и на страницах газеты «Советская Абхазия», в которой я некогда работал. Мало того, когда я увлекся чтением в Госархиве подшивок газеты «Сухумский вестник», выходившей в первые годы двадцатого века, выяснил для себя, что и тогда в городе эта проблема была весьма актуальна.

Мелкие коровы породы «абхазская ребристая», как шутливо называли ее еще в моем детстве, привыкли, как кошки, гулять сами по себе и возвращаться, пощипав травку, домой самостоятельно. Или, точнее, как козы. И вот уже больше века у сухумцев, живущих на городских окраинах, власти (царские, советские, нынешние) не могут отбить привычку выгонять скот на выпас без присмотра. Что ж, тут, наверное, тот случай, когда прекращать борьбу нельзя, чтобы город не стал напоминать обилием скота в нем индийскую или африканскую деревушку, но и надеяться на полную и окончательную победу в обозримом будущем не стоит.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Решил немного разрядить ситуацию вокруг Абхазии и Кодорского ущелья.
В Абхазии всегда была такая традиция, домашний скот выпускать пастись прямо на улицу. Их никто не контролировал, она сами ходили по улицам и жевали траву и кустарники. Единственные, кому это не нравилось, собаки во дворах и улицах. Они просто гонялись за ними с лаем. Особую опасность представляли коровы, расположившиеся прямо на трасах, из-за чего водителям приходится вилять вокруг них. И при этой свободе действий, этих коров вообще никто не крал.
А они, чуствуя неприкосновенность, все больше наглели. Ложились на дорогу целыми стадами)))

Абхазия — страна коров


Рога и копыта


«Местные жители на экскурсии»

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал76
  • В друзьях у
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов
  • Правила
  • Посмотреть все предложения по Промо

Comments

блин я помню они прям по улицам в Сухуми гуляли. У меня тогда бабушка с дедушкой на ул. Багратиони жили.

Эх, а еще там рядом лаваш делали в такой круглой печке ням-ням.

На двойную разницу с отелями Турции абхазы покупают «Хаммеры» и «Лексусы». Рассказ изнутри

В то время как треть российских туристов отдыхает этим летом в Турции, остальные пробуют доступный отдых на других курортах. Журналист «URA.RU» Данил Бардин выбрал Абхазию — знакомый постсоветский курорт, на котором счастливо проводил лето дважды. Но даже если не считать новостей об убийстве российского туриста (об этом Данил рассказывал в предыдущем репортаже) в Абхазию он больше ни ногой.

До нынешней поездки я был в Абхазии дважды — в 2007 и 2011 годах. В памяти остались чистое море, потрясающая природа, вкуснейшая еда и гостеприимное население. В этом году я решил повторить визит на Кавказ. Открытого шенгена у меня не было, Кипр и Черногория не устраивали по цене, в Турцию не хотелось, до Вьетнама и Китая смущал долгий перелет. Кроме того, год назад я великолепно отдохнул в соседней с Абхазией Грузии, поэтому, взвесив все за и против, я решил освежить воспоминания о стране.

Я остановился в достаточно типичном для Абхазии трехзвездочном отеле в пригороде города Гудаута. Отель 2015 года, ухоженный, с трехразовым питанием. Рацион скудный — всего два вида блюда на выбор. С утра каша или яичница, в обед супы и второе, то же самое на ужин. Фруктов и выпечки не давали. Впрочем, приготовлено вкусно, голодным не останешься. Внутри номеров хороший евроремонт: горячая вода была без перебоев, кондиционер спасал от ночной духоты и комаров. Wi-Fi, правда только на рецепции. Впрочем, на отдыхе это скорее плюс, чем минус.

Пляжи в Абхазии галечные, дикие, привычных по Турции и Египту лежаков и зонтиков нет. За 100 рублей в день вам могут предложить грубо-сколоченную деревянную доску — вот и весь сервис. Для защиты от солнца стоит несколько брезентовых тентов. На всех туристов их не хватает. Кто пришел последний — сгорает на солнце. Рядом с людьми отдыхают коровы — в Абхазии животное такое же распространенное, как голуби в Екатеринбурге. За скотом никто не следит. Буренки спокойно щиплют траву, бодаются и справляют нужду, где захотят, будь то лужайка перед отелем, пляж или оживленная трасса.

В Абхазии вкусная кухня, практически слово в слово повторяющая грузинскую. Любителям шашлыка, хачапури и хинкали есть чем себя побаловать. Вот только цены высоченные. За 4-5 кусочков свинины на шампуре придется выложить минимум 250 рублей. Средний обед в прибрежном кафе на двоих выходит в 1500 рублей — совсем не бюджетный отдых. Та же беда с фруктами — килограмм местной черешни стоит, как в Екатеринбурге — 210 рублей, персики — 160 рублей. Радуют лишь демократичные цены на вино. За 225 рублей вам нальют полтора литра прелестной «Хванчкары» или «Лыхны».

Нажитые на диких ценах деньги абхазы тратят на личные авто. Наверное, больше половины машин в стране — это подержанные «Мерседесы» и «Ауди». Наиболее зажиточные абхазы красуются на новеньких «Лексусах» и «Хаммерах».

Передвигаться по Абхазии можно на такси (неразумно дорого, но быстро) или на маршрутках (недорого, но очень долго). Ценник на такси начинается со 150 рублей. Это цена за переезд на соседнюю улицу. Если увидят, что вы с сумками, накинут полтинник сверху. Поездка от столичного Сухуми до границы с Россией обойдется в 3-4 тысячи рублей, как сторгуетесь. На счастье, между городами ходят маршрутки. Цена — от 50 до 150 рублей — в зависимости от расстояния. Главный минус — регулярность. Абхазы не поедут, если в автобусе не заняты все места. Во время моего путешествия один раз ожидание затянулось почти на час — в итоге мы уехали на попутной машине. В Абхазию можно приехать и на своем авто, но, по словам местных, нужно сразу приготовиться к поборам. Абхазские гаишники обожают штрафовать автомобили с российскими номерами.

Отношение местных к туристам, пожалуй, основная причина отказаться от посещения Абхазии. Несколько лет назад к приезжим относились как к гостям. Местные жители были вежливы, предупредительны и не задирали цены. Сейчас же россиянин в глазах многих абхазов — объект наживы. Если где-то есть возможность содрать с отдыхающего денег, абхазы ей воспользуются. Так, во время экскурсии на Рицу наш гид предложил группе проехать до двух водопадов за «скромную» доплату в 300 рублей с человека. Группа вяло начала протестовать, тогда абхаз рявкнул, что несогласных сейчас высадят, и дал сигнал водителю стартовать. Водопады были красивыми, но такое отношение все портит.

Такая же история с другой важнейшей достопримечательностью — Новоафонским монастырем. Поднимаясь на развалины старой башни, вы удивитесь: на последних 200 метрах хитрые абхазы берут по 200 рублей за подъем.

Есть и проблема безопасности. С одной стороны, среди абхазов установлено негласное правило не нападать на приносящих деньги россиян. С другой, даже местные признаются, что туристам не стоит брать с собой сумки — могут ограбить или обокрасть. Не стоит ездить в Абхазию без мужчин.

Любвеобильная кавказская молодежь не стесняется проявлять внимание к приезжим дамам. Пару раз мне с другом приходилось буквально отгонять местных от нашей общей знакомой. Люди пожилого возраста настроены более дружелюбно: посоветуют дорогу, расскажут об интересных местах и даже дадут попробовать вино или фрукты перед покупкой.

Недельный тур в Абхазию с перелетом из Екатеринбурга обойдется примерно в 25-30 тысяч рублей с человека. Еще около 10-15 тысяч останется в стране при условии экономии. Как интересное с точки зрения природных чудес место, Абхазия своих денег стоит. Если же вам хочется спокойного отдыха, то стоит выбрать более традиционные направления, ту же Турцию, Грецию или Вьетнам. Сам я в ближайшее время в Абхазию возвращаться не буду. Неразведанных красот природы в мире еще много, а от былого абхазского радушия, увы, почти ничего не осталось. Да и шашлык, если честно, в Грузии был вкуснее.

Общие сведения о стране

Абхазский. Русский язык признается языком государственных и других учреждений.

8660 км?. Абхазия расположена в северо-западной части Закавказья, между реками Псоу и Ингур, на юго-западе омывается Чёрным морем.
Абхазское побережье Черного моря, мало изрезанное, имеет протяженность более 210 км. Морские просторы, широкие галечные пляжи, субтропическая растительность, бурные реки и вершины Большого Кавказа придают Абхазии исключительную живописность.

Часовой пояс UTC+3. Разницы во времени между Абхазией и Москвой нет.

Праздничные и нерабочие дни:

1, 2 января — Новый год;
7 января — Рождество Христово;
14 января — Ажьырныхуа (День сотворения мира, обновления);
8 марта — Международный женский день;
1 мая – Праздник Труда;
9 мая — День Победы;
23 мая – День Святого Апостола Симона Кананита;
26 августа – День международного признания независимости Республики Абхазия;
28 августа – День успения Пресвятой Богородицы;
30 сентября — День независимости (освобождения) Республики Абхазия;
дата устанавливается ежегодно — Курбанныхуа (Курбан-байрам);
26 ноября — День Конституции Республики Абхазия.

Климат Абхазии обусловлен её прибрежным положением и наличием высокогорных хребтов.
На побережье климат влажный субтропический.
Средняя температура в январе колеблется от +2 до +4 °C, в августе — от +22 до +24 °C.
Среднее количество осадков — около 1500 мм в год.
В горах четко выражена высотная поясность, что обусловливает большие различия в климате различных горных местностей.
Зона субтропического климата в горах простирается приблизительно до отметки 400 м.
Вечные снега лежат на высоте от 2700—3000 м.

Транспортное сообщение с Россией:

Автомобильное. Имеется пассажирское железнодорожное сообщение по маршруту Москва — Сухум, в летний период (примерно с мая по октябрь) вводится график движения с ежедневным отправлением, в остальное время график движения может меняться от отправления через день до одного раза в четыре дня. От аэропорта и железнодорожного вокзала в Адлере до границы с Абхазией организовано движение маршрутных такси. С абхазской стороны от границы до основных населенных пунктов также можно добраться на маршрутках. Стоимость проезда до Сухума составляет от 150 рублей и выше.

Требования въезда, пребывания и транзитного проезда

Получение визы. Пересечение российско-абхазской границы для граждан России осуществляется без виз по действительному российскому внутреннему или заграничному паспорту. В связи с проводимой абхазскими компетентными органами проверкой иностранных граждан на предмет причастности к боевым действиям на территории Абхазии на стороне Грузии, лицам грузинской национальности (в том числе гражданам России) для въезда в страну требуется разрешение Службы государственной безопасности Республики Абхазия.
По прибытии в Абхазию иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в течение 3 суток в органах внутренних дел. Проживающих в гостинице регистрирует администрация гостиницы.

Получение вида на жительство. Возможность получения вида на жительство в Абхазии законодательно предусмотрена, однако на практике такой документ выдается крайне редко.

Поездки с детьми. Пересечение российско-абхазской границы детьми в возрасте до 14 лет осуществляется по свидетельству о рождении с подтверждением наличия у ребенка российского гражданства (вкладыш о гражданстве, штамп уполномоченного органа).
При пересечении границы с ребенком в сопровождении одного из родителей нотариальное согласие второго родителя на выезд ребенка не требуется.

Наличие действительного российского внутреннего или заграничного паспорта.
Внимание. Не рекомендуется посещение Грузии с загранпаспортом, в котором проставлена отметка о пересечении российско-абхазской границы.

Особенности въезда через разные пункты пропуска:

Пересечь российско-абхазскую границу можно по автомобильному переезду и пешеходному переходу , которые расположены в непосредственной близости друг от друга на реке Псоу (МАПП «Адлер», граница Краснодарского края и Абхазии).

Абхазское таможенное законодательство в основном повторяет таможенное законодательство России.
При въезде в Абхазию на автомобиле необходимо заполнить таможенную декларацию на транспортное средство. Если автомобиль будет находиться на территории Абхазии более трех суток, его нужно зарегистрировать непосредственно на границе.
Физические лица, следующие из России на территорию Абхазии, имеют право провозить через российско-абхазскую границу товары, предназначенные для личного пользования.
При осуществлении поездок в Республику Абхазия рекомендуем ознакомиться с информацией о таможенных правилах и правилах провоза товаров на интернет-сайте Государственного таможенного комитета Республики Абхазия – http://www.customsra.com/—2-c20ff

Предметы, запрещенные к ввозу/вывозу:

Запрещен ввоз сильнодействующих наркотических и отравляющих веществ и др. С подробным перечнем таких веществ рекомендуем ознакомиться на и нтернет-сайте Государственного таможенного комитета Республики Абхазия.

Осуществляется санитарный, ветеринарный, а также фитосанитарный контроль.

Карантин при ввозе домашних животных в Абхазию отсутствует.

Вопросы безопасности путешественника

Вероятность совершения террористических актов невысока.

Уровень преступности в Абхазии весьма высок, наиболее распространены кражи (особенно мелкого имущества), грабежи, хулиганство, мошенничество.
Кражи денег (зачастую вместе с документами) совершаются на пляже, в местах проживания в частном секторе, из припаркованных автомобилей.

Посещение различных районов страны:

Посещение всех районов страны гражданами России беспрепятственное, за исключением приграничных с Грузией территорий Гальского района, а также территории Кодорского ущелья, где требуется разрешение Службы государственной безопасности Абхазии.

В целях безопасности не рекомендуется индивидуальное, не в составе организованной туристической группы, посещение удаленных горных районов республики, а также Гальского района.

В Абхазии одна основная трасса, проложенная через всю республику по побережью Черного моря от российско-абхазской границы до границы с Грузией. Вдоль этой трассы расположены практически все места отдыха в республике.
Дорожное покрытие трассы в основном удовлетворительное, в то же время на отдельных участках имеют место проседания из-за протекающих под землей рек и ручьев.
На трассе множество крутых поворотов, опасных как сами по себе, так еще и тем, что на выходе из поворота можно столкнуться с неожиданным препятствием в виде лошадей и коров, расположившихся непосредственно на проезжей части. В связи с этим следует соблюдать осторожность за рулем.

Основные виды топлива:

На АЗС Абхазии можно заправиться дизельным топливом, стоимость которого составляет 34 руб. 50 коп. за литр и бензином АИ-92 — 35 руб., АИ-95 — 37 руб. 50 коп.

Наличие стояночных мест:

Парковка в населенных пунктах, как правило, не регламентирована. Платные парковки редки и встречаются только на туристических объектах либо возле отдельных ресторанов. Обычно такие парковки не выдают никаких документов, подтверждающих прием автомобиля на хранение, стоимость парковки составляет от 50 руб., суточной стоянки — от 100 до 200 руб.

Необходимость уплаты дорожного налога:

Платных автодорог в Абхазии нет.

Возможность использования национального российского водительского удостоверения:

Для пересечения границы на автомобиле водителю необходимо иметь водительское удостоверение и техпаспорт на автомобиль. В случае пересечения границы на автомобиле, принадлежащем другому лицу, требуется также генеральная доверенность от собственника автомобиля, где должно быть отдельно указано право выезда на автомобиле за пределы Российской Федерации.

Аренда автотранспортных средств:

Возможность аренды автотранспортных средств в Абхазии ограничена.

Ваши действия в случае ДТП:

В случае ДТП необходимо вызвать ГАИ, отказаться от урегулирования конфликта иными способами, вести себя спокойно, автомобиль до приезда сотрудников ГАИ не перемещать.
По возможности следует взять контактные телефоны свидетелей, самому сфотографировать/снять на видео место ДТП и повреждения автотранспортных средств.
Составленный протокол и схему ДТП нужно внимательно изучить, в случае несоответствия вежливо, корректно настоять на внесении изменений.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы не оставить в протоколе и схеме ДТП мест для возможных последующих коррекций (по возможности получить ксерокопии протокола и схемы ДТП).
В случае если протокол и схема ДТП не соответствуют действительности, требуйте внести в протокол Ваши замечания.

Местные законы и обычаи

Устоявшиеся нормы поведения:

Каких-либо жестких традиций и обычаев, несоблюдение которых может повлечь за собой конфликт, в настоящее время нет.
Вместе с тем даже в прибрежных курортных районах не следует находиться на улице населенного пункта, а тем более посещать общественные места (ресторан, магазин и т. п.) в купальных костюмах либо в излишне открытой одежде (особенно для женщин). Это вызывает негативную реакцию местных жителей, в результате чего может возникнуть конфликт.

Наказания за различные виды преступлений:

Абхазское уголовное законодательство весьма сходно с российским.

Семейное законодательство страны:

При расторжении брака вопрос о том, с кем будет проживать несовершеннолетний ребенок, решается судом исходя из интересов ребенка. При этом второй родитель сохраняет в отношении ребенка все права, которые предусмотрены российским законодательством.

Местное законодательство о приобретении иностранцами собственности на территории страны:

В настоящее время абхазское законодательство не предусматривает возможности приобретения иностранными гражданами, в том числе россиянами, недвижимости в Абхазии.

Опасности для здоровья, типичные болезни:

Каких-либо болезней, типичных именно для данного региона, нет.
Большинство прибывающих на отдых россиян могут столкнуться с особенностями пищевого рациона в Абхазии: в национальной кухне много острых и жирных блюд, что может отразиться на состоянии желудка.
К расстройству желудка может привести попадание в организм морской воды во время купания, ввиду недостаточного количества сооружений очистки сточных вод.

Особенности медицинского обслуживания:

Уровень медицинского обслуживания в Абхазии в целом оставляет желать лучшего. Наиболее качественное медобслуживание предоставляется в Республиканской больнице (г. Сухум).

В Абхазии существует возможность сделать практически все основные медицинские прививки от заболеваний, аналогичные применяемым в РФ.

В соответствии с законодательством Абхазии обязательным для иностранных граждан является страхование от несчастных случаев и страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Страховки можно оформить в офисах единственной в республике страховой компании ООО Государственная страховая компания «Абхазгосстрах» в Сухуме (ул. Чочуа, д. 2) и Гагре (ул. Димердж-ипа, д. 45, к. №7). Подать заявку на оформление страхового полиса также можно на интернет-сайте компании: www.abkhazgosstrakh.ru.
Тарифы на оформление страховки:

от несчастного случая:
— на срок до 3 дней — 30 руб.;
— до 1 месяца — 250 руб.;
— от 1 до 6 месяцев — 750 руб.;

автогражданской ответственности:
— до 3 дней — 200 руб.;
— до 1 месяца — 500 руб.;
— до 6 месяцев — 2000 руб.

Гостиницы, дома отдыха, пансионаты, как правило, сами оформляют страховки своим постояльцам, поэтому стоимость страховки включается в плату за проживание.

Срочная медицинская помощь:

Скорую помощь можно вызвать, так же как в России, набрав 03, либо 003 (с мобильного).
В г. Сухум функционируют несколько дежурных аптек: ул. Эшба, 175 (рядом с Республиканской больницей) и ул. Ардзинба, 71 (напротив 2-ой городской больницы)

Срочная ветеринарная помощь:

Для российских инвесторов в Абхазии действует режим наибольшего благоприятствования. Законодательство республики предоставляет им существенные налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога на прибыль и налога на имущество). По закону российские инвестиции в республике не могут прямо или косвенно экспроприироваться и национализироваться. После выполнения всех налоговых и иных предусмотренных законом обязательств инвесторы имеют право на беспрепятственный перевод за границу платежей в российских рублях или любой свободно конвертируемой валюте.
По состоянию на июнь 2017 года в Абхазии функционирует 241 совместное предприятие и 237 предприятий со 100% российским капиталом.
Вместе с тем российские инвесторы в Абхазии периодически сталкиваются с проблемами, связанными с имеющимися пробелами в инвестиционном и земельном законодательствах, а также недостатками в сфере правоприменения.
Между Россией и Абхазией с 9 октября 2009 года действует межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Телефоны экстренных служб:
— пожарная служба — 01 (001 с мобильного);
— милиция — 02 (002 с мобильного);
— скорая помощь — 03 (003 с мобильного).
Можно позвонить с городских телефонов любого населенного пункта.
При возникновении угрозы безопасности можно также обращаться в республиканскую дежурную часть МВД Абхазии в г. Сухум:
(8-10-840) 226-41-41;
(8-10-840) 226-14-38.
Находясь в Гагрском районе, можно также звонить в дежурную часть Гагрского РУВД — (8-10-840) 234-11-71.

Транспорт. Стоимость проезда в троллейбусе составляет 5 рублей, в автобусе — 10 рублей, в маршрутке — 15 рублей, в такси — от 100 до 200 рублей.

Обед в ресторане среднего класса. Стоимость обеда в ресторане обойдется примерно в 500—600 рублей (минимально).

Номер в гостинице среднего класса. Стоимость номера в гостинице составляет около 1500 рублей, в сезон цены могут вырасти в 1,5—2 раза.

Часы работы продовольственных и промтоварных магазинов. Магазины работают, как правило, с 09.00–10.00 до 17.00–18.00.
Есть также небольшие продуктовые магазины, которые работают допоздна или круглосуточно.

Наличие мобильной связи. В Абхазии функционируют два оператора мобильной связи «А-мобайл» и «Аквафон», при этом существует возможность пользоваться мобильным Интернетом в формате 4G.

Порядок пользования телефоном-автоматом. Телефонов-автоматов в Абхазии нет.

Наличие банкоматов и распространение кредитных карт. В республике установлено несколько банкоматов в городах Сухум и Гагре, планируется увеличить их количество, однако в настоящее время лучше иметь с собой наличные. За один раз с любой банковской карты можно снять неограниченную сумму (комиссия 2 %).
Практика оформления tax free. Не оформляется.

Электрическое напряжение в сети.
Напряжение в сети 220 В.

Наличие общественных туалетов. Общественных туалетов в Абхазии мало, установлены они, как правило, на территории туристических объектов и вдоль трассы Псоу — Сухум.

Удаленность от центра города железнодорожного, автобусного вокзалов и аэропорта, транспортное сообщение с ними:

Сухум — столица Абхазии — небольшой город, поэтому из любой его части до авто- и железнодорожного вокзалов можно добраться менее чем за 20 минут на автобусе, троллейбусе или такси.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зухба Сергей Ладович, Малия Елена Михайловна

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зухба Сергей Ладович, Малия Елена Михайловна

Текст научной работы на тему «Ахын покровитель крупного рогатого скота в абхазско-адыгской мифологии»

?УДК 801.6: 7.031 ББК 82.3 (235.7)

С. Л. Зухба, Е.М. Малия

Ахын — покровитель крупного рогатого скота в абхазско-адыгской мифологии

В статье подробно изучены все основные сведения покровителя и божества крупного рогатого скота в абхазо-адыгской мифологии. Широко использованы, как фольклорные, так и этнографические материалы абхазов и адыгов.

Покровители животноводства, божества языческого пантеона, образ Ахына, обряды жертвоприношения, самошествующая корова, Ахынова корова, морское божество.

В науке хорошо известно, что предки современных абхазов занимались с древнейших времен скотоводством, являвшимся главным хозяйственным занятием мужчин вплоть до XIX века. В различных местах Абхазии архее-ологами «выявлены многочисленные остатки домашних животных, а также их изображения. На памятниках колхидско-кобанской культуры (XII-VI вв. до н.э.), при отсутствии земледельческих орнаментов, широко представлены изображения или. скульптурные фигурки собаки, козла, кабана, оленя, быка, птиц, лошади, которая, как сказано, появляется в Закавказье с конца II тысячелетия до н.э.» [В: 205].

Аналогичную роль играло животноводческое хозяйство и у адыгов. О важности животноводства, о многовековом опыте его ведения у адыгов свидетельствуют археологические раскопки, многочисленные методы лечения животных от болезней, большое количество животноводческих терминов, приметы, поверья, пословицы и т. д.

Естественно, что в мифологии и религии абхазов и адыгов имеется несколько божеств и покровителей животноводства.

В абхазо-адыгском языческом пантеоне одним из могучих было божество по имени Ахын (Ахына, Ахин). Насколько нам известно, в живом бытовании, в народе имя этого божества, обряды и обычаи, связанные с ним, у адыгов до наших дней не дошли. Однако, в литературе, начиная от Хан-Гирея, почти всеми авторами, кто писал о религиозных верованиях

адыгов, Ахын признается божеством, покровителем крупного рогатого скота.

Разновременно зафиксированы и опубликованы несколько преданий о могуществе Ахына. Из существующих публикаций наиболее достоверным нам представляется текст предания, изданный М.Е. Талпой. По объему текст небольшой, но он дает довольно яркое представление об Ахыне.

Приведем его полностью:

«Ахыном мы называем Черное море. Именем Ахына клялись — существовало это как обычай. «Ахын, не отдам! Ахын, не знаю», -вот как говорили. Басхаги, что ни год, для угождения Ахыну закалывали корову. Говорят, таковы должны были быть приметы той коровы: масти совершенно черной без белой звездочки на лбу. Если и была корова вся черная, а только кончик хвоста белый, уже она считалась непригодной. Если в стаде обнаруживалась корова указанной масти, почитали ту корову посланной Ахыном. Оттого и называли ее: «Ахыном ниспосланная». В предназначенный срок такую корову приносили в жертву Ахыну. Черное море, именуемое Ахыном — море студеное, очень холодное. Бушуют на нем ветры, налетают с того моря на берег частые ураганы и бури.

И так, как эти вихри приносили большие опустошения, то, пожалуй, верно будет, что в древние времена люди очень боялись Ахына, и Ахын почитался ими как божество грозное, страшное. Ахыну поклонялись как божеству».

Есть и другой рассказ:

«Будто бы существовал какой-то человек, называвшийся Ахыном. Этого человека представляли огромным, высоким, могучего телосложения, с виду страшным, дико уродливым, а по силе, храбрости и мужеству несравненным. В те далекие времена пребывавшие в страхе люди могли пользоваться для крепкой клятвы именем этого человека из-за устрашающего его вида.«Ахыном клянусь, того-то не знаю». «Ахыном клянусь, того-то не гово-рил».Говорят, что Ахын происходил из басха-гов. У Ахына будто был только один очень длинный штык. С ним он охотился, им убивал диких зверей и хищных птиц. Полагают, что существовал какой-то лютый, суровый муж, по имени Ахын. Он получил свое прозвище от того, что походил на Ахын-море, был он грозен, холоден, злодей бездушный, без сострадания. Все же вернее повествуют, что Ахыном называют Черное море».

В комментарии к имени Ахына М.Е. Талпа отметил, что «приспособленное к адыгской речи древнейшее греческое название Черного моря — Понт Аксинский, что указывает на старинные связи адыгов с греками. Одновременно сказание сообщает об остатках древних культов адыгов. Абазины в древности обитали на черноморском побережье. Ср. египетский культ Аписа. Герой охотничьей стадии. Скрещение значений (идет так: «Ахын» теряет свои специфически морские признаки, подчеркиваются его побочные — лютость, бездушие, и так перебрасывается мост к новому значению — «лютого истребителя-охотника»)».

В статье, написанной об Ахыне для энциклопедии, М. И. Мижаев тоже подчеркнул, что «Ахын — в адыгской мифологии бог — покровитель крупного рогатого скота». Излагая содержание одного из западноадыгских преданий об Ахыне, М.И. Мижаев отметил, что «ноги А[хына] имеют раздвоенные копыта. По мифологическим представлениям кабардинцев и черкесов, А[хын] — очень уродливый человек могучего телосложения, храбрый; имеет длинное копье, которым убивает диких зверей и птиц. Согласно шапсугской легенде, А[хын] -могучий и богатый скотовод, с помощью посоха (длиной в 100 сажен, с железным наконечником), перепрыгивающий с горы на гору через долину реки Туапсе; он неделю бодрствует, не-

делю спит. А[хын] женился на красавице, которая вышла замуж за него вопреки воле отца. Когда А[хын] спал, тесть подпилил его посох. Проснувшись, он хотел перепрыгнуть через ров, но посох сломался, А[хын] упал в реку Шахе и утонул; после этого исчезли его многочисленные стада. Осенью при отправлении культа А[хыну] ему приносили в жертву корову» [12: 142].

В вышеприведенном тексте об Ахыне наше внимание привлекло и то, что это божество было особенно популярно для прибрежных племен (шапсуги), а также для абазин (басхаги), некогда живших у берегов Черного моря.

Небезынтересно отметить, что некоторые особенности образа Ахына напоминают абхазского богоборца Абрскила. Как Ахын, так и Абрскил для передвижения часто (особенно после гибели его сказочного коня — арашьа) пользовался посохом (алабашьа) с железным наконечником. Во многих вариантах сказания об Абрскиле повествуется о том, что Абрскил, опираясь на этот посох, перепрыгивал с берега Черного моря на вершину самой высокой горы Абхазии Ерцаху, оттуда прыгал опять, опираясь на свой посох, на берег моря. Как Ахын, так и Абрскил имел привычку спать подряд семь дней и ночей и бодрствовать столько же времени.

Как нам кажется, эти общие черты Ахына и Абрскила говорят о взаимовлиянии и взаимопроникновении фольклорной традиции абхазов и адыгов.

Адыги совершали специальный обряд в честь божества Ахына. Хан-Гирею принадлежит одно из наиболее развернутых описаний подобных обрядов, ему посвященных. По словам Хан-Гирея, черкесы Ахына «представляли себе существом весьма сильным, и надобно думать, что они его почитали в особенности покровителем рогатого скота потому, что и по сие время есть в горах одно семейство, которое в известное время осени обыкновенно выгоняют одну корову из своего стада к священной роще или дереву, привязав к ее рогам сыр и хлеб. Жители окрестностей сопровождали эту жертву, которую назвали самошествующая Ахынова корова, и по достижении того места зарезали ее. Замечательно, что при совершении этого жертвоприношения на месте заклания не сдирали кожи; на том месте, где сдирали кожу,

не варили мяса, а где варили, там не ели, а постепенно переносили с одного места в другое, и в продолжение времени

Далее в этой работе Хан-Гирей поведал о том, как хозяин коровы, из стада которого Ахын выбрал себе корову в жертву, отправля-

ется вместе с нею в путь. Несмотря на то, что расстояние до места жертвоприношения большое, корова якобы сама шла. Проходила она места, называемые Цзужи и Чекоффи, а затем Хмиш-тчей, переходила реку под названием Сфеши, остановившись и отдохнувшись у двора Чземух, снова отправлялась в путь в сопровождении крепостного человека старшины Чземух, а также тхием и сверх того черной козой. В обществе Ордане, через которого проходит путь самошествующей коровы, старшина рода из Зейфш принимает ее. Здесь тоже присоединяется к ней человек с тхием и козою. В таком составе Ахынова жертва проходит общество Десчен. «Тут старшины разных кланов присоединяются с тхиями и козами к свите са-мошествующей и идут к месту жертвоприношения, называемому Ахын — итхачех, которое находится на вершине реки Шахе и состоит из купы вековых огромных деревьев, на которых висят разные оружия, покрытые ржавчиной».

По свидетельству Хан-Гирея, место жертвоприношения Ахину в старину считалось окрестными жителями священным, «убийца, преследуемый кровоместниками, спасался, скрывшись под тенью Ахиновых деревьев». День жертвоприношения люди проводили празднично. «Шествие Ахиновой коровы представляет любопытное зрелище с приближением к месту жертвоприношения: пестрые толпы народа идут с открытыми головами в праздничных одеждах и гонят множество черных коз. Ахинова корова, подойдя к священным деревьям, сама ложится под их тенью, и остается в течение наступающей ночи на одном месте. Народ, ее сопровождающий, тоже здесь ночует, соблюдая некоторого рода пост — не едят и не пьют до следующего дня. Поутру, по произнесении с величайшим благоговением молитвы, самошествующую корову лишают возможности далее шествовать, или просто приносят в жертву божеству Ахину. Следующие слова в молитве, при этом произнесенной, особенно замечательны. Слово в слово переводя, значит:

Если и пойду — даруй мне!

Если и придут — даруй мне!

То есть, когда пойдут на войну и когда придут неприятели, в том и в другом случае, даруй, чтобы добыча досталась нам».

Таким образом, Хан-Гирей еще раз подтверждает, что у адыгов обряд жертвоприношения Ахину был традиционным: здесь тоже указывается, что зарезанную жертву несколько раз переносили с места на место; там, где резали, не сдирали кожу, где снимали кожу, там не раздробляли тело на части и т.д.

Определенный интерес представляет описание самого процесса обряда. «Под священными деревьями есть огромный ковш, полный белым вином; в день жертвоприношения, которое совершается через каждые три года раз, старшины пьют при произнесении молебственных слов перед закалыванием жертвы этого вина по чарке. Тут находится и вековой котел, огромный, поставленный каким-то Едиком, как видно из преданий. В нем варят мясо Ахиновой коровы. В одно время режут и пригнанных черных коз. По приготовлении козлиного мяса начинают пиршество — пьют, едят, поют и пляшут. Замечательно, что пляшут, снявши с себя шапки. Мясо Ахиновой жертвы разделяют по частям между посетителями и участниками жертвоприношения, носят его по домам и дают по куску (тейхх) каждому домочадцу, и даже младенцам кладут его в рот. Кожу, голову и ноги Ахиновой коровы зарывают в землю, на месте жертвоприношения».

Кроме всего прочего, приведенные Хан-Гиреем материалы содержат указание на некоторые детали, отсутствующие у других авторов. Таковыми являются, например, указание о том, что Ахын избрал из стада «именно корову, еще не телившуюся», а также сведение о том, что хозяин коровы всем семейством собирался, мыли ее молоком и только после этого произносили молитвы и выпроваживали эту корову из двора. Комментируя приведенные им слова молитвы в честь Ахына, Хан-Гирей писал: «Эти слова убыхские. Это доказывает, что Ахын — божество собственно не черкесское; однако же в абхазском племени и до сих пор божатся Ахином; следовательно, там народ его чтит наравне со своими богами. Сверх того, это обстоятельство показывает происхождение абадзехов».

Из работы Хан-Гирея мы узнаём о возникновении культа Ахына у адыгов. Он пишет: «На жителей окрестностей Ахиновой рощи неожиданно напало многочисленное сборище неприязненных племен, и много людей захватили

в плен. Неприятель, никем не преследуемый в его отступлении, спокойно прошел через вершину Аут и там расположился отдыхать. Добыча радовала неприятеля, и он предался разным увеселениям, песням и пляскам. В упоении успеха, исступленные победители заставили плясать и пленниц своих. Одна из несчастных, беременная, напрасно умоляла оставить ее в покое. «О Ахын. По неволе пляшу! — говорила она рыдая. Между тем толпы неприятелей начали проваливаться сквозь землю. Тут один из них, принадлежавший к роду Цсбе, закричал в отчаянии: «О Ахые! Если возвратишь меня домой, через каждые три года буду пригонять к твоей роще корову на жертву!» Он был спасен. Ахин принял его усердие; чему лучшим доказательством служит чудное обстоятельство, что корова сама приходит к Ахиновой роще в продолжение нескольких веков. Однако же, из рассказа видно, что Ахина и прежде чтили; следовательно, он после описанного события, стал только особенно покровителем скотоводства. Место, где погибли победители, называется и поныне местом складки пуль (щехетлин)».

В примечаниях к этому преданию Хан-Гирей отметил, что и в его время место гибели захватчиков считалось священным. «Приходящие и теперь оставляют там по одной свинцовой пуле. На вершине Кубани есть (по крайней мере, была не так давно) гробница, где лежало не гниющее тело покойника. Посещавшие сию гробницу обыкновенно бросали на тело тряпку, в которую завертывали пулю».

О божестве Ахыне и обряде в его честь писали и Л. Люлье, и Н. Дубровин.

В описании Л. Люлье интересно то, что еще в его время (XIX век) в реальном быту жертвоприношение в честь божества Ахына совершали «исключительно у горцев, живущих по морскому побережью», а также и то, что автор отождествлял функцию Ахына с функцией Пана древних греков [11: 142].

В работе Н. Дубровина нет ничего нового об Ахыне и фактически все, что сказано там -повторение данных Хан-Гирея без каких-либо ссылок на него [7: 159].

В описании обряда в честь Ахына, данном В.В. Васильковым, содержатся некоторые подробности, представляющие для нас определенный интерес. Так, в его варианте предсказания сказано, что «каждый год Ахын посылал белую

корову из Абхазии абадзехам, адыгам и убы-хам, которые жили в лесах, называемых Тхачаг (тха — бог, чаг — под). Посланная белая корова шла обыкновенно одна, и ее из всех аулов по пути встречали с хлебом и черными козлами старшины аулов. Хлебом кормили священную корову, а коз закалывали для жертвоприношения в честь покровителя стад бога Ахына» [6: 181]. Согласно его версии, аул, на который напали какие-то враги, пришедшие с юга, находился в Абхазии.

Е. Шиллинг отметил, что у абадзехов отчетливо сохранились воспоминания о «языческом» культе. «Бога они называли Ахын и приносили ему жертву у почитаемых дубов (тха-чаг). Здесь они резали священную корову, старики призывали Ахына на помощь народу, затем корова делилась на части и тут же съедалась. Автору этого свидетельства в 1902 г. рассказывали об одном старике, который говорил взрослым сыновьям: «Вы исповедуете свою религию (т.е. Ислам), а я буду молиться по обычаю предков», ходил в лес к одному дубу, вокруг которого белело множество костей, и подолгу молился там».

Как и некоторые другие авторы, так и Е. Шиллинг отмечал, что ноги Ахына «имели раздвоенные копыта». По наблюдениям

Е. Шиллинга обряд жертвоприношения совершали представители фамилии Тгахуахо. «Фамилия Тгахуахо (что значит «божий пастух») имела обыкновение приводить в честь Ахына в рощу корову, к рогам которой привязывали хлеб и сыр. Однако культ не был узко семейным, — все окрестные жители сопровождали шествие Ахыновой коровы, которая называлась «идущей» (т. к. по поверьям, сама шла на моле-бище в лес)» [16: 279].

Б. Ан также приводит легенду о возникновении культа Ахына, однако он оспаривал всеобщность Ахына для всех черкесов.По его мнению, «Люлье и Дубровин ошибочно возводили Ахына в общечеркесский пантеон в качестве бога рогатого скота. Поводом к такому заблуждению могло послужить то, что Ахына знали все черкесы и что ему приносилась в жертву корова. Ахын был весьма популярен среди адыгейцев — это нельзя отрицать. Но молились ему, по-видимому, только одни абадзе-хи. Шапсугские старики охотно рассказывают об Ахыне, но не говорят, что они почтили его и

просили о благополучии скота. У шапсугов были свои боги скотоводства: Ямыш — покровитель коз и овец, и Пшешан — покровитель коров. Абзахи же просили Ахына не только о покровительстве скоту, но и о хорошем урожае, о прекращении болезней и т.д.» [5: 209].

Обобщая все данные предыдущих авторов об Ахыне, Л.И. Лавров в своей работе отмечал: «Большой удельный вес скотоводства в хозяйстве адыгов определил в свое время большое развитие культа скотоводческого божества Ахына (Ахын)» [13: 279].

Один из вариантов легенды об Ахыне, записанный Л.И.Лавровым в ауле КрасноАлександровском (Шапсугия), проявляет некоторые существенные особенности. По справедливому замечанию ученого, здесь (в этом варианте) «Ахын выступает в виде могучего и богатого скотовода-кочевника с пастушеским посохом в руке». Если во многих других вариантах легенды действие связывается с Абхазией, то здесь действие происходит на черноморском побережье при слиянии рек Туапсе и Цыпка. Указывается, что там некогда жил некий человек, у которого была красавица дочь. «Много было у нее женихов, но отец всенародно объявил, что только тот получит руку дочери, кто перепрыгнет с горы на гору через долину р. Туапсе. И вот однажды пришел великан по имени Ахын и, взойдя на гору, оперся своим неразлучным посохом о дно долины и перепрыгнул на противоположную сторону. Посох его был длиною в 100 сажен и имел железный наконечник. Испугался дикого великана отец красавицы, но последней понравился Ахын, и она стала его женой. Прошло некоторое время, и Ахын вздумал навестить тестя. Прослышав об этом, тесть, забрав имущество, семью и скот, бежал по берегу моря на юг. Остановился он у устья р. Шахе. Ахын пошел следом за ним. У него было так много скота, что, когда скот пасся, то покрывал собою все окрестные горы. Остановившись тоже в долине р. Шахе, Ахын не заметил своего маленького соседа — тестя. Ахын окопал свою стоянку глубоким рвом с водою. Чтобы выйти наружу, он опирался о дно рва своим посохом и перепрыгивал на другой берег. Однажды тесть связал два срубленных дерева, перебросил их через ров и, пробравшись к дочери, спросил, когда очередной сон Ахына. Дело в том, что Ахын бодрствовал целую неде-

лю, после чего другую неделю спал. Когда наступил очередной сон Ахына, тесть вторично пробрался в его лагерь и подпилил в нескольких местах стосаженный посох. Сделав это, он снова удалился. Проснувшись и прыгнув через ров, Ахын упал в ров и утонул. Так погиб Ахын в долине реки Шахе. После его смерти неизвестно куда исчезли все многочисленные его стада».

Если в этом варианте адыгского сказания тесть подпилил в нескольких местах посох, на который опирался Ахын, то в некоторых вариантах абхазского сказания посох Абрскила до половины продолбил дятел в то время, когда герой спал. Вот как описан в абхазском сказании эпизод поимки Абрскила: «В минуту опасности Абрскил втыкал алабашу (посох) в землю, и, опираясь на нее, делал такой прыжок, что исчезал из глаз врагов. А божьи слуги обратились к черному дятлу, чтобы он повредил алабашу Абрскила, и за это обещали ему красную шапочку. Дятел разыскал Абрскила и, пока тот спал, стал долбить алабашу. Продолбил он ее до половины, а затем известил об этом божьих слуг. Те кинулись к Абрскилу. Герой вовремя проснулся, увидел врагов, вскочил и, опершись на алабашу, хотел перепрыгнуть через ущелье. Но алабаша подломилась, и он упал. Тут-то подоспевшие враги схватили его» [1: 38]. О том же повествует и вариант сказания об Абрскиле, записанный Н.С. Джанашиа и опубликованный им в переводе на грузинский язык [8: 121].

Со ссылкой на Ж. Дюмезиля, Л.И. Лавров подтверждает, что «Ахына почитали не только адыгские племена, но и соседние убыхи, которые представляли его великаном и считали своим прародителем», но нигде не упоминает, что это божество встречается и в абхазской мифологии, хотя отмечает, что «Ахына можно сопоставить с абхазским Айтаром».

А. Т. Шортанов постарался проследить эволюцию образа Ахына. По его мнению, первоначально Ахын воспринимался как божество моря, в его честь приносилась жертвенная корова. Однако в процессе длительного бытования образа произошла трансформация. Возводя образ Ахына к морскому божеству, А. Т. Шор-танов привлек и некоторые косвенные данные. Так, например, им было отмечено следующее: «По всей вероятности случилось следующее:

поскольку Ахын воспринимался в образе коровы, он, естественно, должен был стать покровителем стад, каковым он мог действительно стать впоследствии, когда были утеряны его первичные функции. Подобная метаморфоза наблюдается в мифологии нередко. Например, признается, что бог моря Посейдон первоначально был божеством земли, Аполлон, как известно, вначале признавался богом дверей, потом — богом-охранителем дорог, путников, мореходцев, а еще позже превратился в солнечное божество и, наконец, сделался богом-воителем. Мы полагаем, что нечто подобное произошло и с Ахыном» [17: 108].

Вполне резонным представляется мысль М.-К. З. Азаматовой о том, что культ Ахына по-лифункционален и порожден исторической реальностью. Исходя из разнообразных этнографических материалов М.-К.З. Азаматова отмечает, что Ахын является не только покровителем крупного рогатого скота, но и одновременно считается одним из божеств абадзехских племен. По содержанию приводимого автором предания, в далеком неопределенном прошлом наиболее аристократичные соседние племена темиргоевцев, махошевцев и бжедугов нападали на абадзехов и разоряли их многочисленные животноводческие хозяйства. Потому на границе с этими соседними племенами «содержалась охрана, во главе которой стоял Ахын. Он был не только скотоводом, но и отличным воином и руководителем своего отряда по охране границ и животноводческого хозяйства абадзе-хов от захватчиков». По преданию, в одной из схваток с захватчиками Ахын погиб, «но его опыт и навыки в развитии скотоводства передавались из поколения в поколение. Абадзехи почитали его как героя, погибшего ради своего народа, и считали святым. По преданию, он был похоронен в священной роще Мыекуапе на берегу реки Белой., поэтому абадзехи превратили данную рощу — долину кислиц — в место проведения магических обрядов в честь своего Ахына и место собрания старейших (хас), на которых решались вопросы внешнего и внутреннего характера, вопросы морального состояния в семье и обществе» [3: 377].

Верным представляется объяснение М.-К. З. Азаматовой возникновения самого понятия самошествующей Ахыновой коровы. Это понятие возникло на основе каких-то наблюде-

ний. Весной, когда, по известной биологической причине находившиеся взаперти коровы начинали мычать и бить копытами, это воспринималось людьми, как желание коров приносить себя в жертву Ахыну: «скотоводы, не зная законов природы, не вдаваясь в детали и объясняли это необходимостью подготовки животного к обряду жертвоприношения, Отсюда и пошел термин «Ахынэ и гэмлъэрык1у» — «шествующая корова Ахына». По материалам ученого, для жертвоприношения Ахыну выбирали особо примечательных животных — корову или быка. «Признаками для выбора служили белая масть, красивые большие рога и раздвоенные копыта, причем, корова должна быть яловой». Таких животных держали на специальном корме целый год, т.е. до срока — мая. Это время гибели Ахына. Таких животных называли «ахыновыми» коровами или быками».

М.-К. З. Азаматова, как и Шиллинг, подтверждает, что почитание Ахына было распространено не только у абадзехов, но и в других адыгских этнографических группах, в частно-сти,у шапсугам. По мнению М.-К.З. Азаматовой, в описании обряда жертвоприношения Ахыну древние традиции претерпели определенную трансформацию и слились с некоторыми исламскими.

Исходя из дошедших до нас текстов, М. И. Мижаев сделал заключение о том, что с Ахыном «были связаны определенные ритуальные танцы и песни-молитвы с просьбой исполнить то или иное желание» [16: 538]. Справедливо отмечается, что «Ахын, с одной стороны, наделен зооморфными чертами (его ноги имеют раздвоенные копыта), с другой — ярко выраженными антропоморфными признаками».

Надо предполагать, что зооморфные черты Ахына древнее и предшествовали антропоморфным его признакам.

В преданиях об Ахыне проявляется как страх перед ним, так и доброжелательное и недоброжелательное отношение к нему. Такое двойственное (дуальное) отношение, как известно, характерно и для других божеств и героев в фольклоре и мифологии многих народов. По всей вероятности, недоброжелательное отношение к Ахыну возникло позднее и «возможно, является отражением борьбы человека с

силами природы или социальных противоречий классового общества».

В самом начале этой статьи было отмечено, что образ Ахына и его имя в адыгской мифологии в живом бытовании в наше время почти не встречается, но мы увидели, что в научной литературе о нем сказано немало. Характерно, что некоторые адыгские предания связывают Ахы-на с Абхазией. К сожалению, в самой абхазской мифологии имя и образ в целом этого божества подверглись еще большему забвению и сохранились о нем лишь скудные сведения.

Насколько нам известно, единственное достоверное сведение о наличии Ахына в абхазской мифологии зафиксировано абхазским учителем и краеведом Н.С. Патейпа (18771941). Н.С. Патейпа отождествлял Ахына с образом Ажвейпша в том отношении, что и это божество лесное, «но ему молятся не охотники, а те, которых обязала знахарка» [13: 32].

Можно отметить в описании абадзехского обряда сходство с аналогичным обрядом в адыгской мифологии: «Где-нибудь в лесу зарывают винный кувшин ведра в два-три, который всегда пополняется вином при сборе винограда осенью. Ежегодно весною у этого кувшина режут козленка и варят его, кроме того, делают пирожки с сыром. Становясь лицом на запад, молятся, обращаясь к Ахыну, чтобы это божество охраняло их, молящихся, от всяких несчастий в лесу, вне дома. Затем открывают кувшин и тут же обедают, а оставшееся вино берут домой».

Неясно, обряд этот исполнялся всеми абхазами или локально в определенных деревнях. Но сам факт того, что Ахын был известен в Абхазии вплоть до начала XX века, представляет определенный интерес.

Мы не знаем, у абхазов был ли связан или нет мотив самошествующего животного с именем Ахына. В качестве такового в абхазской мифологии выступает не корова, как правило, -это бык.

Все, кто писал о самошествующем быке в Илорской церкви, связывают его с именем святого Георгия. Вполне возможно, что это результат эволюции и трансформации обряда в честь более древнего, но постепенно, с течением времени забытого языческого божества Ахына. Нам кажется, что после распространения христианства в Абхазии, с течением време-

ни постепенно имя Ахына было вытеснено и предано забвению, а обряд в его честь в несколько иной форме, в иной переработке стал связываться с именем более позднего персонажа — Св. Георгия.

У нас есть еще одно интересное косвенное доказательство того, что у абхазов обряд в честь Ахына широко был распространен. Имеется в виду сохранившаяся по настоящее время абхазская народная песня «Белая коза абазина Хаджмата» («Ашэуа Хаджмат иджьма

шкэакэа») [2: 258], восходящая к обряду жертвоприношения Ахыну и являющаяся деформированным отголоском содержания этого обряда.

Стоит обратить внимание еще и на то обстоятельство, что хозяином козы (козла), о которой идет речь в этой песне, является абазин. Нам кажется, что упоминание именно абазина в качестве хозяина неслучайно. Вспомним, что в приведенном выше кабардинском тексте об Ахыне говорится, что «Ахын происходил из басхагов» (абазин).

Приведем наиболее характерный и полный вариант песни в нашем подстрочном переводе на русский язык:

Белая коза абазина Хаджмата, уаа, уаа, наныкяра!

Кто открыл дверь, тот не вывел. уаа, уаа, наныкьара!

Кто вывел, тот на нее (на козу) не накинул веревку,

Кто накинул веревку (на козу), тот не

взял (ее с собой),

Кто привел ее (козу), тот не привязал, уаа, уаа, наныкяра!

Кто привязал, тот не отвязал, уаа, уаа, наныкяра!

Кто отвязал, тот не повалил, уаа, уаа, наныкяра!

Кто повалил, тот горло не порезал, уаа, уаа, наныкяра!

Кто горло порезал, не повесил, уаа, уаа, наныкяра!

Кто повесил, тот шкуру не снял (не содрал),

Кто шкуру снял (содрал), не тот разделил на куски,

Кто разделил на куски, не тот положил

уаа, уаа, наныкяра!

Кто положил в котел, не тот вытащил, уаа, уаа, наныкяра!

Кто вытащил, не тот распределил (собравшимся),

Кто распределил, тот сам (ничего) не

Кто съел, все отравились, уаа, уаа, наныкяра!

Приведенные материалы и их обзор в совокупности позволяют считать, что образ божества крупного рогатого скота Ахына и обряд в его честь были популярны как у адыгов, так и у абхазов. Это еще одно подтверждение единства духовных корней духовности этих народов.

обработал и перевел с абхазского Х.С. Бгажба. -Сухуми: Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рования адыгов. — Майкоп, 2QQ1.

ческие очерки). Второе, перераб., доп. изд. Сухуми: