Корова жук навозник

I. Проверка домашнего задания по теме «Типы взаимодействия организмов в природе»

1. Подберите примеры к названным типам биотических отношений (задание на карточках всему классу).

А. Хищничество.
Б. Симбиоз.
В. Аменсализм.
Г. Конкуренция внутривидовая.
Д. Конкуренция межвидовая.
Е. Паразитизм.
Ж. Протокооперация.
З. Мутуализм.
И. Комменсализм.
К. Нейтрализм.

1. Густой подрост ельника.
2. Волк и олень.
3. Проростки березы под елью.
4. Лишайник.
5. Аскарида и человек.
6. Корова и жук-навозник.
7. Кукуруза и бодяк полевой.
8. Кедровка и кедр.
9. Синица и лягушка.
10. Пчелы и липа.

(А – 2; Б – 4; В – 3; Г – 1; Д – 7; Е – 5; Ж – 8; З – 10; И – 6; К – 9. )

2. Назовите возможные типы биотических отношений между следующими организмами в лесу (устно, учащийся комментирует схему на доске).

II. Изучение нового материала

Учитель объявляет тему урока и сообщает о присутствии в классе консультанта, который по ходу урока будет давать необходимые справки (одному из учеников заранее дается задание подготовить необходимую информацию).

Далее учитель дает определение пищевым отношениям как одной из форм взаимодействия организмов и рассказывает о них по плану: образ жизни, пища, затраты энергии на добывание пищи. Рассказ сопровождается иллюстрациями.

– активные животные;
– потенциальных жертв много;
– затраты энергии на поимку жертвы велики (охотничье поведение).

– активные животные;
– много мелкой пищи;
– постоянная поисковая активность, требующая затрат энергии.

Пасущиеся (к беседе привлекаются ученики):

– активные животные;
– обилие растительной пищи;
– энергозатраты при поиске пищи минимальны, но велики при ее поглощении и переваривании.

Фильтраторы (характеристику дают учащиеся):

– пассивные животные;
– пищевых объектов много, но они микроскопические;
– большие затраты энергии на создание тока воды.

Паразиты (характеристику дают учащиеся):

– пассивные животные;
– обилие пищи в окружающей среде;
– энерогозатраты на добывание пищи минимальны.

Учитель предлагает назвать основные свойства живых организмов. ( Рост, питание, размножение.) Фактически во всех организмах заложена способность размножаться беспредельно. Например: одна тля за 1,5 мес. может дать 300 млн потомков; одна устрица за жизнь – 100 млн потомков, потомки одной самки трески через 100 лет не уместились бы в Мировом океане. Если бы все организмы размножались неограниченно, их численность росла бы в геометрической прогрессии. Однако этого не происходит. Почему? (Наличие хищников, паразитов, болезней, нехватка пищи, климат.) Учитель просит использовать биологические понятия: межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями.

Учащиеся в тетрадях записывают вывод: первое следствие пищевых отношений – происходит регуляция численности популяций.

Учитель рассказывает о том, как в 20-е гг. ХХ в. Ч.Элтон (справка консультанта) обработал многолетние данные пушно-меховой компании по добыче шкурок зайца и рыси в Северной Канаде. Оказалось, что вслед за «урожайными» на зайцев годами, следовали подъемы численности рыси. Элтон обнаружил закономерность этих колебаний, их повторяемость.
Эти данные нуждались в экспериментальной проверке, за что и взялся Г.Ф. Гаузе (справка консультанта). В своих исследованиях Гаузе изучал, как изменяется в пробирках с сенным настоем численность двух видов инфузорий – одного из видов инфузорий-туфелек, питающихся бактериями, и инфузории-дидиниума, поедающей самих туфелек (справка консультанта). Вначале численность туфельки (жертвы) росла быстрее численности дидиниума (хищника). Однако при наличии хорошей кормовой базы дидиниум вскоре тоже стал быстро размножаться. Когда скорость поедания туфелек сравнялась со скоростью их размножения, рост численности этого вида прекратился. Количество туфелек в пробирках начало резко снижаться. Спустя некоторое время, подорвав свою кормовую базу, прекратили деление и начали погибать и дидиниумы. Когда же число хищников уменьшилось настолько, что они уже почти не влияли на численность жертв, беспрепятственное размножение оставшихся в живых туфелек вновь привело к увеличению их численности. Цикл повторился. (Рассказ сопровождается построением на доске графиков динамики численности инфузорий.) Так было доказано, что взаимодействия хищник – жертва могут приводить к регулярным циклическим колебаниям их численности.

Учащиеся записывают вывод: второе следствие пищевых отношений – колебания численности происходят циклично.

Читайте так же:

  • Корова не ест и не дала молока Главная Вопросы и ответы Животные: общие вопросы Корова может не давать молока или сбавляет надой по множеству причин. Стоит их разделить на физиологические и […]
  • Доильный аппарат адм-1 § 14. Доильный агрегат АДМ-8 Доильный агрегат АДМ-8 (рис. 23), предназначенный для машинного доения коров в стойлах, создан в результате усовершенствования установки "Даугава". Молоко […]
  • Вымя коровы схема Вымя коровы состоит из двух пар сгруппированных вместе молочных желез, функционирующих одновременно и независимо друг от друга. Животные с третьей парой желез (полимастией) встречаются […]
  • Мышцы лопатки коровы Мышцы в теле животного подразделяются на мышцы головы, туловища и конечностей. В зависимости от выполняемой работы и функций мышц при жизни животного (одни мышцы несли очень большую […]
  • Части туловища коровы Строение тела сельскохозяйственных и домашних животных Тело животных условно подразделяют на четыре отдела: голову, шею, туловище с хвостом и конечности. Голову разделяют на мозговую и […]
  • Ищу быка Изначально (в даосской традиции) этапов было восемь, и заканчивались они пустой картинкой «Забыл и о быке, и о себе» — отказ от страстей и привязанностей. Достигнув гармонии, полного […]

Учитель задает вопрос: уничтожают ли хищники всех своих жертв? (В основном слабых, больных, неприспособленных.) Объясните, почему рысь иногда называют «селекционером заячьего племени»? В чем заключается роль селекционера? (Отбор.)
Учащиеся готовят в тетрадях таблицу «Направления естественного отбора» – один столбец – «Хищники: эффективность поиска, ловли и поедания жертвы», другой – «Жертвы: эффективность избегания, защиты от обнаружения и поимки».
Далее следует просмотр фрагментов видеофильма «Борьба за существование», конкретные примеры из которого учащиеся записывают в соответствующие столбцы таблицы.
После просмотра фильма – обсуждение. Приспособления хищника и жертвы возникли в ходе эволюции как результат отбора. Могли ли возникнуть эти приспособления, если бы хищник и жертва не взаимодействовали? (Ответы.) Таким образом, эволюционные изменения протекают согласованно, т.е. эволюция одного вида частично зависит от эволюции другого – это называется коэволюцией (справка консультанта).

Учащиеся в тетрадях записывают определение коэволюции и вывод: третье следствие пищевых отношений – между популяциями биологически связанных видов идет коэволюция.

Далее учитель организует беседу о приспособлениях к надежному добыванию пищи у других экологических групп организмов: паразитов, собирателей, пасущихся, фильтраторов, предлагая учащимся вспомнить особенности биологии тех или иных видов.
Следующий этап – учитель просит назвать те аспекты деятельности человека, в которых он выступает в качестве хищника или собирателя по отношению к другим видам (охота, рыболовство, сбор грибов, ягод, лекарственных растений).
После этого рассматривается схема, цифры в правой части которой скрыты под бумажными «заплатками», закрепленными в прорезях (обозначены пунктирными квадратами). Учащиеся должны понять закономерность увеличения численности популяции при рациональном использовании и рассчитать перспективы ее изменения при других условиях использования. («Заплатки» убираются учителем по ходу расчетов.)

В природе, когда запасы привычной пищи истощаются, хищник переключается на новый вид пищи. Человек же упорно «преследует» один вид, пока тот не исчезнет с лица Земли. Печальных примеров много: бизоны, туры, дронт… Кто знает, может быть, лет через 50 этот список пополнит еще один вид – треска.
В 70-80-е гг. ХХ в. мировой промысел трески значительно превышал ее воспроизводство, в результате добыча упала в 7–10 раз. При этом резко возросла численность мойвы (главной жертвы трески). Рыбаки переключились на нее и опять перестарались. Треске стало не хватать пищи и взрослые особи стали поедать своих мальков. Численность трески продолжает сокращаться. «Разумное существо» – человек – не может оценить последствия своей деятельности?!

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам жировать позорно
В счет будущего дня!
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Учитель: ребята, как вы считаете, нужны ли нам знания биологических законов? Для чего? А какие биологические, экологические закономерности мы сегодня выявили? (Учащиеся повторяют отмеченные следствия пищевых отношений.)

Учитель организует тренинг по заданию: охарактеризовать перечисленные в списке виды, как участников пищевых отношений и выявить среди них пары, которые могут быть связаны отношениями коэволюции. Список видов (может быть оформлен на доске, продиктован или напечатан на карточках): тигр, божья коровка, кабан, овод, пиявка, лещ, антилопа, тля, свиной сосальщик, корова. (При отсутствии резерва времени это задание можно дать на дом.)

Обусловьте типы биотических отношений:
1.Волк-заяц
2. корова — жук-навозник
3.Лесная мышь желудь дуба,
4.Дятел личинка короеда,
5.шакал-лев,
6.Рыжая лесная полевка лесная мышь,
7.Рыжеватый муравей гусеница пяденицы,
8.Ондатра(водяная крыса) полевка,
9.Взрослая ель проросток березы.
10.Белый гриб ель,
11.Гриб-трутовик — береза
12.Заяц и крот
13. Гриб пеницилл бактерии,
14.Кукуруза бодяк полевой,
15.Человек аскарида,
16.карась карп
17.Волк дождевой червь,
18.Стрекоза муравей,
19.стрекоза муха,
20.Пчела липа,
21.корова человек
22.Лось белка,
23.божья коровка тля,
24.Человек кишечная палочка,
25.волк -ворон,
26.Человек кровососущий комар,
27.Рыба-прилипала акула,
28. пшеница хомяк.
Заранее великое спасибо!

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТатьяна Чепурнова

Похожие презентации

Презентация на тему: » В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный.» — Транскрипт:

2 В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях. Все взаимоотношения делятся на 6 групп. Рассмотрим их на конкретных примерах: (щелкни любую группу) ++ ВЗАИМОПОЛЕЗНЫЕ +- ПОЛЕЗНОВРЕДНЫЕПОЛЕЗНОВРЕДНЫЕ +0 ПОЛЕЗНОНЕЙТРАЛЬНЫЕ ПОЛЕЗНОНЕЙТРАЛЬНЫЕ -0 ВРЕДНОНЕЙТРАЛЬНЫЕ ВРЕДНОНЕЙТРАЛЬНЫЕ — ВЗАИМОВРЕДНЫЕ ВЗАИМОВРЕДНЫЕ 00 НЕЙТРАЛЬНЫЕ

3 ++ Взаимополезные: Протокооперация (не обязательно совместное существование организмов) Пчелы питаясь пыльцой и нектаром растений опыляют их.

4 Мутуализм (обязательно совместное существование организмов) Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже бородавочника,а их взлет служит ему сигналом опасности.

5 Лишайникиэто тесное взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Симбиоз(неразделимые связи организмов)

6 +-Полезновредные: Хищничество (один организм служит источником пищи для другого) Хищная птица поедает грызуна.

7 Паразитизм (один организм служит источником пищи и средой обитания для другого)

9 +0 Полезнонейтральные (комменсализм) Нахлебничество (потребление остатков пищи хозяина) Рыбы-прилипалы, прикрепившись к акуле подбирают остатки пищи.

10 Сотрапезничество (потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса) Почвенные бактерии-сапрофиты перерабатывают органическую часть перегноя,растения минеральную

11 Квартиранство (использование одним организмом другого в качестве жилища или убежища) Усоногие рачки используют кита для быстрого передвижения

12 — 0 Вреднонейтральные (аменсализм ) Светолюбивые травы страдают от затенения деревьями, тогда как им это безразлично

13 — ВЗАИМОВРЕДНЫЕ (КОНКУРЕНЦИЯ) Межвидовая (сопер ничество за одни и те же ресурсы между организмами разных видов) Разные виды птиц на водоеме.

17 Внутривидовая (соперничество за одни и те же ресурсы между организмами одного вида)

20 Назовите тип отношений Волк-заяц, корова — жук-навозник Волк-заяц, корова — жук-навозник Лесная мышь – желудь дуба, Лесная мышь – желудь дуба, Дятел – личинка короеда, шакал-лев, Дятел – личинка короеда, шакал-лев, Рыжая лесная полевка –лесная мышь, Рыжая лесная полевка –лесная мышь, Рыжий муравей – гусеница пяденицы, Рыжий муравей – гусеница пяденицы, Ондатра(водяная крыса) –полевка, Ондатра(водяная крыса) –полевка, Взрослая ель – проросток березы. Взрослая ель – проросток березы. Белый гриб – ель, Гриб-трутовик — береза Белый гриб – ель, Гриб-трутовик — береза

21 Назовите типы биотических отношений Назовите типы биотических отношений Гриб пеницилл – бактерии, Гриб пеницилл – бактерии, Кукуруза –бодяк полевой, Кукуруза –бодяк полевой, Человек – аскарида, карась – карп Человек – аскарида, карась – карп Волк –дождевой червь, Волк –дождевой червь, Стрекоза – муравей, стрекоза – муха, Стрекоза – муравей, стрекоза – муха, Пчела – липа, корова – человек Пчела – липа, корова – человек Лось – белка, божья коровка – тля, Лось – белка, божья коровка – тля, Человек – кишечная палочка, волк –-ворон, Человек – кишечная палочка, волк –-ворон, Человек – кровососущий комар, Человек – кровососущий комар, Рыба-прилипала – акула, пшеница – хомяк. Рыба-прилипала – акула, пшеница – хомяк.

22 Задача Задача Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Объясните почему ? Объясните почему ?

23 Задача. Задача. Как вы думаете, с какой целью при прогрессивной посадке деревьев в бедную почву грунт заражают специальными видами грибов? Поясните свой ответ. Как вы думаете, с какой целью при прогрессивной посадке деревьев в бедную почву грунт заражают специальными видами грибов? Поясните свой ответ.

Контрольная работа №1 по «Экологии»

1 . Дайте определение термину общая экология.

2 . В ч?м отличие фундаментальной экологии от социальной экологии?

3. Кто и когда впервые предложил термин экология?

4. Определите, к каким факторам среды (абиотическим, биотическим или антропогенным) можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, сол?ность воды.

5. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;

б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;

в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

6 . Выберите правильное определение. Анабиоз – это:

а) сон, значительная обездвиженность, отсутствие реакции на внешние раздражители;

б) спячка, пониженная жизнедеятельность организма;

в) практически полная остановка обмена веществ.

7 . Ответьте, чем анабиоз отличается от смерти.

8. Выберите правильный ответ. Скрытая жизнь позволяет организмам:

а) расширить спектр условий активной жизни; б) сузить спектр условий активной жизни; в) пережить неблагоприятное время.

9. Закончите утверждение. Среда, в которой живут самые быстродвигающиеся животные, — это : а) наземно-воздушная; в) водная; б) почвенная; г) живые организмы.

10. В какой среде органы опорно-двигательной системы животных и опорной системы растений имеют наивысшее развитие? Выберите правильный ответ:

а) в наземно-воздушной; б) в водной; в) почвенной; г) в живых организмах.

11 . В какой среде обитания живут самые крупные и тяжелые животные? Приведите примеры.

12 . Выберите правильное утверждение. В основе биологического самоочищения водоемов лежит : а) система течений водоема; б) тип грунта;

в) тип растительности водоема; г) фильтрационное питание водных животных.

13 . Назовите тип биотических отношений, который чаще всего проявляется в природе при взаимодействии следующих пар организмов : Волк – заяц, корова – жук-навозник, лесная мышь – дуб (желудь), дятел – личинка короеда, рыжая лесная полевка – лесная мышь, рыжий муравей – гусеница пяденицы, ондатра (водяная крыса) – полевка, сойка – рыжий муравей, взрослая ель – проросток березы, белый гриб – ель, гриб трутовик – береза, гриб пеницилл – бактерии, кукуруза – бодяк полевой, человек – аскарида, волк – дождевой червь, стрекоза – муравей, стрекоза – муха, карась – карп, шакал – лев, пчела – липа.

14. Соотнесите понятия, обозначающие различные способы добывания пищи, с их определениями. Понятия

: а) паразит б) собиратель; в) фильтратор; г) пасущийся организм д) хищник;

Определения: А. Организм, который активно разыскивает и убивает относительно крупные жертвы, способные убегать, прятаться или сопротивляться.

Б. Организм (имеющий, как правило, небольшие размеры), который использует живые ткани или клетки другого организма в качестве источника питания и среды обитания.

В. Организм, который поглощает многочисленные пищевые объекты, как правило, растительного происхождения на поиск которых он не тратит много сил.

Г. Водное животное, процеживающее через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей. Д. Организм, который разыскивает и поедает относительно мелкие.

15. Какие типы биотических внутривидовых взаимоотношений наиболее распространены между особями в популяциях? Выберите правильные ответы:

а) мутуализм; б) нейтрализм; в) паразитизм; г) конкуренция; д) аменсализм; ж) хищничество.

16. Из приведенного списка факторов выберите те, которые способствуют росту численности популяций : обилие пищи, болезни, обилие паразитов, отсутствие хищников, обилие конкурентов, низкая плотность населения, высокая плотность населения, нехватка территории, неблагоприятные климатические условия, избыток территории, благоприятные условия жизни

17. Закончите определение. Экосистема – это:

а) совокупность организмов и неорганических компонентов на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ;

б) совокупность организмов разных видов, взаимосвязанных между собой, обитающих на определенной территории;

в) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории;

г) совокупность организмов, обитающих на определенной территории, и неорганических компонентов.

18. Кто из перечисленных организмов относится к продуцентам? Выберите правильный ответ:

а) корова; б) клевер луговой; в) белый гриб; г) человек.

19. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

а) леопард – газель – трава; б) клевер – заяц – орел – лягушка;

в) перегной – дождевой червь – землеройка – горностай;

г) трава – зеленый кузнечик – лягушка.

20 . Какова роль редуцентов в экосистемах? Выберите правильный ответ:

а) уничтожают организмы;

б) обеспечивают продуцентов минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов;

в) обеспечивают продуцентов водой, тем самым поддерживают круговорот воды;

г) поставляют в экосистему органические вещества и энергию;

д) трансформируют вещество из одного состояние в другое.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Да, это правда, жуки-навозники имеют дело с навозом, но они не менее важны для природы, чем, скажем, пчелы. Их образ жизни далек от гламурного, но их мало заботит пиар.

Репутация: Жуки-навозники заняты тем, что катят свои шары (сделанные известно из чего) через африканскую саванну. А еще их почитали древние египтяне.

На самом деле: Эти жуки — вовсе не обязательно жители Африки, они встречаются буквально повсюду — от Южной Америки до Великобритании, от ЮАР до Финляндии, от США до России. И это не один вид жуков, это огромное и разнообразное семейство: в природе насчитывается свыше 600 видов навозников. Большинство из них заняты полезным делом: удобряют почву, уничтожают паразитов и даже играют определенную роль в уменьшении выбросов тепличных газов. Более того, далеко не все они едят навоз!

В древнем Египте изображения жука-скарабея (скарабеи — из того же семейства навозников, из пластинчатоусых — Прим. переводчика) встречались повсюду — в росписи гробниц, на ювелирных украшениях, стенах храмов, амулетах.

Для древних египтян этот жук своим движением с шариком навоза символизировал движение солнца с востока на запад. Скарабей и сегодня для многих из нас — олицетворение жука-навозника, черный, мощный, упорно катящий вперед свой пахучий шарик.

Однако жуки-навозники очень разнообразны. Как подчеркивает эколог Томас Рослин из Шведского университета сельскохозяйственных наук, «жуков, живущих в навозе, столько же, сколько, например, видов птиц в природе».

Священный скарабей — реально существующее насекомое, но это только вершина айсберга, точнее — горы навоза.

Жуки-навозники бывают большие и маленькие, яркой раскраски и черные, с рогами и без, и живут они как на прохладных лугах, так и в тропических лесах.

Из тысяч видов навозников лишь часть катает знаменитые шарики, и многие вообще не едят навоз. А кое-кто перешел с навоза на кое-что повкуснее.

В поисках навоза в саванне жукам порой приходится вступать в тяжелые бои, поскольку конкуренция в этом бизнесе высока.

Некоторые из них предпочитают держаться поближе к обезьянам, чтобы быть всегда наготове и первым перехватить помет, как только он покинет тело хозяина или хозяйки. Тут действует старый принцип — «кто успел, тот и съел».

Как отмечает ученый-эколог Тронд Ларсен, директор международной программы по защите дикой природы Rapid Assessment, часто в тропиках в одном месте можно встретить более 150 разновидностей жуков-навозников, конкурирующих за ограниченное количество навоза.

Неудивительно поэтому, что некоторые из них выработали иные навыки и отошли от традиционной навозной диеты.

Их новая диета тоже может показаться кому-то неудобоваримой, но что поделать. Жуки-навозники — неутомимые мусорщики, не брезгующие ни падалью, ни гнилыми фруктами и грибами, ни мертвыми беспозвоночными, потихоньку, незаметно для человеческого глаза очищающие нашу планету.

Некоторые из них живут на спинах гигантских улиток, питаясь их слизью — ну и заодно пользуясь бесплатным проездом.

Однако наибольший интерес, по мнению ученых, представляют собой те навозники, которые перешли от добывания навоза к охоте на живых существ.

Ссылки на таких жуков-охотников давно уже встречались в научной литературе. В Бразилии, например, сообщалось о навозниках, которые отрывали головы большим муравьям и катили обезглавленные тушки к себе в подземную нору, как если бы это были шарики навоза.

Но основной жертвой таких жуков все-таки надо считать многоножек. Поскольку Тронду Ларсену были известны сообщения об охоте жуков-навозников на живых многоножек, он решил убедиться в этом сам.

Ларсен собрал для своего опыта несколько перуанских навозников Deltochilum valgum. «Я был поражен тем, что увидел, — рассказывает он с энтузиазмом. — В нападении на многоножку жук-навозник применял четко разработанную стратегию, имеющую разные варианты атаки».

Но, в общем, отрывание головы и здесь оказалось любимым способом.

Природа не вооружила жука-навозника какими-то острыми частями рта или головы — все-таки это не хищник.

Навознику, решившему сменить специальность и стать охотником, приходится импровизировать. Все в итоге сводится к постепенному расчленению тела жертвы.

По мнению Ларсена, эволюционный переход от жизни на падали к охоте на многоножек нельзя назвать каким-то значительным скачком. Ученый считает, что рано или поздно остальные навозники последуют примеру своих предприимчивых собратьев.

С ним согласен Кларк Шольтц, ветеран-энтомолог из Университета Претории в ЮАР. «Взрослые жуки-навозники в строгом смысле слова не едят навоз, — говорит он. — Они питаются мельчайшими частицами эпителия, производимого неважно кем и чем».

Те из них, кто питается падалью или мертвыми беспозвоночными, фильтруют добычу, отсеивая для себя питательные вещества примерно так же, как они поступали бы с навозом.

Но пока основным бизнесом для большинства этих жуков все-таки остается работа с тем же самым навозом. Катят ли они шарики, прячут ли под землю, живут ли внутри навоза — жуки-навозники достигли в этом деле вершин мастерства. Что не удивительно — они занимаются этим со времен динозавров.

И хотя их роль в продвижении солнца по небосводу не доказана, есть много других важных вещей, в которых они незаменимы.

«Навозные жуки — важная часть экосистемы, — говорит Бриони Сэндс из Бристольского университета (Великобритания). — По моему мнению, они так же важны, как и пчелы, но поскольку их образ жизни далек от гламурного, мы склонны преуменьшать ценность того, что они делают».

Фекалии — это суровая правда жизни, и без существования эффективно работающей системы очистки наш мир быстро превратился бы в болото из непереработанных нечистот.

Навозные жуки — и есть такая система. Они самыми разными способами перерабатывают навоз, откладывают в него яйца, их личинки питаются им — в общем, круговорот помета в природе поддерживается, но без превращения нашего мира в помойку.

Шольтц предлагает взглянуть на ситуацию в перспективе: «В Южной Африке — 15 миллионов голов скота, и каждое животное производит примерно 12 коровьих лепешек в день. Это около 5500 тонн помета ежедневно. Если бы не жуки-навозники, мы бы уже стояли в помете по колено. А то и по плечи».

Жуки заботятся не только о плодородии пастбищ. Они разносят семена растений, улучшают структуру почвы и снижают степень распространения паразитов, что важно не только для скота, но и для людей.

И эти достоинства жуков-навозников не прошли незамеченными для некоторых ученых-экспериментаторов, которые решили пользоваться их услугами для достижения серьезных перемен в экологии.

Наиболее поразительный пример вмешательства этих жуков в порядок дел — австралийская история. В 1960-х стране грозило настоящее бедствие от завезенного сюда в больших количествах скота.

Местные жуки-навозники не справлялись с коровьими лепешками, поскольку привыкли к сухому, твердому навозу, остающемуся от сумчатых животных.

Пастбища были сплошь покрыты коровьим пометом, над которым роились устрашающие тучи мух — картина была апокалиптическая.

И тогда австралийское государственное объединение научных и прикладных исследований (CSIRO) пошло на смелый шаг — оно разработало «Австралийский проект по использованию жуков-навозников» (Australian Dung Beetle Project).

На протяжении 20 лет ученые завезли в страну 53 вида жуков-навозников со всех концов мира. Иностранцы сумели остановить наступление навоза, что среди прочего привело к снижению на 90% количества мух (этим особенно были довольны хозяева открытых кафе).

Успех проекта был настолько велик, что услугами жуков-навозников пользовались потом не раз — как в Австралии, так и в Новой Зеландии. И, думается, их вмешательство еще понадобится в других уголках планеты.

Как видим, список достоинств этих насекомых довольно внушителен — добавьте сюда еще способность снижать выбросы парниковых газов, свидетельства чего обнаружены Томасом Рослином и его коллегами.

«Можно сказать, что эффект от их работы довольно значительный, — говорит Рослин. — Для каждой коровьей лепешки, населенной жуками, — это примерно 40-процентное снижение выделения метана в атмосферу».

«Туннели, которые прокладывают жуки-навозники, служат своего рода вентиляционными шахтами, через которые в навоз доставляется кислород. Микробы, производящие метан, не любят кислород, это смещает баланс в пользу других микробов».

Конечно, на фоне огромного объема выбросов парниковых газов всей цепочки продовольственного снабжения вклад жуков выглядит довольно мелким, отмечает Рослин. Тем не менее эта строчка в резюме навозников подчеркивает их разносторонность и общую важность для происходящего на нашей планете.

В Финляндии, где Рослин проводил исследования, жуки-навозники — крошечные создания, особенно если сравнивать их с африканскими гигантами размером с мелкую мышь. Но и здесь они играют свою роль, воплощая то, о чем в свое время написал биолог Эдвард О. Уилсон в статье о важности сохранения беспозвоночных: «эти малютки управляют миром».

«Не забывайте, жуки-навозники — это не только те, которых можно встретить в африканской саванне с шарами слоновьего помета, — подчеркивает Бриони Сэндс. — Они здесь, на пороге нашего дома, и они достойны нашей заботы и нашего уважения».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.

б) дятел-личинка короеда

2. примером усл реф у чел является

а) чихание при вдыхании резко пахнущих веществ

б) заучивание стихотворения наизусть

в) отдергивание руки от горячего чайника

г) катание на коньках

3. при отморожении первой степени необходимо

а) промыть пораженный участок тела с раствором питьевой воды

б) растереть пораженный участок тела до покраснения

в) прикрыть пораженный участок тела повязкой

Вопрос по биологии:

Определите типы биотических отношений:
1.Волк-заяц
2. корова — жук-навозник
3.Лесная мышь – желудь дуба,
4.Дятел – личинка короеда,
5.шакал-лев,
6.Рыжая лесная полевка –лесная мышь,
7.Рыжий муравей – гусеница пяденицы,
8.Ондатра(водяная крыса) –полевка,
9.Взрослая ель – проросток березы.
10.Белый гриб – ель,
11.Гриб-трутовик — береза
12.Заяц и крот
13. Гриб пеницилл – бактерии,
14.Кукуруза –бодяк полевой,
15.Человек – аскарида,
16.карась – карп
17.Волк –дождевой червь,
18.Стрекоза – муравей,
19.стрекоза – муха,
20.Пчела – липа,
21.корова – человек
22.Лось – белка,
23.божья коровка – тля,
24.Человек – кишечная палочка,
25.волк –-ворон,
26.Человек – кровососущий комар,
27.Рыба-прилипала – акула,
28. пшеница – хомяк.
Заранее большое спасибо!

Ответы и объяснения 1

1.Волк-заяц – хищничество
2. Корова — жук-навозник – комменсализм
3.Лесная мышь – желудь дуба – хищничество (растительноядность)
4.Дятел – личинка короеда – хищничество
5.Шакал-лев – комменсализм ( нахлебничество )
6.Рыжая лесная полевка –лесная мышь – конкуренция
7.Рыжий муравей – гусеница пяденицы – мутуализм
8.Ондатра(водяная крыса) –полевка – нейтрализм
9.Взрослая ель – проросток березы – аменсализм
10.Белый гриб – ель – мутуализм
11.Гриб-трутовик – береза –паразитизм
12.Заяц и крот – нейтрализм
13. Гриб пеницилл – бактерии – аменсализм (аллелопатия )
14.Кукуруза –бодяк полевой – конкуренция
15.Человек – аскарида – паразитизм
16.карась – карп – конкуренция
17.Волк –дождевой червь – нейтрализм
18.Стрекоза – муравей, нейтрализм
19.Стрекоза – муха, хищничество
20.Пчела – липа, мутуализм
21.Корова – человек , комменсализм (нахлебничество ), или хищничество (если корову съели)
22.Лось – белка, нейтрализм
23.божья коровка – тля, хищничество
24.Человек – кишечная палочка, паразитизм
25.Волк –-ворон, нейтрализм
26.Человек – кровососущий комар, паразитизм
27.Рыба-прилипала – акула, комменсализм (эпиойкия)
28. пшеница – хомяк, хищничество (растительноядность)

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Этого делать не стоит:

    • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
    • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
    • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
    • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
    • Есть сомнения?

      Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

      Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

      Биология — наука о живых существах и их взаимодействии со средой.