Корова с травой во рту

Последний анализ влияния вредных трав на экономику Манитобы, опубликованный в 2010 году, показал, что лиственный молочай обходится этой провинции в 40.2 миллиона долларов — из-за уменьшения зон выпаса скота, стоимости контроля уровня химикатов вдоль дорог и прочих расходов

Неспроста spurge (молочай) рифмуется со scourge (бич).

В 2010 лиственный молочай занимал порядка 4850 км?. Но если не прикладывать усилий для решения это проблемы то площадь занимаемая молочаем будет удваиваться каждые 10 лет, заявила Джейн Торнтон, специалист по вопросам выпаса скота и расширения пастбищ при управлении Манитобы по вопросам сельского хозяйства и продовольствия (УМСХП), а значит площадь занимаемая молочаем на данный момент, скорее всего увеличилась.

«Территории, занимаемые лиственным молочаем, продолжают расширяться и сейчас охватывают сельхозземли на которых его ранее не было. Он разрастается на север вдоль 10-ого хайвэя и далее в сторону Дофина. «В области нет ни одного сельского муниципалитета до которого бы не добрался молочай.» — заявила Торнтон.

Есть несколько способов контролировать этот процесс

Торнтон была направлена на новый проект Управления по вопросам говядины и фуража Манитобы (УГФМ), задачей которого является обучить коров питаться лиственным молочаем. Проект основан на исследовании проведенным специалистом по вопросам сельского скота Кэти Вот, которая использует коров что бы справляться с разрастанием канадского чертополоха, пятнистого василька и лиственного молочая.

На основе этого метода на одном из пастбищ фермы УГФМ мы обучили 50 телок питаться лиственным молочаем. «Вне зависимости от того, будет ли это эффективно для решения проблемы или нет, я буду заниматься этим вопросом на протяжении последующих двух лет» — заявила Торнтон.

Проблема скотовода

Абе Унгер, заведующий проектом в Хайвуде, Манитоба., охарактеризовал лиственный чай, как проблему для скотовода. «Это сорная трава, но она не выживает в зерне. Для того что бы контролировать ее распространение необходимо косить ее дважды летом, до того, как он дала семена, но как только она пустила корни она вновь будет из них вырастать. — сказал Унгер.

Около 1 км из находящихся в его расположении 6 км? пастбищ сильно засорены лиственным молочаем.

Эта сорная трава может быть ядовитой для коров, это Унгер узнал на своем опыте, осуществляя выпас своего стада весной на землях пораженных лиственным молочаем. «Во рту у коров появились язвы и нарывы на животах» — сказал он. Они едва могли есть».

Двадцать лет спустя, Унгер пригласил служащих из управления по вопросам сельского хозяйства и продовольствия Манитобы что бы те выпустили жуков на территориях Унгера, с расчетом что эти жуки организуются в колонии и будут контролировать разрастание лиственного молочая естественным путем. Но этого не произошло. А использовать гербициды на землях, с водами, пролегающими на низкой глубине, таких как у Унгера, нельзя.

«Лиственный молочай — это всегда проблема, стоит ему только где-либо появиться как он тут же охватывает большую площадь. Довольно плохо иметь его на своих территориях» — сказал он.

Клейтон Роббинс, исполнительный руководитель Совета «4h» и руководитель Канадского общества изучения домашних животных, сказала, что молочай довольно устойчивое растение с глубокой корневой системой, которая может расти «при любых условиях».

Необходим уникальный подход, как говорит Роббинс, так как нет единой стратегии, работающей в каждой ситуации. «Если молочай пустил корни то это проблемой для здоровья окружающих его растений, и ее решение это весьма длительный процесс» — сказал Роббинс.

«Это весьма крепкий орешек, но самая частая причина, по которой он выходит из-под контроля это чрезмерный выпас скота» — заявил Роббинс. «Если фермер правильно осуществляет выпас скота, вероятность того что молочай распространиться станет ниже. Если же на начальном этапе не было ничего предпринято, то у проблемы будет сильная точка опоры, и избавиться от нее будет гораздо сложнее».

Выпас скота

В силу строения своего организма корова переносит лиственный молочай гораздо хуже другого скота. Молочай может составлять около 80% от рациона козы, 50% от рациона овцы, но для коровы эта цифра составляет 15%. Овцы и козы успешно используются для сдерживания молочая. Согласно данным Торнтон, козы могут уменьшить объемы молочая на 80% за 3 года. Но для большинства скотоводов иметь необходимое количество коз или овец невыгодно.

Торнтон утверждает, что ее проект — скорее демонстрация, нежели строгая исследовательская работа. Она будет внимательно наблюдать за поголовьем своего стада что бы понять, почему одни коровы более восприимчивы к лиственному молочаю. «Мы заметили, что одни коровы переносят токсины лучше чем другие. Почему бы им не обучить свое потомство питаться молочаем?» — задается вопросом Торнтон.

Если ее команда сможет сделать так что лиственный молочай станет частью рациона коровы на выпасе, то тем самым она убьет сразу нескольких зайцев — уменьшить распространение молочая, а так же сделать пастбища более диверсифицированными.

И программа уже дает первые результаты — Торнтон сказала, что ее стадо уже начало питаться лиственным молочаем, правда в небольших количествах и пасутся в местах, которые избегали до обучения. Пока что ветеринар команды не заметил проблем со здоровьем у скота, питающегося молочаем.

Фермерам, борющимся с проблемой распространения лиственного молочая, Торнтон пока может лишь посоветовать следить за своими исследованиями.

Читайте так же:

  • Жмых рапсовый для коров Важная техническая культура, широко применяемая в народном хозяйстве, рапс. Из него получают рапсовое масло и жмых — высокобелковый корм для скота. Рассмотрим основные особенности данного […]
  • Код на быка в вормиксе Друзья! Внимание ! Нам требуется Главный редактор для развития сайта ! -умеешь играть в wormiks -способен администровать сайт и добавлять новости, то напиши нам в личку Прохождение новых […]
  • Определение живой массы быка Определение живой массы взрослого крупного рогатого скота с помощью обмера. В этой статье мы расскажем про определение живой массы телят при помощи обмера, однако, начнём мы со взрослого […]
  • Корова волшебник Сочинитель.ру © 2010 - 2020 Все права на рукописи и статьи принадлежат их авторам (Гражданский кодекс РФ, часть 4, раздел VII) 18+ Внимание! Сайт может содержать информацию, запрещенную […]
  • Коровы гуляют сами по себе «Стивенсон-Спутник» создаёт в Бобровском районе Воронежской области племенной центр по выращиванию животных мясного направления. У бычков и коров абердин-ангусской породы немало качеств, […]
  • Субсидии на коров лпх Опубликовано: 07.05.2019 16:10 Ежегодно на поддержку личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств в Татарстане выделяется более двух миллиардов рублей. Татарстан полностью […]

«Основная загвоздка с сорными травами заключается в том, что сейчас нет ни одного хорошего способа от них избавиться. Если у вас они растут — будьте очень внимательны и не дайте им разрастись» сказала она.

Коров можно приучить есть сорняки

Колючки, растущие у вас на полях – не самая любимая пища коров. Однако исследователи выяснили, что при желании, скот можно выдрессировать так, чтобы они ели и их, принося пользу фермеру и, одновременно с этим, получая от процесса удовольствие.

Ноу-хау для буренок

Прошлым летом Союз животноводов Монтаны (Montana Farmers Union) получил грант на «обучение коров поеданию сорных растений». Пилотная программа Службы контроля национальных ресурсов (NRCS), основанная на исследованиях ученых НИИ Монтаны и Колорадо, имела огромный успех среди фермеров по всему штату.

Многие из животноводов, принимавших участие в исследовании, действительно были поражены результатами. Их коровы с удовольствием уничтожали поросли Канадского чертополоха (в России – Бодяк полевой Cirsium arvense(Savi) Ten.) на ранних этапах вегетации, так, что растение не успевало дать семена и размножиться.

Коров приучили есть не только Канадский чертополох, но также и Бодяк обыкновенный — Cirsium vulgare (Savi) Ten – сорняк, сильно засоряющий поля и пастбища. К удивлению фермеров и животноводов, коровы с удовольствием начали поедать неаппетитные колючки, сократив тем самым их численность за рекордно короткие сроки.

Весной, к огромной радости фермеров, коровы продолжили питаться так, как их приучили в прошлом году.

«Только они заметили молодую поросль сорняков, — делится своими впечатлениями Крис Кристинс, — сразу же принялись ее поедать и телят своих приучили делать то же самое. Телята учатся питаться, глядя на матерей, ведь то, что хорошо для мамы, просто не может быть невкусным!»

Как сделать колючку желанным лакомством?

В основе тренировочной программы очень простой принцип – животных приучают к новым вкусам и консистенции пищи. Сперва в их рацион добавляют люцерну, зерно и соевый шрот, затем, начинают чередовать питательные смеси таким образом, чтобы питание было как традиционным, так и совершенно нетипичным. И, в конце концов, когда животные привыкают к тому, что корм может быть весьма разнообразным и не стоит зацикливаться на чем-то одном, в их рацион начинают добавлять сорняки. Период подобных «тренировок» составляет примерно одну неделю.

Теорию на практике оказалось опробовать не так-то просто. В первый раз участники эксперимента решили учить одновременно все стадо (примерно 70 голов), разбрасывая еду по полю. Однако такая методика оказалась не очень результативной.

Вторую попытку решено было предпринять на стаде в 15 голов с использованием специальных кормушек, в которые насыпался корм и смеси различных растений.

Методика обучения

В первый день животным давали измельченную люцерну, чтобы они могли привыкнуть к новой текстуре корма. На первом этапе эксперимента, размер гранул был для коров привычным, а вот вкуса они еще не знали.

Крис Кристинс, участник программы, рассказывает об этом так:

«Затем, когда мы положили кусочки сахарной свеклы, коровы подошли к кормушкам, внимательно на них посмотрели и ушли обратно. Но как только мы перестали за ними наблюдать, они вернулись и съели все без остатка. Все-таки, новая еда им понравилась» — смеется он.

Тем же вечером, коровам дали соевый шрот – корм, который был для них новым как по вкусу, так и по текстуре.

На четвертый день фермеры собирались дать коровам пшеничные отруби, но не смогли их нигде найти, поэтому решили заменить их на измельченные кусочки разного корма, чтобы продолжить приучать их к чему-то новому. Вечером животные поужинали сеном, что, по задумке исследователей, должно было спровоцировать их к продолжительному пережевыванию пищи после питания новым видом растений.

Пятый день ознаменовался введением в рацион сорняков. Фермеры смешали их с сеном, предварительно обрызгав сверху раствором патоки, чтобы улучшить вкусовую привлекательность. Животным так понравилось, что они, по словам Кристинса, буквально бегали за остатками корма. В тот же вечер было принято решение дать коровам чистые сорняки без каких-либо добавок.

«Смотреть за этим было забавно, делится своими впечатлениями фермер. – Как только коровы увидели, что мы собираемся их покормить, они оживились и подошли, чтобы нас встретить. Старшие коровы протискивались вперед, чтобы быть первыми. Год был сырой, поэтому сорняки выросли что надо – высокие и мясистые. Некоторые больше полметра выросли.

Я помню, как одна из коров вытащила такой стебель из кормушки и очень долго и вдумчиво его пережевывала. Он все болтался у ее рта, перемещаясь то в одну, то в другую сторону и постепенно уменьшаясь в размере. Корова же при этом, судя по всему, была на седьмом небе от счастья, — рассказывает фермер.

Результаты эксперимента

После того, как обучаемая группа коров была достаточно натренирована, фермеры выпустили их пастись вместе с остальным стадом, чтобы те смогли научить своих непросвещенных сородичей есть сорняки.
Через 10 дней, когда животноводы пришли взглянуть, как продвигается эксперимент, они не заметили на поле почти ни одной колючки. Коровы сначала объедали листья, потом принимались за соцветия и в итоге сжевывали растения целиком так, что те не успевали даже дать семян.

После уничтожения Канадского чертополоха, животные начали есть другие виды колючек. Видимо, сорняки им настолько понравились, что когда закончились привычные, они принялись за другие. Некоторые коровы, которых не тренировали специально, также стали интересоваться, что же такое находят их подруги в сорной растительности.

Интересно, что на следующий год, когда у выдрессированных таким образом коров, появляются телята, они едят сорняки сразу же, самостоятельно – ничему их учить уже не нужно – малыши копируют поведение своих матерей.

Результатом опыта ученые и фермеры очень довольны. Коров можно использовать в качестве биологического средства по борьбе с сорной растительностью – эдакого узкоспециализированного гербицида. Приобретать дорогостоящие гербициды для пастбищ фермерам совершенно невыгодно, а если коровы научатся есть то, что засоряет земли, их владельцы экономят вдвойне.


Важно не увлекаться

Разумеется, к выбору сорняков тоже следует подходить осторожно. Все растения, для проведения эксперимента, тщательно отбирались и были совершенно безвредны для животных.

В опыте фермеров использовались колючки, богатые белком. В экспериментах, проводимых учеными-исследователями из Службы контроля национальных ресурсов (NRCS), они приучали коров поедать Молочай острый — Euphorbia esula L., также содержащий большое количество белка.

Для тех, кто уже загорелся мыслью о том, чтобы научить свое стадо поедать все сорные растения на поле, стоит упомянуть об опасности, которая может их подстерегать. Дело в том, что некоторые сорняки содержат ядовитые вещества, и могут оказать влияние на вкус молока или даже вызвать отравление у коров. Обязательно проверьте, чем будете кормить своих буренок!

Примерная схема перевода коров на нетипичный вид корма:

1 день: мелко нарубленная люцерна;

2 день: утром – отруби или сено, смешанные с патокой, вечером – рубленный ячмень;

3 день: утром – рубленная сахарная свекла, вечером – соевый шрот;

4 день: утром – пшеничные отруби, вечером – сено;

5 день: утром – сено с патокой, смешанное с сорняками, вечером – сорняки

В данный момент исследования продолжаются, их окончательные результаты можно будет посмотреть на официальном сайте Montana Farmers Union

Не уверены, какую программу кормления коров выбрать? Читайте интервью со специалистом

Жвачные животные занимают особое место среди других растительноядных. Это прежде всего связано с их огромной хозяйственной важностью.

Кроме того, жвачные отличаются уникальными особенностями функционирования пищеварительного аппарата. Только знание этих особенностей может ориентировать на решение прикладных задач, связанных с их рациональным кормлением.

Коровы и мелкие жвачные осуществляют прием пищи, используя все компоненты ротовой полости: язык, губы, зубы, щеки, десны, твердое и мягкое небо и слюнные железы. Поиск корма, его оценка происходят с использованием анализаторов: зрительного, обонятельного и тактильного (осязания). Примером высокой значимости обоняния в приеме корма является отказ от выпаса на территории, где недавно вносились минеральные удобрения, тогда как скошенная на этом участке трава охотно поедалась. Используя возможности анализаторов, можно сделать корм привлекательным для животных, применяя вкусовые добавки и ароматизаторы.

Крупный рогатый скот пользуется для захвата травы, сена, силоса языком, имеющим острые ороговевшие сосочки. На пастбище корова захватывает траву и удерживает ее между резцами нижней челюсти и дентальной пластинкой резцовой кости. Обрывание пучка травы происходит в результате рывка головой. Прием сочного корма из кормушки в основном проходит с использованием языка, а поедание мучнистых комбикормов происходит с помощью губ. Овцы захватывают корм раздвоенной верхней губой и языком, траву подрезают резцами. Мелкие жвачные способны использовать травостой после выпаса крупного рогатого скота, поскольку могут подрезать растения на более низком уровне.

Во время жевания корм измельчается в результате координированных движений челюстей, причем коренные зубы способны перемещаться и в вертикальном, и в боковом направлении. Боковыми движениями корм попеременно перетирается на одной стороне челюсти. В ходе жевания корм измельчается, смачивается слюной и подготавливается к проглатыванию. Растворение слюной вкусовых веществ обеспечивает возникновение вкусовых ощущений. Грубые корма измельчаются до частиц размером 12-15 мм. При кормлении недробленым зерном большая часть зерен поступает в рубец неразжеванными. Для подготовки одного пищевого корма корове необходимо сделать 15-30 жевательных движений, а овцам 5-10. Жевание способствует слюноотделению и может влиять на состояние насыщения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мы продолжаем нашу рубрику, и на этот раз героиней материала станет верная помощница и кормилица человека — корова. Не секрет, что это животное по сравнению со всеми другими более выгодно держать в частном подворье. Приручить корову человек смог примерно 8,5 тысячи лет назад. Процесс ее одомашнивания обеспечил его более разнообразным и полезным набором продуктов питания, который способствовал не только долголетию людей, но и возможности содержать больше детей, а также появлению и развитию различных ремесел, торговли.

Как известно, для крупного рогатого скота предусмотрены три вида содержания: стойловый, пастбищный и пастбищно-стойловый. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. В Прибайкалье большую популярность получил третий — пастбищно-стойловый. За счет него скот более подвижен и имеет небольшие размеры. Мясо таких животных вкусное и питательное. В Прибайкалье пастбищный период длится с мая по ноябрь включительно, что на 1,5—2 месяца больше по сравнению с этим же периодом 50-летней давности. Из-за глобального потепления весна наступает раньше, осенью холода не торопятся наступать, зимы не отличаются сильными морозами. Все эти факторы не могут не сказаться на качестве и надоях крупного рогатого скота.

За последние десятилетия поголовье скота в России сокращается, но это никак не связано с тем, что подобных животных невыгодно содержать. Причина вполне банальна — в сельской местности стало меньше жить молодежи. Большая ее часть после школы устремляется в город. И далеко не все после окончания вузов и ссузов вновь возвращаются в родные пенаты. К сожалению, работы для них в сельской местности по-прежнему немного. В то же время содержание коров несет значительные финансовые вливания, которые включают покупку техники, затраты на хозяйственные постройки и многое другое, что непосильно для каждого селянина. Совсем иная ситуация была, когда в России, в частности в Прибайкалье, большая часть населения проживала на селе.

Скотоводство с давних пор было главным занятием бурят. С XVII века оно определяло уклад жизни бурята и его благополучие. В течение нескольких веков буряты из рогов коров готовили клей, а также изготавливали лук для стрельбы. Кости конечностей парнокопытных использовали для различных детских игр. Взрослое население до сих пор соревнуется, кто ударом незащищенного кулака сломает определенный отросток кости позвоночника животного. Нужным атрибутом в быту считалось сухожилие, из которого изготавливали нитки для пошива обуви. Они отличались повышенной влагостойкостью и прочностью. Из коровьих хвостов ухитрялись делать кожаные ножны. И естественно, что скот поставлял буряту мясо. Для пропитания кроме мяса в ход шли кровь, потроха, осердия. Да и сейчас они по-прежнему актуальны. В качестве целебных характеристик можно отметить то, что говядина при соответствующей готовке незаменима для восстановления сил при слабости после болезни, тяжелых работ. Выделанная кожа шла на изготовление сбруи, ремней, веревок, обуви, рукавиц, различной одежды.

Известно, что в желудочно-кишечном тракте коровы трава претерпевает двойное пережевывание. Может быть, именно это является одним из факторов обильного надоя и пользы коровьего молока. В семье через 7—10 дней после отела коровы наступает настоящий достаток: на столе имеются молоко, сливки, творог, масло. Появляется возможность готовить саламат для приема гостей или на праздники. Затем, в более поздние сроки, можно было заводить хурунгу и из нее перегонять молочное спиртное — тарасун, обладающее мочегонными свойствами. Надо отдать должное современным ученым, открывшим лечебные свойства хурунги, спасающие от многих недугов. Практика показывает, что при умелом применении она весьма эффективна и больной обходится без применения химических препаратов.

Весьма высокой калорийностью отличается зеленый чай с коровьим молоком, в который добавляются мелко искрошенный жир, соль и мука (зутран-чай). Во время полевых работ в качестве пищи для бурята применялась арса на основе воды, муки, бозо (кисломолочный продукт) и незначительного количества сливок или сметаны. Арса хорошо утоляет жажду, голод и одновременно очищает почки. Все это возможно в том случае, если корова обеспечена выпасами в несколько гектаров, а в зимний период она каждый день должна употреблять 10—12 кг сена, включая солому, «зеленку». Кстати, стадо в количестве 50—100 голов считается наиболее продуктивным. При больших размерах стада менее активные особи недоедают или им не достается более питательная растительная пища.

Для хозяйственных нужд буряты наряду с лошадью использовали быков (волов). Вол отличался большей силой по сравнению с лошадью. На нем возили воду, дрова, сено. Для транспортировки на дальние расстояния тяжелых древесных стройматериалов волы были просто незаменимы. В Прибайкалье дома строили из толстых сосновых бревен, а юрты — из лиственниц. Для защиты от дождя они покрывались сосновой корой, которая, как известно, не подвержена гниению. Сохранившиеся до настоящего времени юрты являются результатом усилий волов, которые обеспечили доставку строительных материалов к месту возведения жилищ. Юрты из лиственницы обеспечивают прохладу в любую жару.

Установлено, что коровы обладают чувством времени. При мычании они способны издавать 11 мелодий. Обращение коровы к теленку имеет несколько оттенков звучания. Обнаружено, что классическая музыка Моцарта, Шопена, Баха благотворно влияет на состояние коровы.

Корова не может не вызывать почтения и уважения. В традициях некоторых народов корову почитают как мать, называя ее кормилицей. В совсем недалекие времена в каждом дворе бурята стояла корова. Она кормила, одевала, обувала, и даже навоз из-под нее использовался на земельных наделах для хорошего урожая. Поэтому нет сомнений в том, что еще в течение многих лет корова так же продуктивно будет служить человеку, как и прежде.

А теперь немного коровьих рекордов:

Продолжительность жизни — 78 лет

Вес — 2270 кг при росте 188 см

Количество телят — 22 головы за 9 отелов

Количество телят за один отел — 8 голов

Жирность молока — 14,08%

Надой за сутки — 111 литров

Надой за год — 35 457 кг при жирности 3,96%

Надой пожизненный — 211 235 кг за 14 лактаций

Выход мяса — 70% от веса туши

Открытие рта за сутки — 40 000 раз (13 000 — поедание травы и 27 000 — жвачка)

Пословицы про молоко:

Молоко на губах не обсохло.
В корове молоко не прокиснет.
У коровы во рту молоко (т. е. по корму).
В молоке не было, и в сыворотке не найдешь.
Корову по удоям считать — молока не видать.
Доит шибко, да молоко жидко.
Коли пенится в подойнике молоко, то будет дождь.
Та и молочная корова, которую волк съел.
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
Из-под кислого молока, из-под простокваши.
Нет молочка, так сливок дай.
Подойника не ставь на стул, на кадку: молоко у коровы присохнет.
Вот диво: черная коровка, белое молочко.
Заварил кашу, так не жалей и молока!
Была бы корова, найдем и подойник.
Есть молоко, да доставать далеко.
Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду.
Не сули бычка, а отдай чашку молочка!
Море под коровой, река молока (пожелание дойнице).
Та корова и падает, что молока дает.
Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.
Молоко не вымем, а рылом.
Сам корову за рога держит, а сторонние люди молоко доят.
Защити мою коровушку, св. Егорий, Власий и Протасий!
С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут.
Кошка любит молоко, да рыло коротко.
Ночуй, завтра поужинаешь: корова отелится — молочка похлебаешь.
Все есть у богатого, а птичьего молока нет.
Где молоко, тут и волокно.
Счастье не корова: не выдоишь.
Корова на дворе — харч на столе.
Пригодится ребятишкам на молочишко.
Сколько с быком ни биться, а молока от него не добиться.
По удоям молока не считать — и молока не видать.

«Молочные реки и кисельные берега» – одно из популярных русских выражений, входящих как в инициальную формулу сказки, так и в другие ее композиционные части. Оно чаще всего употребляется теперь как фразеологический символ беззаботной и привольной жизни, неиссякаемого материального достатка и благополучия.

Обычно историки возводят это выражение к одному конкретному источнику – сказке о царе Горохе. Однако этот символ использовался более широко. Характерно, что уже в русском фольклоре этот символ допускает вариации. Так, в сказке о Василисе Премудрой река, в которую оборотились кони, не молочная, а медовая; а водяной царь набросился не только на кисель, но и на сыту, т. е. на воду, подслащенную медом.

Немало подобных оборотов можно найти и в фольклоре других народов. У румын, например, известны сказочные молочные реки с берегами из мамалыги – кукурузной каши. Давно замечено, что русское выражение о молочных реках и кисельных берегах имеет аналогии с библейским «крылатым словом» кипеть млеком и медом «изобиловать чем-либо».

Дело в том, что в Ветхом Завете Моисей говорит о том, что существует такая земля, цитата «где течет молоко и мед» . А как изготавливался кисель раньше? Правильно: из пчелиной патоки.

Ф. П. Медведев предполагал, что выражение молочные реки и кисельные берега является «видоизмененной трансформацией из языков древних народов Востока» . Широкая распространенность этого оборота в русском народном творчестве и фольклоре других народов, однако, заставляет признать его исконность независимо от библейского источника.

По-видимому, «фразеологический сюжет» о молочных (или медовых) реках издревле бытовал в устной традиции разных народов. Об исконности происхождения этого выражения у восточных славян говорят и его весьма самобытная образность (река из молока, пива, сыты, а берега из киселя) и особенно его подчеркнуто иронический или шутливый характер в фольклоре, недопустимый для библейского аналога, употребляемого в торжественном, приподнятом стиле.

Сам фольклорный образ молочной, медовой и т. п. реки универсален – это символ материального достатка и беззаботности, привольной жизни у многих народов. Конкретное языковое воплощение этого образа у восточных славян, однако, ярко национально. Именно поэтому выражение молочные реки и кисельные берега можно считать специфично русской, белорусской и украинской идиомой».

Анна Белова
Проект «Молоко. Пейте на здоровье молоко коровье!»

Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад № 100», г. Ярославль

Состав проектной группы: воспитанники старшей группы «Капитошка», родители

Инициативная группа: воспитанники и родители, педагоги группы

Руководители проекта: воспитатель Белова Анна Евгеньевна, учитель-логопед Кручинина Лидия Александровна

Образовательная область: Познавательное развитие

Оформление: рисунки, плакаты, выставка продуктов из молока

Музыка: «На лугу.», «33 коровы» и другие

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Проблема правильного питания очень актуальна для наших воспитанников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Мы решили собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов, выяснить состав молока. Собрали материал о животных, молоко которых употребляет человек.

Обогатить знания детей о молоке и молочных продуктах как о ценных и полезных для роста детского организма, вызвать желание и интерес пить с удовольствием молоко.

1. расширить знания о молоке и молочных продуктах.

2. дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.

3. формировать у дошкольников осознанное отношение к здоровому питанию.

развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.

4. формировать исследовательские навыки (поиск информации из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.).

5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной деятельности.

6. Активизировать и обогащать словарь дошкольников

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Период: Краткосрочный (3 недели)

Темы исследований воспитанников и и х родиетелей:

Молоко и молочные продукты

Молоко разных животных.

План проведения проекта

1. Выявление интересов детей к проекту.

2. Выбор темы проекта и формулировка проблемы, цели и задач проекта

3. Формирование групп воспитанников и их родителей по разработке отдельных вопросов, распределение задач для каждой группы

4. Создание развивающей среды.

5. Подбор методической и художественной литературы по теме.

6. Определение основных источников информации

Этап реализации проекта:

1. Сбор информации по теме для решения поставленных задач;

2. Систематизация собранного материала;

3. Анализ и распределение материала по тематическим группам: для создания презентаций, для изготовления плакатов, подготовке сценария развлечения «Праздник молока»

4. Подготовка и оформление результатов в виде плакатов, презентаций;

Отчет творческих групп о проделанной работе

Изготовление лэпбука «Молоко»

Оформление портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта).

Педагогическая работа в рамках проекта «Молоко «

* Беседа «Откуда пришло молоко», «Какие продукты любят в нашей семье»;

* Сбор Загадок, пословиц и поговорок про молоко

* Лепка «Мисочка для молока»;

* Аппликация «Буренушка» по трафарету (бумагопластика – скатывание салфеток в комочки);

* Д/и «Узнай на вкус»; «Вредно –полезно»; «Да-нет»;

* Д/и «Доскажи словечко» Молочные продукты

* Конструирование «Сарайчики для коров»;

* Выставка детских рисунков «Молочные реки»;

* Мультипликационные фильмы «Фиксики, о молочных продуктах», «Трое из Простоквашино»; «Крошечка- Хаврошечка»

* просмотр познавательного фильма «Откуда берётся молоко»

* просмотр презентации, подготовленной родителями «Корова»

* Рассказы и сказки: Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко»; «Как старик корову продавал», русская народная сказка «Крылатый мохнатый, да масленый», «Крошечка – Хаврошечка»

* Дидактическая игра «Четвертый лишний»;

* сюжетно-ролевые игры «Магазин молочных продуктов»; «Дочки-матери», «Семья»;

* Игровые упражнения «Сварим куклам кашу»; «Готовим обед», «Идем в магазин».

* Проведение опытов с молочными продуктами:

1. «Молоко имеет цвет»

Налить в один стакан воду, в другой молоко.

Поместить в стаканы ложки.

Вывод: молоко не прозрачное, вода прозрачная.

2. «Молоко имеет вкус»

Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Нет. А теперь попробуйте молоко. Есть ли вкус у молока? Какое оно на вкус?

Вывод: у молока есть вкус, а вода – без вкуса.

3. «Молоко не имеет запаха»

Налить в одну чашку воду, а в другую молоко.

Предложить детям понюхать молоко и воду.

Вывод: молоко свой характерный запах, а вода запаха не имеет.

5. «Вкусное превращение»

Мы налили в мисочку 4 ложки молока,

Через 1 час молоко замерзло-стало мороженым.

Вывод: молоко имеет свойство замерзать.

Развлечение для детей «Праздник молока»

Цель нашей встречи – рассказать о значении молока для правильного питания дошкольников

Мы провели опрос среди воспитанников гр. № 10 «Капитошка», опросом было охвачено 23 человека

Анкета включала следующие вопросы:

1. Какие напитки вы любите?

2. Любите ли вы молоко?

3. Чем полезно молоко?

4. Какие молочные продукты вы знаете?

Мы выяснили, что из 23ребят нашей группы только 6 человек назвали молоко среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным напиткам, чаю, компотам.

Вызывает тревогу тот факт, что дети не осознают важность значения молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых продуктов молока у многих ребят нет.

Мы решили собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов, выяснить состав молока. Собрали материал о животных, молоко которых употребляет человек.

Дети отгадывают загадки:

Белое да не снег,

От рогатого берут

И ребятам пить дают (молоко)

От него – здоровье, сила

И румянец щек всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (молоко)

Не снег, а белое всегда.

Хоть и течет, а не вода. (молоко)

Воспитанники 1 подгруппы:

С детства пью я молоко,

В нем и сила, и тепло!

Ведь оно волшебное,

С ним расту я по часам

И совет хороший дам —

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо!

Молоко всем помогает:

Зубы, десны укрепляет!

Чувствуешь себя легко,

Если пьешь ты молоко!

Ведущий: — сегодня у нас очень вкусный праздник – «Праздник молока». Молоко не только вкусное, но и очень полезное. Вы это узнали, когда готовились к празднику.

витамины (воспитанники 2 подгруппы)

В молоке есть витамины,

Оно полезно и любимо.

И здоровье укрепляет!

Дарит бороду, усы,

Исполняет все мечты!

Вот как выпьешь молоко,

Жить станет весело, легко!

Витамины, витамины А и В и С и Д

В жизни нам необходимы и хранятся в молоке!

Витамин А (первый ребенок): Чтобы были вы красивы, чтобы были не плаксивы!

Витамин В (второй ребенок): Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, кипело!

Витамин С (третий ребенок): Чтобы громче пелись песни, жить чтоб было интересней!

Витамин Д (четвёртый ребенок): Пейте, пейте молоко, будет на душе легко!

Чтение стихотворения (воспитанники 3 подгруппы)

Молоко полезно очень

И для взрослых и ребят.

Кашу, йогурт и сметану

Большой ложкою едят.

В молоке полезных много

Витаминов и веществ.

Пейте молоко парное,

Чтобы кариес исчез.

Чтобы кости были крепки,

Не болела голова,

Настроение чтобы было

Шлет Вам всем привет корова

Пейте, дети, молоко

Ведущий:все вы знаете игру-

«Доскажи словечко» (ЗАГАДКИ В СТИХАХ)

Все мы любим без обмана

Она любима тем, кто вкус имеет тонкий,

Густая, сладкая варёная: (сгущёнка)

Она вполне годится для окрошки,

Оближем пальчики и не оставим вам ни крошки! (сыворотка)

Готовить пищу так легко,

Коль есть:(сухое молоко)

Не надеясь на прививки,

Чтобы стала жизнь прекрасной,

Вы на хлеб намажьте:(масло)

Он бывает в шоколаде,

Дети очень ему рады,

Он сытнее, чем хот-дог,

Очень вкусное печенье

И отличнейший пирог

Будет, если мы добавим

По пропорции: (творог)

Ну что вкусней быть может в мире,

Чем жёлтые бесчисленные дыры? (сыр)

Чтение стихотворения (воспитанники 4 подгруппы)

Как вкусно и сладко, и очень легко,

Вечером, утром пить молоко!

Из кружки и банки, а может, пакета,

Впитывать вкус счастливого лета.

Солнца и речки, травы и цветка,

Все это входит в состав молока.

Еще там закаты, есть и рассветы,

Яблоки, груши, ромашек букеты.

Речки, ручьи, озерца и канавки,

Жуки и лягушки, сидящие в травке.

Есть там улыбка и радость ребенка,

Мурчанье, и громкое «Мяу» котенка.

Счастье, любовь и мамы тепло,

Какое же разное ты молок

Ведущий: ребята, а вы знаете, что в других странах люди употребляют молоко других животных?

Молоко каких животных человек употребляет в пищу?

Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.

В Индии она считается священным животным.

В Испании употребляют овечье молоко.

В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.

В Египте молоко дает буйвол.

В Перу молочным животным является лама.

В Тибете люди получают молоко от яка.

На севере — от северного оленя.

Во многих странах молоко людям дает коза.

Ведущий: — Ребята, вы знаете, как называют человека, который пасет коров?

Встречу в поле я ребят

И, конечно, для порядка

Загадаю вам загадки

Кто пасется на лугу?

Все мычит, жует траву? (Корова)

Всем ребятам пить дает? (Корова)

А вот эта совсем трудная:

Кто за ней ходит, того она и кормит? (Корова)

Про корову отгадали загадку, а что дает нам корова, ребятки?

Чтоб быстрее расти, здоровым быть –

Надо молоко ребятам пить

Да, корова просто клад,

Позову скорей ребят,

Песню пусть они споют,

Чтоб веселее было тут!

Эй, ребята, поскорей,

Дети поют песню «Кто пасется на лугу?»

Звучит песня «Кто пасется на лугу? (слова Ю. Черных, муз. А. Пахмутовой)

На лугу пасутся ко…

Пейте, дети, молоко —

Ходит, бродит по лужку рыжая корова,

Даст она нам к вечерку молока парного.

Саше, Танюшке – молока по кружке,

Всем попить достанется и коту останется!

Игра «Путешествие молока»

Разложите картинки по порядку. (на доске прикреплены иллюстрации)

С чего началось путешествие молока?

1. Корова пасется на лугу, кушает травку;

2. После того, как она поела, у неё в вымени появилось молочко. Её подоили;

3. Машина «молоковоз» отвезла молоко на молочный завод;

4. На молочном заводе молоко переработали и разлили в красивые бутылочки, коробочки, пакетики, сделали из молока различные молочные продукты;

5. С молочного завода машина развезла молоко и молочную продукцию по магазинам нашего города;

6. В магазине мы покупаем молоко и молочные продукты, приносим домой. Так молочко появляется на нашем столе.

Поете вы хорошо, о путешествии молока мне рассказали,- а знаете ли вы произведения, в которых упоминается молоко?

читает отрывки, дети отгадывают

1. «Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.

– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)

2. «Козлятушки, ребятушки!

Ваша мать пришла – молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка – по копытечку,

Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)

3. «Вот катится блин по дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блина за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой побежал». («Крылатый, мохнатый да масленый»)

4. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)

Молодцы, а теперь-

Спойте нам веселые частушки!

Мы веселые подружки,

Пропоем для вас частушки

О питании полезном

Знать вам будет интересно!

Пейте, дети, молоко,

Ведь учиться нелегко!

Нет лучшего питания.

Молоко- продукт полезный,

Очень вкусный, всем известный.

Я скажу вам от души –

Лучше пищи не ищи.

Йогурт, творог, молоко –

Очень много кальция.

Зубки белые всегда –

И никакого кариеса!

Я молочной каше,

Чтобы с каждым новым днем

Молоко, творог, сметана

Для здоровья хороши.

Я люблю продукты эти

Говорю вам, от души!

Белый цвет – вкуснее нет!

И заглядывает в рот

Со сметаной блинчик.

Творог, ряженка, кефир

Покорили целый мир.

Масло, йогурт, в самом деле,

Даже в космос полетели!

Если хочешь быть здоровым,

Пей побольше молока,

Не забудьте, что его

Вам дают коровы!

Пастушок: Ребята, какие вы молодцы- и сказки знаете, и стихи рассказываете!

А вы знаете песенку «33 коровы?» (-да)

Давайте все вместе её споем в завершении нашего познавательного и веселого праздника!

Песня «33 коровы»

В центpе гоpода большого,

Где тpавинки не pастёт,

Жил поэт, волшебник слова,

Pифмовал он что попало,

Пpосто выбился из сил,

И в деpевню на попpавку,

Где коpовы щиплют тpавку,

Отдыхать отпpавлен был.

Тpидцать тpи коpовы,

Стих pодился новый,

Как стакан паpного молока.

В пять утра вставал он ровно,

Это было нелегко,

Он читал стихи коровам,

Те давали молоко.

День за днём промчалось лето,

Очень вырос наш поэт,

Ведь молочная диета

Благотворна для поэтов,

Если им всего шесть лет.

Льется музыка над полями

Хорошо и весело нам, ребята, с вами!

Ну, а теперь мы пошли,

Надо запасти на зиму сена и травы!

Пейте, взрослые, пейте, дети

Будете вы самыми здоровыми на свете!

Ну что ж, ребята, я думаю, что после сегодняшнего праздника у вас точно не возникнет больше вопроса: пить или не пить молоко!

Ребята, кому понравился наш праздник, поднимите правую руку, а кому очень понравился, поднимите левую руку. А теперь похлопаем всем нам за хорошую работу!

Судя по буре оваций, мероприятие удалось!

ОБОБЩЕНИЕ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

Однажды мы услышали вот какой разговор:

Что нужнее, что вкуснее?

В магазине, на витрине

Что нужнее? Что вкуснее?

Разгорелся жаркий спор.

Перед всеми хвастал:

С кругленькими дырами,

Нет вкуснее сыра!

Я не то, что молоко,

Ведь его разлить легко».

А сметана белая

Вдруг тоже стала смелая:

«Я, послушайте, ребята,

Разливаюсь по салатам,

По супам и овощам,

Запеканкам и борщам.

Без меня и торты —

Все второго сорта.

Я нужнее молока,

Я послаще творожка».

Тут вмешался творог:

«Вот из нас-то прок.

Уваженье к творогам:

Мы — начинка к пирогам.

Я нужнее молока

И сметаны. Ну, слегка».

Масло тоже не молчало,

Очень громко всем сказало:

«Чтобы сделать бутерброд,

К хлебу масло надо. Вот.

Без меня блины и кашу

Есть никто не будет даже.

Я жирнее молока,

Сыра, сливок, творожка».

Тут и мороженое

«А меня-то, а меня-то

Очень любят все ребята:

И с клубникой, и с печеньем,

И с орехом, и с вареньем».

Как же вы забыли,

Что коровьим молоком

Все когда-то были?

Сделан сыр из молока,

И творог — из молока,

И сметана с маслом —

материал для заучивания стихов-инсценировки

Никому не секрет, что некоторые дети не любят пить молоко. А вы представьте, что все молочные продукты вмиг исчезли.

1-й. Как-то рано, на рассвете,

Пока мирно спали дети.

Испарились все за сутки.

2-й. Утром люди удивились!

Почему же так случилось?

А в ответ галдят, вопят:

«Ваши дети не хотят!».

3-й. Что же делать, как нам быть?

Чем детей теперь кормить?

Нет ни йогурта, ни сыра,

Ни сметаны, молока!

Ни кефира, творога!

4-й. Даже «Рыжий Ап» пропал,

И «Растишка» убежал.

Все сырки, ну как назло,

5-й. Зря, вы, дети не хотите

Пить побольше молока!

Ведь там столько витаминов:

6-й. Витамины А и Д

Вам нужны для роста.

Ну, а кальция секрет –

Без него улыбки нет!

7-й. Чтобы зубки ваши были –

Белоснежны и красивы,

Обязательно с утра –

Выпить нужно молока!

8-й. Без молока обойтись нам нельзя!

Ведь молоко наш помощник, друзья!

Чтобы здоровыми быть нам всегда,

Выпить должны мы стакан молока!

Стихотворение «Я смотрю на молоко»

Завтрак. Я ещё спросонья, мысли где-то далеко…

Подперев щеку ладонью, я смотрю на молоко.

Размышляю я при этом: интересное кино –

Так зачем его пить детям? И полезно ли оно?

Сам я справился едва ли, подсказала мама мне.

В нем есть фосфор, кальций, калий, витамины А и Д

А еще сказала мама, молоко — как хочешь пей.

Хочешь с хлопьями, с какао, с мёдом, с булкой и без ней.

Молоком чудесна каша, с молоком отличный чай.

С шоколадом можно даже – вот уж будет сладкий рай.

И, смотря в глаза мне прямо, мне еще сказала мама:

Музыкант, шофер, учитель, сталевар, артист, строитель,

Ученый или бизнесмен, президент или спортсмен –

Сейчас и в прежние века – жизнь начинали с молока.

Быстро мой включился разум, мыслям стало так легко.

Взял я свой стакан и сразу, залпом выпил молоко!

Слушал мамин я наказ

И кефир пил в детстве — раз!

А подрос едва-едва

Творог кушал — это два!

Обмакнул в сметану блин,

Посмотри-ка — это три!

Сливки я люблю густые.

После три идет четыре!

Масло в кашу добавлять

Очень вкусно — это пять!

Разных йогуртов не счесть,

А в считалке – это шесть!

Простоквашу пить не лень

И полезно – это семь!

Сыр созрел, ведь скоро осень!

Было семь, а стало – восемь!

И зачем овечке блеять?

Это стало девять!

Кошки любят куролесить,

Молоко пить — это десять!

Все молочные продукты

Сосчитал я за минуту!

Как-то летом в пол второго

Мише встретилась корова,

Он задумался всерьез,

Постоял и произнес:

«Вы цветы жуете летом,

Но, однако же, при этом

Мне цветного молока

Не давали Вы пока».

«Ну и что же здесь такого?

Вам цветное молоко?

Это просто и легко!

Принесу, даю Вам слово!» —

И пошла пастись корова.

Может, день, а, может, сутки

Ела только незабудки.

«Да, — корова промычала, —

Нужно все начать сначала».

И до вечера в овражке

Ела желтые ромашки.

Ела-ела, ела-ела и сказала:

«Плохо дело». Ничего не помогло:

Может, что-то здесь не так,

Может, кушать красный мак?

Красный мак она поела и сказала:

«Ах, — промолвила корова, —

Я, наверно, нездорова,

Не пойти ли мне к врачу?

Я провериться хочу!»

Что ты, милая корова,

Ты у нас вполне здорова,

Никуда ты не ходи,

Ты на Мишу погляди:

Как у нашего Мишутки

Глазки словно незабудки,

Словно во поле ромашки,

Щечки словно маков цвет,

Не Мишутка, а букет!

«В самом деле, я здорова,

Мне приятно и легко,

Я пошла по молоко!»

Есть народные приметы, связанные с молоком:

Черные или темные коровы возглавляют стадо – к непогоде.

Молоко при доении сильно пенится – к ненастной погоде.

Если коровы поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают, будет дождь;

Самая удивительная примета, которая действует и сейчас: говорят, что молоко в грозу киснет быстрее. Причины этого явления не изучены до сих пор.

Пословицы и поговорки:

Без закваски молоко не заквасишь. (курдская)

Бела, румяна – ровно кровь с молоком. (русская)

В осень любого гостя потчуют молоком, а нелюбого – медом. (русская)

Видит кот молоко, да рыло коротко. (русская)

Выдоить молоко легко, а обратно влить попробуй. (лакская)

Где молоко, тут и волокно. (русская)

Доит шибко, да молоко жидко. (русская)

Загадки о молоке и молочных продуктах

Белое, да не снег,

Вкусное, да не мед.

И ребятам дают. (молоко)

Под черной коровой белый теленок. (молоко)

Из водицы белой

Все, что хочешь делай:

Масло в нашу кашу,

Сливки в простоквашу,

Творожок на пирожок.

Ешь да пей, гостям налей

И коту не пожалей. (молоко)

Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)

Из чего состоит молоко:

Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.

Жир (молочный) — обеспечивает организм энергией.

Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.

Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.

Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.

В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.

Витамины (около 30): В2, А, С, Д.

Проектная деятельность повысила интерес детей, их родителей к здоровому питанию:

Обогатились знания о молоке и молочных продуктах, о значении их для детского организма и о роли молока в жизни человека; узнали, молоко каких животных человек употребляет в пищу. Использование в работе исследовательского метода позволило ребенку в ходе экспериментов и практической деятельности находить ответы на интересующие его вопросы. Процесс и результат проекта принёс детям удовольствие, радость, осознание собственных умений, переживание успех.

Осознанность важности употребления молока и молочных продуктов детьми для полноценного роста организма. Расширилось представление родителей о здоровом питании.

Повысилось педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о молоке и молочных продуктах, по применению в работе метода проектирования.

Результаты работы над проектом (продукт):

Созданы презентации «Корова», «Молоко каких животных человек употребляет в пищу»

Собраны пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах; стихи и загадки для чтения и заучивания

Проведен конкурс рисунков

Проведена консультация для родителей «Молоко полезно детям»

Ведется информационно-разъяснительная работа среди воспитанников о пользе молока.

Наглядные материалы по теме собраны в лэпбук «Молоко»

Данные материалы могут быть использованы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Данный проект создан в рамках проекта МДОУ «Детский сад № 100» «Здоровье на все сто!»

1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией Соломина В. П., Варламова Ю. Л. – Спб., 1995.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г

3. Дереклеева Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

4. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В. В. Колбанова. — СПб. : Акцидент,1994.

5. Степанова И. В. Всё о молоке. — М. : ЭКСМО, 2006

6. Лесных В. Гимн молоку. Журнал «Читаем, учимся, играем». № 5-2007.

7. Зайцева В. Питание идеальное и реальное. //Здоровье детей. -2007

Без закваски молоко не заквасишь.

Бела, румяна — ровно кровь с молоком.

Больше молока получает тот ребенок, который больше плачет.

Будешь трудиться, — будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

Будто кровь с молоком. Не спрашивай здоровья, гляди в лицо.

Была бы корова, найдем и подойник.

В корове молоко не прокиснет.

В молоке не было, и в сыворотке не найдешь.

В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.

В осень любого гостя потчуют молоком, а нелюбого — медом.

Видит кот молоко, да рыло коротко.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Вот диво: черная коровка, белое молочко.

Все есть у богатого, а птичьего молока нет. Все есть, опричь птичьего молока.

Все есть, кроме птичьего молока. Только птичьего молока нет.

Все есть, опричь птичьего молока.

Всходы крепнут от воды, ребёнок здоровеет от молока.

Выдоить молоко — легко, обратно влить — попробуй.

Где молоко, тут и волокно.

Где молоко, тут и волокно. Вехотка везде след покидает.

Глянет — молоко киснет.

Доит шибко, да молоко жидко.

Ему еще по летошнему молоку вздрагивается.

Если в юрте у тебя молоко разольется, то в поле теленок высосет.

Если вглядишься в молоко — найдешь черные пятна.

Если долго смотреть на молоко, и в нем увидишь кровь.

Если уж молоко пролито, то остаётся слизывать только то, что осталось на стенках кувшина.

Есть в горшке молоко, да рыло коротко.

Есть в кринке молоко, да у кота рыло коротко.

Есть в крынке молоко, да у кота рыльце коротко

Есть молоко, да доставать далеко.

Есть у нас молоко, да доставать далеко.

За навозом проезду (провороту) нет, а молока купить не сыщешь.

За навозом проезду нет, а молока купить не сыщешь.

Заварил кашу, так не жалей и молока!

Захотел птичьего молока. Подой, да чтоб была медвяна сыта.

Защити мою коровушку, св. Егорий, Власий и Протасий!

Знает толк, как слепой знает белое молоко.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Из-под кислого молока, из-под простокваши.

Как скот накормишь, так и молоко получишь.

Когда скиснет, молоко не получится, когда состарится, молодым не будет.

Коли пенится в подойнике молоко, то будет дождь.

Кому нравится молоко, а кому — суп.

Корми корову сытнее, — молоко будет белее.

Корова в тепле — молоко на столе.

Корова во дворе, — молоко на столе.

Корова на дворе — харч на столе.

Корова пьет воду — дает молоко, змея пьет воду — источает яд.

Корова рогата, да молоком богата.

Корова черна, да молоко у ней белое.

Кошка любит молоко, да рыло коротко.

Материнское молоко всегда на нашем языке.

Мёд на языке, молоко на словах, желчь на сердце, обман на деле.

Молоко и ночью белое.

Молоко на губах не обсохло.

Молоко не вымем, а рылом.

Море под коровой, река молока (пожелание дойнице).

Не казачье дело молоко квасить.

Не сули бычка, а отдай чашку молочка!

Невозможно продать корову и пить молоко.

Нет молочка, так сливок дай.

Ночуй, завтра поужинаешь: корова отелится — молочка похлебаешь.

Обжёгшись на молоке, будешь дуть и на воду

Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду.

Осенью молоко спичкой хлебают: раз макнут, два тряхнут, а потом и в рот понесут.

Подойника не ставь на стул, на кадку: молоко у коровы присохнет.

Пригодится ребятишкам на молочишко.

С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут.

Сам корову за рога держит, а сторонние люди молоко доят.

Сколько с быком не биться, а молока от него не добиться.

Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.

Счастье не корова: не выдоишь.

Та и молочная корова, которую волк съел.

Та корова и падает, что молока дает.

У коровы во рту молоко (т. е. по корму).

У хорошей молочной коровы не всегда бывает телёнок, который позднее даст много молока.

Китайская притча

В уезде Танчансянь у крестьянина Ху Сы была корова. И была она ну прямо как «домашняя драгоценность»: поле пахать — на ней, поклажу возить — опять же на ней. И каждое утро Ху Сы сам кормил и поил её.

Пошёл однажды Ху Сы кормить корову, глядь, а в стойле всё перевёрнуто. Присмотрелся повнимательнее: у коровы изо рта кровь капает. Удивился Ху Сы и подумал: «Неужели и корова может харкать кровью?» Раскрыл он руками корове рот, а там всё в крови, и язык куда-то пропал. Корова без языка ведь и траву не может жевать, того и гляди, помрёт. А издохнет корова — как тогда они все будут жить? Заплакал Ху Сы от огорчения. А потом подумал: «Наверняка кто-то отрезал ей язык», — и побежал к Бао-гуну с жалобой.

Выслушал Бао-гун крестьянина и стал размышлять: «Кто? Зачем отрезал корове язык? Да и что можно сделать с небольшим коровьим языком?» Думал он, думал и наконец вынес такое решение:

— Иди-ка ты домой, — сказал он Ху Сы. — Послушай меня, зарежь корову, продай мясо, а через три дня приходи ко мне снова.

— Зарежешь корову — нарушишь закон, — ответил крестьянин.

— Ничего, я заступлюсь за тебя, — успокоил его Бао-гун.

Послушался Ху Сы мудрого совета, зарезал корову, разрубил тушу на куски и продал, денег выручил немало, а всё-таки не хватает, чтоб купить другую корову. Загоревал крестьянин.

Отослал Бао-гун крестьянина домой, а на второй день является к нему некий Чэнь Сань с жалобой, говорит:

— Ху Сы тайком прирезал корову, годную для пахоты, преступил закон, надо наказать его.

— А кем тебе доводится Ху Сы? — спросил Бао-гун.

— Он мой сосед. Я собственными глазами видел, как он резал корову. Другие соседи тоже знают. Если господин не верит, пусть позовёт и их.

Стукнул тут Бао-гун кулаком по столу и закричал:

— Ах, ты, подлец! Ты отрезал язык у его коровы да ещё пришёл жаловаться! Чем обидел тебя Ху Сы? Ты зачем вредишь ему? Быстро говори правду!

Услышал Чэнь Сань, что Бао-гуну уже известно всё про коровий язык, не осмелился он отпираться, и пришлось ему сказать всю правду.

— Пошёл я как-то к Ху Сы денег занять, а он не только не дал, а ещё давай поучать меня. Ну я и затаил на него злобу, поэтому-то и отрезал у его коровы язык. Я думал, если вырезать у коровы язык, то ему ничего не останется больше, как прирезать её и продать мясо. А тут я пойду и донесу, что Ху Сы самовольно забил корову. Вот его и засудят.

Выслушал Бао-гун речи Чэнь Саня, разгневался страшно, велел стражникам схватить его и дать ему сорок палок да ещё заставить его купить Ху Сы другую корову.

На другой день Ху Сы сам пришёл к Бао-гуну. Чиновник рассказал ему обо всём, и тут только понял Ху Сы, что язык корове отрезал его сосед и что, если бы не Бао-гун и не прирезал бы он коровы, не миновать бы ему суда. А когда услышал, что Бао-гун приказал Чэнь Саню купить ему другую корову, поблагодарил он мудрого судью Бао-гуна и радостный ушёл домой.