Корова с открытым ртом

Результатов: 39 . Точных совпадений: 39 . Затраченное время: 97 мс

Доктор биологических наук В. Белькович.

Если вы думаете, что коровы — это просто коровы, вы ошибаетесь.
Сетон-Томпсон

Выйдя на пенсию, мы с женой попали в тверскую глубинку, где уже более десяти лет ведем маленькое крестьянское хозяйство, в котором есть и корова. Обстоятельства сложились так, что обслуживать ее в последние годы пришлось в основном мне. Когда-то я участвовал в разработке новейших электронных систем обработки информации, и с годами выработался навык отслеживать причинно-следственные связи. Это помогло мне установить контакт с моей «подопечной» и позволило узнать много удивительного из жизни коров.

Зимой в начале 1991 года мы привезли из колхоза молоденькую нетель Лысу, которая через несколько дней отелилась — стала коровой. Первое время (пока мы делали свой хлев) она жила у соседа вместе с его коровой Белей, старше ее на несколько лет. Может быть, поэтому Беля стала для Лысы самой близкой подругой и непререкаемым авторитетом. Из моего общения с этой парой и почерпнута бoльшая часть сведений, изложенных ниже.

Сосед, в прошлом пастух, оценил наше приобретение скептически: «Много молока не даст: хвост не той длины, звездочка расположена на лбу не так, голова большая, а характер — наплачетесь». Один ветеринар оценил ее как нервную, а другой — как вздорную. Корова действительно была капризна, непредсказуема и очень легко возбуждалась по всяким пустякам: начинала мотать рогами, бегать и прыгать, рыть землю, «кидать задом». Когда она бежала по улице, люди ее сторонились. Первые годы вздорный характер проявлялся во всем. Например, если я пытался поводом повернуть ее направо, то она поворачивала налево, и, чтобы пойти в нужном направлении, мы с ней делали поворот на 270 градусов.

Конрад Лоренц писал, что, чем сильнее вооружен вид животных, тем меньше его особи склонны пускать в ход свое «оружие» при выяснении взаимоотношений между собой. Голубь может заклевать соперника насмерть, волк же ограничится разборкой на информационном уровне. Корова в этом отношении ближе к волкам. Рога, копыта и несопоставимая с человеком «весовая категория» делают буренок не такими безобидными, как может показаться со стороны. Так, в нашей округе корова «ни с того, ни с сего» сломала хозяйке руку. Были и другие несчастные случаи.

Первые годы Лыса пыталась довести до нашего сведения нужную информацию при помощи позы, жестов и действий. Начала она с демонстрации своих бойцовских возможностей. Когда я, нагнувшись, убирал вилами хлев, она тихо подходила сзади и подсовывала рог под мой ватник. Я оглядывался и видел в ее глазах: «Ну как, дед, очень страшно?» Она быстро поняла, что меня это не пугает, и стала показывать, как мастерски умеет лягаться: левой, правой, вперед, назад, наискось в бок.

Однажды на вторую зиму она выскочила в крытый двор, где я занимался уборкой. В углу стоял остаток рулона соломы диаметром около полуметра. Лыса подбежала к нему и начала бить рогами, левым, правым, левым… Затем подняла «куклу» рогами и перебросила через себя. Повернулась, подбежала к лежащей «кукле», опустилась передними ногами на колени и прижала ее грудью к земле. Встала, поставила на «куклу» заднюю ногу, повернула голову и посмотрела на меня: «Видел, что я могу сделать, если меня обидят!» На этом запугивание закончилось. Из всего продемонстрированного арсенала осталась только слабая отмашка наискось назад правой задней ногой. Это красноречиво означало: «Отстань!»

Скоро я понял, что отмашка рогом в мою сторону означает: «Не делай это!» Видел не раз, как и другие коровы используют подобный жест в таком же смысле в общении между собой. Быстро раскачивая рога из стороны в сторону, Лыса выражает свое недовольство. Чаще всего это происходит при слишком медленном, по ее мнению, обслуживании: например, при задержке с выкладыванием сена или травы в ясли. Она очень нетерпелива и раскачивает рогами часто и по всякому пустяковому поводу.

Свой рейтинг в стаде коровы определяют следующим образом: подходят одна к другой голова к голове, обнюхивают морду, «чешут» рога об рога, а затем, упершись лбами, давят друг на друга, стараясь сдвинуть соперницу назад. Самая сильная корова и будет главной.

Другая и, наверное, основная причина того, что коровы умеют решать свои проблемы путем обмена информацией, обусловлена жизнью в стаде — сообществе себе подобных. И, конечно, не могла не сказаться многовековая жизнь рядом с человеком, в тесном взаимодействии и в полной зависимости от него.

Первый год или два просьбу сделать для нее что-либо Лыса выражала прикосновением носом или губами к кисти руки. Это могло означать: «Дай вкусненького» или «Зайдем на наш покос, там хорошая отава». Если просьба очень серьезная, например о судьбе ее теленка, то она до и после отела усиленно лижет руки. Таким же образом выражает и благодарность. Однако одну и ту же просьбу: «Почеши!» — она выражает по-разному, в зависимости от того, какое место просит почесать. Если холку, то почешет ее сама немного рогом. Если бок, спину или ногу, то лизнет это место пару раз и просительно посмотрит на тебя. Когда корова просит другую, чтобы ей облизали морду и шею, она подходит вплотную и опускает голову. Похоже, при этом имеют значение рейтинг коровы в стаде или обстоятельства, заставляющие проявить к ней сочувствие.

Первое время я побаивался потакать всем просьбам Лысы: не «сядет ли она мне на шею». Однако практика показала, что корова чувствует необходимость взаимных уступок и компромиссов, а в крайних ситуациях окончательное решение оставляет за хозяевами. Приятно удивило, что она хорошо понимает смысл «предоплаты», и если ей не хочется выполнять какое-либо указание, например идти домой, то она заранее не возьмет даже яблочко. И наоборот, если она уже напаслась и не прочь идти домой, повернет голову к тебе и выразительно посмотрит: «Я уже сыта. Дай кусочек, и я пойду к дому, если ты скажешь». На подходе к дому часто кладет «плюшку» и пускает «фонтан», что очень удобно для хозяев. При этом она поворачивает голову: «Дед, видел? Дай». Несколько раз она отказывалась брать «вкусный кусочек», положенный ей по окончании дойки, если я пенял ей на плохое поведение. При ее характере удавалось добиться гораздо большего, похваливая, а не ругая.

Если у коровы есть основания полагать, что человек, с которым она имеет дело, постарается ее понять и благосклонно отнесется к ее желаниям, то она будет весьма настойчива и изобретательна как в придумывании новых жестов для выражения своих желаний, так и в раскрытии их смысла. Так, однажды летом, когда было очень много мошки, на пути к дому Лыса пару раз лизнула вену, идущую от вымени вдоль живота, и просительно посмотрела на меня. Я понял и старательно погладил рукой вдоль вены. Тогда она лизнула складки кожи на переходе от шеи к груди. Я начал гладить их так же вдоль и немедленно получил отмашку рогом. После этого она сама лизнула складки пару раз. Все это повторялось больше недели. Я не понимал ее поведения, но старался разобраться. Наконец до меня дошло — в данном случае отмашка рогом имела несколько другое значение: «Не делай так!» Она хотела, чтобы я гладил складки так, как она показывала , — поперек, а не вдоль шеи. Я стал гладить их поперек. Пальцы руки попадали в ложбинки между складками, где скапливалось много мошки. Когда кончил гладить, Лыса повернула голову, и я в ее глазах прочел: «Наконец-то понял. Туповат, однако, ты, дед!» С тех пор эта просьба стала повседневной: «Погладь вену с правого бока, складки на шее, а теперь вену с левого бока». Более того, эта просьба часто означала еще дополнительно: «Я уже наелась досыта и не против отправиться к дому, если ты очень попросишь».

Однажды, придя из загона домой, она встала ко мне правым боком, повернула голову и, глядя мне в лицо, указала носом на приподнятую заднюю ногу: «Дед, нога болит. Помоги!» Все время, пока я тщательно осматривал и ощупывал копыто и вокруг него, держала ногу приподнятой. Ушиб скоро перестал болеть.

В другой раз показала, как она чистит хвост. Загнула его на правый бок, взяла грязную кисточку в рот и пожевала ее. Спустя некоторое время, когда хвост опять стал грязный, так же загнула его на бок, повернула голову и, глядя на меня, носом указала на грязную кисточку: «Дед, почисти. Обсасывать навоз мне не хочется!» Так «стирка» хвоста стала у нас традиционной. Очень удобно сообщать эту просьбу во время дойки, положив грязный хвост мне на левую руку или ударив им меня.

Были и другие ситуации, когда она указывала мне носом на что-нибудь.

Одно время мы с соседом пасли нашу пару вместе. Затем решили ходить с ними по очереди. Когда я первый раз пошел один пасти их, то взял на всякий случай хворостину — сосед всегда пас Белю с палкой. Беля все время настороженно поглядывала на меня. Уже не помню зачем, я сделал несколько шагов в ее сторону. Она вся сжалась, повернула голову и отпрыгнула боком. Я остановился. Спустя некоторое время опять попробовал подойти. Все повторилось в точности. У меня появилась догадка, и я решил ее проверить. Белин нос показывал точно на хворостину, зажатую под мышкой моей левой руки. Я немедленно демонстративно бросил хворостину на землю. Бела сразу расслабилась и стала спокойно пастись. Так по ее инициативе у меня с ней началась крепкая дружба на долгие годы.

Более того, Беля стала моей верной помощницей. Дело в том, что Лыса панически боялась оставаться в загоне одна, а при попытке выскочить через ограду могла покалечиться. Поэтому мы ее брали из загона немного раньше, чем других коров. Это открывало ей неограниченные возможности проявить свой вздорный характер. Она нарочито «не слышала», что ее зовут, шла не к воротам, а в дальний угол загона и т.п. Со временем мне стала помогать Беля. Когда, стоя у ворот, я звал Лысу, ко мне решительным шагом направлялась Беля. Этого Лыса не выдерживала и шла следом за ней. Конечно, «вкусные кусочки» получали обе. Правда, Лыса брала свой не у ворот, а пройдя немного по улице. Брать «кусочек» на глазах у других коров она, видимо, считала унижающим ее достоинство.

Читайте так же:

  • Акт мертворожденного теленка Для работающих в сельском хозяйстве специалистов бывает необходим акт на оприходование приплода животных (форма СП-39). Эта бумага важна как для отслеживания и статистической обработки, […]
  • Сколько земли нужно для 1 коровы Одно из основных направлений специализации крестьянских хозяйств — производство мяса и молока. Поэтому при организации каждого хозяйства нужно соблюдать принцип обоснованного сочетания […]
  • Лактирующие коровы это Свои выводы ученый сделал в ходе эксперимента, когда он сидел в коровнике на протяжении 72 часов и фиксировал поведение животных во время сна, записывая данные через каждые 10 минут. «Во […]
  • Почему важна корова Согласно статье ученого Уильяма Х. Майнера из Института сельскохозяйственных исследований США, лактирующим коровам может потребоваться меньше времени для сна, чем сухостойным животным, […]
  • Как у коровы вывести вшей В прошлом году приобрели годовалую телку. В марте порадовала она нас здоровым потомством. И все бы хорошо, но вскоре после покупки обнаружили мы у нашей Зорьки вшей. С тех пор и мучаемся. […]
  • Как измерять температуру у коров Температура тела коровы должна всегда находиться в норме. Повышение не только ухудшает общее состояние коровы, но и может говорить о наличии тех или иных заболеваний, способных привести […]

Однажды в конце весны я пришел за Лысой раньше обычного. Все коровы лежали на зеленой травке, сияло ласковое солнышко, дул слабый ветерок, еще не было слепней. Подхожу к забору и говорю: «Лыса, вставай. Идем домой». Она кладет голову на траву, покачивает ею из стороны в сторону и смотрит на лежащую рядом главную корову. Та повторяет Лысин жест, затем поднимает голову и демонстративно лижет свою грудь. Чередует оба жеста несколько раз и все это время смотрит мне в лицо: «Дед, лежать так приятно, оставь ее с нами». А Лыса лежит тихонечко. При таком авторитетном заступничестве я решил забрать свою корову позже, вместе со всеми. Оба эти жеста в том же значении видел потом неоднократно, как у Лысы, так и у других коров. То же самое иногда Лыса сообщает, почесав спину или бок рогом.

Первые годы Лыса по три-четыре раза за лето ни с того, ни с сего убегала в соседнюю деревню. И далеко не сразу я понял, что так она наказывает меня за проявление малейшего внимания к другим коровам. Более того, вскоре выяснилось, что мне нельзя разговаривать с хозяйками некоторых коров. Наказание за это было таким же. Единственная корова, с которой дозволялось общаться и которой разрешалось давать «вкусные кусочки», была ее подруга Беля.

Коровы могут и пошутить. Однажды я пас Лысу и Белю у перелеска. Вдруг вижу, Беля пошла походным шагом вдоль опушки, а Лыса «повисла» у нее на хвосте. Понимая, что бегать наперегонки с коровами бесполезно, решил обогнать их очень быстрым шагом. Иду уже рядом, сначала на уровне хвоста Бели, а затем и плеча. Вижу внимательно следящий за мной озорной глаз: «Ну еще нажми, дед! Ну еще чуть-чуть!» Нажимаю изо всех сил. Остается не более полуметра, когда можно будет подсечь и повернуть Белю. Тогда она переходит на едва заметную рысь, и я снова оказываюсь на уровне ее хвоста. А глаз подначивает: «Ну нажми, дед! Ты так быстро ходишь!» Все это повторяется несколько раз, пока мы движемся вдоль опушки. Вдруг я проскакиваю мимо Бели, поворачиваюсь к ней и вижу удивленное лицо: «Ты куда так быстро побежал? Здесь в лощине такая хорошая трава. Мы с Лысой остаемся!»

Так сложилось, что телилась Лыса всегда при мне. Первые раз или два это было случайно, а в дальнейшем — по ее усмотрению. Когда приближалось время отела (телилась она зимой и чаще утром), я заглядывал к ней в хлев почаще, а также ночью. В одно из посещений она всем своим видом и поведением показала, что будет телиться через несколько часов. После этого заходил к ней каждый час-полтора. Наконец, при моем появлении она несколько раз поворачивается, обнюхивая подстилку, ложится и показывает мне носом, куда мне встать принимать теленка. Все время отела смотрит мне в лицо: «Дед, помоги!» Если теленок большой и шел туго, тащил его за ножки во время потуг. Однажды помощь потребовалась более серьезная. Теленок был большеголовый и крупный и никак не выходил. Сказал Лысе, чтобы подождала. Пошел в избу, вымыл руки и взял лавсановую тесьму. Вернувшись к корове, сначала нашел одну ножку, а затем и застрявшую, выправил ее. При вытаскивании теленка мы с коровой действовали слаженно. После коротких передышек по команде «Давай!» Лыса усиленно тужилась, подводила задние ноги под живот, а я тянул тесьмой за передние ножки теленка.

Лыса, как говорят местные, относится к «строгим» коровам. Подпускает к вымени только жену и меня, причем лишь в одном месте — у яслей в хлеву. Других доярок бьет копытом, поэтому помочь доить нам никто не мог. Сначала доила жена, но когда ей пришлось неожиданно надолго уехать, дойку пришлось осваивать мне. К сожалению, до этого мне ни разу не удалось посмотреть, как это делают профессиональные доярки. Доить меня выучила Лыса. На мои ошибки и неправильные действия она указывала поднятием задней ноги, чаще правой. Это могло означать: «Смажь соски лучше», «Перейди на другой сосок. Не на этот!», «Не нажимай на этот сосок так сильно!», «Кончай доить двумя руками. Додаивай одной правой!» Если я не исправлял ошибку, то она задней ногой несильно стучала по моему колену.

«Высшую меру наказания» Лыса применяла всего несколько раз — высоко поднимала заднюю ногу, быстро опускала ее в подойник и тут же вынимала ее оттуда, поворачивала голову и смотрела, как я, огорченный, выливал испорченное молоко. Когда она применила «вышку» в предпоследний раз, я после глубоких размышлений перешел с дойки щипком на более эффективную и, видимо, более приятную для коров дойку кулаком. Лыса была явно довольна этим. Примерно через год-полтора она таким же способом предложила изменить последовательность выдаивания сосков — начинать дойку с задних. Во время дойки Лыса очень внимательно следит за соблюдением последовательной и своевременной смены сосков. Дойка заканчивается собиранием «капель» по всем соскам вперемешку. Тут Лыса требует, чтобы я менял соски почаще, а пустые совсем не трогал.

По своей неопытности мы приучили Лысу доиться у яслей, полных сена или травы. Поздней осенью найти хорошую траву бывает трудно. Если подкормка ей не нравится, она начинает переступать ногами, выбрасывать траву из яслей, а иногда даже уходит с дойки во двор, но при этом ни разу не задела подойник ногами. Была очень сухая осень, и трава сгорела. Принес на дойку сизого, видимо больного, мышиного горошка, так как там, где я был в этот раз, ничего лучшего не нашел. Лыса вышла с дойки почти сразу. Я вернул ее на место. Вскоре она вышла второй раз (чего никогда не бывало), быстро подошла к другим, стоящим во дворе почти пустым яслям, достала из них зеленую веточку цветущей чины луговой и, повернувшись, показала мне ее желтенький цветочек. Пообещал ей больше такого плохого горошка не приносить, вернул в хлев, привязал и закончил дойку.

Из описанного выше очевидно несоответствие между ограниченным числом жестов и действий, применяемых Лысой при дойке, и большим количеством и разнообразием сообщаемой информации. Впрочем, часто жест или действие служит лишь сигналом о недовольстве либо просьбе. Отмечу три позы, выражающие повседневные желания коровы. Когда Лыса находилась во дворе и хотела пить, то вставала правым боком ко входу в избу и поворачивала голову к двери, ведущей в сени. Если она хотела есть, то вставала головой к двери, ведущей на улицу, или к яслям. Когда она просила, чтобы всю ее почесали скребницей, вставала наискось посреди двора, лизала спину или бок, просительно поглядывая на меня.

Язык звуков у коров, как мне кажется, очень бедный. Они или громко мычат (местные говорят «орут»), или «мукают» с закрытым ртом, обращаясь к теленку. Звук мычания каждой коровы несколько отличается от мычания других коров, но я не заметил, чтобы он менялся в зависимости от ситуации. Хозяйки узнают своих коров по голосу. Одни коровы мычат часто, другие месяцами рта не раскрывают. Только однажды я услышал «разговор» Бели с Лысой. Они паслись вдвоем в дальнем конце загона и далеко друг от друга. Когда я пришел брать Лысу, меня увидела Беля и очень коротким «му» сообщила об этом Лысе. Та сразу подняла голову из высокой травы, повернула в мою сторону и пошла ко мне вслед за Белей.

Однажды к осени Лыса весь вечер сильно кашляла. Я решил обратиться к ветеринару, но на следующий день все было спокойно. Затем опять кашель, перерыв и снова кашель. Поскольку от формулы «ни с того, ни с сего» мы уже давно отказались, я стал обдумывать ситуации, когда она кашляет, и понял — Лыса придумала удобный для нее способ звукового обращения к своим хозяевам: «Кых, кых!» Услышав покашливание, начинаешь соображать, по какому поводу Лыса обратилась к тебе, и удивительно быстро улавливаешь суть дела.

Например, осенью Лыса выходила из хлева, чтобы мне было удобно убрать навоз, поправить подстилку и положить сено в ясли. Когда настали сильные холода, утром она перестала выходить, и я при ней выполнял ту же последовательность действий. Через некоторое время слышу: «Кых, кых». Немного подумав, стал сначала выкладывать сено в ясли, а потом делать уборку. Кашель как рукой сняло. Лыса с полуслова переставляла ноги, чтобы мне было удобно убирать, а сама ела сено из яслей. Невольно вспомнил, как в начале своей жизни у нас она ту же просьбу сообщала мне, бодая рогами вилы, которыми я убирал хлев.

Кашель может выражать и недовольство нашими действиями или бездействием. Так, когда мы складывали поленницу дров у стены хлева, то из него раздавалось продолжительное покашливание: «Не стучите!» В конце длительной дойки можно услышать покашливание, которое означает: «Скорее заканчивай. Надоело!»

Скоро стало ясно, что Лыса хорошо понимает человеческую речь, и для «управления» коровой мы стали пользоваться словами и «вкусными кусочками» вместо палки и кнута. Начали с простого: «Дай рога, надену (сниму) повод», «Иди на место!», «Выйди из хлева», «Дай пройти», «Подвинься». Однако бывает и так, скажешь: «Иди сюда!», а она стоит и жует жвачку с непроницаемым видом. «Почешу». Немедленно подскакивает ко мне: «Так бы и сказал сразу».

В самом начале выяснилось, что Лыса не терпит ходить на поводу сзади за кем-либо, как ходят многие домашние коровы. Когда я пытался вести ее за собой, например, из загона, она, пройдя немного, вставала как вкопанная, и ее было очень трудно сдвинуть в нужном направлении. И так несколько раз с небольшими интервалами. Когда я понял, что это проверка: «Мы идем вместе или меня волокут на поводу», то стал также немедленно останавливаться. Постояв совсем немного, Лыса шла дальше. После нескольких таких проверок мы спокойно шли в нужном направлении. Теперь я хожу сбоку у ее плеча и несу конец повода. Если тропа узкая или идем по высокой траве, я иду сзади и держу повод. Предварительно обговариваю, куда мы идем: в загон, к коровам, на бугор, в поле и т.п. Долгое время оставалась трудной проблема первого шага в нужном направлении, если ей не хотелось идти туда, куда я сказал. Наконец я догадался говорить ей: «Иди впереди!»

Были и ситуации, когда Лысе приходилось действовать по информации, которая ей сообщалась словами впервые и единственный раз. Так, жена пасла ее в лесу у опушки, я не знал, где они, и пошел их искать, окликая жену. Поскольку плохо слышу, отвечать мне было бессмысленно, и жена сказала: «Лыса, дед нас ищет. Идем быстро к нему!» Вскоре я увидел пробирающуюся ко мне через заросли корову с высоко поднятой головой, а за ней — жену.

С годами у меня выработалась привычка, имея дело с Лысой и Белей, а затем и с другими коровами из нашей деревни, не задумываясь, говорить им все, что мне нужно было довести до их сведения. Обычно они правильно понимали словесные указания, связанные с их передвижением: «Иди, я открою ворота в загон (из загона)», «Уходи отсюда», «Поворачивай назад» и т.п.

Однажды мы вчетвером вывели коров на небольшое открытое пастбище. Среди коров была Милка — маленькая, ласковая, шустрая и, как говорила хозяйка, «вертлявая». Коровы паслись рядом с нами, а мы вели общий разговор, в котором я несколькими фразами тепло отозвался о Милке. Не успел еще закончить мысль, как чувствую, что кто-то толкает мою руку. Оборачиваюсь — и вижу: Милка лижет мой локоть. Все увидели это и дружно рассмеялись. А Милка принялась лизать мне кисти рук, да так настойчиво, что хозяйка прогнала ее прочь.

Как-то довольно давно попросил Лысу поднять меня со скамейки после окончания дойки. Она сдала немного назад, повернула и опустила голову ко мне так, чтобы я мог за нее хорошо ухватиться обеими руками, и лихо подняла меня вверх и вперед. После этого осталось только отдать ей «вкусный кусочек». Это стало традиционным окончанием дойки. Если моими действиями во время дойки она была очень недовольна, то поднимать меня могла отказаться. Однажды я никак не мог понять, почему она перестала меня поднимать, ведь я все делал как надо. Правда, во время дойки мысленно представлял, как в Подмосковье буду доить другую корову. Когда после этого я попросил меня поднять, Лыса повернула голову, но не опустила ее и посмотрела на меня осуждающим взглядом. Решил быть аккуратней и в мыслях — во время дойки думать только о наших с Лысой делах. На следующей дойке подняла мена чуть не до потолка и глаза у нее были веселые.

Летом и осенью мы держали на крыльце некоторый резерв скошенной травы для подкормки и часто вечером обсуждали с женой, какой и сколько травы положить в ясли. Если заглядывали во двор, то видели Лысу, стоящую в ближнем к крыльцу углу с растопыренными ушами и неподдельным интересом в глазах. Более серьезные вопросы, касающиеся обслуживания коровы, мы обычно обсуждали за утренним чаем, когда Лыса была еще дома в хлеву или крытом дворе за двумя или тремя бревенчатыми стенами. Однако о принятых решениях она знала до того, как его сообщали словами или действиями. Так, она становилась мрачной и усиленно лизала нам руки, когда мы решали отдать ее теленка. Обычно, приходя из загона домой, она приветствовала своего теленка «муканьем «, еще не войдя в хлев и не видя его. В тот день, когда теленка увозили, она наверняка об этом знала, хотя видеть, как его увозят, она не могла. Придя домой мрачнее тучи, она не «мукала» и даже ни одним взглядом не удостаивала пустой телятник. Складывалось впечатление, что она всегда в курсе всех наших касающихся ее решений в момент их принятия.

От многоопытных односельчан не раз приходилось слышать, что коровы знают, когда хозяева решают их резать. Некоторые из них даже плачут, когда их ведут на убой.

Гибель Бели, которую хозяева продали на мясо, была для Лысы трагедией. Все лето, проходя мимо ее хлева в загон и обратно, она поворачивала к нему голову и как будто прислушивалась. Она и раньше была трусихой, а теперь панически боялась всего незнакомого и непонятного. Через год, придя на ручей, куда всегда бегала пить с Белей, она напилась, а потом посмотрела вокруг и заплакала. Больше привести ее на водопой к этому ручью нам не удалось, хотя в остальном она стала несравненно более послушной.

Мне кажется, что на основе моего опыта общения с коровами можно высказать следующие предположения. Для обмена информацией между собой они используют совместно или раздельно звук, позы, действия, жесты и непосредственную передачу своих мыслей и образов. Коровы и быки хорошо понимают как непосредственно обращенную к ним человеческую речь, так и разговоры людей между собой. Более того, они узнают и то, что мы не говорим, а только думаем. Их нельзя умышленно обмануть.

Объем, характер и способ передачи информации в решающей степени зависят от того, надеется ли корова, что человек, с которым она имеет дело, постарается ее понять, а поняв, благосклонно отнесется к ее просьбам и желаниям. Для сообщения человеку своих пожеланий они могут пытаться использовать все те же способы, что и при общении между собой, а могут придумать и что-нибудь новенькое, например покашливание.

Невольно возникает вопрос, почему такие удивительные возможности коров остались не замеченными зоопсихологами. И художественная литература тоже обошла их вниманием, хотя в ряду животных-героев есть и лисы, и кошки, и лошади… Нет коров и в цирке. К буренкам отношение снисходительное. Причин этому, видимо, несколько.

Во-первых, у коров «орудие производства» — их пищеварительные органы. Для большого молока требуется большое количество сена и травы, а следовательно, необходимость убирать много навоза, что не является самой приятной работой.

Во-вторых, корова — это житейская сельская проза. Они здесь под боком, даже теперь есть почти в каждой деревне. Это, прежде всего, молоко, сметана, творог. Куда интереснее изучать дельфинов, которые плавают в морях и океанах. Заказчик на такие исследования — военный флот, это большие деньги и длительные командировки. В общем, «чистая» и большая наука.

А куда смотрят сельские владельцы коров? Тут, видимо, повлияла вторая коровья «профессия» — они поставщики говядины. Причем режут их в расцвете сил, за мясо старой коровы много не возьмешь. Некоторые хозяева коров, как и сами коровы, при этом плачут. Плачут и режут. Наверное, резать безмозглую скотину большинству хозяев легче, поэтому они стараются не видеть, какие они, коровы, на самом деле.

вектор поп арт удивила девочка

вектор поп арт удивлен домохозяйка с открытым ртом

корова силуэт векторная icon черных быков вектор иллюстрация

молодой с удивленным лицом

вектор поп арт прикалывать в шоке

коровью голову такой символ корова портрет силуэт животноводческих ферм

Последное обновлениеузнать больше

вектор мультфильм коров

Белая корова Синие облака Мультфильм граница Ручной обращается корова границы

Поп женщина удивлен рисованной старинные иллюстрации элементы

Поп арт женщина удивлен рисованной старинные иллюстрации элемент

прекрасный мультфильм росписью в руках бутылки молока коров

детский рисунок корова корова животное скота

карнавал девушка удивила поп ветер

Подобный ресурс узнать больше

поп девушка показывает рекламу

поп арт девушки делятся секретами

Векторная иллюстрация поп арт восторженной сексуальной женщины

девушка на розовом самокате

поп арт привлекательная уверенно женщина домохозяйка демонстрирует свою

поп арт девушка говорить о

поп арт девушка с мегафоном

Материал силуэта женщины

приморская мечта пара девушка

Подобный фон узнать больше

Рисованной удивлен белый воротничок рекламный фон

healthy milk advertising psd milk milk tea cow picture material

снег корова лед зимой справочная информация

milk cow dairy beverage

икона символ 3d знак справочная информация

milk powder poster imported milk powder dutch milk powder cow

Соответствующие рекомендации:

Посмотрите нашу последнюю коллекцию бесплатных изображений Удивлен коров в формате PNG с прозрачным фоном, которые вы можете использовать непосредственно в своем плакате, дизайне флаера или презентации PowerPoint. В дополнение к изображениям в формате PNG вы также можете найти векторы колокола, красный, белый, , psd файлы и фоновые изображения hd. Вы можете видеть форматы в верхней части каждого изображения, PNG, PSD, EPS или AI, которые могут помочь вам напрямую загрузить нужные ресурсы, нажимая кнопки. Чтобы увидеть больше изображений в формате png, не забудьте зайти в pngtree и просто выполнить поиск..

Уведомление о нарушении авторских прав

Если вы являетесь владельцем или агентом по авторским правам и считаете, что любой контент на этом сайте может вызвать проблемы с авторским правом для вашей работы, вы можете подать уведомление в соответствии с DMCA, чтобы уведомить остандартный ресурс, которые могут нарушать соответствующую лицензию, всю необходимую информацию.:

Эта функция находится в стадии развития, так что следите за обновлениями 🙂

Только высшие пользователи могут иметь более высокую лицензию

Подпишитесь на премиальное членство и получить разрешение.

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

О том, что фабрики, заводы и машины выбрасывают тонны вредных веществ в атмосферу и тем самым загрязняют воздух, знает каждый из нас еще со времен школьной скамьи. Но почему-то никто нам не рассказывает, что самая обычная корова за день производит ничуть не меньше вредных газов.

Мы в редакции AdMe.ru не знали об опасном влиянии коров на окружающую среду, поэтому решили разобраться в этом вопросе и поделиться информацией со своими читателями.

Чем опасны коровы?

Коровы относятся к классу жвачных животных, то есть тех, которые имеют 4-камерный желудок. Они срыгивают то, что едят, как жвачку, прежде чем снова пожевать и окончательно съесть.

При этом в организме коровы около 4 кг бактерий. Миллиарды из них переваривают клетчатку. Эти же бактерии и вырабатывают метан, который бродит у животных в кишечнике, а затем выпускается в воздух. Таким образом, за год корова производит от 70 до 120 кг метана. Во всем мире насчитывается около 1,5 млрд коров и быков, поэтому общий объем выбросов вредного парникового газа в атмосферу невероятно велик.

Именно из-за физиологических особенностей этого рогатого скота так важно, чтобы в коровниках хорошо циркулировал воздух, так как при малейшей искре перенасыщенное газом помещение тут же взорвется.

Чем вреден метан и как он влияет на климат?

Сам по себе этот газ вовсе не опасен для здоровья. Однако он обладает токсическими свойствами, которые способны воздействовать на нашу центральную нервную систему.

Кроме того, когда метан смешивается с кислородом в атмосфере, он постепенно превращается в углекислый газ, повышенная концентрация которого пагубно влияет на человека: появляются головная боль, тошнота, усиливается потоотделение, возможна потеря сознания. К сожалению, за последние годы количество метана в воздухе значительно увеличилось и сейчас составляет аж 16 %.

Метан и углекислый газ являются парниковыми газами. Они поглощают тепло планеты и не дают ему нормально отразиться от поверхности, в результате чего повышается температура нижних слоев атмосферы Земли и происходит глобальное потепление.

Как коровы способствуют глобальному потеплению?

По данным Организации Объединенных Наций, на сельское хозяйство, в том числе разведение крупного рогатого скота, приходится 18 % от общего количества выброса парниковых газов. В Японии провели исследование, которое показало, что производство 1 кг говядины способствует выбросу в атмосферу такого количества углекислого газа, какое выпускает средний европейский автомобиль за 250 км пробега, а именно 36,4 кг. То есть коровы и быки наносят больше вреда атмосфере, чем машины.

Online Customization

Кляп для рта, кляп для крупного рогатого скота, шульзе, ветеринарные инструменты, кляп для конского рта коровы

Краткое описание кляпа с открытым ртом

1. open mough gag является инструментом commom В ветеринарной клинике и сельского лечения профилактики.

2. Широко используется для крупного рогатого скота, овец, лошадей, свиней и т. д. животных.

Животные помещаются, должны быть первым способом обрезания конечностей, который использует веревку, встроенную в рот свиньи, играя в ошейник slipknot и затягивая, потяните свободный конец веревки назад к верхней части slipknot, потяните хозяев домашних животных. Оператор вложил железную трубу в рот животного. Подходящая трубка, вставленная в пищевод из средней железной трубы в соответствии с размером животного, с пластиковым шаром, нажмите воронку для введения.

Лето 2018 года останется в памяти у многих фермеров. Особенно в середине лета, на севере и востоке Германии жара привела не только к существенным потерям урожая в растениеводстве, урожайность кормовых культур также была до 80% ниже многолетнего среднего показателя.

Кроме отсутствия осадков прямое и длительное солнечное освещение и высокие температуры влияли не только на растения, но и на коров. Коровы находились в сильнейшем тепловом стрессе. Ситуация лета 2018 года и ожидание повышения температур и в будущем, что приведет скорее всего к еще более интенсивным и длительным периодам жары, стали причинами создания данной публикации — весной 2019 года была выпущена эта углубленная и значительно переработанная памятка ДЛГ: Тепловой стресс у коров.

Формула оценки теплового стресса у коров

Коровы способны удерживать относительно стабильный уровень температуры тела на уровне 38,5°С (+/- 0,5°С) и благодаря этому справляться с колебаниями температуры окружающей среды за счет отдачи тепла через излучение (радиация), проводимость (кондукция) и испарение (респирация). Комфортная температура для коров находится в диапазоне от около 0 до 17°С.

Если температура окружающей среды поднимается выше этого уровня, корова должна адаптироваться. То, насколько эффективно будет выделяться тепло, ограничено только излучением, проводимостью и испарением. При достижении критического уровня можно говорить о тепловом стрессе.

Но тепловой стресс зависит или обуславливается не только температурой окружающей среды. Помимо температуры нужно учитывать одновременно относительную влажность воздуха и скорость ветра.

Чтобы оценить тепловой стресс и на основании этой оценки иметь возможность предпринять конкретные меры, можно использовать индекс температуры и влажности (Temperature-Humidity-Index, THI).

Индекс температуры и влажности рассчитывают по следующей формуле, с помощью данных о температуре окружающей среды и относительной влажности воздуха.

Особенно высокопродуктивные коровы с уровнем надоев свыше 10.000 кг/год наиболее подвержены воздействию высоких температур. Кроме названных факторов – температуры окружающей среды и влажности воздуха серьезную роль играет преобразование получаемой из корма энергии в тепло.

Если на пике продуктивности надой составляет свыше 50 кг молока/день, это составляет потребность в энергии в 300 МДж. В процессе обмена веществ (переваривание) больше, чем 1/3 этой энергии преобразуется в тепло, которая должна быть отдана в окружающую среду. Высокопродуктивные животные, таким образом, не только особенно подвержены тепловому стрессу, но они еще дополнительно отапливают окружающую среду, отдавая тепло, образованное в процессе обмена веществ.

Сигналы коров на тепловой стресс

Но нагрузку на животных можно оценить не только индексом THI, животные сами подают очень четкие сигналы нагрузки или перегрузки реакционных механизмов. Реакция животных – это, например, снижение потребления корма для того, чтобы снизить выделение тепла от обмена веществ. Очень сильно увеличивается время, которое животные проводят стоя (соответственно, сокращается время, когда животные лежат), из-за чего возможны негативные следствия в плане здоровья копыт.

Следующие индикаторы являются сигналами тревоги, знаками, говорящими о чрезвычайной нагрузке на коров. Здесь, без каких-либо претензий на достоверность в целом, приводится классификация индикаторов под THI-индекс температуры и влажности. Однако следует учитывать, что одного отдельного индикатора недостаточно для того, чтобы говорить о присвоении конкретного статуса теплового стресса.

Легкий тепловой стресс у коров (THI > 68)

  • лежащие животные тяжело дышат («насосы»), повышенная частота дыхания (> 80 вдохов / минуту)
  • животные меньше лежат, стоят дольше, преимущественно на сквозняках, например, у открытых ворот и у поилок
  • температура тела повышается (ректальная температура > 39°С)
  • происходит снижение надоя в единичных случаях
  • Умеренный тепловой стресс у коров (THI > 72)

  • животные пыхтят с вытянутой шеей и открытым ртом
  • потребление корма заметно снижается (10-25%)
  • вырабатывается больше слюны -> слюна на морде
  • выделения пота на боках и спине
  • количество мочи снижается, моча более концентрированная
  • где-то через три дня снижаются надои
  • снижается количество приходов в охоту, ее выявление осложняется, очень редки случаи ярких проявлений
  • Сильный тепловой стресс у коров (THI > 80)

  • плохое самочувствие животных в целом
  • THI > 90: опаснейшая ситуация -> возможны смертельные случаи
  • Проявления легкого и умеренного теплового стресса многочисленны и их не во всех случаях удается точно распознать. Они варьируются от солнечных ожогов преимущественно в области вымени, как следствие прямого солнечного излучения, до таких неоднозначных симптомов как сниженная молочная продуктивность, сниженное содержание жира и белка в молоке, увеличение соматических клеток, и вплоть до ухудшения показателей плодовитости и увеличения абортов.

    Если корова страдает от теплового стресса в последние три месяца стельности, ослабляются защитные механизмы организмов как коровы, так и нерожденного теленка, повышается риск заболеваний обмена веществ до и после отёла. Телята чаще рождаются со сниженным весом. Также повышается количество случаев хромоты из-за увеличения нагрузки на конечности (животные дольше стоят).

    Мероприятия для снижения / предотвращения теплового стресса у коров

    Нагрузки на животных из-за высокой температуры в связи с другими названными факторами могут вести к очень сильному ухудшению самочувствия. Своевременная оценка ситуации и проведение мероприятий для снижения нагрузки в коровниках имеют большое значение. Далее предлагаются мероприятия, которые можно реализовать при строительстве новых коровников или перестройке старых, и которые направлены на борьбу с тепловым стрессом. При этом всегда работает следующий принцип: каждый градус Цельсия, который не попадает в коровник, не приходится удалять из него, расходуя дополнительную энергию.

    При планировании и постройке новых коровников можно обращать внимание на много разных пунктов, которые снижают или даже позволяют избежать теплового стресса. Целью является удерживать скорость воздуха на таком уровне, чтобы не возникало сквозняка, и избегать прямого солнечного излучения. Далее представлено портфолио мероприятий, из которых фермеры могут выбирать, учитывая индивидуальные особенности предприятия и приспосабливая их к местным условиям:

    • достаточно места и объема воздуха
    • расположение коровника поперек основного направления ветра (если позволяет топография)
    • открытые стены
    • вспомогательная вентиляция (вентиляторы, вентиляционные трубы), прежде всего в области лежания и в особых секциях
    • отказ от прозрачных панелей и коньков на крышах (прежде всего с южной стороны) -> организация освещения с помощью светодиодных светильников (150 люксов)
    • широкие свесы кровли
    • избегание таких ветрозащитных элементов, как бетонные основания > 50 см
    • светлая / белая крыша
    • сендвич-панели
    • инсталляция фотоэлектрических систем
    • инсталляция системы охлаждения
    • В уже существующих коровниках движение воздуха и возможность избежания ситуации теплового стресса часто ограничены. Но и здесь можно предпринять меры для предотвращения теплового стресса. Когда первые признаки начинающегося теплового стресса были распознаны, рекомендуется сразу же открыть все имеющиеся двери, ворота и окна, но так, чтобы не появился сквозняк. Для того, чтобы дополнительно повысить скорость воздуха в коровнике, можно убрать потолочные перекрытия и заменить их защитной сеткой от ветра. Чтобы из коровника можно было выводить вредные вещества и влажность воздуха, область для выхода воздуха должна быть как можно больше и более открытой.

      Чтобы поддержать поступление воздуха и удерживать его скорость на постоянной достаточной скорости, нужно оборудовать систему вспомогательной вентиляции. Сюда относят вентиляторы (например, осевые и потолочные вентиляторы), а также вентиляционные трубопроводы.

      При установке осевого вентилятора следует снять защитную панель. Кроме того нужно следить, чтобы угол наклона составлял 15°. Вентилятор закрепляют с помощью цепей, чтобы предотвратить его раскачивание

      Вокруг тела коровы находится воздушная тепловая подушка. Чтобы убрать этот теплый воздух (разрушить подушку), необходима скорость движения воздуха минимум 2 м/с, который будет поступать прямо на кожу коровы. Таким образом снижается так называемая «ощущаемая температура». Этот эффект называют эффектом охлаждения. Кроме того, с помощью системы принудительной вентиляции из коровника выводятся вредные вещества и влажность воздуха.

      Осевые вентиляторы должны быть расположены по возможности таким образом, чтобы засасывать холодный северный воздух. Поскольку животные преимущественно пребывают в области для отдыха, вентиляторы устанавливают и закрепляют на высоте 2,5-2,7 м над лежаками. При установке над кормовым проходом возникает опасность высыхания корма и самого прохода. Можно подумать об установке осевых вентиляторов блоком, прямо над вторым рядом стойл. Расстояние между отдельными вентиляторами зависит от длины выброса воздуха. Если длина выброса воздуха не известна, можно исходить из того, что на каждые 10 см диаметра вентилятора приходится около 1 метра длины выброса воздуха. Когда скорость воздуха падает ниже 1 м/с, нужно устанавливать следующий вентилятор. Угол наклона вентиляторов 15° обеспечивает умеренный поток воздуха в направлении животных.

      Потолочные вентиляторы устанавливаются на высоте около 5 метров на расстоянии около 20 м, обычно над кормовым столом. С диаметром от 6 до 7,5 м и мощностью 60 оборотов в минуту они, по сравнению с осевыми вентиляторами, являются «малоходными». Они потребляют меньше электроэнергии и имеют меньший уровень шума, чем осевые.

      Потолочный вентилятор над отсеком с больными животными может быть полезен, если движение воздуха не осложняется заграждениями в зоне с соломенной подстилкой и можно обеспечить отвод воздуха, содержащего поднимающиеся испарения.

      Потолочные вентиляторы перемешивают воздух в коровнике и из-за большего диаметра равномернее его распределяют. Но скорость воздуха и направление воздуха все больше уменьшается и отклоняется в направлении стен помещения. Это может привести к тому, что скорости воздуха недостаточно, чтобы разрушить воздушную тепловую подушку коровы. Кроме того, поскольку с улицы не поступает более прохладного воздуха, потолочные вентиляторы можно рекомендовать в качестве принудительной вентиляции только в том случае, когда потолки коровника изолированы или если нет возможности установить никакую другую систему.

      Следующая возможность вентилирования коровника – вентиляционный трубопровод. При этом свежий воздух снаружи подается в помещение через трубу, которая устанавливаются над функциональной областью. Воздух выдувается непосредственно над телом животного через отверстия, которые соответствуют функциональной области, и, таким образом, разрушают воздушную подушку. Как-раз в сложной и ограниченной ситуации со старыми помещениями, вентиляционный трубопровод может быть единственной возможной альтернативой. Его оборудуют в соответствии с индивидуальными потребностями предприятия и спецификой коровника. Но Вам обязательно нужно проконсультироваться и хорошо спланировать такую систему. Управление принудительной системой вентиляции должно происходить с учетом индекса температуры и влажности. Рекомендуется планировать вентиляционную систему вместе с независимыми консультационными службами.

      Также систему принудительной вентиляции нужно оборудовать в особых секциях коровника, таких как область ожидания, доильный зал/робот и родильное отделение, секция для больных животных. Хотя животные в таких секциях остаются сравнительно недолго, в большинстве случаев их там много (перенаселение), и поэтому они сильно ограничены в том, чтобы отдавать свое тепло.

      Дымящаяся лучина показывает движение воздуха. Ее можно использовать, чтобы оценить эффективность системы принудительной вентиляции.

      Чтобы иметь возможность оценить ситуацию с вентиляцией в коровнике, могут помочь вспомогательные средства, такие как применение дымящихся лучинок, анемометров и увлажнителей.

      Наличие прохладной, чистой воды и достаточное количество поилок должно быть обеспечено по возможности на наивысшем уровне, так, чтобы в любое время любая корова могла напиться. Потребность в воде увеличивается с увеличением продуктивности и с увеличением температуры окружающей среды. Рекомендуется 10 см длины поилки на голову и максимально 20 коров на 1 поилку. Но при этом, не зависимо от величины стада, должно быть минимум две поилки. Польше информации об оптимальном обеспечении животных водой предлагается в памятке ДЛГ 399: Обеспечение КРС водой.

      Чтобы иметь возможность обеспечить затенение в области лежания, рекомендуется озеленение территории деревьями и кустами на достаточном расстоянии от коровника. Ветрозащитных сеток, защищающих от ультрафиолета недостаточно для защиты от прямого солнечного излучения.

      Перестройка крыши, такая как демонтаж световых окон в крыше, часто нецелесообразны из-за преклонного возраста кровли и ее качества. При хорошем состоянии строения в целом можно подумать о том, чтобы световые окна закрыть (занавесить) или замазать смывающимся раствором.

      Анемометр показывает реальную скорость воздуха в данный момент. Его можно использовать как вспомогательное средство, чтобы определить длину выброса воздуха вентиляторов или спланировать установку принудительной системы вентиляции.

      Также для «здоровых» крыш можно рассмотреть вариант установки на них фотоэлектрических систем (солнечных батарей). Фотоэлектрическая система, с одной стороны, работает как затенение, и при этом она, вырабатывая электроэнергию, позволяет снижать затраты на работу вентиляционной системы.

      Практический опыт показывает, что особенно негативно на молочную продуктивность стада в периоды высоких температур влияет перенаселенность животных в коровнике. При снижении количества животных часто можно наблюдать, что в конце дня в баке больше молока.

      Охлаждение животных с применением воды – это больше для профессионалов. Оно может осуществляться с помощью систем высокого или низкого давления.

      Система высокого давления распыляет воду в туман. Маленькие капельки воды испаряются в воздухе и вбирают, тем самым, в себя энергию из окружающего пространства. Благодаря этому возникает охлаждение. Тем не менее, следует отметить, что такое охлаждение всегда сопровождается увеличением относительной влажности и, следовательно, также влияет THI. Влажный воздух должен обязательно выводиться из коровника, чтобы не получить в нем образование тропического климата. Нежелательное повышение относительной влажности можно регулировать, согласовав работу систем охлаждения и вентиляторов.

      Система низкого давления работает с большими каплями, которые полностью смачивают шерсть животного, но при этом вымя остается сухим. Этот способ образует изолирующий слой воздуха между поверхностью кожи и влажной шерстью. Испарение воды происходит непосредственно с тела животного и приводит к охлаждению. Нужно следить за тем, чтобы такие, так называемые, души для коров не мочили ни лежаки, ни корм. Лучше всего для размещения такого душа подходит свободная область. Управлять системой можно через реле времени. Хорошо себя зарекомендовали интервалы по 15 минут, когда 3 минуты распыляется вода и 12 минут происходит ее испарение.

      Охлаждение животных с помощью воды не тривиально и несет большой потенциал «улучшения для ухудшения». При высокой относительной влажности или ограниченном обмене воздушного потока хорошая задумка может фатально влиять на животных. Отдельно купленный в хозяйственном магазине распылитель успокаивает только совесть и в худшем случае наносит вред животным.

      Тепловой стресс у животных в грядущие годы будет скорее всего только повышаться. Его негативное влияние на продуктивность и здоровье животных очень разносторонне. Благодаря выбору подходящих мероприятий, которые были представлены здесь вкратце, можно сделать улучшения в интересах как человека, так и животных.

      Авторы: доктор Ханс Йохим Херманн и Тереза Вильдельманн, с.-х. палата Хессен. Ветцлар. Перевод Елены Бабенко специально для soft-agro.com

      С нетерпением жду отзывы и комментарии. Большое Вам спасибо!

      Нашли этот материал полезным? Поделитесь с коллегами в соцсетях или отправьте ссылку прямо на почту!

      Разделы: Литература

      Класс: 6

      Цели:

      • сформировать у учащихся представления литературном герое – животном; подвести к выводу с том, что самое страшное горе для любой матери – потеря своего ребёнка, и не важно, кто это – человек или животное;
      • продолжить работу над формированием умений и навыков анализа текста и художественного образа;
      • создавать условия для развития потребности в поисковой деятельности; коммуникативных навыков, речи учащихся, умения анализировать, находить главное, делать выводы;
      • развивать эмоционально-образного мышления;
      • подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания; воспитание бережного отношения к близким, сыновней ответственности.
      • Ход урока

        Тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что своё горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением…

        А.П. Платонов

        I. Организационный момент

        Подготовка к восприятию рассказа. (на экране презентация.См. Приложение 3 слайд 1)

        Вы познакомились с рассказом А.Платонова “Корова”.

        • Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Какие чувства затронул? О чём заставил задуматься?
        • Сегодня мы продолжим работу над анализом художественного произведения; будем учиться подбирать материал для характеристики литературного героя; поразмышляем о таких важных человеческих чувствах, как материнская любовь, внимание к близким, забота о них.

          Наш урок – это урок открытых мыслей, и я прошу вас делиться с нами своими мыслями, которые возникнут у вас в течение урока.

          Поможет нам работать буклет, в котором мы будем записывать свои мысли и выводы.

          1) Беседа по содержанию рассказа:

          • Назовите главных героев рассказа.

          Необычно, что автор ставит в один ряд с человеком животное, но подчас братья наши меньшие чувствуют так же остро, как и мы, люди.

          II. Работа над характеристикой образа героя

          1) Самостоятельная работа с текстом:

          • Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?
          • – Найдите в тексте описание коровы.

            • Обращает ли автор наше внимание на какие-то особенности её или это самая обычная корова?
            • Чтение отрывка из рассказа.

              “…это серая степная корова черкасской породы”;

              “…у коровы не было своего имени, и он называл её, как было написано в книге для чтения”

              • Почему у коровы нет имени?
              • (так подчёркивается её обычность: это обычная корова, такая же, как и все другие)

                • А для чего даются имена?
                • (чтобы отличать от других)

                  Вывод: если нет имени, то и нет ничего, отличающего от других подобных существ: такая же, как все.

                  У коровы “…добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир, а отдавала её в молоко и в работу”.

                  “Посмотрев немного на мальчика, корова нагнула голову и взяла из корыта нежадным ртом несколько былинок. Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна была жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с ней долго трудиться, чтобы напитаться”.

                  “На своей корове Вася с отцом работали и раньше, она умела пахать и была привычна и терпелива ходить в ярме”.

                  • А как вы думаете, почему корова была “утомлённой” и “худой”? О каких её качествах это говорит?
                  • Какие подробности жизни коровы мы узнаём из сочинения Васи?

                    Чтение отрывков из сочинения:

                    “…из неё ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – телёнка, и он тоже ел из неё молоко, мы трое и он четвёртый, а всем хватало”.

                    “Всем было от них хорошо”.

                    “Корова отдала нам всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй”.

                    “…не собирала для себя в жир и мясо, а отдавала в молоко и в работу…”, “сильные кости”.

                    Исследовательская работа – стилистический анализ языка автора:

                    – Найдите в приведённых цитатах из рассказа нарушения грамматических норм языка и объясните, случайно ли такое употребление слов или автор делает это намеренно:

                    I вариант

                    “Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна была жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с ней долго трудиться, чтобы напитаться”.

                    II вариант

                    “У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – телёнка, и он тоже ел из неё молоко, мы трое и он четвёртый, а всем хватало”.

                    РОЖАТЬ (МАС, 1984 г.) –

                    1. Дать жизнь кому-либо, произвести на свет.
                    2. перен. Дать начало чему-либо, создать, послужить причиной появления чего-либо.
                    3. Принести плоды, дать урожай.
                  • Итак, почему автор нарушает грамматические нормы?
                  • 1) чтобы подчеркнуть, что появление молока, как и появление на свет нового существа (ребёнка или телёнка) – это чудо, но и тяжёлая работа, необходимая для жизни)

                    2) “из неё” – значит то, что находится внутри неё, мальчик сказал этим, что будто ели её саму)

                    Вывод: этими словами: “рожалось” и “из неё” показана полная отдача себя людям и своему телёнку, т.е.близким.

                    • Запись вывода по исследовательской работе в буклет: (слайд 4)
                    • достигается образность, яркость, выразительность речи.

                      • Давайте обобщим всё, что мы говорили: так какой же была корова?
                      • Вывод: корова была доброй, трудолюбивой, утомленной постоянной работой, нежадной, щедрой, сильной и в то же время самой обыкновенной; но и необыкновенной, потому что у неё есть душа, её можно сравнить с человеком.

                        • А можно сказать, что у коровы есть душа?
                        • 3) Работа над карточками мгновенного предъявления.

                          Музыка.

                          • Изображение характера животного и подбор эпитетов.
                          • – Дайте волю своей фантазии, представьте, какая была душа у коровы, и попробуйте её изобразить. Как вы думаете, какого она цвета. Изобразим это на левой стороне листа. А потом подберём эпитеты из текста, характеризующие душу коровы, и подпишем их под рисунком.

                            • Дайте определение эпитетов. (слайд 5)
                            • Музыка (тихая, птички поют)

                              – Откиньтесь, пожалуйста, на спинку стула, закройте глаза. Давайте представим, что вы лежите на зелёном сочном лугу. Cолнышко ласково касается вас своими лучами. Трава мягкая, и аромат разнотравья стоит над вами. А корова вместе со своим телёнком пасутся рядом. Корова медленно тщательно пережёвывает траву. Телёнок радостно бегает вокруг неё. Вот он увидел бабочку и очень удивился: какое странное существо…Побежал за ней. Вокруг поют птички, стрекочут кузнечики.

                              Вернёмся в класс.

                              • Хорошо было корове с телёнком на лугу?
                              • III. Проблемная ситуация. “Горе коровы” (слайд 7)

                                1) Беседа о герое.

                                • Почему изменилась корова?
                                • (заболел и умер телёнок)

                                  – Найдите в тексте описание коровы после потери телёнка:

                                  • Работа с текстом:
                                  • “Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала…”

                                    “Она оставалась неподвижной и равнодушной…”

                                    “Корова покорно волочила плуг и, склонив голову, капала слюною на землю”

                                    “…стояла на ближнем поле, не паслась и ничего не делала

                                    “…уставившись глазами в темнеющее поле, корова ждала своего сына; она уже теперь не мычала по нём и не звала его, она терпела и не понимала”.

                                    “Корова не стала есть хлеб и осталась равнодушной, как была”

                                    Когда мальчик обнял её, “корова резко дёрнула шеей, отбросила от себя мальчика и вскрикнув непохожим горловым голосом, побежала в поле”

                                    “…хотя и жила, и работала, когда приходилось пахать или съездить за мукой в колхоз, но молоко у неё пропало вовсе, и она стала угрюмой и непонятливой…не отзывалась на его заботу, ей было всё равно, что делают с ней”

                                    “ходила мало; она подолгу стояла на месте, затем шла немного и опять останавливалась, забывая ходить”

                                    “…ей нужен был сейчас только один её сын-телёнок и ничто не могло заменить его: ни человек, ни трава, ни солнце…”

                                    • Как называет и автор, и Вася телёнка?
                                    • (сын)

                                      • Принято ли так говорить о телятах?
                                      • Почему же Платонов употребляет именно это слово? На что обращает наше внимание автор, говоря о телёнке “сын”?
                                      • (описывая горе коровы, передаёт горе матери)

                                        • Чтение эпиграфа к уроку.
                                        • 2) Работа с карточками мгновенного предъявления.

                                          Музыка.

                                          • Изображение “противоположного” чувства – горя коровы.
                                          • – Мы с вами рисовали душу коровы – она была теплая, приятных тонов… теперь попробуем нарисовать горе коровы. Какое оно?

                                            Вывод по рисункам:

                                            • Попытайтесь объяснить свои рисунки? Что вы нарисовали? Почему? Какие эпитеты вы подобрали?
                                            • 3) Работа по содержанию произведения:

                                              • Что же в конце случилось с коровой? (Она погибает.)
                                              • А если бы это была не Васина корова, а какая-то другая, изменило бы это что-нибудь? Только ли эта корова страдает? (Это самая обычная корова, такая же, как все; и любая другая корова страдала бы точно так же)
                                              • IV. Знакомство со стихотворением С.Есенина “Песнь о собаке”

                                                – У С.Есенина есть замечательное стихотворение “Песнь о собаке”.

                                                Чтение стихотворения учителем.

                                                • Скажите, почему мы обратились к этому стихотворению сейчас, когда прочитали рассказ “Корова”?
                                                • (- и в рассказе, и в стихотворении матери-животные потеряли своих детёнышей;

                                                  – и у коровы, и у собаки нет имени: просто корова, просто собака;

                                                  – в рассказе и стихотворении общая тема – материнства)

                                                  • Имеет ли значение, о каком животном или о человеке идёт речь, когда мы говорим о горе матери? (Нет.)
                                                  • Какова основная мысль произведений Платонова и Есенина?
                                                  • V. Работа с эпиграфом

                                                    – Попробуем сформулировать идею произведений, выбрав слова из эпиграфа. Давайте прочитаем эпиграф нашего урока.

                                                    – А если определить основные роли коровы (труженица, помощница, кормилица, мать), как вы думаете,

                                                    • Какая роль для неё будет главной?
                                                    • Итак, идея произведений – “трудное горе матери”. (слайд 9)

                                                      • Запись идеи в буклет.

                                                      Вывод (идея произведений): действительно, самое страшное горе для любой матери – потеря своего ребёнка, и не важно, кто это: животное или человек…

                                                      (появляется на экране икона)

                                                      VI. Знакомство с иконой Владимирской Богоматери

                                                      “…она была полностью покорна жизни, природе и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и ей сейчас было жарко и больно внутри, она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе…”

                                                      • Откуда эти строки?
                                                      • Скажите, можно ли эти слова из текста А.Платонова отнести к иконе Владимирской Богоматери? Почему?
                                                      • – Издревле чувство материнства являлось предметом изображения художников и писателей; люди боготворили его и преклонялись перед ним в разные эпохи: и в средние века, и в эпоху возрождения, и в древности, потому что это одно из самых сильных чувств. Наверное, самое древнее изображение матери, которой поклонялись, – это икона.

                                                        • Знакомство с канонами иконографии Богородицы. (слайд 15)
                                                        • – Во всём многообразии икон Божией Матери существует своя классификация – три разновидности изображения Богородицы:

                                                          – Молящаяся.

                                                          • Как вы думаете, что объединяет все три типа икон?
                                                          • Какова их идея?
                                                          • (идея икон – материнская любовь)

                                                            • Запись идеи иконы.
                                                            • – Как мы говорили сегодня, никакое горе не сравнится с горем матери, как никакое чувство не сравнится с чувством материнства. Ведь и корова в рассказе Платонова, и собака в стихотворении Есенина были очень счастливы со своими детёнышами, несмотря на то, что жизнь их была нелёгкой. Потому и огромное страдание – потеря ребёнка, что само материнство – огромное счастье. В этом и святость этого чувства.

                                                              VII. Итог урока

                                                            • Давайте подумаем, как можно было бы сформулировать название нашего урока?
                                                            • Запись темы в буклет: “Святое чувство материнства” (слайд 16)
                                                            • – Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, чего тебе хочется, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, и мама носила тебя на руках. А потом она научила тебя ходить, говорить… Мама прочла тебе первую книжку. Мама всегда рядом с тобой.

                                                              И всё, что ты видишь, всё, что окружает тебя, – всё начинается с мамы.

                                                              Было утром тихо в доме.
                                                              Я писала на ладони имя мамино…
                                                              Не в тетрадке на листке,
                                                              Не на стенке каменной –
                                                              Я писала на руке имя мамино…
                                                              Было утром тихо в доме –
                                                              Стало шумно среди дня.
                                                              – Что ты спрятала в ладони? –
                                                              Стали спрашивать меня.
                                                              Я ладонь разжала –
                                                              счастье я держала…

                                                            • Часто ли вы говорите своей маме добрые, тёплые, ласковые слова, радуете её? (слайд 17)
                                                            • Домашнее задание

                                                              У нас был урок открытых мыслей. И домашним заданием у вас будет: записать свои мысли на тему “Самый дорогой мне человек”. Вы запишете эти мысли и подарите их своим мамам к 8 Марта, поблагодарите их за заботу о вас. А я благодарю вас за работу на уроке.