Корова конни

Мотыльки и кони в поисках коровы

Прошла гроза; мутна река, её вода несёт предметы.
Висят под небом облака, как будто им здесь места нету.
На ветке сохнут мотыльки; их взгляды сделались суровы,
Когда вдоль берега реки плыла ненастная корова.
Её копыта в толще вод гребли бессмысленно и часто,
Зажат походный бутерброд в её сурово сжатой пасти.
К ней обратились мотыльки: куда гребёшь, ненастный путник?
Зачем движением ноги ты разгоняешь волны мути?
Зачем сжимаешь бутерброд, на голод живота забивши?
Корова им в ответ плывёт, и плеск копыт её всё тише —
Вниз по течению реки, к туманной выси, светлой дали…
Поднялись с ветки мотыльки и за коровой увязались.

С тех пор прошло двенадцать дней; сдружились путники в дороге.
Купили у цыган коней и поскакали понемногу.
Коровин конь был лучше всех: со звёздами в густой шерсти,
Зубами разгрызал орех — лишь он корову мог нести.
Кобылу взяли мотыльки на приглянувшемся подворье
За превосходные мозги, что пригодились в разговоре,
За то, что грива как огонь, и что глаза во тьме светились —
Её отцом был Красный Конь (что на цене не отразилось).
И вот они опять в пути: корова — конный предводитель,
Вела разведку местности: вдруг злонамеренный вредитель
Украсть планирует коней? Корова делала проверку,
Кобыла топала за ней, а мотыльки сидели сверху.

И вот однажды у костра, когда луна ещё не вышла,
Они кормили комара своей простой, но вкусной пищей.
Ходил по кругу бутерброд как будто кружка с горьким чаем…
И вдруг гроза как громыхнёт! Такое редко, но бывает.
Гром раскатился, и огонь вдруг полыхнул в полнебосвода;
От неожиданности конь аж подавился бутербродом.
Но много злейшая напасть уже над ними собиралась:
Корова в небо вдруг взвилась и в даль стремительно умчалась.
Она ненастная была, и мотыльки об этом знали:
Гроза назад её взяла — её мы только и видали.
Опять судьба её пастись над грозовыми облаками
И лишь с дождём пролиться вниз на воссоединенье с нами.
Итак, до самого утра рыдали кони с мотыльками
они сидели у костра, его залить грозя слезами.
их комары лишали крови, пиявки были на подходе —
они ж скорбели о корове и об остатках бутерброда.
Но что всего ужасней было, цель путешествия пропала:
куда компания спешила, о том одна корова знала.
Лишь ей одной известен был смысл начатого ей похода
А мотыльки и конь с кобылой пошли на запах бутерброда.
теперь, утратив цель пути, они осиротели снова,
И чтоб узнать, куда идти, пошли на поиски коровы.

Прошло немало тусклых дней; они идут, не тратя слова.
Глядят — полянка, а на ней их долгожданная корова.
Вот подбегают к ней друзья: как долго мы тебя искали!
она: но вас не знаю я! и вспомню в будущем едва ли!
Они: но мы же мотыльки! (а конь с кобылой: мы же кони!)
Вниз по течению реки, и позже, в сухопутной зоне,
с тобой стремились к цели, но к какой, зачем — нам неизвестно.
так расскажи скорее о причине наших путешествий.
корова: дамы, господа! обидеть не хотела б я вас,
но я не знаю ни черта о том, зачем вы в путь собрались.
как мне ни жаль, но я не та, что ваш секрет с собою носит,
хоть я корова, господа, в моём роду водились лоси.
А вам — счастливого пути, и ясных дней, и счастья даже;
Желаю всё-таки найти корову, что вам цель укажет.

И снова тронулись они лугами, балками глухими.
Коровы многочисленны, но той что надо, нет меж ними.
У мотыльков короткий век: той осенью их всех не стало,
но чуть сошёл весною снег, толпа детей повыползала
(их конь навьючил под живот, носил с собой, кормил цветами)
и новых мотыльков приплод на поиск двинулся с конями.
Так год за годом, без конца, коровьи поиски идут,
клянутся отроки отцам, что жизнь положат, а найдут.
Давно не стало тех коней (о мотыльках и речи нету),
что первыми пошли за ней — от них остались лишь заветы.
Их поголовие растёт, заполоняя всю планету,
И невдомёк им, идиотам, что ТОЙ коровы больше нету.
Когда корова улетела, ей лет уже немало было.
Когда корова околела, ещё была жива Кобыла.
С собою тайну унеся, лишила жизненных целЕй
кобылу, мотыльков, коня, и миллионы их детей.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Голева Татьяна Владимировна

Текст научной работы на тему «Образы коня, быка и коровы в представлениях коми-пермяков»

?Т.Г.Г олева Образы коня, быка и коровы

в представлениях коми-пермяков1

Конь, бык и корова в хозяйстве и в народном мировоззрении коми-пермяков занимают значительное место. Семиотическое значение животных в мифологии народа было предметом изучения разных исследований (см.: (Грибова, 1975; Мифология коми, 1999) и др.). Современные этнографические и фольклорные источники позволяют дополнить характеристики животных и более полно отразить их место в народном мировоззрении. Данная работа опирается на опубликованные материалы и результаты полевых исследований, проведенных в течение 1999-2009 гг.

Конь, по коми-пермяцкому мифу, существовал еще до появления земли, на нем ездил Ен2, а сама земля произошла из конской шишки (Заветный клад, 2007, с. 194). По другому мифу три коня разной масти держат землю, сменяя друг друга «на стыке зимы и лета» (Грибова, 1975, с. 80; Климов, 2005, с. 13). С мастью коней связана жизнь людей на земле: черный

— голод и мор, белый — войны и смерть, красный — мир и благополучие. В данном примере отражена символика цвета, которую можно связать как с временным аспектом, так и с пространственным. Уходя от названных значений цветов можно предположить, что три масти коня определяют течение времени (утро, день, ночь), и символизируют разные уровни пространства: верхний (белый), средний (крас-

1 Исследование выполнено в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых. Проект «Этническая история и традиционная культура народов Урала в XVI — начале XXI века», № МД-590.2009.6.

2 Ен — имя одного из мифологических демиуг-ров у коми-пермяков. Современные значения слова — ‘бог’, ‘святой’, ‘икона’, ‘небо’.

ный) и нижний (черный). Конь в данных мифах представляется «первоосновой» земной тверди и «держателем» земли.

В легендах народного православия конь/лошадь называется нечистым животным, проклятым богородицей, чем объясняется запрет на употребление его мяса в пищу.

«. Порсьыс «Свинья ее за-

тыртб сто, мед капывает,

эз сто вийд, кутд. чтобы не на-

А вол сшд коком, шли. А лошадь

кокд. Богороди- ее копытом

Читайте так же:

  • Где живут корова Одомашненный крупный рогатый скот живет на фермах или ранчо и хранится в амбарах или других средствах укрытия. В дикой природе они будут жить в лесных районах с большим количеством […]
  • Лаванда коров Дэйри Голд Лаванда - специальный гигиенический продукт, для защиты коровы от мастита и косметического ухода за кожей сосков после каждой дойки. Для круглогодичного использования.После […]
  • Поголовье коров в россии 2020 Общее поголовье КРС в хозяйствах всех категорий в 2018 году составило 18 152 тыс. голов, что на 5,8% меньше, чем в 2013 году, когда поголовье составляло 19 273 тыс. голов. Наибольшее […]
  • Фиолетовая корова милка Ну, я ещё могу допустить, что корова фиолетовая. Может, её хозяева покрасили. ИЛи соседи злобные из хулиганских побуждений. ИЛи аллергия у коровы такая особенная на что-нибудь. На жизнь […]
  • Машинная дойка коров Редактор Г.А.Зайцева Ответственный за выпуск В. Г. Звиняцковский. Разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом животноводства, Всесоюзным научно-исследовательским институтом […]
  • Корова из природных материалов Осень - богатая пора на подделки из природных материалов. Для вас - необычная идея аппликации из осенних листьев Время работ: 15 минут, Возраст: для дошкольников, школьников Что вам […]

чаыс пд и шуб: откапывает.

“Мед бы тэныт Богородица

век събкыта уд- сказала:

жалны да палка “Чтобы тебе

выло мед лолыт всю жизнь

пето»» тяжело рабо-

тать и чтобы на палку душа выходила «» (Кос., Пуксиб, от Федосеевой П.Г.

Образ коня неоднозначен в интерпретации снов, он символизирует:

— шум, неприятные события:

«Если черную лошадь увидишь, они злой, это к суду» (Гайн., Кебраты, от Мизевой М.И. 1921 г.р.); «Вдлыс

умдлъ, кинлб шум одзын, кинлб мый. -Конь — плохо, кому перед шумом, кому как» (Коч., Большая Коча, от Гагариной А.М. 1931 г.р.);

— ложь (обман): «Лошадь, это ложь, она что-то плохое говорит. Плохое скажут, ложь, напраслину» (Кос., Пуксиб, от Батуевой А.Е. 1931 г.р.);

— человека: «.Лошадь — это человек» (Коч., Пелым, от Петровой А.Д. 1931 г.р.);

— бога или позитивный знак: «А лошади боги, говорят. Это святэй говорят что. Лошади увидишь, белый еще дак, дак это боги» (Куд., Мучаки, от Кудымовой К.Г. 1931 г.р.); «Лошадь увидишь, лошадь, это хорошо» (Куд., Подгора, от Мазуниной З.К. 1927 г.р.).

Коми-пермяками по-разному осмысливаются звуки шагов и бега лошадей, звона бубенцов, услышанные во время гаданий: в одних случаях они считаются хорошим знаком (свадьба), в других — плохим (расформирование деревни, война): «Когда у нас мамка маленъка была, слушали, говорит, да ой, едут, едут колокольчики. Даже, говорит, как бегут лошади, сё слышно. А потом война-то стала, белой да красной воевали» (Гайн., В.Будым, от Ерёминой М.А. 1928 г.р.); «. Там конь копытом стучит по корыту, и заревели тоже. В этом доме умерла бабушка» (Пермь, от Сысолетиной Е.З. 1920 г.р., родом Куд.); «Идет лошадь, полозья — замуж выйдешь» (Куд., Ке-кур, от Климовой A.A. 1922 г.р.). Вне ритуала гадания звук лошадиный копыт считается явлением нечистой силы и интерпретируется как плохой знак.

В виде коня появляются мифологические персонажи — лесной дух, неперсонифицированная нечисть и фантомы на местах спрятанных сокровищ. По народным представлениям в коней превращаются удавленники, на которых затем ездит нечистая сила.

В одном из рассказов фигуры коней были увидены в тени или отблеске заката. Это явление тоже было воспринято как знак. Смена коней разной масти в этом случае предзнаменовывает приближающуюся войну: «Вот однажды я, говорит, лежу на печке, не сплю, смотрю в потолок и виэюу: сначала шли как чёрные кони. черные сидели седоки, потом красные пошли. Она всё это видела. Перед войной это было» (Куд., В.-Юсьва, от Бормотовой Г.А. 1953 г.р.).

Сами кони в народных воззрениях являются оракулами. Так, во время проводов в солдаты наблюдали за поведением лошади, на которой отправляется рекрут: если животное

«приподымет или дернет ногу, то рекрут вернется домой, а если простоит

спокойно, то непременно поступит на службу» (Рогов, 1858, с. 89). Ржание мифологических богатырских коней (Му пуксьбм, 2005) и настоящих лошадей во время ритуала купания их в день Флора и Лавра предзнаменовывает войну: «Только я слыхала: а лошади-то как ржут, то значит — деды-то старые говорят — всё, будет война» (Юсьв., Юсьва, от Казанцевой П.Г. 1913 г.р.).

Разные персонажи в народных представлениях коми-пермяков появляются верхом на коне. Это Ен, православные святые Егорий и пророк Илья, а также ворись — дух леса, черти, перевоплощенный чудской клад (Грибова, 1975, с. 80).

«Егорей — тоже «Егорий —

защититель, воин. тоже защит-

Тожб ветлотд, ник, воин. То-

нечистъ вийло. са- же ездит,

танасо. Сыло пра- убивает нево сэтшбм. Шит чисть, сатану,

сылбн эм, стон У него право

вийло. Егорей такое. У него

Храброй тожо есть щит, им

натьто волбн убивает. Его-

ветлбто» рий Храбрый

тоже наверно на лошади ездит»

(Коч., Пелым, от Петровой А.Д.

«Илля_______ПРОРОК. «Илья ПРОРОК,

сылбн сэтчин смг У »его там синей вбл телега- ний конь с те-

«Лешакыс вблдн «Леший на

ветлбтб. Понд! лошади ска-

локны. Пантасьб чет. Я шла.

вбл. Ой, кытшбм Навстречу

сбруйыс басбк. лошадь. Ой,

Вблыс синей. какая сбруя

А сЫ ачыс волг йы- красивая. Конь

ла шлёмбн. вблыс синий А

вылын пукалб. сам он был в

Ыджыт. Шинепя островерхом

волг» шлеме, на коне

сидит. Большой, в шинели»

(Коч., Пелым, от Вавилиной П.Г.

Г. А. Бординских, опираясь на Послание Митрополита Симеона, пишет о том, что описание языческого коми-пермяцкого божества войпеля походит на бляхи «с изображением так называемых охотничьих сцен» — в виде всадника с рогом в форме полумесяца, в окружении птиц и животных (Бординских, 1992, с. 85-86)». Помимо образа всадника, в мифологических текстах коми-пермяков на лошадях, запряженных в колесницы, ездят Зарань

— дочь ена, Илья пророк, суседко и водяные духи.

Образ всадника на коне встречается в мифологии многих народов России. Например, верхом на коне изображается мансийский мир-сусне-хум («за миром следящий человек») — божество, управляющее человеческим сообществом (Мифология манси, 2001, с. 89). На буром коне ездит хакасский дух гор (Бурнаков, 2006, с. 20) и др.

Во многих описаниях коми-пермяков конь всадников называется белым или синим. Серебряного коня с золотой колесницей имела Зарань, она оставила его на земле, чтобы дети могли когда-нибудь к ней подняться (Заветный клад, 2007, с. 196-199). В виде светлого коня изображается в коми-пермяцкой загадке луна: «Стын сай-сянь чочком сивко видзбтсъб. — Из-за забора белый конь выглядывает» (СЗ Ожеговой М. Н.). В приведенных выше толкованиях снов черная масть коня имеет негативное значение, светлая

— позитивное. В мифе, рассказываю-

* К сожалению ни в одном письменном источнике, тем более в Послание Митрополита Симеона, не упоминается приведенное Г. А. Бординских описание Войпеля. Более подробно см. — Белавин, 2004, с. 332-333 — прим. редколлегии.

щем о том, что кони держат землю, как белый, так и черный цвета противопоставлены благополучию, выраженному красной мастью животного. Л. С. Грибова объясняет это влиянием символики советского периода. По сведениям Л. С. Грибовой коми-пермяки почитали белого коня (Грибова, 1975, с. 80). Как пишет В. Я. Пропп, в народных сказках масть коня не случайна, белый цвет — цвет потусторонних существ (Пропп, 2000, с. 175). Таким образом, можно сказать, что появление персонажей народной демонологии и народного православия у коми-пермяков верхом на светлом коне обусловлено, по-видимому, их происхождением, причастностью к «иному» миру. Конь и мифологические всадники в текстах коми-пермяков принадлежат как к небесной, так и нижней, подземной или подводной сферам. В народном фольклоре светлый конь имеет двойственное значение, выступает и символом солнца (как спутник ена, За-рани), и знаком луны, то есть света (жизни) и тьмы (смерти).

Конь включен во многие календарные и семейные обряды коми-пермяков. Обязательное катание на лошадях устраивалось во время свадьбы, перед уходом рекрута, на Масленицу и в день Крещения. В первых трех случаях лошадей украшали кушаками, ленточками, бубенцами, что подчеркивает их значение в этих обрядах, и, следовательно, важность их функции, которой можно назвать — передвижение. Нужно отметить, что данные обычаи более поздние, большое влияние на их формирование оказало русское население. Во время свадьбы, проводов рекрута и похоронного обряда помимо буквального переезда происходит «передвижение» в общественной системе — изменение социальных ролей, а также пересечение границ между миром людей и миром предков. Функция лошади в похоронном обряде (отвоз покойника на

кладбище) достаточно значима в интерпретации образа и роли животного в народном мировоззрении. Лошадь увозит умершего в «иной» мир. Роль лошади как медиатора и посредника в какой-то мере объясняет появление духов верхом на коне или в виде коня, а также превращение заложных покойников в коней (заложные — не прожившие данный им жизненный срок находятся на границе между загробным миром и миром живых (Зеленин, 1994, с. 247-297)).

Особое значение у коми-пермяков имел ритуал катания верхом на конях в день Крещения, он назывался чуддэз вашдтлыны (изгнание чудов) или чуддэз тальны (топтание чудов). Скачки на конях, в том числе с целью изгнания святочных мифологических персонажей, в день Крещения были в обычаях других финских народов — коми-ижемцев, мордвы (Белицер, 1958, с. 318; Мордва, 1981, с. 200) и русских (Чичеров, 1957). Можно предложить несколько вариантов объяснения этого обычая.

1) Ритуальная функция всадника может быть связана с образом воина

— в частности Георгия Победоносца (Егория Храброго), изображавшегося верхом на коне и поражающего копьем змея (нечисть). Отметим, что в ритуале «топтания чудов» участвовала только мужская часть населения, они так же, как Георгий, поражали нечисть верхом на коне: «Кто упадёт, говорят: “Он уже поймал чуда, убил»» (Куд., Ошиб, от Боталовой Ф.И. 1918 г.р.). Развитие образа всадника-воина можно увидеть в описаниях лесного духа, который часто наделяется военными атрибутами (островерхий шлем, шинель) и считается антагонистом водяных духов (именно в водоемы изгоняются святочные мифологические персонажи).

2) И. Ю. Винокурова функцию коней в обрядах изгнания нечистой силы объясняет повышенным «мифологическим статусом» их конечностей

(Винокурова, 2004) и истолковывает им вепсский обычай смотреть на копыта во время похорон, имевший место и у коми-пермяков, и у других народов Русского Севера. Особая апо-тропейная сила в народном мировоззрении присуща лошадиным подковам. При этом необходимо отметить, что конские и коровьи копыта в мифологических текстах коми-пермяков, вместе с другими чертами животного мира (рога, волосатость) являются признаками нечистых духов.

3) Если связывать процесс «топтания» с комплексом обрядов святочного периода, можно предположить связь его с аграрным культом и представлениями о времени. Обычай «топтания» свежей могилы отмечается в погребальной традиции коми-пермяков (Юсьв., д. Артамонова) и коми-зырян (Налимов, 1907, с. 5). В свадебной обрядности коми-пермяков молодых укладывали спать в подполье, а над ними продолжали гулять, плясать — «топать» гости (Янович, 1903, с. 29). Возможно, в этих примерах топтание является актом, способствующим переходу и возрождению. А зимнее топтание на конях, таким образом, должно вызвать процесс пробуждения земли и активизацию солнца.

У коми-пермяков широко был распространен обычай «купания» или освящения коней, приуроченный к разным православным календарным праздникам. Традиция регулярного освящения — «очищения» коней, возможно, связана с их медиативной функцией. Посещая разные территории («миры») они становятся накопителями, носителями и трансляторами «нечистого» начала. С конями коми-пермяки стоят в водоемах также в целях избавления от мыжи — болезни, кары, насланной умершим или святым на скот или человека. То есть, конь проходит испытание (болезнь, стояние в воде) за грехи человека (непомино-вение предков, непочитание святых).

Традиция стояния коней в воде поддерживалась церковью, но, скорее всего, она связана с более ранними народными ритуалами, хотя религия оказала на нее значительное влияние. В обряде освящения коней снова присутствует всадник (человек верхом на лошади входит в воду, после стояния коней гоняют, чтобы разогреть). В одном из объяснений обряда, купающий коня всадник сравнивается с каноническим изображением Егория:

«Вол вылын пу- «На лошади сикало Егорейыс, дит Егорий, его

сто рисуйтбмась. нарисовали

Кинбс мыжъяс (так). Кого

Егорейыс, вол Егорий покара-

вылб пуксясд ет — тот са-

кдзяиныс и дится на ло-

пырдны кок- шадь, и захо-

кезддзыс, вблыс, дит (в воду),

(Кос., Пуксиб, от Федосеевой П.Г. 1924 г.р.).

Помимо православных святых и умерших посредством воздействия на коня (и других домашних животных) регулируют поведение и наказывают за проступки человека лесной дух и тбдкъ (знающий). То есть животное является своеобразным посредником, через него осуществляется коммуникация между предками, божествами, духами и человеком.

Корова (мдс)/бык (дшка, пороз)

Бык и корова в народном мировоззрении коми-пермяков являются ключевыми фигурами мироустройства. Прежде всего это отражается в народной лексике. Енбшка ‘небесный/божий бык’, или бшкамбшка (к-з, сев. к-п) -коми-пермяки называют радугу: «Это, говорят, с неба у Христоса бык, енбшка, наклонился к реке, пить захотел» (Куд., Ошиб, от Голевой Н.В. 1938 г.р.). Слово бишбс ‘колодец, прорубь’ дословно можно перевести «бык-корова». Хотя этимологически, по мнению исследователей, данные термины не имеют отношения к словам

бш ‘бык’ и мбс ‘корова’, в их основе лежит значение бш ‘источник’ (Лыткин, 1970, с. 213). Тем не менее, как отмечает Н. Д. Конаков (Конаков, 1996, с. 50), в указанных представлениях радуга и водоемы связаны с образом быка.

О водяном быке рассказывают мифологические тексты удмуртов, коми-зырян, тюркских народов (Владыкин, 1994, с. 79-91; Конаков, 1996, с. 89; Традиционное мировоззрение, 1988, с. 23; Тулвинские татары, 2004, с. 217). В удмуртских преданиях бык держит на себе землю и противопоставляется быку небесному.

В современном коми-пермяцком фольклоре о водяном быке или корове говорится в рассказах о скоте водяных духов. Кони, коровы, овцы выходят на сушу, их можно поймать и приручить, надев на них крест. В виде быка появляется перед родственниками утонувший человек (Кос., Пятигоры, от Г агариной Е.И. 1935 г.р.). В этих примерах водяной бык у коми-пермяков, как и конь, занимает промежуточное положение между миром людей и миром мифологических персонажей.

Основываясь на представлениях о радуге, которая пьет воду из водоемов, можно предположить, что водяной и небесный бык выполняют мифологическую функцию регулирования и осуществления движения водной стихии (появление туч и водоемов).

Считается, что в традиционном представлении бык связан с образом лунного божества (см: (Конаков, 1996, с. 41)), то есть ночного времени. В одной из коми-зырянских сказок говорится о быке луны (Жаков, 1901, с. 75-77). У коми-пермяков не зафиксировано подобных сопоставлений. Лишь в одной из коми-пермяцких загадок можно обнаружить связь коровы с ночным временем: « Чочком мбс сьбд мбскдт вермасьбны. — Белая корова с черной коровой борется» (Куд., Кува).

Здесь черная и белая коровы являются воплощениями дня и ночи, то есть, как в мифе о смене коней, масть коров выражает течение времени, определяемое движением небесных светил. В другом тексте загадки за теми же образами скрываются уже огонь и дым: «Гбрд мдс сьбд мдс нъылд. — Красная корова черную корову лижет» (Ожегова, 1961, с. 110). Как и в примерах с мастями лошадей, символика коровы зависит от ее окраса.

В толковании снов корова и бык символизируют:

— Ена — Бога (икону, небо, святого):

«Мдс люкалд, ог «Корова бодает,

тбд, еннэс оз не знаю, боги не

любитб ли мый любят что ли,

ли, шудны» говорят»

(Куд., Подгора, от Мазуниной З.К.

«Мдс, шудны, «Корова при-

вйтасян — ен, а снится — бог, а

кин шуб корова — некоторые гово-

рёва» рят корова-

(Коч., Урья, от Вавилиной А.Ф.

— человека жадного: «Если корову увидишь во сне, то это жадный человек. Корова жадная» (Куд., Ошиб, от Радостевой К.Е. 1927 г.р.);

— человека злого: «Корову видишь, дак злые люди» (Куд., Мучаки, от Кудымовой К.Г. 1931 г.р.);

— неприятность (если бодает):

«Бык когда напа- «Бык когда надает, люкалд, это падает, бода-

значит умбль ет, это тоже

тожб, шогалны плохо, будешь

понан потом» потом болеть»

(Куд., Пятина, от Зубовой Е.С.

Ряд значений, как можно увидеть, совпадает с интерпретациями образа коня (бог, зло). Но здесь на оценочную характеристику явления влияет не масть животного, а его поведе-

ние. Останавливаясь на трактовке сновидений, надо сказать, что они основываются на разных смыслах. Один из них связан с фонетическим сходством русских слов, или с игрой слов. Те же самые значения отмечаются в традиции вепсов. Следовательно, и в том, и другом случае они сформировались под воздействием русского населения: лошадь-ложь, “вороной” — “ворог” -враг (отсюда может быть злой человек) (Винокурова, 2004), корова-рева. Второй, это характеристика животных: корова жадная, т.к. все время жуется, много ест: «Известно: корова, это не лошадь. Лошади перемешай овес с гвоздями, она всё выберет, не ест. А корова со всем, с гвоздями съест» (Куд., Евдокимова, от Зубовой М.М.

1927 г.р.). Наверно, более архаичные значения, это сравнения животных с еном и негативная их интерпретация. И то, и другое говорит о почитании животных («иное», «жертвенное», «святое») и может восходить к древним представлениям о мироустройстве.

Корова и бык реже, чем конь, в народном мировоззрении являются образами демонических персонажей. Помимо рассказов о скоте водяных духов, в быличках корова и бык появляются на местах кладов, в виде большого черного быка описывается суседко (Коч., Пыстогово). Представление о появлении клада в виде домашнего животного широко распространено на Русском Севере. Оно обусловлено экономическим значением скота для крестьянского хозяйства как источника богатства. Это отражается в названии клада — жбвбт ‘живот’ (прежнее значение русского термина живот — «домашний скот», «богатство» (Даль, 2001, с. 891)).

Помимо визуальных образов, у коми-пермяков существуют поверья об акустических проявлениях животных. Зафиксированы два рассказа о том, что люди слышали мычание коровы из бо-

лота и реки, в обоих примерах оно повторялось три раза. Как необычному явлению ему придается особый смысл. «Мбс бакбстіс «На болоте

куимисъ нюрас. И корова промы-

чисто лестницаэс чала трижды,

вбрисб» Даже лестни-

(Коч., М.Коча, от Рисковой А.А.

В обрядовой традиции, не связанной с животноводческим хозяйственным культом, корова и бык включены только в обряды жертвоприношений (наряду с бараном/овцой и петухом/курицей) .

Фигуры коня и коровы в народной культуре коми-пермяков присутствовали в качестве игрушек в детской игровой среде, в традициях святочного народного театра. У иньвенских коми-пермяков был обычай стряпать в Сочельник обрядовое печенье в виде домашних животных — козульки (Рогов, 1860, с. 31). В современных источниках его называют крешенскбй волоккез ‘крещенские лошадки’ (Юсьв., К. Волок, от Бабиной М.С. 1915 г.р.).

Интересная взаимодополняемость коня/лошади и быка/коровы наблюдается в ритуалах и мифологических сюжетах народа.

1) обряды освящения коней сопровождаются пожертвованием быков, правда, в более позднее время чаще забивали барана (день Флора и Лавра, Макарьев день);

2) обряд Егорьева дня объединяет первый выгон скота и освящение коней (в вариантах локальных традиций);

3) по сюжету одной из коми-язьвинских сказок корова родила человека, а конь увез его в горы, где встречаются сейчас камни, похожие на богатырей (Сусачок-сучок, 2005, с. 26). Этот сюжет сопоставим с повседневной и обрядовой ролями животных: коровьим молоком вскармливают мла-

денца, она дает силы, жизнь; а лошадь увозит умершего человека к могиле, то есть предает смерти.

Все рассмотренные материалы показывают, что образы коня, быка и коровы в современном мифоритуальном комплексе коми-пермяков синкретичны, они включают разновременные компоненты и вливания иноэтничных традиций. В традиционной картине мира представления о животных связаны с воззрениями о природных стихиях и явлениях (солнце, луна, радуга, вода), о течении времени. Важной является посредническая роль коня, быка и коровы между людьми и божествами, обусловленная их животной природой, «инаковостью», по сравнению с человеком, а также хозяйственными и обрядовыми функциями. В народных воззрениях можно увидеть жертвенное значение домашних животных. В случае с конем оно, в частности, сохраняется в представлениях о мыже, где он играет роль требуемой жертвы. Общими для финских народов можно назвать представления о связи быка/коровы с водной стихией. Более поздние представления и обычаи связаны с влиянием русской традиции (календарные и семейные обряды, символика сновидений) и православия (негативное отношение к лошади). Общим пластом с народами лесного севера является развитие образа коня по линии связи с лесным духом (Винокурова, 2004; Власова, 2000, с. 285). Интересно соотнесение коня с военной тематикой, выраженной в разных поверьях. Оно связано непосредственно с функцией лошадей и, скорее всего, сформировалось в древности. Лошадь и корову, как домашних животных, объединяет много общих поверий, они дополняют друг друга и в хозяйственной сфере, и в народных обычаях.

Коровы не мычат, кони не валяются

№35 (572) от 9 октября 2019 г.

В прошлом номере «Орловская среда» сообщила о «туберкулезном» карантине в одном из некогда преуспевающих сельхозпредприятий — ООО «Юпитер» Болховского района.

11 сентября 2019 года хозяйство было признано неблагополучным по туберкулезу крупного рогатого скота, в ООО «Юпитер» введены ограничительные мероприятия. Соответствующий приказ был опубликован на официальном портале Орловской области. На момент публикации на мясокомбинат были отправлены несколько сотен голов крупного рогатого скота, включая коров, положительно отреагировавших на туберкулин.

Что позволено «Юпитеру»?

Информация о том, что в эти дни происходит в «Юпитере», держится в строжайшей тайне: её нет ни на сайтах надзорных ведомств, ни тем более в провластных СМИ. И этому есть объяснение. Если четверть стада будет заражена — а всего в ООО «Юпитер» числилось свыше 2000 голов КРС, в том числе около тысячи коров, может потребоваться ликвидация всего поголовья, включая молодняк. Более того, «новый» скот в хозяйство смогут завозить только после тотальной и долговременной очистки грунта, помещений и т.д. Открытым остается вопрос о реализации сырого молока до введения карантина: было ли оно безопасным?

Ситуация с распространением опасной инфекции в хозяйстве развивается стремительно, однако назвать этот случай неожиданным нельзя. И в этом вся суть. То, что в ООО «Юпитер» не особенно церемонятся с соблюдением ветеринарного законодательства и техрегламентов при содержании животных, производстве и реализации сырого коровьего молока, еще в прошлом году — задолго до «туберкулезного» карантина — показала плановая проверка территориального Управления Россельхознадзора.

В ходе проверки было выявлено, что исследования сырого молока по показателям идентификации и пищевой безопасности не проводились;

требования к маркировке молока не соблюдались, не было обеспечено надлежащее санитарное состояние доильного зала. Кроме того, не соблюдались правила хранения лекарств, используемых для лечения и профилактики болезней продуктивного стада: установлено хранение и применение контрафактных лекарственных препаратов и т.д.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.03.2018 юридическое лицо — ООО «Юпитер» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Контрафактные лекарственные препараты для ветеринарного применения передали на уничтожение.

Тем не менее, каких-либо выводов из этой проверки руководство предприятия не сделало. В июне 2019 года ТУ Россельхознадзора провело очередную — внеплановую — проверку ООО «Юпитер» на предмет соблюдения ветеринарного законодательства и Техрегламентов Таможенного союза. Проверка выявила практически аналогичные нарушения. По её результатам предприятие оштрафовали на 50 000 рублей. Постановление ведомства не было обжаловано и вступило в законную силу 6 августа 2019 года.

Уже через месяц — в сентябре — управление ветеринарии объявляет на предприятии карантин по туберкулезу.

Селяне уезжают, чиновники остаются

Ситуация осложняется тем, что такими темпами Орловская область может лишиться молочного поголовья. И тогда никакие урожаи не спасут наши деревни от вымирания. Животноводство — стратегическая отрасль, в которой круглогодично заняты люди — гораздо большее количество, чем в растениеводстве, кроме того, она обеспечивает равномерность финансовых поступлений в течение всего года. Там, где есть фермы – живо село.

О чем говорит статистика? Большинство сельского трудоспособного населения Орловской области уже давно работает не только вахтовым методом в других регионах, но и уезжает из орловских сёл навсегда. По данным Орелстата, в январе-июле 2019 года общая численность работников на крупных, средних, некоммерческих и малых предприятиях и организациях всех форм собственности в сельхозпроизводстве составила 206,8 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с январем-июлем 2018 года на 3,6 тыс. человек (на 1,7%).

Однако чиновников, занятых строительством фонтанов и сдачей норм ГТО, ликвидация коров и вслед за этим — исчезновение из сёл людей, совершенно не беспокоит. И это объяснимо: количество коров, молока и сельских жителей на их стабильный доход не влияют. Хотелось бы знать, губернатор Клычков, зампред по развитию АПК Бутусов, глава департамента сельского хозяйства Борзенков вообще в курсе, сколько в области осталось коров, какое количество сырья фактически производится, сколько молока и какого качества отправляется в переработку?

По данным Росстата, в хозяйствах всех категорий с 1 сентября 2018 года по 1 сентября 2019 года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 11,3 тыс. голов, в том числе коров – на 639 голов. В крупных, средних и малых сельхозорганизациях за год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 9,2 тыс. голов (на 5,8%), в том числе коров – на 338 голов (на 1,1%). С учетом того, что расчет приведен за 8 месяцев 2019 года, ситуация по итогам сентября будет значительно хуже из-за ликвидации коров в ООО «Юпитер».

Объем отгруженного молока собственного производства сельхозорганизациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, по всем каналам сбыта в январе-августе 2019 года составил 97 % к 2018 году. Такое снижение товарности молока при декларируемых властями объемах увеличения его производства может свидетельствовать не только о невысоком качестве продукции, трудностях со сбытом молока, но и о банальном завышении показателей производства. Кому это выгодно и зачем?

Провалы в молочном животноводстве также пытаются нивелировать показателями в растениеводстве: благоприятные погодные условия на протяжении ряда лет, повсеместная химизация производства, концентрация земельных ресурсов в руках крупных агрохолдингов, обладающих лучшими техническими и финансовыми возможностями, позволяют наращивать производство так называемых маржинальных культур. Но чем это обернется для орловских почв и людей, потребляющих синтетически произведенную продукцию? Первые признаки нарушения экосистемы в виде массовой гибели пчел уже проявляются.

«Построим», «поддержим», «удвоим»

Никто из чиновников даже не пытается исправить положение дел в стагнирующей молочной отрасли: ни зооинженер по образованию Сергей Борзёнков, ни Дмитрий Бутусов, освоивший «лучшие европейские практики». Прошло два года с момента появления Клычкова в Орловском регионе, а его радужные предвыборные планы и картинки, нарисованные вместе с аграрными чиновниками, как и ожидалось, остались на бумаге. Кратко перечислим лишь некоторые из них.

В феврале прошлого года областные власти заявляли о запланированном строительстве коровника на 500 голов и нового доильного блока в ООО «Юпитер». В октябре 2018 года сдачу объектов перенесли на апрель 2019 года. Однако и эти плановые сроки не осуществились. На сегодня предприятие, являющееся к тому же племенным репродуктором по голштинской породе скота, балансирует на грани полной потери молочного поголовья из-за стремительно распространяющейся инфекции в стаде.

В Знаменском районе так и не появилась молочно-товарная ферма
ООО «Интерфинанспроект» на 1199 фуражных голов КРС на базе ООО АПК «Русь». В 2018-2019 годах в проект планировалось направить около 1 млрд рублей. Ожидалось, что после введения объекта в эксплуатацию надой молока составит 9-9,5 т на фуражную голову в год. Ежегодные налоговые отчисления должны были достичь 25 млн рублей в год. Заявлялось, что при выходе на проектную мощность на комплексе будут содержаться 2,5 тыс. голов КРС. Основной продукцией фермы должно было стать молоко первого сорта с лучшими показателями по жиру и белку, низким уровнем бактериальной обсемененности. Предполагалось создание 75 новых рабочих мест. По факту ничего этого нет. Как говорят местные жители: «там и конь не валялся». А, может, этот проект на земельном участке менее 1000 га изначально был блефом?

Областные власти также заявляли о проекте ООО «Нобель-мол» по строительству комплекса на 2 400 голов дойного стада со шлейфом (общее поголовье 6 066 голов) в Новосильском районе.

Реализацию проекта планировали в два этапа. Общий объем инвестиций должен был составить 2,3 млрд рублей. Планировалось создать 100 рабочих мест. Прошло более двух лет, никаких признаков строительства молочного комплекса не обнаружено. В Орловской области инвестор ограничился растениеводством, а развивать животноводство он предпочитает в соседней Калужской области.

Еще одно из «сказочных» предвыборных обещаний Андрея Клычкова: «ООО «МясПром» планирует создание в Орловской области АгроЭкоКомплекса «Мценский». Договор о сопровождении инвестиционного проекта подписан с АО «Корпорация развития Орловской области».

Предполагалось, что во Мценском районе будет построена молочно-товарная ферма на 1600 голов КРС с полным циклом выращивания ремонтного молодняка, растениеводческий комплекс, комбикормовый и молокоперерабатывающий заводы. Также планировалось строительство тепличного комплекса по круглогодичному выращиванию овощей и ягод.

Молокоперерабатывающий завод должны были построить на территории индустриального парка «Зеленая роща». Общий объем инвестиций в масштабный проект — свыше 3 млрд рублей; работы предполагали завершить в 2024 году. Заявлялось и о том, что создание АгроЭкоКомплекса обеспечит занятость 527 орловцев. На сегодняшний день известно одно: проект так и не начинался.

Два года аграрными чиновниками муссируется информация о реконструкции и строительстве первой очереди молочного комплекса на 630 коров с последующим увеличением стада до 1200 коров в д. Васильевка Глазуновского района инвестиционной компанией КДВ. Фактически никто и не пытался завозить туда породистый скот.

В августе 2018 года Андрей Клычков активно анонсировал открытие «Орловского молочного комбината», гарантирующего «создание на Орловщине рабочих мест, внедрение современных технологий и формирование нового регионального бренда». Инвестор был найден в рамках губернаторской программы «Реальные инвестиции».

ООО «Первая линия» входит в Группу Компаний «Сыробогатов». Как заявлялось, на площадке «Орловского молочного комбината» предусмотрено создание цехов по производству полутвердых и рассольных сыров, нарезке и упаковке сыров, а также цеха сгущения и сушки сыворотки, творожного цеха. Уже в марте 2019 года завод должен был перерабатывать до 350 тонн молока в сутки. Предполагалось обеспечить занятость 150-200 человек. «До 2020 года мощности по переработке возрастут до 500 тонн молока в сутки. Количество сотрудников возрастет до трёхсот. Продукцию завода под торговой маркой «Орловские сыры» смогут приобрести покупатели на всей территории РФ и в странах СНГ. В производстве будет использоваться молоко орловских животноводческих предприятий, фермерских хозяйств», обещали чиновники.

-Для региона это крайне значимый проект, который способен дать серьезный стимул развитию молочного животноводства. Правительство области готово оказать максимальную поддержку предприятию, — обещал Клычков.

-Нам необходимо удвоить поголовье КРС, производящее сыропригодное молоко, — вторил ему Бутусов.

На дворе октябрь 2019 года. О сырах, произведенных в Орле компанией «Сыробогатов», ни губернатор, ни зампред по развитию АПК не вспоминают. Все категории хозяйств области, вместе взятые, едва преодолевают планку производства 500 тонн молока в сутки. Бутусов вместе с Борзенковым «удваивают» производство сыропригодного молока в ООО «Юпитер» и других хозяйствах. Крестьяне «эффективным менеджерам» аплодируют.

Происходит от формы *одьръ от деру?, драть. Сюда же о?дра «плохая коровенка», о?дрань ж. – то же., диал. одри?ны, мн. «мякина». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Конни Корова
Жанр Детский телесериал Создано Хосеп Viciana Тема музыки композитор Хосеп Roig Boada тема открытия «Конни корова» Окончание темы «Конни корова» Композитор (ы) Хосеп Roig Страна происхождения Оригинальный язык (ы) испанский Количество сезонов 3 Количество эпизодов 44 (128 сегментов) производство Исполнительный продюсер (ы) Кристина Бранднер Продолжительность 21 минут Производственная компания (ы)
  • Neptuno Films
  • AAC Дети
  • Башка Originals (США)
  • TV-Loonland AG
  • дистрибьютор
  • Альянс Atlantis
Релиз Оригинальная сеть
  • Noggin (2003-2007) (США)
  • Playhouse Дисней (2004-2005) (Великобритания и Германия)
  • Starz (2017-настоящее время ) (США)
  • Оригинальный релиз 8 сентября 2003 — 1 апреля 2007 ( 2003-09-08 ) ( 2007-04-01 ) Хронология Связанные шоу Strokkers внешняя ссылка Веб-сайт

    Конни корова является испано-немецких детский телесериал , созданный Хосеп Viciana и разработан Романом Rybakiewicz. В Соединенных Штатах , серия эфир на Noggin с 8 сентября 2003 года по 1 апреля 2007 г. По состоянию2017 г., серия в настоящее время проветривания повторы на Starz ..

    содержание

    участок

    Любопытная молодая корова по имени Конни исследует ее красочный мир.

    Персонажи

  • Конни молодая женщина корова и главный герой серии. Она очень любопытна, и всегда пробует новые вещи. Персонаж играет Андреа Vega Гузман (Сезон 1) и Аиша Mendham (сезоны 2 и 3)
  • Патч игривая собака, которая живет недалеко от фермы Конни. Он представлен в эпизоде ??«залатать Бродячая собака». Персонаж играет шоу рассказчик Алекс Warner.
  • Уолл пухлую разноцветная птица, которая живет на дереве возле фермы.
  • Дурное это метко назвал раздражительным лис и главным антагонистом серии.
  • Mollie и Билл мать и отец Конни. Они дают советы Конни, и помочь с проблемами.
  • Hedgy это еж, который носит носок над его носом.
  • Мэдди ягненок с оранжевой шерстью.
  • Пэдди и Pearl свиньи и соседи Конни.
  • Эпизоды

    128 эпизодов были произведены, составляя три сезона. В 2011 году все 17 эпизодов первого сезона были выпущены на двухслойном DVD. В 2017 году, эпизоды второго и третьего сезонов шоу были подхвачены Starz для повторы.

    Как уже сообщалось, традиционная выставка «Золотая осень» проходила в Москве на ВДНХ с 9 по 12 октября.

    СПК Племенной завод «Ленинский путь» Пучежского района получил медаль за достижения в разведении овец романовской породы, СПК «Россия» (Родниковский район) — коров ярославской породы, растениеводческое хозяйство «Родина» (Гаврилово-Посадский район) — лошадей породы владимирский тяжеловоз. Все эти животные были представлены в разделе «Животноводство и племенное дело».

    В этом году в разделе «Животноводство и племенное дело», сообщает пресс-служба правительства области, 174 участника продемонстрировали самые последние достижения отечественных племенных организаций и научно-исследовательских институтов со всей России. Были представлены порядка 80 голов крупного рогатого скота молочного и мясного направления продуктивности, а также лошади, пушные звери, овцы и козы, сельскохозяйственная птица и рыба.

    На сегодняшний день в целом на территории региона 32 сельскохозяйственные организации имеют статус племенных по разведению крупного рогатого скота, овец и лошадей. В этом году объем господдержки племенного животноводства в регионе составляет почти 55 миллионов рублей.

    «Кто пасется на лугу?» — веселая детская песня-загадка. Она была впервые презентована в одноименном короткометражном мультфильме 1973 года. Это одна из частей альманаха-сборника «Веселая карусель» №5, в который вошли лучшие советские мультфильмы. Автор слов Ю.Черных, музыки – А. Пахмутова. Песенка-игра понравится детям от 1 года. Она настолько полюбилась телезрителям, что уже давно стала самостоятельным детским произведением. Так минутный мультфильм превратился в интересную игру о пользе молока. На нашем сайте вы можете послушать или скачать веселую загадку, а используя приведенные слова и минусовку – спеть ее вместе с ребенком. При желании, по такому же принципу легко сочинить с малышом новые куплеты.

    Кто пасется на лугу? ноты

    Ноты представлены в формате PDF. Чтобы скачать ноты нажмите кнопку скачать.

    Кто пасется на лугу? текст

    Далеко, далеко на лугу пасутся ко.
    Козы?
    Нет, не козы.

    Далеко, далеко на лугу пасутся ко.
    Кони?
    Нет, не кони.

    Далеко, далеко на лугу пасутся ко.
    Коровы?
    Правильно, коровы.

    Пейте, дети, молоко, будете здоровы.
    Пейте, дети, молоко, будете здоровы.