Как обработать рога быка

quote: ситуация такая — друг подогнал два коровьих рога

quote: Теперь думаю, что делать с двумя роговыми стаканами.

ЗЫ. Как-то слышал, что на жареный коровий рог сазан идет, мол вместо прикормки его закидывать в место ловли. Пожарил в костре, вонь неимоверная. Но сазан, сука, так и не пришел )))) То ли сазан такой привиредливый, то ли просто потрещали надо мной

Советник_666

quote: Сделать сувенирные чашки

nKostyan

quote: Если только совсем сувенирные — рог слоится

Шалим

quote: Как-то слышал, что на жареный коровий рог сазан идет,

На обожжоный рог и кость идёт. И не только сазан.
Ну это я в теории тока знаю, из умных книжек, сам так не ловил. Я больше спининг люблю)))

quote: . проще дождаться лета, найти муравейник.

carott

Burchitai

quote: Originally posted by Pass Alik:

А дальше- на видео

Рога на голове быка выглядят весьма устрашающе, и не зря, ведь с их помощью эти животные дерутся и показывают свою силу. Сегодня мы поговорим о строении и предназначении рогов быка, а также о способе их обработки для того, чтобы сделать сосуд.

Какие рога у быка: анатомическое строение

Рога у быков как чехол покрывают роговые отростки лобной кости. Эти твёрдые образования состоят из корня, тела и верхушки. Местонахождение корня — на переходе в кожу лба. Верхушка представляет собой острый свободный конец, а тело — участок от корня до верхушки.

В стенках рогов присутствуют два слоя: основа кожи и эпидермис. Производящий слой эпидермиса продуцирует трубчатый роговой слой. Длина рогов может достигать длины 70 см с окружностью у основания 30 см. Их форма близка к конической, обычно они изгибаются спиралью или дугой.

Для чего служат рога быку

У рогов животного есть несколько функций:

  • общение (установление иерархических отношений);
  • защита.

Эти твёрдые образования быки активно используют в сражениях друг с другом. С их помощью они отстаивают территорию, пищу или стадо.

Отрастают ли рога

У быков нередки случаи драк друг с другом, в результате которых происходит повреждение их рогов. Это может произойти и по неосторожности животного. Если проблема повреждения только в роговом чехле, то всё легко отрастает. Однако если повреждение более сложное и произошло у основания, то это очень опасно. Кровь попадает в лобную пазуху животного и вытекает через нос. В этом случае ветеринар может посоветовать ампутацию рога для сохранения здоровья животного.

У каких быков самые большие рога

Обладатели самых больших рогов — быки породы ватусси. У них эти твёрдые образования на голове достигают длины от 1,5 до 2,4 м, а вес каждого составляет около 45 кг. Размах рогов от одного кончика до другого может составить 2,4 м.

Рога этих животных действуют как радиаторы: кровь, которая в них циркулирует, охлаждается воздушными потоками и растекается по всему телу, тем самым охлаждая его. Это очень ценное качество, ведь в Африке, где вывели ватусси, температура воздуха может достигать +50 °C.

Как обработать рог быка для сосуда в домашних условиях

На Кавказе рог быка используют в качестве тары для питья. Глядя на красоту этого изделия, многие задумывались о том, как сделать такой сосуд в домашних условиях. Ниже мы расскажем обо всех тонкостях, сопровождающих этот процесс.

Выбор подходящего рога для будущего изделия

Чтобы сделать сосуд, взять любой из рогов будет недостаточно, для этого нужно, чтобы он принадлежал полорогому животному. Конечно, можно взять его у антилопы или импалы, но не каждому человеку такая экзотика доступна. В нашей местности идеально использовать для этой цели таких животных, как як, зубр, буйвол или обычный бык.

В начале процесса изготовления кубка следует провести тщательный осмотр рога: нужно найти экземпляр с минимальным количеством трещин. Лучше использовать в качестве материала твёрдое образование на голове недавно убитого быка. Это связано с тем, что при длительном хранении на материал может негативно воздействовать окружающая среда.

При перепадах температуры у рогов может наблюдаться расслоение, а при условии его неравномерного увлажнения и высыхания, их просто покоробит. В этих случаях использовать такой материал не рекомендуется.

Удаление костного стержня

Следующим немаловажным и требующим тщательной обработки этапом является удаление костного стержня. Если он визуально не виден, нужно будет сделать спил с помощью ленточной пилы. После этого стержень можно увидеть, однако достать его из рогового чехла не так-то просто. Для этого рог нужно вымочить, но этот процесс довольно длительный и может занять 2–3 недели. Можно поступить проще и сделать вываривание. Это будет сопровождаться неприятным запахом, поэтому необходимо включить вытяжку и открыть все окна.

Вываривать нужно будет на протяжении 2–3 часов, после чего горячий рог достать из ёмкости и постучать о деревянную поверхность, пока не выпадет стержень. Можно также использовать для удаления стержня длинную отвёртку, с помощью которой нужно вычистить внутреннюю часть рогового чехла.

Читайте так же:

  • Масутацу ояма убивает быка Самый драматичный поединок Оямы с быком состоялся в Мексике в 1957 году, когда бык чуть не убил Ояму. Подробно схватка описана в книге ученика Оямы, "короля нуките" Маки Хисао. Выбранное […]
  • Молоко от маститной коровы Форумы >> Поговорим. >> (Архив) тему, страницу Маститное молоко Можно использовать молоко от коров, больных маститом? maman @ ДАЖЕ на выпойку телятам НЕ допускается . === […]
  • Норма площади для одной коровы Эксперты компании Штальберг, специализирующейся на проектировании и производстве сельскохозяйственных зданий из ЛСТК конструкций, предлагают Вам изучить таблицу для планирования нормы […]
  • Народные средства для лечения мастита у коровы Распространенным заболеванием коровы считается мастит. Болезнь может вывести из строя 20% голов из вашего стада. Молоко становится непригодным к употреблению. Фермеры бьют тревогу и […]
  • Полтавский бык Тайник находится в архиве (вне игры) ТАЙНИК Тип: Традиционный Класс: Архитектурный Размер: Микро МЕСТНОСТЬ РоссияСаратовская обл. БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ Энгельс […]
  • Перевозка коровы Наша фирма осуществляет перевозки животных по России специализированным автотранспортом оборудованным по последнему слову техники, соответствующим самым последним предписаниям ЕС по охране […]

Шлифование внутри и снаружи

Прежде чем приступить к шлифовке, нужно дать рогу остыть, чтобы не повредить материал для будущего сосуда.

Внутреннее и наружное шлифование проводят с помощью таких инструментов:

  • пемзовая паста;
  • войлок;
  • станок для шлифования.
  • Цель, стоящая на данном этапе, — полировка поверхности до блеска. Внешняя часть не вызовет больших затруднений. При использовании шлифовального станка нужно быть крайне осторожными, чтобы не переусердствовать. При отсутствии станка процесс будет более длительным, в этом случае нужно использовать наждачную бумагу разной зернистости, начиная с крупной и заканчивая мелкой. Сначала внутри рога нужно пройтись шабером, а после сделать самостоятельно шлифовальный инструмент.

    Для этого возьмите кусок жёсткой проволоки и закрепите на ней наждачную бумагу. После этого кусок проволоки закрепляется в дрель и, таким образом, происходит обработка внутренней части рогового чехла. Для окончательного блеска используются войлок и паста ГОИ.

    Часто мастера считают, что сосуд должен быть белым, поэтому производят его отбеливание с помощью различных специальных веществ. Химические средства могут оказывать агрессивное воздействие на материал, поэтому прежде, чем отбеливать сам рог, рекомендуется протестировать в качестве материала ненужный кусочек роговой кости.

    Видео: обработка рогов крупного-рогатого скота

    Нанесение рисунка

    Можно нанести на сосуд красивое рифление, полировку или гравировку узором. Однако это дело требует профессиональных навыков. Можно также украсить изделие цепочкой или кружевной чеканкой. В результате у вас будет красивый сосуд, из которого можно пить вино, а также использовать для украшения интерьера.

    Предназначение рогов для быка состоит не только в украшении его головы, они также служат мощным орудием нападения. Однако люди издавна наловчились применять их в декоративных целях.

    Используя технологический процесс обработки этих твёрдых образований на голове животного, вы сможете сделать сосуд для изысканных напитков и использовать его в домашнем хозяйстве.

    Мы имеем только несколько фабрик в главных промышленных центрах, но и эти фабрики далеко не удовлетворяют всем нуждам в гребенных изделиях населения, так как все же хорошие гребенки, принимая во внимание дешевизну материала, продаются сравнительно дорого. Только с развитием кустарного промысла можно ожидать удешевления этого товара, необходимого в каждом доме и семье.

    К числу роговых и костяных изделий следует отнести гребенки — головные, дамские и чесальные различных размеров и форм; портсигары, папиросницы, спичечницы, ножи для фруктов и книг; рожки для надевания обуви и другие предметы для домашнего обихода.

    Буйволовый рог ценится дороже, чем обыкновенный бычачий за его вязкость и удобство обработки. Из него можно делать рукоятки к зонтикам, мундштукам и прочим.

    Рог бизона и носорога отличается иногда особенно красивой внешностью.

    Четыре сорта рога

    Рог русских пород рогатого скота подразделяется на четыре сорта.

    К первому сорту относятся большие рога украинских и черкасских быков. Они идут на производство дамских гребенок для косы и предпочитаются для выделки тупейных гребенок, ибо из рога выходит несколько таких гребенок.

    Ко второму сорту причисляются рога меньших размеров, из которых также можно выделать небольшие дамские гребенки и тупейные гребни.

    К лучшим сортам рога относятся рога белого цвета, которые, будучи прозрачными, могут быть подделаны под черепаху. К средним сортам причисляют имеющие темные пятна и которые также можно подделать под черепаху. К последнему сорту относятся рога с большими черными пятнами. Такой рог сплошь окрашивают в черный цвет.

    Из последних двух сортов рога попадаются очень красивые экземпляры с черными и белыми пятнами по прозрачному полю. Светлый рог не всегда бывает прозрачный, на иных из них попадаются чисто белые матовые пятна. Подобный рог очень красив, но под черепаху подделывается плохо.

    Приступая к обработке рога, необходимо прежде всего освободить его от кости, которая находится внутри его. Для этого рог вымачивают в кадке с водой в течение 2-3 недель, пока мясо и пленки, которыми рога прикреплены к костям, подвергнутся гниению.

    Когда достаточно отмякнут рога, их вынимают из воды и, взяв рог за острый конец, ударяют о дерево или камень, для того чтобы кость могла отделиться. Ударять следует не очень сильно, иначе можно испортить рог, на котором получатся нежелательные трещины. Если же при этом кость не будет свободно отделяться, то можно вновь опустить рог в воду на некоторое время.

    В этот станок вкладывается обыкновенное полотно пилы так, чтобы полоса приходилась к полотну пилы узкою стороною. Полотно имеет длину 1-1 аршин 2 вершка; нарезка зубьев мелкая, разведенная очень мало. При распиловке рога работник устанавливает пилу загнутым концом ее станка в дыру верстака, а сам упирает грудью в другой конец. Зубья пилы при этом будут обращены вверх. Рог берут обеими руками и водят им по зубьям пилы взад и вперед, стараясь не нажимать сильно на пилу, иначе рог может треснуть.

    После разрезывания колец следует их выпрямление. Для этого кольца кладут на 1-2 недели в холодную воду, чтобы они хорошенько размякли, а затем их кипятят. Операция эта производится так: кольцо кладут в котел с водою и кипятят на сильном огне, пока рог сделается достаточно мягким, и тогда рог вынимают из котла и распрямляют.

    Чем старше рог, тем продолжительнее должно быть его кипячение. Для ускорения процесса советуют класть в воду немного сала или жира.

    Вынимают рог вилкой с длинной деревянной рукояткой по два кольца за раз и, надев их на зубья вилки вогнутостью вовнутрь, нагревают эти кольца над огнем, преимущественно наружную сторону колец. Когда при таком нагревании рог достаточно размягчился, что определяется навыком, то приступают к выпрямлению рога, что делается при помощи клещей. Для этого второй рабочий, держа в обеих руках клещи, клещами левой руки берет нагретое кольцо, вставив для этого одну губу клещей в средину кольца, а правой рукой вставляет также одну губку клещей, находящихся в его правой руке, в прорез, сделанный в кольце, сжимает этими клещами этот край и разгибает рог, потянув клещи вправо, в то время, когда сжимая левой рукой первые клещи, потянет их влево. Затем, двигая клещи по направлению к средине кольца, мало-помалу распрямляют кольцо, повторяя такие передвижения до тех пор, пока вся полоска примет плоский вид или выпрямится.

    Выпрямленные пластинки вынимают из пресса, дают им достаточно охладиться, а затем приступают к обрезке по лекалам (выкройкам).

    При обрезке пластинок для гребней, в особенности дамских головных и частых гребешков, необходимо вести рез по направлению волокон рога, так, чтобы зубья гребня приходились вдоль рога, а не поперек, иначе зубья будут ломки.

    Разметку следует производить так, чтобы по возможности менее получалось обрезков и отбросов и чтобы материал не тратился без пользы.

    Любой охотник, подстрелив лося с красивыми, полными рогами, задумается, прежде чем выкидывать его череп. Нередко приходится встречать роскошно выглядящие трофеи, которые грамотно оформили. И тогда возникает подобный вопрос: «Как обработать рога лося в домашних условиях?» В принципе, это возможно, но нужно придерживаться определенной последовательности действий и условий работы. Каждый мастер обязан помнить о технике безопасности: при работе с препаратами следует надевать перчатки, маску или респиратор, защитную одежду (фартук). Какие рога подходят?

    Выбор материала под трофей

    Рога — самая внушительная и узнаваемая часть черепа. По ним можно определить возраст животного и его вид. В двухлетнем возрасте появляются «дудки» — первые рога самцов, но полноценными рогами язык не поворачивается их назвать. Трофей из них не получится, а потому череп лосенка сложно использовать для изготовления памятного украшения на стену. Уже в 3 года рога начинают становиться похожими на взрослые, но самый пик красоты достигается через год.

    Существует несколько разных видов копытных: полорогие, у которых рога не ветвятся, а растут всю жизнь, и полнорогие, меняющие их время от времени. У самок лосей, как у представительниц полнорогих, рогов нет, но у полорогих они могут наблюдаться (коровы, козы). Ранее такие трофеи Международный совет охотников просто не знал, как оценивать, а потому на различные выставки подобные черепа просто не допускались. Однако в 1975 году была разработана специальная форма их оценки, и трофеи начали участвовать в конкурсах и выставках.

    Не каждый череп подойдет

    Допустим, охотник нашел в лесу рога, которые неизвестно сколько времени лежали в земле, омывались дождями и поедались червяками, грызунами. Подходит ли такой материал на трофей? Логично, что нет. Не подойдут даже такие рога и черепа лося:

  • Поврежденные какими-либо химическими веществами.
  • Испорченные грызунами. Если мыши водятся у охотника дома, нужно проследить за этим.
  • С механическими повреждениями (царапинами, отломавшимися частями, трещинами).
  • Перезимовавшие хоть одну зиму без животного, в траве.
  • Кроме того, из-за прекратившейся подпитки костей от живого зверя, нужно следить, чтобы воздействие воды не сделало рога домом для плесени и не повредило их структуру.

    Подготовительные работы

    Череп требует бережного отношения — при снятии кожи, мышц, обрабатывании глазниц ни в коем случае нельзя использовать нож. На фото череп лося, равно как и в реальной жизни, должен выглядеть как первоклассный трофей, а потому нельзя нанести даже совсем маленький порез. Жир, кожу и мясо убирают пальцами, лишь веки и сухожилия отрезают лезвием ножа. Мозг удаляется через затылочное отверстие: проволокой нужно его взбить, после этого вытрусить содержимое, удалив особо большие части пинцетом. Потом череп промывается под достаточно сильной струей воды.

    С рогов нужно очистить грязь, но сделать это без воды. Лучше всего будет их подсушивание и удаление пыли мягкой щеткой. Далее их можно отполировать воском. Работа производится материей из байки или любого натурального материала. К рогам положены деревянные подставки, выполненные под их размер и структуру, но об этом позднее.

    Прежде всего, нужно помнить о том, что рога мочить нежелательно, но череп нужно выварить, а потому стоит позаботиться о необходимой посудине, где полностью поместится череп, но рога не будут погружаться в жидкость. Часто для этого их снизу дополнительно крепят к деревянным доскам, работающим как плот. Нижнюю часть будет неплохо обмотать сухой тряпкой. Сам череп заливают холодной водой, а потом доводят ее до кипения.

    Вода нужна без хлора, чтобы испарения не повлияли на кость (поверхность не потемнела и не появились трещины), а значит, водопроводная не подойдет. Для этих целей набирается вода из ручья, колодца, сгодится дождевая, талая или родниковая — любая, где будет поменьше примесей. Сколько нужно варить череп лося? Несколько часов, а за это время нужно пополнять вывариваемую воду до первоначального уровня. Дальше будущий трофей оставляют на 8 часов в воде температурой около 10-20 градусов на 8 часов, чтобы он остыл.

    Правильная опиловка

    После этого черепу дают высохнуть в тени, но так, чтобы на протяжении дня на него не попадали солнечные лучи. Потом можно приступать к опиловке черепа лося. Это важный процесс, так как от него зависит аккуратность будущей работы, а испортить все почти в самом конце было бы обидно. В отличие от черепов баранов, оленей, козлов, лосиный подвергается опиловке, чтобы он не забирал на себя внимание, предназначенное рогам. Что касается вышеперечисленных животных, то при обработке этих трофеев нижняя часть черепа оставляется — нижняя челюсть содержит зубы, по которым определяется возраст животного.

    Но вернемся к основной теме нашей статьи. Оставить нужно глазницы, межчелюстные и носовые кости. Вся нижняя часть, обе челюсти, основание черепа полностью удаляются. Для этого его погружают в воду до того участка, где нужно делать отпил, наводят границу сухой и мокрой кости карандашом. Отпил производится хирургической или столярной пилой, где зубья наиболее мелкие. Мочат кость для того, чтобы она не крошилась и не трескалась, ведь тогда целостность будет нарушена. Загрязнившийся или жирный череп промывают в поваренной соли или соде.

    Как отбелить череп лося

    Есть несколько способов отбеливания, но не каждый можно воспроизвести без заготовленных заранее препаратов. Самый распространенный — это приготовление раствора аммиака (25%) и перекиси водорода (15%) в пропорции 5:1. Сам череп лося обматывают ватой или тканью, привязывая ее шнуром. Рога оставляют на открытом воздухе, так как их отбеливать не нужно. Приготовленный раствор заливают в посудину и туда опускают череп. Уровень жидкости будет идеальным, если череп окажется ниже его на 2 см. Дальше идут рога, поэтому доливать раствор не нужно. Держать 20 часов.

    Другой вариант этого же способа — это такое же обертывание ватой, но приготовление немного другого раствора. Вату пропитывать нужно водой, где содержится 7-10% перекиси водорода и 5 мл 25% аммиака. Оставить посудину нужно на 4 или 5 часов в помещении, где темно и нет прямых солнечных лучей. Есть более быстрый способ: замачивают череп в 30% перекиси водорода на 15 минут. После этого его промывают водой, при этом следя, чтобы ни вода, ни раствор не попали на рога.

    Другие способы отбеливания

    На фото череп лося с рогами, отбеленный тем или другим способом, выглядит презентабельно, если работа выполнена аккуратно. Следующий способ требует от мастера именно этого. Перед отбеливанием трофей замачивают в воде на 1-2 часа и кипятят несколько минут. После этого кость подсушивают и наносят на нее заранее приготовленный раствор. В него входит 33% перекись, мел и магний в одинаковых пропорциях (столько, чтобы получилась сметанообразная густота). Оставляют на 10-20 часов во влажном месте, а после очищают щеткой. Неосторожное движение приведет к попаданию раствора на рога, на которых могут остаться выцветшие капли.

    Также можно прокипятить череп в 25% растворе нашатыря (250 см 3 на 1 литр воды). Потом наносят кисточкой 33% перекись водорода, а после этого высушивают. Каждый метод имеет право на существование, и каждый мастер волен выбирать любой из них с учетом собственных предпочтений.

    Важность обезжиривания

    Изготовление черепа лося (имеется в виду выставочный экземпляр) — процесс, имеющий определенные нюансы из-за того, что трофей рассчитан на долгосрочную службу. Он должен выполнять роль украшения не один год, являясь при этом внушительным доказательством успеха охотника. Для этого проводят такие мелкие работы, как обезжиривание, косметика, полировка. Почему это важно? Все из-за внешнего вида, презентабельность которого неизменно теряется при воздействии воздуха, солнечных лучей, влажности и жира. Последнего можно избежать, правильно проведя обезжиривание перед отбеливанием.

    Для выведения жира из костной ткани на сутки опускают кость в бензин. После этого кладут череп в воду и доводят ее до кипения. Рога натирают щеткой, смоченной в слабом растворе стирального порошка. Этот способ вызывает вопросы у многих, так как рога следовало до этого беречь от жидкости. Что ж, охотник может выбрать, какого придерживаться мнения: согласиться на риск появления плесени, но убрать возможные темные пятна жира, которые появятся со временем, или не рисковать.

    Завершающий этап: полировка

    Для полировки черепа лося с рогами нужен свой рецепт. Здесь тоже есть несколько способов: взять мел и денатурированный спирт в соотношении 1:2, нанести на материю и обтереть ею все участки, выемки и сгибы. Второй рецепт заключается в использовании венской извести и порошкового мела в соотношении 2:1. Смесь таким же образом наносят на материю и ею вытирают поверхность черепа. Нельзя пытаться втереть всю смесь в кость — легких движений будет достаточно.

    На этой же стадии можно придать блеск или матовый оттенок. Для этого растирают по поверхности кости парафин тонким слоем. Разрешается подкрашивать рога лося, однако делать это нужно, будучи уверенным, что цвет получится натуральным. Неестественно светлые рога создадут иллюзию подделки, а неумело покрашенные — и вовсе испортят ощущения от трофея. Запрещается покрывать украшение лаком. Если трофей должен отправиться на выставку, нужно учитывать правила оформления и обратить внимание на вопрос о том, какие красители категорически запрещено использовать.

    Крепления в трофее

    Существует способ изготовления трофеев сразу из нескольких животных: рога лося крепят к черепу животного, сбросившего рога или вообще не имеющего их. Тогда череп обрабатывается отдельно, а значит, сам процесс не настолько утомителен. Для отбеливания его натирают 15% перекисью водорода. Можно сделать иначе: обернуть марлей в несколько слоев и нагреть до 70-80 градусов в духовке. Дать остыть и смочить несколько раз в денатурированном спирте, просушить и зажать тисами. Проделать отверстия диаметром 5-6 мм, в которые вставляются пеньки — полые трубки 3-4 см. В них потом вставляются рога.

    Дальше череп лося обрабатывают ацетоном, снаружи обрабатывают пеньки глиной, а изнутри — эпоксидной смолой. Цвет рогов и лба из-за чужеродности может сильно контрастировать, и чтобы сгладить впечатление, нужно смазать лоб смесью глины, клея, мела и нитролака. Рога крепятся винтами, которые потом заливаются клеем, а отверстия вокруг креплений обрабатываются ацетоном. К подставке трофей крепится не винтами, а проволокой.

    Как выглядит череп лося с неправильной подставкой? Как минимум нелепо. Следует обратить внимание, что для трофеев, предназначенных для настенного украшения, делается подставка определенной формы и стиля. Прежде всего учтите, что медальон должен выдержать тяжелый вес рогов лося. С этой задачей справятся деревянные доски, толщина которых будет около 4 см. К стене конструкция крепится двумя скобами. В медальоне выделяются две части. Первая — декоративная, она идет вокруг черепа и может быть оформлена в виде узоров, листьев, коры дерева и других деталей. Ее может и не быть, если подставка должна быть простая, выполненная строго.

    Вторая часть представляет собой место, где крепится череп. Оно не имеет узоров и очерчено строго по форме черепа. Кость крепится проволокой, но есть и другой способ. Массивные рога лося требуют прочного крепления, и проволоки может оказаться недостаточно. Для этого череп крепят саморезами к подставке.

    • После вываривания зубы могут выпадать. На место их можно прикрепить клеем. Главное — не запутаться, на каком месте они должны стоять.
    • Сильно светлые рога можно искусственно затемнить спиртовым настоем грецкого ореха или обычным калием перманганата. Во избежание случайного попадания препаратов на череп его заматывают в пакет.
    • Отростки рогов можно полировать, но делать это рекомендуется мелкой наждачной бумагой, не крупной.
    • Таким образом, каждый охотник может собрать свою коллекцию трофеев, созданных своими руками. Особо качественные работы могут участвовать в выставках и конкурсах, но для этого нужно изучить правила подобного мероприятия. Чтобы не забыть дату и место триумфа, можно выгравировать на подставке название животного, возраст и место охоты.

      azmaykop 12-09-2011 15:47

      Вот прикупил на барахолке рог б/у. Надо до ума довести. Подскажите чем и как. Надо отполировать сам рог и восстановить красивое покрытие металлических частей. Видно, что металлические части медные, покрытые возможно никелем.

      azmaykop 12-09-2011 20:04

      sany_74 12-09-2011 21:06

      Бор машинка войлочный валик и алмазные пасты и немного терпения, возможно мирка еще мелкая.

      sany_74 12-09-2011 21:07

      Покрытие не знаю не химик.

      Ohotnik.SVK 12-09-2011 21:27


      Посоветуйте какой нибудь способ покрытия меди в домашних условиях из доступных средств.

      azmaykop 13-09-2011 12:24

      quote: ТОЛКОМ смог освоить лишь меднение и серебрение (на остальное реактивов не мог нормально приобрести). Если сильно нужно- найду свои записи (они не под рукой, и даже не на этой хате. ).

      Ножедел 13-09-2011 12:27

      Рог запросто полируется пастой ГОИ, только аккуратно, чтоб не прижечь!
      Всегда так делал (в книжке по обработке кости, рога вычитал) — поверхность как стеклянная получается.

      azmaykop 13-09-2011 09:36

      Пастой гои попробую полирнуть, только боюсь она забьется в микротрещины так, что потом не вытащишь.

      диверсант 13-09-2011 12:54

      quote: Originally posted by azmaykop:

      только боюсь она забьется в микротрещины так, что потом не вытащишь.

      haritosha 13-09-2011 14:36

      quote: только боюсь она забьется в микротрещины так, что потом не вытащишь.
      ничего не будет.

      Будет обязательно: благородный чёрно-зелёный цвет, или оттенок; зависит от того, как долго обрабатывать. Чтоб делать покрытие, всё равно надо снимать с рога медные детали, вот их можно (и нужно!) полировать-на фото видно, какие они царапанные.Там, где были медные детали, можно попробовать (осторожно, войлочным или тряпичным кругом, новым или с белой полировальной пастой, вдоль волокон, сильно не прижимая!) отполировать небольшой участок рога. если получится-полировать весь рог. А металлические детали лучше отдать в гальванику, так как дома получить прочное красивое покрытие (без обустройства гальванической мастерской и использования дорогих, часто токсичных и едких химикатов), по-моему, нереально. Раньше можно было посеребрить медные детали в отработанном фиксаже(сам пробовал), а сейчас где его взять? Если только есть знакомый, который увлекается ч/б пленочной фотографией и сам проявляет и печатает.

      диверсант 13-09-2011 14:47

      azmaykop 13-09-2011 15:17

      Имел ввиду что паста гои может забиться в трещины на роге и тогда он может приобрести зеленый оттенок.
      Медные части полировать несложно наверное.
      Сложно раздобыть другие разные полировальные пасты.
      У меня отец чеканки раньше делал и как то медь чернил. Может проще ободрать покрытие которое есть и почернить медь?

      serge-vv 13-09-2011 16:51

      хрен сымешь детали эти. оковку вокруг устья так уж точно ни за что. она из двух частей состоит, наружное кольцо через острый кончик надевается и там уже с внутренним спаивается, после чего вся эта лабуде сажается на клей. проверено на себе.Самый простой способ зачернить(сделать искусственную патину) можно с помощью серной мази(продаётся в любой аптеке за копейки).Но перед нанесением всё равно надо отполировать медь.

      Fudji 23-09-2011 21:57

      Самый простой способ зачернить(создать искуссственную патину)на меди можно с помощью серной мази(продаётся в любой аптеке за копейки),но перед нанесением мази медь всёже надо отполировать

      Кроме мяса и шкуры добытого зверя определенную ценность представляют его рога. Многие охотники украшают ими свои охотничьи комнаты, но немало таких, которые коллекционируют их и даже участвуют в крупных выставках охотничьих трофеев. Но еще до того, как приступить к специальной обработке трофея, охотник должен позаботиться о нем на месте охоты.

      Чаще всего, не имея определенных знаний, охотник неправильно отделяет рога от черепа или не предохраняет их во время транспортировки. И нередко прекрасные рога из-за этих недоработок портятся, так как к любым охотничьим трофеям есть общепринятые международные требования. В этой статье мы в общих чертах рассмотрим первичные приемы обработки трофея и в частности — рогов самцов косули.

      Практикуется два способа первичной заготовки трофея из рогов «козла». Рога добытой косули отделяют вместе с верхними частями черепа от конца носовых костей через середину глазниц к затылочному гребню. Затем кости черепа обязательно вываривают и отбеливают. При втором способе рога самца косули от черепа не отпиливают, а обрабатывают вместе с ним. При сохранении черепа его опускают в посуду с холодной водой и ставят посуду на огонь (ни в коем случае нельзя опускать череп в кипящую воду). К рогам прикрепляют дощечку или палку, которую кладут на края посуды с таким расчетом, чтобы рога не погружались в воду. Нижнюю часть рогов обматывают тряпкой во избежание действия на них кипящей воды и пара. Во время варки скребком или пинцетом с черепа постоянно удаляют сухожилия и нарези мяса. С кипящей воды снимают пену и грязь. Продолжительность кипения черепа 1,5—2 часа. Но лучше ориентироваться по легкому отставанию мяса от костей. Если таковое наблюдается, то варку следует прекращать. Далее череп опускают в чистую холодную воду для остывания. После этого начинается окончательная чистка трофея, которую лучше доверить специалисту. Если такового нет поблизости, то можно попытаться изготовить трофей и самому. Конечно, качество такого трофея не может быть высоким, даже если вы и владеете отличными рогами добытого «козла». Сразу следует оговориться, что, по международным правилам, трофеем считаются лишь те рога, которые добыты непосредственно в процессе охоты, в установленные сроки и разрешенным способом. Сброшенные рога или рога павших животных, каким бы качеством они ни обладали, не являются трофеями.

      После варки и остывания с черепа соскабливают оставшиеся сухожилия скальпелем или острым ножом. Черепную коробку очищают от мозгов и пленок и просушивают в тени. Если на костях остались жирные пятна, то их удаляют при помощи 10%-ного раствора нашатырного спирта, в который погружают череп на сутки. Можно протереть жирные места несколько раз ватой, смоченной в эфире, бензине. Наиболее быстрый способ отбеливания черепа — это кипячение в течение 5—15 мин. в 25% растворе нашатырного спирта. Рога в этом случае не должны касаться воды. По окончании кипячения на горячие кости кисточкой несколько раз наносят 30% раствор перекиси водорода и высушивают череп.

      После отбеливания допускается лишь легкая косметика рогов и черепа. Покрытие рогов лаком и другими красителями не разрешается. Кончики рогов можно добела отполировать мелкой наждачной бумагой. Для придания блеска сухие рога обмазывают с помощью кисти парафином, растворенном в бензине. После высыхания раствора рога начищают щеткой до желаемого блеска. Если на черепе имеются шероховатости, то их снимают тонкой наждачной бумагой и протирают порошком мела, растворенном в денатурате. На чистую протертую кость наносят тальк и покрывают тонким слоем жидкого раствора бесцветного лака или протирают кости ватой, смоченной в политуре.

      Обработанные таким образом рога с частями черепа или вместе с черепом укрепляют на подставках произвольной формы. Чаще всего подставкам придают форму щита. Подставки делают из древесины твердолиственных пород. Высоко ценятся подставки-дощечки, полученные от косого среза ствола карельской березы. Толщина подставок колеблется от 2—4 см. Древесина, как правило, полируется.

      Не менее прочны и эстетичны подставки из березового капа. Он трудно поддается обработке, но полированный имеет красивую узорчатую структуру.

      После того, как изготовлена подставка, лобная кость выравнивается таким образом, чтобы она плотно прилегала к плоскости подставки.

      Трофей прикрепляют к подставке винтами с тыльной стороны. Обычно на трофее прикрепляют металлическую пластинку, на которой гравируют название животного, год и место добычи, фамилию, имя и отчество владельца трофея. Трофеи расцениваются, как произведения искусства и требуют постоянного внимания. Их нужно беречь от пыли, сырости и плесени.

      При ответе на вопрос «как обработать рога?» сперва необходимо сказать о том, что рога разделяют на трофейные и сброшенные. Сброшенные рога употребляют как материал для изготовления предметов прикладного искусства. Их качество зависит от твердости и толщины роговой эмали, от рисунка жемчужин и бороздок. О хорошем качестве рогов свидетельствуют толщина желобков между жемчужинами, симметричность и размыкание стволов. Самые красивые и правильные розетки у сброшенных рогов крупных особей. Толщина эмали качественных рогов составляет примерно 2/5 диаметра ствола, а сердцевина 3/5. При обработке надглазничных отростков эмаль качественного рога гладкая и блестит, как слоновая кость. Это касается и верхушек отростков. Указанные признаки свидетельствуют также о хорошем состоянии здоровья зверей. Встречаются рога с дефектами: их жемчужины небольшие, мелкие и редкие, эмаль тонкая, а сердцевина большая, часто выходящая на поверхность на верхушках короны. Роговина таких оленьих рогов содержит мало извести, особенно у слабых или молодых особей.

      Следующим источником роговины для изготовления предметов прикладного искусства являются сброшенные рога, найденные через 2-3 года. Обычно они к этому времени теряют свой естественный цвет (посерели), иногда их повреждают грызуны. Такую роговину сначала очищают, моют в щелочном растворе и лишь потом при помощи морилки придают ей любой оттенок. Чтобы верхушки приобрели белый цвет, их шлифуют мягкой наждачной бумагой, затем роговину покрывают двумя слоями матового нитролака, разведенного ацетоном. Роговину можно обрабатывать обычными инструментами. Рога разрезают столярной пилой с небольшими зубьями, лепестковой пилкой или ленточной пилой. Роговину обтачивают мелкими напильниками, наждачной бумагой или точильным камнем в форме диска. Для сверления употребляют слесарные сверла (в крайнем случае можно воспользоваться и сверлом для дерева). Чтобы белый цвет рогов около разреза не пачкался от прикосновения, их натирают матовым лаком. Для этого можно использовать окислин, разбавленный ацетоном. Роговину прикрепляют к дереву винтом с гайкой, в этом случае исключается какое-либо ее повреждение, а роговину с роговиной скрепляют двойным винтом: сваривают головки двух винтов и, ввертывая их в обе роговины, получают невидимое соединение. Работать с рогами надо очень осторожно, чтобы винтами не повредить жемчужины и верхушки.

      Как обработать рога?

      Особую ценность представляет правильно развитая и с неповрежденным венцом розетка, из которой изготовляют украшения и значки на шляпы. Такие предметы могут быть пластичными, рельефными или оконтуренными лобзиком, причем сам мотив остается плоским. Для выпиливания плоского или пластичного мотива розетку подготовляют следующим образом. Если расчлененность жемчужин венца позволяет, ровным гладким разрезом пилки отрезают выпуклость розетки, которой рог нормально прирос к основанию. Затем ровным разрезом розетку отделяют от остальной части сброшенных рогов. Если жемчужины мешают, то выпуклость удаляют наждачной бумагой, точильным диском или фрезой, но при этом жемчужины должны остаться неповрежденными. На белой отшлифованной плоской середине твердым карандашом рисуют изображение. Еще до начала выпиливания необходимо решить, в каких местах изображение будет связано с краем венца.

      Для получения плоского изображения небольшим долотом делают контуры основного рисунка. В них при помощи авторучки наливают коричневую тушь или краску, затем всю поверхность розетки полируют раствором бесцветного окислина, разбавленного ацетоном. Готовую розетку наклеивают на зеленое полотно. Для этого используют клей L 33 или CHS 1200; и тот и другой склеивает любые обезжиренные материалы. Перед нанесением клея поверхность очищают ацетоном, а после склеивания зажимают в тисках или в зажимном винте на все время сушки.

      При обработке пластичного рельефа требуется набор сверл. Чтобы не повредить розетку, ее предварительно прибивают маленькими гвоздиками к дощечке размером 10?15 см. Такой вид обработки требует определенных навыков в резьбе. Для изготовления пуговицы брошек роговину разрезают пилой на плоские дощечки. Круглую форму придают на токарном станке. Подобным образом обрабатывают зубы или кости птиц и млекопитающих.

      Рога животных в интерьере

      Доставшиеся нам трофеи украшали животных. Об этом надо помнить прежде всего при обработке сброшенных рогов. Они всегда должны занимать в наших композициях какое-то особое положение. Так, из них хорошо смотрятся вешалки для оружия, охотничьи инструменты, подставки для цветочных горшков, ручки для шкафов, рукоятки охотничьих ножей, пуговицы, пряжки, подсвечники, люстры и лампы любого вида. Плохо, если рога, даже сброшенные, используют в качестве вешалок для одежды или ножек для мебели. Не рекомендуется также использовать роговину для декораций, так как она производит подавляющее впечатление.

      Для изготовления охотничьих предметов прикладного искусства употребляют всегда такой природный материал, свойства и форма которого отвечают требованиям определенного предмета. Выбирать материал надо с учетом не только декоративных качеств, но и будущего назначения и применения предмета, который должен к тому же гармонировать с остальным интерьером охотничьего домика или помещения. Например, рамки для картин и подставки для фотографий — это дополняющие предметы, которые не должны отвлекать внимание от самой картины или фотографии, а наоборот, подчеркивать ее; поэтому они должны быть скромными, не привлекающими излишнего внимания, и вместе с тем должны гармонировать с основными, дополняемыми предметами.

      Теперь Вы знаете как обработать рога. До новых встреч!

      #1 Garet

      #2 Dmitri iz Narva

      #3 Garet

      #4 Dmitri iz Narva

      #5 Scol

      #6 Brok

      Вот, собственно, статья с самого Тоже Города про выделку рога — может чем-то поможет.

      P.S.: Не пробовали играть на вашем «довольно большом роге (от африканского быка)» по принципу диджериду.

      #7 Gunnar lagmann

      Читал, что надо издавать некий «пердельный» звук, а рог уже его облагародит, но что-то пока невнятно получается.

      #8 Gunnar lagmann

      P.S.: Не пробовали играть на вашем «довольно большом роге (от африканского быка)» по принципу диджериду.

      #9 Brok

      Я вот тоже про дидж слышал, но вот как на нем играют не представляю пока.. Как я понимаю разница в том что эта техника расчитана на обычную дырку в роге, а то как играют на горне или на трубе используется если дырка в роге расточена под мунштук (т.е в виде него) как немцы делают и как Йон советует..

      Я в том смысле, что принцип один и тот же. Как ты уже сказал, ты сам издаёшь звук, а рог/горн/диджериду его только усиливают. IMHO что просто дырка, что мундштук, звук издаёшь ты сам.

      P.S.: На диджериду ты издаёшь характерный «пердящий» (извените за мой французский ) звук и он усиливается. Нужно просто найти определённое «правильное» положение твоих губ при игре.

      #10 Scol

      #11 Dmitri iz Narva

      А как далее его обработать, чтоб пить из него возможно было? А то рог уже пустой, а вонь из него. Нигде ничего внятного не нашел.

      #12 Nemo

      #13 Dmitry_Magnitogorsk

      #14 Danar

      С Уважением, Дмитрий !

      #15 Zames

      Я не вспомню где, но нашел рецепт выварки рога с добавлением соли, а до вычищать все что осталось при помощи питьевой соды и ершика пока он еще горячий. Но у меня ни чего не оставалось.

      Поделки из коровьего рога


      Рис. 1. Павлин (рог).

      На Руси издавна умели обрабатывать рога крупного рогатого скота и создавать из них всевозможные изделия: портсигары, очешники, декоративные гребни, аптекарские принадлежности и многое другое. Природная форма рога часто использовалась резчиками при изготовлении фигурок, изображающих птиц и животных. (Предметы декоративно-утилитарного характера, выполненные из рога, представлены на рис. 1. 4).


      Рис. 2. Ажурный гребень (рог).

      Рог крупного рогатого скота, а точнее роговой чехол, покрывающий костный стержень, имеет слоистое строение и обладает достаточно высокими механическими свойствами. Рог для поделок используют либо в естественной его форме, либо в виде разогнутых пластин. В недалеком прошлом на Руси рог обрабатывали «под черепаху», то есть с помощью специальной технологии получали на поверхности пластин из рога коричневатые пятна с неопределенными очертаниями.


      Рис. 3. Панно (рог, металл).

      Роговая масса полупрозрачна, цвет ее — от черного до светло-серого со множеством желтоватых, коричневатых, зеленоватых оттенков. Этот материал отличается тонким естественным рисунком, который создают переходы цвета, вкраплениями в виде полосок, пятен и т. д. Такие свойства рога, как упругость, вязкость, способность изменять форму в нагретом состоянии, делают его весьма привлекательным поделочным материалом для мастеров-ремесленников. Рог пластичен, прочен, что позволяет использовать при его обработке ажурную и объемную резьбу. Обычно в процессе изготовления различных предметов из рога (стаканов, чарок, сигаретниц, бокалов) мастера стараются наиболее удачно использовать оригинальную форму рога и природную красоту материала.


      Рис. 4. Кубок (рог, металл).

      Очень красиво смотрятся изделия из рога, украшенные небольшими накладками из металла: латуни, мельхиора, серебра. Особенно удачно сочетается рог с металлом в брошах, шпильках, гребнях, запонках, пуговицах, пряжках. Кстати, симпатичные украшения выходят из мелких кусков рога, то есть по существу из отходов. Из плотных концов рога выполняют объемные фигурки, из выпуклых срезов — рельефные детали будущих поделок. Удачно смотрятся кольца из рога, соединяющие отдельные звенья украшений в виде декоративных цепочек. Эффектны изделия из рога, инкрустированные кусочками перламутра.

      Оборудование и инструменты для обработки рога


      Рис. 5. Пресс переплетный (а) и пресс самодельный (б).

      Как уже говорилось, рог достаточно технологичный материал и обработка его не вызывает больших затруднений. Рог легко режется пилой и обрабатывается резцами, напильниками, наждачной шкуркой. Предварительно распаренные пластины легко даже резать обычными ножницами. Словом, для работы с рогом пригодны хорошо знакомые всем инструменты, используемые столярами и слесарями (напильники, резцы, пилы, ножовки, лобзики, рейсмусы, цикли, шаберы и др.). Поэтому о них мы говорить не будем, а остановимся на приспособлениях и инструментах, «специализирующихся» именно на обработке рога.

      Пресс необходим при получении из рога пластин. Подойдет обыкновенный переплетный пресс, который состоит из плиты-основы, двух металлических стоек, соединенных перекладиной, и винтового зажима, установленного в центре перекладины (рис. 5, а). Можно сделать пресс и проще (рис. 5, б). Для выправления одновременно большого числа роговых пластин применяют специальное приспособление – кассету (рис. 6). Подготовленную партию роговых пластин закладывают в кассету (ящик) из металла между металлическими же пластинами, после чего стягивают весь «пакет» винтовым зажимом.


      Рис. 6. Кассета для выпрямления роговых пластин:
      1 — зажимной винт; 2 — металлические пластины;
      3 — пластины из рога.


      Рис. 7. Полировальное устройство:
      1 — электродвигатель; 2 — матерчатый диск; 3 — поддон с полировальным составом.

      Полировочный станок служит для придания поверхности изделий блеска при окончательной их отделке. В качестве такого станка обычно применяют простое полировальное устройство (рис. 7), рабочий орган которого (матерчатый диск) надет на вал электродвигателя. Устройство с поддоном используют для полирования изделий водными суспензиями мела или порошковой пемзы. В целях предохранения работающего от брызг и экономии полировального состава матерчатый круг сверху закрывают козырьком (на рисунке не показан). Полирование проводят и всухую полировальными пастами и мастиками. Удаляют полировальный состав с поверхности изделия, а также «дополировывают» углубления в рельефе или ажуре мягкими щетками или матерчатыми кругами.


      Рис. 8. Галтовочный барабан.

      Галтовочный барабан поможет осуществить отделочные операции (шлифовку, полировку) при изготовлении гладких изделий несложных форм. Он представляет собой шестигранную емкость в виде барабана (рис. 8). Для шлифования в барабан засыпают через специальный люк зерна мраморной крошки или кусочки пемзы, туда же кладут предназначенные для обработки изделия и наливают холодную воду (выше уровня помещенных в барабан изделий и шлифовального материала), закрывают крышку люка и начинают вращать барабан. Задача шлифования — скруглить углы изделий. Процесс этот очень долог. Обычно для шлифования какого-то количества изделий берут в три раза больше (по объему) мраморной крошки (пемзы).

      Для полирования изделий в барабан насыпают порошковую пемзу или мелкие костяные опилки. Полирование проводят всухую, то есть без добавления воды. После подобной обработки изделия промывают и сушат при комнатной температуре. Для вращения галтовочного барабана желательно использовать электродвигатель, что значительно ускоряет процесс обработки изделий.

      Как уже говорилось, при обработке рога используют как обычные, так и специализированные инструменты. Последние наша промышленность не выпускает, поэтому инструмент специфический, применяемый только при обработке рога, изготавливают сами резчики. Расскажем о некоторых из них.


      Рис. 9. Терпуг — напильник для обдирки заготовок.

      Терпуг служит для обдирки заготовки. Это тяжелый напильник с одинарной насечкой крупного зуба. Заметим, что зубья у терпуга несколько наклонены в одну сторону (рис. 9), поэтому и стружку он способен снимать только при его движении навстречу зубьям. Терпуг устанавливают в наклонном положении, зубцами вверх, чтобы он упирался раздвоенным концом в какой-нибудь выступ. Стружка с заготовки снимается при движении рога вниз.


      Рис. 10. Напильники (надфили) для ажурной резьбы:
      а — втиральник; б — долик.

      Втиральник — инструмент, напоминающий надфиль, незаменим при формировании ажурных (сквозных) узоров. Втиральники изготавливают вручную из инструментальной стали, зубья у них имеют такую же форму, как и у терпуга (рис. 10, а).

      В зависимости от характера работы применяют втиральники подходящих размеров с соответствующей высотой и шагом зубьев. Как правило, насечку у втиральников делают на всей его рабочей части.


      Рис. 11. Резцы:
      а — клепик; б — рифелек;
      в — циркуль; г — коготок.

      Долик — разновидность втиральника, отличается от последнего очень малым диаметром рабочей части и насечкой только на одной стороне инструмента (рис. 10, б). Предназначаются для тончайшей ажурной резьбы.

      Клепики, рифельки, коготки, циркули применяют при резьбе рельефов, при гравировке (рис. 11).


      Рис. 12. Тесло.

      Тесло — небольшой топор с поперечным расположением лезвия — служит для грубой обработки рога. Им выравнивают волнистую поверхность рога.

      Тесло состоит из металлической части — железки (чаще всего изготовленной из лезвия рубанка), насаженной на чуть изогнутую деревянную рукоять (рис. 12).

      Цикли (гладильщики) — стальные пластинки разной формы (рис. 13) удобны при отделочных работах для выравнивания больших плоскостей, заглаживания мелких неровностей и заусенцев. Для этой цели служат и шаберы .


      Рис. 13. Цикли.

      Технология обработки рога

      Как уже говорилось выше, для поделок используют роговой чехол, покрывающий костный стержень рога крупного рогатого скота. Чтобы удалить из рога этот костный стержень, рог в течение недели-другой (а может и больше) придется вымочить в воде. Процесс этот можно ускорить, если рог проварить несколько часов в воде. После обработки (в холодной воде или кипятке), не очень сильно ударяя костным стержнем о что-нибудь твердое, например о деревяшку, снимают с него роговой чехол, который затем проваривают в воде с питьевой содой. Затем рог промывают в проточной воде и высушивают. Последние операции выполняют при температуре 18. 25°С. Сушить рог следует до влажности 8%. А еще сухой рог выдерживают пять дней под навесом для снятия остаточных напряжений.

      Если попадается рог с закрытым каналом, то тогда спиливают основание рога и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть.

      Рог, предназначенный для обработки, тщательно осматривают. Дело в том, что при неблагоприятных условиях хранения роговая масса может растрескаться, расслоиться, покоробиться. Влажность и температура, а также резкие их перепады — основные факторы, влияющие на сохранность рога и его качество. Так, расслаивание — появление трещин вдоль слоев рога — часто возникает при резкой смене температур (рог внесен с мороза в теплую комнату). Коробление — искривление отдельных деталей изделия или всего изделия из рога — происходит в результате неравномерного увлажнения и высыхания материала.

      Оптимальные условия хранения рогового материала: температура воздуха от 15 до 20°С, относительная влажность воздуха — 50. 60%.

      Распиловка — это процесс раскроя сырья на крупные составные части. При этом можно воспользоваться обычными пилами с хорошо разведенными зубьями. Коровий рог весьма упругий материал, поэтому при его распиловке, чтобы не зажало пилу, в полученный пропил сразу вставляют клинышек.

      Задача шлифования — выравнивание поверхности изделия, а также выведение царапин. Осуществляют его наждачной шкуркой с различным размером зерна (понятно, для начального шлифования берут шкурку с крупным зерном, для заключительного — с мелким) вручную или механически. Для шлифования годятся и цикли, после обработки которыми наждачную шкурку уже не применяют. Для шлифования используют также пемзу.

      Склеивание. Наилучшие результаты при склеивании рога дают следующие клеи: рыбий, БФ-2, БФ-4, ПВА. Склеиваемые поверхности обязательно предварительно обезжиривают спиртом или ацетоном. Клей наносят на поверхности кистью или палочкой, после чего сжимают соединяемые детали струбцинами. При комнатной температуре сушка длится 3. 4 ч, при более высоких температурах этот процесс ускоряется. При склеивании пластины из рога соединяют внакладку, встык, на шпеньках (вставных шипах), на ус, в шпунт.

      Полирование. Это окончательная операция при отделке изделия, заключающаяся в снятии с поверхности поделки микронного слоя роговой массы, в результате чего поверхность приобретает зеркальный блеск. Подобную обработку ведут с помощью полировального круга из фетра, на который наносят небольшими порциями пасту ГОИ. Изделия из рога не следует сильно прижимать к кругу, так как от трения рог может перегреться и оплыть.

      Гнутье осуществляют при распрямлении (развертке) коровьего рога, а также для придания пластинам из рога нужной формы. Распрямленные роговые пластины обычно используют для приготовления гребней, ювелирных украшений и т. п. Перед гнутьем у рога отрезают монолитный конец, затем размягчают рог в кипящей воде в течение нескольких минут, вынимают, острым стальным ножом разрезают заготовку по образующей конуса. Тут же, не допуская охлаждения рога, развертывают усеченный конус щипцами с деревянными губками. Для полного распрямления полученную пластину помещают между горячими плитами пресса и выдерживают там в течение 20 минут. Из горячего пресса пластину помещают в холодный, где выдерживают до полного остывания и высыхания. Подобным образом распрямляют кольца и пластины, нарезанные из целого рога.

      Можно попытаться выпрямить разрезанный вдоль по выпуклой части рог с отрезанной монолитной вершиной, разогрев его в муфельной печи или в духовке. Держат в них рог с помощью металлических щипцов, стараясь не коснуться краем рога стенок печи. При достижении определенной температуры рог начнет разворачиваться. Далее горячий распрямленный рог охлаждают, зажав в прессе.


      Рис. 14. Гнутье мундштука по шаблону.

      Гнутье деталей скульптуры и ювелирных украшений можно проводить вручную. Так изготавливают браслеты, дужки подвесок, заколки для волос и т. п. Роговую заготовку разогревают в горячей воде, чуть остужают и руками придают нужный изгиб. Браслетам, мундштукам и др. удобно придавать нужную форму (гнуть) с помощью заранее изготовленного деревянного шаблона (рис. 14). Напомним, что поделки из рога очень чувствительны к изменению влажности и температуры окружающей среды. В связи с этим не рекомендуется гнутье из рога правильных геометрических форм.

      Прессованием из роговых пластин получают всякую мелочь: пуговицы, ложки, чашечки небольших равноплечих весов, медицинские лоточки и т. д. Для прессования лучше подходят тонкие роговые пластины (толщиной не более 5 мм). Поверхность материала выравнивают по толщине, шлифуют и полируют. Затем заготовки замачивают в чистой воде комнатной температуры и выдерживают примерно неделю для придания пластичности, после чего рог размягчают в горячей воде в течение нескольких минут и приступают собственно к прессованию. Как известно, прессование — обработка каких-либо материалов давлением, осуществляемая с помощью матрицы и пуансона. Матрицу в нашем случае представляет собой деревянный брусок из твердой древесины (бука, березы, дуба), в котором вырезано углубление, соответствующее по форме и по контуру получаемой поделке (ее нижней поверхности). Из такого же дерева вырезают пуансон, которым будут вдавливать пластину из рога в матрицу. Понятно, что рабочая часть пуансона (она выпуклая) по форме должна соответствовать форме поделки (ее верхней поверхности). При этом контуры матрицы «увеличивают» на две толщины пластины из рога. С помощью пресса пуансон вдавливают в расположенную на матрице пластину из рога и оставляют пластину в таком положении на 15 минут, после чего изделие охлаждают под струей холодной воды. Далее у полученной поделки обрабатывают края и т. д. Вот и все.

      Начинающим любителям-резчикам лучше всего начать работу по изготовлению из рога простых подставок для карандашей, пуговиц, гребней. Прикоснувшись к этому удивительному виду декоративно-прикладного искусства, вы увидите, что это очень занимательно, интересно и полезно.

      Главная
      Последние публикации, новое на сайте.

      Любите Кавказ? Этот, воспетый в веках, край, насыщенный чистыми стремительными реками, бескрайними вершинами, полный радушных, улыбающихся людей, готовых приютить незнакомца, угостить молодым вином, пенно льющимся из кубка, домашним сыром и хлебом.

      И каждый раз, возвращаясь с Кавказа, привозишь эту частичку южной любви. И, конечно же, сувениры, будь то столовое серебро, острые кизлярские кинжалы и ножи, сосуд из рога быка. Но иногда, пораженный красотой изделия, не только замираешь перед ним, но загорается идея сделать такую красотищу самому.

      Кубок из рога своими руками

      Во-первых, для обработки рога быка своими руками нужно определиться с материалом. Вернее, с животным. Абсолютно любой рог не подходит. Вам нужен рог полорогого животного. Конечно, можно поискать рога саблерогой антилопы или не менее экзотической импалы, но, скорее всего, в процессе поисков вас постигнет неудача, если вы не фанат путешествий или у вас друзья по всему шарику. Поэтому подойдет рог какого-нибудь яка, зубра или просто буйвола (они используются в качестве домашних животных на том же Кавказе) и обычного быка. Последний вариант – доступнее всего.

      Весь процесс технологически не очень сложный и состоит из следующих этапов:

    • осмотр заготовки на предмет трещин;
    • при необходимости – отпиливание основания;
    • удаление костного стержня;
    • шлифовка;
    • нанесение рисунка.
    • Технологически-то он несложен, но вся проблема в навыках. Скорее всего, при создании десятого кубка, у вас не останется и десятой доли вопросов, возникших при изготовлении первого. Беда в том, что дорога к десятому идет через первый.

      Начальный этап – осмотр. Выбирая заготовку для будущего изделия, постарайтесь найти рог с минимальным количеством трещин. Вообще, идеально было бы найти рог недавно убитого животного. Поскольку при хранении рогов очень большую роль играют температура окружающей среды и влажность. Если рог подвергнуть резким температурным перепадам, то он может начать расслаиваться. Если же будущий сосуд хранится в условиях, при которых он неравномерно увлажняется и высыхает, то его покоробит.

      Рог выбран. Следующий этап – удаление костного стержня. Вначале необходимо зрительно определить, видно ли его. Если костный стержень не виден, то необходимо произвести спил. Конечно, это можно делать и ножовкой, но оптимально – ленточной пилой. И вон он – стержень. Но просто так достать его не удастся. Чтобы его извлечь из рогового чехла, необходимо рог вымочить. На это уйдет несколько недель. Не хотите ждать? Тогда вываривайте.

      Для вываривания используйте емкость, которую не жалко выбросить. Отправьте домашних погулять, надолго, лучше на весь день, включите вытяжку, если она есть и откройте окна. Процесс займет часа два-три. После вываривания осторожно достаньте горячий рог из емкости и постучите о какую-нибудь деревяшку. При отсутствии деревяшки можно взять длинную отвертку и пройтись внутри по периметру рогового чехла. Стержень вывалится. На этом самая «благоухающая» часть процесса закончена.

      Но начинается самая «муторная» часть работы – шлифование. Но прежде, чем начать шлифовать дайте рогу остыть. После варки он стал мягким и податливым, с таким работать очень трудно, а повредить – проще простого.

      После остывания рог снова затвердевает. Кстати, если вам попался загнутый рог, то распрямив и зафиксировав его, можно придать ему новую форму. Но этим, пожалуй, стоит заниматься, когда немного набили руку, во-первых, а во-вторых, может потребоваться дополнительное оборудование для фиксации.

      Задача текущего этапа – шлифование внутри и снаружи. Здесь используются самые различные инструменты и материалы:

      1. наждачная бумага;
      2. шабер;
      3. паста ГОИ;
      4. шлифовальный станок;
      5. цикли.

      Главная задача – отполировать поверхность до блеска. С внешней стороной, конечно, работать намного проще – она доступна. Главное не переусердствовать, если вы используете шлифовальный станок. Но и не стоит опасаться. Рог – вещь довольно крепкая. Иногда какие-то отдельные выступы даже просто срезают. Если же станка нет, то вам предстоит многочасовая тренировка рук с использованием наждачной бумаги различной зернистости – от крупной к мелкой, пока не получите приемлемый результат. Кстати, если вам вначале пришлось отпилить часть пилой, не забудьте отшлифовать место спила.

      Хуже обстоит дело с внутренней частью. Самый главный вопрос при изготовлении кубка из рога быка – как сделать так, чтобы не допустить появления привкуса у напитка. Ведь если внутреннюю часть обработать плохо, то оставшаяся там органика просто начнет гнить. Соответственно, любой напиток, налитый в этот кубок, получит «необыкновенный» привкус. Поэтому, после прохождения шабером, есть смысл сделать самодельный шлифовальный инструмент. На куске жесткой проволоки зафиксировать наждачную бумагу, затем закрепить эту проволоку в дрель и шлифовать с ее помощью.

      Далее добиваемся финального блеска, благодаря войлоку и пасте ГОИ. Некоторые умельцы считают, что рог должен быть белоснежным, поэтому отбеливают его. Составы для отбеливания бывают разными, в том числе довольно агрессивными, поэтому лучше попробовать их действие на ненужном обрезке. Иногда такие кубки снаружи покрывают орнаментом или лаком.

      Часто рога по краю отделывают металлом с чеканкой, гравировкой и даже с филигранью, но это уже совсем иная история, требующая совсем иных навыков.

      Если хотите установить рог на видном месте, то для него можно сделать подставку из дерева или из того же металла, что пошел на отделку рога. Также часто рога вешают на цепочку или ремень. Для этого с тупого и острого края изделия нужно сделать «ушки» для них и тогда сувенир можно будет повесить на ковер рядом с оружием, как это принято на Кавказе.

      Не получается сделать – можно купить

      Как видите, процедура превращения части животного в красивый предмет, которым можно похвастаться, довольно непростая, требующая многих вещей. Поэтому если вам нужен кубок из рога быка, купить его будет намного проще, чем сделать самому. Более того, готовые кубки украшены искусными орнаментами и красивейшей отделкой. Все равно, он будет хранить тепло рук мастера, и напоминать вам о Кавказе.

      Производство роговых и костяных изделий развито в России очень слабо, а между тем это производство вполне возможно как кустарный промысел. Это тем более странно, что скотоводство у нас занимает очень видное место, и материал для костяных и роговых изделий можно достать всюду по сходной цене.

      Материалы

      Для выделки костяных и роговых изделий идет самый разнообразный материал, как имеющийся на месте производства, т. е. доставляемый домашними животными, так и отчасти привозный как, например, кость слоновая, моржовая, черепаха и гуттаперча.

      Рога, украшающие головы быков, буйволов и других животных, получаются чрез ежегодные отложения одного на другое рогового вещества. Роговые слои обыкновенно располагаются в виде конусов. Рог, как животный продукт, состоит преимущественно из альбумина, небольшого количества желатина и едва заметных следов фосфорнокислой извести. Количество желатина в роге такое, что рог при нагревании может совершенно размягчиться, и в этом виде его удобно резать ножом, сплющивать и вообще ему удобно придать любую форму.

      Рог представляет собой вещество, отличающееся замечательною упругостью и значительною вязкостью, хорошо обрабатывается режущими инструментами. При надлежащем окрашивании рогу можно сообщить вид черепахи, а также вызвать резкую игру его натуральных оттенков.

      Английские быки доставляют рог белого цвета, венгерские — смешанного и более темного цвета. Вообще не только цвет, но и качество рога изменяются с изменением пород рогатого скота. Рог старых животных обрабатывается легче, чем полая его часть. Это особенно важно при выделке наконечников к чубукам и мундштукам.

      Копыта лошадей, домашних животных, рогатого скота и лосей употребляются в виде тонких фанерок для склейки часовых футляров, табакерок и других мелких изделий, по виду похожих на черепаховые.

      Рога от скота мелких пород относятся к третьему сорту гребенного материала; из таких рогов выделывают небольшие тупейные и густые гребешки.

      Наконец к четвертому сорту причисляют самые мелкие рога для карманных гребней и крестьянских расчесок.

      Обработка рога

      Приступая к обработке рога, необходимо прежде всего освободить его от кости, которая находится внутри его. Для этого рог вымачивают в кадке с водой в течение 2–3 недель, пока мясо и пленки, которыми рога прикреплены к костям, подвергнутся гниению.

      После освобождения рога от костей надо спилить острую его часть, которая по своей значительной плотности для гребенного производства не годится. Опиливание рога производится не по наружному осмотру, но измерением внутренней его части: для этого берут небольшой прутик толщиною в гусиное перо и вкладывают вовнутрь рога до того места, пока палочка упрется. Тогда на палочке делают отметку и уже по этой отметке отпиливают рог.

      Затем следует поперечная распиловка рога на кольца. Ширина колец зависит от назначения рога на изделия, т. е. ширина этих изделий именно от 3/4 до 1,5 и более вершков, когда дело идет о приготовлении простых гребней. Для головных дамских гребенок меры определить нельзя, ибо размер их зависит от моды и фасона.

      Можно и не разрезать рога на отдельные кольца, а разрезать вдоль так, что образуется одна большая пластинка, из которой вырезать требуемые изделия.

      Разрезывания рога на кольца можно сделать лобзиком или же при помощи пилы особого устройства. Станок пилы состоит из согнутой железной полосы толщиною около 1/4 вершка и шириною в 1 1/4 вершка.

      В этот станок вкладывается обыкновенное полотно пилы так, чтобы полоса приходилась к полотну пилы узкою стороною. Полотно имеет длину 1–1 аршин 2 вершка; нарезка зубьев мелкая, разведенная очень мало. При распиловке рога работник устанавливает пилу загнутым концом ее станка в дыру верстака, а сам упирает грудью в другой конец. Зубья пилы при этом будут обращены вверх. Рог берут обеими руками и водят им по зубьям пилы взад и вперед, стараясь не нажимать сильно на пилу, иначе рог может треснуть.

      Такой способ установки пилы, однако, имеет свои практические неудобства. Пила при малейшей неосторожности работающего может выскользнуть и самое нажимание грудью вредно действует на здоровье работающего. Поэтому удобнее пилу укреплять неподвижно к станку, как это видно на рисунке.

      Такая установка может быть удобна для распиливания не только рога, но и кости. Разница будет только та, что полотно пилы для рога должно быть шире и толще, чем для кости.

      Когда рог распилен на кольца, их необходимо прорезать, но только с одной вогнутой стороны. Если же при отделении рога от кости образовалась на кольце трещина, то разрезывание производится по этой трещине.

      После разрезывания колец следует их выпрямление. Для этого кольца кладут на 1–2 недели в холодную воду, чтобы они хорошенько размякли, а затем их кипятят. Операция эта производится так: кольцо кладут в котел с водою и кипятят на сильном огне, пока рог сделается достаточно мягким, и тогда рог вынимают из котла и распрямляют.

      Само собою понятно, что при таком выпрямлении полученная дощечка не будет ровна, но представляет волнистый вид. Для окончательного выравнивания прежде всего ножом срезают все шероховатости с поверхности рога, а затем пластинки еще раз нагревают и прессуют, пока пластинки еще не остыли. Прессовка производится между железными листами, нагретыми настолько, чтобы они не жгли рога. Самое прессование производится в прессах различного устройства. Можно для этой цели употреблять как рычажные, так и винтовые прессы. Прессование должно быть достаточно сильное и скорое, иначе пластинки не будут гладки.

      То же правило соблюдается при выкраивании простых расчесок, которые делают короткими и широкими.

      Для туалетных и маленьких карманных гребешков, имеющих узкую доску, пластинки рога нельзя резать ни в длину, ни по ширине, ибо гребень будет ломок. Для таких гребней рог не разрезают на кольца, а отпилив от него плотный конец и разрезав только с вогнутой стороны, выравнивают и прессуют пластинку из целого рога, из которой выкраивают гребни с косым направлением волокон. Полученные при этом обрезки употребляются на маленькие карманные частые гребешки.

      Чтобы выкроить гребешок, надо на роговую пластинку наложить лекало и очертить на нем шилом; ненужные части отрезают лобзиком.

      Для окончательной отделки роговых пластинок их стесывают небольшим, очень острым с тонким лезвием топориком, и затем выскабливают скобелем наподобие того, который употребляется в бочарном деле. Самое выскабливание производится на скамье, изображенной на рисунке.

      Скобелем соскабливают с рога все неровности и пленки, а затем роговые пластинки вновь прессуют. Перед вторым прессованием рог кладут на несколько дней в воду, в которой он размокнет. Затем кипятить в котле до полного размягчения.

      При вторичной прессовке, при вкладывании роговых пластинок в пресс, их надо смазать жиром или салом.

      После вторичной прессовки рог зажимают в тиски. Для этого на железную пластинку кладут три куска жесткого тонкого войлока; затем роговую пластинку слегка подогревают на огне и кладут ее с внутренней стороны (обращенной внутрь рога) на войлоке, а на нее накладывают другую железную пластинку и затем крепко зажимают в тиски.

      Вынув из тисок, роговые пластинки снова выравнивают скобелем, обчищают напильником. Затем пластинки поступают для нарезки, полировки и окраски.

      П.А. Федоров, технолог, г. Санкт-Петербург, 1903 год

      Порекомендуйте эту страницу друзьям или добавьте в закладки: