Геркулес и бык

Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.

Малые мето­пы Сели­нун­та

Так назы­вае­мые «Малые мето­пы» дати­ру­ют­ся 560— 550 гг. до н. э. В элли­ни­сти­че­ский пери­од (IV— III вв. до н. э.) они были исполь­зо­ва­ны в каче­стве стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла при воз­веде­нии город­ских стен. Малые мето­пы явля­ют­ся древ­ней­ши­ми из сох­ра­нив­ших­ся метоп Сици­лии и Вели­кой Гре­ции (мето­па — кон­струк­тив­ный эле­мент фри­за, пред­став­ля­ю­щий собой камен­ную пли­ту, пок­ры­тую релье­фом и уста­нов­лен­ную меж­ду три­гли­фов). Выпол­нен­ные из мяг­ко­го, но плот­но­го извест­ня­ка из Мен­фи, основ­но­го скульп­тур­но­го мате­ри­а­ла в Сели­нун­те, мето­пы отли­ча­ют­ся очень низ­ким релье­фом. Изна­чаль­но фигу­ры релье­фа были пок­ры­ты крас­кой. Сох­ра­ни­лось шесть малых метоп и око­ло дюжи­ны фраг­мен­тов, кото­рые по сти­ли­сти­че­ским осо­бен­но­стям мож­но разде­лить на две груп­пы.

Пер­вая груп­па вклю­ча­ет в себя:

1) Изо­бра­же­ние Сфинк­са, одно­го из наи­бо­лее извест­ных мифо­ло­ги­че­ских существ; чудо­ви­ще, изгото­вив­ше­е­ся к прыж­ку, изо­бра­же­но в пра­вый про­филь.

2) Сце­ну похи­ще­ния Евро­пы Зев­сом, где бог, обра­тив­ший­ся в быка, плы­вет по морю, пол­но­му рыбы, с похи­щен­ной пре­крас­ной фини­кий­ской прин­цес­сой на спине.

3) Рельеф с изо­бра­же­ни­ем Делий­ской три­а­ды: Апол­ло­на, играю­ще­го на цит­ре, Лато­ны, его мате­ри, и Арте­ми­ды, его сест­ры.

4) Рельеф с тре­мя боже­ства­ми в пыш­ных при­чес­ках и цере­мо­ни­аль­ных одеж­дах, обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­е­мые как Демет­ра, Кора/Пер­се­фо­на и Гека­та, либо как три боги­ни Судь­бы, доче­ри Зев­са и Фети­ды, либо как Пер­се­фо­ну с дву­мя спут­ни­ца­ми на лугу перед похи­ще­ни­ем ее Гаде­сом.

Отли­чи­тель­ным при­зна­ком этой груп­пы метоп слу­жит рам­ка, окру­жаю­щая рельеф, с оди­на­ко­вы­ми по высо­те верх­ней и ниж­ней сто­ро­на­ми.

Вто­рая груп­па вклю­ча­ет в себя:

1) Мето­пу с изо­бра­же­ни­ем квад­ри­ги, управ­ля­е­мую дву­мя боги­ня­ми, обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­е­мы­ми как Гера и Афи­на, либо Демет­ра и Кора/Пер­се­фо­на.

2) Частич­но сох­ра­нив­шу­ю­ся мето­пу с изо­бра­же­ни­ем Гер­ку­ле­са, сра­жаю­ще­го­ся с про­тив­ни­ком с бычьим телом — Крит­ским быком или Ахе­ло­ем.

Отли­чи­тель­ным при­зна­ком этой груп­пы метоп слу­жит широ­кая ниж­няя и узкая верх­няя сто­ро­ны рам­ки. Раз­ни­ца в высо­те сто­рон рамок поз­во­ля­ет иск­лю­чить при­над­леж­ность обе­их групп метоп одно­му фри­зу. Они мог­ли нахо­дить­ся на раз­ных сто­ро­нах одно­го зда­ния или укра­шать фри­зы двух раз­ных зда­ний. В послед­нем слу­чае пер­вая груп­па метоп мог­ла при­над­ле­жать т. н. хра­му Y, пер­во­му зда­нию Сели­нун­та с перип­те­ром. Тогда вто­рая груп­па метоп мог­ла отно­сить­ся к неиден­ти­фи­ци­ро­ван­но­му хра­му того же пери­о­да, т. н. хра­му X.

Геркулес (греч. — Геракл). В греческой мифологии герой и персонификация физической силы и храбрости, одна из на­иболее популярных фигур в античном и более позднем искус­стве. Его двенадцать подвигов, в которых он торжествовал победу над злом, — это отчасти миф, отчасти героическое сказание. Они отражают его двойственную природу — как бога и как героя. Есть основания полагать, что его история основана на некой исторической фигуре. Даже если это так, многие из его подвигов несут печать сходства с мифами других стран Восточного Средиземноморья. Намного более древнее шумерское сказание о Гильгамеше повествует о герое, убива­ющем льва, подобно тому как Геркулес убил немейского льва — подвиг, которому имеется христианская аналогия в истории Самсона. Центральный эпизод сказания о Гильгамеше — сошествие героя в подземный мир, как и сошествие туда Геркулеса, чтобы вернуть Алкестиду. Эта история также имеет христианскую параллель в Сошествии во Ад. В античном мире Геркулесу поклонялись как защитнику людей и хранителю городов, и его культ был широко распространен и имел важное значение для римлян. Согласно мифу, он был сыном смертной женщины — Алкмены — и Юпитера, принявшего облик ее мужа Амфитриона, пока тот отсутствовал, что вызвало ревность жены Юпитера Юноны. Помимо своих двенадца­ти подвигов, Геркулес совершил еще много других поступков и после смерти был вознагражден Юпитером — отец богов обессмертил его: он был взят на Олимп в колеснице Минервы, богини, которая была его защитницей при жизни. В искусстве его подвиги служили сюжетами для фресок, а фигура Геркулеса была особенно привлекательна для скульпторов. По этой причине он не столь часто появляется в картинной галерее, как этого можно было бы ожидать, учитывая такую его популярность. Типичный образ — это фарнезский Геркулес античного скульптора Гликона (Национальный музей археоло­гии, Неаполь) — изваяние, обнаруженное в 1540 году и с тех пор множество раз копировавшееся. Он мускулистого сложения, у него короткие вьющиеся волосы и короткая борода. Тело здесь подчеркнуто особым способом (этим приемом воспользовался Микеланджело): голова сделана непропорцио­нально маленькой. Иногда в ранних подвигах он безбородый. Два его главных атрибута — Дубина, которая сама по себе иногда является символом мужества (см. 21. Геркулес на рас­путье), и шкура Льва — трофей в его первом подвиге. В античном искусстве и иногда позже он носит львиную шкуру в качестве плаща (львиная голова образует подобие шлема). Менее традиционными атрибутами являются Лук, Стрела и Колчан — другое его оружие; две Змеи (14. Младенец Геркулес, убивающий змей); Яблоки, которые он держит в руке (11. Золотые яблоки Гесперид); Прялка (17. Геркулес и Омфала). В системе аллегории Геркулес персонифицирует физическую силу; в этом случае его сопровождают другие фигуры, такие, как Минерва, представляющая дополнитель­ную добродетель моральной силы, или мудрость.

Двенадцать подвигов Геркулеса (Аполлодор, 2. 5:1—12; Диодор Сицилийский, 4; Гигин, 30, и другие) были совершены в качестве покаяния за убийство собственных детей в припадке безумия. Дельфийский оракул повелел ему служить двенад­цать лет Эврисфею, царю Тиринфа, и совершать все, что тот прикажет. Служба смертному была карой тому из богов, кто осмелился оскорбить главных — олимпийских — богов. Пер­воначально просто фантастические истории о победе сильней­шего, эти рассказы со временем стали наделяться моральной символикой — они стали выражать триумф добра над злом. Сюжеты с подвигами Геркулеса украшали фризы греческих храмов; они часто встречаются на фресках, особенно итальян­ских, XV — XVI веков. «Канон» из двенадцати подвигов устано­вился, вероятно, в эллинистическую эру.

1. Немейский лев. Лев, терроризировавший жителей Не­мей, был неуязвим для оружия — Геркулесу пришлось задушить зверя руками. Он изображается сжимающим льва за горло или — обычнее — стоящим над ним, прижав зверя коленом к земле, а руками при этом выворачивая его челюсть. Его плащ (у Геркулеса еще нет шкуры) развевается так, будто Геркулес прыгнул на животное сзади. Эта трак­товка, использовавшаяся также для изображения Самсона, основывалась на древнем образе персидского бога Митры, убивающего быка. Поклонение Митре было широко распространено в Римской империи.

2. Лернейская гидра. Этот семиглавый (или восьмиглавый — число варьируется) монстр — водяная змея — опустошал Лернейскую страну, находившуюся неподалеку от Аргоса. Не успевал Геркулес отрубить гидре одну голову, как на ее месте вырастало две новых. С помощью своего спутника Геркулес прижег голову горящим факелом и закопал ее в землю, завалив это место огромной скалой, а затем окунул свои стрелы в ядовитую желчь гидры. Он изображается с поднятой дубиной, безуспешно пытающимся убить гидру; она угрожаю­ще извивается, ее хвост обвивает его ногу. Краб, посланный Юноной, кусает его за ступню. Раннеренессансная гидра часто напоминает средневекового крылатого дракона (персонификацию Сатаны) — одноглавого и огнедышащего. Барочные художники предпочитали изображать многоглавого монстра, а также его жертв, которыми кругом усыпана болотистая земля. Или голова гидры может походить на голову Горгоны, у которой вместо волос змеи.

Антонио Поллайоло. Геркулес и Лернейская гидра.

3-я треть XV века. Флоренция. Галерея Уффици.

3. Аркадский олень (керинейская лань). Получив приказ поймать животное живым, Геркулес целый год выслеживал его и в конце концов ранил его стрелой. Он стоит позади оленя, схватив его обеими руками за рога и прижимая его коленом к земле — такая же поза, как в первом подвиге. Или Геркулес уносит его на своих плечах.

4. Эриманфский вепрь. Этот лютый зверь, который террори­зировал жителей в окрестностях горы Эриманф, тоже должен был быть пойман живым. Геркулес загнал его в снежный сугроб и тогда поймал его в сеть. Он принес его Эврисфею, который был так напуган, что спрятался в медном пифосе. Геркулес обычно изображается несущим вепря на своих пле­чах, но может быть представлен в момент поимки его, возмож­но, выворачивая его нос в обратную сторону. Иногда Геркулес размахивает своей дубиной, что является ошибочной трактов­кой.

Читайте так же:

  • Ушиб у коровы Ушиб (contusio) – это повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи или слизистой оболочки вследствие воздействия механической силы. В зависимости от силы воздействия и […]
  • Туберкулез у коров как определить Диагностика туберкулеза сельскохозяйственных животных Туберкулез - хроническая инфекционная болезнь большинства видов животных и человека, характеризующаяся прогрессирующим исхуданием и […]
  • Комолый бык скрещен с тремя коровами у крупного рогатого скота комолость доминирует над рогатостью. комолый бык скрещен с 3 мя коровами. от скрещивания с первой рогатой коровой получен рогатый телёнок. от скрещивания со […]
  • Лебединская порода коров Лебединская порода скота создана путем скрещивания коров серой украинской породы со швицкими быками и последующего разведения лучших помесей II и III поколений “в себе” при оптимальных […]
  • Доильный аппарат аду 03 Аппарат доильный унифицированный АДУ-1 — предназначен для машинного доения коров на всех типах отечественных доильных установок. Он выпускается в двух- и трехтактном исполнении. Аппарат […]
  • Корова карликовой породы Шотландский скот- лучшей в мире породой по продуктивности и неприхотливости в содержании. Этот высокогорный скот хорошо подходит для экстенсивного производства мяса на пастбищах. Хорошо […]

5. Авгиевы конюшни. В конюшнях Авгия, царя Элиды, содержалось три тысячи волов, и не чистились они тридцать лет. Геркулес очистил их за один день, направив через них воды реки. Он стоит, опершись на свою дубину, работа производится сама собою, он лишь наблюдает, как несется поток воды, направленный им через конюшни.

6. Стимфалийские птицы. Эти птицы с бронзовыми крыль­ями, клювами и когтями, а также перьями (которые были не что иное, как ядовитые стрелы) обитали на озере Стимфал в Аркадии. Геркулес напугал их шумом своих трещоток и затем, когда они взлетели, перестрелял их из лука. Он изображается стоящим с натянутым луком, целящимся в птиц.

7. Критский бык. Геркулес был послан на остров Крит, чтобы поймать там бешеного быка, принадлежавшего царю Миносу. Хотя зверь изрыгал пламя, Геркулесу в жесточайшей схватке удалось его победить, и бык был отослан обратно в Грецию. Геркулес заносит над быком свою дубину; в другой руке он может держать веревку, которая накинута на шею быка. (По поводу другого эпизода с быком см. 22. Геркулес, сражающийся с Ахелоем.)

8. Кобылицы Диомеда. Эти дикие животные питались чело­веческим мясом. Геркулес с друзьями схватил их, а в последо­вавшей затем битве с царем Диомедом, которому они принад­лежали, и его людьми убил царя. Победители скормили его тело кобылицам, которые в результате покорились им. Геркулес может изображаться хватающим вожжи кобылиц (неожи­данно оказывающихся взнузданными), другой рукой он заносит свою дубину.

9. Пояс Ипполиты. Эврисфей послал Геркулеса добыть для своей дочери пояс Ипполиты, царицы амазонок (женщин-воительниц). Геркулес заполучил пояс в сражении с амазонка­ми, в котором Ипполита была убита. Амазонки были популяр­ными персонажами эллинистической скульптуры. Геркулес и греческие воины, вооруженные мечами и щитами, изобража­ются сражающимися с ними.

10. Коровы Гериона. Герион, трехглавый человек-монстр с тремя телами, сросшимися в пояснице, и одной парой ног, держал стадо коров на острове Эрифия, расположенном дале­ко на западе. Пас их великан Эвритион, а охранял двухглавый пес. Получив приказ поймать коров, Геркулес убил сначала пса, а затем великана и в конце концов самого Гериона, а стадо пригнал своему хозяину. Сцена битвы показывает трехглавого Гериона, каждое из его туловищ держит по дубине. Или он лежит мертвый, а Геркулес тем временем уводит корову за рога. Именно в этом походе Геркулес открыл также пролив между мысами Абила (или Абилика) в Атласных горах и Кальпа в Европе, известные как Столбы Геркулеса (Герак­ловы Столбы, или Гибралтарский пролив). Он может изобра­жаться раздвигающим горы.

11. Золотые яблоки Гесперид. Яблоки росли на дереве. Дере­во это охранял дракон Ладон. Оно росло в саду Гесперид, «дочерей Ночи». Сад лежал на западе, на склонах гор Атласа. После многих приключений Геркулес достиг сада, убил змея, заполучил яблоки и вручил их Эврисфею. По другой версии, он убедил Атласа подобрать яблоки, а сам тем временем взял ношу Атласа — небосвод — и держал ее на себе. Эта история делится на три сцены. (1) Геркулес держит шар на своих плечах. На одной греческой метопе Минерва для удобства подкладывает ему на плечи подушку. В XVI веке эта тема сделалась аллегорией астрономии: согласно античным мифографам, Атлас научил Геркулеса астрономии, и несение Герку­лесом шара стало символизировать вес полученных им знаний. Вместе с Геркулесом могут быть два астронома, узнаваемые по их атрибутам: Компасу и армилярной Сфере. Иногда шар поддерживают оба — Атлас и Геркулес. (2) Геркулес сидит или стоит под деревом, ствол которого обвивает змея. Иногда присутствуют Геспериды. Этот образ, хорошо известный в римские времена, может быть, является источником традиции, согласно которой Едемский сад был яблоневым. (3) Геркулес убивает змея Ладона. Иногда змей принимает форму дракона, перед которым Геркулес стоит с поднятой дубиной.

12. Цербер. Геркулес вместе с Меркурием и Минервой спустился в подземный мир, чтобы привести из Гадеса Цербера — пса, сторожившего вход в подземное царство. У него было несколько голов (обычно он изображается трехглавым) и змеиный хвост. Плутон разрешил Геркулесу поймать пса, но условием было не использовать никакого оружия. Геркулес схватил пса за горло и держал так, пока Цербер не стал задыхаться и не сдался. Отправив пса Эврисфею, он затем вернул его в царство теней. Иногда Геркулес изображается — что неправильно — с поднятой дубиной. Или он, накинув на шею псу цепь, выводит его из Аида.

13. Геркулес, отдыхающий после своих подвигов. Стоящая в полный рост фигура фарнезского Геркулеса (см. выше) явля­ется прототипом многих более поздних образов. Он опирается на свою дубину; у его ног лежит мертвый лев; или шкура льва наброшена на дубину Геркулеса. Или он может держать факел, которым прижигал голову гидры. Другой тип изображения показывает его отдыхающим на шкуре; дубина, лук и колчан лежат рядом с ним на земле. Его окружают и другие свиде­тельства его подвигов — голова вепря, оленьи рога и так далее.

Другие геркулесовские темы

14. Младенец Геркулес, убивающий змей (Феокрит, 24). Геркулес жил, всегда ощущая враждебность Юноны, поскольку он был плодом одной из многих измен ее мужа Юпитера. Когда Геркулес был еще младенцем, она как-то ночью наслала на него двух ядовитых змей, но он поймал их и с легкостью задушил по одной в каждой руке. Он изображается сидящим на земле или в колыбели, крепко сжимающим змей; Алкмена и Амфитрион стоят рядом и с изумлением взирают на происходящее. Вверху может пролетать Юнона в своей колеснице, которую везут павлины.

15. Геркулес и Какус. Часть легендарной истории основания Рима. Об этом рассказывают Ливии, Вергилий в «Энеидах» и Овидий в «Фастах» (1:543—578). Геркулес, однажды вечером возвращаясь домой с коровами Гериона, перегнал их через реку Тибр, после чего лег спать. Огнедышащий великан Какус — римский бог, сын Вулкана, живший поблизости в пещере, — ночью украл нескольких коров: «В гроте спрятал их Какус, задом таща наперед» и преградил путь Геркулесу огромным камнем. Но их мычание выдало их местонахождение. Геркулес убил великана в страшной схватке и освободил коров. Этот сюжет трактовался по-разному. Геркулес с силой обрушивает свою дубину на Какуса, который тащит за хвост быка; или они сражаются в рукопашном бою. Или Какус, уже поверженный, поднимает руки, пытаясь защититься от смертельного удара. Или Геркулес, отдыхая после боя, облокотился на свою дуби­ну; мертвый великан у его ног. Спутник Геркулеса ведет быка из пещеры. На заднем плане уводят других коров. Речной бог Тибр, откинувшись на свою урну, лежит у края воды.

Себастьяно Риччи. Геркулес и Какус. 1706.

Флоренция . Палаццо Маручелли-Фенци.

16. Геркулес борется с Антеем (Аполлодор, 2.5:11; Диодор Сицилийский, 4). На обратном пути от Гесперид Геркулес сразился с великаном Антеем; тот был непобедим, пока хоть какой-то частью тела касался земли, от которой черпал свою силу. Геркулес поднял его в воздух и так сжал, что сломал ему хребет, и великан умер. Геркулес изображается обхватившим талию Антея, вдавливающим тело великана в свое собствен­ное. Антей (его ноги висят в воздухе, а лицо искажено болью) упирается руками в голову Геркулеса, тщетно пытаясь высвободиться. Этот типичный образ, хорошо известный в эпоху Ренессанса, по-видимому, не имеет прототипа в античном искусстве. В античную эпоху эта тема была редкой.

17. Геркулес и Омфала (Аполлодор, 2.6:3). (Иногда именуется Геркулес и Иола.) За убийство своего друга Ифита, совершен­ное в припадке безумия, Геркулес был на три года послан в качестве раба к Омфале, царице Лидии. Но вскоре она смягчила его участь, сделав его своим любовником. Служа ей, Геркулес стал женоподобным, стал носить женскую одежду и украшения и прясть пряжу. Овидий («Фасты», 2:303—358) рассказывает о том, как Пан, влюбленный в Омфалу, пришел к ней однажды ночью и, будучи сбит с толку переменой одежды Геркулеса, по ошибке вознамерился лечь к нему в постель, но тут же был вышвырнут. Встречаются две сцены. (1) Геркулес сидит рядом с Омфалой, которая ласкает его. Примечательна перемена атрибутов: на Омфале его львиная шкура и она держит дубину; он же обряжен в красочные одежды и держит Прялку или веретено, или иногда Тамбурин (инструмент, ассоциирующийся с пороком). Может присутствовать Купидон. Эта тема не встречается в искусстве античной Греции, вероятно, потому, что демонстрирует героя в неприглядном виде, но она встречается в эллинистическую эпоху. В ренессансной и особенно барочной живописи она иллюстрирует идею господства женщины над мужчиной. Эта история, возможно, происходит из древних обрядов плодоро­дия, в которых богиня-мать ассоциировалась с подчиненным ей богом мужского пола. Жрецы, исполняя роль этого бога, носили женские платья. (2) Сцена в спальне Омфалы. Пан лежит простертый на полу, выкинутый из постели Геркулесом. Являются слуги Омфалы; держа светильник, они отодвигают занавеску кровати.

18. Геркулес и Гесиона (Гигин, 89). Гесиона, дочь троянского царя Лаомедонта, была подвергнута тому же тяжкому испыта­нию, что и Андромеда (см. ПЕРСЕЙ): она была прикована к скале в качестве жертвы морскому монстру. Это случилось потому, что ее отец отказался заплатить богам — Аполлону и Нептуну (Посейдону), которых он нанял, чтобы построить стены Трои. Посейдон наслал морского монстра, чтобы разру­шить город. Гесиону спас Геркулес, который прыгнул на горло монстру (Микеле да Верона, музей Фицуильяма, Кембридж, Англия).

19. Убийство кентавра Эвритиона (Гигин, 33). Эвритион собирался жениться на юной девушке, которая была возлюб­ленной Геркулеса. В день свадьбы Геркулес явился, убил жениха-кентавра и его братьев и увел невесту (которую неко­торые отождествляют с Деянирой). Свадебный пир превратился в поле сражения. Геркулес изображается колотящим Эври­тиона своей дубиной, тем временем другие фигуры сражаются на заднем плане. Деянира стоит, наблюдая за происходящим. Вверху витает Купидон, держащий горящий факел.

20. Геркулес выводит Алкестиду из подземного царства. Эври­пид в «Алкестиде» рассказывает о том, как Алкестида, образец супружеской любви, согласилась умереть вместо своего мужа, царя Адмета. Дух Смерти препроводил ее в подземное царство, но Геркулес „отправился за ней, сразился со Смертью и вывел ее обратно на землю. Геркулес стоит у входа в Ад, держа за руку Алкестиду, которая выходит оттуда. Адмет, облаченный в воинские доспехи со шлемом, украшенным перьями, в изумлении приподнимает вуаль с лица своей жены. Иногда вуаль приподнимает Геркулес.

21. Геркулес на распутье; выбор Геркулеса. Аллегория, изображающая героя, сидящего под деревом. Ему надлежит выбрать из двух стоящих перед ним женских фигур, олицетворяющих Добродетель и Порок, каждая из которых убеждает его следо­вать за ней. Он выбирает первую. Эта моральная басня была сочинена греческим софистом Продиком, другом Сократа и Платона, и пересказана Ксенофонтом («Воспоминания о Со­крате» [лат. — « Memorabilia »], 2. 1:22 и далее) и другими авторами. В античную эпоху она, по-видимому, не иллюстри­ровалась, но приобрела широкую популярность в искусстве Ренессанса и барокко. Путь Добродетели — это узкая скалис­тая тропа вверх на плато, где может стоять Пегас, крылатый конь, символизирующий славу. Легкий путь Порока ведет в солнечные долины, где обнаженные фигуры плещутся в купальне. Фигура Добродетели обычно одета, Порока — обнажена, или по крайней мере у нее открыта грудь — вариант более часто встречающейся символики Наготы. Атрибуты Порока (или Распутства) включают: язычковую Дудку Сатира; Тамбурин; Маски (обман, являющийся частым спутником распутства); игральные Карты (праздность, в которой про­цветает распутство), плетка и кандалы (Оковы) (напоминание о наказании за греховное поведение). Атрибуты Добродетели не столь многочисленны. Рядом с ней может стоять человек, коронованный лавровым венком (Лавр), он держит раскрытую Книгу — это поэт, который расскажет о подвигах Геркулеса. Добродетель может принять облик самой Минерва, богини мудрости и наставницы Геркулеса. Она облачена в воинские доспехи, у нее шлем, на земле у ее ног лежит ее щит, и рядом может находиться ее сова. Добродетель сурово указывает путь. Вверху Слава трубит в свою трубу, или Отец-Время взирает сверху, давая тем самым понять, что о Геркулесе будут помнить вечно. Сам Геркулес обычно предста­ет в этой сцене молодым и безбородым. В живописи позднего барокко он может обнаруживать некое влечение к Пороку, но обычно он, по-видимому, осознает, на каком пути лежит долг. Фигура Геркулеса иногда заменяется портретом принца или сына какого-нибудь аристократического рода.

О цепи событий, приведших к смерти Геркулеса и его апофеозу, рассказано Софоклом в «Трахинянках»; эта исто­рия пересказана Овидием и другими авторами: мы узнаем о том, как непреднамеренные действия его жены Деяниры, которую он получил в качестве награды в состязании со своим соперником, привели его к страданию и смерти. Несколько эпизодов этой истории иллюстрируются в живо­писи и скульптуре.

22. Геркулес, сражающийся с Ахелоем. У Деяниры, дочери речного бога Ойнея, было два поклонника — Геркулес и Ахелой, еще один речной бог. Они сразились за нее, и хотя Ахелой искусно менял свое обличье — то превращался в змею, то становился быком, — Геркулес победил его. В сражении он схватил один из рогов быка. Некоторые художники изображают борющиеся человеческие фигуры, но чаще Геркулес сражается с быком. Он пригибает его, схватив за рога, и коленом прижимает к земле его спину. Поблизости лежит дубина и колчан Геркулеса. Иногда нимфы на заднем плане мастерят из сломанного рога быка рог изобилия («Мет.», 9:85—92).

23. Убийство Несса («Мет.», 9:101 — 133; Филострат Млад­ший, «Картины», 16). Геркулес и Деянира достигли реки, где властвовал кентавр Несс. Взявшись переправить Деяниру на другой берег, кентавр вознамерился похитить ее. Геркулес, находящийся уже на другом берегу, выпустил в него свою стрелу и поразил Несса. Кентавр, зная, что теперь его кровь отравлена желчью гидры, которой Геркулес смазал свои стре­лы, обратился к Деянире, коварно предлагая ей собрать его кровь, поскольку однажды она послужит ей приворотным средством. Несс изображается готовым пуститься вскачь с Деянирой на спине. Его одежды свободно развеваются. Геркулес на берегу реки натягивает свой лук. Иногда около Несса витает Купидон с горящим факелом. Немного поодаль отды­хает речной бог.

24. Геркулес зашвыривает Лихаса в море («Мет.», 9:212—220). В то время как Геркулес был далеко, Деянира у себя дома в Трахине узнала, что он добивался руки другой женщины — Иолы. Она послала к нему гонца — Лихаса — с даром; это была туника, смазанная приворотным зельем Несса, которое — этого она не знала — было ядовитым. Когда Геркулес надел ее, яд начал разъедать его плоть. (Геркулес изображается раздирающим свою одежду, которая горит таинственным пла­менем.) Подозревая невинного Лихаса в предательстве, Герку­лес зашвыривает его в море. Геркулес изображается вполобо­рота, приготовившись к последнему невероятному усилию. Лихас висит вниз головой, Геркулес изо всех сил схватил его за ноги.

25. Геркулес на погребальном костре («Мет.», 9:230—239). Умирающий герой был доставлен домой в Трахин. Деянира, узнавшая обо всем, что случилось, уже покончила с собой. Геркулес приказал своему сыну Гиллу соорудить на вершине горы костер, чтобы лечь на него; или, согласно другим версиям, он сам соорудил его. С трудом огонь был зажжен, и тогда Юпитер послал молнию, которая тут же поглотила костер. Геркулес ложится на дрова костра, тем временем пламя взметается вокруг него. Или он лежит на львиной шкуре со своей дубиной в качестве подушки.

26. Апофеоз Геркулеса («Мет.», 9:240—273). В момент своей смерти Геркулес был поднят в воздух в колеснице Минервы (или Юпитера) и занял свое место как один из двенадцати богов Олимпа. Он женился на Гебе, богине юности, дочери Юпитера и Юноны. Сюжет Апофеоза, то есть обожествле­ния смертного, — характерная особенность барочного искус­ства. Этот период демонстрирует расцвет искусства росписи потолков, которое особенно тяготело к изображению сюжетов вознесения на небо. Юпитер восседает с Юноной на троне с балдахином. Геркулес поднимается к ним на колеснице или стоит перед ними на облаке, в его руке дубина. Юпитер вручает ему Гебу, или ее препровождает к нему Купидон. Это происходит в присутствии Нептуна, Аполлона, Минервы, Меркурия и других олимпийских богов.

После этого Геркулес отправился на Крит, чтобы выполнить шестое задание – поймать бешеного быка, которого Нептун подарил Миносу, царю этого острова. Бог прислал ему быка, повелев принести его в жертву, но Минос, очарованный необычными размерами и красотой животного, решил оставить его себе, а вместо него принес в жертву быка из своего стада.

Нептун, узнав, что его приказ не выполнен, наслал на быка бешенство, и тот стал носиться по острову, разрушая все, что попадалось на пути. Геркулес, используя свою силу и смекалку, поймал чудовище и связал, совершив тем самым шестой подвиг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Поучение 1-е. Св. преподобномученик Андрей Критский (О Заповедях блаженства)

Поучение 1-е. Св. преподобномученик Андрей Критский (О Заповедях блаженства) I. Ныне прославляемый св. преподобномученик Андрей Критский жил в 8 веке во время иконоборческого императора Константина Копронима, преследовавшего св. иконы; он жил на острове Крите, как

Поучение 2-е. Св. преподобномученик Андрей Критский (Как мы относимся к исполнению своих обязанностей?)

Поучение 2-е. Св. преподобномученик Андрей Критский (Как мы относимся к исполнению своих обязанностей?) I. В день св. преподобномученика Андрея Критского, который, из ревности к славе Божией и спасению ближних, обличал нечестивого иконоборческого императора Константина

Поучение 1-е. Св. Андрей, епископ Критский (О том, как должно каяться)

Поучение 1-е. Св. Андрей, епископ Критский (О том, как должно каяться) I. Св. Андрей, епископ Критский, родился в Дамаске, в VII-м веке, и, исцеленный от немоты после причащения св. Таин, посвятил себя чтению слова Божия, а в четырнадцатилетнем возрасте принят был патриархом

Поучение 2-е. Св. Мирон, епископ Критский (О тот, как нам должно вести себя в отношении к земным благам?)

Поучение 2-е. Св. Мирон, епископ Критский (О тот, как нам должно вести себя в отношении к земным благам?) I. Св. Мирон, званием земледелец, память коего совершается ныне, родился и жил на остров Крите и скромную свою житейскую деятельность прославил такой высокой святостью,

Критский бык

Критский бык В древнегреческой мифологии так звался волшебный огнедышащий бык, насланный Посейдоном на о. Крит. Эфрисфей приказал Гераклу совершить восьмой подвиг и поймать быка, «однако до сих пор нет ясности: был ли это бык, посланный Зевсом, чтобы похитить Европу, или

Критский старец

Критский старец Критский или Великий старец – образ, заимствованный Данте (в его описании Ада) из библейской легенды: вавилонскому царю Навуходоносору приснился точно такой же истукан, и пророк Даниил истолковал это видение как символ настоящего и грядущих царств. У

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ свт. (ок. 660–ок. 740), визант. подвижник, церк. поэт–гимнограф. Род. в Дамаске, подвизался в Иерусалимской обители св. Саввы. В качестве секретаря Иерусалимской Патриархии участвовал в VI *Вселенском Соборе. Впоследствии А.К. был поставлен епископом г. Гортины

Святитель Андрей Критский (4/17 июля)

Святитель Андрей Критский (4/17 июля) Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией.

Критский бык — в древнегреческой мифологии бык критского царя Миноса

По Акусилаю и Еврипиду, этот бык перевёз Европу для Зевса (обычно считается, что Зевс сам стал быком).

Геракл и Критский бык, ок 480-470 до н. э. Найдено в Афинах Jastrow, CC BY-SA 3.0

По другому рассказу, бык был послан на землю Посейдоном. Быка следовало принести в жертву одному из языческих богов, но Миносу стало жаль такого хорошего быка, и он принёс в жертву Посейдону быка из обычного стада. По Акусилаю, с этим быком возлежала Пасифая и родила Минотавра. Морской бог прогневался на Миноса и наслал на быка, вышедшего из моря, безумие, после чего животное носилось по всему острову, уничтожая всё на своём пути. Опустошал область по реке Тефрину. По другому рассказ, Минос совершал жертвоприношение Зевсу, Зевс послал ему быка невиданной белизны.

Геркулес хватает Критского быка. Деталь Двенадцать Подвигов, римская мозаика из Lliria (Валенсия, Испания) Zaqarbal, GNU 1.2

По истолкованию, Тавр (то есть «Бык») — это герой из Кносса, который воевал с Тиром и похитил оттуда множество девушек, в том числе царскую дочь Европу. Либо это юноша, которого полюбила Пасифая и родила от него Минотавра.

Седьмой подвиг Геракла

Микенский царь Эврисфей велел Гераклу привести критского быка в Микены. Герой с согласия Миноса изловил животное, сел к нему на спину и переплыл на чудесном быке море с Крита на Пелопоннес, доставив Эврисфею.

Укращение Критского быка. Один из подвигов Геракла B. Picart, CC BY-SA 3.0

Совершив этот подвиг, Геракл учредил Олимпийские игры в долине Алфея. Выпущенное на свободу чудесное животное, обуреваемое бешенством, понеслось через весь Пелопоннес, пока не достигло Аттики.

Подвиг Тесея

Когда бык был выпущен на равнину Аргоса, он бежал в область Марафона, где убил Андрогея.

Позднее бык был убит Тесеем по поручению Эгея. Либо схвачен Тесеем, приведён в Афины, где Эгей принёс его в жертву богине, либо Тесей захватил его живым и принёс в жертву Аполлону-Дельфинию.

Текущее местонахождение — Национальный археологический музей (Мадрид, дата основания 1867 года)

Критский бык (позднее Марафонский бык) — в древнегреческой мифологии бык критского царя Миноса. По Акусилаю и Еврипиду, этот бык перевёз Европу для Зевса (обычно считается, что Зевс сам стал быком).

По другому рассказу, бык был послан на землю Посейдоном. Быка следовало принести в жертву богу моря, но Миносу стало жаль такого хорошего быка, и он принёс в жертву Посейдону быка из обычного стада. По Акусилаю, с этим быком возлежала Пасифая и родила Минотавра. Морской бог прогневался на Миноса и наслал на быка, вышедшего из моря, безумие, после чего животное носилось по всему острову, уничтожая всё на своём пути. Опустошал область по реке Тефрину.

По другому рассказу, когда Минос совершал жертвоприношение Зевсу, Зевс послал ему быка невиданной белизны.

По истолкованию, Тавр (то есть «Бык») — это герой из Кносса, который воевал с Тиром и похитил оттуда множество девушек, в том числе царскую дочь Европу. Либо это юноша, которого полюбила Пасифая и родила от него Минотавра.

Як (Bos grunniens)

Як (латинское Bos grunniens) — это животное из рода Настоящие быки семейства полорогих. Русское [en] название животного происходит от тибетского ???? (g.yag), означающего «самец яка»; кроме того, в русском языке также используются слово са?рлык (производное от монгольского сарлаг) и выражения тибетский бык или хрюкающий бык (недовольный як хрюкает).

Родина животного — Тибет. Эксплуатируется в качестве вьючного и мясного животного. В районах разведения употребляется также молоко яка.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂

И чуть ниже оставьте комментарий.

Вступайте в группы, чтобы не пропустить новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Снова Эврисфей был посрамлён, Гераклу удалось выполнить его задание. Возможно Эврисфей не признал бы победу над Стимфалидами за подвиг, если бы узнал о помощи Афины, но он не знал и всё, что ему оставалось — это страх и зависть.

Гера не приходила на помощь и самому Эврисфею ни за что не пришла бы в голову идея, какое бы ещё каверзное задание дать Гераклу, если бы не торговцы, которых царь Аргоса периодически принимал в своём дворце. Ему нравилось покупать их диковинные товары и беседовать с ними, узнавая что-нибудь новое о соседних государствах и далёких землях.

На этот раз один из торговцев рассказал Эврисфею невероятную историю. Далеко за морем есть остров под названием Крит, правит этим островом царь Минос, сын самого Зевса. Когда-то остров был очень богат и процветал, но из-за жадности царя ныне пришёл в упадок. Не столь давно Минос попросил у Посейдона самое лучшее и прекраснейшее животное, которое бы он мог принести в жертву морскому богу, и Посейдон отправил из глубин моря огромного белоснежного быка. Увидев животное царь Крита пожелал оставить его себе, а в жертву принёс другого быка из своих стад.

Посейдон был оскорблён его жадностью и наслал на свой дар бешенство. Не смогли справиться критяне с божественным быком, он вытоптал все поля и луга, нападал на каждого, кто встречался ему на пути, бодая путников своими огромными рогами и затаптывая копытами. Так постепенно весь остров пришёл в упадок.

Рассказ торговца поразил Эврисфея, но ещё больше дал ему надежду на расправу над ненавистным двоюродным братом. Такой приказ царя Аргоса был доставлен Гераклу глашатаем Копреем:

— Великий царь велит тебе отправляться на Крит, усмирить бешенного быка Посейдона и привести его в Аргос живым.

На этот раз наш герой отправился в путешествие один, не рискнув взять с собой своего племянника в столь дальний путь. Вместе с финикийскими мореплавателями он достиг Крита и отправился к царю Миносу, испросить разрешение на ловлю чудесного быка.

— Ты очень обяжешь меня, Геракл, если сможешь усмирить это животное, но помощи не жди, придётся тебе справляться с ним самому, — сказал Минос, он выглядел уставшим и осунувшимся от бессонных ночей.

Геракл и Критский бык
Чернофигурная вазопись, 490-480 гг. до н.э.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наш герой и не ждал помощи и когда сам воочию увидел Критского быка понял, почему все жители острова сидят по домам, не смея высунуть нос наружу. Он был огромен и страшен, топал копытами и вздувал ноздри, готовясь сшибить полубога с ног и затоптать его. Геракл же не испытывал страха, его план был прост — он должен был оседлать быка и держаться на нём до тех пор, пока животное не устанет и не успокоится, точно так же усмиряют молодых коней.

Когда бык добежал до Геракла, герой сумел отскочить в сторону и зацепиться за крутые бычьи рога, а через секунду он уже сидел на нём верхом, крепко держась руками и ногами за бока и шею. Изо всех сил держался полубог, ведь если бы он упал, то чудесный зверь неминуемо убил бы его, а бык почуяв седока на спине скакал из стороны в сторону, чтобы сбросить Геракла, мотал шеей и пытался сбить помеху хвостом. Так продолжалось довольно долго, пока бык наконец не смирился.

Геракл знал, что стоит ему слезть с бычьей спины, как зверь снова начнёт бушевать, а поэтому сразу же направил животное к морским водам. Не рискнул наш герой проситься на корабль, чтобы не стать причиной гибели людей, и поэтому решил верхом добраться до дома. Бык родился из морской пучины, а поэтому без труда держался на воде с седоком на спине и без устали доплыл до берегов Пелопонесса.

Эврисфею бык очень понравился и он приказал отравить его в свой скотный двор. Когда же Геракл оставил быка и отправился домой, животное снова взбесилось, сметая всё на своём пути. Бык сбежал и творил не мало бед, скитаясь по Пелопонессу до тех пор, пока не повстречался с другим героем по имени Тесей, но это совсем другая история.

У меня был такой глюк — на уровне 1.5 пазл появляется в середине прохождения этого уровня.

Нахождение пазлов на уровнях:
1.2 — левее от скалы справа
1.3 — на скале у истока лавы
1.4 — под большим цветком
1.5 — на краю самой болижней скалы
1.6 — на щупальце осьминога
1.7 — над маленькой фермой
1.8 — под елью у шахты
1.9 — на камне, который внизу в центре
1.10 — внизу правее, где следы на снегу

2.1 — на водопаде, в траве
2.2 — в самом низу рядом с елочкой
2.3 — ниже тимпана
2.4 — внизу рядом с мухоморами
2.5 — от левого валуна чуть выше и правее
2.6 — рядом с указателем
2.7 — внизу где много еды
2.8 — под нижней правой кнопкой
2.9 — рядом с елями внизу
2.10 — внизу под фиолетовым цветочком

3.1 — над Форпостом
3.2 — в большом цветке
3.3 — в дереве, стоящем на обрыве ямы
3.4 — рядом с водопадом
3.5 — над Маленьким домом под скалой
3.6 — справа от двух валунов, в воде
3.7 — в черной луже справа
3.8 — на синей скале, которая внизу справа
3.9 — над нижней дамбой справа
3.10 — над лужей навоза

4.1 — под черепашкой в центре
4.2 — между лесопилкой и фермой
4.3 — под замком из песка
4.4 — на берегу под скалой внизу
4.5 — над обелиском Деметры, который вверху слева
4.6 — правее от правого зловещего валуна
4.7 — в воде слева от центрального острова
4.8 — над нижним левым пленником
4.9 — под указателем
4.10 — в самом низу, где скелет рыбки