Еврейская корова

Где может находиться институт, сфера интересов которого ? приближение конца света? Конечно, на Земле обетованной. Сотрудники этого НИИ пытаются вырастить библейскую красную корову.

На уходящей неделе директор научного института выступил с обращением к человечеству: «Мы сделали невозможное ? красная крова родилась».

Раввин Чаим Ричман, директор «Института Храма»: «Никаких ошибок, представляем вам священное животное из библейского пророчества».

Это, на первый взгляд, безобидное создание породы красный ангус, теперь на первых полосах мировых таблоидов.

Давид Шрики, житель Иерусалима: «Мы счастливы, что родилась красная корова, это значит, что время, когда явится мессия, скоро наступит. Для вас, христиан, во второй раз, для нас, иудеев, в первый».

Услышав новость о рождении телицы, в прямой эфир с экстренным выпуском своей программы вышел знаменитый американский проповедник Ирвин Бакстер: «Красная корова на Земле обетованной. Готовимся, конец времен близок!».

Ближайшие четыре месяца специальная комиссия раввинов будет пристально изучать повадки и привычки коровы.

Раввин Элиягу Эссас: «Всего в нашей истории при первом и втором храме ? у нас было два храма ? было использовано девять коров. Написано в Талмуде, что придет, когда уже конец времен будет, то, что говорят ? мессия, мы говорим машиа».

Но прежде корову должны принести в жертву, как это делали во времена Моисея. В XXI веке сыны Израиля жаждут воссоздать забытый ритуал, правда, не только для достижения библейской чистоты. Многие ортодоксальные иудеи уверены, что после рождения красной коровы они смогут восстановить на Храмовой горе Иерусалима так называемый Третий храм. Правда, в самой это идее уже кроется нечто апокалиптическое, ведь святое место, где хотят развернуть строительство, уже более тысячи лет занимает мечеть Купол скалы.

У сотрудников «НИИ Храма» есть и проект храма, и он вовсе не мифический. Это тот самый случай, когда религия смешалась с реальной политикой.

По моему мнению, рыжая корова представляла собой жертву за всю общину сыновей Израиля, которая очищала их от нечистоты мертвого тела. Без этого очищения они ведь могли осквернить Мишкан и святыни!

Когда Б-г пожелал обучить Моше и Аарона законам исполнения этой заповеди, Он предварил их словами «Таково правило Торы…», и лишь затем раскрыл смысл этой заповеди. Тем самым Б-г подчеркнул, что заповеди, которые Он намеревается дать относительно рыжей коровы, то есть, правильный способ обращения с ней, — это одновременно и правильный способ обращения с Б-жественной Торой в целом. Не имеется в виду, что суть Торы станет основой, из которой будут выводиться законы и принципы заповеди рыжей коровы, — в этом нет необходимости, поскольку все законы, связанные с рыжей коровой, известны и явно определены. Наоборот: то, как следует поступать с рыжей коровой, — это и есть то правило, в соответствии с которым следует подходить к Торе. Именно поэтому фраза «Это — правило Торы…» предшествует фразе «Скажи сыновьям Израиля, и пусть возьмут для тебя…» Таким образом, у нас теперь нет необходимости менять части стихов местами и говорить, что на самом деле следует читать: «Скажи сыновьям Израиля: это правило Торы…», — как поступает Рамбан.

Понимать эти стихи следует вот каким образом.

Как Б-жественная Тора совершенна и не имеет изъянов, так и рыжая крова должна быть совершенной и не иметь изъянов. Как изучение Торы приносит человеку награду и в этом мире, и в Будущем, так как «плоды ее притягательнее червонного золота», так и эта жертва (а действия с рыжей коровой в определенном смысле напоминают жертвоприношение) приносит людям искупление, то есть, приносит прекрасные плоды. Как человек, принявший на себя ярмо Торы, освобождается от ярма работы ради пропитания, поскольку «на Тору ига не накладывают», так и о рыжей корове сказано: «…на которую не накладывали ярма». Как Тора требует для своего изучения прямой помощи Свыше, а совершенным знанием ее обладает только коэн, в силу сказанного: «Ибо уста коэна хранят знание, и Тору ищут из уст его», — так нужно обращаться и с рыжей коровой: «…И передайте ее Элазару-коэну». Настоящее изучение Торы требует уединения, отдаленности от общества, и о рыжей корове сказано: «…И выведет ее за пределы лагеря». Как изучающий Тору и стремящийся к ней не может удовольствоваться внешним постижением и пониманием, а должен обратить внимание и на внутренние, тайные ее разделы, так и рыжую корову следует зарезать и вывести наружу ее кровь, которая раньше пребывала скрытой у нее внутри. Человек, изучающий Тору, не имеет права предлагать слушателям в качестве слов Торы то, что не соответствует истине, а обязан трактовать ее лишь в соответствии с полученной им подлинной традицией; и кровь красной коровы тоже должна быть вылита «напротив Шатра Собрания», то есть, в направлении Ковчега Свидетельства, в котором лежит Тора. (То есть, здесь выливание крови соответствует традиции, служащей истинной основой Торы). При изучении Торы «сжигающие взмывают ввысь». Под сожжением здесь подразумевается упорное повторение слов Торы, постижение ее тайн с опорой на помощь мудреца, объясняющего ее. Писание называет разум «сжигающим», говоря, например, о духовных сущностях, природа которых — чистый разум: «Сжигающие стоят превыше него». И с рыжей коровой следует поступить так же: коэн должен повелеть, чтобы ее сожгли на его глазах. При «сжигании», то есть, при углубленном изучении Торы, необходимо самым тщательным образом изучить буквы и слова, чтобы раскрыть их явный и тайный смыслы. Так происходит и с рыжей коровой: Тора повелела сжечь ее кровь и мясо «вместе с отбросами», то есть, в этом сожжении должны быть объединены и самые лучшие, и самые малоценные части. А чтобы это уподобление еще более бросалось в глаза, Б-г повелел сжечь вместе с тушей рыжей коровы кедровое дерево, взятое от самого высокого дерева на свете, траву эзов — самую низкую и презренную из всех трав, и нитку шелка, более ценную, чем презренный эзов. При изучении Торы необходимо, чтобы все участники: и раввин, преподающий ее, и ученик, который ее постигает, и слуга, прислуживающий им, — обладали достойными чертами характера и были избавлены от всего отвратительного; так и в случае с рыжей коровой Б-г повелел, чтобы все участники действий с нею: и коэн, и слуга, сжигающий ее по указанию коэна, и тот, кто собирает затем ее пепел, — выстирали свои одежды, что соответствует исправлению черт характера, и вымыли водой свои тела, и лишь затем вошли бы в святой еврейский лагерь. Тора очищает оскверненных и является истинной «водой жизни»; и пепел рыжей коровы требуется смешать с «водой жизни» (в материальном мире так называется вода из источника), и тогда он получит способность очищать оскверненных. При занятиях святой Торой мудрецы должны очень внимательно относиться к своим словам, чтобы не допустить ошибки, поскольку «ошибка при изучении Торы засчитывается за сознательное преступление»; и в случае рыжей коровы тот, кто касается ее самой или ее пепла, становится нечистым и обязан совершить погружение в микве и очистить одежду.

Итак, стало ясно, что заповеди рыжей коровы представляют собой «правило Торы». Именно поэтому Б-г благословенный, пожелав дать евреям эту заповедь, сказал: «Вот правило Торы…» Это означает: «Не подумайте отнестись к заповеди рыжей коровы и к ее смыслу небрежно! Знайте, что эта заповедь соответствует правилу Торы, то есть, тем правилам, которым необходимо следовать при изучении Торы!»

Сангедрин повсюду разыскивал рыжую корову, и вот, наконец, стало известно, что такое животное найдено, но принадлежит язычнику. К нему отправили мудрецов, чтобы купить корову. Владелец животного сказал: «Я хочу продать корову за хорошую цену. Дайте мне за нее четыреста слитков золота».

«Ты получишь их», — пообещали мудрецы и ушли, чтобы получить необходимую сумму из фондов Сангедрина. Тем временем язычник, рассказав своим друзьям о выгодной сделке с евреями, понял, что обладает очень ценным животным.

Когда посланцы вернулись с обещанной суммой, он сказалим: «Я передумал продавать корову». Члены Сангедрина стали набавлять цену, пока владелец коровы не согласился на дополнительную сумму в 1000слитков золота. Мудрецы пообещали ему, что на следующий день онипринесут золото и заберут животное.

Когда мудрецы ушли, владелец коровы со смехом сказал соседу: «Знаешь, почему эти евреи настаивали на покупке именно этой коровы? Она нужна им для религиозного обряда, ибо никогда еще не носила ярма. Но я сыграю с ними злую шутку».

Той же ночью нечестивец поставил корову в упряжь и пахал на ней.

Вернувшись на следующее утро, мудрецы внимательно осмотрели животное. Они знали, что корову, которая никогда не носила ярма, можно узнать по двум признакам. Во-первых, два определенных волоска у нее на шее стоят вертикально, но если на корову хотя бы однажды было надето ярмо, они согнуты. Во-вторых, животное, не знающее ярма, смотрит прямо, а если ярмо надевалось, корова моргает, так как во время работы косит глазами, чтобы рассмотреть ярмо.

Читайте так же:

  • Как узнать покрылась ли корова Диагностика стельности - методы определения стельности Ранняя диагностика стельности коров чрезвычайно важна для современного молочного животноводства, так как позволяет значительно […]
  • Профилактика пареза коров Парез у коров образуется во время после родов и перед ними. Оно связано с резким сокращением уровня кальция в организме. Описание болезни Этому виду болезни подвержены самки, парез […]
  • У теленка выпадает шерсть на морде Причины выпадения При содержании коров выпадение шерсти – частая проблема. Важно уметь распознать причины и лечить животных. Как известно, у взрослых коров и молодняка бывает сезон линьки. […]
  • Корова мокриця Мокрица – злостный сорняк Мокрица или звездчатка средняя — злостный сорняк. В народе ее зовут по-разному: мокричка, куриная звездчатка, птичья звездчатка, бегунок, звездочник и т.д. Это […]
  • Пологи у коровы Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Гордійчук Н.М., Гордійчук Л.М., Саламаха І.Ю. У статті вивчено особливості поведінки корів і телят української […]
  • Лазеры для коров Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Грига О. Э., Боженов С. Е., Грига Э. Н. Экспериментальным путем установлена возможность проведения лечебных […]

По этим признакам мудрецы сразу поняли, что это животное однажды уже было запряжено.

«Оставь корову себе, — сказали они нееврею. — Она не нужна нам».

А он, потрясенный проницательностью мудрецов, вынужден был сказать: «Да будет благословен Тот, Кто избрал этот народ!»

Пьяница и его благочестивый сын

Жил когда-то один благочестивый человек, отец которого был пьяницей. Когда он выпивал слишком много вина и падал посреди улицы, потому что от выпитого не мог двигаться, подростки окружали его и, бросая камни и комья земли, кричали: «Смотрите, пьяница!»

Позор, который навлекал на себя отец, не давал покоя его благочестивому сыну. Изо дня в день он просил: «Отец! Я позабочусь о том, чтоб тебе доставляли домой любое вино, которое только есть в городе, только не ходи пить в кабак. Ведь ты навлекаешь позор и на меня, и на себя». Наконец, тот пообещал, что не пойдет в кабак. Ежедневно и еженощно благочестивый сын готовил для своего отца еду и напитки и укладывал его спать.

Однажды в дождь благочестивый сын отправился на молитву в синагогу. Вдруг он заметил пьяного. Тот лежал посреди улицы, а подростки бросали в него камни и комья земли. Глядя на пьяного, благочестивый подумал: «Пойду-ка приведу отца и покажу ему этого пьяницу. Пусть посмотрит, как позорят его. Быть может, перестанет напиваться».

Так он и сделал: привел отца к этому месту и показал ему пьяного, валяющегося у дороги. Отец подошел, наклонился к грязному лицу пьяницы и спросил: «В каком кабаке ты пил вино, от которого так опьянел?»

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Веб-камеры следят за ней 24 часа в сутки, галахические поским (ученые, выносящие решение по практическим вопросам еврейского религиозного закона — Галахи — прим. пер.) постоянно внимательно ее проверяют, а место ее выгона хранится в строжайшей тайне. Все, что можно рассказать — это то, что где-то на Голанах впервые за две тысячи лет родилась невинная красная телица и что ученые из Института Храма верят, что она может изменить еврейскую жизнь до неузнаваемости. Осталось только преодолеть 250 галахических проблем и позаботиться, чтобы никто за секунду не разбил вдребезги надежды, которые на нее возлагают.

Собранное меж дубов и эвкалиптов стадо коров выглядит абсолютно нормальным. Рядом с матерью мирно пасутся молодые телята, жуют траву, которая еще осталась на пожелтевшем лугу, и время от времени машут хвостом, отгоняя мух. Их не беспокоит ни голанский хамсин начала осени, ни присутствие в стаде одной из коров, которая может изменить иудаизм, каким мы его знаем. На первый взгляд все они похожи: стадо полных медлительных оранжевых коров с белыми пятнами то тут, то там. Только при более внимательном рассмотрении можно увидеть «звезду» — двухмесячную абсолютно красную телицу, которая вызвала волну переживаний среди защитников Храма.

«Однажды утром я зашел в загон за коровами, и, когда они начали выходить, обнаружил, что одной не хватает», — рассказывает владелец стада М. «Я немедленно отправился осматривать окрестности и после непродолжительных поисков нашел ее. Именно в тот момент она отелилась двумя телятами. Рядом с ними уже стоял шакал и ждал подходящего момента. Но шакалы приходят отнюдь не для того, чтобы растерзать телят, а для того, чтобы сожрать плаценту. Мать сама часто съедает плаценту, в том числе для того, чтобы запах не привлекал хищников».

Имя скотовода М. не называется не из-за его чрезмерной застенчивости. Институт Храма — исследовательский центр, занимающийся распространением информации о Храме и практической подготовке к его возвращению в еврейскую жизнь, — стремится оставить имя владельца в тайне по причинам, которые мы обсудим ниже. «Две телицы родились абсолютно красными, но одна появилась на свет покалеченной. Она не могла выпрямить ногу, поэтому была сразу же забракована. Ее сестра родилась здоровой и тоже абсолютно красной. Я немедленно оповестил сотрудников Института, они сразу же приехали и долго, внимательно ее проверяли. Они говорят, что еще рано говорить о красной телице, но потенциал есть».

Телефонный звонок не стал для сотрудников Института неожиданностью. «Мы связались с М. около трех лет назад и предложили ему вырастить стадо красных коров под нашим руководством», — рассказал глава Института изучения Храма раввин Авария Ариэль, сын раввина Израиля Ариэля, основавшего институт. «К нашей радости в месяце Элул (двенадцатый месяц еврейского календаря, длится с середины августа до середины сентября — прим. пер.) родилась телка, которая по виду кажется подходящей. Я внимательно ее проверил и, хотя пока не могу сказать, что она станет «красной коровой», могу подтвердить, что животное не бракованное. Ее шерсть еще может изменить цвет или могут вырасти новые волосы других цветов. Красная корова должна достигнуть возраста двух лет и месяца, а по мнению некоторых, двух лет и одного дня, и остаться полностью красной. Нам предстоит еще длинный путь до официального провозглашения красной коровы кошерной. Но, с божьей помощью, корова, рожденная в Элуле 5778 года (2018 году — прим. пер.(будет кошерной в Тишрее 5781 года — акрониме слов «будет год красной коровы» (в еврейской традиции год обозначается буквами; буквы, которые составляют число 5781 соответствуют первым буквам этой фразы на иврите — прим. пер.). Но это просто случайность».

Очищение от трупной нечистоты

Красная корова, которая отсутствовала в жизни народа Израиля с момента разрушения Второго Храма (70 год нашей эры — прим. пер.), должна стать ключом к очищению от «трупной нечистоты». Согласно книге Чисел, нужно взять «невинную красную телицу без изъяна, на которой не было ярма», убить ее в определенном месте, сжечь, смешать прах с водой и омыть тех, кто хочет очиститься от скверны. В трактате Мишна Пара (3:5) перечисляются девять красных телиц со времен Моисея до разрушения Второго Храма: «И кто их сжег? Первую принес наш учитель Моисей, Ездра — вторую, Симон Праведный и первосвященник Йонахан принесли по две каждый, Элонай бен Кайаф, Ананель Египтянин и Исмаил сын Пияби принесли по одной».

Станет ли телица с Голан десятой? Раввин Ариэль охлаждает пыл, когда перечисляет длинный список трудностей и препятствий, которые еще предстоит преодолеть.

— Церемония красной коровы, естественно, сложна для поколения без храма, которое тысячи лет живет без кошерной коровы. Первая сложность заключается в том, что тот, кто будет проводить церемонию сожжения сам должен быть чистым коэном (священником — прим. пер.). Желательно, чтобы было несколько коэнов, но хотя бы один. В наши дни из-за того, что в больницах нет разделения между моргом и остальным зданием, практически каждый, кто родился там, сразу же соприкасается с трупной нечистотой. Таким образом, нам нужен коэн, который не родился и никогда не был в больнице. К тому же, нужен человек, который никогда не выезжал за пределы Израиля, чтобы не оскверниться в «нечистоте земли народов». В общем, у нас остается немного возможностей. К моей радости, мы на связи с несколькими детьми-коэнами 9-11 лет, которые соответствуют этим требованиям и которые через пару лет станут взрослыми телом и духом. Мы на это надеемся.

Помимо поиска подходящего коэна, важно также место, где можно провести церемонию сожжения. Галахическое определение — «перед шатром собрания». Мы, действительно, можем идентифицировать место, где это происходило — на Масличной горе напротив Храмовой горы. Однако сейчас там находится дворик мэрии, и можно с большой долей вероятности предположить, что на этом месте нам сделать это не позволят. Поэтому мы работаем над определением другого места. Я бы не хотел слишком вдаваться в детали, потому что новое место находится в частном владении и с хозяином мы еще не разговаривали». Даже если он согласится, не стоит забывать, что Масличная гора — это сейчас одно большое кладбище, а это значит, что нам придется строить объекты для изоляции от нечистоты. Вкратце, предстоит большая и сложная работа, которая, видимо, потребует поддержки государства или как минимум мэрии».

— Каждая ли корова, которая в прошлом соответствовала критериям, становилась «красной телицей»?

— Не существует закона о том, что каждую такую корову необходимо сжечь, но нужно, чтобы у народа Израиля всегда был пепел для очищения от трупной нечистоты. Пепла от коровы, сожженной Моше, хватило примерно на тысячу лет, а в период Второго Храма сжигали в среднем по одной корове раз в 50 лет.

— Как пепла от одной коровы хватило на столько лет?

— Для очищения достаточно горстки пепла от самой коровы. Если ее сжигали в деревянном трехтонном сооружении, количество оставшегося пепла — да, мы проводили такое исследование — около 400 килограммов. Закачиваем родниковую воду в 200-литровые бочки и в каждую бочку добавляем немного пепла. При церемонии очищения достаточно нескольких капель воды, так что одной коровы может хватить на 50 лет. Естественно, всегда хорошо, когда в запасе есть еще одна корова.

— Вы описываете наиболее сложный процесс с галахической и практической точек зрения. В чем заключается мотивация для такого предприятия?

— Главная мотивация Института Храма — выполнить заповедь, возложенную на еврейский народ, построить святилище и принести жертву. В чем общественное значение заповеди для отдельного человека? В том, что каждый должен делать все, что в его силах, чтобы внести вклад в ее осуществление. Институт Храма, как, скажем, общественная организация, взял на себя концентрацию усилий по выполнению таких общественных заповедей. Также и в случае заповеди о красной корове и пользе, которую принесет ее исполнение, каждый человек в Израиле должен приложить все возможные усилия для пользы дела. Мотивация исключительно галахическая. У нас нет ожиданий, что мы найдем корову, проведем церемонию и вынудим Бога перейти к третьей, четвертой и пятой ступеням в процессе избавления. Мы служим Богу, а не он нам. Я говорю это в противовес всем публикациям о том, что цель поиска красной телицы — привести мессию и приблизить конец света.

— Почему из всех заповедей, которые сейчас не исполняются, вам так важно выполнить именно церемонию с красной телицей?

— Уникальность красной коровы заключается в том, что она откроет двери для выполнения многих других заповедей, которые зависят от возобновления очищения еврейского народа. Приведу пример: где-то полгода назад я осматривал несколько винных заводов, чтобы убедиться в том, что вино производится в чистоте. Один из виноделов — человек, соблюдающий тору и заповеди, с болью в сердце рассказал, как раз в год проводят большую церемонию с раввинами, речами и проповедями, а в конце один из раввинов имеет честь открыть кран и вылить впустую тысячи литров вина. Не подумайте, у меня нет претензий к кошерным органам, которые обязуют делать это. На данный момент они правы, я бы делал то же самое. Но это ли имелось ввиду в заповеди Торы?

Другой пример — отделение халы. Пекарь берет часть теста, сжигает его или выбрасывает в мусорку. Этого требует Тора? Ну абсурд же! Заповедь заключается в том, чтобы халы выпекалась дома, мы делаем это в чистоте, приносим коэну, и он ест ее в чистоте. Или вторая десятина — фермеры и упаковочные фирмы отделяют десятину стоимостью в миллион шекелей на самой мелкой монете. Это жалкая форма существования, и даже если она правильная с галахической точки зрения, нужно отдавать себе отчет в ее убогости в противовес тому, о чем говорится в Торе. За отсутствием выбора и поскольку мы все соприкоснулись с трупной нечистотой, от которой нельзя очиститься, мы придумали галахические манипуляции, которые позволяют по минимуму соблюдать заповеди, но не приближают к святому.

«Помимо этих трех примеров, в Торе есть еще действия и заповеди, которые требуют очищения. Очищение — условие святости, поэтому мы остаемся без соблюдения многих заповедей, и это не говоря уже о действиях в самом Храме. Предположим, мы вскоре получим возможность приносить жертвы. Но если мы соприкоснулись с трупной нечистотой, мы не сможем этого делать. Нельзя обеспечить функционирование Храма, если мы нечисты, поэтому красная телица — препятствие, которое мы должны преодолеть.

Пятно ушло, дырка в ухе осталась

Но вернемся на Голаны к стаду ленных коров неназванного скотовода М.

— Когда со мной связался Институт Храма, я был рад сотрудничать. Я верующий еврей, и если у меня есть возможность поучаствовать в таком проекте, с моей точки зрения, я обязан это сделать. Они предложили мне разводить коров породы красный ангус, и если появится полностью красная корова, продать ее им. У этой породы есть еще две интересные особенности. Это добрые и послушные животные, удобные для разведения, а их мясо считается более вкусным и качественным, чем мясо коров пород шароле и симментал, распространенных в Израиле.

До этого момента уход за стадом был профессиональным, а не галахическим делом. Я купил несколько телок, и, когда они достигли определенного возраста, провел осеменение. После первого отела я сообщил сотрудникам Института Храма, и они приехали и все сфотографировали. К их разочарованию, это был теленок, так же, как и во второй раз. В третий раз на свет наконец появилась телица, но у нее было белое пятно в районе вымени, так что вновь разочарование. К моему удивлению, с течением времени пятно стало красным, но я уже прикрепил ей к уху номер, так что она стала неподходящей. И вот четвертый и последний отел. В середине ноября раби Азария Ариэль должен приехать, проверить ее еще раз и решить, как действовать дальше.

— Вы выращиваете ее не так, как остальное стадо?

— В общем-то, я должен выращивать ее в соответствии с указаниями Института Храма, под их полным контролем. Например, установить веб-камеру, которая позволит им увидеть ее из Иерусалима в любой момент, или ввести лекарства определенным образом, чтобы не забраковать ее. Кроме того, нельзя ничего класть ей на спину. До этого момента, не было никаких требований, которые были бы ошибочны с профессиональной точки зрения. По мне, так если они скажут держать ее в золотой клетке, я это сделаю. До недавнего времени она была отделена от стада, а теперь я перевел ее сюда к другим коров ангуса, чтобы она могла вдоволь напастись до зимы».

— Почему для Института Храма так важно хранить вашу личность в секрете?

— Я думаю, они хотят минимизировать риски. Даже если они подтвердят, что здесь есть красная корова, ее еще нужно два года растить, а два года в этом случае — очень много. Она может стать непригодной по тысяче и одной причине, так что чем меньше людей знают, кто я и где находится стадо, тем лучше.

«Очень легко сделать красную корову непригодной, поэтому секретность здесь очень важна, — поясняет раби Ариэль, — мы не хотим, чтобы на нее решил забраться какой-нибудь ребенок или кто-то любопытный непреднамеренно ранил ее, так что лучше меньше наводящих деталей».

— Существует ли галахический спор вокруг этого процесса?

— Конечно, практически вокруг каждой детали и ступени процесса. Эти коровы не цвета крови, а ближе к коричневому. И есть споры о том, действительно ли это тот красный цвет, который нам нужен. Есть также спор о том, кто может проводить церемонию сожжения: священник или только первосвященник. Еще споры ведутся вокруг строки «к передней стороне шатра собрания». Должен ли там стоять Храм или святости места будет достаточно? Чтобы сжечь корову, нужно бросить кедр, плющ и двух червей. И есть спор о том, что такое «два червя». Бытует также мнение, что ей в рот нужно положить горстку пепла от коровы, которую сжег Моисей, чтобы она смешалась с новым пеплом. Существуют также сомнения насчет этапов, над которыми мы уже работаем — будем ли мы уверены, что найденный коэн действительно чист? Правильно ли мы установили место? В длинном списке около 250 вопросов и проблем, требующих решения. Около двадцати из них — очень важны и требуют галахического постановления, решения ришоним (мудрецов — прим. пер.), которое не пустая формальность».

«Для большей части проблем у нас есть хорошее решение, подтвержденное Галахой. Я надеюсь, что в конце концов мы сможем договориться о правильной схеме. Но важно опираться на Галаху. Этот случай — галахическая аномалия, потому что мы живем в нечистоте, и поэтому должны искать способ от нее избавиться. С концептуальной точки зрения, место, которое в нашей жизни отведено мертвым и могилам праведникам, неверно. Превращение гробниц праведников в места паломничества — позднее изобретение и чуждый элемент в иудаизме. Мы уважаем могилы отцов, но наши святые места — Иерусалим и Храмовая гора. «Я пойду под Богом в землях живых». Так что здесь нам потребуются системные и культурные изменения, фундаментальные перемены в современном иудаизме, и это изменение пойдет также через нас. Но длительный процесс возвращения народа Израиля на родную землю — это один из основополагающих этапов: возвращение народа к святому, к присутствию святости в жизни каждого, даже на домашней кухне.

Храм уже не кажется чем-то нереальным

Когда я спрашиваю раби Ариэля о том, верит ли он, что общество поймет значимость заповеди о красной телице, он воздерживается от слишком высоких ожиданий.

— Да, сейчас это кажется мне далеким, но нужно получить поддержку мэрии, или пусть полиция поможет в проведении церемонии красной коровы и отодвинет с пути нечистых, или можно получить помощь при строительстве объектов, огораживающих территорию от нечистоты — для этого много не нужно. Даже не зная, что произойдет на выборах в Иерусалиме, если религиозные в совете захотят, это решит проблему. Однако более существенно то, что общественная заповедь, которая касается всех, не может быть навязчивой идеей маленькой группы, которая решила сделать это независимо от мнения остальных. Даже на галахическом уровне, корова должна принадлежать обществу. Сейчас она принадлежит Институту Храма, но мы намерены передать ее обществу, и если общество не захочет, нельзя сделать это насильственно. Здесь нужно соглашение, и на данный момент я не могу определить, как сделать так, чтобы заповедь стала «общей».

В любом случае, мы не боимся долгого пути. Я не уверен, что эта корова подойдет через два года. Может, с ней что-то случится, может, условия не позволят провести церемонию, но здесь есть идея, которую нужно развивать. Мы стоим у ворот, и с божьей помощью, когда-нибудь они откроются. Я чувствую, что сейчас общество внимательнее относится к теме Храмовой горы и Храма, который кажется реальнее, чем это было еще несколько лет назад. Если все получится и у нас действительно будет красная телица, вокруг которой сформируется группа, заботящаяся о чистоте, это уже будет прорыв для Израиля.

Сейчас я не могу сказать, что все воодушевлены этим делом, но это нормально. Мы все знаем, что происходят внутренние демографические процессы, так что в конце концов хранители Торы будут задавать тон. Но я не буду переходить к расчетам: не нам дано заканчивать, и не мы вправе отступать. Одна из вещей, которой научил меня отец, на протяжении многих лет выполнять работу без знания того, когда она принесет плоды.

А вот М. беспокоит, когда его коровы принесут плоды.

«Послушайте, я выращиваю скот с конца 70-х, — говорит он, — у меня около 200 коров, которые занимают более 5000 дунамов. Это бизнес, на котором нужно зарабатывать. Заниматься несколькими коровами из стада — это большая головная боль. Например, я должен держать их отдельно от остального стада, потому что если одна из обычных коров осеменит красную, у нас получатся коровы разных цветов, а это не то, что нужно».

«Скотовод, которого не интересует дело, точно не стал бы этим заниматься. По правде сказать, мне не кажется, что когда наши мудрецы покупали корову у Дамы бен Натины, они вешали над ней веб-камеру и проверяли, не прыгнул ли на нее за последние два года какой-нибудь ребенок. Но как я уже сказал, мне близка эта тема и я решил, что оно того стоит».

У М., как уже было сказано, сотни коров, о которых нужно заботиться, а интервью подходит к концу. Он залезает на свой квадроцикл, чтобы поехать на поле, и с легкой улыбкой кричит: «Пока все замечательно. Кто знает, может, откроем здесь когда-нибудь место для посещений».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Красная корова – это корова, пепел которой служил для очищения ритуально нечистого человека, который осквернился нечистотой мертвого.

Источник заповеди о сжигании красной коровы и о пользовании ее пеплом для очищения ритуально нечистого человека находится в главе Хукат (Бемидбар, 19):

И говорил Господь Моше и Аарону так: Вот закон Учения, которое заповедал Господь так: Говоря сынам Исраэля, чтобы взяли тебе телицу красную без изъяна, у которой нет увечья, на которой не было ярма. И передайте ее Эльазару — священнослужителю, и выведет ее за пределы стана, и заколют ее пред ним. И возьмет Элазар-священнослужитель от ее крови перстом своим, и покропит к передней стороне шатра собрания от крови ее семикратно. И сожгут телицу у него на глазах; ее кожу и ее мясо, и ее кровь вместе с ее пометом сожгут, и возьмет священнослужитель кедровое дерево и эзов и червленую нить, и бросит на пепелище телицы. И вымоет свои одежды священнослужитель, и омоет он тело свое водой, и после этого он войдет в стан; и нечист будет священнослужитель до вечера. И сжигавший ее вымоет одежды свои водой, и омоет тело свое водой, и нечист будет до вечера. И человек чистый соберет пепел телицы, и положит вне стана на месте чистом, и будет общине сынов Исраэля на сохранение для воды кропильной, — очистительная жертва это. И вымоет собиравший пепел телицы одежды свои, и нечист он до вечера. И будет это для сынов Исразля и для пришельца, живущего среди них, законом вечным. Коснувшийся мертвого (тела) всякого человека нечист будет семь дней. Он очистит себя этим в третий день и в седьмой день, и будет чист. А если не очистит себя в третий день и в седьмой день, то чист не будет. Всякий коснувшийся мертвого (тела), человека, который умер, и не очистил себя (и) в скинию Господню нечистоту привнес, искоренится та душа из Исраэля; если водою кропильной не окроплен, нечист будет, еще нечистота его на нем. Вот учение: если человек умрет в шатре, то всякий вошедший в шатер и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. И всякий сосуд открытый, на котором нет покрытия пристающего, нечист он. И всякий, кто коснется в поле убитого мечом или умершего, или кости человеческой, или могилы, нечист будет семь дней. И возьмут для нечистого от пепла сожженной очистительной жертвы, и нальет на него живой воды в сосуд. И возьмет эзов, и обмакнет его в воду человек чистый, и окропит он шатер и все сосуды, и всех людей, которые были там, и коснувшегося кости или убитого, или умершего, или могилы; и окропит чистый нечистого в третий день и в седьмой день, и очистит его в седьмой день; и вымоет одежды свои, и омоет себя водой, и чист будет вечером. А тот, кто нечист будет и не очистит себя, искоренится та душа из среды общества, ибо в Святилище Господне нечистоту привнес, водою кропильной его не кропили, нечист он. И будет для них законом вечным. А кропивший водою кропильной вымоет свои одежды, и коснувшийся воды кропильной нечист будет до вечера. А все, чего коснется нечистый, нечисто будет; И всякий коснувшийся (его) нечист будет до вечера.

(из книги Мидраш рассказывает)

Рыжую корову приобретают на средства Храма из ежегодных обязательных пожертвований в полшекеля, которые делали все евреи.

Корова должна быть не моложе трех лет.

Она должна быть совершенно красной, даже два волоска иного цвета делают ее непригодной.

Животное не подходит, если хотя бы однажды на него было надето ярмо, даже если при этом не исполнялось никакой работы.

Коэн совершает шхиту “вне стана”. Во время скитаний евреев по пустыне животное полагалось резать за пределами всех трех станов, а во времена Храма — на Масличной горе, ибо считалось, что эта гора находится “вне Иерусалима”.

Собрав немного крови в левую руку, он погружает в нее указательный палец правой руки и брызгает кровью в направлении входа в Святилище, который виден ему с горы.

Разводится огонь, и коэн наблюдает за сожжением коровы.

Бечевой из красной шерсти он связывает вместе кедровую палочку и несколько побегов иссопа, а затем спрашивает присутствующих:

— Эта палочка из кедра?

— Да, — отвечают они.

Он трижды задает вопрос и все три раза должен получить положительный ответ. Затем он — тоже трижды — спрашивает: “Это красная шерсть?” — и вновь каждый раз ему отвечают утвердительно.

Зачем нужна эта процедура?

Не все виды иссопа, кедра и красной краски являются кашерными для рыжей коровы. И если не все три предмета отвечают алахическим требованиям, исполнение мицвы будет недействительным. Таким образом, коэн придает особое значение тому, чтобы все присутствующие сходились во мнении в отношении заповедей Торы.

Пока корова сгорает, связку из кедровой палочки и иссопа бросают внутрь туши.

Пепел от коровы делят на три части: одну размещают в определенной части Храмового двора, где она хранится во исполнение мицвы о том, что пепел рыжей коровы должен сберегаться для всех последующих поколений. Другую часть пепла делят между собой коэны, служащие в Мишкане, чтобы всегда был под рукой для очищения коэна, ставшего нечистым. Третью часть пепла относят на Масличную гору для очищения евреев.

Тот, кто участвует в приготовлении пепла, например, человек, который сжигает корову или бросает ритуальную связку в огонь, или приносит дрова, или даже просто касается пепла, — становится нечистым.

Пепел коровы в специальном сосуде смешивается со свежей родниковой водой.

Водой рыжей коровы окропляют проходящего очищение еврея на третий и седьмой день. Делает это человек, не оскверненный трупной нечистотой. Помимо этого, на седьмой день, чтобы завершить свое очищение, еврей должен погрузиться в микву.

К настоящему времени сожжено девять рыжих коров.

Первую сжег Элазар бен Аарон под руководством Моше второго нисана 2449 года. (Поскольку Элазар не понимал смысла совершаемого, Моше давал правильное направление его мыслям.) Немного пепла первой рыжей коровы было смешано с пеплом коров, сожженных позднее (ибо только под наблюдением Моше пепел был приготовлен должным образом).

На этой доле пепла, отделенной для очищения, лежало благословение, которое длилось вплоть до времен Эзры.

Под наблюдением Эзры была сожжена вторая корова; третья и четвертая — под руководством Шимона Праведного, а еще две — во времена первосвященника Йоханана. С этого момента и до разрушения Второго Храма были сожжены еще три рыжие коровы. Десятую приготовит Машиах, да скорее наступит это время!

Рамбам пишет («Законы, связанные с красной коровой» 3, 4), что пепел красной коровы, предназначенный для очищения ритуально нечистых людей (нечистота которых происходит от прикосновения к умершему), после разрушения Храма приготовит только Машиах. До прихода Машиаха приготовить пепел красной коровы невозможно.

Об этом однозначно сказано и в Сэфер а-Хинух (397-ая заповедь): «(Заповедь о красной корове) выполняется только в то время, когда существует Храм».

Почему невозможно приготовить пепел красной коровы в наше время? В Торе сказано о приготовлении этого пепла (Бэмидбар 19, 3): «И возьмет Элазар-священнослужитель от ее крови перстом своим, и покропит к передней стороне шатра собрания». «Шатер собрания» ( оэль моэд) – это часть Храма, которая иначе называется «Святая Святых». Поскольку в наше время Храма нет и, соответственно, нет «Святая Святых», выполнить это требование Торы невозможно. И, следовательно, невозможно приготовить пепел красной коровы.

Самое удаленное от исторического и духовного центра еврейской жизни сообщество в изгнании, сохранившееся на протяжении веков, находится на берегах экзотической Индии.

В этой многонациональной и мультикультурной стране даже евреи имеют различные в историческом плане общины. Среди основной массы выделяются две: Кочин и Бене Исраель. Помимо этих двух самых больших и старинных групп, в Индии также проживают багдадские евреи, бежавшие из Оттоманской империи в XVIII веке, а также ашкеназийские евреи, попавшие в Индию, в основном, во время Второй Мировой Войны, а кроме того, несколько местных общин, принявших иудаизм в разное время и по разным причинам. Мы не будем задерживаться на этих слоях населения, а рассмотрим только две первые группы, поскольку они и являются полноправными носителями титула «индийские евреи».

Кочинские евреи — более древняя община — еще называются малабарскими, по названию побережья, где находился порт Кодунгалур, где евреи проживали изначально. Кочин — название города, куда еврейская община переселилась после потопа, разрушившего порт в 1341 году. Местные евреи всегда поддерживали связь с «большой землей», и поэтому община пополнялась несколькими волнами иммигрантов. По самой распространенной версии, первое появление евреев на индийской земле относится ко времени царя Соломона. Они прибыли в южную часть Индии — штат Керала — из Израиля для торговли с этой страной, богатой слоновой костью, драгоценными камнями, специями и другими восточными сокровищами. В XVI веке, после испанского изгнания, некоторые сефарды, бежавшие от Инквизиции, оказались на далеких индийских берегах и присоединились к уже живущим там кочинским темнокожим евреям. Но поскольку сефардская традиция отличалась от местной, то буквально до последнего времени эти общины вели независимый друг от друга образ жизни, делясь на темнокожих и белых евреев. Белые евреи, сефарды, назывались также пардешами — «чужеземцами» на местном языке. Темные были потомками первоначальных поселенцев. Существовала еще одна группа, так называемые смуглые, они являются, по одной из версий, обращенными в иудаизм местными слугами двух вышеназванных групп.

До колонизации Индии европейцами евреи жили в мире с окружающими их местными мелкими правителями. Однако уже в XVII веке в регионе появляются португальцы (от которых, кстати, сефарды и бежали). Это время было очень тяжелым для общины. Евреев преследовали, синагоги сжигали. В это же время, как это ни парадоксально, в Индию приходили некоторые миграционные волны из западной и восточной Европы. В 1663 году на смену католикам-португальцам, во всю практиковавшим инквизицию, пришли голландцы-протестанты. Голландцы были очень терпимы к евреям в своих колониях, впрочем, так же, как и в Европе. В это время наступил расцвет общины.

Все группы кочинских евреев говорят на языке местного населения штата Керала — малаялам с добавлением некоторых еврейских слов и выражений. В наше время практически вся община эмигрировала в Израиль.

Поговорим теперь о второй группе индийских евреев — Бене Исраель. В первую очередь, надо объяснить статус этой общины, согласно галахе (еврейскому закону). Бене Исраель жили в изоляции от всего еврейского мира до XVIII века, в отличие от тех же кочинских евреев, которые, как мы уже заметили, постоянно поддерживали связь с еврейским духовным центром, даже во времена начавшегося изгнания. Практически сразу после образования государства Израиль Бене Исраель начали переселяться на историческую родину. До середины пятидесятых годов двадцатого века вопрос о принадлежности этой группы к «потомству Израиля» не стоял, они были приняты как равноправные члены общества по умолчанию. Однако в 1954 г. возникли сомнения о возможности заключения браков между представителями этого сообщества и другими евреями, поскольку они были изолированы до момента открытия их еврейскому миру в XVIII веке, а это означало, что они не придерживались законов о браке согласно галахе. По этой причине Верховный раввинат издал указание о том, что возможность брака Бене Исраель с другими евреями должна рассматриваться каждый раз в индивидуальном порядке, чтобы избежать проблем с мамзерами (незаконнорожденными). Это решение подняло бурю протестов в Израиле как среди представителей Бене Исраель, так и среди других жителей государства.

По версии, которой придерживаются сами представители этой общины, они появились в Индии во II веке до н. э., когда не очень многочисленная группа евреев бежала на корабле из Галилеи, спасаясь от преследований сирийского царя Антиоха Епифана. Корабль потерпел крушение неподалеку от современного Бомбея. Согласно легенде, спаслось семь мужчин-коэнов (священнослужителей из потомков Аарона) и семь женщин, которые и являются родоначальниками общины. Интересно, что тесты ДНК показали, что Бене Исраель имеют идентичный с коэнами набор генов. После кораблекрушения беженцы расселились по западному побережью и стали заниматься сельским хозяйством и отжимкой масла. Поскольку в Индии была принята кастовая система, они были названы местным населением шанивар-тели, что указывало на соблюдение ими Субботы, отделяя их таким образом от уже существующей местной касты отжимателей масла — тели.

Среди Бене Исраель бытует предание, что в начале XII века родной брат Рамбама Давид Рахаби оказался на западном побережье Индии. Он был несказанно удивлен, обнаружив в столь удаленном от еврейского центра месте евреев, которые практически ничего не знали из традиции более поздней, чем события праздника Хануки, но соблюдали много заповедей из Торы, таких как Суббота, обрезание и т.д. Он познакомил их с новыми комментариями и постановлениями раввинов. Для этого Давид Рахаби выбрал трех человек из общины и познакомил их с Талмудом и другими книгами, написанными еврейскими мудрецами. Эти трое стали называться каджи, что означает «судьи» на арабском языке. Они вели все юридические и духовные дела общины. Титул и обязанности каджи передавались по наследству. Как мы уже отметили, для всего еврейского мира представители Бене Исраель были открыты в XVIII веке, когда они начали переселяться в Бомбей из окрестных деревень. Сначала про них узнали местные общины: кочинские и багдадские, потом йеменские, а затем и остальные евреи.

Интересный факт: Бене Исраель следуют йеменскому молитвенному обычаю. Это было связано с тем, что во времена британской империи члены Бене Исраель служили в индийско-британской армии и были размещены рядом с городом Аден в Йемене. И оттуда приезжали в Индию канторы, чтобы вести молитвы в общине Бене Исраель.

У Бене Исраель есть несколько уникальных традиций, связанных с их проживанием в Индии. Например, поскольку, согласно индуизму, запрещено употреблять в пищу говядину, то для того, чтобы сохранить хорошие отношения с соседями, местные евреи тоже придерживались этого правила. Вместо говядины они ели баранину. Также среди них распространен домашний ритуал Малида, во время которого мужчины сидят вокруг блюда, полного жареного риса, фруктов, специй и цветов и поют гимны, восхваляющие Б-га. В одной из главных песен они славят пророка Элиягу как вестника праведного Мошиаха. Среди Бене Исраель бытует легенда о двух посещениях пророком Элиягу местной общины. Бене Исраель делят свое сообщество на две группы: Гора и Кала. Гора (на местном наречии — «белый») являются большинством в обществе. В эту группу входят те, у кого оба родителя — евреи. Кала («черный») находятся в меньшинстве. Это те, чьи отцы еврейского происхождения, но матери нееврейки. Эти две группы всегда молились вместе, но Гора не приняли Кала как полноправных евреев. Они не позволяли Кала держать свитки Торы, а также трубить в шофар.

В наши дни Бене Исраель в большинстве проживают в Израиле, а небольшая группа продолжает жить в окрестностях Бомбея (Мумбаи).

На данный момент официально Красную корову, описанную в священной для иудеев Торе, не нашли. Такое жертвоприношение является одним из особых ритуалов, и подходящая корова должна отвечать ряду признаков, прописанных в священных текстах. Периодически в СМИ появляются собщения о новых «претендентках» на данную роль, но все они были отвергнуты по причине недостаточной кошерности.