Евнух бык

На следующей странице:

Джеймс Клуг

Джеймс Клуг. История гарема в культурах народов мира. Смоленск, 2004, с. 27-39.

Первый документированный случай использования евнухов для охраны гарема встречается в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира. Это описание относится ко времени завоевания Киром Вавилона в 539 г. до н. э. Однако, скорее всего, такая практика была распространена тогда во всем цивилизованном мире. Совершенно точно известно, что в Китае она существовала задолго до падения Вавилона.

Задолго до царствования Кира II в Персии появился обычай кастрировать пленников, захваченных в битвах, для использования их в качестве охранников гаремов. Похоже, что родоначальниками этого обычая были самые первые персидские цари, желавшие обеспечить целомудрие своих наложниц и избежать порчи династической родословной.

Кир заметил, пишет Ксенофонт, что «евнухи были равнодушны к любым семейным привязанностям, и потому он подумал, что более всего они будут уважать и ценить тех, кто имел наибольшие возможности к щедрому их вознаграждению и мог защитить их в случае, если их кто-либо обидел, и назначить их на почетную должность, и никто, подумал он (Кир), не мог превзойти его в раздаче милостей подобного рода. Кроме того, поскольку евнухи были предметом презрения и насмешек со стороны всех остальных обычных людей, уже по этой одной причине они нуждались в хозяине,
27

который был бы их покровителем. Ибо нет такого человека, который бы не подумал, что ему принадлежит право помыкать евнухом при каждой возможности сделать это, если только ему в этом не помешает тот, кто располагает высшей властью. Однако нет причин, по которым даже евнух не мог превзойти всех других в верности своему хозяину. Однако он не считал, как многие, возможно, были склонны полагать, что евнухи являются слабыми существами. И он вывел это заключение также на примере других животных. Например, норовистые жеребцы, будучи холощеными, перестают кусаться и вставать на дыбы, это уж точно, однако, несмотря на это, они не теряют своей пригодности для службы на войне. И быки, когда их кастрируют, во многом утрачивают свой гордый дух и непокорность, однако их сила или рабочие способности от этого не становятся хуже. И точно так же псы, когда их кастрируют, перестают убегать от своих хозяев, но тем не менее также пригодны для сторожевой службы и охоты.

Также и мужчины, если с ними поступили подобным образом, становились более кроткими, будучи лишенными этого желания, но проявляли не менее заботы и тщания о том, что им доверялось. Они ни в коей мере не становятся менее ловкими всадниками, или менее искусными копейщиками, или менее честолюбивыми мужчинами. Напротив, как на войне, так и на охоте они показывают, что в их душах все еще сохраняется дух соперничества. А что до их верности, то лучшим ее доказательством является их поведение в то время, когда их хозяева попадают в бедственное положение. Ибо никто еще не служил своему хозяину в несчастье более беззаветно, чем евнухи. А если думают, и тому есть некоторое основание, что они уступают в физической силе, все же на поле боя сталь делает слабых такими же сильными. Признав все эти факты, Кир отобрал евнухов на все должности при своем дворе, начиная с привратников».
28

Это высокое мнение великого царя о евнухах как о классе не часто находит подтверждение в других источниках. В действительности же имеются все основания полагать, что операция, которой подвергались евнухи, оказывала отрицательное воздействие на их характеры. Разумеется, нельзя отрицать, что это правило имело много исключений. В конце концов, исследовав множество противоречивых фактов, можно прийти к заключению, что евнухи, взятые в целом, не хуже и не лучше, чем обычные человеческие существа. И если они ощущают себя обделенными счастьем, то не в большей мере, чем другие. Утерянное ими в одной сфере человеческой жизнедеятельности с лихвой компенсируется — точнее сказать, компенсировалось, так как эта порода людей вымирает — в других сферах. На этой стадии повествования можно упомянуть о двух таких компенсациях.

Первой было огромное политическое влияние, которым они пользовались благодаря доверию, оказываемому им хозяевами, как предлагает Кир. Второй компенсацией являлся тот очевидный, но чрезвычайно странный факт, что женщины, которых они охраняли, зачастую проникались к ним чувствами отнюдь не сестринскими или дочерними. Ибо, во-первых, евнухи не обязательно полностью лишались способностей испытывать сексуальное влечение и связанные с этим радости полового общения. И, во-вторых, евнухи приобретали изощренные навыки по части неординарного полового общения, которое некоторые женщины предпочитают обычному сексу, поскольку лишь оно дает им возможности достигать оргазма.
29

Сюжет и действующие лица романа Монтескье «Персидские письма» являются, безусловно, плодом воображения автора, однако совершенно очевидно, что он был достаточно хорошо информирован о положении дел в этой сфере. В романе содержится сцена, аналог которой нетрудно найти в произведениях, принадлежащих перу восточных авторов. В письме IX, где повествование ведется от лица евнуха, Монтескье пишет: «Я вошел в сераль, где все словно нарочно заставляло меня глубоко скорбеть о том, что я потерял. И худшим из моих несчастий было то, что я вечно принужден был созерцать мужчину, который был счастлив. В этот период, когда чувства мои были так возбуждены, всякий раз, когда мне приходилось отводить женщину к ложу моего повелителя и раздевать ее, я возвращался к себе с яростью в моем сердце и ужасным отчаянием в моей душе».

«Я помню, как однажды, когда я помогал одной женщине войти в ванну, я настолько перестал управлять собой, что осмелился положить руку на самую сокровенную часть ее тела. И у меня сразу же мелькнула мысль, что этот день станет последним в моей жизни. Однако мне повезло, и я смог избежать тысячи смертей. Тем не менее мне пришлось уплатить немалую цену за молчание красотки, которая стала свидетельницей моей слабости. Я потерял всякую власть над ней, и она вынудила меня делать ей поблажки, в результате чего я тысячу раз оказывался на волосок от гибели».

Этот вымышленный корреспондент добавляет, что теперь, в пожилом возрасте, он ненавидит женщин.

В одной из сказок сборника «Тысячи и одной ночи», рассказываемой от лица черного евнуха, говорится о том, что его «кастрировали» в возрасте двенадцати лет, то есть удалили ему яички. В то время он был рабом в доме влиятельного и богатого араба. Причиной операции стало неосторожное поведение подростка и его подружки, дочери хозяина, которой было
30

десять лет. Играя друг с другом, эти два вполне здоровых ребенка с горячей кровью внезапно ощутили непреодолимое желание совокупиться и не стали ему
противиться, отдавшись воле своих инстинктов. На Востоке такие случаи не являются чем-то экстраординарным. Девочку тут же поспешили выдать за местного брадобрея, причем пришлось принять особые меры, чтобы убедить этого честного ремесленника в том, что его невеста сохранила девственность. По просьбе маленькой невесты и с согласия ее мужа, поскольку тот ничего не знал о ее предыдущих интимных отношениях, мальчику позволили остаться при
бывшей подружке в качестве евнуха.

Однако затем рассказчик спокойно добавляет: «Я продолжил целовать и сжимать ее в своих объятиях и наслаждаться ее телом, как и прежде, пока не скончались все: ее муж, мать, отец и наконец она сама». (С точки зрения физиологии такое явление вполне могло иметь место даже при отсутствии яичек у главного действующего лица этой истории.)

Таким образом евнух, являвшийся столь важной фигурой в дохристианские времена и в течение долгого времени после утверждения христианства, но только в восточных странах, действительно мог, как уже предполагалось, быть щедрым, благоразумным и просвещенным, как, впрочем, мог являть собой и полную противоположность этим качествам. Ибо в то время как полная кастрация приводила к появлению таких «полулюдей», как их называли римляне, алчных, нетерпимых и невежественных, подобно слишком аскетическим персоналиям современности, частичное холощение, нередко применявшееся в определенные периоды истории и в определенных странах, особенно в античности, имело своим результатом людей вполне добродушных. Учитывая их характерные особенности, позволявшие им иметь интимные отношения с женщинами, можно утверждать, что они испытывали чув-
31

ство, близкое к самодовольству, которое основывалось на полном сексуальном удовлетворении, делающем мужчину покладистым. Как в древности, так и в наши дни евнухи, белые и черные, часто обнаруживали склонность к хвастовству, самолюбованию, питали пристрастие к декоративным животным, птицам и цветам, а также не были чужды шумных, почти детских забав. Другими словами, для них были типичны многие черты скорее артистического, а не меркантильного темперамента.

В услужении у султанов Османской империи находилось около четырехсот черных евнухов. Многие из них занимали высокие административные должности при дворе и пользовались огромным влиянием. Среди этих высших евнухов наиболее могущественным считался тот, кто присматривал за наложницами царствующего султана, а не предыдущего монарха. Следующим после него в иерархии евнухов был начальник евнухов матери султана, или, как ее называли, валиде-султан. Затем шли евнух, ведавший челядью сыновей султана; казначей, смотритель главного помещения гарема, смотритель малых комнат, окружавших главное помещение, и два имама или священ нослужителя мечети гарема. По традиции начальник всех евнухов, как это ни абсурдно могло показаться на первый взгляд, имел свой собственный персональный гарем.

Пальму первенства в определении трех категорий презренных «полулюдей» следует отдать древним римлянам, народу энергичному и мужественному, не слишком склонному к благотворительности и относившемуся к калекам с гораздо большим пренебрежением, чем большинство народов Востока. К первой категории они относили кастратов, тех, кто был лишен всех внешних детопроизводящих органов. Эти создания заслуживали самого полного доверия, так как были не в состоянии в буквальном смысле слова
32

соблазнить подопечных, и поэтому на рынке рабов за них давали самые большие деньги. Из всех евнухов они считались самыми сварливыми и обычно отличались дурными манерами и склонностью к мошенничеству. У них были безбородые лица, скрипучие, тонкие голоса и долгая продолжительность жизни. Если ко всему этому добавлялась безобразная внешность, стоимость кастратов еще более возрастала. Их регулярно осматривали, чтобы удостовериться, не начали ли вновь отрастать у них утраченные органы, подобно тому, как отрастают конечности и хвосты у ящериц.

Ко второй категории относились спадоне. У них сохранялся пенис, но ампутировались оба яичка. Третью категорию составляли тлибиа (thlibiае), у которых яички оставались на месте, однако их подвергали сильному сжатию. Евнухи последних двух категорий не теряли способности к половым контактам и проявляли к ним интерес. Сохранявшаяся у них секреция предстательной железы позволяла им достигать оргазма. Это качество делало их особенно ценными в глазах распутных женщин высшего света. И все же, поскольку спадоне и тлибиа довольно быстро теряли потенцию, а случаи за чатия от них детей были чрезвычайно редки, тем, к то не мог позволить купить себе кастрата, приходилось довольствоваться услугами евнухов именно этих двух категорий. И те, и другие носили бороды и говорили нормальными голосами. Они отличались более высоким интеллектом, чем кастраты, однако жили как правило недолго. Белые евнухи были в гораздо большей степени подвержены различным болезням, чем черные.

Читайте так же:

  • Остеомаляция у коров Остеомаляция, или размягчение костей, представляет собою хроническую болезнь, наблюдающуюся у крупного рогатого скота и других животных. Особенно часто она бывает у стельных и молочных […]
  • Коров домов окончание Рубрику ведет Елена Муравенко В прошлый раз (№ 23/2006) мы обращались к задачам, посвященным имени существительному: собственным и нарицательным именам, категориям одушевленности, рода и […]
  • Парнокопытная корова Урок 32. Позвоночные животные [биология 7 класс] Конспект урока "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные" Отряд Парнокопытные включает около 150 видов животных: это коровы, лоси, свиньи, […]
  • Вес легкого одной коровы КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ, относится к классу млекопитающих (Mammalia), отряду парнокопытных (Artiodactyla), подотряду жвачных (Ruminantia), сем. полорогих (Cavicornia), подсемейству быков […]
  • Коровы казахской породы Порода выведена на территории Казахстана и Юго-Восточной части РСФСР в условиях резко континентального климата. Для создания базы мясного скотоводства с 1930 г. в совхозах Казахстана и […]
  • Сосуд голова быка А лфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я. Реклама: Краснофигурный ритон в виде головы быка. Москва, […]

В начале XIX главы капитального труда «История упадка и разрушения великой Римской империи» знаменитый английский историк Эдуард Гиббон описывает положение евнухов в Риме в середине IV века н. э. после смерти первого христианского императора Константина Великого и восшествия на престол его порочного сына Констанция.

Гиббон пишет: «Разоренные провинции империи снова соединились в одно целое благодаря победам Констанция; но так как этот слабодушный монарх не имел никаких личных дарований ни для мирных, ни для военных занятий, так как он боялся своих полководцев и не доверял своим советникам, то успехи его оружия привели лишь к тому, что утвердили над римским миром господство евнухов. Эти несчастные существа — старинный продукт восточной ревности и восточного деспотизма — были ввезены в Грецию и Рим с заразой азиатской роскоши. Их успехи были очень быстры; во времена Августа на них смотрели с отвращением, как на уродливую свиту египетской королевы, но после того они мало-помалу втерлись в семьи матрон, сенаторов и самих императоров.
34

Строгие эдикты Домициана и Нервы препятствовали их размножению, гордость Диоклетина благоприятствовала им, а благоразумие Константина низвело их до очень скромного положения; но во дворцах недостойных сыновей Константина они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими.

Отвращение и презрение, с которыми все относились к этим уродливым людям, точно будто развратили их и придали им ту неспособность ко всякому благородному чувству или благородному поступку, которую приписывало им общее о них мнение. Но евнухи были искусны в лести и интригах, и они управляли Констанцием то при помощи его трусости, то при помощи его лености, то при помощи его тщеславия. В то время как обманчивое зеркало представляло его взорам приятную картину общественного благополучия, он из небрежности не мешал евнухам перехватывать жалобы угнетенных провинций, накоплять огромные богатства продажей правосудия и почестей, унижать самые важные должности раздачей их тем, кто покупал у них деспотическую власть, и удовлетворять свою ненависть к тем немногим самостоятельным людям, которые из гордости не искали покровительства рабов. Между этими рабами самым выдающимся был Евсевий, управлявший и монархом, и двором с такой неограниченной властью, что, по саркастическому выражению одного беспристрастного историка, Констанций пользовался некоторым кредитом у своего надменного фаворита».

Из книги великого английского историка явствует, что он не разделял мнения персидского царя относительно евнухов. К вышеприведенному отрывку
Гиббон «добавляет следующее примечание: «Но продолжительный опыт не оправдал ожиданий Кира. Действительно, бывали такие случаи, что евнухи отличались своей преданностью, своим мужеством и своими дарованиями; но если мы рассмотрим историю Персии, Индии и Китая, мы найдем, что могущество евнухов всегда обозначало упадок и гибель всех династий».
36

Как утверждает древнеримский поэт Клавдиан, который жил на стыке четвертого и пятого веков н. э. и, возможно, был христианином, в политике евнухи проявляли коварство и полную беспринципность. В одной из сатир поэт подверг резким нападкам Евтропия, евнуха, пользовавшегося огромным влиянием при дворе римского императора Аркадия, и заодно выразил свое отвращение ко всей практике использования евнухов.

Эти стихи были написаны в то время, когда на медицинском поприще подвизались многие армяне и евреи. «Вверх поспешает армянин, — пишет Клавдиан, — поднаторевший в обращении с безжалостным и точным скальпелем, который женственными делает мужчин, и с такой потерею они становятся созданиями еще более отвратительными. Он иссушает жидкость, из двух источников текущую и жизнь дающую, и одним ударом лишает свою жертву способности отца и мужа звания».

В статье Картера Стента, опубликованной в 1877 г. в «Журнале Королевского Азиатского общества», описывается практика кастрационных операций, распространенных в Китае того времени. В этой чрезвычайно консервативной части мира с медицинскими традициями , уходящими корнями в почти доисторическое время, существовала своя специфика кастрационной хирургии.

«Операция осуществляется следующим образом. На нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер во избежание слишком сильного кровотечения накладываются тугие белые повязки. Конечности, которые предстоит оперировать, три раза омывают горячим настоем перца. Мужчина, которому предстоит стать евнухом, занимает горизонтальное положение. После того как нужные части тела будут достаточно вымыты, их отрезают как можно ближе к телу маленьким кривым ножом, иногда имеющим форму серпа. После оскопления рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно перевязывают. После перевязки пациента заставляют хо-
37

дить по комнате в течение двух-трех часов. При этом его с обеих сторон поддерживают два человека. По истечении указанного времени кастрированному позволяют прилечь. Пациенту не разрешают ничего пить три дня, и все это время он часто испытывает страшные муки. Причем его мучит не только жажда. Он страдает также от невозможности отправлять в это время естественные потребности. Через три дня повязку снимают, и страдалец наконец-то может облегчиться. Если этот процесс проходит удовлетворительно, пациент считается вне опасности, и его поздравляют с удачным завершением операции. Однако если бедняга не может сходить по малой нужде, он обречен на мучительную смерть, ибо протоки распухают, и ничто не может его спасти».

Далее в статье описываются некоторые особо интимные обязанности китайских евнухов. «Когда император желает видеть в своей опочивальне какую-то определенную наложницу, он дает дежурному евнуху ярлык и бирку, на которой написано имя этой женщины, и тот относит ей эту вещь, после чего евнухи несут ее в портшезе в спальню императора. Прибыв туда, леди не осмеливается лечь в постель императора в обычной манере, то есть со стороны изголовья или сбоку. Этикет требует, чтобы женщина заползала туда с подножия постепенно, пока не окажется вровень со своим царственным партнером. Снаружи вход в спальню стерегут два евнуха, и перед рассветом они будят наложницу и уносят ее в портшезе назад, в ее собственные покои. Факт посещения наложницей спальни императора и разделения ею ложа с последним регистрируется в специальной книге, куда заносятся имя этой леди и дата визита. Затем под записью ставит подпись сам император на тот случай, если понадобится подтвердить законность рождения ребенка у наложницы, забеременевшей в ту ночь».
38

В других регионах Востока кастратам после удаления одним взмахом бритвы детопроизводящих органов вставляли в уретру трубочку. Затем рану прижигали кипящим маслом и после этого пациента сажали в кучу свежего навоза. В период выздоровления его держали на молочной диете. Пациенты, не достигшие полового возраста, чаще всего благополучно переносили этот радикальный курс лечения. Однако всю оставшуюся жизнь им приходилось мочиться через трубочку.

В античные времена кастрацию применяли не только с целью получения надежных стражей. В Египте и Риме эта операция зачастую была всего лишь мерой наказания. Ее осуществляли как публичный акт правосудия за изнасилование и тому подобные преступления. Нередко таким образом обманутые мужья мстили любовникам своих жен. Кроме того, в крупных поместьях, где требовалось выполнять значительную работу по дому, евнухи использовались для оказания помощи рабыням. С экономической точки зрения это было выгодно, так как последние не пренебрегали своими обязанностями ради частых совокуплений. Рабынь также не приходилось освобождать от работ на длительные сроки в связи с беременностью и родами, чего нельзя было бы избежать, если бы челядь состояла из физически полноценных мужчин.

Семирамида, царица Ассирии, кастрировала физически слабых мужчин, дабы те не плодили себе подобных. Таким способом она намеревалась улучшить генофонд своего населения.

Кроме того, во всех странах, где была широко распространена содомия, прежде всего в языческой Греции, Риме и на Востоке, процветала торговля кастрированными мальчиками. Однако возрастание количества евнухов, вызванное вышеперечисленными причинами, не связанными с охраной гаремов и осуществлением
39

административных функций в них, естественно, привело к тому, что предложение на соответствующем рынке увеличилось, и лица, приобретавшие евнухов для собственного ублажения, теперь получили возможность гораздо более широкого выбора. И мужчина, ставший жертвой судебного возмездия или личной мести, имел немалые шансы закончить свои дни в гареме, в обстановке, которой обычно завидовали мужчины, не утратившие своих половых органов и функций.

бык евнух

• Кастрированный самец крупного рогатого скота, бык

• «Исполненный очей» (песен.)

• «Семь сел, один . да и тот гол»

• «исполненный очей» (песенное)

• «семь сел, один . да и тот гол» (посл.)

• бык впереди плуга

• бык из кастратов

• бык на хозяйстве

• бык с ярмом на шее

• бык, годный только на мясо

• бык, на котором пашут

• бык, не годный в отцы

• бык, приученный пахать

• бык, равнодушный к телкам

• бык, тянущий плуг

• в словаре Даля есть пословица, согласно которой конь тянет отдельными рывками, а какое животное в этой пословице тянет, постоянно налегая на хомут

• да на нем пахать можно

• евнух из бугайского гарема

• животное семейства полорогих

• кастрированный самец крупного рогатого скота

• конь мерин, а бык

• крупнорогатый собрат мерина

• м. укрощенный (кладеный, легченый) самец домашнего крупного скота, говядо; в плодном со стоянии своем бык, южн. бугай, а самка корова. На юге, бык и вол одно и то же, почему и у нас говор. езда на волах и на быках, хотя в упряжь идут только первые, обычно парою, в ярме; накладывают

Что значит слово ВОЛ в словарях:

  • «С того времени он, тоскуя, бродит, словно ВОЛ, ужаленный змиёю»
  • «Семь сёл, один ВОЛ, да и тот гол»
  • «Семь сел, один ВОЛ, да и тот гол» (пословица)
  • «ЯРМОльник»
  • «исполненный очей» (песен.)
  • Бык впереди плуга
  • Бык из кастратов
  • Бык на пашне
  • Бык на хозяйстве
  • Бык с плугом
  • Бык с ярмом на шее
  • Бык, на котором пашут
  • Бык, пригодный только в работе
  • Бык, тянущий плуг
  • Бык-«каторжанин»
  • Бык-землепашец
  • Бык-кастрат
  • Бык-пахарь
  • Бык-работяга
  • Бык-трудоголик
  • В словаре Даля есть пословица, согласно которой конь тянет отдельными рывками, а какое животное в этой пословице тянет, постоянно налегая на хомут?
  • Да на нём пахать можно!
  • Евнух из бугайского гарема
  • Вопрос: Евнух среди быков — ответ: ВОЛ
  • Животное семейства полорогих
  • Какого быка запрягают?
  • Какого быка коровы не волнуют?
  • Какого быка припахали?
  • Какое животное в повозку впрягают
  • Кастрированный рогоносец
  • Кастрированный самец крупного рогатого скота
  • Крупнорогатый евнух
  • Крупнорогатый собрат мерина
  • Лов «шиворот-навыворот»
  • Лов задом наперёд
  • Лов с точностью до наоборот
  • На нём пахать надо
  • На нём пашут
  • Непроизводительный бык
  • Обратное слову «лов»
  • Пахотный бык
  • Перевёрнутый лов
  • Припаханный бык
  • Рабочий бык
  • Рабочий скот
  • Равнодушный к буренкам бык
  • Рогатый пахарь
  • С ярмом на шее
  • Сельскохозяйственное животное
  • Трудолюбивый бык
  • Трудяга среди быков
  • бык, не годный в отцы
  • бык, равнодушный к тёлкам
  • живое тягло
  • кастрированный бык
  • конь — мерин, а бык?
  • на фото животное
  • рогоносец в поле
  • трудолюбивое животное

Евнух из бугайского гарема

Первый документированный случай использования евнухов для охраны гарема встречается в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира. Это описание относится ко времени завоевания Киром Вавилона в 539 г. до н. э.

Однако, скорее всего, такая практика была распространена тогда во всем цивилизованном мире. Совершенно точно известно, что в Китае она существовала задолго до падения Вавилона…

Как появились евнухи

Кир заметил, пишет Ксенофонт, что «евнухи были равнодушны к любым семейным привязанностям, и потому он подумал, что более всего они будут уважать и ценить тех, кто имел наибольшие возможности к щедрому их вознаграждению и мог защитить их в случае, если их кто-либо обидел, и назначить их на почетную должность, и никто, подумал он (Кир), не мог превзойти его в раздаче милостей подобного рода.

Кроме того, поскольку евнухи были предметом презрения и насмешек со стороны всех остальных обычных людей, уже по этой одной причине они нуждались в хозяине, который был бы их покровителем. Ибо нет такого человека, который бы не подумал, что ему принадлежит право помыкать евнухом при каждой возможности сделать это, если только ему в этом не помешает тот, кто располагает высшей властью.

Однако нет причин, по которым даже евнух не мог превзойти всех других в верности своему хозяину. Однако он не считал, как многие, возможно, были склонны полагать, что евнухи являются слабыми существами. И он вывел это заключение также на примере других животных.

Например, норовистые жеребцы, будучи холощеными, перестают кусаться и вставать на дыбы, это уж точно, однако, несмотря на это, они не теряют своей пригодности для службы на войне.

И быки, когда их кастрируют, во многом утрачивают свой гордый дух и непокорность, однако их сила или рабочие способности от этого не становятся хуже. И точно так же псы, когда их кастрируют, перестают убегать от своих хозяев, но тем не менее также пригодны для сторожевой службы и охоты.

Также и мужчины, если с ними поступили подобным образом, становились более кроткими, будучи лишенными этого желания, но проявляли не менее заботы и тщания о том, что им доверялось. Они ни в коей мере не становятся менее ловкими всадниками, или менее искусными копейщиками, или менее честолюбивыми мужчинами.

Напротив, как на войне, так и на охоте они показывают, что в их душах все еще сохраняется дух соперничества. А что до их верности, то лучшим ее доказательством является их поведение в то время, когда их хозяева попадают в бедственное положение. Ибо никто еще не служил своему хозяину в несчастье более беззаветно, чем евнухи.

А если думают, и тому есть некоторое основание, что они уступают в физической силе, все же на поле боя сталь делает слабых такими же сильными.Признав все эти факты, Кир отобрал евнухов на все должности при своем дворе, начиная с привратников».

Вторая состояла в удалении только полового члена. Третья – в лишении яичек. При любой кастрации, когда рана по краям заживала, в образовавшуюся полость вставляли обработанную металлическую или бамбуковую трубочку для мочеиспускания. Позже придумали искусственный член из каучука.

«Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение.

Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают.

Пациента, поддерживаемого двумя «операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток.

На четвертый день снимают повязку и страдалец, наконец-то, может облегчиться. Если это получается, значит, он вне опасности, если нет – он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Игры в гареме

«Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате. Ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались передо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние…

Всякий раз как я сопровождал женщину к ложу моего господина, всякий раз, как я раздевал ее, я возвращался к себе с яростью в сердце и со страшной безнадежностью в душе…

Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился, и я осмелился коснуться рукой некоего места на ее теле… Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако, мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания».

Евнухи-мечтатели

Китайских евнух Ли Го был неосторожен, и на теле наложниц оставались укусы и синяки. Его хозяин обнаружил эти следы, и, поскольку вход в гарем был запрещен всем, кроме императора и евнуха, то вычислить виновника не составило особого труда. Страшная кара обрушилась на Ли Го: он был приговорен к разрезанию на мелкие куски.

Евнух Вэй отвечал за гарем императора Цяньлуне. Вэй настолько уверовал в свое могущество, что поссорился с главным министром и перестал его замечать. В ответ главный министр сообщил императору, что его евнухи резвятся в гаремах. Министр предложил немедленно подвергнуть евнухов повторной операции, и, естественно, в первую очередь подвергли мучительной пытке главного евнуха – Вэя…

Карьера кастрата

Кто же становился евнухом? Как ни странно, многие шли на это дело добровольно – евнухи жили безбедно, в роскошных дворцах, хорошо питались. Некоторых продавали родители, и порой чада потом их благодарили – часто евнухи делали себе «карьеру» – становились чиновниками, военачальниками и советниками хозяина.

Самым знаменитым китайским евнухом был адмирал Чэнг Хо. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки. Был близок к открытию Европы. Командовал огромным флотом, насчитывавшим триста с лишним кораблей и 30 000 матросов.

Жестокость евнухов

Униженное самолюбие и неспособность заниматься сексом делало евнухов порой чрезвычайно воинственными и жестокими, что умело использовали их хозяева. Император Сюань Цзун, владелец гарема с 500 наложницами, назначил евнуха Гао Лиши своим телохранителем и советником по безопасности.

Палач-евнух придумал и другие пытки. На глаза несчастных положили мешочки, наполненные негашеной известью, раздавили пальцы, а напоследок обнаженные тела обернули мягкими металлическими трубами в виде змей и в распахнутые их «пасти» залили крутой кипяток.

Еще одним евнухом Сюань Цзуна был некий Ван Фейен, воздвигший «Дворец желанных чудовищ».

В нем обитали самые безобразные и уродливые женщины, собранные со всех концов Поднебесной: карлицы и великанши, горбатые и обезноженные, покрытые струпьями и истекающие гноем…

И даже, как свидетельствуют исторические хроники, женщина о двух головах, отличающаяся особенной страстностью…

Н. ТРУБИНОВСКАЯ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы

Евнухи – блюстители ложа

Первый документированный случай использования евнухов для охраны гарема встречается в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира. Это описание относится ко времени завоевания Киром Вавилона в 539 г. до н. э. Однако, скорее всего, такая практика была распространена тогда во всем цивилизованном мире. Совершенно точно известно, что в Китае она существовала задолго до падения Вавилона…

Как появились евнухи

Задолго до царствования Кира II в Персии появился обычай кастрировать пленников, захваченных в битвах, для использования их в качестве охранников гаремов. Похоже, что родоначальниками этого обычая были самые первые персидские цари, желавшие обеспечить целомудрие своих наложниц и избежать порчи династической родословной.

Кир заметил, пишет Ксенофонт, что «евнухи были равнодушны к любым семейным привязанностям, и потому он подумал, что более всего они будут уважать и ценить тех, кто имел наибольшие возможности к щедрому их вознаграждению и мог защитить их в случае, если их кто-либо обидел, и назначить их на почетную должность, и никто, подумал он (Кир), не мог превзойти его в раздаче милостей подобного рода.

Кроме того, поскольку евнухи были предметом презрения и насмешек со стороны всех остальных обычных людей, уже по этой одной причине они нуждались в хозяине, который был бы их покровителем. Ибо нет такого человека, который бы не подумал, что ему принадлежит право помыкать евнухом при каждой возможности сделать это, если только ему в этом не помешает тот, кто располагает высшей властью.

Однако нет причин, по которым даже евнух не мог превзойти всех других в верности своему хозяину. Однако он не считал, как многие, возможно, были склонны полагать, что евнухи являются слабыми существами. И он вывел это заключение также на примере других животных.

Например, норовистые жеребцы, будучи холощеными, перестают кусаться и вставать на дыбы, это уж точно, однако, несмотря на это, они не теряют своей пригодности для службы на войне.

И быки, когда их кастрируют, во многом утрачивают свой гордый дух и непокорность, однако их сила или рабочие способности от этого не становятся хуже. И точно так же псы, когда их кастрируют, перестают убегать от своих хозяев, но тем не менее также пригодны для сторожевой службы и охоты.

Также и мужчины, если с ними поступили подобным образом, становились более кроткими, будучи лишенными этого желания, но проявляли не менее заботы и тщания о том, что им доверялось. Они ни в коей мере не становятся менее ловкими всадниками, или менее искусными копейщиками, или менее честолюбивыми мужчинами.

Напротив, как на войне, так и на охоте они показывают, что в их душах все еще сохраняется дух соперничества. А что до их верности, то лучшим ее доказательством является их поведение в то время, когда их хозяева попадают в бедственное положение. Ибо никто еще не служил своему хозяину в несчастье более беззаветно, чем евнухи.

А если думают, и тому есть некоторое основание, что они уступают в физической силе, все же на поле боя сталь делает слабых такими же сильными.Признав все эти факты, Кир отобрал евнухов на все должности при своем дворе, начиная с привратников».

Прежде чем стать евнухом, мальчик или мужчина подвергались кастрации. Существовало три разновидности этой весьма болезненной операции. Первая заключалась в полной кастрации: мужчина лишался и полового члена и яичек.

Вторая состояла в удалении только полового члена. Третья — в лишении яичек. При любой кастрации, когда рана по краям заживала, в образовавшуюся полость вставляли обработанную металлическую или бамбуковую трубочку для мочеиспускания. Позже придумали искусственный член из каучука.

О том, какие страдания испытывал при операции евнухи, подробно рассказал в конце ХIХ века специалист по Китаю английский ученый Картер Стент. Он писал в 1877 году:

«Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение.

Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают.

Пациента, поддерживаемого двумя «операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток.

На четвертый день снимают повязку и страдалец, наконец-то, может облегчиться. Если это получается, значит, он вне опасности, если нет — он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Между тем, кастрация, особенно частичная, часто не лишала человека мужских гормонов, и порой евнухи испытывали мучение от того, что находятся в обществе прекрасных женщин. Вот как описывал свои терзание один страдалец:

«Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате. Ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались передо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние.

Всякий раз как я сопровождал женщину к ложу моего господина, всякий раз, как я раздевал ее, я возвращался к себе с яростью в сердце и со страшной безнадежностью в душе.

Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился, и я осмелился коснуться рукой некоего места на ее теле. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако, мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания».

Впрочем, отсутствие полового члена отнюдь не мешало евнухам ласкать красавиц, и, пока правители были заняты своими делами, евнухи отнюдь не скучали в обществе и жен. Тем более, что среди кастратов ходила легенда – в результате постоянных сексуальных контактов половые органы вырастут снова. И евнухи ласкали чужих наложниц, впрочем, при этом страшно боясь мести правителя.

Евнух Вэй отвечал за гарем императора Цяньлуне. Вэй настолько уверовал в свое могущество, что поссорился с главным министром и перестал его замечать. В ответ главный министр сообщил императору, что его евнухи резвятся в гаремах. Министр предложил немедленно подвергнуть евнухов повторной операции, и, естественно, в первую очередь подвергли мучительной пытке главного евнуха — Вэя…

Кто же становился евнухом? Как ни странно, многие шли на это дело добровольно – евнухи жили безбедно, в роскошных дворцах, хорошо питались. Некоторых продавали родители, и порой чада потом их благодарили — часто евнухи делали себе «карьеру» — становились чиновниками, военачальниками и советниками хозяина.

Евнух Тайцзиян планировал всю систему орошения земель в Китае. Кастрат Гуо Шоуцзин построил для великого хана Хубилая большой канал близ Пекина. Евнух Лю Чин даже правил всей Срединной империей — с 1505 по 1510 год — при малолетнем императоре Ви-Цу.

В Китае евнухи представляли собой уважаемую и авторитетную часть общества. Они объединялись в особые кланы, порой очень могущественные, и правители были вынуждены с ними считаться.

Однажды император приказал Гао Лиши предпринять карательную операцию против буддийских монахов. Евнух, захватив монахов, изощренно расправился с ними. Он велел кастрировать монахов, сварить их гениталии и накормить ими монахинь. У монахинь, в свою очередь, отрезали груди, сварили и кормили монахам.

Еще одним евнухом Сюань Цзуна был некий Ван Фейен, воздвигший «Дворец желанных чудовищ». В нем обитали самые безобразные и уродливые женщины, собранные со всех концов Поднебесной: карлицы и великанши, горбатые и обезноженные, покрытые струпьями и истекающие гноем. И даже, как свидетельствуют исторические хроники, женщина о двух головах, отличающаяся особенной страстностью…

Компиляция материала – Fox

Органы, непосредственно связанные с появлением вторичных половых признаков, состоят из клеток, необходимых для размножения. К таким органам относятся яички, вырабатывающие сперму у мужчин, и яичники, вырабатывающие яйцеклетки у женщин. Эти железы объединяются термином «гонады» («порождающие», греч.), хотя чаще их называют половыми железами. Связь между гонадами и изменениями, связанными с созреванием представляется настолько логичной, что се можно принять без доказательств.

Когда-то, на заре истории, пастухи, вероятно сначала в результате случайных наблюдений, заметили, что самцы, которым вскоре после рождения удаляли тестикулы (кастрировали), доживали до взрослого состояния, но выглядели совершенно не так, как особи, сохранившие половые железы. Кастрированные животные не были способны к оплодотворению и не проявляли никакого интереса к половой активности. Кроме того, такие животные становились менее агрессивными, и их было гораздо легче заставить работать, чем некастрированных самцов. После кастрации самый свирепый бык превращался в кроткое, смирное животное, необузданный жеребец становился терпеливым мерином, а самый жилистый петух — жирным каплуном.

Увы, было бы наивно полагать, что ту же операцию не применяли к людям. Кастрированные мужчины, евнухи («стерегущие ложе», греч.), назывались так потому, что их главной обязанностью было охранять гаремы состоятельных людей, а кастрировали несчастных, чтобы они не смогли воспользоваться выгодами своего столь завидного положения.

Если кастрация выполняется в раннем детстве, перед появлением вторичных половых признаков, то они не развиваются. У евнухов не росла борода, хотя на голове волосяной покров сохранялся, и, более того, евнухи не лысели. (Облысение у мужчин является отчасти вторичным половым признаком и имеет отношение к концентрации половых гормонов в крови, хотя для того, чтобы быть полноценным мужчиной, не обязательно становиться лысым.)

У евнухов остается маленькой гортань, поэтому голос их навсегда остается по-женски высоким. В христианскую эпоху, когда полигамия и гаремы ушли в прошлое, евнухи начали цениться за свои голосовые данные. Они могли петь сопрано. Такт певцы (их так и называли — кастратами) высоко ценились в дни становления оперного искусства. Кастраты пели в хорах. Только в 1878 году римский папа Лев XIII запретил этот бесчеловечный способ пополнения папской капеллы.

Глава первая. КАК ПРИНЦЕССА АМАЗИДА ПОВСТРЕЧАЛА БЫКА

Юная принцесса Амазида, дочь царя Амазиса , правившего Танисом египетским, прогуливалась по дороге на Пелузу в окружении своих придворных дам. Глубокая печаль томила Амазиду; из прекрасных ее очей струились слезы. Все знали, отчего она тоскует и как боится прогневить своей печалью отца. При ней находился старик Мамбрес, когда-то бывший чародеем и евнухом фараонов, а теперь почти не разлучавшийся с Амазидой. Он был ее восприемником и воспитателем, от него научилась она всему, что дозволительно прекрасной принцессе знать из мудрости египетской. Ум Амазиды был равен ее красоте, и была она столь же нежна и чувствительна, сколь прелестна; из-за этой чувствительности ей и приходилось проливать столько слез.

Принцессе было двадцать четыре года, чародею Мамбресу – около тринадцати столетий. Именно он, как известно, участвовал некогда вместе с великим Моисеем в знаменитом диспуте, исход коего долго оставался неясным для обоих глубокомысленных философов. И если Мамбрес потерпел поражение, то случилось это лишь благодаря явному вмешательству небесных сил, взявших под свое покровительство его противника; только боги смогли осилить чародея.

Амазис назначил его обер-гофмейстером в доме своей дочери, и Мамбрес исполнял эту должность со свойственной ему премудростью: стенания прекрасной Амазиды не могли оставить его безучастным.

– О возлюбленный мой! – то и дело восклицала принцесса. – О мой юный и нежный друг! О величайший из воителей, совершеннейший и прекраснейший из людей! Увы, почти семь лет минуло с той поры, как ты оставил землю! Какой бог отнял тебя у твоей нежной Амазиды? Мудрые прорицатели египетские единодушно сходятся в том, что ты не умер, но для меня ты мертв, я одинока на земле, она стала мне пустыней. Какие небывалые чары заставили тебя покинуть престол и возлюбленную? Твой престол – это пустяк, хоть он и был выше всех других на свете, но я… Как ты мог забыть ту, что так тебя обожает, о любезный мой На…! Принцесса не успела договорить.

– Бойтесь произносить это роковое имя, – прервал ее мудрый Мамбрес, евнух и чародей фараонов. – Может статься, что вас подслушает какая-нибудь из придворных дам. Все они вам преданны, и любая из них, без сомненья, считает за честь, что служит благородным страстям столь прекрасной принцессы, но и среди них может затесаться болтунья, а то и доносчица. Вы знаете, что отец, при всей любви к вам, поклялся вас казнить, если вы произнесете это ужасное имя, вечно готовое сорваться с ваших уст. Плачьте, но помалкивайте. Этот запрет суров, но вам ли, впитавшей всю мудрость египетскую, не найти управы на собственный язык? Вспомните, что Гарпократ , один из величайших наших богов, всегда держит палец на устах.

Прекрасная Амазида зарыдала, но не промолвила более ни слова.

Молча приближаясь к берегам Нила, заметила она вдалеке, под кущей дерев, омываемых рекой, старуху в серых лохмотьях, сидевшую на пригорке. Рядом с ней расположились пес, козел и ослица. Поодаль свернулся не совсем обычный змей: у него был мягкий и одухотворенный взгляд, благородное располагающее обличье, а чешуя на нем так и переливалась яркими и нежными красками. Не менее удивительной особой была огромная рыба, высунувшая голову из воды. А на одной из веток примостились ворон и голубь. Видно было, что эти создания вели между собой оживленную беседу.

– Увы, – прошептала принцесса, – эта компания судачит, наверное, о своих любовных похождениях, а мне запрещено даже произносить имя того, кого я люблю!

Старушка держала стальную цепочку длиной в сто саженей, к которой был привязан бык, щипавший траву на лугу ; белый, точеный, грузный и в то же время проворный, что не часто встретишь. Рога у него были из слоновой кости. Словом, это был всем быкам бык. Ни тот из его сородичей, в которого влюбилась Пасифая, ни тот, чье обличье принял Зевс, чтобы похитить Европу , не шли ни в какое сравнение с этим великолепным животным. Даже очаровательная телка, в которую обратилась Изида, – и та вряд ли оказалась бы ему под стать.

Едва завидев принцессу, он устремился к ней с резвостью молодого арабского жеребца, спешащего через широкие долины и потоки древней Саны навстречу пылкой кобылице, которая правит его сердцем и заставляет навострять уши. Старушка силилась его удержать; змей старался испугать своим шипением; пес гнался за ним, норовя укусить за бесподобные ляжки; ослица стала посреди дороги и лягалась, пытаясь повернуть его вспять. Огромная рыбина, чуть не целиком высунувшись из воды, грозила его проглотить, ворон кружил над головой быка, силясь выклевать ему глаза, а козел словно врос в землю, объятый страхом. Один только голубь с любопытством порхал вокруг быка и ободрял его тихим воркованием.

Столь необычное зрелище заставило Мамбреса глубоко задуматься. Тем временем белый бык, таща за собой цепочку и старуху, уже подбежал к охваченной удивлением и боязнью принцессе. Он бросился к ее ногам, покрыл их поцелуями и оросил слезами; он не отрывал от нее взгляда, полного несказанной муки и радости. Он не осмеливался мычать, боясь испугать прекрасную Амазиду, а говорить не мог. Ему было отказано даже в том жалком подобии человеческой речи, которое небеса даруют иным животным, зато все его движения были на редкость красноречивы. Он очень понравился принцессе. Ей показалось, что эта неожиданная забава может хоть на время рассеять ее безысходную тоску.

– Что за милое животное, – промолвила она, – я хотела бы заполучить его на свой скотный двор.

При этих словах бык преклонил колени и поцеловал перед ней землю.

– Он разумеет меня, – воскликнула принцесса, – он дает понять, что хочет принадлежать мне. Ах, дивный чародей, божественный евнух, не откажите мне в удовольствии, купите этого прелестного херувима ; поторгуйтесь со старушкой, которой он, без сомнения, принадлежит. Я хочу, чтобы этот бык был моим, не лишайте же меня этой невинной забавы.

Придворные дамы присоединились к просьбам принцессы. Мамбрес расчувствовался и пошел переговорить со старушкой.