Бык в калмыкии

20.01.2019 в 23:58, просмотров: 853

Какие-то вандалы повредили знаменитую скульптуру калмыцкого быка у автодороги Элиста-Волгоград при повороте на село Овата.

Стоит отметить, что этот монумент давно стал визитной карточкой не только Целинного района, но и республики. Рядом с ним фотографируются, о нем пишут путешественники и путеводители.

«Не сказать, что памятник калмыцкому быку блещет изяществом и проработанностью деталей. Все же это просто бетонное изваяние на каркасе из арматуры, – так отзываются о достопримечательности туристы. – Да и состояние монумента, явно, не самое хорошее. Однако всё равно стела на дороге в Овату передает красоту и мощь уникальной породы, ведущей свою родословную еще от того скота, что путешествовал вместе с древними кочевыми народами по бескрайним просторам».

И действительно, это олицетворение нашего достояния – КРС калмыцкой породы, единственной отечественной мясной породы скота, которую страстно пропагандировал один из заводчиков, директор совхоза имени Калинина, заслуженный агроном РСФСР и инициатор возведения памятника быку Андрей Андреевич Башанкаев. Это под его руководством хозяйство совместно с учеными Калмыцкого научно-исследовательского института мясного скотоводства разработало программу селекционно-племенной деятельности и получило статус государственного племенного завода по выращиванию КРС калмыцкой породы.

Кстати, внушительный монумент работы первого калмыцкого скульптора Никиты Амолдановича Санджиева, которому 10-го января исполнилось бы 95 лет, посвящался не какому-то там абстрактному быку. Это в бетоне был запечатлен знаменитый производитель по кличке Вожак с живой массой 1150 кг и оценкой экстерьера и конституции 98 баллов (почти идеал), признанный на ВДНХ СССР в 1965 году чемпионом породы. Он один из родоначальников новой линии калмыцкой породы «айта», которую вывели нынешний депутат Народного Хурала РК Намсыр Манджиев, известный российский ученый Василий Баринов и другие селекционеры.

Так вот скульптура сейчас пребывает в плачевном состоянии. Бетон на каркасе из арматуры потихоньку разваливается, а сейчас кто-то прорубил быку шею, и голова уже держится на честном слове.

Но районные власти дали понять, что не допустят разрушения монумента. Глава Целинного РМО Евгений Мамутов обрадовал патриотов: знаменитая фигура будет восстановлена Оватинским СМО (проектно-сметная документация уже заказана) под пристальным контролем районной администрации. Работы по реконструкции завершатся к 1 апреля.

В холодное время года айта сможет выжить без заготовленных на зиму кормов, питаясь только найденным под снегом подножным кормом. И эта способность, что называется, у нее в крови.

— Калмыцкой породе КРС несколько сотен лет, — рассказывает разработчик айты Василий Баринов. — Это очень неприхотливые и выносливые животные, привыкшие к суровой жизни в степи. Такие же качества в полной мере представлены и у айты. Она способна набирать вес даже в экстремальных условиях, в которых быки и коровы других пород, например хваленый французский лимузин, попросту не выживут.

Зимой от лютой стужи и пронизывающих степных ветров айту спасает густая шерстяная шуба.

— Даже в период полной бескормицы, как сейчас, например в гололед, когда трудно добраться до подножной пищи, айта способна долгое время жить за счет внутреннего жира. Да, она может потерять вес, но при этом все равно родит и выкормит теленка, — рассказывает Василий Баринов.

Кстати, благодаря прослойкам внутреннего жира между мышечными волокнами ценное «мраморное мясо» степных буренок отличается особыми вкусовыми качествами. Чтобы добиться столь впечатляющих результатов, специалисты работали 15 лет. Для создания высокопродуктивного стада нового заводского типа калмыцкой породы был специально составлен план селекционно-племенной работы объемом в 150 страниц. Потом прошел тщательный отбор быков-родоначальников.

Айту, кстати, породили два «патриарха»: быки Монолит и Казак. Причем, чтобы гарантировать достоверность происхождения телят, использовалось искусственное осеменение с последующим подтверждением линии потомства при помощи генетической экспертизы.

— Авторам популярных телевизионных ток-шоу, на которых устанавливается отцовство, такие тонкости, наверное, и не снились, — шутит Василий Баринов.

Москва. 6 декабря. INTERFAX.RU — Жителей Калмыкии с национальным праздником Зул в главном буддийском храме республики поздравили глава Калмыкии Алексей Орлов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе главы региона.

«Согласно буддийской традиции 25 числа месяца Быка по лунному календарю калмыки отмечают Зул как Новый год. Название праздника происходит от обычая зажигать лампады — «зул». В этот день все калмыки проводят обряд продления лет, прибавляя к своему возрасту еще один год жизни», — отметил собеседник агентства.

Читайте так же:

  • Обсидиановый бык пв Уголок Монстра 73 записи Показать все записи #твины@tier_v Периодически вожу в 2 пати твинов на Тоску, чтобы серебро для домов было. И поняла что особо сборище не скринила. Ну вот […]
  • Стельность коров 5 месяцев Применение календаря стельности Календарь стельности и отела коровы надо применять, для того чтобы рассчитать примерное время отёла и обеспечить корове необходимый уход. Применение […]
  • Акушерские болезни коров Автор: Ятусевич Д.С., Кузьмич Р.Г., Иванов В.Н. Опубликовано: 15 декабря 2010 Агропромышленный комплекс Беларуси является основным источником формирования продовольственных ресурсов, […]
  • Преимущества искусственного осеменения коров В фермерских и личных подсобных хозяйствах содержатся различные породы коров для того, чтобы получать молоко. Чем его больше, и чем оно жирнее, тем лучше. Качество молока возрастает, если […]
  • Бизнес-план разведения коров 1. Краткий инвестиционный меморандум Целью настоящего проекта является доращивание и откорм молодняка крупного рогатого скота, и производство животноводческой продукции. Форма […]
  • Период роста коровы Молочная продуктивность. У крупного рогатого скота наиболее важной считается молочная продуктивность. Она характеризуется количеством и качеством молока, получаемого от коровы за […]

По словам представителя пресс-службы, глава Калмыкии Алексей Орлов побывал на праздничном молебне в центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни», посвященном калмыцкому национальному празднику Зул.

«В праздничном богослужении, который провели ламы центрального хурула во главе с Шаджин Ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, приняли участие члены буддийской общины и общественных организаций республики, паломники из регионов нашей страны, жители Калмыкии», — сказал представитель пресс-службы.

Он подчеркнул, что в нынешнем году праздничные мероприятия выпали на субботу пятого декабря. В связи с этим по указу главы Калмыкии выходной день был перенесен на седьмое декабря.

Трунгпа Чогьям Ринпоче – мастер медитации, широко известный учитель тибетского буддизма, автор ряда книг, основатель школы Шамбала-буддизма и Университета Наропы в Колорадо (США) – предлагает «наглядное пособие», которое помогает понять основополагающий принцип тренировки ума в буддизме. Образно он назвал его «как пасти быка».

10 картинок о том, как пасти быка

Я решил включить сюда широко известные дзен изображения о тренировке ума – 10 картинок о том, как пасти быка – которое настолько основополагающе, что его можно считать фундаментальным по отношению ко всем школам буддизма. Данное представление можно рассматривать более глубоким образом, то есть как этапы духовного развития от шравакаяны до маха ати.

В тибетской традиции есть аналогия со слоном, но она, в большинстве своем, применима только к практике шаматхи, так как её символизм не выходит за пределы езды верхом на слоне.

Эволюционный процесс приручения быка, изображенный в 10 картинках, очень близок к воззрению ваджраяны касательно трансформации энергии. В частности, возвращение в мир, как выражение сочувствия нирманакайи, показывает, что окончательная реализация дзен автоматически ведет к мудрости маха ати.

1. Поиск быка

Стимулом для первого шага, для поиска быка, является чувство что что-то не так, что чего-то не хватает. Это ощущение утраты создает боль и вы ищите что-нибудь, что исправило бы ситуацию. Вы обнаруживаете, что попытки эго создать идеальные условия терпят крах.

2. Обнаружение следов

Познав источник, вы обнаруживаете возможность выхода за пределы боли, это восприятие четырех благородных истин. Вы видите, что боль происходит из конфликтов созданных эго, и обнаруживаете следы быка, то есть тяжелые отпечатки эго во всем многообразии событий. Вы вдохновлены безошибочными и логичными выводами, а не слепой верой. Это соответствует шравакаяне и пратьекабуддаяне.

3. Обнаружение быка

Обнаружив быка, вы пугаетесь, но потом, потому что это перестает быть тайной, вы задумываетесь, а действительно ли он есть, и в результате постигаете его несубстанциональность. Вы утрачиваете представления о субъекте и объекте. Когда вы начинаете принимать данное недвойственное восприятие, вы расслабляетесь, потому что вам более не надо защищать существование своего эго. Вследствие этого вы можете позволить себе быть открытым и щедрым. Вы находите другие способы взаимодействия со своими проекциями, а это, само по себе, есть радость — первое бхуми бодхисаттв.

4. Поимка быка

Увидев быка, вы обнаруживаете, что щедрость и дисциплина недостаточны для работы с собственными проекциями, потому что вы все еще не вышли полностью за пределы своей агрессии. Вам необходимо познать точность искусных средств и простоту видения всего так как оно есть, объединенных с полностью развитым сочувствием. Подчинение агрессии невозможно в двойственном видении, необходимо полное вовлечение в путь бодхисаттв, то есть дальнейшее развитие терпения и усердия.

5. Приручение быка

Приручение быка после его поимки осуществляется путем точности панорамного медитационного осознания и острой плети трансцендентного знания. Бодхисттва завершил трансцендентные действия (парамиты) и более ни на чем не останавливается.

6. Домой верхом на быке

Более нет никакого поиска. Бык (ум) наконец слушается хозяина и становится креативной активностью. Это прорыв к состоянию пробуждения — подобного ваджре самадхи одиннадцатого бхуми. С раскрытием опыта махамудры, светоносность и цвета мандалы становятся музыкой, ведущей быка домой.

7. За пределами быка

Даже эта радость и цвета теряют смысл. Мандала махамудры из символов и энергий растворяется в маха ати посредством тотального отсутствия идеи существования. Быка больше нет. Безумная мудрость становится все более и более очевидной. Вы полностью оставили амбции манипуляций.

8. За пределами себя и быка

Это отсутствие как прикладывания усилий, так и не прикладывания усилий. Это обнаженное восприятие изначального будда принципа. Этот вход в дхармакайю является совершенством ненаблюдения — нет более критериев и понимания маха ати, так как это выход за пределы последнего этапа.

9. Достижение источника

Посколько уже есть пространство, открытость и полное отсутствие страха, происходит естественная игра мудростей. Источник энергии, который нет нужды искать, уже здесь. Это подобно тому, что вы уже богаты, а не обогащены чем-то другим. Поскольку присутствует базовое тепло и базовое пространство, будда активность сочувствия проявляется, поэтому все взаимодействия креативны. Это источник в том смысле, что он является неисчерпаемой сокровищницей будда активности. Соответственно, это самбхогакайя.

10. В миру

Нирманакайя, это полностью пробужденное состояние бытия в миру. Её действие подобно отражению луны в сотне чаш с водой. У луны нет желания отражаться. Отражение, это проявление её природы. Это состояние взаимодействия с землей с абсолютной простотой, выходя за пределы следования чьему-либо примеру. Это состояние «полного провала» или «старой собаки». Вы уничтожаете всё, что нуждается в уничтожении, подчиняете всё, что нуждается в подчинении, и заботитесь обо всем, что нуждается в вашей заботе.

(с) Иллюстрации Tomikichiro Tokuriki из «Zen Flesh, Zen Bones».
(с) Перевод с английского «Chogyam Trungpa — Mudra: Early Songs and Poems».

Справка

Чогьям Трунгпа Ринпоче (февраль 1940 — 4 апреля, 1987) — буддийский мастер медитации, тертон, одиннадцатый в линии передачи Трунгпа, принадлежащей школе Кагью тибетского буддизма. Его школа получила название Шамбала-буддизм. Он основал Университет Наропы в Колорадо, США. Его сын Сакьонг Мипам Ринпоче продолжает традицию ваджраяны и буддизма Шамбалы. В 1959 году, уже широко известный на родине как учитель буддизма, он бежал от китайской оккупации из Тибета в Индию пешком через Гималаи. В Индии он изучил английский язык, потом изучал сравнительное религиоведение в Оксфорде и переселился в США по приглашению учеников. В эмиграции Чогьям Трунгпа стал проповедовать Тибетский буддизм на Западе. Его школа получила название Буддизм Шамбалы. Он основал Университет Наропы в Колорадо, США. Это был первый аккредитованный буддийский университет в Северной Америке. Помимо этого Трунгпа основал по всему миру около сотни медитационных центров, получивших название Дхармадхату, первый такой центр был основан в1973 году. Сейчас в мире имеется 150 таких центров, которые стали называться Медитационными Центрами Шамбалы.

Знаменитая фигура быка в поселке Овата Целинного района будет восстановлена местными властями

Сейчас, по его словам, заказана проектно-сметная документация по восстановлению памятника. «Какие-то вандалы сломали его. Но я считаю, мы обязаны отремонтировать памятник, поскольку он имеет большое значение для жителей Оваты и всего района в целом. Это ведь, можно сказать, одна из наших визитных карточек», — отметил руководитель РМО. Также он сказал о том, что заниматься восстановлением местной достопримечательности будет Оватинское СМО, но под пристальным контролем районной администрации.

Напомним, о плачевном состоянии памятника не раз писали активные пользователи соцсетей. И эта тема вызвала большой резонанс. Сегодня с просьбой обратить внимание на этот вопрос в редакцию сайта РИА «Калмыкия» звонили и наши читатели.

25.08.2020

Новости , Кратко

Якутия, Калмыкия, Алтай, Август 25 (Новый Регион, Иван Рыжов) – Из далекой Республики Калмыкия в село Крестях Сунтарского района Якутии привезли 300 голов племенного крупного рогатого скота калмыцкой породы.

Высокопродуктивный скот мясной породы доставили на 11 машинах, пишет газета «Саха сирэ».

По словам председателя сельхозкооператива «Крестях» Владимира Егорова, хозяйство приобрело 280 коров и 20 быков калмыцкой породы по линии ОАО «Росагролизинг» за 21 млн рублей, за перевозку заплатили еще 12 млн. Выплачивать долг лизинговой компании кооператив будет в течение пяти лет.

Состояние скота после длительного путешествия оценивается как удовлетворительное, еще месяц быки и коровы будут находиться в карантине.

У «Крестяха» – самые серьезные намерения и весьма масштабные планы. Совсем недавно кооператив отправил машины еще за 200-ми «переселенцами». На этот раз привезут скот молочной породы, из Алтайского края.

Якутия. Другие новости 24.08.14

В Якутии нашли потерявшихся ягодников. Все живы и более-менее здоровы. / Якутию ждет новое повышение цен на мясо. Республика обеспечивает себя мясом лишь на треть. / На Индигирке погибли рыбаки. Их лодку перевернула волна. Читать дальше

В 160 километрах от столицы Республики Калмыкия стоит ветряная мельница. Ей уже больше ста лет…

Находится она в посёлке Кировский Сарпинского района, недалеко от границы с Волгоградской областью. Это последняя ветряная мельница, которая осталась на территории Калмыкии.

Конечно, мы захотели увидеть этот ветряк своими глазами. Поездка оказалась из разряда тех, когда дорога не менее интересна, чем цель. Хотя дороги я вообще очень люблю и они мне всегда интересны.

Но тут надо сказать большое спасибо izvozshik’у, который вместо того, чтобы поехать по заурядной трассе Р221 Волгоград – Элиста проложил захватывающий маршрут через глухую морозную калмыцкую степь. Из интересных моментов могу отметить хотя бы то, что мы заблудились и расспрашивали дорогу у местных чабанов, встретили стадо калмыцких быков и пересекали замёрзшую реку. А калмыцкое бездорожье зимой – это вообще нечто.

Хмурым январским утром мы встали пораньше и выехали из Элисты в направлении на Волгоград.

Элиста, на выезде из города

По дороге проехали три района: Целинный, Кетченеровский и Сарпинский.

Дороги Калмыкии зимой безлюдны…

Мимо памятника калмыцкому князю Джамбо-тайши Тундутову, мимо буддийского комплекса у села Троицкого Целинного района.

Село Троицкое Целинного района

Впрочем, тут мы на обратном пути остановились.

Село это основано в середине XIX века на месте зимней стоянки Большого хурула Богдо Далай-ламин «Раши Лхунбо». В нём собираются построить большой хурул.

Ну а пока вот буддийский комплекс небольшой.

Буддийская святыня в Троицком

Затем мы проехали мимо Ленина, поздравляющего нас с Новым годом,

Кстати, у Ленина были калмыцкие корни…

и мимо памятника калмыцкому быку. О, вот тут стоит сказать несколько слов отдельно.

Памятник калмыцкому быку

Итак, у поворота на посёлок Овата на трассе Волгоград – Элиста прямо посреди степи стоит памятник быку калмыцкой породы.

Памятник калмыцкому быку, Овата

Если бы я знала, насколько уникальна эта порода крупного рогатого скота, конечно, вышла бы из машины и сняла бы памятник во всей красе. Ну а так – любуйтесь тем, что получилось на ходу из окна машины.

Калмыки – кочевой народ. И путешествовали они вместе со своим многочисленным скотом: верблюдами, баранами, быками…

Бескрайние степи Калмыкии

Современные калмыцкие быки произошли от древних быков кочевников и обладают рядом особенностей. Взрослое животное может накапливать до полусотни килограммов внутреннего жира, спасающего от зимней бескормицы.

А ещё они могут добывать корм на заснеженных пастбищах, подобно овцебыкам и северным оленям.

Коровы калмыцкой породы

Масть у них преимущественно бурая с красноватым отливом. А рога имеют форму полумесяца. Зимой эти коровы выглядят очень интересно: огромные, лохматые, рогатые. Мы их повстречались в степи.

Но если выходить на мороз и ветер фотографировать памятник калмыцкому быку я просто поленилась, то при встрече со стадом прототипов этого памятника, честно, побоялась выходить из машины.

Я, конечно, знаю, что коровы – вегетарианцы. Но на вид – настоящие звери…

Калмыцкое бездорожье

Дальше мы проехали балку Годжур Кетченеровского района Республики Калмыкия.

Балка эта с какими-то уникальными почвами и растениями. Но зимой, сами понимаете, мы её прелести не видели.

Проехав Кетченеровский район, приехали в Сарпинский.

И возле указателя на Обильное понесло нас от трассы подальше, в степь.

Указатель на Обильное

Сказать, что прямо вот сразу началось бездорожье, нельзя. Поначалу шла довольно приличная грунтовая дорога. Калмыки говорят «Белой вам дороги!» когда желают счастливого пути. У нас дорога была белая.

И никого вокруг. Ни впереди. Ни сзади.

Ни машин, ни людей. Только стадо баранов.

Дорога постепенно становится хуже.

Впереди – низина и замёрзшая река.

Мы благополучно её пересекли.

Пересекаем замёрзшую речку в калмыцкой степи

Взобрались на холм и поняли, что… заблудились…

Калмыцкая степь зимой

Пришлось искать жильё, людей, чтобы расспросить дорогу.

Поехали искать людей

Каким-то чудом в степи оказался пастуший стан, откуда нас и послали куда следует.

А потом мы поехали через стадо лохматых калмыцких коров, пасущихся в мёрзлой степи, в направлении на Волгоград.

Кировский ветряк

Часа через три, после блужданий по степи, мы добрались до посёлка Кировский Сарпинского района.

Находится он на территории Ергенинской возвышенности, в балке Русская Аршан. И всего-то в четырёх километрах от трассы Р221 Волгоград-Элиста!

Указатель на посёлок Кировский Сарпинского района

А как мы плутали по заснеженной степи! Да ещё и километров тридцать лишних намотали, то есть у нас вместо 160 км получились все 190. Но, думаю, по трассе всё же ехать не так интересно.

Въезжаем в Кировский

На вид полузаброшенный.

Заброшенные фермы в посёлке Кировский

Много разрушающихся домов.

Заброшенный дом в посёлке Кировский

А те, что жилые, восторга своим внешним видом не вызывают.

Посёлок Кировский Сарпинского района

Живут тут около полутысячи человек. И был бы посёлок ничем не примечательный, если бы не цель нашей поездки – старая ветряная мельница.

Кобылка у мельницы

Мельницы – это самые древние машины, изобретённые человечеством.

Старая мельница в посёлке Кировский Сарпинского района

Раньше в каждом селе была мельница, порой и не одна. Там, где не было водяных мельниц, были ветряные. А Калмыкия с её ветрами – вообще самое подходящее место для ветряков.

Ветряная мельница в посёлке Кировский

На мельницах перемалывали зерно в муку. А ещё размалывали зерно в крупу на так называемых крупорушках. Чтобы мельница работала в любое время, независимо от направления ветра, у неё имелся механизм, позволяющий подставлять крылья под ветер.

Когда-то по всей Калмыкии стояли сотни ветряков. И при въезде в Элисту ещё во второй половине прошлого века можно было видеть две мельницы.

А теперь на всю Калмыкию остался один Кировский ветряк.

К сожалению, он в очень плохом состоянии.

Эк, как перекосило-то.

Перекосило сруб порядком. Будто устал ветряк стоять и валится на бочок.

Но косяк каким-то чудом держится, хоть его и повело

И крылья свои растерял. Рядом валяются лопасти деревянные. Но вряд ли кто повесит их обратно.

Лестницы на мельницу нет. Забираться пришлось, как получилось.

«Порог» мельницы не так-то просто преодолеть…

Всё, что осталось от дверей

Пол – того и гляди провалится.

Здесь стоит поглядывать под ноги…

Но самое ужасное, что разрушен и потолок.

Потолок мельницы частично рухнул

Всё внутри занесло снегом. А, значит, и заливает дождями. В таких условиях мельница быстро может сгнить.

Внутри мельницы снег…

Находиться внутри, наверное, опасно. Выглядит вся конструкция очень шатко, начиная от фундамента. Всё сооружение просто как попало стоит на бутовых камнях. И как не рухнуло до сих пор?

Но и не осмотреть всё внутри, проехав две сотни километров только в одну сторону, было бы глупо.

Кировский ветряк принадлежит к типу «шатровка». Нижняя часть сруба неподвижная, и только верхняя вращалась.

Механизм внутри сохранился. Каким-то чудом не сгнили деревянные горизонтальные и вертикальные валы и шестерня. И даже металлические пластины на шестерне, хотя они порядком и проржавели.

Как найти последнюю ветряную мельницу Калмыкии Вы уже поняли. Ехать из Элисты по трассе Р221 Волгоград – Элиста. Свернуть на указателе на Кировский. А для любителей бездорожья координаты: N 47° 39.162? E 44° 30.207?. Хотя вряд ли кто поедет тем же путём, что и мы.

Ваш замёрзший автор у старого ветряка

Не понимаю, куда смотрят местные историки и краеведы. Ведь это чудо надо сохранить для потомков. Уникальная мельница вполне могла бы стать основой этнического музея и ценным историческим экспонатом. А она стоит в глухой степи, неизбежно разваливаясь…

А вот в Суздальский музей деревянного зодчества свозят подобные экспонаты со всей Владимирской области. В нём и мельницы есть. Но они гораздо лучше сохранились, да к тому же и отреставрированы. Посмотреть на них – одно удовольствие.

Ну а в Нидерландах ветряные мельницы, как известно, до сих пор работают, привлекая тысячи туристов.

Интересно, какая участь ждёт последнюю ветряную мельницу Калмыкии?

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.