Бык в баку

Первым символом города Баку является образ быка в центре, по правую и левую сторону, которого изображен символ огня — Солнце. Изображение быка ранее было запечатлено на входной двери внешних крепостных стен. В 1886 году внешние крепостные стены были разрушены и его ворота вновь были построены во внутренней крепостной стене на месте ворот Шаха Аббаса. В настоящее время изображение быка, являющегося символом древнего Баку выгравировано над каждым из парных крепостных ворот (Гоша гала гапысы) Ичеришехер. С двух сторон бык окружен изображениями львов. Некоторые исследователи убеждены, что изображения львов символизируют власть Сефевидов.

Согласно древним мифам образ быка считался лунным божеством. Его рога изображены в виде полумесяца или перевернутой Луны. Издревле на Востоке лев считался воплощением солнца, огня, света и силы. В мифологии лев является символом огнепоклонства. Печать Ширваншаха Султана Мухаммада Гази хранится в Национальном музее истории Азербайджана.

После завоевания российскими войсками Бакинского ханства 6 октября 1806 года, оно стало губернией России. Флаг и ключи Бакинского ханства во время захвата Южного Кавказа Царской Россией как трофей были взяты воинскими частями царской армии. Флаг Бакинского ханства, а также серебряный ключ от Бакинской крепости в настоящее время хранятся в фонде Новой истории Национального музея истории Азербайджана. Эти флаг и ключ в период Царской России находились в Тифлисе, в Кавказском военно-историческом музее. В 1924 году флаг и ключ Бакинского ханства вместе с другими атрибутами, принадлежащими азербайджанским ханствам были переданы в Музей истории Азербайджана.

Флаг Бакинского ханства был сшит из четырех кусков ткани четырехугольной формы (220×122 см) светло-малинового цвета. Расположенный вертикально зеленый кусок (ширина 31 см), с помощью прочно пришитой к нему обшивки красного атласа (ширина 6 см) был надет на флагшток. На основании закона об административной реформе «Учреждение для управления Закавказским краем» от 10 апреля 1840 года, Бакинское ханство как уезд вошло в состав Каспийской области. Бакинский уезд в 1846 году был включен в состав Шемахинской губернии, созданной после упразднения Каспийской области. В связи с землетрясением в Шемахе указом царя Александра II от 6 декабря 1859 года центр губернии был перенесен в Баку, а губерния переименована в Бакинскую. Согласно этому указу город Баку получил статус губернского центра. В 1860 году к ней был присоединен Губинский уезд, а затем по образовании Елизаветпольской губернии к последней отошли Нухинский и Шушинский уезды. В итоге в состав Бакинской губернии входили Бакинский, Губинский, Шемахинский, Гейчайский, Джавадский и Ленкоранский уезды. В 1920 году после установления советской власти в Азербайджане Бакинская губерния была ликвидирована.

Герб Бакинской губернии был утвержден 5 июля 1878 года.

Описание герба: В черном щите три золотых пламени, 1 сверху и 2 снизу. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою (образец ленты на которую прикреплен орден святого Апостола Андрея Первозванного — первый орден Российской империи).

Первый герб города Баку был утвержден 21 мая 1843 года.

Описание герба: В верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Каспийской области: с правой стороны стоящий тигр, а с левой — вылетающий струями из земли воспламененный газ; в нижней, которая имеет голубое поле и разделяется на две части, в одной части, с правой стороны изображен навьюченный верблюд и по бокам его стебли шафрана с цветами, в знак того, что жители промышляют перевозкою тяжестей и с успехом занимаются разведением шафрана; в другой части, с левой стороны, брошенный в землю якорь, означающий, что Баку имеет хороший рейд.

Второй герб города Баку был утвержден 16 марта 1883 года.

Описание герба: В черном щите три золотых пламени, 1 сверху и 2 снизу. Щит увенчан золотою башенною, о трех зубцах, короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою (лента на которую прикреплен орден князя Александра Невского).

Здание Исполнительной власти города Баку (Бакинской городской Думы) находится на улице Истиглалият, строительство, которого было начато в 1900 году и завершено в 1904 году. Центр фасада украшает герб города Баку. В середине герба над морскими волнами расположены три факела золотистого цвета — символизирующие Страну Огней — Азербайджан.

В годы советской власти все символы герба Азербайджана были изменены.

14 апреля 1967 года был утвержден очередной герб города Баку. Герб можно сказать был подготовлен на основе утвержденного в 1878 году герба Бакинской губернии. В 1975 году в описание герба были внесены дополнения. Символ три языка пламени немного стилизован, к нижней части герба прибавлены пять морских волн. Положение о нынешнем гербе Баку утверждено распоряжением главы Исполнительной власти города Баку от 29 марта 2001 года.

Нынешний герб города Баку имеет вид щитообразной пластинки прямоугольной формы, нижняя сторона в виде острого угла. Пластинка со всех сторон обрамлена золотистой полоской шириной 6 мм.

Основные размеры герба: ширина – 100 мм, высота – 140 мм.

На зданиях и памятниках изображается в выпуклой форме (в форме барельефа) с волнами внизу пластинки и тремя языками пламени в центре и обрамляется рамкой.

Современный герб города Баку является его официальном символом.

Министерство внутренних дел распространило заявление в связи с быком, создавшим вчера вечером препятствия движению на столичной дороге.

Сообщается, что 9 августа в 17:00 на улице С.Бахлулзаде, 20А сбежал бык, принадлежащий жителю города Баку Тахмазову Эльбрусу Фазиль оглу 1983 года рождения. Животное создало угрозу жизни и здоровью граждан на территории Насиминского и Наримановского районов, а также повредило автомобили.

В связи с этим в 19:00 на проспекте Зии Буниятова бык был обезврежен сотрудниками специального полка быстрого реагирования.

Читайте так же:

  • Стельная корова и антибиотики MSD Animal Health приняла участие в 24-ой международной выставке «MVC: Зерно-Комбикорма-Ветеринария» С 29 по 31 января 2019 года компания MSD Animal Health (в России ООО «Интервет») […]
  • Как кормить люцерной коров Цена: Авторы работы: Научный журнал: Год выхода: Текст научной статьи на тему «ЗЕЛЕНАЯ ЛЮЦЕРНА В РАЦИОНАХ КОРОВ» ?ление высокопродуктивных коров должно быть полноценным и сбалансированным […]
  • Пологи у коровы Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Гордійчук Н.М., Гордійчук Л.М., Саламаха І.Ю. У статті вивчено особливості поведінки корів і телят української […]
  • Народные приметы если корова Карелы руководствовались приметами в прежние времена во многих случаях жизни, в сельском хозяйстве и т.д. Приметы Если на Пасху видно, как восходит солнце, то будет хорошая, тёплая весна, […]
  • Рацион для раздоя коров Период новотельности начинается непосредственно после отела и продолжается 1,5 – 3 недели. В это время животное находится в родильном отделении и требует тщательного ухода и кормления. В […]
  • Корова не ест и не дала молока Главная Вопросы и ответы Животные: общие вопросы Корова может не давать молока или сбавляет надой по множеству причин. Стоит их разделить на физиологические и […]

Бегущий по бакинским улицам бык привлек всеобщее внимание.

Как передает Oxu.Az, случай произошел вечером 9 августа.

Приобретенный для заклания на праздник Гурбан бык выбежал на проспект Зии Буниятова, что создало препятствия для движения транспорта.

На видео заметно, как за бегущим по автомобильной дороге быком гонятся люди. К его поимке подключились и сотрудники патрульно-постовой службы.

Отправил: Гусейн Мири

БАКУ, 10 июл — Sputnik. Водитель грузовика, истязавший животное на улицах Баку, может быть привлечен к ответственности сразу по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях АР (КАП).

Об этом говорится в заявлении министерства экологии и природных ресурсов АР.

Напомним, что девятого июля в социальных сетях распространилось видео, на котором было запечатлено, как водитель грузового автомобиля марки «Газель» с государственным регистрационным номером 10-LO-913, волочил быка, привязанного к кузову, по проезжей части дороги.

Виновник был немедленно найден сотрудниками 29-го отделения полиции Ясамальского района столицы.

Водитель привлечен к административной ответственности по статье 290.1.2 Кодекса об административных правонарушениях АР (КАП) за нарушение правил транспортировки животных и был оштрафован на 200 манатов.

В то же время, по данным Минэкологии, водитель «Газели» может быть вторично привлечен к административной ответственности по статье 274 за жестокое обращение с животными КАП.

Министерство внутренних дел Азербайджана распространило новые подробности о быке, сбежавшем вчера вечером от мясников и нападавшем на водителей и автомобили.

Как сообщили в пресс-службе МВД, 9 августа на улице Саттара Бахлулзаде, 20А сбежал бык, принадлежащий жителю Баку Эльбрусу Фазиль оглу Тахмазову (1983 года рождения).

В ходе побега бык создал угрозу жизни и здоровью граждан на территории Насиминского и Наримановского районов, а также повредил автомобили и мотоцикл.

Сотрудникам Полка быстрого реагирования бакинского гарнизона полиции удалось поймать животное на проспекте Зии Буниятова.

Баку, 10 августа, SalamNews. Министерство внутренних дел распространило заявление в связи с быком, создавшим препятствия движению на столичной дороге.

Ка передает SalamNews, сообщается, что 9 августа в 17:00 на улице С.Бахлулзаде, 20А сбежал бык, принадлежащий жителю города Баку Тахмазову Эльбрусу Фазиль оглу 1983 года рождения. Животное создало угрозу жизни и здоровью граждан на территории Насиминского и Наримановского районов, а также повредило автомобили.

БАКУ, 9 июл — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Дорожная полиция Баку занялась поиском водителя, истязавшего быка на дорогах столицы.

Как сообщает Sputnik Азербайджан, в социальной сети Facebook пользователи опубликовали видеоролик, на котором видно, как водитель автомобиля марки «Газель» с государственным регистрационным номером «10-LO-913» привязал быка к кузову машины и волочит его на скорости по дороге. При этом сам кузов пуст.

Пользователи негодуют, как можно так поступать, в то время как имеются все условия для нормальной перевозки животного.

На кадрах видно, что факт запечатлен в дневное время суток на дороге с интенсивным движением.

В связи с этим редакция обратилась к главе отдела по связям с общественностью Главного управления государственной дорожной полиции города Баку Вагифу Асадову.

Он заявил, что уже проинформирован об этом вопиющем случае и дал поручение найти нарушителя и привлечь его к ответственности.

«Я считаю, что такое поведение недопустимо. Подобная транспортировка животного, несомненно, является административным правонарушением, и каждый, допустивший подобное, должен ответить перед законом», — подчеркнул Асадов.

Он добавил, что для транспортировки домашних животных предусмотрены специальные автомобили.

Кроме того, истязание животных само по себе является отдельным преступлением.

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

  • Home
  • История Азербайджана
  • /
  • Рекомендуем
  • Тайны Баку: Львы и Бык – символы средневекового Баку

О.БУЛАНОВА

В незапамятные времена Баку возник как город- крепость, окруженный высокими стенами. Они защищали жителей от набегов неприятелей, являлись символом их стойкости. Во второй половине XIX в. жителям уже не было нужды защищаться от неприятелей, и стены стали своеобразной границей между Баку средневековым и Баку европейским. Эти стены имеют уникальную историю.

Наиболее древняя их часть датируется XII в., т.е. периодом династии Кесранидов, хотя сам Баку, несомненно, появился намного раньше. Об этом участке XII в. стало известно в период реставрации крепостных стен, когда из кладки был извлечен камень с трехстрочной надписью, выполненной арабской вязью: “Повелел строить крепость мелик великий, премудрый, справедливый, победоносный, ревностно защищающий ислам, слава государства, опора ислама и мусульман, величайший хаган, великий ширваншах Абу-ль-Хиджа Минучихр сын…” (или Манучехр, 1120-1149). Эта плита была передана в Музей истории Азербайджана в Баку.

Вплоть до середины XIX в. город был окружен двумя рядами крепостных стен с суши и одним рядом со стороны моря. Более того, перпендикулярно этой стене прямо в море уходили еще две, создавая надежно укрытую гавань для кораблей.

С суши, помимо двух рядов стен, крепость была защищена еще и рвом между ними, который в момент опасности мог быть легко заполнен из подземных источников и родников. Таким образом были соблюдены все законы и правила средневековой фортификации, и крепость по праву считалась самой укрепленной на Каспийском море.

С начала XIX в., когда Бакинское ханство было присоединено к России, русские инженеры в 1808 г. устроили ров и семь бастионов, практически на всем протяжении стен с них были сбиты зубцы, мешавшие установлению здесь российской артиллерии. Но позже надобность в стенах как в фортификационных сооружениях начала отпадать, стены ветшали, их никто не ремонтировал.

Нефтяной бум во второй половине века с необыкновенной быстротой изменил и облик, и традиционный уклад, и ритм жизни старинного восточного города-крепости, который был не в состоянии вместить в своих стенах разнообразную и разнородную волну иммигрантов.

Неудивительно, что уже к 70-м гг. XIX в. встает вопрос о расширении городских границ. Причем поначалу планировалось сделать это самым “простым”, на первый взгляд, способом, – путем сноса ненужных теперь крепостных стен. От того участка стены, что отделял город о моря, избавились еще в 1865 г. – после того как военный губернатор, он же управляющий и гражданской частью Бакинской губернии, генерал-лейтенант Михаил Петрович Колюбакин испросил соизволения на его уничтожение под тем предлогом, что стена “препятствовала свободному движению воздуха”.

Эта же участь ожидала и второй ряд стен со стороны города. Однако эта вторая стена, о первоначальном облике которой можно рассуждать разве что на основе немногочисленных карт, рисунков, гравюр и фотографий, не была все-таки в 80-х гг. уничтожена бесследно. От нее остались… ворота.

Дело в том, что на месте двойных ворот (Гоша Гала Гапысы) в каждой из двух стен были ворота одинарные. Такие узкие, что не каждая телега могла проехать. Их, кстати, называли в разное время по-разному: Дербентскими (из них выходила дорога на Дербент), Шемахинскими (дорога на Шемаху шла в этом же направлении), воротами шаха Аббаса…

Во времена этого правителя на воротах имелась строительная надпись, из которой становилось ясно, что внешние стены (на языке фортификации фособрейные), устроены по его велению вместе с воротами. Внутренние же большие стены возведены по участкам местными сельскими жителями, как видно из надписей, в конце XVI в.

Когда внешнюю стену снесли, память о ней решили увековечить и придумали довольно необычный для этого способ: сделать двойные ворота во внутренней стене. Но самое главное, что удалось сохранить от ворот внутренней стены – это загадочный барельеф, символ средневекового города Баку, существовавший еще задолго до индустриального подъема и нефтяного бума.

Барельеф представляет собой мастерски высеченную в камне композицию, изображающую двух львов, стерегущих массивную голову быка в окружении двух небольших дисков. На вторых – новых – воротах этот символ был повторен уже в середине 80-х гг. XIX в. Кроме того, в левый портал новых ворот строителями были вмонтированы как декоративные элементы два камня с древними арабскими надписями.

Что же обозначает этот символ, являющий собой наглядный и очень интересный образец средневековой восточной геральдики? Немецкий путешественник и ученый Энгельберт Кемпфер, побывавший в Баку в 1683 г., попытался, разумеется, не без помощи местных знатоков, расшифровать старинный бакинский герб.

Итак, голова быка, согласно Кемпферу, символизирует сам старый город-крепость, население которого, не имея возможности заниматься земледелием из-за засушливости почв и сильнейших ветров, традиционно занималось скотоводством. Как утверждают многие ученые, бык и корова являлись древнейшим тотемом абшеронцев, эти изображения можно встретить в наскальных рисунках, в жилищах, а позднее и на монетах, и посему использование головы быка на древнем гербе – это своего рода дань многовековой традиции.

При раскопках Ичери-Шехер и ее окрестностей неоднократно находили изображения коров и быков. Известно, что бык глубоко почитался зороастрийцами, и вполне возможно, что первым гербом древнего Баку была голова быка.

Этот символ имеет истоки в глубокой древности, уходит во времена язычества. Корова считалась праматерью людей и являлась священным животным – очертания черепа коровы (быка) в точности повторяют очертания репродуктивных органов женщины. Использование образа головы/черепа коровы или быка в магии является очень мощным и эффективным средством для достижения определенных целей – как добрых, так и злых. Но чаще всего изображение черепов и голов коровы или быка использовались для защиты. Ими украшались ворота, заборы, дома, межевые знаки.

Что касается львов, то их изображение, по мнению многих историков, дань геральдическим традициям Переднего Востока, персидской культуре, ведь и в новейшей истории изображение Льва и Солнца (Шир-е-Хоршид) является своеобразным иранским “серпом и молотом”. Отличие бакинских львов от персидских, пожалуй, лишь в том, что они не держат мечей. Образ льва – такой же древний, как образ быка (коровы).

У древнеримского писателя и философа Амвросия Феодосия Макробия (Макробиуса) сказано, что львы символизируют Землю, Мать богов. Пара львов означает дважды сильного властелина, а также стража дверей, врат и сокровищ, либо Древа Жизни. Часто они поддерживают на изображениях солярный символ и олицетворяют неусыпную бдительность и храбрость.

Образ льва – образ архетипический, свойственный большому числу народов и культур. Практически везде он имеет двойственное значение (как и все в этой жизни), неся в себе и солярный (солнечный), и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей. В качестве лунного символа лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он – символ войны и является атрибутом богов войны.

Может быть, исходя из подобных предположений, некоторые историки считают, что все гораздо проще: львы, стоящие с двух сторон от быка, могут символизировать Сефевидов, захвативших Баку, в котором еще могли оставаться исповедующие зороастризм. Хотя на минарете Джума мечети, построенном в 1437 г., были изображения четырех львов геральдического характера и, следовательно, львы могут быть связаны древним гербом Ширвана, т.к. в культуре тюркских народов являются весьма распространенным символом. Он также часто встречается у шумеров, которых многие историки относят также к тюркам.

Кемпфер же считал что львы вместе с дисками рядом с головой быка могут символизировать светила. Как уже было сказано, изображения быка в старинной городской геральдике зачастую сопровождалось изображением Солнца и Луны по бокам, что являлось символом дня и ночи. Возможно, эту же смысловую нагрузку несут и небольшие диски, высеченные у бычьих голов над парными крепостными воротами. Итак, в совокупности замысловатый герб на воротах у основного входа в крепость, по Кемпферу, можно прочесть следующим образом: Львы (т.е. крепостные стены) стерегут Быка (т.е. город) днем (Солнце) и ночью (Луна).

Когда-то давно это изображение было гербом города Баку. Однако когда маленькая средневековая крепость начала разрастаться и превратилась в большой город, у Баку появился другой герб: три огня в щите.

Герб Баку периодически видоизменялся. В 2001 г. в качестве городского герба было принято изображение в виде французского прямоугольного щита голубого цвета, внутри которого изображены три огня и волны. А изображение быка в окружении двух львов уже в нашем веке стало гербом Ичери-Шехер. С точки зрения геральдики, конечно, неофициальным, а символическим, культурным.

Использованы материалы Фуада Ахундова, Сергея Колтунова и документы из президентской библиотеки Управления делами президента Азербайджана