Бык оборотень

В глубокой древности бык, почитавшийся многими народами в качестве священнoгo животного, являл собой воплощение могущественной и грозной силы, божественной и царственной власти, cтuxийных проявлений природы, а также мужской сексуальности и плодовитости.

Бык — мужской и одновременно женский символ лунного серпа, месяца. Обычно бык олицетворяет мужской принцип, солярную возрождающую силу, посвященную всем небесным богам, а также плодовитость, мужскую производительную силу, царское происхождение. В других случаях символизирует землю и женскую природную силу. Когда бык становится лунным, на нем ездят богини луны — Хатор, Астарта, Европа, и он означает укрощение мужского и звериного начала.

Бык в легендах был связан с морем — приплывал и уплывал, — а это означало связь с Посейдоном и с богинями Герой, Афиной, Деметрой, Афродитой, Уранией.

Дикий бык, разбивающий рогами яйцо хаоса, некогда считался символом Создателя, освобождающего животворящее семя от пут инертной материи. Рев быка символизирует гром, дождь и плодородие. В некоторых культурах считалось, что бык вызывает землетрясения, поддевая землю рогами, и тогда все слышат его рев. Являясь воплощением производительной мужской силы, бык ассоциируется с плодородными силами солнца, дождем, бурей, громом и молнией, следовательно, как с сухими, так и влажными стихиями. Небесные божества очень часто возникают в образе быка, а богини изображаются с ним, как супругом.

Символика Быка как воплощения космического начала, продолжающая сходное использование символа бизона в верхнепалеолитическом искусстве, характерна для неолитической культуры Чатал-Хююка (Малая Азия, 7—6-е тыс. до н. э.), где в ранних слоях (IX—У1А) обнаружены скульптурные изображения быка.

Еще в раннем пещерном искусстве бык — второй после лошади образ, применяемый для обозначения жизненной энергии. На пространстве от Северной Европы до Индии бык был эмблемой божественного могущества, особенно связанной с богами луны, солнца, неба и ветра.

В этом смысле стоит отметить скандинавских богов Тора и Фрейю; греческих Зевса (в римской мифологии Юпитера), Диониса (Бахуса),Посейдона (Нептуна); египетских Ра, Осириса, Пта (в образе священного быка), Сета; месопотамских Ила (с рогами быка) и Ваала; индийских Индру, Адити, Агни, Рудру и Шиву (сидящего на быке по имени Нанди).

Рога быка — знак неполной луны, его огромное тело — опора мира в исламской и ведической традициях; его обильное семя подпитывается луной в иранской мифологии; его мычание, топанье ногами и трясение рогами повсеместно связывали с громом и землетрясением, особенно на Крите, родине ужасного человекобыка Минотавра.

Черных быков, как правило, жрецы приносили на жертву именно подземным богам — дабы улучшить плодородие земли, повысить всхожесть семян.

В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др.

У шумеров и семитов небесный бык пахал глубокую борозду по небу Рамман, Ашшур и Адад ездили на быках и звались «быками небесными». Мардук, или Меродах, идентифицируется с Гудибиром, «быком света». Солнце, Энлиль, или Энки, — это «свирепый бык неба и земли». Лунный бог Син также принимает образ быка. Хеттский бог Солнца Тешуб принимает образ быка и является одним из аспектов Эа, как бога магии, и часто изображается в шумерском искусстве как страж входа. Сирийский и финикийский Ваал, или Бел, солярный бог плодородия почвы и стад, символизировался быком. Аккадский «направляющий бык» начинает зодиакальный год. Крылатые быки олицетворяют духов-хранителей.

Во всех древневосточных культурах именно бык выражал идею власти. У аккадцев «сломать рог» означало «преодолеть, победить»

Шумерские священнослужители изображали бога Луны — Нама-Сина в виде молодого быка с сияющими глазами, который бегает по ночным «пастбищам» небосвода. Бога этого быка — серп месяца (в южных странах рога такого быка всегда изображались поднятыми круто вверх);

Древние шумеры в постоянном обиходе, по свидетельству историков, заменяли имена богов эвфемизмами: «горячий бык», «грозный бык», «дикий бык». Глава божественного ареопага шумеров Энлил превратился в не-окольцованного быка и оплодотворил дикую корову, которая была символом реки Тигр, наполнив ее пресной, животворящей водой.

Шумерский бог Ишкур, «отвечавший» за различные атмосферные явления, и потому покровительствующий пастухам, почтительно назывался «небесным зверем, великим Быком».

Читайте так же:

  • Чем поить теленка при поносе Авторы Сильвия Кегоу Джуд Хайнрикс Государственный университет Пенсильвании Отделение молочного животноводства и зоологии Введение Восстанавливающие водный баланс растворы для приема […]
  • Лечение перикардита у коровы ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИКАРДИТ (Pericarditis traumatica), воспаление перикарда, возникающее вследствие его повреждения. Наблюдают гл. обр. у кр. рог. скота. Т. п. развивается обычно как […]
  • Бык на спине Значение тату с быком всегда было четким и ясным. Бык является воплощением мужского начала, но не только им, а еще и производительной мужской силы. Бык всегда связан с чем-то мощным, […]
  • Строение желудок коровы Сегодня мы поговорим о том, сколько желудков у коровы. Это сельскохозяйственное животное, которое питается растительным кормом и грубой пищей. Поэтому его пищеварительная система […]
  • Физико-химический состав молока коров Научные публикации аграриев Брянщины Химический состав молока коров черно-пестрой породы различных генотипов Длительное время селекцио­неры в нашей стране занима­лись в основном […]
  • Самые популярные породы коров в россии Корова является одним из популярных представителей крупного рогатого скота. Это животное чаще других можно встретить на деревенском подворье или в фермерском хозяйстве. Корова незаменима и […]

В своей первичной шумерской ипостаси древневавилонский бог Мардук (производное от Amar-utu-k, то есть «Молодой бык Солнца») был богом Солнца.

Так же шумеры верили в Алим — существо из мифологии шумеров, представлявшее собой быка с человеческим лицом. Алим часто вступали в связь с человеческими женщинами. Дети рожденные от такой связи были наполовину быками, на половину людьми.

Еще раньше Алим, в мифах упоминаются Кусарикку — бычьеногий демон шумеро-аккадской мифологии. Художественные изображения кусарикку известны с самых ранних (конец Урука) эпох шумеро-аккадской цивилизации. Его изображали в виде прямоходящего гуманоида с человеческой головой, руками и туловищем, и ногами от крупного рогатого скота (быка то есть; ученые не пришли к одному мнению, какого именно быка: тура, зубра или буйвола).

Интересно, что в шумерской мифологии есть очень похожий на кусарикку персонаж по имени Алим — бык с человеческим лицом (вероятный прообраз аккадского шэду). Учитывая тот факт, что самого кусарикку шумеры называли гуд-Алим [gud-alim], вполне возможно, что кусарикку и алим были как минимум родственниками, а то и подвидами одного и того же существа. Потому зачастую алимов называют кусарикку.

Обычно кусарикку изображается как прямоходящее существо (иногда с крыльями) и характеризуется как хранитель двери, защитник жилища от злоумышленников . Кроме того, кусарикку является одним из демонов, которые связаны с горами, и его изображение часто помещали на цилиндрических печатях.

Древность образа кусарикку подтверждается его легендарным происхождением, в рамках которого кусаррику считается одним из демонов, рожденных богиней-драконом Тиамат, и после побежденных богом Мардуком. Как и многие его родственники-товарищи-коллеги, кусарикку в последствии стал служителем добра — он помогал людям бороться со злом и хаосом, держал врата рассвета открытыми для бога солнца Шамаша и поддерживал солнечный диск.

Особенно широкое распространение культ священного Быка (буйвола) имел в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. до н. э.), о чём позволяют судить печати из Мохенджо-Даро и Хараппы, а также шумерские сведения о людях из страны Мелухха (Индии). Роль Быка как символа бога (бык Нандин бога Шивы) или как противника мифологического героя (Сканда, убивающий духа буйвола в «Махабхарате», III 221, 66; Валин, убивающий буйвола Дундубхи в «Рамаяне» IV 11, 7—39) характерна и для тех элементов древнеиндийской мифологии, которые можно связывать с наиболее ранними доиндоарийскими её истоками

В древней религии культ священных быков был распространен от Средиземноморья до Индии. Неизгладимый след этот культ оставил в религии Древнего Египта — страны с сильными пережитками тотемизма.

У египтян бык Апис был аватаром Озириса «и второй жизнью и слугой Пта». Ему также поклонялись в форме Мневса или Мервера. Он был посвящен солярному богу Ра, который в образе небесного быка, ежедневно оплодотворял богиню неба Нут. Бог земли Неб также был быком небесных богинь. Бедро быка считалось фаллической ногой Сета, символизируя плодородие, силу и Северный Полюс.

Символ мужественности, животворящей силы природы, он олицетворял собой Нил, несущий плодородие земле Египта. Бык Анубис был священным животным прародителя Амона и считался воплощением Осириса, бога смерти и возрождения, а корова Масре, породившая Солнце, сопровождала Нут, мать бога Фре (Солнца). Бык Anun, с уреем и солнечным диском между рогами (древнеримский Мневис), служил символом плодородия, защитником стад и ассоциировался с Осирисом. На древнеегипетских памятниках он символизирует силу и мощь. Бог реки Нил — Хапи (греческий вариант Apis) был высоко чтим в Мемфисе еще во времена I династии египетских фараонов (XXIX—XXVII вв. до н. э.) именно в ипостаси быка.

Там, где существовали местные культы главного божества в образе Быка, при храме держали священного быка как его воплощение (египетский Апис в Мемфисе); по поверьям сванов, бык Висхв, посвящённый богу Пусду, должен быть самым могучим и прекрасным из быков. На быках есть (видимый или невидимый) знак их принадлежности божеству (аналогичное обозначение быков как «отмеченных богом» встречается в древнехеттских текстах).

Воплощение Аписа египетские жрецы искали по особым приметам. Между poгами священноrо быка должен был нaxoдиться пучок белой шерсти, по форме напоминающий звезду; на спине пятно, похожее на орла, а на правом боку пятно, ассоциирующееся с луной. Истинный Апис должен был иметь хвост, раздвоенный на конце, а под языком особенный узел, который жрецы называли жуком.

Отыскать животное, отвечающее всем этим требованиям, было очень и очень нелегко, зато, когда поиски жрецов в конце концов увенчивались успехом, избрание нового Аписа отмечалось всенародным праздником. Через 25 лет, если только бык не умирал естественной смертью, ero убивали (топили), бальзамировали и торжественно хоронили в Серапейоне. До той поры пока жрецы не находили «новое вместилище души» Аписа, весь народ пребывал в глубоком трауре.

Апис был не единственным божественным быком в Египте. Параллельно с ним древние египтяне почитали бога Бухиса в образе черного быка. По египетской мифологии, матерью Бухиса признавалась небесная корова, богиня Хатор, породившая также и солнце. Хатор называли еще и Великой Матерью, изображали, как правило, в виде коровы, а позднее — в виде женщины с ушами, или рогами коровы и солнечным диском на голове.


Хатор

Египетский бык Мервер символизировал бога Солнца Ра в храмах Гелиополиса. Во фресковой живописи и резьбе по камню Древнего Египта бык изображался с солнечным диском между рогами.

В эмблематике Древнего Востока бык занимает самое достойное место. Крылатый бык с бородатой человеческой головой и львиной гpивой, изображавшийся на стенах дворцов Вавилона и Персеполя, представлял собой духа-охранителя ассирийских и персидских царей, а прославленный царь Понта и непримиримый Bpaг Рима Митридат VI Эвпатор (132-63 rI: до н.э.) избрал ero в качестве своей государственной эмблемы. Образ восточного крылатого быка глубоко символичен: в нем coчетались мудрость старца с мужеством льва и яростной силой быка.

Дрyгая группа мифов посвящена борьбе с быками. Эллинский герой Тесей с помощью Ариадны проник в подземный лабиринт кноского дворца и в нелегкой борьбе одолел страшного Минотавра, которому приносились человеческие жертвы, а вeличайший греческий герой Геркулес укротил взбесившегося быка Посейдона и по приказу царя Эврисфея доставил ero в Микены (7й подвиг Гeракла).

В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» богиня Иннин, рассердившись на Гильгамеша, не ответившего ей любовью, добивается, чтобы боги создали небесного Быка — мстителя за неё. Бык, спустившись с небес к Евфрату, выпивает реку. Гильгамеш побеждает Быка (на шумерских печатях изображены эпизоды сражения героя чудовищем — человекобыком); ср. убийство первобыка Ахриманом в иранской мифологии, встречу угаритского Баала (Балу) с существом, у которого «рога как у быков и горбы, словно у буйволов».

В других мифах того же ареала Бык является символом бога грозы. В частности, в хурритской мифологии у бога грозы два Быка — Хурри (утро) и Серри (вечер).

В египетских мифах Бык неба — сын Небесной коровы и отец телёнка, которого та рождает. С этими представлениями сравнимы мифы некоторых африканских народов. Так, в мифе кизиба у одной из двух первых женщин рождаются близнецы: бычок и тёлка.

Мифологическое и обрядовое отождествление мужчины и быка характерно для скотоводческих народов нуэр, шиллуков, руанда и др. Герой мифа ньоро Рукиди получил имя Мпуга, которое давалось быкам (и другим домашним животным) чёрной и белой масти.

В мифологии бушменов дождь представляется в виде «водяного Быка», похищающего девушку (ср. сходный образ Зевса — Бык, похитившего Европу, и характерное для греческой мифологии представление о Посейдоне и других водяных божествах как о Быках).


Морской бык (или Фоха) из манускипта Якоба фон Маэрланта «Цветы природы».

Морской бык — одно из античных легендарных морских чудовищ, также именуемое как Фоха
Оно выглядело, как морской бык, огромный и необыкновенно сильный. Фоха также отличался малоподвижностью и был склонен к пребыванию в одном и том же месте. При этом его характеризовала повышенная вспыльчивость, особенно по отношению к особям своего семейства.
Аристотель как раз подчеркивал эту особенность фохи, которая проявлялась в постоянных сражениях с собственной самкой. Причем, убив ее, самец ищет новую самку, с которой продолжает такое же зверское обращение. И эта смена самок продолжается до тех пор, пока какая-нибудь их них не одолеет его сама. В одном из старинных трудов фоха описывается как существо с мордой тельца и с человеческими руками»

Пушистая

На Тибете существует любопытная легенда, посвященная ужасному богу Чойджалу — повелителю адской бездны и главному судье над душами умерших. Первоначально Чойджал был обычным смертным, фанатичным приверженцем тибетской религии бон. Дав обет провести в отшельничестве 50 лет, юноша yдaлился от мира в пещеру, где и прожил все эти годы. Когда до истечения срока обета оставался один день, в пещеру убеленного сединами отшельника нагрянули грабители, тащившие на аркане украденного быка. Воры отрубили голову быку, а заодно и святому отшельнику, ставшему невольным свидетелем их преступления. Но не успела еще вытечь из раны вся eгo кровь, как Чойджал восстал из мертвых. Схватив бычью голову, он надел ее на свои плечи и превратился в aдcкoгo демона. Чойджал растерзал перепуганных разбойников и пожрал их сердца. С тех пор кровожадный Чойджал неумолимо преследует всех преступников.

Это жутковатое тибетское предание, вероятно, напомнит читателю о другом широко известном быкоголовом существе — чудовищном Минотавре. Согласно древнегpеческому мифу, Пасифая, супpyгa критского царя Миноса, однажды воспылала противоестественной страстью к белоснежному быку Посейдона, подаренному богом морей и океанов владыке Крита. Плодом этой странной любви и стал человекобык Минотавр. Как не трудно заметить, в этом мифе на первый план выступает сексуальный символизм быка.

Букентавр — одно из редчайших сочетаний человека и быка, включая Минотавра и Ламассу, обладает телом и силой быка; он хотя весьма раздражителен, но очень медлителен. Подобно кентавру, это мифическое животное символизирует внутренний дуализм человека, однако, в данном случае, подчеркивается его низшая или животная сторона.

Шеду — в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность. В сугубо мужской форме именовался шеду (по-аккадски) и алад (по-шумерски), в нейтральной (которая могла быть и женской) — ламмасу (по-аккадски) и лама (по-шумерски). В искусстве изображался в виде существа с телом быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой.

На минойском Крите свирепый бог-бык, выведенный в мифе под именем Минотавра, олицетворял разрушительные силы природы. Eгo грозное мычание ассоциировалось с ревом разбушевавшегося моря, а топанье копытами и трясение рогами с сильным землетрясением. Чтобы умилостивить разъяреннoгo бога, изображенного на минойских монетах в образе человекобыка, жители Крита приносили ему кровавые жертвы, в том числе и человеческие, как можно cyдить по мифу О Минотавре.

Как наиболее опасное из всех домашних животных, бык с древнейших времен был объектом как поклонения, так и соперничества, его сила была мерилом для многих легендарных героев, таких, как Геракл, и минойских акробатов, которые совершали сальто с опорой на острые бычьи рога. Тщательно организованный ритуал современной корриды продолжает долгую традицию использования быка в качестве партнера в игре со смертью.

Особое место в peлигии древних занимал обряд тавроболии (жертвоприношения быков). В культе древнеиранского солнечноrо бога Митры жертвенный бык рассматривался как символ смерти и возрождения. На Востоке, в Греции и Риме, участники тавроболий становились в специально приготовленную яму, в то время как над их головой жрецы закалывали быка. Жертвенная кровь быка, пролившаяся на посвящаемых, символизировала их нpaвственное очищение. В Древней Греции в особо важных случаях богам посвящалась гекатомба — одновременное торжественное жертвоприношение сотни быков.

Быка (обычно белого) приносили в жертву Зевсу, а позже, у скандинавов, посвящали богу плодородия Фрейру, чтобы вымолить дождь и, соответственно, урожай.

У кельтов боги-быки символизируют силу и мощь. Для друидов бык — это солнце, а корова — земля. У скандинавов бык — атрибут Тора и посвящен Фрее.

В скандинавском фольклоре часто встречается Хульдра — девушка из скрытого народца, либо из рода троллей, но при этом красивая и молодая, с длинными светлыми волосами.

В книге Бренды Роузен «Мифические существа» говорится, что «спереди хульдра выглядит как прекрасная молодая женщина с длинными волосами. Согласно некоторым описаниям, она обнажена, согласно другим, одета как работница на молочной ферме. Но сзади у хульдры длинный хвост, как у коровы, который она пытается скрыть. Она проводит свои дни, присматривая за стадами и распевая песни на склонах гор»

Люди могут встретить хульдру в горах или глубоко в лесу, где она пасёт своих коров. Считается, что человек может легко влюбиться в хульдру, так как она обладает необычайной красотой. Имеется много историй о молодых неженатых мужчинах, которые влюбились в хульдр.


Тролль и Хульдра

Тоскуют девушки из скрытого народца в своём прекрасном мире и стараются выйти замуж за человека, а если их избранник женат, то хотя бы родить от него ребёнка. Называют этих «невест» хюльдрами, от древненорвежского слова huld, что значит «скрытый, спрятанный». Они обычно прячутся от людей, делаясь невидимыми, и показываются только по собственному желанию, как правило, своим избранникам. Бывает, хюльдра, выбрав себе парня, неделями ходит за ним по пятам, не оставляет его в покое ни днём, ни ночью, ни в поле, ни в доме. И никто, кроме парня, её не видит! Всем остальным кажется, что он разговаривает сам с собой. Очарованию хюльдры противостоять нелегко, но среди людей всё же попадаются стойкие к соблазнам юноши и верные мужья. В таком случае хюльдра принимает вид знакомой и даже жены. Как не попасться к хюльдре на удочку? А вот как. Какой бы облик ни принимала хюльдра, какой бы красавицей ни представлялась, есть у неё один изъян: уродливый коровий хвост. Обычно она его тщательно прячет, подвязывает, под юбкой скрывает, а он нет-нет да и покажется.

Иногда люди остаются жить с хульдрой и её семьёй в горах, но тот, кто пошёл на это, уже не может вернуться и должны жить там всю жизнь.

В Сербии полагали, что земля держится на четырех Быках — черном (на западе), сивом, половом (на юге), белом (на севере) и красном (на востоке). Быки, стоя в густой желтой воде, пьют ее и ею насыщаются, но они стареют и слабеют, и однажды у них подкосятся ноги, тогда земля даст трещины, желтая вода проникнет в них и будет всемирный потоп.

В мифологии индейцев сиу Бык-Дхарма, воплощение первоосновы Земли, представленной в видимом земном образе. Каждая из частей его тела соответствует одной из категорий мироздания, а ноги — четырем космогоническим эпохам. Находясь в начале цикла на Западе, он сдерживает воды, угрожающие Земле. Каждый год бизон теряет по шерстинке, а в каждую из циклических эпох — по ноге. Когда он потеряет всю свою шерсть и все четыре ноги, вода затопит Землю, и цикл закончится.

Согласно Прокопию (6 в. н. э.), славяне жертвовали быков богу — «творцу молний»; у восточных славян существовал обряд заклания быка в день Ильи-пророка, заменившего древнего бога-громовержца.

Хвалебный эпитет Буй Тур — Буи Туръ: могучий; первоначально: рослый, могучий бык — часто встречается в славянских летописях и былинах.

У китайцев бык считается одним из животных Двенадцати Земных Ветвей и символизирует весну, потому что весенние работы начинаются с пахоты. Бык также связывался с водой.

В древнекитайской мифологии рассказывается о чудовище Куй в виде одноногого безрогого пепельно-синего быка. Куй мог свободно ходить по морю, при этом тотчас же поднимался сильный ветер и начинался ливень. Глаза куй излучали блеск, подобный свету солнца и луны. Согласно комментариям к «Повествованиям о царствах» (ок. 4 в. до н.э.), у куй одна задняя нога, лицо человека, туловище обезьяны, он умеет говорить. Его устрашающий голос был слышен за 500 ли.»


Куй. Рисунок тушью из «Каталога гор и морей» («Шань хай цзин»)

Считается, что за этим мифическим образом скрывается смерч-торнадо, поднимающийся воронкой над океаном.

По мифологии, Куйяту — огромный бык, имеющий четыре тысячи глаз, четыре тысячи ушей, четыре тысячи носов, четыре тысячи ртов, четыре тысячи языков и четыре тысячи ног. Чтобы дойти от одного глаза к другому или от одного уха к другому, требуется пятьсот тысяч лет. Куйяту стоит на огромной рыбе, имя которой Бахамут. На бычьей спине стоит рубиновая cкала, на которой сидит ангел и держит нашу землю.

У иранцев бык олицетворяет душу мира, а его производительные силы ассоциируются с Луной и дождевыми благодатными облаками. Бык был первым сотворенным животным и первым животным, убитым Ариманом. Из бычьей души произошли споры всего сотворенного впоследствии.

В буддизме Бык олицетворяет личность, эго и является атрибутом бога мертвых Ямы, который иногда изображается с головой быка или буйвола.

У евреев Яхве — это «бык Израиля», следовательно, он представлял мощь Яхве. Из ветхозаветной литературы явствует, что древние евреи тоже длительное время поклонялись священному быку в образе Золотого Тельца. В Библии говорится, что Аарон воздвиг идол Золотого Тельца по требованию народа. Евреи поклонялись тельцу и как культовому животному, и как воплощению самого бога. Моисей повел против языческоrо культа непримиримую войну. Низвергнув идол Золотого Тельца, он «. взял тельца, которого они сделали, и сжег ero в oгнe, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал пить сынам израилевым» (Исх. 32: 20).
В этом библейском предании отразилась реальная борьба против языческого культа быка, существовавшего у семитских нapoдов, а сам Золотой Телец сделался со вpeменем символом невежества и алчности.

« Не сегодня началось, дети мои, что бык вас притягивает и даже завораживает. В его обманчивом благодушии таится угроза, его взгляд — загадка. Бык позволяет приблизиться, но потом отстраняется; он пасется на ваших лугах, но полностью вам не принадлежит. Укротить быка всегда было вашей мечтой, но он так и остался неукрощенным. Вы сумели стать хозяевами самых тяжеловесных животных, слонов например, или самых жестоких, как лев или тигр; вы можете их дрессировать, показывать на ярмарках, заставлять их кружиться, сидеть или прыгать сквозь огненный обруч. Вы можете добиться от медведя, чтобы он танцевал, от тюленя — чтобы он играл с вами в мяч; можете заставить птицу петь, змею — раскачиваться в такт, можете даже научить блох тянуть крошечную повозку. С быком же вы не можете поделать ничего. Ничего иного, кроме как оскопить его, пока он еще теленок, чтобы надеть на него ярмо; но тогда это уже не бык. Он восхищает вас именно потому, что у вас нет над ним власти, и единственный подвиг, который вы можете с ним совершить, — это увернуться от его внезапной и яростной атаки, и тогда уж он сам заставит вас поплясать! Это животное олицетворяет собой тайну мира и его первобытные силы. »
— Морис Дрюон, «Дневники Зевса»

Сюда приводить примеры наиболее известных в культуре сюжетов, относящихся к быкам — любым, домашним и диким. К быкам, сильным и яростным, порой свирепым, и по-своему не менее прекрасным, чем крутая лошадка, сохатый лось и даже прекрасный олень.

Примеры [ править ]

Мифология и предания [ править ]

  • Шумерский эпос о Гильгамеше — Гильгамеш и Энкиду убивают огромного быка богини Иштар.
  • В угаритской мифологии «могучий бык» один из титулов верховного бога Илу.
  • Священный бык Хапи (более известный по греческому варианту имени — Апис) из древнеегипетской мифологии. Так же египтяне называли и реку Нил, мощь которой символизировал священный бык.
  • Особенно любили быков и коров в античной мифологии! Там и Гера названа «волоокой», и Зевс то сам превратился в быка, чтобы похитить Европу, то превратил в тёлку свою возлюбленную Ио. И Геракл, и Тезей укрощали быков (или одного быка), и критская царица Пасифая влюбилась в быка (кстати в того же самого, Критского, которого укрощал Геракл) и родила от него Минотавра. И еще множество менее известных сюжетов: так, например, Кадму указала место постройки Фив посланная богами корова.
  • Предшественники греков, минойцы, тоже быков уважали.
  • И иберы быков любили.
  • Италийский Бык — символ Италии ещё с античности, когда он ещё противостоял Капитолийской Волчице.
    • Он красовался на гербе знатно там пошумевшего валенсийского рода Борджиа, а Чезаре в ходе своих завоевательных походов ещё и добавил к нему девиз «Aut Caesar, aut nihil» («Или Цезарь/Чезаре, или ничего»). Внушает!
    • Бык — одно из двенадцати животных китайского календаря. По одной из легенд, среди призванных Буддой животных бык пришел раньше всех, и должен был начинать круг, но в последний момент его опередила мышь/крыса, проехавшая всю дорогу у быка на спине и напоследок выпрыгнувшая вперед.
    • Телец — символ апостола-евангелиста Луки.
    • Космически громадный бык Куйяту из арабской мифологии.
    • Ирландская сага «Похищение быка из Куальнге» — название говорит само за себя: целая война ради крутого быка Донна Куальнге. Также там присутствует ещё один крутой бык, Финдбеннах, и сражение между этими быками.
    • «Калевала» — гигантский бык, заколотый морским воином-великаном Турсасом (он же Ику-Турсо) на свадьбе у Ильмаринена.
    • Алтайский эпос «Очы-Бала» — одним из противников главной героини оказывается демонический синий бык, настолько огромный, что издали кажется горой. Для битвы с ним её конь Очы-Дьерен тоже превращается в быка.
    • Сказка (какого народа?) о дружбе быка и льва. Шакал, боясь обоих, оклеветал каждого перед другим, что привело к взаимному убийству, так как оба зверя были равны по силе.
    • В фольклоре разных народов с быком или другим животным из этого семейства могут сравнивать могучего, неистового воина, и это прозвище явно понимается как почётное. Например, в «Слове о полку Игореве» «Буй-туром» именуется брат главного героя, князь Всеволод, могучий и отчаянный воин.
    • Литература [ править ]

    • Редьярд Киплинг, «Маугли»/«Книга джунглей» — стадо домашних буйволов, затоптавших тигра Шер-Хана. Вполне возможное, кстати, дело для этих животных, и без всяких направляющих факторов.
    • Жозеф Рони-старший, «Борьба за огонь» — эпично описанное сражение плейстоценовых зубров (бывших гораздо крупнее современных) с мамонтами.
    • Иван Шмелёв, «История любовная» (и её экранизация от Александра Петрова) — племенной бык, гордость местного пастуха-развратника и грешника (жившего с женой собственного сына-недотёпы), появляется в повести как дополнительный инфернальный символ греха и мерзости. Чтоб далеко не отходить — бык ещё и убивает вышедшего на него с голыми руками важного положительного героя — крестьянина Степана.
    • Иван Ефремов, «На краю Ойкумены» — также уделено внимание критским «тавромахиям» (играм с быками).
      • Вообще в творчестве Ефремова бык — символ агрессии и разрушительной грубой силы. Например, в «Туманности Андромеды» «бык» — идиома, обозначающая талантливого и волевого социопата.
      • Фазиль Искандер, «Широколобый». Рассказ про быка, сбежавшего со скотобойни.
      • Вячеслав Пальман, «По следам дикого зубра» и «Зеленые листы Красной книги» — дилогия посвящена спасению едва не истребленных зубров на Кавказе.
      • Мэри Рено, «Тезей» — во всех подробностях описаны Бычьи Пляски на Крите, и вообще, в этой книге бык играет символическое значение, еще и как символ бога Посейдона.
      • Э. Р. Эддисон, «Стюрбьерн Сильный» — ручной овцебык Моулди, любимец заглавного героя, с которым тот боролся, таская его за рога. Что любопытно, никогда не пытался забодать и затоптать своего хозяина, и узнавал его даже спустя несколько лет отсутствия.
      • А. Рудазов, «Преданья старины глубокой» — старший из братьев-оборотней Анимагов, Бречислав Гнедой Тур, превращается именно в дикого быка.
        • «Архимаг» — Нергал носит титул «Дикий Бык Небес» (в полном соответствии с исторической действительностью), а Длань Адада (бога погоды) оформляется в виде колоссального быка с горящими глазами.
        • А человеколицых ламассу шумерские аристократы даже в колесницы запрягали.
        • Георг Даль, «В краю мангров» — одичавший бык-чиммарон, озверев в лесу от одиночества, увел стадо домашних коров, причем насмерть забодал защищавшего их быка. А потом еще и одного из конных пастухов поднял на рога вместе с лошадью.
        • Фрэнк Девисон, «Непокорная». Стадо одичавших коров — фактически дикие животные, и люди скорее охотятся на них, чем пасут; к одной из них и относится название рассказа. Есть там и бык, выручивший своих сородичей, когда люди устроили на них облаву. «Казалось, все предусмотрел человек, не учел только старого быка весом в тонну, что навалится на ограду и станет толкать».
        • П. Бигль, «Последний единорог». Антагонист Красный бык загнал единорогов в море, всех, кроме героини.
        • Чёрный бык Кринанасса у М. Муркока («Бык и копьё», одна из книг про принца Корума). Очень помог главному герою.
        • Михаил Успенский, «Там, где нас нет» — исполинский бык Бугай по сути — хтонический тотем, спасший племя адамычей от потопа на собственной спине.
        • Чарльз Робертс, рассказы «Братья по ярму», «Всем чужой» и «Мудрый вожак».
        • Юрий Продан, «Дорога на Тмутаракань» — стадо кавказских зубров расправилось с тигром, напавшим на их детеныша, не хуже, чем буйволы с Шер-Ханом. Так что тигрица, видевшая участь своего самца, отступила прочь, напасть уже не решилась. Да и видевший всю сцену охотник тоже рад был, что зубры его не заметили. Этот скот — уж очень крупный и рогатый.
        • Роберт Рождественский, «Коррида в Лиме». «А бык играл с людьми в расцвеченном овале…»
        • Владимир Орлов, «Альтист Данилов» — демон Кармадон, отдыхая на Земле после очередного задания, превращается в синего быка, что влечёт за собой немало комических последствий. А позднее в сюжете появляется уже другой Синий Бык — исполинское существо, играющее не вполне ясную, но определённо крайне важную роль в мироздании.
        • Кино [ править ]

        • «Минотавр» (2006 г.) — здесь титульный монстр, родившийся у критской царицы от быка, не гуманоид с бычьей головой, а хищный бык-мутант с огромнейшими рогами.
        • «Конг: Остров черепа» — быки-кайдзю, живущие на Острове Черепа.
        • Телесериалы [ править ]

          • «Воронины»: в одной из серий этот зверь боднул бедного Лёню в задницу.
          • «Как сказал Джим»: титульного героя — подрядчика Джима — тоже как-то бык боднул. И ладно бы просто бык, а то ведь это был бизон!
          • Мультфильмы [ править ]

          • «Князь Владимир» — здоровенный бычина, кажется, тур, едва не насмерть забодал заглавного героя.
          • В классических американских мультфильмах «Золотого века анимации» (1920-50-е гг.) троп нередко отыгран комически. Отсылки случались и в более поздние годы. У подражателей (например, в «Коте Леопольде во сне и наяву») — тоже.

          • «Не бей копытом» — огромный и сильный бизон по имени Крошка, ездовое животное Аламеды Щипа.
          • «Бурёнка из Маслёнкино» — бык Буян.
          • Трое из Простоквашино — Гаврюша ещё телёнок, но одним взмахом рогов заставить взрослого мужика с тяжёлой почтовой сумкой описать в воздухе крутую параболу вполне способен.
          • «Последний единорог» — демонический Красный Бык.
          • «Волк и телёнок» — в конце телёнок вырастает в красивого быка.
          • «Зверополис» — начальник полиции Буйволсон, конечно же. И як Якс, администратор клуба «нудистов».
          • «Фердинанд» (2017) — некоторая аверсия: бык могучий, но добрый и мягкий по характеру.
          • «Лев и бык» Ф. Хитрука.
          • «Кун-фу Панда» — хороший мастер Бык (появляется во 2-й части) и плохой як Кай, протагонист 3-й части.
            • И чокнутый як-генерал Цинь из мультсериала.
            • Быки (лат. Bovinae) — подсемейство полорогих парнокопытных. Отличаются от других подсемейств величиной и массивным телостроением, рога присущи обоим полам. Быки имеют большое сельскохозяйственное значение для человека.

              В бытовой речи «бык» указывает на самца. Самка, корова, обладает обладает совершенно другой образностью в культуре. Известные разновидности быка: буйвол, як, бизон, зубр, тур (вымерший вид).

              Содержание

              Персонажи [ править ]

              Это незавершённый список персонажей. Вы поможете проекту, дополнив его и добавив описания и портреты.

              Расы [ править ]

              KrynnMinoraur.jpg»> Минотавры
              Греческий миф о минотавре широко известен и сильно повлиял на жанр фэнтези. Согласно мифу, царица Крита Пасифая родила от священного быка Посейдона (Критского быка) дитя с головой животного. Страсть Пасифаи к быку и рождение чудовища были наказанием Посейдона царю Миносу, который не принёс Критского быка в жертву, оставив его в своём стаде. Для его содержания Дедал построил Лабиринт, и каждые восемь лет туда посылали дань, 7 девушек и 7 юношей. Герой Тесей вызвался добровольцем, сразился с чудовищем и убил его. В фэнтези минотавры часто являются целой расой, как правило, воинственной (или хотя бы с сильной военной традицией) и с практичной жизненной философией.
              TraurenPortrait.jpg»> Таурены из Warcraft
              Звероподобные таурены населяют равнины и степи центрального Калимдора. Они служат природе и стремятся поддерживать баланс между её беспокойными стихиями. Несмотря на массивное телосложение и огромную силу, это мирный народ, ценящий спокойный традиционный уклад жизни. Во времена правления вождя Кэрна Кровавого Копыта таурены заключили союз с орками и в конфликтах выступают на их стороне. Таурены впервые появились в стратегии Warcraft 3 (где их иногда называют минотаврами), а в World of Warcraft это одна из основных игровых рас.
              ApisPortrait.jpg»> Аписы из Мира Тьмы
              Уничтоженный вид оборотней, о которых помнят только ничего не забывающие ящеры моколе. У аписов было три формы: человека, тура и минотавроподобного создания, чьи клыки вполне приспособлены к поеданию мяса. Ролью аписов в природе было долгосрочное планирование. К ним приходили за советами и благословением брака. Мудрость аписов происходила от спокойного пережёвывания травы, когда можно понаблюдать за миром со стороны и подумать. Минотавр острова Крит был последним из аписов, настолько потерян и разочарован в конце своей жизни, что не сопротивлялся.

              Символизм быка [ править ]

              Символ плодородия земли, ярой силы. Самый распространенный символ сексуальной силы. Иногда бык символизирует повиновение, мирный и размеренный тяжелый труд, отречение и жертвоприношение. В индуистской мифологии корова символизирует плодородие. Считается, что древние израильтяне поклонялись богу Яхве (Иегове) в образе библейского золотого тельца.

              • В Китае бык (Ниу) символизирует весну, потому что весенние работы начинаются с пахоты. Бык также связывался с водой: быков кидали в запруды, рискуя разрушить последние. Китайцы почитали покровителя быков, врачевателя конца династии Сонг, ставшего земледельцем с приходом династии Юен.
              • Второе животное китайского зодиака, Бык наделяет силой характера, терпением и методичностью. Год, которым он правит, отмечен трудностями и испытаниями, требующими упорного труда.
              • Для христиан бык связывается со святым Лукой, потому что Евангелие, по словам святого Луки, начинается жертвоприношением быка Захарием. Бык символизирует также жертвоприношение и отречение Христа.
              • В качестве жертвенного животного бык заменил козла отпущения: в первобытные времена на Востоке ловили с помощью лассо диких буйволов, которых приносили в жертву богам в весеннее равноденствие. Этим ритуальным убийством, или искупительным жертвоприношением, надеялись обеспечить спасение народу. Этот ритуал лежит и в основе корриды.

              В мифологии [ править ]

              Быков описывает мифология большинства народов, начиная с каменного века. Археологические следы почитания Быка прослеживаются во многих древних скотоводческих культурах. По мнению некоторых учёных, культ дикого быка играл существенную роль в процессе его одомашнивания. Глиняная модель храма, украшенного бычьими рогами, обнаружена в поселении трипольской культуры у реки Рось, что даёт основания для параллелей с культовой ролью Быка, бычьих рогов и масок быка в культурах Балкан 5—4-го тыс. до н. э. и в Чатал-Хююке.

              Из-за формы рогов мифология часто связывала быка с луной и через неё с небом, непогодой, водной стихией (подкрепляющей символизм плодородия). В Древнем Двуречье, в Средней Азии 3—2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской традициях Бык — прежде всего образ лунного божества. В иранской мифологии месяц называется «имеющим семя Быка», в Шумере и Аккаде бог луны Син (шумер. Зуэн или Наина) представлялся в виде синебородого Быка. В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» богиня Иннин, рассердившись на Гильгамеша, не ответившего ей любовью, добивается, чтобы боги создали небесного Быка — мстителя за неё. В других мифах того же ареала Бык является символом бога грозы. В частности, в хурритской мифологии у бога грозы два Быка — Хурри (утро) и Серри (вечер). В гречески мифах Зевс превращается в быка (в частности, похищая Европу). В славянских мифах говорится о том, что Земля (плоская) покоилась на четырёх быках: чёрном, белом, рыжем и чалом. Стоит отметить, что опоры моста также называются «быками».

              Римляне приносили в жертву Юпитеру быка. В мифологии бушменов дождь представляется в виде «водяного Быка», похищающего девушку. Согласно Прокопию (6 в. н. э.), славяне жертвовали быков богу — «творцу молний»; у восточных славян существовал обряд заклания быка в день Ильи-пророка, заменившего древнего бога-громовержца Перуна. Домашний бык заменил вымершего в историческое время тура. Также особой магической силой наделялись пояса из шкуры дикого быка тура, особенно если пояс был вырезан из шкуры ещё живого быка.

              Другой мотив — сражение героя с быком и победа над ним. Гильгамеш побеждает Быка, Ахриманом убивает первобыка в иранской мифологии, Тесей побеждает критского минотавра, Геракл одним из подвигов добывает Критского быка, агуритский Баал также сражается существом, у которого «рога как у быков и горбы, словно у буйволов». Подобные мифы могли быть связаны обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священного быка, широко распространённым в восточном Средиземноморье. Также стоит упомянуть знаменитую фреску «Игры с быком» в развалинах дворца в Кноссе.

              Помимо широко известного Минотавра, существуют иные человеко-бычьи химеры — букентавры, похожие на обычных кентавров, но с той разницей, что конская часть у них заменена бычьей.

              В книге Г. Уэллса «Остров доктора Моро» упоминаются второстепенные персонажи — человеко-быки, являющиеся, как и все зверолюди на острове, продуктом опытов по вивисекции.

              Бык-оборотень — генетический гибрид жителя Сириуса (Сектор 000-15) и представителя крупного рогатого скота. Повадками бык-оборотень похож на обыкновенного быка: нападает с разбега, стремясь поддеть противника на рога. С линии его атак нужно уходить в сторону. Класс: бык-оборотень. Метаболизм: млекопитающее. Определение: тягловое животное. Размер: 2,7 м. Выносливость: низкая. Враждебность: средняя. Оружие: рога. Награда: 2000. Опасность: средняя.

              Внимание!

              Эта страница — лишь одна из нескольких статей, описывающих данный элемент игры. Это значит, что она говорит о нем исключительно в рамках указанных в инфобоксе игр. Чтобы увидеть другие статьи на эту тему, воспользуйтесь этой ссылкой.

              Сирианский Бык-Оборотень
              Информация
              Здоровье 250
              Атака 40 (таран).
              Очки 2500
              Рост 2,7 м
              Метаболизм Млекопитающее
              Сириус
              Вот это туша!

              — Сэм, впервые увидев быка

              Сирианский Бык-Оборотень — один из противников в игре Serious Sam 3: BFE.

              Характеристика Править

              Краткое описание Править

              Сирианский бык-оборотень — один из самых узнаваемых противников Сэма. Тучная и, несмотря на это, очень быстрая туша быка вкупе с тяжёлыми загнутыми рогами делает из него отличный таран. Собственно, все атаки быка и сводятся к тому, что он на полной скорости бодает игрока. Удар бычьими рогами настолько силён, что отбрасывает жертву на несколько метров назад. Вместе с этим сирианский бык очень вынослив и может довольно-таки долго выживать под огнём.

              ИНЕРТАН Править

              Генетический гибрид жителя Сириуса и представителя крупного рогатого скота. Повадками бык-оборотень похож на обычного быка. Удары рогами очень опасны. Следует опасаться его стремительных атак. Топот копыт быка-оборотня слышен издалека, так что вы узнаете о его приближении заранее.

              Сирианский Бык-Оборотень
              Информация
              Здоровье 250
              Атака Атакует рогами, тараня игрока (20).
              Очки 2000 (SS1)
              Рост 2,7 м
              Метаболизм Млекопитающее
              Сириус
              Кому парной телятины!?

              — Сэм, убив стадо быков

              Сирианский Бык-Оборотень — один из самых знаменитых врагов Сэма . Он встречается почти во всех играх серии «Serious Sam» (кроме Serious Sam 2 и Double D).

              Описание Править

              Сирианский бык-оборотень — гибрид обитателя Сириуса и представителя крупного рогатого скота. В отличие от настоящего быка, у него есть пальцы вместо копыт. Убивается с двух выстрелов из двухстволки или двумя ракетами (а так же, одной пулей через снайперскую винтовку). Обычно, нападают группами от одного до трёх и более. Весьма быстрые существа. После того как вы увернулись от его атаки, он пробежит небольшое расстояние. И, в то время как он медленно соображает, где вы, стреляйте, пока он не повернётся к вам передом. Об приближении быков можно узнать по топоту копыт, который можно услышать издалека и это даст вам шанс подготовиться к сражению с ними.

              Атака Править

              Это очень быстрое существо. Бык набегает на Сэма, бьет его своими рогами, после чего игрок улетает на несколько метров, получая значительный урон.

              Если же игрок будет загнан Быком в угол, последний продолжит атаковать, чем будет подбрасывать игрока высоко, вдоль стены.

              Хочу рассказать вам о пятерке моих самых любимых противников в Serious Sam: The First Encounter — первой игре в серии Serious Sam. Врагов в ней хватает, но некоторые из них из-за своей «харизмы» остаются в памяти на очень долгий срок, без улыбки их не вспомнишь. Поехали)

              Обезглавленный солдат с Сириуса, восставший из мёртвых при помощи Ментала. Голова камикадзе отсутствует. Носит в каждой руке по бомбе, которые взрывает, приблизившись на достаточное расстояние. Когда он один большой опасности не представляет, но в одиночку эти парни редко ходят.

              Запомнился своим раздражающим криком и простотой уничтожения, хотя в игре были места, где приходилось немало побегать, чтобы их всех истребить и остаться после этого живым (особенно если играешь не – на туристе).

              Сирианский бык-оборотень — гибрид обитателя Сириуса и представителя крупного рогатого скота. Убить можно двумя выстрелами из двухстволки или двумя ракетами, но намного интереснее побыть матадором и пару раз полоснуть бычка ножом по горлу. Обычно, нападают группами от одного до трёх и более. Обладают неплохой скоростью. После того как вы увернулись от его атаки, он пробежит небольшое расстояние. Не особо умный противник, запомнившейся возможностью провести корриду с десятком других бычков – это было весело.

              Это просто летучий враг, который умеет стрелять энергетическими шарами. Способна сражаться в ближнему бою, нанося большой урон. Убить можно двумя патронами для дробовика или чем покруче (миниган весьма полезен всегда). Назойливое существо, которое летает и раздражает показом некоторых частей тела. Было очень смешно отстреливать им крылья и собирать за собой толпу из пары десятков гарпий.

              Болотный прыгун (лягушка мутант)- это маленькое существо, похожее не то на лягушку, не то на зеленую собаку. существо с Ригеля Центавра или просто жаба-камикадзе. В одиночку тварь не опасна, но со стаей лучше не связываться. Были целые миссии на уничтожение этих тварей в замкнутом помещении, такое запоминается надолго.

              Оживлённый скелет представителя вымершей расы с планеты Клир, система Альфа Большого Пса. Обладает острыми когтями на передних лапах и длинным хвостом. Издалека мечет соединенные цепью металлические шары (напоминают книппель), в ближнем бою использует когти. Скелетон является еще одним прикольным противником в данной игре, звук от копыт при его приближении до сих пор стоит у меня в ушах. Было занятно поохотиться на них из двухстволки, отстрелив пару тройку голов.

              Всем большое спасибо за внимание. Заранее извиняюсь за грамматику и пунктуацию Ставим лайк, если нравиться статья и помните: «Всё окей пока тебе глаз не выбьют, правда?»))