Бык на пашне

Сидят в казарме два бойца и разгадывают кроссворд:

-Смотри четвертое слово три буквы , вторая «У»

-Сам ты блин х** знает кто!

Неожиданно вошел капитан с женщиной в форме лейтенанта.

-Так бойцы представляю вам нашего нового фельдшера, лейтенант медицинской службы Золотарева. Теперь вот буде служить у нас и будет к нам периодически наведываться. Так что без пошлостей мне тут смотрите! Ясно?

-И за языком свои следите!

-Есть, следить за своим языком!

-Чем занимаетесь товарищи бойцы?

-Да вот разгадываем кроссворд , не хотите попробовать?

-Ну давай, валяй.- махнул рукой подобревший капитан.

-У казака трясется, когда конь несется..три буквы!

-Да вы что такое вообще несете то, а?? Совсем уже обнаглели, я же сказал следить за языком!

-Три буквы, это же чуб — внезапно ответила Золотарева.

Так точно, а вы что товарищ капитан подумали? -удивленно спросили солдаты.

Чуб и подумал! Это же детская загадка. — отказался капитан.

-Тогда вторая загадка. Я его и сам не лечу и боюсь показать врачу. тоже три буквы. вторая «У» получилась!

-Вы что охренели идиоты!! — прошептал побледневший капитан.

-Зуб .- радостно воскликнула Золотарева.

-Все верно. — обрадовались солдаты и посмотрели на капитана, который сразу же сказал : А что. я сразу про зуб и подумал!

-Ну тогда третья загадка. Когда боец его покажет, тогда и бык на пашне ляжет.. тоже три буквы.. вторая «У»

Читайте так же:

  • Какое масло заливают в доильный аппарат Товар будет отправлен с города Киева. Возможен самовывоз Перевозка по всей Украине Вы платите за заказ после доставки его в отделение Проверяйте целостность посылки и работоспособность […]
  • Значения сна бык Сонник Г.Миллера К чему снится Бык - психологическая интерпретация: Бык - Снился хорошо откормленный бык - это означает, что вы станете лидером в вашем окружении и женщины будут искать […]
  • Дырка в животе коровы Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек. Стандартное промо 3 000 промо-показов 49 KР 5 000 промо-показов 65 […]
  • Что такое колобковая корова Мама частенько обзывается на нас колобковыми коровами, когда мы допоздна гуляем где-нибудь или по гостям шатаемся. У мужа дед так на бабку свою ругается, когда всем недоволен.И вот я […]
  • Волоколамский бык ПРОШЛОЕ. Очерки по истории Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и окрестностей По следам железных дорог Волоколамского края Несмотря на то, что для определения общности земель […]
  • Теленок в твери Адрес: Адрес: Тверская область, Нелидово Продаю телят из личного хозяйства можно на племя или на мясо. Три телочки и три бычка. К сожалению, данное объявление больше не актуально. Вы […]

-Отставить, вы что дебилы совсем стыд потеряли??

-А что у вас по вертикали то было?? -спросила у солдат Золотарева.

-Не лает, но кусается! На «Б» начинается!

-Правильно, Тогда про быка получается первая «Х» вторая «У»!

-ДА я сейчас вас . Ху. вы что мать вашу!

-Хук !- вмешалась Золотарева.

-Ну хул когда боец покажет, бык и ляжет!

-Все верно!! -солдаты еле скрывали радость.- А вы что подумали товарищ капитан?

-Слушайте умники а ведь у меня тоже есть загадка для вас! Боец сапер рисковый малый и тычет им куда попало. Вторая У?- капитан вплотную подошел к бойцам.- Ну что??

Щуп, товарищ капитан! Конечно же щуп.

  • В — первая буква
  • О — вторая буква
  • Л — третья буква

Поющая жена банкира Яна Абрамова 4 буквы

вол
Кастрированный бык, используемый в сельскохозяйственных работах.

вол
см. тж. воловий Кастрированный бык, используемый в сельскохозяйственных работах.
Работает как вол (очень много, не покладая рук)
— вола вертеть

бык
I м.
1) Домашнее рогатое животное отряда крупных парнокопытных млекопитающих; самец коровы.
2) Самец некоторых домашних и диких рогатых парнокопытных животных.
II м.
1. разг.-сниж.
Крупный, здоровый, сильный — обычно упрямый — человек.
2) Употребляется как порицающее или бранное слово.
III м. разг.
см. быки II
IV м.
см. быки III

бык
I -а; мн. — быки, -ов; м.
см. тж. бычище, бычок, бычачий, бычий, бычиный
1)
а) Домашнее рогатое животное отряда крупных парнокопытных млекопитающих; самец коровы.
Племенной бык.
Смотрит, сидит как бык (угрюмо, поглядывая исподлобья)
Здоров, как бык (о человеке крепкого здоровья)
б) расш. Самец некоторых пород диких рогатых животных (тур, зубр и т.п.)
2) разг. О крупном, здоровом, сильном (обычно упрямом) человеке.
3) только мн., быки, -ов. Подсемейство крупных жвачных млекопитающих, к которому относятся тур, бизон, зубр и другие.
— брать быка за рога
II, обычно мн.: быки, -ов.
Промежуточная опора моста или гидротехнического сооружения.
Бетонные быки.
Ставить мост на каменных быках.

пашня
Вспаханное поле, используемое под посевы сельскохозяйственных культур.

пашня
-и; мн. род. — -шен, дат. — -шням; ж.
см. тж. пашенка
1) устар. = пахота
Осенняя пашня.
2) Вспаханное поле.
Плодородная пашня.
Поднимать пашню.
Мелкая пашня.

Что значит слово ВОЛ в словарях:

  • «С того времени он, тоскуя, бродит, словно ВОЛ, ужаленный змиёю»
  • «Семь сёл, один ВОЛ, да и тот гол»
  • «Семь сел, один ВОЛ, да и тот гол» (пословица)
  • «ЯРМОльник»
  • «исполненный очей» (песен.)
  • Бык впереди плуга
  • Бык из кастратов
  • Вопрос: Бык на пашне — ответ: ВОЛ
  • Бык на хозяйстве
  • Бык с плугом
  • Бык с ярмом на шее
  • Бык, на котором пашут
  • Бык, пригодный только в работе
  • Бык, тянущий плуг
  • Бык-«каторжанин»
  • Бык-землепашец
  • Бык-кастрат
  • Бык-пахарь
  • Бык-работяга
  • Бык-трудоголик
  • В словаре Даля есть пословица, согласно которой конь тянет отдельными рывками, а какое животное в этой пословице тянет, постоянно налегая на хомут?
  • Да на нём пахать можно!
  • Евнух из бугайского гарема
  • Евнух среди быков
  • Животное семейства полорогих
  • Какого быка запрягают?
  • Какого быка коровы не волнуют?
  • Какого быка припахали?
  • Какое животное в повозку впрягают
  • Кастрированный рогоносец
  • Кастрированный самец крупного рогатого скота
  • Крупнорогатый евнух
  • Крупнорогатый собрат мерина
  • Лов «шиворот-навыворот»
  • Лов задом наперёд
  • Лов с точностью до наоборот
  • На нём пахать надо
  • На нём пашут
  • Непроизводительный бык
  • Обратное слову «лов»
  • Пахотный бык
  • Перевёрнутый лов
  • Припаханный бык
  • Рабочий бык
  • Рабочий скот
  • Равнодушный к буренкам бык
  • Рогатый пахарь
  • С ярмом на шее
  • Сельскохозяйственное животное
  • Трудолюбивый бык
  • Трудяга среди быков
  • бык, не годный в отцы
  • бык, равнодушный к тёлкам
  • живое тягло
  • кастрированный бык
  • конь — мерин, а бык?
  • на фото животное
  • рогоносец в поле
  • трудолюбивое животное
  • Бык из кастратов

    Весь день бык пашет поле. Сколько следов он оставит на пашне?

    Ответ: Бык не оставит никаких следов, так как все его следы запахивает плуг, который бык тянет за собой.

    Комментарии

    Оставлен Гость Втр, 06/08/2010 — 22:45

    Оставлен Гектор Пт, 07/09/2010 — 06:56

    Вот если бык держит плуг, тогда затопчет всю пашню.

    Оставлен Гость Пнд, 07/12/2010 — 20:27

    как это никаких? а след от плуга?

    Оставлен Гость Пнд, 09/13/2010 — 19:49

    Оставлен ана Втр, 12/21/2010 — 12:33

    в условии БЫК должен оставить следы

    Оставлен 1024 Сб, 08/14/2010 — 20:35

    2 следа все равно будет. Первые 2 копыта всегда идут перед плугом

    Оставлен Вова Чт, 11/25/2010 — 19:35

    а вторые два сзади что ли ? бугага 😀

    Оставлен Гость Вс, 05/13/2012 — 12:17

    Первые спереди а вторые сзади . Очень остроумно;))

    Оставлен Aleks Сб, 07/07/2012 — 15:44

    Может он, тогда, не плугом пахал

    Оставлен MeIG Втр, 10/12/2010 — 13:38

    Вообщето у быка 4 лапы. и сколько плуг не тяни 4 останутся

    Оставлен Гость Пт, 01/28/2011 — 13:41

    вообще-то у быка копыта х))))

    Оставлен Гость Пт, 03/04/2011 — 13:27

    Оставлен Гость Пт, 01/06/2012 — 00:07

    а то на чем копыта как называется?

    Оставлен Гость Ср, 02/22/2012 — 14:20

    Оставлен Вова Чт, 11/25/2010 — 19:36

    а вообще ? где в условии сказано что он с плугом . он может с лопатой ! 😀 не корректно ! 😀

    Оставлен Гость Чт, 07/07/2011 — 03:05

    БЫК. С ЛОПАТОЙ. В ЛАПАХ. ахаха.

    Оставлен Гость Ср, 02/22/2012 — 14:19

    Оставлен Гость Ср, 01/12/2011 — 14:44

    Смотря каких следов! Зато поле удобрять не надо.

    Оставлен Андрей Чулков Ср, 03/23/2011 — 12:21

    Нет не правильно потому,что пашня сзади быка.А когда бык остановился осталось 4 следа спереди пашни

    Оставлен Гость Ср, 04/06/2011 — 11:46

    но ведь пашня сзади его, она запахивает его следы)

    Оставлен SkiT Сб, 04/23/2011 — 16:53

    Как человек которому довелось пахать поле, плугом, скажу: тьму следов, потому что заканчивая борозду, бык разворачивается почти на месте, и плуг не закапывает его следы.

    Оставлен Гость Чт, 11/03/2011 — 16:49

    может он как майкл джексон задом ходит (я про быка)

К орова и бык, домашние представители крупного рогатого скота, – животные чрезвычайно важные для развития человеческой цивилизации и ставшие на определенном этапе развития человечества истинно культовыми животными в Ближневосточном регионе. От Нила до Междуречья, на всем протяжении Плодородного полумесяца в течение тысячелетий распространялись не поддающиеся исчислению легенды, сказания, мифы и предания о волшебных тельцах, о богах-быках, о небесном молоке и рогах изобилия. И египетская небесная корова Хатхор в компании со священным тельцом Аписом, и ассирийские крылатые волы Карубу (ср. с библейскими «крувами», то есть херувимами), и угаритский бог Балу (финикийский Ваал) в образе быка, все они так или иначе нашли свое отражение и в Библии, универсальном культурологическом справочнике региона. Бык домашний упомянут в Писании под разными именами, выражающими и зоологические, и бытовые, и ритуальные аспекты, с ним связанные. Вот эти имена:

бык – пар;

корова – пара;

теленок – эгел;

телица – агла;

бык-производитель – шор;

бык для пахоты или вол – абир (мн. ч. – «абирим»);

бык на выпасе – элеф (мн. ч. – «алафим»);

говядина, туша, а также общее название вида или животное без половой детерминации – бакар (часто в тексте писания используются такие словосочетания как бней-бакар – телята или эглат-бакар – телица).

Насколько крупный рогатый скот важнее прочих домашних животных (а прочие домашние животные приоритетнее человеческих особей) повествует следующее перечисление праотцем Иаковом собственного имущества:

«И достались мне шор и хамор (осел), цон (мелкий скот), раб и рабыня» (Берешит 32:5).

Писание подчеркивает два основных способа использования коров и быков в народном хозяйстве: для пахоты и в качестве продуктов питания. Причем, «вол на пашне» – чаще упоминаемая тема, нежели рассказы о мясо-молочной промышленности.

Схематическое изображение элеф’а, пахотного животного, заняло почетное первое место в древнейшем консонантном алфавите человечества, именуемом протоеврейским или финикийским, и стало известно как литера «алеф», которая впоследствии модифицировалась в первую букву греческого алфавита под названием «альфа», а затем утвердилась и в кириллице.

Процесс долго и сложного формирования греческого алфавита из протоеврейского включал в себя и переход с правостороннего направления письма на левостороннее. Одно время был принят «беспрерывный» способ написания текстов, когда направление письма чередовалось в зависимости от чётности строки (причем буквы при «повороте» писались зеркально). И называлось такое начертание «бустрофедон», то есть «бык на пашне»…

Но и про гастрономические качества говядины Библия не забывает. В Библейской Энциклопедии под редакцией архимандрита Никифора (1891 г.) мы находим вот такой пассаж: «Откормленный теленок считался у Евреев самою изысканною животною пищею». Это утверждение основано, конечно, на библейском описании дневного рациона царя Шломо (Соломона):

«И продовольствие Шломо на один день составляли… Десять откормленных бакар и двадцать бакар с пастбища, и сто цон (овец), кроме айал (косулей), цви (газелей), йахмур (бубалов) и барбурим авусим (гусей домашних)» (Млахим I, 5:2-3).

Животное это безусловно кошерное, то есть разрешенное для использование в пищу по законам, сформулированным в Пятикнижии Моисеевом, то есть оно «отрыгивает жвачку и имеет раздвоенное копыто».

Понятное дело, что в культе жертвоприношений, представленном Библией во всем совершенстве, крупный рогатый скот занимает особое, почетное место:

-«И вот что совершить тебе над ними, чтобы посвятить их на священнослужение Мне: возьми пар одного, бен-бакар (теленка), и двух эйлим* (овнов) без порока» (Шмот 29:1) (Вообще выражение «пар бен-бакар» (телок) – устойчивое и встречается десятки раз в Библии при описании различных церемоний жертвоприношений, в том числе и языческих.);

– «И зарезал Шеломо в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи (голов) бакар’ов и сто двадцать тысяч цон (мелкого скота). И обновили дом Господень царь и все сыны Исраэйлевы» (Млахим I, 8:63);

– «Зачем мне множество жертв ваших, – говорит Господь, – пресытился я всесожжениями эйлим (овец) и жиром мриим (буйволов), и крови парим и квасим (и овец) и атудим (и козлов) не желаю» (Йешайа, 1:11);

– «И было, когда несшие Ковчег Всевышнего ступали шесть шагов, приносил он (Давид) в жертву шор’а и мри (буйвола)» (Шмуэл II, 6:13).

Использовались бычки и во время древнего, оставшегося в наследие от язычников, обряда заключения какого-либо очень серьезного договора между союзническими сторонами:

– «И Он сказал ему: возьми Мне трех эгла и трех эз (коз), и трех аиль (агнцев), и тор (горлицу), и птенца. И он взял Ему всех их и рассек их пополам, и положил часть каждого против другой; а птиц не рассек. (…) И когда зашло солнце и наступила тьма, и вот, печь дымящаяся и пламя огня, который прошел промеж тех половин. В этот день заключил Господь с Аврамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат» (Берешит 15:9-18);

– «И вот Шаул идет с поля позади бакар; и сказал Шаул: что (случилось) с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Явэйша. И снизошел на Шаула дух Божий, когда он услышал слова эти, и воспылал гнев его. И взял он пару бакар, и рассек их на части, и послал во все пределы Исраэйлевы через тех послов, говоря: кто не пойдет за Шаулом и за Шемуэйлом, так будет сделано с волами его. И напал страх Господень на народ, и вышли они (все), как один человек» (Шмуэл I, 11:7).

– «И предам Я людей тех, нарушивших союз Мой, что не исполнили слов союза Моего, который они заключили предо Мною тем эгел’ем, которого рассекли они надвое и меж частями которого они прошли, Сановников Йеудеи и сановников Йерушалаима, царедворцев и священников, и весь народ страны этой, что прошли меж частями эгел’а, И предам Я их в руки врагов их и в руки ищущих души их; и трупы их будут пищею птице небесной и зверю земному» (Йирмейа 34:18).

Также и библейская юриспруденция не обходит стороной это животное:

– «Если забодает шор мужчину или женщину, и они умрут, то шор да побит будет камнями, и мяса его не есть; а хозяин шор’а не виноват. Но если шор бодлив был и вчерашнего и третьего дня, и предостерегаем был хозяин его, но он не стерег его, и убьет он мужчину или женщину, то да будет шор побит камнями и хозяин его предан смерти. Если выкуп возложен будет на него, то пусть даст он выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает или дочь забодает, – по сему же закону поступать с ним. Если раба забодает шор или рабыню, то тридцать шекелей серебра должно дать господину их, а шор да побит будет камнями.» (Шмот 21:28-32);

– «Не заграждай дорогу шору’у в поле его» (Дварим 25:4).

Обращение к образу быка используется и в притчево-морализаторском жанре:

– «Где нет алафим – ясли чисты, но много прибытка от силы шор’а» (Мишлей 14:4):

– «Шор знает владельца своего, а хамор (осел) – ясли хозяина своего; (а) Йисраэйль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» (Йешайа 1:3).

Но, кроме вышеперечисленного, библейские персонажи понимали какую-то особую красоту этого животного. Недаром в благословении рода Йосефа сказано: «Первенец шор’а его – великолепие его» (Дварим, 33:17). А пророческое благословение Йешайи (Исайи) гласит:

«И станет Шарон пастбищем для цон (мелкого скота), и долина Ахора – (местом), где лежать (будет) бакар у народа Моего, который вопросил Меня» (65:10)

В Храме, сооруженном Шломо под явным влиянием финикийского градостроительства, изображения быков использовались и как функциональная архитектурная деталь, и как декоративный элемент:

– «И сделал он море литое, – от края его до края его десять локтей, – Совершенно круглое, высотою в пять локтей, так что линия (длиною) в тридцать локтей шла вокруг него по кругу. И бутоны под краем его охватывают его кругом, – по десяти на локоть, – со всех сторон, окружают море (в) два ряда; бутоны были вылиты с ним одним литьем. Оно стояло на двенадцати бакар’ах: три глядели на север, три глядели на запад, три глядели на юг и три глядели на восток, и море было на них сверху, а задней (частью) они (обращены были) внутрь» (Млахим II, 7:23-25);

– «На стенках, которые между угловыми стойками, – арайот (львы), бакар’ы и крувы (херувимы); на угловых стойках (было) тоже в верху, а под арайот (львами) и бакар’ами – провисающие гирлянды» (Млахим I, 7:29).

Анализ факта использования изображений крупного рогатого скота в финикийской архитектуре позволяет бросить новый, более свежий взгляд на знаменитые капители так называемого протоэолийского ордера, обнаруженные при раскопках фундаментальных строений «периода Царей» (X-VI вв. до н.э.) в разных регионах Израиля (в Иерусалимском нагорье, в Самарии, в Мегидо). Такая капитель, кстати, красуется на аверсе современной израильской монеты достоинством в 5 шекелей.

Эти капители с волютами в форме рогов представляют собой стилизованное изображение головы быка. Таким образом, волюты протоэлийского ордера тематически не связанны ни с коринфскими (изображающими ростки акантиса), ни ионическими (в виде книжного свитка) волютами.

Изображение быков в еврейском храме, построенном финикийскими мастерами по заказу Соломона, – это вполне уместное отражение почитания северными израильскими соседями верховного божества в образе быка. Особое отношение ханаанских народов к обожествлению крупного рогатого скота подмечено и в классических аттических мифах. Недаром же Зевс похищает Европу, дочь (или внучку) финикийского царя Агенора в образе белого быка (всё очень просто: наивная дурочка решила, что за ней пришел местный бог Ваал, он же Баал, он же Балу). Именно эта история лежит в основе знаменитой римской поговорки «quod licet Jovi, non licet bovi» («что позволено Юпитеру, то не позволено быку»), изначальный смысл которой таков: что позволено великому Зевсу-Юпитеру, то не позволено мелкому божку Ваалу.

Ну, и самая знаменитая «коровья» история на страницах Писания – это, конечно, рассказ о поклонении Золотому тельцу во время исхода евреев из Египта. Обеспокоенный долгим отсутствием Моше (Моисея), получавшего на горе Синай заповеди для народа, этот самый народ пожелал служить видимому и осязаемому божеству:

«И сказал им Аарон: снимите золотые серьги, которые в ушах жен ваших, сыновей ваших и дочерей ваших, и принесите ко мне. И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их, и принесли Аарону. И взял он (их) из рук их, и придал им форму, и сделал из этого эгел’а литого. И сказали они: вот божество твое, Исраэйль, которое вывело тебя из земли Египетской!» (Шмот 32:2-4).

Архимандрит Никифор отмечает: «Вероятно он был сделан в виде Египетского черного священного быка Аписа, или белого быка Мневиса».

За грех поклонения Золотому тельцу последовало заслуженное наказание:

«И было, когда он приблизился к стану и увидел эгел’а и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою. И взял эгел’а, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Исраэйлевым» (Шмот 32:19-20).

История этого одного из самых ярких примеров идолопоклонства время от времени вспоминается авторами Писания в морализаторских целях:

«Сделали они эгел’а в Хорэйве и поклонялись литому образу, И променяли славу свою на рельефное изображение шор’а, едящего траву» (Теилим 105:19-20).

Очевидно, что тема поклонения божеству в образе быка была актуальной региональной проблемой в течение столетий. Спустя 800 лет после Исхода из Египта, уже во время раскола единого царства на Иудею и Израиль, царь Израильского царства Йаровам, решая политические проблемы, обращается к древней проверенной методике совращения народа конкретными посулами:

«И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых эгел’ей и сказал им (людям своим): довольно ходили вы в Йерушалаим; вот божества твои, Исраэйль, которые вывели тебя из земли Египетской» (Млахим I, 12:28).

Уместно будет отметить, что инфернальный персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Коровьев является, по замыслу автора, ипостасью духа Золотого Тельца; отсюда и такая фамилия.

Не обойден вниманием бык и в знаменитом видении Йехезкэла (Иезекииля):

«И ноги их – ноги прямые, и ступни ног их, как ступни ног эгел’а, и сверкают, словно блестящая медь. (…) И образ лиц их – лицо человека, и лицо арйэ (льва) – справа у (каждого из) четырех, и лицо шор – слева у (каждого из) четырех, и лицо нешер (сипа) у (каждого из) четырех» (1:7-10).

Отталкиваясь от этого стиха, евангельская традиция сопоставляет четырех авторов «благовествований» с тетраморфом, с четырьмя ликами существ Йехезкэла. Бык – традиционный символ евангелиста Луки (орел – Иоанна, лев – Марка, ангел-человек – Матфея).

Бык домашний (Bos taurus taurus)

Это массивное животное (средний вес которого достигает 700 кг, рост в холке – до 1.5 метра) – наиболее яркий представитель рода Настоящие быки семейства Полорогие подотряда Жвачные отряда Парнокопытные. Является стадным животным. Продолжительность жизни около 20 лет. Беременность телок (стельность) – 285 суток. В приплоде, как правило, один теленок.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА

№ 44

1604 г. декабря 5. — Грамота на Тюмень голове Алексею Безобразову о покупке в Казани, в виду падежа скота, 800 быков, о разрешении беспошлинной торговли лошадьми и другим скотом на Тюмени и о бесплатной раздаче быков бедным крестьянам.

От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии в Сибирь, в Тюменской город, голове Алексею Ивановичу Безобразову. Писал еси к нам, что в прошлом в 112-м году но нашему указу не велено Тюменским крестьяном пахати нашей пашни за беглых и за мертвых крестьян 10-ти десятин с полуосьминником, да ты сбавил по нашему ж указу 10-ть десятин, и убыло нашей десятинные пашни 20-ть десятин с полуосьминником; и у многих крестьян рожь не сеяна в прошлом в 111-м и в 112-м году и к нынешнему к 113-му году, ины есть крестьяне паренины не орали: пахати им не на чем; и у пашенных крестьян и у служилых людей и у ямшиков лошади выпали мало не все, и крестьянам нашей пашни и своей пахать не на чем; а у ясашных татар лошадей без нашего указу имати не смеешь; а крестьяне с Тюмени бегают, а жены свои и дети мечут на Тюмени, а животов после их не оставается ничего; и нам бы тебе о том велети указ свой учинити. И мы писали в Казань, а велели купить 300 быков и велели отослати в сибирские города для пашни. Да и с Казани ж и со всех поднизовных городов велели есмя татарой и черемисе итти в сибирские городы со всякой животиной; а в которой они город придут и учнут лошадей и всякую животину продавати, и мы с них пошлин никаких имать не велели. И как к тебе ся наша грамота придет, а из Казани боярин наш и воеводы князь Иван Голицын с товарищи быки пришлют, и ты б те быки роздал пашенным крестьянам и служилым людям, кому пригоже. А которые татаровя и всякие люди учнут в Тюмень пригонять на продажу лошади, и быки и всякую животину, и ты б у них лошади и всякую животину велел покупать; а пошлин с купцов и с продавцов имати никаких не велел, чтоб тем на Тюмени торговых людей с лошадьми и со всякой животиною приучити и лошадей бы и всякие животины для пашни накупити. А будет которым крестьяном быков купити нечем, и ты б покупал быки для нашей пашни на наши деньги и давал крестьяном. А сколько быков купишь и кому именно роздашь, и ты то велел записывать в книгу именно, да о том еси отписал к нам к Москве и велел отписку отдать в приказе Казанского и Мещерского дворца дьяку нашему Нечаю Федорову. А у пашни у сева и у жнитвы и у молотьбы для береженья велел быти и крестьян ведать и беретчи, и ото всякого их воровства унимати, и хлеб с житницы принимать и в расход давати Микифору Емельянову да с ним старостам и целовальником, скольким человекам пригоже. И велел бы еси Микифору над крестьяны смотрети и беретчи накрепко, чтоб крестьяне нашу пашню упахивали намягко, и семяны не корыстовались и высевали сполна. Да и сам бы еси над Микифором и над старостами и над целовальниками смотрел и берег накрепко, чтоб они нашим хлебом не корыстовались, и приходные и расходные книги имал у них помесечно [187] и считал их накрепко, чтоб от них некоторыми делы нашему хлебу истери никоторые не было. А только Никифоровым небереженьем нашей пашне учинится какая поруха, а хлебу какая истеря, и ему за то от нас быти в великой опале. Писан на Москве лета 7113-го декабря в 5 день.

Рассказ о быке с ослом

Знай, о дочь моя, – сказал везирь, – что один купец обладал богатством и стадами скота, и у него была жена и дети, и Аллах великий даровал ему знание языка и наречий животных и птиц. А жил этот купец в деревне, и у него, в его доме, были бык и осел. И однажды бык вошёл в стойло осла и увидел, что оно подметено и побрызгано, а в кормушке у осла просеянный ячмень и просеянная солома, и сам он лежит и отдыхает, и только иногда хозяин ездит на нем, если случится какое-нибудь дело, и тотчас же возвращается. И в какой-то день купец услышал, как бык говорил ослу: «На здоровье тебе! Я устаю, а ты отдыхаешь, и ешь ячмень просеянным, и За тобою ухаживают, и только иногда хозяин ездит на тебе и возвращается, а я должен вечно пахать и вертеть жёрнов». И осел отвечал: «Когда ты выйдешь в поле и тебе наденут на шею ярмо, ложись и не подымайся, даже если тебя будут бить, или встань и ложись опять. А когда тебя приведут назад и дадут тебе бобов, не ешь их, как будто ты больной, и не касайся пищи и питья день, два или три, – тогда отдохнёшь от трудов и тягот». А купец слышал их разговор. И когда погонщик принёс быку его вечерний корм, тот съел самую малость, и наутро погонщик, пришедший, чтобы отвести быка на пашню, нашёл его больным, и опечалился, и сказал: «Вот почему бык не мог вчера работать!» А потом он пошёл к купцу и сказал ему: «О господин мой, бык не годен для работы: он не съел вчера вечером корм и ничего не взял в рот». А купец уже знал, в чем дело, и сказал: «Иди возьми осла и паши на нем, вместо быка, целый день».

Когда к концу дня осел вернулся, после того как весь день пахал, бык поблагодарил его за его милость, избавившую его на этот день от труда, но осел ничего ему не отвечал и сильно раскаивался. И на следующий день земледелец пришёл и взял осла и пахал на нем до вечера, и осел вернулся с ободранной шеей, мёртвый от усталости. И бык, оглядев осла, поблагодарил его и восхвалил, а осел воскликнул: «Я лежал развалившись, но болтливость мне повредила! Знай, – добавил он, – что я тебе искренний советчик; я услышал, как наш хозяин говорил: „Если бык не встанет с места, отдайте его мяснику, пусть он его зарежет и порежет его кожу на куски“. И я боюсь за тебя и тебя предупреждаю. Вот и все!»

Бык, услышав слова осла, поблагодарил его и сказал: «Завтра я пойду с ними работать!» – и потом он съел весь свой корм и даже вылизал языком ясли. А хозяин слышал весь этот разговор. И когда настал день, купец и его жена вышли к коровнику и сели, и погонщик пришёл, взял быка и вывел его; и при виде своего господина бык задрал хвост, пустил ветры и поскакал, а купец засмеялся так, что упал навзничь. «Чему ты смеёшься?» – спросила его жена, и он отвечал: «Я видел и слышал тайну, но не могу её открыть – я тогда умру». – «Ты непременно должен рассказать мне о ней и о причине твоего смеха, даже если умрёшь!» – возразила его жена. Но купец ответил: «Я не могу открыть эту тайну, так как боюсь смерти». И она воскликнула: «Ты, наверное, смеёшься надо мною!» – и до тех пор приставала и надоедала ему, рока он не покорился ей и не расстроился; и тогда он созвал своих детей и послал за судьёй и свидетелями, желая составить завещание и потом открыть жене тайну и умереть, ибо он любил свою жену великой любовью, так как она была дочерью его дяди [7] и матерью его детей, а он уже прожил сто двадцать лет жизни. Затем купец велел созвать всех родственников и всех живших на его улице и рассказал им эту повесть, добавив, что когда он скажет свою тайну, он умрёт. И все, кто присутствовал, сказали его жене: «Заклинаем тебя Аллахом, брось это дело, чтобы не умер твой муж и отец твоих детей». Но ока воскликнула: «Не отстану от него, пока не скажет! Пусть его умирает!» И все замолчали. И тогда купец поднялся и пошёл к стойлу, чтобы совершить омовение и, вернувшись, рассказать им и умереть. А у купца был петух и с ним пятьдесят кур, и ещё у него была собака. И вот он услышал, как собака кричит и ругает петуха, говоря ему: «Ты радуешься, а наш хозяин собирается умирать». – «Как это? – спросил петух; и пёс повторил ему всю повесть, и тогда петух воскликнул: „Клянусь Аллахом, мало ума у нашего господина! У меня вот пятьдесят жён – то с одной помирюсь, то к другой подлажусь; а у хозяина одна жена, и он не знает, как с ней обращаться. Взять бы ему тутовых прутьев, пойти в чулан и бить жену, пока она не умрёт или не закается впредь ни о чем его не спрашивать“.

А торговец слышал слова петуха, обращённые к собаке, – рассказывал везирь своей дочери Шахразаде, – и я сделаю с тобой то же, что он сделал со своей женой».

«А что он сделал?» – спросила Шахразада.

И везирь продолжал: «Наломав тутовых прутьев, он спрятал их в чулан и привёл туда свою жену, говоря: „Подойди сюда, я тебе все скажу в чулане и умру, и никто на меня не будет смотреть“. И она вошла с ним в чулан, и тогда купец запер дверь и принялся так бить свою жену, что она едва не лишилась чувств и закричала: „Я раскаиваюсь!“ А потом она поцеловала мужу руки и ноги, и покаялась, и вышла вместе с ним, и её родные и все собравшиеся обрадовались, и они продолжали жить приятнейшей жизнью до самой смерти».

И, услышав слова своего отца, дочь везиря сказала: «То, чего я хочу, неизбежно!»

И тогда везирь снарядил её и отвёл к царю Шахрияру. А Шахразада подучила свою младшую сестру и сказала ей: «Когда я приду к царю, я пошлю за тобой, а ты, когда придёшь и увидишь, что царь удовлетворил свою нужду во мне, скажи: „О сестрица, поговори с нами и расскажи нам что-нибудь, чтобы сократить бессонную ночь“, – и я расскажу тебе что-то, в чем будет, с соизволения Аллаха, наше освобождение».

И вот везирь, отец Шахразады, привёл её к царю, и царь, увидя его, обрадовался и спросил: «Доставил ли ты то, что мне нужно?»

И везирь сказал: «Да!»

И Шахрияр захотел взять Шахразаду, но она заплакала; и тогда он спросил её: «Что с тобой?»

Шахразада сказала: «О царь, у меня есть маленькая сестра, и я хочу с ней проститься».

И царь послал тогда за Дуньязадой, и она пришла к сестре, обняла её и села на полу возле ложа. И тогда Шахрияр овладел Шахразадой, а потом они стали беседовать; и младшая сестра сказала Шахразаде: «Заклинаю тебя Аллахом, сестрица, расскажи нам что-нибудь, чтобы сократить бессонные часы ночи».

«С любовью и охотой, если разрешит мне безупречный царь», – ответила Шахразада.

И, услышав эти слова, царь, мучавшийся бессонницей, обрадовался, что послушает рассказ, и позволил.