Бык корова тактика

Быки и коровы

Эта логическая, комбинаторная игра, придуманная сравнительно недавно, в 70-е годы, завоевала огромную популярность во многих странах. Ее наиболее распространенный вариант выпускается в виде комплекта под названием «Mastermind» (мастермайнд, буквальный перевод — «выдающийся ум»). Но начнем наш рассказ с «быков и коров».

Играют двое. Каждый задумывает четырехзначное число с разными цифрами, которое должен отгадать партнер (на первом месте может стоять и 0). Ход заключается в том, что отгадывающий называет определенное число, также четырехзначное с разными цифрами. Если задуманное и названное числа имеют общие цифры, стоящие на одних и тех же местах, то такую ситуацию называют «быком» (далее обозначается «б»). Если общие цифры есть, но стоят они на разных местах, то это «корова» (обозначается «к»).

В ответ на ход партнера загадчик сравнивает свое число с названным и сообщает общее число «быков» и «коров». Например, если задумано 5239, а названо 2735, то ответ будет «1 бык 2 коровы» (16 2к). Цифра 3 имеется в обоих числах и стоит на одинаковых местах (16), цифры 2 и 5 общие, но стоят на разных местах (2к), цифры 7 и 9 не являются общими.

Сделав ход и получив ответ, отгадчик извлекает некоторую информацию о задуманном числе и в конце концов определяет его. Игра заканчивается в тот момент, когда на очередной свой ход он получает ответ 46, то есть задуманное число найдено. Выигрывает тот, кто быстрее отгадает число противника.

Приведем один пример. Ходы и ответы на них будем записывать в табл. 1.


Таблица 1

Предположим, что партнер задумал число 3594, которое нам нужно отгадать. Наш первый ход 1568 дал ответ 16. Это означает, что в задуманном числе имеется всего одна цифра из названных, причем стоящая на своем месте. Постараемся отгадать ее, не привлекая пока — чтобы не запутаться — другие цифры. Сделаем второй ход 1586. Ответ 16 говорит о том, что на своем месте стоит цифра 1 или 5. Теперь следует третий ход 1658, и ответ 1к показывает, , что в задуманном числе на втором месте стоит 5, а цифр 1, 6, 8 в нем нет. Ходом 2570 постараемся выяснить наличие цифр 2, 7 и 0. Ответ 16 весьма удачен — этих цифр в искомом числе нет. Итак, ясно, что задуманное число состоит из цифр 3, 4, 5, 9, причем на втором месте — 5. Сделаем следующий ход 4539. Ответ 16 3к означает, что задумано одно из чисел — 3594 или 9543. Если первая цифра 3, то 9 может быть только третьей, а если первая 9, то 3 — только четвертой. Ход 3594 и ответ 46 привел нас к цели; ответ 16 3к означал бы, что задумано число 9543, в этом случае партия продлилась бы на ход дольше.

Чем отличаются «быки и коровы» от мастермайнда? В комплекте мастермайнда роль цифр выполняют колышки шести цветов (красные, желтые, синие, зеленые, белые, черные), они вставляются в отверстия доски, которая выглядит примерно так, как показано на рис. 1. Задуманный набор кодовых колышков — цифр (вверху доски) шифровальщик загораживает специальными воротами, и он не виден расшифровщику. Для каждого хода также предусмотрены четыре отверстия, а еще четыре отверстия, размером поменьше, расположены слева — для ответа на него. Ход состоит в том, что отгадчик вставляет в отверстия четыре цветных колышка, а загадчик в ответ выставляет маленькие ключевые колышки двух цветов (черные и белые) в отверстие слева от хода (в любом порядке). Черные колышки выполняют роль «быков», а белые «коров». Если угаданы не все цвета, то некоторые отверстия остаются пустыми.


Рис. 1

В примере на рис. 1 избран шифр ксбж. При первом ходе зчсж произошло одно полное совпадение (ж) и один цвет (с) оказался не на своем месте. Таким образом, ответ бч (по-старому 16 1к). На втором ходу ответ чбб, на третьем — ббчч (определены все четыре цвета), на четвертом — чччч. Игра закончена. Партия длилась четыре хода. Вообще, как мы видим, доска рассчитана на десять ходов — (только совсем неопытные игроки не укладываются в эти рамки).

В переводе мастермайнда на язык «быков и коров» мы получаем, что задуманное число и числа-ходы разрешается образовывать только из шести цифр (шесть цветов колышков). Правда, цвета колышков в шифре и ходах могут повторяться (в отличие от «быков и коров», где все цифры разные). Так, на рис. 1 в девятой строке сделан ход сскк. Ответ на него чб (синий цвет на своем месте, красный не на своем). Оба цвета считаются только один раз. При шифре ккбж и том же ходе сскк красный цвет считался бы уже дважды, и ответ бб.

Сформулируем более точно, как дается ответ на каждый ход в мастермайнде. Сначала сравниваются цвета первых колышков шифра и хода. Если они совпадают, ставится черный кодовый колышек («бык»), а первые колышки шифра и хода исключаются из рассмотрения. Если они разные, сравниваются цвета первого колышка шифра и второго колышка хода. При совпадении ставится белый кодовый колышек («корова»), а первый колышек шифра и второй хода исключаются из рассмотрения. Если цвета разные, сравниваются цвета первого колышка шифра и третьего колышка хода и т. д. Когда первый колышек шифра будет исключен из рассмотрения (либо сам по себе, либо при одном из совпадений цветов — вместе с соответствующим колышком хода), точно так же последовательно сравнивается цвет второго колышка шифра с цветами колышков хода, а затем аналогично третий и четвертый колышки шифра. Очевидно, для шифра и ходов на рис. 1 наша процедура даст те же ответы.

Хотя описание занимает много места, на самом деле ответ формулируется за несколько секунд.

Мастермайнд отличается внешней привлекательностью — красивая доска, разноцветные колышки, ворота и т. д. Однако у «быков и коров» другое преимущество — для игры не нужно ничего, кроме бумаги и карандаша. Впрочем, и в наших магазинах появился в продаже комплект мастермайнда под названием «Мыслитель», так что теперь есть выбор.

Ниже мы упомянем о некоторых компьютерных достижениях в рассматриваемых играх. При составлении машинной программы для мастермайнда различные цвета колышков нужно прежде всего закодировать числами, то есть так или иначе мы вынуждены прибегнуть к цифровому языку «быков и коров».

Для отгадывания числа в «быках и коровах» или шифра в мастермайнде партнер должен как бы придумать тест для разгадывания числа или шифра. Таким образом, обе наши игры относятся к разряду тестовых.

Загадывая число в «быках и коровах», его первую цифру можно выбрать десятью способами, вторую — девятью (одна цифра занята), третью — восемью, наконец, четвертую — семью, всего имеем 10*9*8*7 = 5040 различных чисел. В мастермайнде на любом месте может стоять колышек любого цвета (из шести возможных), то есть всего 6 4 = 1296 вариантов.

Итак, в «быках и коровах» имеется 5040 различных чисел, которые можно загадывать и которыми можно ходить. А сколько существует различных ответов? Все они указаны во втором столбце табл. 2, их 14 (очевидно, ответ 36 1к невозможен). Горизонтальной чертой в таблице разделены случаи, в которых обнаружены все четыре цифры, три цифры, две, одна и ни одной. В третьем столбце указано количество чисел, которые могут дать соответствующий ответ на первом ходу. Самый приятный ответ, конечно, 46, сразу заканчивающий игру. Как мы видим, наибольшее разнообразие возможных чисел остается при ответе 1к — 1440.

Разумеется, результат игры, то есть количество ходов, за которое отгадывается задуманное число, в какой-то степени зависит от случая. Но многое определяется и искусством играющих. Здесь возникает вопрос: что понимать под мастерством игры в «быки и коровы»? Ведь даже начинающий игрок уже первым ходом может случайно отгадать задуманное число, но это еще не говорит о его умении.

Предположим, игроки А и Б сыграли матч из трех партий. Игрок А во всех трех партиях отгадал число партнера за 5 ходов. Игрок Б в двух партиях отгадал число за 4 хода, а в одной за 9. Кто играет лучше? Игрок Б выиграл матч со счетом 2:1, но ведь общее число ходов у него больше. Если, скажем, в шахматах важна сама победа независимо от продолжительности партии, то в «быках и коровах» именно скорость отгадывания, количество затраченных ходов собственно и составляют результат игры.

Рассмотрим два наиболее интересных подхода к оценке силы игры в «быки и коровы». Обозначим через li, число ходов, за которое данный игрок отгадывает число с номером i (i пробегает значения от 1 до 5040). Введем две характеристики его силы игры в «быки и коровы»:


Таблица 2

где lср — среднее число ходов, за которое игрок отгадывает число, а lмакс — число ходов, гарантирующее ему раскрытие шифра. Любое число отгадывается им самое большее за lмакс ходов. Каждая из этих двух характеристик, по желанию, может служить для оценки силы. Очевидно, величины lср и lмакс точно так же определяются и для мастермайнда, только в формулах будет фигурировать другое число — 1296.

В игре людей всегда легко разобраться, кто сильнее. Другое дело, когда речь идет об ЭВМ. Для произвольной стратегии игры, сформулированной в виде некоторого алгоритма, можно вычислить числа lср и lмакс и, значит, в зависимости от критерия определить, какая программа для ЭВМ сильнее.

Стоит заметить, что игры, о которых идет речь, представляют собой весьма интересный объект для исследования на компьютере. Достаточно сказать, что в написании программы для «быков и коров» участвовал один из крупнейших в мире специалистов в области программирования американец Д. Кнут. В нашей стране ряд результатов в этой области был получен группой студентов кафедры кибернетики МИСиС под руководством доцента М. Гендлера.

Основная задача, привлекающая математиков и программистов, состоит в нахождении оптимального алгоритма, то есть такой стратегии игры, при которой число lср или соответственно lмакс принимает наименьшее значение. Если говорить об lср, то здесь полной ясности цока нет. Найдены стратегии, которые для мастермайнда дают значение lср чуть меньше 4, а для «быков и коров» — чуть больше 5, но вопрос об оптимальных алгоритмах остается открытым.

Что же касается числа lмакс, представляющего больший интерес, то проблема полностью решена. Для мастермайнда построен наилучший алгоритм игры, при котором любое число шифровальщика разгадывается на позднее пятого хода, и доказано, что для любого другого алгоритма (стратегии) найдется хотя бы одно число, на разгадку которого уйдет не меньше пяти ходов. Таким образом, lмакс = 5.

Для «быков и коров» несколько лет назад студентами МИСиС была разработана стратегия, гарантирующая отгадывание любого числа за семь ходов, и было установлено, что lмакс?6. Но сомкнуть эти границы никак не удавалось. И вот совсем недавно при помощи весьма хитроумных комбинаторных рассуждений и тонкого использования машинных возможностей они определили, что lмакс = 7. Иначе говоря, построен алгоритм игры в «быки и коровы», позволяющий найти любое загаданное число за семь ходов, и доказано, что шестиходовой стратегии не существует.

Кстати, в приведенном в самом начале примере задуманное число было отгадано именно за семь ходов (хотя пример носил учебный характер и не ставилась цель играть оптимально).

Конечно, нас не должен удивлять тот факт, что для «быков и коров» числа lср и lмакс больше, чем для мастермайнда,- ведь в первом случае возможных вариантов шифра почти в 4 раза больше. Впрочем, известен усложненный вариант игры — супермастермайнд, в котором вместо четырех отверстий используются пять и вместо шести цветов кодовых колышков — восемь.

Рассмотрим теперь несколько партий (точнее было бы сказать, пользуясь шахматной терминологией,- окончаний или этюдов), представленных в виде задач. Разобрав их, вы получите неплохую иллюстрацию тонкостей игры в «быки и коровы». Будут изучены все ситуации, когда ответ противника на наш первый ход — для определенности число 1234 — совпадет с одним из первых пяти в табл. 2. При ответе 46 партия продолжается всего один ход, а для каждого из четырех других случаев мы укажем способ игры, гарантирующий отгадывание задуманного числа за наименьшее количество ходов. Другими словами, за столько ходов мы точно отгадаем число противника, каким бы оно ни было, а при меньшем количестве нам всегда может не повезти — шифр не будет раскрыт.


Таблица 3

Партия 1. На первый ход 1234 противник ответил 2б 2к. Какое наименьшее количество ходов гарантирует отгадывание задуманного числа?

Легко проверить, что только шесть задуманных чисел в ответ на первый ход 1234 могут дать ответ 2б 2к (табл. 3, первый столбец), и при любом втором ходе по крайней мере три из них дадут одинаковый ответ.

Вторым ходом сыграем 1356 (вместо цифр 5 и 6 можно было бы взять и другие, отличные от 1, 2, 3, 4). Все возможные ответы находятся во втором столбце таблицы. Ответ 2б сразу определяет задуманное число — 1324 (у других чисел иной ответ), ответ 1б 1к оставляет два варианта, а ответ 2к — три. Третий ход 3256 (с учетом второго) вносит полную ясность — все пять чисел-кандидатов дают разную пару ответов. Прочерк в табл. 3 (и всех последующих таблицах) означает, что при соответствующем ходе «реакция» на него данного числа нас уже не интересует. Таким образом, на четвертом ходу гарантирован ответ 4б и партия длится не более четырех ходов.

Типичная и совершенно не очевидная ошибка, которую допускают многие, кто решает эту задачу, состоит в использовании для игры чисел, содержащих только цифры 1, 2, 3, 4. Логика здесь простая — раз все цифры известны, то зачем подключать новые? Однако при таком подходе задуманное число с гарантией определяется на пятом ходу (ответ 4б).

Партия 2. Тот же вопрос, что и в первой партии, но ответ на первый ход 1б 3к.

На первый ход 1234 восемь чисел могут дать ответ 1б 3к (табл. 4). При любом втором ходе хотя бы одна четверка

чисел дает один и тот же ответ, и для выяснения ситуации понадобятся еще два хода. При втором ходе 1256 числа разделяются на две группы; для чисел первой группы (ответ 1б 1к) сделаем третий ход 1563, а для чисел второй группы (ответ 2к) — ход 2564. После этого остаются две пары чисел в каждой группе, требующие еще одного хода, и четвертый ход 1564 полностью проясняет картину. Таким образом, вторая партия длится не более пяти ходов.


Таблица 4

Партия 3. Тот же вопрос, что и в предыдущих двух партиях, но при ответе на первый ход 4к.

В ответ на первый ход 1234 девять чисел могут дать ответ 4к (табл. 5). Второй ход 3102 расшифровывает два числа, а остальные семь делит на две группы, в одной из которых решает ход 4153, а в другой — 2456. Четвертый ход завершит партию (будет получен ответ 4б).


Таблица 5

Партия 4. Тот же вопрос, что и в предыдущих трех партиях, но при ответе на первый ход 3б.

Ответ 3б на первый ход 1234 дают 24 числа. Действительно, три цифры можно зафиксировать на своих местах четырьмя способами, а для четвертой имеется шесть возможностей: О, 5, 6, 7, 8, 9, то есть всего 4*6 = 24 варианта. Любопытно, что найти задуманное число среди 24 чисел в данной партии удается за столько же ходов, за сколько восемь чисел во второй партии.


Таблица 6, а


Таблица 6, б

Рассмотрим табл. 6 а. В ее первых четырех строках а обозначает любую из цифр 8, 9, 0. Таким образом, здесь представлены все 24 возможности. Сделаем второй ход 1567. Ответ Об Ок оставляет выбор из трех неразгаданных чисел, для которых годится третий ход 8934 (табл. 6 б). При ответе 26 можно сыграть 1506 (табл. 6 в), а при ответе 1к — 5634 (табл. 6 г).


Таблица 6, в


Таблица 6, г

Для девяти чисел с ответом 16 в табл. 6 а составим табл. 6 д (вновь а может принимать одно из трех значений — 8, 9, 0). Третий ход 3564 разделяет их на три равные группы, четвертым ходом числа идентифицируются, и пятый ход завершит игру (ответ 4б). У нас осталось еще шесть чисел, расположенных в нижних строках табл. 6 а, выпишем их отдельно (табл. 6 е). И с этой шестеркой удается разобраться за два дополнительных хода. Итак, вновь партия длится не более пяти ходов.


Таблица 6, д


Таблица 6, е

Результаты всех рассмотренных партий собраны в табл. 7. Строгое доказательство того, что в каждом случае меньшим количеством ходов не обойтись, мы опускаем.


Таблица 7

Разобранные примеры показывают, что искусная игра в «быки и коровы» требует тонкого математического расчета.

Опции темы

Быки и коровы — оптимальная стратегия игры

Собственно игра находится вот здесь : http://www.games.look.ru/bc/
Предлагаю подумать над поиском оптимальной стратегии для игры, а также определить наихудший случай и определить максимальное число ходов для решения этой задачи.

За вклад в развитие форума 2006, Лучший знаток физики 2007, Самый активный автор месяца. Август 2007, Лучший консультант 2007, Лучший супермодератор 2007, Народный модератор раздела «Наука и Образование» 2008, Лучший супермодератор 2008, Лучший консультант 2008

У нас есть 13 реакций на введенную комбинацию:

0 — 0
1 — 0, 1 — 1
2 — 0, 2 — 1, 2 — 2
3 — 0, 3 — 1, 3 — 2, 3 — 3,
4 — 0, 4 — 1, 4 — 2,
Цель — дойти до 4 — 4 — т.е. выигрыша.

Всего возможных комбинаций в игре 10*9*8*7, правильных только одна.

Пробую решить задачу переборным путем. Для этого надо составить программу, работающую по следующему алгоритму:

для всех возможных комбинаций (от 1234 до 7890) далаем попытку угадать (начиная с 1234) — получаем ответ — одну из 13-ти ситуаций, указанных выше. Если ответ 4-4 — мы нашли загаданное число. Если нет — выбираем следующее число, и в распоряжении уже 2 реакции компьютера. Существует какая-то минимальная цепочка, по котором можно однозначно определить, какая комбинация будет правильной. Необходимо ее найти.

Есть интересная характеристика — количество информации, или энтропия. Например, если мы получили f(1234)=00, то ход N2 — 4321 нам новой информации не даст. Математически это можно вычислить через условную энтропию, а можно пойти другим путем: Пусть у нас известны отклики на k различных комбинаций — тогда Мы можем заведомо вычитать отклики для некоторых других комбинаций (например f(1234)=00 будет давать f(1243)=00, f(2431)=00 и т.д.) — тем самым снижая число вариантов следующего хода.

отгадала число за 7 ходов.
Алгоритма решения сказать не могу, т.к. я все-таки не математик. При решении просто анализирую результаты, сравниваю их, исключаю какие-то цифры, замечаю угаданные и цифры и места (угаданных быков) и таким образом пытаюсь вычислить правильный ответ.

Моя любимая игра

после не одного потраченого на эту игру урока истории, биологии и географии. пришла к выводу, что наубыстрый способ, это

1. определить какие именно эти 4 числа.
2. при этом по возможности одну и туже цифру не ставить в одну и туже позицию.

честно сказать, меня эта хадача задела за живое) до сих пор покоя не даёт =)
недавно натолкнулась на алгоритм реализации её решения на с++

    Самый полезный участник раздела «Спорт» 2007

    Интересная игра . Пока лучший результат — 7 ходов.

    Вот тут: http://igrun.com/?7210 можно в эту игру на деньги играть
    Там она называется «Сейф», нужно угадать за 5 ходов — выиграл (чем раньше угадал — тем больше выиграл).

    Моя программа угадывает всреднем за 5.4 ходов, этого мало, чтоб деньги зарабатывать

    Завтра буду думать над улучшением алгоритма

    Тут можно заставить комп играть самого против себя!

    Моя стратегия

    Открыл технологию угадывания 4-значного числа! Абсолютная безотказность. Количество необходимых попыток — 56, ну в случае фатального невезения может потребоваться 7.
    Такая технология, правда, требует от Вас хорошей сообразительности и достаточно большого промежутка времени для отгадывания чисел (у меня уходило от 70 до 160 секунд). Если для Вас это — пустяки, можете смело прибегать к этой технологии)
    Принцип такой.
    Первые 4 попытки пишем следующие числа:
    1234
    4567
    3480
    6043

    И смотрим на результаты.
    В частности нас интересует СУММА всех быков и коров за эти 4 попытки.
    Вы спросите в чем дело, почему именно эти числа? Можно и другие, на самом деле, но обязательно условие такое:
    ОДНА цифра должна повторяться ЧЕТЫРЕ раза (в данном случае это 4) и желательно стоять во всех числах на разных позициях;
    ОДНА цифра — ТРИ раза (в данном случае это 3);
    ДВЕ цифры — по ДВА раза (6 и 0);
    и ОДНА цифра — отсутствовать вовсе (9).
    При этом пять цифр будут повторяться по одному разу — это 1, 2, 5, 7 и 8.
    Еще одна особенность: в числе 6043, которое мы ввели 4-ой попыткой, присутствуют все цифры, которые повторяются в данной комбинации более чем один раз (это 4, 3, 6 и 0) — и ТОЛЬКО они. Это сыграет также важную роль. Зачем это надо — потом скажу.
    Итак, теперь считаем сумму полученных быков и коров. Их может быть от 3 до 11. Это нам надо для того, чтобы определить, какие из повторяющихся цифр встречаются в загаданном числе.
    Например, если в итоге получилось 3 быка и коровы — ясное дело, что загаданное число содержит три цифры, которые повторяются в комбинации один раз, и цифру, которая отсутствует. Другого варианта быть не может.
    Для тех, кто хочет сэкономить время, приводу шпаргалку:
    Сумма БК/Повторения
    3 = 1110
    4 = 2110 или 1111.
    5 = 3110/2210/2111
    6 = 4110/3210/3111/2211
    7 = 4210/4111/3220/3211
    8 = 4310/4220/4211/3221
    9 = 4320/4311/4221
    10 = 4321
    11 = 4322

    Если сумма равна от 4 до 9, то вариантов, как вы видите, несколько.
    В этом случае на помощь приходит число 6043 (то самое, где встречаются только повторяющиеся цифры). Смотрим сумму быков и коров именно у него.
    Например, если общая сумма равна 7, а у четвертой попытки только один бык, то ясное дело — иначе как 4111 вариантов быть не может.

    Подставляем и получаем следующее:
    Цифра 4ТОЧНО есть, причем стоит она на 3-ей позиции.
    Цифр 3, 6, 9, 0ТОЧНО нет.
    Подставляем результаты в третью попытку: Цифра 8точно есть.
    И еще есть одна из цифр 12, и одна из цифр 57. Обе — стоят на своих позициях (так как в обоих случаях 4 — это корова).
    Возможные варианты: 1847, 1548, 8247.
    Более точно мы определить число пока не можем, но заметьте — уже свели количество возможных вариантов к трем (при том что всего их ни много ни мало 4536, при условии что число не начинается с нуля). Вероятность того, что мы угадаем с 5-ой попытки, равна 33%. Вопрос — что вводить 5-ой попыткой?
    Посмотрим варианты.
    Если мы введем 1847, то:
    Если загадано число 1548, результат будет — 2 быка 1 корова.
    Если загадано число 8247, результат будет — 2 быка 1 корова.
    Вывод: число 1847 вводить не стоит, если только Ваши экстрасенсорные способности не подсказывают Вам, что загадано именно оно.
    Если мы введем 1548, то:
    Если загадано 1847, результат будет — 2 быка 1 корова.
    Если загадано 8247, результат будет — 1 бык 1 корова.
    Уже лучше! Делаем пятую попытку. С вероятностью 33% — она оказывается удачной, если же нет — то шестая попытка уже точно будет последней. =)))

    Если жа и после такой проверки вариантов все равно осталось несколько (например, общая сумма = 8, сумма у 4-го числа = 2, варианты — 4310 и 4211) тогда уже анализируйте дальше, исходя из кол-ва быков и коров на каждой попытке.

    Еще один пример:
    1234 — 1б, 1к
    4567 — 0б, 2к
    3480 — 2б, 0к
    6043 — 0б, 2к

    Сумма = 8. 8 = 4310/4220/4211/3221.
    После проверки 4-ой попыткой возможные варианты: 4211, 4310.
    Проверим сначала 4310. Может быть такое? Может. Это означает, что цифры 3 и 4 — есть, 6 и 0 — нет, 9 — есть. Все подходит.
    Теперь определим местоположение. Третья попытка — два быка, и кроме как 3 и 4 вариантов быть не может. СТО-о-оп! А где же тогда бык в первой попытке? Согласно ей, цифр 1 и 2 быть не может, а 3 и 4 уже заняты. Не получается!
    ЗНАЧИТ — 3 все-таки нет, а единственный вариант оставшийся — 4211.
    То есть: 4 есть, также есть 6 или 0, 9 нет. 3 — тоже нет.
    Если предположить, что есть 4 и 6, тогда есть еще 8, а также 1 или 2.
    Если же предположить, что есть 4 и 0, то есть еще 5/7 или 1/2.
    Еще один момент: В первой попытке остался неиспользованным один бык. Причем это точно цифра 1, так как на второй позиции стоит цифра 4 (согласно 3-ей попытке), а цифры 3 вообще нет.
    Итак, первые две цифры числа 14.
    Варианты: 1450, 1470, 1486.
    И опять с вероятностью 33% мы угадываем с пятой попытки, с вероятностью 67% — с шестой.

    Конечно, значительную роль в игре играют быки. В третьей попытке получилось два быка — и в итоге мы сэкономили один ход. Но на самом деле бывает так, что мне удалось выиграть с пятой попытки (и даже без угадывания в конце. ) имея лишь одного быка.

    Например:

    Сумма = 9. 9 = 4320/4311/4221.
    6043 = 3 коровы
    Остаются варианты 4320 и 4221.
    Пробуем оба этих варианта. Согласно первому:
    Есть цифры 4, 3 и 9, также есть 6 или 0.
    Или:
    Есть 4, 6 и 0, а также еще одна цифра из неповторяющихся — 1, 2, 5, 7 или 8.
    Какая? Смотрим по быкам. И натыкаемся на несоответствие — во второй попытке 4567 имеем только одного быка, а согласно этому варианту есть 4 и 6. Не подходит.
    Следовательно, подходит только первый вариант, причем как мы только что выяснили, цифры 6 нет, значит есть 3, 4, 9 и 0.
    Теперь вычислим местоположение этих цифр. 4 — единственный бык во второй попытке, значит, она на первой позиции.
    Цифра 3 может находиться только на 2-ой позиции, так как она была использована в первой и в четвертой попытке на 3-ей и 4-ой позиции, и нигде нет ни одного быка. Значит, у нас два варианта: 4390 и 4309. 4390 — быть не может, так как в третьей попытке у нас тоже нет быков. Остается единственный ваариант — 4309, который мы и вводим 5-ой попыткой и выигрываем!

    Но могут изредка возникать ситуации, когда четырех попыток маловато, чтобы свести дальнейший процесс к тупо угадыванию.

    Итого — 4 в сумме. 4 = 2110 или 1111.
    На 4-ой попытке — одна корова. Это означает, что вариант 1111 нам не подходит — только 2110.
    Из этого делаем вывод следующий:
    9 — есть
    Есть также 6 или 0
    Есть также 1 или 2 (исходя из первого числа)
    И еще одна цифра. Это может быть 5 или 7, но если есть одна из этих цифр, значит 6 нет, а есть 0. Или же если есть 6, то есть 8 обязательно.
    Проще говоря, варианты цифр: 1/2 — 6 — 8 — 9, или 1/2 — 5/7 — 9 — 0.
    О местоположении цифр догадываться мы пока не можем — маловато быков.
    Возможных вариантов пока много. Делаем пятую попытку. Лучше первым проверять тот вариант, где меньше точно известных цифр. Пусть это будет число 2907.
    Получилось: 1 бык, 1 корова.
    Что это означает?
    1: Цифры 9 и 0 — верны, а 2 и 7 надо заменить на 1 и 5.
    2: Вариант неверен, и совпали цифры 2 и 9, а оставшиеся две — 6 и 8.
    То есть набор цифр получается следующий: либо 1-5-9-0, либо 2-6-8-9.
    Рассмотрим сначала первый вариант. Мы имеем следующее:
    5 может быть только на второй позиции;
    0 — не на четвертой, значит на третьей позиции (в начале числа он не может стоять). Это и есть бык;
    1 — не на первой позиции.
    Единственный вариант — 9501. Пока не спешим его вводить.
    Теперь второй вариант — с набором 2-6-8-9:
    6 — на третьей позиции;
    2 — не на второй позиции.
    Варианты: 2869, 2968, 8962, 9862
    Варианты 2968 и 9862 — не подходят, так как в первом случае получается 2 быка, а во втором — ни одного.
    Остается три варианта: 9501, 2869, 8962. Тут уже — только вопрос везения. Мне не повезло, я ввел 8962 и получил 1 корову и только) оказалось как раз 9501((( получилось 7 попыток.

    Конечно, выглядит сложно на первый раз. Но нужно просто попрактиковаться, и все будет хорошо). А главное — это РАБОТАЕТ! Реально, я только что 40 раз сыграл с компьютером, в 52,5% случаев (21 из 40) угадал с 5 попыток, в 42,5% (17 из 40) — с 6-ти, и лишь дважды (5%) мне не повезло и пришлось использовать седьмую.

    Хотя бывают, конечно, и исключительные случаи. С вероятностью 1 к 1134 компьютер может загадать одно из чисел 1234, 4567, 3480, 6043. Однажды он загадал число 4576, которое я благополучно угадал с трех попыток) А может оказаться так, что после ввода, к примеру, 3480 Вы получите 0 быков 0 коров, что делает почти бессмысленным ввод числа 6043. Но факт есть факт — при использовании этой стратегии вероятность отгадывания с 4 попыток равна 0.09%
    не более чем с 5 попыток = около 50%
    не более чем с 6 попыток = около 90%
    не более чем с 7 попыток = 100%!
    Может быть конечно я и ошибаюсь, но на мой взгляд — это самая оптимальная стратегия отгадывания четырехзначного числа.
    В настоящее время я еще думаю над стратегией отгадывания 5-значных, 6-значных и даже 9-значных чисел. Как додумаюсь — поделюсь, если конечно это будет интересно.

    В завершении даю ссылку на мою версию программы, которую я написал за 1,5 часа на Delphi 7. Ее особенность — возможность отгадывать числа как четырехзначые, так и других разрядностей, а также возможность проходить Чемпионаты, т.е. последовательность раундов с отгадыванием чисел разных разрядностей с ограничением по кол-ву попыток и времени (мой рекорд по прохождению чемпионата на 8 раундов — 58 попыток и 590 секунд, уровень Экстрасенс).
    Вот она — http://depositfiles.com/files/ma1i1gsiw

    Последний раз редактировалось Bars; 10.10.2012 в 20:14 .

    б) Правила игры те же, но загадывается 6-значное число с цифрами от 1 до 9, причем среди цифр допускаются одинаковые.

    Примечание : Спрошенное число должно удовлетворять правилам для загадываемого; компьютеру на ход дается 1 минута .

    Итак, 1-ое что приходит в голову играть по следующему правилу: называть первое попавшееся число, которое может быть задуманно, т.е. при сопоставлении любого ранее спрошенного числа с новым должно получится такое-же количество ‘быков’ и ‘коров’. Число будем представлять в виде массива цифр.>

    (Прим. вебмастера — прошу прощения за опечатки в исходниках: их составлял не я. Надеюсь, Вам не составит труда восстановить правильные программы по алгоритмам.)

    Итак, наша программа работает следующим образом: мы путем последовательного увеличения на 1 генерируем все возможные 6-значные числа, отбираем среди них те, в которых все цифры различные, и, наконец, те из них, которые удовлетворяют хранящимся в массиве Info ответам, задается пользователю в качестве вопроса. Возникает ряд резонных вопросов: сколько всего интересующих нас 4-значных цифр и какая их часть не содержит повторений.

    За сколько шагов может угадать ответ самый быстрый алгоритм и насколько хороша наша стратегия?

    Давайте попытаемся ответить на них. Итак сколько всего чисел? Пусть k цифр и m позиций. В первой позиции может стоять любая

    Из k цифр, что нам дает k вариантов. Во второй-также любая из k цифр, т.е. k 2 . И так далее m раз, т.е. всего k m вариантов. Обобщим эту идею.

    Читайте так же:

    • Мышцы лопатки коровы Мышцы в теле животного подразделяются на мышцы головы, туловища и конечностей. В зависимости от выполняемой работы и функций мышц при жизни животного (одни мышцы несли очень большую […]
    • Части туловища коровы Строение тела сельскохозяйственных и домашних животных Тело животных условно подразделяют на четыре отдела: голову, шею, туловище с хвостом и конечности. Голову разделяют на мозговую и […]
    • Корова не ест и не дала молока Главная Вопросы и ответы Животные: общие вопросы Корова может не давать молока или сбавляет надой по множеству причин. Стоит их разделить на физиологические и […]
    • Доильный аппарат адм-1 § 14. Доильный агрегат АДМ-8 Доильный агрегат АДМ-8 (рис. 23), предназначенный для машинного доения коров в стойлах, создан в результате усовершенствования установки "Даугава". Молоко […]
    • Лопатка коровы анатомия У домашних животных (копытных и хищных) в плечевом поясе сохранилась только одна дорсальная кость пояса - лопатка - scapula. Две вентральные кости пояса - ключица и коракоидная кость у […]
    • Вымя коровы схема Вымя коровы состоит из двух пар сгруппированных вместе молочных желез, функционирующих одновременно и независимо друг от друга. Животные с третьей парой желез (полимастией) встречаются […]

    Определение: размещение с n повторением из k элементов по m называется m-элементный массив натуральных чисел, каждое из которых не превосходит k.

    Утверждение: Число размещений с повторениями из k по m равно k m . Доказательство проводим по индукции:

    Базис индукции: При m=1 у нас ровно k вариантов.

    Индуктивный переход: Пусть утверждение верно при m=n-1. Докажем, что оно верно при m=n. Зафиксируем число 1. Справа к этому числу припишем k n=1 размещений из k по n-1. Аналогично поступим с 1,2,3. k. Получим k n-1 *k=k n вариантов.

    Таким образом, число 4-значных чисел с цифрами от 1 до 6 равно 6 4 =1296. Теперь посмотрим, сколько из них не содержит повторяющихся цифр.

    Определения: размещением из k элементов по m называется m-элементный массив каждая компонента которого не превосходит k и среди них не встречаются одинаковые. Очевидно, что множество размещений не пусто лишь при m

    Таким образом,число 4-значных чисел с цифрами от 1 до 6 без повторений равно A46=6*5*4*3=360, т.е. в 3 раза меньше, чем число вариантов, которые мы перебирали. Итак мы нашли один способ для оптимизации нашей программы: генерировать не все числа, а лишь те, которые не содержат повторяющихся цифр. Возьмем это на заметку, а сейчас попробуем оценить максимальное число шагов, за которое отгадывает лучший игрок. Вариантов ответа у нас:

    Пусть угадано 4 цифры. Среди них могут быть 2,1,0 «быков». Пусть угаданы 3 цифры. Среди них могут быть 3,2,1,0 «быков». И так далее: получаем 3+4+2+1=10 вариантов.

    Таким образом за каждый вопрос количество допустимых чисел уменьшается, если мы рассматриваем худший случай, не более чем в 10 раз. Число шагов, за которое угадывает лучший игрок, не менее чем [log 10 360]+1=3

    Ну а теперь попытаемся повысить эффективность работы программы. Как уже было отмечено выше, нам достаточно перебрать не 1096 комбинаций, а всего лишь 360. Это не отразится на быстроте угадывания, т.е. числе шагов, так как не изменим стратегии «первый попавшийся из подходящих», но уменьшит время обдумывания хода.

    Генерировать числа будем следующим образом: для начала выберем множество цифр, которое в него входит, ну а затем будем переставлять элементы этого множества между собой. Множество цифр удобно, для наших целей, представить в виде массива длины 4, элементы которого расположены в порядке возрастания. Будем генерировать эти массивы в лексикографическом порядке, т.е. сначала сравниваются первые цифры, если они равны — вторые, и так далее. То есть:

    Рассмотрим теперь несколько партий (точнее было бы сказать, пользуясь шахматной терминологией, — окончаний или этюдов), представленных в виде задач. Разобрав их, вы получите неплохую инструкцию как выиграть, которая иллюстрирует тонкости игры в «быки и коровы».

    Будут изучены все ситуации, когда ответ противника на наш первый ход — для определенности число 1234 — совпадет с одним из первых пяти в таблице на рис. 2 (предыдущая страничка). При ответе 4б партия продолжается всего один ход, а для каждого из четырех других случаев мы укажем способ игры, гарантирующий отгадывание задуманного числа за наименьшее количество ходов.

    Другими словами, за столько ходов мы точно отгадаем число противника, каким бы оно ни было, а при меньшем количестве нам всегда может не повезти — шифр не будет раскрыт.

    Партия 1.

    На первый ход 1234 противник ответил 2б 2к. Как выиграть? Какое наименьшее количество ходов гарантирует отгадывание задуманного числа?

    Легко проверить, что только шесть задуманных чисел в ответ на первый ход 1234 могут дать ответ 2б 2к (табл. 3, первый столбец), и при любом втором ходе по крайней мере три из них дадут одинаковый ответ.

    Вторым ходом сыграем 1356 (вместо цифр 5 и 6 можно было бы взять и другие, отличные от 1, 2, 3, 4). Все возможные ответы находятся во втором столбце таблицы. Ответ 2б сразу определяет задуманное число — 1324 (у других чисел иной ответ), ответ 1 б 1 к оставляет два варианта, а ответ 2к — три.

    Третий ход 3256 (с учетом второго) вносит полную ясность — все пять чисел-кандидатов дают разную пару ответов. Прочерк в табл. 3 (и всех последующих таблицах) означает, что при соответствующем ходе «реакция» на него данного числа нас уже не интересует. Таким образом, на четвертом ходу гарантирован ответ 4б и партия длится не более четырех ходов.

    Типичная и совершенно не очевидная ошибка, которую допускают многие, кто решает эту задачу, состоит в использовании для игры чисел, содержащих только цифры 1, 2, 3, 4. Логика здесь простая — раз все цифры известны, то зачем подключать новые? Однако при таком подходе задуманное число с гарантией определяется на пятом ходу (ответ 4 б).

    Партия 2.

    Тот же вопрос, что и в первой партии, но ответ на первый ход 1б Зк. На первый ход 1234 восемь чисел могут дать ответ 16 Зк (табл. 4).

    При любом втором ходе хотя бы одна четверка чисел дает один и тот же ответ, и для выяснения ситуации понадобятся еще два хода. При втором ходе 1256 числа разделяются на две группы; для чисел первой группы (ответ1б 1к) сделаем третий ход , а для чисел второй группы (ответ 2к) ход 2564. После этого остаются две пары чисел в каждой гpynne, требующие еще одного хода, и четвертый ход 1564 полностью проясняет картину.

    Таким образом, вторая партия длится не более пяти ходов.

    Рассмотрим, как выиграть в «быки и коровы», анализируя еще две партии.

    Партия 3.

    Тот же вопрос, что и в предыдущих двух партиях, но при ответе на первый ход 4к.

    В ответ на первый ход 1234 девять чисел могут дать ответ 4к (табл. 5). Второй ход 3102 расшифровывает два числа, а остальные семь делит на две группы, в одной из которых решает ход 4153, а в другой — 2456. Четвертый ход завершит партию (будет получен ответ 4б).

    Партия 4.

    Тот же вопрос, что и в предыдущих трех партиях, но при ответе на первый ход 3б.

    Ответ 3б на первый ход 1234 дают 24 числа. Действительно, три цифры можно зафиксировать на своих местах четырьмя способами, а для четвертой имеется шесть возможностей: 0, 5, 6, 7, 8, 9, то есть всего 4X6 = 24 варианта. Любопытно, что найти задуманное число среди 24 чисел в данной партии удается за столько же ходов, за сколько восемь чисел во второй партии.

    Рассмотрим табл. 6 а. В ее первых четырех строках а обозначает любую из цифр 8, 9, 0. Таким образом, здесь представлены все 24 возможности. Сделаем второй ход 1567. Ответ 0б 0к оставляет выбор из трех неразгаданных чисел, для которых годится третий ход 8934 (табл. 6 б). При ответе 2б можно сыграть 1506 (табл. 6 в), а при ответе 1к — 5634 (табл. 6 г).

    Для девяти чисел с ответом 1б в табл. 6 а составим табл. 6 д (вновь а может принимать одно из трех значений — 8, 9, 0). Третий ход 3564 разделяет их на три равные группы, четвертым ходом числа идентифицируются, и пятый ход завершит игру (ответ 4б).

    У нас осталось еще шесть чисел, расположенных в нижних строках табл. 6 а, выпишем их отдельно (табл. бе). И с этой шестеркой удается разобраться за два дополнительных хода. Итак, вновь партия длится не более пяти ходов.

    Эта инструкция, как выиграть и разобранные примеры показывают, что искусная игра в «быки и коровы» требует тонкого математического расчета.

    ОАО имени Лермонтова — хозяйство в Становлянском районе Липецкой области известное, оно славится своими урожаями сахарной свеклы и зерновых. Гордость хозяйства – собственный элеватор, построенный по мировым стандартам: силосы, сушилка, зерноочистительный комплекс, емкости хранения на 20 тыс. тонн зерна. Есть, что посмотреть. Но руководителя на месте не оказалось, и нас пригласили в Лукьяновку, где у предприятия ферма КРС, имеющая статус племенного хозяйства по красно-пестрой породе.

    Встречает нас Елена Алексеевна Ханина, главный зоотехник. Елена Алексеевна работает здесь с 1990 года, прошла с хозяйством весь путь, а был он непростым. Раньше на ферме разводили тонкорунных овец. Ценилась и шерсть, и качественные шкуры, из которых шили шубы и дубленки. С приходом нового времени все это стало ненужным, и овец перевели. А вот подсобное стадо из 95 молочных коров, которых держали больше для собственных нужд, наоборот, начало расти. Сегодня дойное поголовье достигает 350 голов, общее до 800 голов — коровы, нетели, телки. Бычков в хозяйстве не держат, продают сразу. Почему?

    — Когда-то откармливали бычков,- отвечает Елена Алексеевна, — но в то время цена на говядину была очень низкая, дешевле, чем на свинину, и, поэтому, выручка за мясо была меньше, чем затраты на откорм, и мы отказались от бычков. К тому же, нам досталось соседнее хозяйство со своим поголовьем. Держать там двор оказалось невыгодно: это удвоение персонала, техники, дополнительная перевозка кормов и прочее. Поголовье на этой ферме не отвечало нашим требованиям, поэтому часть мы убрали, а часть перевезли сюда и взяли в работу – стали улучшать. Теперь у нас все животные в одном месте, а для работников организовали доставку транспортом предприятия. Сейчас говядина стоит дороже, но откорма в планах нет, потому что все помещения теперь заняты коровами, нетелями и молодняком.

    Помещений на ферме много, это бывшие овчарни. Часть реконструировали под дойное поголовье — три коровника на 100 голов и один на 90, доятся и телятся коровы тут же. Другую часть — под нетелей и молодняк, а остальные овчарни перестроили в склады для зерна. На данном этапе для хозяйства растениеводство в приоритете, склады для хранения выгоднее, чем дополнительный коровник. Зерно при хранении только растет в цене, а от молочной фермы прибыли пока нет.

    Корма на ферме полностью собственного производства, покупают только жмых и премиксы. Сено, сенаж, силос, фураж, кукуруза – этого всего в изобилии. Из зерновых делают комбикорм, а сено подают отдельно. Миксер в хозяйстве не справляется с сеном, и сделать монокорм из всех имеющихся составляющих пока нельзя. Хотя, как утверждает Елена Алексеевна, монокорм лучше для коров, отлично влияет на качество и количество молока. Но в этом году надои увеличили за счет введения в рацион жмыха и сенажа, приготовленного по новой (для хозяйства) технологии: слегка подвяленное скошенное сено закатывают в рулоны, где без доступа воздуха оно консервируется. В сенаж идет люцерна с костром и эспарцет, немного клевера. Содержание протеина в сенаже выше, чем в сухом сене. Хранится сенаж в пленке долго. Елена Алексеевна рассказывает, что когда открыли тюк после двухлетнего хранения, трава была как свежая. В 2018 году сенаж особенно удался, надои увеличились неплохо. Если в прошлом году в это время (15 апреля) на ферме доили по 17 литров на одну корову, то в этом году в это же время доят уже по 21 литру.

    В хозяйстве 7000 га, из них 6128 га пашни, остальное пастбища и сенокос. При таком объеме земли можно было бы держать и 500 дойных коров. И даже была как-то мысль поучаствовать в программе субсидирования строительства фермы, но оказалось, что к участию допускаются проекты ферм от 1000 голов.

    — Пятьсот голов мы можем обеспечить с 2000 га, а если 1000 голов, то нужно больше земли, это значит забирать пашню и урезать растениеводство,- размышляет Ханина. Но растениеводство сейчас намного прибыльнее животноводства. У нас сеют много сахарной свеклы, зерновых – это хороший заработок. А животноводство, как мы говорим, это отрасль переработки отходов растениеводства. По итогам прошлого года наша ферма КРС показала отрицательную прибыль – минус 3 млн. рублей. Себестоимость нашего сенажа 4,30 руб./кг, хотя есть хозяйства, у которых себестоимость по 2 руб./кг. У нас свои корма дорогие.

    Хозяйство племенное, специализируется на красно-пестрой породе. В 90-х гг. началась голштинизация симментальской породы. Сегодня «лермонтовские» животные имеют очень высокую кровность, бонитировки проводятся ежегодно и подтверждается право на племенное разведение. В самом начале пути был опыт по возврату к симменталам, в качестве хорошей перспективы на развитие хозяйству предложили поработать с высококачественным семенем австрийских симменталов. Но опыт оказался неудачным для молочной фермы. Три года удаленно работали австрийские быки, пока не выяснилось, что телята от них получаются больше мясного направления. Они крупнее, но молока дают мало. Для производства мяса эта линия отлично подходит, для молока нет.

    — И продолжили мы голштинизацию, — продолжает Елена Алексеевна. – Воспроизведение у нас 100% искусственное с покупным семенем. Покупаем и в Липецке, и в Москве, и из Америки заказываем. Выбираем быков тщательно, следим, чтобы линии не пересекались. По нашим запросам подбирают несколько быков, и мы уже смотрим, какой нам подходит. Коров разделяем на группы для трех быков — два быка для взрослых коров и один для первого отела. Под американского быка выбираем самых высокоудойных коров. Тут ошибаться нельзя, ведь ошибку можно увидеть только минимум через два года, как это у нас вышло с австрийскими симменталами. Поэтому и с одним быком не работаем, как бы его не нахваливали, каждый год три быка, не меньше. Семя обычное, с сексированным не работаем. Для этого и специалисты нужны, и оборудование другое, УЗИ-аппарат, не каждая корова подходит для осеменения, стоит порция в 10 раз дороже, а смысла получать только телок, нам нет. Оставлять их себе в таком количестве мы не можем, придется продавать, а продать мы и бычков можем.

    Отел в хозяйстве идет круглогодично, но все-таки работа построена так, чтобы больше коров телилось осенью. Вся соль в том, что в других хозяйствах отел, в основном, организован весной, чтобы к лету коровы уже вышли на выгон. Молока становится много, и оно падает в цене. А к осени наоборот молока становится мало, и цена на него растет. Тут как раз телятся коровы в ОАО им. Лермонтова и до февраля за молоко получаем неплохую цену. В условиях малоприбыльности животноводства неплохая тактика, заметим.

    Молоко забирает воронежский предприниматель, приезжает за ним каждый день за 200 км. Увозит из хозяйства почти по 7 тонн молока, что-то перерабатывает на собственном производстве, что-то сдает на завод. В любом случае партнерство длительное и надежное, за сбыт продукции не переживаем. Суточный надой на ферме почти 21 литр. Есть рекордсменки, дающие по 10000 литров в год, но их немного. Большинство коров дает около 7000 литров молока. Средний надой в прошлом году составил 6367 литров.

    Малоудойных коров в хозяйстве не держат, выбраковка жесткая. Каждый год обновляется 30% дойного поголовья. Средняя продолжительность работы коровы 3,5 года. Часть коров убывает по состоянию здоровья, но если корова здоровая, а молока дает мало, то ее тоже здесь держать не станут. Бывает, что уходят и первотелки, если уже понятно, что с этой коровы толка не будет. А есть и долгожители, которые много лет показывают отличные результаты.

    Для подтверждения статуса племенного хозяйства и получения субсидий на племенную работу, ОАО имени Лермонтова ежегодно должно реализовывать племенных животных в количестве не менее 10% от объема собственного дойного поголовья. Изначально хозяйство продавало телок, казалось, что так выгоднее и проще. А потом подумали, посчитали: телок берут по 170 руб./кг, а нетелей по 270 руб./кг. К затратам на нетелей добавляется 300 рублей на осеменение и три месяца кормления. При всех сложениях и вычитаниях выходит, что даже с этими затратами нетели намного дороже. А средний вес у них по хозяйству 568 кг. Умножьте это все на 35 голов, которые нужно обязательно реализовать и разница выйдет существенной. Последнее время нетелей забирают местные хозяйства, уже даже под заказ просят оставлять именно для них.

    А вот на ферме покупать новых коров не принято, обходятся для воспроизводства собственным поголовьем. К такому решению пришли путем печального опыта и своего, и соседского. Купили соседи телок, по бумагам все замечательно, привезли, а поголовье больным оказалось. Пока выявили, пока назад их отвезли, свои стадо заразилось. Лечили-лечили, да так всех коров и телят под нож пустили и разорились. Да и «лермонтовская» ферма без печального опыта не обошлась. Как-то хозяйство из соседней области под конец зимы осталось без кормов, вот и попросили продать им силос, а в обмен предложили молодняк, бычков и телочек черно-пестрой породы. Бычков на ферме сразу продали, а телок себе оставили. Через год анализ показал лейкоз у двух-трех коров, но как раз из этой обменной партии. А при повторном анализе, который проводили практиканты, заразили через нестерильный инструмент еще часть коров.

    — Черно-пестрые коровы больше подвержены лейкозу, да и другим болезням, — объясняет Елена Алексеевна, — пришлось срочно избавляться. Перенервничали так, что теперь ни одну корову со стороны не пустим на ферму, чтоб больше такого не испытать. Наши красно-пестрые коровы обладают хорошим иммунитетом, они более устойчивые к заболеваниям. Черно-пестрые, конечно, дают больше молока, но к выпасу не пригодны. Отгонишь хоть на километр, молока уже не жди. А наши животные приспособлены и к нашим кормам, и к нашим условиям, и результат дают не намного меньше. Надо понимать, что корову надо обеспечивать теми условиями, в которых проявится ее генетический потенциал. И какая бы суперкорова не была, если условий нет, то не будет и молока. Я была в хозяйстве, которое закупило очень дорогих австрийских коров-рекордсменок. И представьте, привезли коровок с альпийских лугов, поставили их на привязь по колено в грязь, кинули соломы, и ждут молока. А потом под нож пустят и будут убытки считать.

    На ферме в Лукьяновке содержание коров привязное, но только зимой. В мае стадо перегоняется в летний лагерь, где пасется на воле до конца сентября. Если погода позволяет, то и дней 10-20 от октября прихватывает. Главное, чтобы дождей и грязи не было. Летнее пастбище в пяти километрах от фермы, там также организована дойка, сделан молокопровод, стоит танк-охладитель.

    — Мы уже 30 лет почти работаем над своим поголовьем, — подытоживает наш разговор Ханина, — все, что могли животным генетически мы дали, заклад у них хороший. Главное кормить хорошо, и условия дать. Сколько комиссий к нам приезжает, представителей, ученых и экспертов! Все отмечают, что коровы отличные, перспективные. Главное — ухаживать и кормить, ну, и с быком не ошибаться.

    Застольные игры

    Известно множество игр со словами – они повышают словарный запас игроков, расширяют их эрудицию и кругозор, повышают грамотность, тренируют память и сообразительность, развивают логику и ассоциативность мышления, учат правильно выбирать стратегию и тактику общения.

    Все словесные игры предполагают отгадывание или образование слов по объявленным правилам игры. В процессе игры постоянно возникает вопрос, правильно ли написано предложенное игроком слово, существует ли оно вообще и в нормативной лексике в частности. Ответы на эти вопросы можно найти в электронных словарях, размещенных на портале «Грамота.ру».

    Предлагаем вашему вниманию описания некоторых наиболее популярных застольных языковых игр. Если вы знаете языковые игры, не вошедшие в этот список, – присылайте их правила и описания по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

    Анаграммы

    Анаграммами называются слова, отличающиеся друг от друга только порядком букв, например: уклон – кулон – колун – клоун. Цель игры – сделать из одного слова как можно больше анаграмм. Участникам игры дается десять слов и предоставляется 5 минут. За это время они должны получить хотя бы десять новых слов; вторая анаграмма из этого же слова дает дополнительное очко.

    Антифразы

    Все слова в известной пословице или изречении заменяются на противоположные по смыслу. Второй участник должен угадать исходную фразу.

    Балда (Королевский квадрат)

    Игровое поле представляет собой квадрат 5 х 5 клеток. Сначала случайным образом выбирается слово из пяти букв, которое появляется в средней горизонтали. Затем игроки по очереди вписывают по одной букве в пустую клетку квадрата, соседнюю с одной или несколькими уже заполненными. Эта буква вместе с соседними буквами сверху, снизу, справа или слева должна образовать новое слово. Прыжки через клетку или по диагонали не допускаются.

    Берега

    Выбирается поле 4 x 4, 5 x 5, 6 x 6, 7 x 7 клеток. В правом и левом краях вертикально пишутся слова (разные или одно и то же, но второй раз – снизу вверх). Игроки соединяют «берега» «мостиками»: вписывают в строки подходящие по первой и последней буквам слова. Игроки могут использовать общее поле или каждый свое. Слова могут быть короче (лишние клетки остаются пустыми) или длиннее («хвост» выходит за пределы поля). За лишние и недостающие буквы начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, у кого штрафных очков меньше.

    Бред профессора

    Известные пословицы или изречения излагаются с помощью наукообразных определений. Второй участник должен эти изречения узнать. (Адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно, располагается внутри преимущественно виноградного алкогольного напитка – Истина в вине.)

    Быки и коровы

    Ведущий загадывает слово с определенным количеством букв. Второй участник предлагает свое слово той же длины. Те буквы, которые совпадают по месту в слове, называются быками, просто совпадающие – коровами. Ведущий объявляет, сколько быков и коров в загаданном слове (загадано слово апрель, предложено слово ворона: 1 бык, 1 корова). Предлагаются следующие варианты, пока слово не будет отгадано.

    Города

    Участники по очереди называют города так, чтобы каждое следующее название начиналось с последней буквы предыдущего. Если в конце мягкий, твердый знаки, буквы Й и Ы, учитывается вторая с конца буква ( Москва – Анадырь – Ржев...). Использовать одинаковые названия нельзя. Проигрывает тот, кто не может подобрать очередное слово.

    Данетки

    Ведущий загадывает ситуацию (или слово). Остальные игроки, угадывая, задают наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только да, нет, не имеет значения. Варианты этой игры – угадывание благодаря ответам тепло, холодно.

    Добавь букву

    Первый игрок называет любую букву. Следующий присоединяет в начало или конец еще одну (подразумевая определенное слово). И так далее. Проигрывает тот, кто называет слово целиком или не может добавить букву, подразумевая слово. Однако этот игрок может блефовать: продолжать буквосочетание, не зная слова. Следующий за блефующим игроком может либо продолжить цепочку, либо спросить у блефующего: «Какое слово ты имеешь в виду?» Если ответа не последует, блефующий проиграл.

    Каркас

    В этой игре выбирается несколько согласных, а гласные используются в любом количестве. Слова как бы натягиваются на каркас, образованный из согласных, которые разрешается переставлять в любом порядке. Пусть выбраны буквы К, Н и Т. На этот каркас натягиваются следующие слова: кант, танк, кнут, канат, накат, ткань, тоник, тоника, нытик, октан, нитка и т. д. Побеждает тот, у кого слов больше.

    Контакт

    Ведущий загадывает слово и называет первую букву ( колготки – К). Игрок, придумавший вариант ( кошка), задает уточняющий вопрос, не называя слова («Это животное?»). Если ведущий отвечает «Нет, это не кошка», другой игрок предлагает другой вариант. Если ведущий отвечает, не угадав варианта игрока («Нет, это не крокодил»), то игрок продолжает уточнять («Нет, мое животное мяукает»). Если любой из участников догадался, какое слово загадано игроком (какое животное мяукает), он говорит: «Контакт!» Начинается отсчет, по окончании которого оба игрока должны произнести слово ( кошка). Если слово совпадает, ведущий открывает вторую букву своего слова. Если ведущий угадал раньше, чем закончился отсчет, угадывание начинается заново. Смысл игры: задавать такие вопросы, которые будут понятны игрокам, а не ведущему.

    Метаграммы

    Метаграммами называются слова, отличающиеся друг от друга только одной буквой, например: замок – зарок; заряд – наряд – народ. Цель игры – составить наиболее длинные цепочки метаграмм, а также путем изменения только одной буквы в слове «превратить» одно слово в другое, например сделать из козы – баян, за минимальное количество ходов.

    Наборщик

    Игроки берут любое слово, желательно подлиннее, и из его букв составляют другие слова. Выигрывает тот, у кого окажется больше слов.

    Объяснялки

    Игроки по очереди загадывают слова или ситуации и объясняют их с помощью мимики и жестов.

    Палиндромы

    Палиндромами называются слова или сочетания слов, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. Например: Ася, молоко около мяса! И любит Сева вестибюли. Целью игры является составление как можно более длинных палиндромов на скорость.

    По буквам

    Втайне от угадывающего игроки загадывают слово ( земля). Чтобы подсказать первую букву, они называют слова с этой буквой ( мороз, поземка, забор, береза). То же – со второй и следующими буквами. Если угадывающий правильно называет слово, игроки меняются, если нет – задумывается еще одно слово.

    Стройка

    Первый игрок загадывает слово ( метро), пишет его первую букву и общее количество букв:

    Второй игрок пытается угадать слово. Если угадывает («Это метро?»), то получает очки по числу нераскрытых букв (4). Если не угадывает («Это масло?), не получает очков, но должен придумать новое слово на ту же букву ( мастерок) и подписать вторую букву и общее число букв в слове:

    Первый игрок может продолжать угадывать по той же схеме, а может завершить слово ( мак). Тогда ему начисляются очки по количеству букв в написанном слове ( мак: 3), а второму игроку – по разнице количества букв в задуманном и написанном словах (8 мастер – 3 мак = 5). Если слово, написанное первым игроком, равно по длине последнему загаданному, первому игроку начисляются очки по числу букв, а второму игроку очки не начисляются. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

    Угадай слово

    Каждый из двух игроков загадывает пятибуквенное слово (существительное в начальной форме, в котором все буквы различны) и, чтобы угадать слово соперника, называет ему другое, тестовое слово произвольной длины. Соперник отвечает, сколько букв загаданного и тестового слова совпадает (загадано скала, тестовое слово локомотив, 2 совпадения). Затем называются следующие тестовые слова. Побеждает тот, кто быстрее угадал загаданное противником слово.

    Черный с белым не берите, «да» и «нет» не говорите

    Игроку задают вопросы, наталкивающие его на запретные ответы («да», «нет», «черный», «белый»). Смеяться также нельзя. Начало игры может быть таким: «Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала: «Не смеяться, не улыбаться, губки бантиком не делать, «да» и «нет» не говорить, черный с белым не мешать! Что изволите купить?» или таким: «Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег, велела не смеяться, не улыбаться, губки бантиком не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить. Вы поедете на бал?»

    Шифровки

    В начале игры выбирается слово, из первых букв которого составляется осмысленное предложение. На одно слово можно составлять несколько предложений разной тематики. Например: абрикос: А белая росомаха и крот очень суетливы.

    Шляпа

    Участвует 6 или более игроков и ведущий. Каждый игрок записывает по 6 слов (или более) и кладет карточки в шляпу. Игроки делятся на команды по двое и садятся в два ряда друг напротив друга. Первый сидящий в ряду игрок вынимает из шляпы карточку и объясняет в течение 15 секунд своему напарнику (сидящему напротив) одно слово или, если успевает, несколько (не используя однокоренные слова и иноязычные аналоги). Напарник должен угадать слова и громко проговаривает версии. Команде достается столько карточек, сколько слов было угадано. Если слово угадано не было, карточку кладут обратно в шляпу. Если объясняющим были нарушены правила, карточка выходит из игры.

    Шляпа передается следующей команде (следующему игроку в том же ряду). Потом шляпа переходит по кругу (в другой ряд). Выигрывает та команда, у которой больше всего карточек.

    Логические игры, они же головоломки, очень полезны для симметричного развития личности человека. Во время игры развивается логическое мышление, скорость мышления, человек начинает быстрее находить ответы на поставленные задачи, что, несомненно, полезно в современном, быстро меняющемся мире. Помимо саморазвития, они так же помогают с пользой провести время.

    Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов, но так же актуальны и интересны взрослому человеку. Практически все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, вследствие чего, могут быть решены методом комбинаторного анализа.

    В данной работе приводится пример решения логической игры «Быки и коровы».

    Эта, простая на первый взгляд, игрушка, однако заставит вас, напрячь серое вещество – это шедевр времяубивания на лекциях, уроках, работе или дома. Правила просты.

    В классическом варианте игра рассчитана на двух игроков, каждый из которых задумывает и записывает тайное 4-значное число с неповторяющимися цифрами. Игрок, который начинает игру по жребию, делает первую попытку отгадать число. Попытка — это 4-значное число с неповторяющимися цифрами, сообщаемое противнику. Противник сообщает в ответ, сколько цифр угадано без совпадения с их позициями в тайном числе (то есть количество коров) и сколько угадано вплоть до позиции в тайном числе (то есть количество быков).

    «Быки» – это те цифры вашего числа, расположение которых поразрядно совпадает с цифрами загаданного числа;

    «Коровы» — это те цифры вашего числа, которые присутствуют в загаданном числе, но находятся в другом месте, (в другом разряде, на другой позиции).

    Рассмотрим пример: Загадано число «2308».

    В числе присутствуют цифры — 2, 3, 0, 8;

    На ваши попытки его угадать, ответом будет следующее:

    1. «1234» – 0б, 2к («коровы» цифры 2 и 3, так как они присутствуют в загаданном числе, но находятся не на своих местах);

    2. «5678» – 1б, 0к («бык» это цифра 8, находится на 4-й позиции, т.е. на месте);

    3. «2380» – 2б, 2к (2,3 — быки, 8,0 — коровы, 2 и 3 на местах, 8,0 не на местах ).

    В среднем, пытливому уму требуется от 6 до 8 попыток, чтобы отгадать любое 4-хзначное число.

    Стоит заметить, что игра, о которой идет речь, представляют собой весьма интересный объект для исследования на компьютере. Достаточно сказать, что в написании программы для «Быков и коров» участвовал один из крупнейших в мире специалистов в области программирования американец Д. Кнут. В нашей стране ряд результатов в этой области был получен группой студентов кафедры кибернетики МИСиС под руководством доцента М. Гендлера.

    Основная задача, привлекающая математиков и программистов, состоит в нахождении оптимального алгоритма, то есть такой стратегии игры, при которой количество шагов для достижения максимально результата (получения 4 быков) будет минимальным.

    На сегодняшний день существует несколько вариантов для решения этой задачи. Один из них представлен в работе А. Словеснова «Оптимальный алгоритм в игре быки и коровы», в которой он доказывает, что существует алгоритм, следую которому можно отгадать число, сделав не более 7, но и не менее 6 ходов.

    Алгоритм заключается в переборе комбинаций, начиная с 0123, 1245, 2456 и.т.д., пытаясь найти ход с максимальной результативностью. Данная схема позволяет проверить практически все цифры на различных позициях, и по подсказкам (быкам и коровам) провести анализ и отгадать число.

    Но данный алгоритм предназначен для случая, когда на первом месте в загаданной четырехзначной комбинации может стоять «0, что является одной из разновидностей игры. Но все же вернемся к классическому варианту.

    В правилах сказано: «…Каждый из игроков задумывает и записывает тайное 4-хзначное число…», а число не может начинаться с 0, следовательно, данный алгоритм не будет столь результативен, если вообще может быть применен, в классической игре, тем более, если игра реализуется в компьютерной программе, где правила ввода число и проверочных комбинаций строго обозначены.

    В ходе решения данной задачи мной был разработан алгоритм, позволяющий угадать число за максимум 8-9 шагов, а в частных случаях и за 5-7.

    Заключается он в следующем.

    Начинаем перебор с комбинации «1234», каждый следующий шаг меняем последнюю цифру на следующую по порядку за ней, т.е после «1234» будет комбинация «1235» и.т.д. По изменению числа «коров» мы с легкостью определяем цифры, участвующие в записи числа, ну а уж если появляется «бык», то и узнаем одну из конечных позиций. Когда станут известны все 4 коровы остается только подобрать выигрышную комбинацию. Сделав анализ предыдущих шагов, данная процедура займет максимум 2 шага.

    Рассмотрим работу данного алгоритма на примере: пусть загадано число 2876.