Бык египет

Апис — священный бык
Аписсвященный бык египтян, бог плодородия Мемфиса. Этот культ имеет очень глубокие корни, связанные с животноводством, которым начали заниматься приблизительно 7000 лет до н.э. по всему восточному Средеземноморскому региону.

Священный бык Апис. Рельеф храма Птолемеев. Дейр ель-Медина. Луксор. Апис — священный бык у древних египтян наряду с Бухисом из Гермонта и Мневисом из Гелиополя. Все они имели земное воплощение в виде реальных быков, почитавшихся в качестве богов.

В Древнем Египте культовым центром бога Аписа был город Мемфис — один из важнейших религиозных, административных и культурных центров Древнего Египта. На протяжении многих веков этот город был столицей древнеегипетского государства.

Поэтому культ животного, почитавшегося в этом городе, распространился далеко за его пределами. Именно к Апису более всего подходит термин «священный бык египтян».

29 характеристик будущего бога

Апис был тесно интегрирован с другими мемфисскими божествами. Поклонялись не абстрактному быку, а живому животному, которого жрецы находили по наличию определенных физических характеристик.

Священный бык египтян из Луврского музея. Бронза. В общей сложности, по мнению некоторых классических авторов древности, таких характеристик было 29. Такое число не было случайным – оно определялось 29 днями лунного цикла (бык Апис — бог плодородия и Луна, которая играла важную роль в астрономо-земледельческих прогнозах, были определенным образом связаны друг с другом).

Среди наиболее важных физических характеристик был белый треугольник на лбу и черные пятна на теле, одно из которых, согласно Геродоту, должна была быть форме напоминать орла. Корова, родившая божество, тоже становилась объектом почитания и всемерной заботы.

Вначале считалось, что в теле священного животного обитает бог Пта (Птах) — главное божество Мемфиса, позднее, что оно является вместилищем ба (души) Пта. Также стало считаться, что это животное является и ба бога солнца Ра.

Жизнь, достойная бога

Бык, олицетворявший бога, жил в особых условиях при храме Пта в Мемфисе. Его облуживал целый штат жрецов и слуг. Ему полагался «гарем» из «священных» коров. Его одевали, как бога; все движения животного фиксировалось жрецами, которые на их основании делали прогнозы будущего. Особое значение придавалось его ритуальному бегу, во время которого, как считалось, оплодотворяются поля.

«Тексты пирамид» из Древнего царства уже упоминают Aписа в связи с его влиянием на плодородие, мотив, к которому возвращается Диодор Сицилийский, рассказывая, что египтянки приподнимали перед могучим животным свои одежды, чтобы таким магическим способом обеспечить себе плодовитость.

После «божественной» жизни — смерть в колодце

Мумия Аписа. Розенкрейцеров музей, Сан-Хосе, Калифорния, США По возрениям египтян, бог всегда должен пребывать только в здоровом и могучем теле. Одряхлевший бык уже не мог выполнять божественные функции. По сведениям, дошедших от греческих авторов (о культе Аписа писали Геродот, Страбон, Элиан, Диодор), если животное доживало до 25 лет, то его ритуально умерщвляли (топили в священном колодце).

Сразу после этого начинались поиски нового воплощения Аписа в живого быка. Умершего же священного быка у древних египтян хоронили как человека самого высокого ранга: внутренности извлекали и складывали в канопы (специальные сосуды для хранения внутренностей), а тело мумифицировали.

Хоронили их мумии в огромных каменных саркофагах в специальном склепе Серапиуме близ Мемфиса. Вес отдельных гранитных саркофагов достигает 80 тонн. Раскопки Серапеума проводились французским археологом Ф. О. Мариетом. Мариет обнаружил 64 мумии священных быков древних египтян. Он установил, что отдельные захоронения стали производиться при сыне Рамсеса II, Хами, который был жрецом Аписа. До этого захоронения проводились в Саккаре.

Благодаря традиции посвещать каждому умершему быку стелу с датами его жизни (привязанными к годам правления фараона) ученым удалось разгадать тайну хронологии Египта, начиная от XXVI династии до греческого периода.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в единое божество – Серапис.

Культ быка связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с культом быков. Коровы также почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлением о небе как о Небесной Корове.

Наиболее почитаемым быком был Апис (егип. Хапи) — душа Ка мемфисского Птаха, олицетворение плодородия и душа Хапи-Нила и Ба Осириса как бога возрождающейся природы. Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову и от него она рождает золотого телёнка — солнечный диск. После смерти Аписа его душа воссоединяется с Ба Осириса.

Апис и корова, его родившая, жили при храме Птах в Мемфисе; там же существовал оракул, жрецы которого строили свои предсказания на поведении животного. Ритуальный бег Аписа, как считались, приносил плодородие и достаток (сравн.: ритуальный бег фараона на празднике Хеб-сед).

Умерших Аписов бальзамировали, мумии укладывали в саркофаги, которые затем устанавливали в подземных галереях Мемфисского некрополя на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты.

После погребения Аписа жрецы приступали к поискам нового быка, годного для того, чтоб он стал Аписом. Для этого животное должно было иметь ряд особых примет. Об этих приметах упоминает Геродот: «Этот Апис, или Эпаф, должен происходить от коровы, которая после отёла уже никогда не сможет иметь другого телёнка. По словам египтян, на эту корову с неба нисходит луч света, и от него-то она рождает Аписа. А телёнок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он чёрный, на лбу у него белый четырёхугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы, а под языком — изображение жука». Всего Апис должен был удовлетворять признакам. В течение всего времени поисков нового священного быка (60 дней) жрецы соблюдали пост. Когда поиски заканчивались, нового Аписа торжественно везли по Реке в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и приветствовали священного быка.

Читайте так же:

  • Код на быка в вормиксе Друзья! Внимание ! Нам требуется Главный редактор для развития сайта ! -умеешь играть в wormiks -способен администровать сайт и добавлять новости, то напиши нам в личку Прохождение новых […]
  • Когда корова начинает чистить теленка Красная степная порода скота наиболее распространена в южных регионах. Эта порода создавалась в течении длительного периода путем скрещивания местного серого скота с завозимыми из […]
  • Не рожавшая корова дает молоко Нет, это неверно. Коровы беременны лишь 9 месяцев, а молоко дают ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после первого отёла (родов), то есть когда телка (не дойная) превращается в корову (дойную). После отёла […]
  • Количество корма для коровы Мясные, мясо-молочные и молочные породы коров приносят различные виды продукции. Но для того, чтобы получать и мясо, и молоко, важно правильно организовать режим кормления и составить […]
  • Гигиена получения молока и доения коров Доли вымени разделены перегородками и между собой не сообщаются, поэтому состав и количество молока, полученного из разных долей одной коровы, бывают разными Обычно в приусадебном […]
  • Моя корова утесов «Голос тот же: как не было, так и нет!» Так, достаточно самокритично, о своем голосе говорил Леонид Утесов. Но тут же добавлял: «Я пою не голосом — я пою «сердцем!» И действительно, стоит […]

Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (егип. Немур). Мневис считался душой Ка гелиопольского Ра и «живым воплощением» бога Солнца. Бык Бухис, или Бакис (егип. Бха) считался душой Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был чёрным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца) и изображался с солнечным диском между рогов. Обожествлены были также белый Бык Мина, Бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут — Небесной Коровы, оплодотворяющий её).

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.

Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание античных авторов. Согласно Геродоту, священный бык Апис должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками являло собой живое воплощение бога и было праздником для древних египтян.

Аписа жрецы содержали при храме бога Птаха в Мемфисе, одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы, тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса до восьмидесяти тонн. Все саркофаги Аписа, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.

  1. Вы здесь:
  2. Главная
  3. Мифологии
  4. Египетская мифология: Бог-бык. Часть 2

Египетская мифология: Бог-бык. Часть 2

В одном древнем папирусе содержался «миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью разного цвета. Потом по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову». Культ черного быка Аписа (др.-егип. hr , произносившееся Хап, Хоп) был широко развит в древней столице объединенного Египта – Мемфисе. «Слово «апис» происходит от египетского «хап» с прибавлением греческого окончания «ис». Плодородие земли в Египте, как известно, зависело от Нила, богом которого был Хапи, «что означало «из рода Хап». Это в свою очередь свидетельствует о тесном отношении священного быка Аписа с жизнетворными водами реки». При храме Птаха, покровителя города, почитался живой бык, считавшийся воплощением Аписа, живой душой бога Птаха. У этого быка на лбу и спине должны были быть белые отметины, «напоминающие крылья орла», а под языком – узел, похожий на скарабея. Согласно позднему представлению он был зачат лучом света, снизошедшего на корову. Об этом пишет Плутарх: «. он зачинается, когда животворный свет луны нисходит на ярящуюся корову и пронизывает ее… они называют луну матерью мира и считают, что … она зачинает и беременеет от солнца …». («Об Исиде и Осирисе») По этой причине египтяне « не убивали коров и не вкушали их мяса, чтобы случайно не умертвить матери будущего Аписа».

Быка содержали в специальном помещении – Апейоне в большой роскоши и «делали предсказания по дорожке, которую он выбирал, по пище, которую он принимал или отвергал», и рассматривали как телесное воплощение бога Птаха, называя «Пта, обновляющий себя» или «сын Пта». Церемониальный бег Аписа символизировал плодородие и достаток. Вероятно, именно бег Аписа послужил основанием для именования его «Беглец». Позднее Аписа считали больше «воплощением Осириса-Сокара, особенно после его смерти». Этому быку позволялось «пить только из колодца, а не из Нила». В греко-римский период его называли Серапис, годовщину его рождения праздновали каждый год, а траур по случаю его смерти соблюдался по всей стране. Аписа пышно хоронили в Саккаре, где находились гробницы быков Аписов и их матерей, которые стали священными благодаря рождению божества. Древнейшее погребение Аписа в мемфисском Серапеуме относится ко времени Аменхотепа III , самое позднее предшествует началу новой эры.

Аллея сфинксов ведет к Серапеуму. «Над усыпальницей священных быков был сооружен громадный заупокойный храм, один только подземный коридор которого достигал в длину 350 метров. Каменные саркофаги, в которых покоились мумии священных быков, были высечены из монолитных отполированных глыб черного и красного гранита высотой более трех метров и длиной не менее четырех. Вес каждого такого блока составлял около 65 тонн». В саккарском некрополе находилась гробница царицы I династии Хер-Нейт, жены Джера , преемника первого фараона Египта – Нармера. « Вокруг гробницы стояли глиняные головы быков с вделанными в них настоящими рогами» . Имя бога «Серапис» возникло в греко-римский период, когда культ священного быка Аписа объединился с культом Осириса. Греки переименовали древний храм Апейон в Серапейон, а римляне трансформировали это название в Серапеум. В поздний период на саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. На бронзовых статуэтках Апис часто изображался с солнечным диском между рогами. Несмотря на то, что Мемфис перестал быть столицей Египта, тысячи паломников стекались в храм Птаха, почитаемой святыней которого был Апис — священный бык Мемфиса, которого египтяне считали «слугой бога Птаха».

Почитали Аписа и в Гелиополе, потому что Атум, бог этого города, когда-то принимал образ быка. Однако в Гелиополе (библейский Он) существовал культ своего священного быка Мневиса (егип. mrw — wr , «Великий странник, Путник, Блуждающая звезда»). В ранний период атрибутом его культа был ш ест с укрепленным на верхушке черепом быка. Этот шест считался хребтом быка Мневиса и назывался «Юн (столб) быка из Она «. Подобно Апису черный бык Мневис содержался в особом помещении, и после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Заменителями сердца для быков Мневисов служили заупокойные скарабеи. « Мневис был оракулом бога Ра и его воплощением на земле. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со времен XVIII династии, но восходит он, к более древним временам». Матерью Мневиса считалась корова Хесат, сам бык считался душой бога Ра и города Нехен (Иераконполь).

Культ жертвенного быка Мневиса содержал в себе идею возвращения молодости, возрождения жизненных сил: старый бог умирал, чтобы возродиться молодым. «Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса, входящего в композицию заклания, или поклонения священному быку: отсюда среди его атрибутов – букеты лотоса; нередко и сам хвост Мневиса «процветает», подобно распустившемуся цветку». Лотос был магическим посредником возрождения: именно в чаше его распускающегося цветка являет себя миру омоложенное солнце. Шкура жертвенного быка уподоблялась стеблю лотоса, и «прохождение» покойника через нее было тождественно выходу из цветка лотоса. «Геральдическая эмблема Анубиса imj · wt («тот, который находится в оболочке») связывает лотос с магической способностью этого животного оживлять покойного омоложенным. Обряд обычно сопровождался завертыванием умершего в шкуру шакала (древнеегип. inpw – «собачка»), а цветок лотоса делал его сопричастным Нефертуму, уподобленному в одном из своих проявлений солнцу». Шкура шакала представляется древнейшим символом возрождения, которое много позже стало связываться со шкурой быка.

Аммиан Марцеллин сообщает: «Среди животных, которым издревле воздается культ, наиболее известны Мневис и Апис. Первый посвящается Солнцу, но о нем ничего невозможно сообщить примечательного; второй – Луне. Апис должен иметь различные врожденные отметины, особенно его отличает пятно в виде полумесяца на правом боку». Мневис, в свою очередь, отождествлялся с еще одним быком черно-белой масти – Бухисом, который был связан с богом Монту. Центром его культа был город Гермонт, где находился некрополь Бухеум, в котором хоронили мумии быков. Матерью Бухиса считалась небесная корова, родившая также и Солнце. В ряде случаев быки Бухисы изображались не черно-белыми, а красновато-коричневыми.

В древнем мире поклонение быку фиксируется повсеместно. Не стал исключением и Египет, где был свой священный бык Апис. Здесь он стал самым почитаемым среди всех священных животных.

Апис – бог плодородия в облике быка

Понимание того, кем был Апис, различалось в зависимости от времени и региона. В районе Мемфиса он почитался как отдельное божество. Как бог Апис отвечал за плодородие. Ритуальный бег быка по полям символизировал просьбу об урожае и достатке.

В других областях Египта он считался животным, посвященным Птаху, Ра или Осирису. При этом его почитали в качестве живого символа одного из названых богов. К примеру, связь Аписа с Осирисом проявляется в традиции изображения на саркофагах бегущего священного быка с мумией на спине.

В некоторых районах считалось, что каждое утро, принимая облик коровы, богиня Нут рожала золотого теленка Аписа (солнечный диск), который к вечеру становился её мужем. Это верование отобразилось в многочисленных статуях быка с солнечным диском между рогами.

Поклонение ему возникло ещё в додинастическую эпоху. Такой культ был свойственен едва ли не всем цивилизациям Средиземноморья.

Как почитали Аписа?

До нашего времени дошло огромное количество изображений Аписа в живописи и скульптуре, чего нельзя сказать о ряде других священных животных. Кроме того, в древности всегда существовал конкретный бык, олицетворяющий этого египетского бога.

Когда животное умирало, жрецы начинали искать ему замену. Новый бык должен был иметь черный окрас. Допускалось наличие нескольких пятен в четко обозначенных местах. Существовало 29 примет для определения священного животного. Например, белое пятно в форме квадрата на лбу, пятно в форме полумесяца на правом боку, жук под языком и пр.

Нового священного быка отводили в Никополь, где откармливали 40 дней. Нахождение нового Аписа праздновалось во всем Египте. Согласно «Истории» Геродота, в главном храме Аписа в Мемфисе содержался не только бык, но и корова, которая произвела его на свет. Движения животного интерпретировали жрецы, предсказывающие будущее.

Считалось, что он не может жить более 25 лет (лунный период в египетском солнечном календаре), если же по прошествии этого времени бык не умирал, его топили в Ниле. В Мемфисе найдено немало каменных саркофагов для мумий быков. Некоторые из них весят по 80 тонн. Апису был посвящен отдельный праздник, который совпадал с ежегодным обновлением воды в Ниле.

С наступлением эпохи эллинизма в Древнем Египте развился культ Сераписа. В нем соединились черты египетского Аписа и антропоморфного греческого божества. Культ Сераписа просуществовал до 4 в. н. э. Последний храм египетского божества был разрушен христианами.

Поиск по сайту:

Новые статьи

Статистика

Апис, священный бык, пришедший в Грецию и Рим из Египта

Апис — греческое и римское имя Хапи, священного быка древних египтян.

Египетский культ Аписа греки объясняли мифом, согласно которому первый египетский царь Эпаф имел вид быка, так как Зевс превратил свою возлюбленную Ио, мать Эпафа, в корову, чтобы укрыть ее от глаз своей ревнивой супруги Геры.

Такое толкование чуждо египетским мифам. Почитание быка было в Египте составной частью древнейшего культа животных; священный бык Хапи считался воплощением бога Птаха, творца богов и людей, и символом плодородия.

Египетские жрецы выбирали этого быка самым тщательным образом. Бык должен был быть черный, с белым треугольником на лбу, с наростом (в виде скарабея) под языком, с разноцветными волосками в хвосте и т. д. Содержали его в особом «священном хлеву» при храме Птаха в Мемфисе (Меннофере). После смерти его мумифицировали и погребли в саркофаге в подземном могильнике поблизости от сегодняшней Саккары, которую греки называли Серапейон, а римляне — Серапеум.

Грекам и римлянам культ Аписа, или Хапи, не внушал симпатий; однако традиционная религиозная терпимость заставляла их относиться к нему уважительно. Завоевав Египет, Александр Македонский принес жертву Апису, в то время как, например, персидский царь Камбиз после покорения Египта убил Аписа.

В эллинистическую эпоху этот культ проник и на территорию Греции, как об этом свидетельствуют находки из Халкиды и Приены. Но широкого распространения он не получил.

Древнейшие изображения Хапи (Аписа) относятся к началу 3 тысячелетия до н. э.; очень много скульптур и картин, посвященных Апису и дошедших до нас, относятся к птолемеевской эпохе (4—1 вв. до н. э.). Несколько крупных и мелких скульптурных изображений Аписа было найдено и в Риме, куда в свое время тоже проникли египетские культы.

На фото: статуя Аписа в Греко-римском музее Александрии, Египет

Мифология: Египетская мифология

Предмет статьи: бог

Апис (др.-егип. hp)- в египетской мифологии — бог плодородия в облике быка.


Апис. Бронза. 7 в. до н. э.

Почитание Аписа возникло в глубокой древности (1 династия), центром его культа был Мемфис. Аписа считали ба (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Иногда Аписа отождествляли с Атумом (Апис-Атум). На бронзовых статуэтках Апис, дошедших до нас в большом количестве, между рогов часто помещён солнечный диск. Апис также рассматривался как оракул Птаха.

Живым воплощением Апис являлся чёрный бык с особыми белыми отметинами. Страбон утверждал, что «его лоб и некоторые другие малые ча­сти тела имеют белые отметины, остальные же части черные; по этим признакам всегда выбирают быка, подходящего для наследования, когда умирает тот, который пользуется почита­нием». Геродот так описывает Аписа: «Он черный, на лбу у него белый квадрат, на спине изображение орла, под языком — жука». Верили, что ритуальный бег быка-Апис оплодотворяет поля. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании.

В эпоху Саисской династии (7-6 вв. до н. э.) для содержания быков-Аписов в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон.

Смерть быка-Аписа считалась большим несчастьем. Умершего Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса.

С куль­том Аписа связано одно из самых сенсационных открытий XIX в. в истории египтологии. Французский египтолог Огюст Мариетт был направлен в Египет для приобретения в монастырях коптских рукописей. Чтобы получить доступ к монастырским хранилищам рукопи­сей, необходимо было заручиться поддержкой коптского пат­риарха, однако тот отнесся крайне недоверчиво к молодому французскому ученому. Располагая деньгами для закупки рукописей и обуреваемый жаждой деятельности, Мариетт на свой страх и риск начал вести раскопки. Он вспомнил описа­ние Страбоном сфинксов, находящихся у мемфисского Серапеума, произвел археологическую разведку и на­толкнулся на некрополь Аписов — Серапеум. Предпринятые позже раскопки на средства французского правительства привели к открытию всего Серапеума — здесь были обнару­жены погребения 64 быков, множество стел и разного рода памятников.

Мемфисский Серапеум представляет собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах указаны даты: рождения, «вступления в должность» Аписа и смерти — с точностью до одного дня царствования того или иного фара­она. Следует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни Аписа 25 лет, а затем его топили, не подтверждает­ся памятниками — в Серапеуме имеются погребения Аписов, проживших более этого срока. Древнейшее погребение Аписа в мемфисском Серапеуме относится ко времени Аменхотепа III, самое позднее предшествует началу новой эры.

Культ Аписа был всеегипетским, а также признавался пер­сидскими царями (Дарий I), Лагидами и даже римскими им­ператорами.

Сведения о культе Апис приводят античные авторы Геродот, Страбон, Элиан и Диодор.

  1. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва ‘Наука’, 1976 — 336 с.
  2. Мифологический словарь./Гл. ред. Мелетинский Е.М. — М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с.