Белорусский лесной бык

дикий лесной бык

• Крупный дикий лесной бык

• Млекопитающее, сохранившееся только в заповедниках

• Дикий лесной бык

• бык «из настойки»

• дикий лесной бык Беларуси

• копытное, дикий лесной бык

• лесной родственник бизона

• организации За Украину, Белорусь и Россию

• повесть российского писателя Д. Гранина

• реликт Беловежской пущи

• роман Даниила Гранина

Что значит слово ЗУБР в словарях:

  • «Бизон» в Беловежье
  • «Хозяин» Беловежья
  • Беловежский бык
  • Беловежский зверь
  • Белорусский бизон
  • Белорусский сородич бизона
  • Бизон Беловежской пущи
  • Бизон из пущи
  • Бык «из настойки»
  • Бык в Беловежской пуще
  • Бык из Беловежской пущи
  • Бык на эмблеме МАЗа
  • Дикий бык Беловежья
  • Вопрос: Дикий бык в лесах Беларуси — ответ: ЗУБР
  • Дикий лесной бык
  • Дикий лесной бык Беларуси
  • Дикий лесной бык из Беловежской пущи
  • Европейский бизон
  • Единственный дикий бык в Европе, уцелевшим до наших дней
  • Живой символ Белоруссии
  • Крупный дикий лесной бык
  • Реликт Беловежской пущи
  • Родня бизона
  • Самый тяжёлый зверь Европы
  • Самый тяжелый зверь в Европе
  • Символ Беловежской пущи
  • Хрюкающий бык
  • Царь Беловежья
  • Ценный кадр (разг.)
  • Чья голова герб Молдавии украшает?
  • бык из Окского заповедника
  • заповедный зверь
  • лесной родственник бизона
  • роман Даниила Гранина
  • Дикий бык Беловежья

    Если бы объединенной Европе понадобилось свое геральдическое животное, одним из главных претендентов на эту роль был бы зубр — самый крупный наземный зверь этой части света

    Необычайно выразительные «портреты» зубров, украшающие стены знаменитой пещеры Альтами-ра, были сделаны первобытными художниками более 15 тысяч лет назад. На протяжении многих веков эти исключительно европейские жители обитали на обширной территории: от Болгарии до Норвегии и от Испании до Поволжья. Однако уже в XI веке «страна зубров» начала уменьшаться, а к концу средних веков лесные быки стали редкими и диковинными зверями, увидеть их можно было разве что в королевских зверинцах, куда вместе с другими живыми подарками иноземных посольств попадали и «ауриноксы» (искусственное латино-германское словечко можно перевести примерно как «золотой бык»). Зубр способен жить в разных ландшафтах: он охотно пасется на лугах и в речных поймах, посещает боры и мелколесья, заходит даже на болота. Но истинный его дом — широколиственные леса. Только ветки и подрост лиственных деревьев позволяют лесному быку пережить зиму, ведь он не умеет глодать кору, жевать хвою или разгребать копытами снег, чтобы добраться до травы. Одному животному, а вес крупных быков доходит до тонны, нужно около 2 км2 угодий, чтобы быть сытым и в то же время не наносить ущерба самому лесу. Живут они семьями по 10-20 голов: две-три взрослые коровы с телятами, один бык (впрочем, он иногда живет отдельно) и несколько подростков обоего пола -все непрерывно кочуют по округе радиусом несколько десятков километров. Устойчиво же существовать может только популяция, насчитывающая хотя бы несколько сот животных. Но для этого нужны огромные лесные массивы, а в Европе они год от года уменьшаются. Отступал зубр медленно, удерживаясь на тех землях, которые человеку было трудно осваивать: в горах Карпат и Кавказа, на болотистых лугах Восточной Пруссии, в белорусских и польских чащобах. Но к началу XX века ему удалось уцелеть только в двух безнадежно изолированных друг от друга очагах: в Беловежской пуще и на Северо-Запад- ном Кавказе, по долинам левых притоков Кубани. Эти последние убежища принадлежали Российской империи и были местами царской охоты. До поры до времени двуглавый орел спасал ауриноксов от полного исчезновения. Но в Первую мировую войну Беловежская пуща стала полем сражений. Да и после этот край переживал чехарду оккупаций, сражений и непрерывной смены властей. В такой обстановке зубров истребляли уже все. И в 1919 году убили последнего. Участь кавказских зубров оказалась не лучше. Они тоже сильно пострадали от войн и безвластия, но все же дожили до окончания смуты. Более того, в 1924 году специально для их охраны на части земель бывшей великокняжеской охоты был создан Кавказский заповедник. Однако местные казаки сочли, что ради лесного зверя у них отбирают дедовские угодья. И рассудили так: не будет зубра — не будет и заповедника, можно будет снова пасти скот, рубить дрова и охотиться. И за три года операция по уничтожению парнокопытных «оккупантов» была завершена. Уже после их гибели выяснилось, что зубров этого подвида не осталось даже в неволе — последний его представитель, бык по кличке Кавказ, годом раньше умер в знаменитом гамбургском зоопарке Гагенбека. Величественные животные оказались на грани исчезновения. В дикой природе их не осталось, да и в неволе жили всего 48 чистокровных зубров. Все ныне живущие зубры — потомки всего лишь 12 животных-основателей. Полная утрата вида представлялась настолько реальной, что немецкие зоологи братья Хек на всякий случай начали воплощать аварийный план. Дело в том, что европейский зубр — очень близкий родственник американского бизона. В природе они, естественно, друг с другом не встречаются, но в неволе легко вступают в браки и производят на свет вполне жизнеспособных метисов. А поскольку к 20-м годам прошлого века на планете жили уже тысячи бизонов, Хеки придумали скрещивать быков-зубров с коровами-бизонками. Далее гибриды-зубробизоны снова скрещивались с чистокровными зубрами, их потомство — опять с чистокровными. Этот метод, известный как « поглотительное скрещивание», позволил получить стадо зверей, чрезвычайно близких к настоящему зубру, на тот случай, если сохранить его все-таки не удастся. К счастью, изощренный план Хеков остался лишь альтернативным вариантом: мировое стадо настоящих зубров понемногу стало расти и накануне Второй мировой войны перевалило за сотню голов. В ходе боевых действий оно опять уменьшилось до 80 особей, но после ее окончания Польша и СССР сочли восстановление зубра делом государственной важности. В 1946 году начал работу зубровый питомник в белорусской части Беловежской пущи, в 1948-м — в Приокско-террасном заповеднике близ Серпухова, в 1958-м — в Окском заповеднике. Возвращенного из небытия зверя размножали в десятках стран. В 1978 году общее поголовье чистокровных зубров в мире перевалило за 2 тысячи, и их официально перевели из «видов, находящихся под угрозой истребления», в «восстановленные». Правда это решение было преждевременным. Разводить зубра до бесконечности в зоопарках и питомниках означало постепенно превратить его в домашнюю скотину, не способную к самостоятельному существованию. Маленькие изолированные стада обречены на скрещивание внутри себя с постепенным вырождением и к тому же слишком сильно зависят от случайных факторов. А территорий, на которых можно было бы поселить хотя бы 400-500 голов, было по-прежнему крайне мало. С 1952 года вольное стадо зубров начали создавать в Беловежской пуще. Однако его «вольность» оказалась весьма условной — фактически оно и поныне круглый год держится на небольшой территории вокруг мест прикорма. Другая крупная популяция сложилась на Северном Кавказе. Правда, последний оплот вольных зубров — Кавказский заповедник — оказался занят хековскими зубробизонами, завезенными туда еще в 1940 году. Однако к 90-м годам в Цейском заказнике, Тебердинском и СевероОсетинском заповедниках, Сунженском и Ассиновском охотхозяйствах жило почти 400 чистокровных зубров. Но с наступлением нового смутного времени трагедия кавказских зубров повторилась: только с 1992 по 1998 год их поголовье уменьшилось вчетверо. В середине 90-х было решено создать большое вольное стадо зубров в национальном парке «Орловское Полесье». В Брянске и Калуге тоже создали на прилегающих землях новые охраняемые природные территории. Есть стадо зубров и в вологодских лесах, об этом наша газета уже рассказывала.

    Всего найдено: 5, по маске 4 буквы

    дикий бык острова Сулавеси

    парнокопытное животное семейства полорогих; дикий бык; домашняя форма — гаял

    Читайте так же:

    • По чём коровы в екатеринбурге Екатеринбург: полезная информация Информация о городе Карта Екатеринбурга Куда сходить Достопримечательности (119) Магазины и ТРЦ (22) Зоопарки (10) Парки развлечений (30) […]
    • Совершенно корова Точность Выборочно проверено Склисс — вымышленное инопланетное животное из вселенной Кира Булычёва, по внешнему виду летающая корова. Родина — планета Шешине?ру галактики Млечный […]
    • Технологические группы коров 2.1.4. Технологические группы крупного рогатого скота На предприятиях крупного рогатого скота предусмотрена следующая классификация животных по возрастным группам с учетом их […]
    • Вздутие у быка что делать Вздутие живота у крупного рогатого скота явление, которое случается как с молодыми телятами, так и со взрослыми особями. Что спровоцировало это заболевание и как помочь животному […]
    • Доильный аппарат для коров курган Дата прайс-листа: 23.05.2018 Позиций в прайс-листе: 52 ед. Валюта: Рубль НДС: Да (20%) На сайте продавца доступен "Онлайн консультант".Для перехода на сайт нажмите "В магазин" На сайте […]
    • Коровы с большими рогами Стань Премиум и ты получишь коммерческую лицензию. Подробнее Лицензия Премиум Freepik Как Премиум пользователю, тебе доступна коммерческая лицензия для данного ресурса. Подробнее Наша […]

    дикий индийский бык

    дикий азиатский бык

    дикий бык из непала

    дикий бык в лесах Индии

    дикий бык из Азии

    восточный дикий бык

    дикий бык из Индии

    подвид дикого быка

    копытное, дикий лесной бык

    крупный дикий лесной бык, сходный с бизоном

    Дикий лесной бык

    • Роман Д. Гранина (о судьбе Н. В. Тимофеева-Ресовского)

    • О косном, консервативно настроенном человеке

    • белорусский сородич бизона

    • бизон Беловежской пущи

    • бык в Беловежской пуще

    • бык из Беловежской пущи

    • бык из Окского заповедника

    • дикий бык в лесах Беларуси

    • дикий лесной бык

    • зверь Беловежской пущи

    • из отряда парнокопытных, семейства полорогих, рода бизонов

    • или зубр м. вид дикого быка, с косматой шеей; водится в Литве и на Кавказе; Bos urus. Нет сомненья, что это наш древний гнедой тур, который водился повсюду, и с которым ратовал еще Владимир. Зубриха ж. корова этого же вида. Житье, что беловежскому зубру! кормят и поят и по воле ходит, и работы нет. Зубренок м. или зубря ср. зубриный теленок, теля (бычок, либо телка). Зубровый, зубрячий, зубриный, зубру принадлежащий или к нему относящийся. Зубрятина, зубрина ж. зубрячья говядина, мясо

    • косный, консервативно настроеный человек

    • крупный дикий лесной бык

    • крупный дикий лесной бык, сходный с бизоном

    • млекопитающее, сохранившееся только в заповедниках

    • опытный, ценный специалист

    • произведение Д. Гранина

    • самое крупное наземное млекопитающее России

    Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:

    Вопрос: Дикий лесной бык. (Слово состоит из 4 буквы)

    Ответ: Зубр (4 буквы)

    Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска.
    Постараемся найти среди 1 126 642 формулировок по 141 989 словам.

    Вопрос: Крупный дикий лесной бык, 4 буквы, на З начинается, на Р заканчивается

    Слово из 4 буквы: Первая буква — З, вторая буква — У, третья буква — Б, четвертая буква — Р

    Полный ответ на кроссворд: ЗУБР

    Тур (Bos primigenius, Bos taurus primigenius) – первобытный дикий бык, парнокопытное животное рода настоящих быков подсемейства быков семейства полорогих, прародитель современного крупного рогатого скота. Самыми близкими родственниками являются ватусси и серый украинский скот.

    Обитал со второй половины антропогена в лесостепях и степях Восточного полушария.

    Считается вымершим в результате хозяйственной деятельности человека, распашки степей, вырубки лесов, а также интенсивной охоты.

    Удивительно, что последняя особь была убита не на охоте, а погибла в 1627 году в лесах недалеко от Якторова, вероятно из-за эпизоотии, которая затронула генетически слабую, изолированную популяцию последних туров.

    Памятник последнему туру в Якторове

    Тур был мощным зверем с мускулистым, стройным телом высотой в холке около 170-180 см. Вес его достигал 800 кг, а то почти тонны.

    Голова была высоко посажена (что характерно для степных животных), с длинными острыми рогами.

    Сравнение тура и человека

    Окраска взрослых самцов была черной, с узким белым «ремнём» вдоль спины, а самок и молодых животных – рыжевато-бурой.

    В леса же они, вероятно, откочёвывали только зимой, хотя последние туры доживали свои дни именно в лесах, а ранее туры быки держались в основном в лесостепи, а нередко заходили и в степи.

    Жили туры небольшими группами или в одиночку, а на зиму объединялись в более крупные стада. Естественных врагов у туров было мало: эти сильные и агрессивные животные легко справлялись с любым хищником.

    В историческое время тур встречался почти по всей Европе, а также в Северной Африке, Малой Азии и на Кавказе.

    В Африке этот зверь был истреблён еще в третьем тысячелетии до н. э., в Месопотамии – примерно к 600 г. до н. э.

    В Центральной Европе туры сохранились гораздо дольше, их исчезновение связано с интенсивными вырубками лесов в IX-XI веках.

    Граница распространения тура

    В XII веке туры ещё встречались в бассейне Днепра, и в то время их активно истребляли на охоте.

    Владимир Мономах оставил письменные воспоминания об опасной охоте на «диких быков-туров».

    К 1400 году туры обитали только в относительно малонаселенных и труднодоступных лесах на территории современной Польши, Белоруссии и Литвы. Здесь они были взяты под охрану закона и жили как парковые животные в королевских угодьях.

    В 1599 году в королевском лесу в 50 км от Варшавы еще обитало маленькое стадо туров – 24 особи, но к 1602 году в этом стаде осталось всего 4 зверя, а в 1627 году погиб последний тур на Земле.

    В настоящее время энтузиасты и отдельные ученые надеются возродить туров, используя, в частности, испанских быков, более других сохранивших черты своих диких предков (Bos taurus africanus).

    В 1920-1930-х годах в Германии был выведен дикой бык Хека со многими признаками тура.

    Бык Хека

    Тур изображён на национальном гербе Республики Молдова, на гербе города Каунас, Литва, а также на гербе города Турка во Львовской области Украины.

    Тур принадлежит к числу животных, часто встречающихся в славянском фольклором, название животного «живёт» в пословицах, песнях, былинах и обрядах в России, на Украине, особенно в Юго-Западном крае и Галичине. В украинских песнях тур сохранился в свадебных и колядках, обыкновенно в связи с охотой на него.

    В русской народной поэзии тур встречается в былинах о Добрыне и Марине, о Василии Игнатьевиче и Соловье Будимировиче.

    В славянских обрядах тур является в «ряженье туром» на святках, а этнограф Веселовский возводил этот обычай к римскому «ряженью теленком», хотя обрядовое ряженье быком есть и в других культах.

    Игра в туров сохранилась в русском Подлясье до конца XIX века и была описана этнографом Мошковым. Игра эта примыкает к играм, имеющим брачный характер. Туры в ней является человекоподобным. Профессор Сумцов считал тура русской обрядности заменяющим быка обрядностей других народов.

    В настоящее время голландская экологическая организация «Фонд Таурус» пытается путем обратного скрещивания примитивных пород европейского скота получить животное, которое по своему внешнему виду, размеру и поведению будет соответствовать вымершему туру.

    В рамках проекта этого проекта, совместно с организацией «Европейская дикая природа», животные будут использованы для сохранения ценных естественных лугов в странах Центральной Европы.

    Ещё один проект реализуется в Польше – ученые из «Польской ассоциации по сотворению тура» для клонирования вымершего животного намерены воспользоваться ДНК, сохранившейся в костях из археологических находок. Проект поддерживается польским Министерством охраны окружающей среды.

    Потомки дикого тура

    Дикий бык (Bos taurus) – вид из рода настоящих быков семейства полорогих, а в широком смысле название «дикие быки» относится и ко всем неодомашненным видам подсемейства быков.

    К наиболее известным подвидам дикого быка и прямым предкам большинства российских и западных коров принадлежал и тур.

    Индийский зебу и родственные ему породы происходят от подвида Bos taurus indicus, отделившегося от своих ближневосточных и европейских сородичей около 300 тысяч лет назад.

    Некоторые эксперты полагают, что его можно даже выделить в отдельный вид (Bos indicus).

    Проведённые в 1994 году генетические исследования показали, что современные коровы не принадлежат, как долгое время считалось, одной родовой линии, так как процесс одомашнивания происходил в разных местах и из разных популяций.

    Боевой бык (Лидийский боевой бык, toro de lidia, toro bravo, Bos Taurus Africanus) – это быки участвующий в испанской корриде. По фенотипу они очень близки к туру.

    Боевой бык

    Родословные боевых быков тщательно отслеживаются в целях улучшения породы.

    Средняя высота в холке взрослой особи – 155 см, масса – 500 кг для самцов и 350 кг для самок.

    В корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет (toro), как правило, не старше 6 лет). Обычный цвет боевого быка – чёрный (negro) или тёмно-коричневый (colorado).

    Считается, что целенаправленное разведение боевых быков началось в XV-XVI веках в районе Вальядолида, обычного места пребывания королевского двора. Именно из этого района поставлялись быки для деревенских и городских праздников.

    В XVII столетии первенство в выращивании боевых быков перешло к Андалусии, где в первой половине XVIII века получила развитие пешая коррида. Именно к этому периоду и можно отнести возникновение современного боевого быка.

    Основой всех стад, для всех ферм, где разводят современных боевых быков, являются стада быков дона Хосе Хирона из Вильярубиа де лос Охос (Сьюдад-Реаль), Эрманоса Галльярдо из Пуэрто-де-Санта-Мария, Рафаэля Кабрера, дона Хосе Висенте Васкеса и графа де Вистаэрмоса, чьи стада паслись на пастбищах Утреры.

    В настоящее время различаются следующие «касты» быков: Моруча Кастельяно (Боэсилья), Наваррская, Хихона, Какбрера и Гальярдо, Васкеньо, Вега-Вильяр и Вистаэрмоса. К последней касте относится около 90% всех боевых быков. Кроме испанских «каст», выделяется и камаргская порода боевого быка, происходящая также от испанских экземпляров.

    Памятник боевому быку

    Быки выращиваются на особых фермах (ganaderias), существующих в Испании и в Латинской Америке,

    «Торо браво», «боевой бык» – уникальное животное по целому ряду своих характеристик и реакций и по своему поведению. Бык очень агрессивен, атакует сразу, обладает вспыльчивым нравом, даже если его не провоцируют и ничем ему не угрожают. Боевые быки нападают «в лоб», им свойственен боевой порыв, они никогда не отказываются от сражения.

    Изображение характерного чёрного силуэта боевого быка, так называемый бык Осборна, является эмблемой хересного бренди «Veterano» и одновременно считается неофициальным национальным символом Испании.

    Боевой бык едва не убил знаменитого матадора Хулио Аспарисио. Во время своего выступления тореро запутался в плаще, споткнулся и упал.

    500-килограммовый бык моментально поднял его на рога, проткнув горло и подбородок.

    Памятник погибшим матадорам и тореро в Мадриде. Фото автора

    Продолжаем знакомство с животными, обитающими в Индии. В этой статье я расскажу вам об одном из особо почитаемых и уважаемых в Индии животных, о священной корове.

    Индия, колыбель человеческих цивилизаций, страна, где божественное великолепие роскошных дворцов, дорогих тканей и самоцветов, соседствует с глубокой нищетой. Где развитие высоких технологий и научных открытий, не мешает существовать ручному труду и кустарным ремёслам. В Индии большинство населения глубоко религиозны, практически 80% населения страны исповедуют индуизм. Вера в мифы и легенды, поклонение богам, которых насчитывается несколько тысяч, является образом жизни. И здесь особое место занимает почитание священных животных и поклонение им. Одним из главных священных животных страны, является КОРОВА . Этому животному повсеместно оказывается величайшее уважение. Она может бродить везде, где ей угодно, даже по самым заполненным улицам больших городов. Она спокойно может зайти в храм, и никому из находящихся в нём людей, не придёт в голову выгнать её.

    Это воспринимается, как хороший знак. Согласно легенде Праматерь всех коров Сурабхи, или Корова Желаний, появилась на заре мироздания. Она принадлежала мудрецу Васиштхе, и была у него похищена. Похитителем оказался могущественный владыка Небосвода, был низвергнут на землю и обречён был стать из бога Человеком. Корова – это олицетворение изобилия, чистоты и святости, почитается как благостное животное. Так же как Мать – Земля, корова является примером бескорыстного пожертвования, так как от неё люди получают молоко, и другие молочные продукты, которые служат основой вегетарианского питания. Во многих районах Индии, считается благоприятным, накормить перед завтраком корову, прежде чем начать есть самому. Корова настолько высоко почитается индийцами, что в стране запрещено употреблять в пищу говядину, и не многие индийцы согласятся, есть мясо, особенно мясо коровы. Если человек убил корову, то в своём селении он становится изгоем, священники не будут проводить службу в его доме, цирюльники не станут его брить. В древних индийских писаниях – Ведах, говориться, что человек, хотя бы раз вкусивший говядину, будет столько лет страдать в аду, сколько имеется волосков на теле коровы. Приверженцы ведической культуры, к которой в последнее время присоединяются и европейцы, вполне логически объясняют подобные утверждения. Во-первых, поедать мясо живых существ – это бесчеловечно; во-вторых, корова по древним индуистским традициям считается матерью всего человечества, и называют её – Гау-Мата, т. е. Корова-Мать. Она всегда умиротворена, милосердна, никогда ничего не просит у людей и не причиняет никому беспокойств. Она просто кушает траву и бескорыстно отдаёт людям то, что у неё есть. Она кормит людей своим молоком и производными из него продуктами. Корова даже траву щиплет траву, не причиняя ей вреда, поедая лишь «вершки», а «корешки» оставляет в земле, то есть ведёт себя как мать, сострадательно относится ко всему живому. Как можно убить мать, чтобы впоследствии её съесть? Для верующих индийцев – это нонсенс. В священных писаниях Индии, корове посвящено немало историй и молитв. Создавая Вселенную, Господь Брахма, сначала сотворил брахманов (священнослужителей), которые должны были проводить жертвоприношения (ягьи). А после этого, призвал духов из мира коров, чтобы они обеспечивали ягьи молоком и топлёным маслом. Согласно писаниям, Корова — гостья из мира Высшего, она даже не была сотворена вместе с другими животными. Брахма объявил, что все боги и люди должны считать Корову своей матерью и оказывать ей великие почести. Это считается одним из способов служения Богу. В Пуранах рассказывается, что когда боги пахтали, создали Молочный океан (согласно легендам, существовал и такой), то из него появилась волшебная корова Камдхена, исполняющая все желания. Индийцы верят в то, что каждая корова Камдхена. И если заботливо за ней ухаживать, то жизнь человека будет успешной, все его желания исполнятся, а после смерти он попадёт к Богу. Ещё в священных писаниях рассказывается об одном царе, у которого было всё – богатство, красота, могущество, слава, но не было самого главного – сына. Тогда он отправился за советом к мудрецу, и тот сказал царю: «Однажды ты вышел из храма и не вознёс почести корове, которая паслась рядом. Теперь найди подходящую корову, и заботься о ней. И тогда она исполнит твоё желание». Царь перестал спать и есть, но наконец, нашёл подходящую корову и стал лично за ней ухаживать. Он кормил её, отгонял мух, спал рядом с ней в хлеву, находил для неё лужайки с самой сочной травой, защищал от хищников, рискуя своей жизнью. Однажды он сказал свирепому тигру, что сам готов стать для него пищей, только бы тигр не трогал корову. Конечно же всё закончилось благополучно, царь остался жив, и получил наконец награду за свои труды — долгожданного и желанного сына. На дорогах, пешеходы и автомобилисты уступают коровам дорогу без слов. Не дай Бог наехать на корову, можно попасть в полицию и получить за это чудовищное, по меркам индийцев преступление, пожизненное заключение, либо заплатить очень серьёзный штраф. Умиротворённое, спокойное животное не торопится покидать проезжую часть, выхлопные газы защищают её от надоедливой мошкары. Корова может спокойно лечь и задремать прямо посередине дороги, а рикши и автомобилисты при этом спокойно ждут, когда она проснётся и уйдёт, не смея ни гнать её, ни злится на неё – это считается большим грехом. При этом в Индии, на дорогах нет светофоров, люди просто перебегают через дорогу, зажмурившись и молясь всем богам. Зато быков в Индии, используют как рабочую силу. На них пашут, ездят, перевозят тяжести. Одним словом быки – надёжные и верные помощники человека. Но, при этом, почитают их не меньше коров. Ведь, все Боги в индуизме имеют ездовых животных. А самый Великий бог Шива, передвигается на священном белом быке Нанди, что означает, дающий радость. Этот бык символизирует управляемое мужество и преданность. А так же является символом истинной чистой кармы, приносящий порядок обществу и Вселенной. Нанди стоит на четырёх ногах – чистота тела, чистота ума, сострадание и исследование истины. Изображения или статуи Богов, так же встречаются обычно в шиваитских храмах. И люди верят, что если священному быку нашептать своё желание, то он обязательно передаст его Шиве. Ритуал поклонения корове в Индии настолько силён, что места, где пребывает корова, считаются энергетически очищенными. Коровий навоз в стране, используется для очищения домов и посуды, из него делают даже мыло. А деревенские жители сушат коровьи лепёшки на крышах домов, после чего используют их как дрова, для растопки печей в которых готовится пища. Считается, что пища приготовленная на огне от горения коровьего навоза, дарит людям умиротворение и благость, а обычная электропечь только – раздражение и беспокойство.

    Во многих индийских храмах ежедневно проводится обряд поклонения корове (го-пуджа), она украшается красивыми тканями и гирляндами, ей преподносятся благовония и вкусная пища.

    Любовь сторонников индуизма основана ещё и на том, что коров и телят любит Великий бог Кришна. В Индии его называют ГОПАЛ – что означает: «Тот, кто заботится о коровах». Поэтому к профессии пастуха в Индии относятся очень уважительно, так как считается, что она имеет божественное происхождение. Существует даже легенда, почему у коровы всегда свежее дыхание. Как всем известно, Иисус Христос родился в хлеву, и когда ему стало холодно, корова пожалев младенца, согрела его своим дыханием и накрыла соломой, перенося его своими губами. В знак благодарности Спаситель сказал, что отныне дыхание коров будет всегда приятным и свежим. А носить телёнка в своём чреве, она будет как человеческие матери – девять месяцев. В древнеиндийской медицине Аюрведе, активно используются молочные продукты. Считается, что молоко влияет на духовность, топлёное молоко умиротворяет, а кисломолочные продукты уравновешивают движение энергетических потоков. А коровий навоз и моча — воздействуют на грубое физическое тело. Считается, что ели помыть квартиру коровьим навозом, то все низшие духи сразу же покидают её, т. к. им становится не комфортно. В оздоровительных процедурах по Аюрведе, часто используется лечебная смесь Панчагавья – из пяти составляющих: молока, топлёного масла (гхи), йогурта (дахи), коровьего навоза и мочи. Эта смесь обладает мощной омолаживающей силой, выводит из организма токсины и шлаки, восстанавливает нормальную работу всех органов, входит в состав кремов, лосьонов, шампуней и натуральных гомеопатических препаратов, очищающих организм, возвращающих молодость и красоту. Молоко в индуизме называют амритой – нектаром бессмертия, а молочные продукты считаются богатством нации. Поэтому молоко в Индии, в любом виде – пастеризованное, сухое или сгущённое – является главным компонентом для приготовления благостной и духовной пищи. Ведическая кулинария богата рецептами приготовления самых вкусных и разнообразных блюд из молочных продуктов, в том числе и сладостей. В священных писаниях говорится, что если у коровы есть возможность прожить всю жизнь без страха быть убитой на бойне, то молоко приобретает необыкновенные качества и способность разрушать яды. А сам яд, сосредотачивается именно в мясе. Это ещё одна причина, по которой индийцы не едят мясо. Грехом является не только употребление мяса в пищу, но и торговля мясом, покупка мяса, реклама мясной продукции. А для возвышенных браминов, – даже случайное прикосновение к мясу – это большой грех, и Брамин считает себя нечистым и срочно отправляется совершать омовение в Священном Ганге. Древние мудрецы утверждали, что отношение к корове, это показатель уровня развития нации. А праведный царь Юдхиштхира, живший в Индии в ведические времена, любил коров, окружал их заботой настолько, что из вымени счастливых животных постоянно текло жирное молоко, орошая зелёные пастбища. Тогда корова знала, что её только что родившегося телёнка не заколют на мясо, а её саму не убьют в старости, и она будет давать столько молока, что его количество трудно даже представить. Но, к сожалению, в современной Индии, в некоторых районах, уважительное отношение к Корове-Матери можно встретить лишь в местах паломничества, и культура поклонения коровам, увы, утеряна… Многие хозяева выгоняют постаревших животных на улицу, так как считается, что если в доме умерла корова, то хозяева должны искупить этот грех многочисленными жертвоприношениями и пожертвованиями. И индийцы, боясь больших расходов (не у всех есть средства для искупления грехов), предпочитают просто выставить Мать за порог. Вот и бродят неприкаянные коровы по улицам индийских городов, устраивая заторы на дорогах. А куда им деваться? Худые, с торчащими костями, но спокойные и грустные.

    Вот такая она, Индия, колыбель человеческих цивилизаций, потрясающая своей роскошью и в тоже самое время, ужасающая своей нищетой. Страна, в которой преклоняются перед коровами, и обожествляют их, но и могут просто выгнать на улицу, животное, которое являлось кормильцем семьи много лет, страшась расходов на искупление грехов.

    В следующих статьях, вы узнаете какие ещё священные животные обитают в Индии. До встречи на сайте.

    Дикий бык относится к роду Быки, а этот род, в свою очередь, принадлежит семейству полорогих парнокопытных, которое включает в себя и одомашненный рогатый скот. Немногие знают, что настоящие быки является предками современных домашних коров.

    Дикий бык относится к роду Быки, а этот род, в свою очередь, принадлежит семейству полорогих парнокопытных, которое включает в себя и одомашненный рогатый скот

    Дикие быки и их подвиды встречались на разных континентах Земли, а с развитием животноводства и сельского хозяйства возможности транспортировки животных расширились, и теперь некоторые разновидности этих быков можно встретить даже там, где они никогда не были распространены. Эти животные включают в себя следующие виды быков:

    Самый знаменитый из этих них — тур, проживавший на евразийских территориях, является прародителем современной европейской коровы. Тур — необычайно сильное, мускулистое животное. Его вес достигал 800 кг. У особей мужского пола окрас был черным, а вдоль спины красовалась узкая полоса белого цвета, а самки отличались рыжевато-бурым окрасом. Это дикий бык с огромными рогами, возвышающимися на высоко посаженной голове. Ареал обитания был достаточно широк: европейский континент, малоазиатские территории, Кавказ.

    Немногие знают, что настоящие быки являются предками современных домашних коров

    Принято считать, что в основном такие быки были распространены в степных и лесостепных районах, но известно, что зимой они откочевывали в леса. В природе ему не было равных, поэтому естественных врагов не имел. К сожалению, в настоящее время этот подвид дикого быка полностью истреблен в результате хозяйственной и охотничьей деятельности человека. Долгое время охота на этого зверя считалась весьма опасным и сложным мероприятием. В XV-XVI вв. тур был взят под охрану европейских правителей, и они стали жить только в специальных угодьях. Но в 1627 г. умер от болезни последний тур на Земле.

    Современный испанский бык наиболее близок генетически и по физиологическим признакам к туру, и современные энтузиасты используют его в целях возрождения исчезнувшего вида быка.

    Другой вид дикого быка — зебу, довольно часто встречающийся на Индийском субконтиненте. Зебу отделился от европейских и ближневосточных сородичей как самостоятельный вид около 300 тыс. лет назад, лучше всего ему удалось приспособиться в регионах тропиков и субтропиков. Что касается сельского хозяйства, то этот бык намного меньше усовершенствован планомерным разведением, чем европейская корова. Другое его отличие от европейского сородича — присутствие на загривке большого горба, зачастую с шерстью по краям и наличием кожных складок между передними ногами.

    В 20 веке зебу был завезен на африканские территории, а для того чтобы сделать их более выносливыми в условиях высоких температур, их начали скрещивать с разновидностями европейских коров. Благодаря этим скрещиваниям удалось ликвидировать еще один изъян чистокровных зебу — недостаточное количество производимого ими молока. Этот бык очень славится на острове Мадагаскар, куда был завезен с целью ритуальных жертвоприношений, часто церемонии похорон сопровождаются жертвами этих животных. Еще один любопытный факт заключается в том, что количество зебу на этой территории превосходит количество населения острова Мадагаскар.

    Существует еще один индийский бык — местные жители его называют гаур, он живет в густых лесах, недоступных для активной деятельности человека. Дикий бык Индии впечатляет окружающих своими невероятными размерами. Его высота в холке превышает 2 м, а вес достигает величины 1,5 т. Лесной бык из Индии находится под угрозой вымирания из-за охоты и различных эпидемий.

    Галерея: дикий бык (25 фото)

    Бизоны (видео)

    Какие бывают зубры

    Зубр, другое его название — европейский зубр. Из этого названия становится очевиден его ареал обитания. Он являлся последним представителем диких быков в Европе. Это по-настоящему дикий лесной бык, он живет в различных лесах: хвойных, лиственных, смешанных. Зубр — самое тяжелое и большое млекопитающее в Европе. Отдельные особи достигали веса в 1200 кг. Однако нынешние зубры уступают в весе — до 1000 кг. До некоторых пор существовало два подвида зубров:

    • кавказский зубр;
    • беловежский (равнинный) зубр.
    • Имеются предположения, что существовал еще такой подвид, как карпатский зубр. Но с этой точкой зрения согласны не многие исследователи.

      Увы, но кавказские зубры — уже исчезнувшие животные и встречаются теперь только в виде гибридных линий с равнинным зубром. Равнинный беловежский бык (зубр) имеет достаточно длинные ноги и по размерам чуть больше других представителей вида.

      В начале прошлого века зубры оказались на грани вымирания. Последний кавказский зубр был застрелен в 1926 г., а последняя особь равнинного зубра в 1921 была убита в Беловежской пуще. Те зубры, что существуют сегодня — все потомки лишь 12 особей, которые находились в заповедниках и зоопарках в 1910-1920-х гг. Таким образом, сегодня из чистокровных зубров существует только беловежский. Близким к зубру родственником является бизон. Эти два вида скрещиваются без ограничения, в результате чего появляется потомство — зубробизоны. Он превосходит по размерам оба вида, имеет более густую шерсть на голове и шее.

      Бык с гигантскими рогами (видео)

      Буйволы и их особенности

      Буйвол представлен следующими видами:

    • азиатский буйвол;
    • африканский буйвол;
    • тамарау;
    • аноа;
    • горный аноа.

    Из этих быков самым крупным является африканский буйвол. Его вес иногда превышает 1000 кг. Он имеет черный окрас, небольшую высоту примерно в 1,5 м. Из-за своего слабого зрения африканским буйволам приходится опираться на свое обоняние. Азиатский (индийский) буйвол достигает длины более 3 м. Его рога немного изогнуты и похожи на полумесяц. Этот вид находится на грани вымирания из-за деятельности людей и разрушения среды обитания. Питаются буйволы травой, пасутся рано утром или поздним вечером, предпочитая весь день проводить в тени. Тамарау — достаточно мелкий по сравнению со своими сородичами бык, его высота — чуть более 1 м, а вес не превышает 300 кг.

    Этот вид также признан вымирающим и охраняется законом. И, наконец, самый мелкий из представленных бык — аноа (равнинный и горный), проживающий на территории острова Сулавеси. Его высота всего 80 см, длина тела — 160 см, а вес самцов — 300 кг, самок — 150 кг. Живут они в основном в одиночку, иногда — самка с детенышем, но в крупные группы не сбиваются. Этот вид защищен законом и находится под угрозой вымирания. В живой природе их осталось около 2500 особей.

    Настоящий дикий бык сейчас является большой редкостью. Многие разновидности этих животных, которые еще 200 лет назад встречались на просторах Евразии и Африки, уже полностью истреблены или одомашнены. Ярким примером может выступать тур, от которого произошла современная корова. Однако благодаря действиям природоохранных организаций уголки дикой природы все еще остались, что помогло сохранению и некоторых видов этих величественных животных. Кроме того, в настоящее время ведется активная работа по восстановлению утраченных разновидностей путем селекции их одомашненных потомков. Это уже дало определенные положительные результаты.

    Настоящий дикий бык сейчас является большой редкостью

    Североамериканский бизон

    Это самая знаменитая разновидность диких животных этого вида. До появления в Северной Америке европейских колонизаторов на открытых прериях континента бродило более 600 млн диких бизонов. За очень короткое время их количество сократилось до 835 особей. Благодаря природоохранным мероприятиям и созданию заповедных зон их количество постепенно восстанавливается. Их популяция уже достигла примерно 30 тыс. особей. Взрослый здоровый бизон отличается очень крупными размерами.

    Животное может достигать примерно 2,5 м в холке и превышать 3 м в длину. На спине присутствует характерный горб. Голова имеет вытянутую форму. Она очень массивная. Голова, шея и часть спины покрыты густой шерстяной гривой. Быки могут достигать веса около 1500 кг. Здоровая взрослая особь практически не имеет естественных врагов. Волки, которые встречаются на равнинах, где обитают эти копытные, предпочитают нападать стаей на молодых, больных или старых особей, отбившихся от стада. Такие бизоны обычно не могут оказать яростного сопротивления. В рацион этих копытных на протяжении года могут входить;

  • разнотравье;
  • лишайники;
  • молодые ветви и листва;
  • водоросли.
  • Лошадь Пржевальского: история открытия вида, особенности, образ жизни

    Этот подвид дикого быка прекрасно плавает, поэтому может преодолевать даже крупные реки во время миграций, которые животные осуществляют во время поиска пищи. Эти создания обладают очень крепкими копытами, поэтому могут вырыть себе пропитание даже из-под глубокого снега.

    Отлов диких быков (видео)

    Величественный европейский зубр

    Это настоящие быки, которые ведут свою родословную со времен, когда по заснеженным равнинам бродили мамонты. Американские разновидности таких животных и зубры имеют общие корни. И сейчас между этими видами имеется много общего. В настоящее время численность этих величественных созданий достигает всего около 7 тыс. голов. Обитают они преимущественно в европейских заповедниках, в том числе в Беловежской пуще. Здесь эти крупные звери едят разнотравье и молодые побеги. Беловежский бык отличается от своего североамериканского собрата не только названием, но и некоторыми анатомическими особенностями.

    Это настоящие быки, которые ведут свою родословную со времен, когда по заснеженным равнинам бродили мамонты

    Длина тела животного может достигать примерно 3 м, а высота около 2 м. Бык обычно весит около 1 т, а корова – до 800 кг. У этих животных достаточно хорошо развита мускулатура. Голова относительно небольшая. У быков, как правило, присутствуют крупные рога, закругленные в форме полумесяца. Эти создания обычно живут стадами до 50 особей. Главенствующую позицию в строгой иерархии занимает крупный самец. Как и многие виды быков, обитающих в дикой природе, создания отлично приспособлены к естественной среде. Они могут выдерживать даже сильнейшие морозы, преодолевать препятствия до 2 м и переплывать крупные реки.

    Дикие и одомашненные буйволы: распространение и разведение

    Воскрешение лесного быка

    Некоторые крупные представители семейства полорогих в настоящее время полностью вымерли. К примеру, последний дикий лесной бык исчез из естественной среды в 1967 году, хотя одомашненные представители этого вида вполне успешно дожили до наших дней. Считается, что причиной вымирания данных животных послужили массовая вырубка лесов и появление новых болезней. Дикий лесной бык не смог адаптировать к изменяющейся экосистеме.

    Вид начал исчезать практически повсеместно, причем даже в созданных для его сохранения заповедных зонах.

    Это были настоящие быки-гиганты. Их вес превышал 1000 кг. Окрас самцов был черным с характерной белой полосой вдоль хребта. Высота взрослого животного составляла около 180 см в холке. Корова была несколько меньших размеров. Она имела коричневато-бурый окрас шерсти. Этот дикий бык с огромными рогами с легкостью продирался даже через густые лесные чащи. Держались животные небольшими стадами по 50 особей. Есть они могли самую разнообразную растительность.

    В настоящее время учеными из заповедника Оствардерспассе, который располагается в Нидерландах, воссоздан дикий лесной бык, получивший название Хека. Эти животные внешне очень напоминают тех копытных, которые вымерли более 4 веков назад. Современный дикий лесной бык только проходит период адаптации. Уже выведено целое стадо таких животных, но они находятся под пристальным вниманием ученых. Современный дикий лесной бык еще полностью не приучен к естественным условиям, но работа над этим ведется. Предполагается, что такие животные будут в дальнейшем жить без вмешательства человека.

    Дикие козы: виды, ареалы и образ жизни

    Индийский зебу

    Эти представители семейства полорогих встречаются исключительно в тропических и субтропических широтах. Индийский бык зебу никак не связан с турами и формирует свой отдельный подвид. Некоторые особи были одомашнены и в настоящее время используются не только для получения качественного молока и мяса, но и в качестве тяглового скота.

    Этот дикий бык Индии нередко скрещивается с прирученными буйволицами.

    В некоторых случаях дикие особи могут уводить стада самок с пастбищ, если люди недостаточно внимательно относятся к выпасу и не контролируют животных. Быки этой породы отличаются большой силой и скверным характером. Их вес достигает примерно 600-800 кг. Этот лесной бык из Индии отличается гладкой короткой шерстью. Туловище и ноги обычно светло-серые, а шея и голова – темные. На спине присутствует отчетливый горб.

    Сходные черты зоолатрии и перехода к антропоморфизму у индоарийцев и славян
    Зоолатрию, т. е. стадию обоготворения животных, пережили некогда индоевропейские народы, в том числе индоарийцы и славяне. Сопоставление зоолатрии этих народов способствует уяснению многих фактов, казавшихся ранее непонятными.

    В статье будет рассмотрено существовавшее у индоарийцев и славян почитание домашних животных — коров и быков, а также возникшее в связи с этим верование, что небесные явления, важные для скотоводов и земледельцев (дождь, гроза, ветер, солнечный свет), управляются божествами в облике громадных небесных коров и быков.

    Будет также рассмотрен процесс постепенного перехода этой стадии анимистической на новую ступень: веру в антропоморфных богов, не исключившую, впрочем, некоторых обычаев, которые восходят к зоолатрии.

    Почитание домашних коров и быков

    В трудовой жизни индоевропейских народов, занявшихся оседлым скотоводством и пашенным земледелием, особую роль стали играть домашние животные. У индоарийцев времен «Ригведы» и волы считались наиболее ценной собственностью. Название «Аghnуа», т. е. «неубиваемая», обозначало во все времена корову; это показывает, что она считалась священным животным. Воззрение о святости коровы возникло еще во времена индоираноарийской общности и долго сохранилось (1).

    В Атхарваведе (VII, 75) (2) есть обращение к стаду крупного рогатого скота: «Богатые потомством, лоснящиеся на хорошем пастбище, пьющие чистые воды на хорошем водопое,- пусть вор не овладеет вами, пусть злой человек не повредит вас, пусть оружие Рудры (молния.- Л. 3.) минует вас. Вы знаете проторенную тропу, выносливые, дружные, всеми поминаемые. Идите ко мне вы, божественные. в ваше стойло. Обильно снабжайте нас маслом!» В гимне XIX, 39 Атхарваледы утверждается, что крупные рогатые животные — наивысшие иа движущихся созданий.

    В «Законах Ману», сложившихся, по-видимому, во II в. до н.э.- II в. н. э., убийце коровы предписывалось в течение трех месяцев жить, покрытому шкурой убитой коровы, среди коров (в коровнике и на пастбище), прислуживать и оказывать почтение коровам днем и почью. Вина человека, убившего брахмана, снималась, если убийца спасал другому брахману или корове (3).

    Один из средневековых путешественников , монах Одерико ди Порденоне (XIV в.) сообщал: «Природные жители этой земли обожают быка, на котором шесть лет работают, а на седьмом дают ему и ставят в священном общественном месте» (4).

    В Северной Индии XIX в. сохранялось убеждение, что убийство быка влечет за собой беду. В Кашмире верили, что убийство коровы вызывало бурю. У некоторых низших каст коровник был и семейным святилищем. джатов и гуджаров почитали корову, называя ее «мать-корова». Крупный рогатый скот украшался и кормился лучшей пищей на некоторых праздниках. В Непале в особый коровий праздник люди, изображавшие коров, танцевали вокруг дворца короля. Известны и другие коровьи , когда коров украшали гирляндами цветов (5).

    В современной Индии коровы и быки, почитаемые ва священных животных, обычно живут до естественной смерти (6).

    Сходные обычаи существовали у славян, в том числе у русских. Вот данные об Орловской губернии: «Когда купленную корову вводят во двор, то. хозяйка дома кланяется ей в ноги, давая ей на заслоне насоленный хлеб» (7). Пастухи Олонецкой губернии пользовались заговорами, оберегающими скот. В одном из таких заговоров говорится про «дойных коровушек», про «милую боженую скотинушку» (8). У чехов 1 мая справлялся «коровий праздник». Коров украшали цветами и зелеными ветками, угощали ломтями хлеба, намазанными медом (9).

    У болгар волы, как рабочий скот, пользовались высоким уважением. Даже в XIX в. запряженных волов называли не иначе, как «ангелами», считалось грехом их бить. Обращаясь к запряженному волу, крестьянин называл его «отцом», т.е. признавал в волах «своих наибольших благодетелей и священных для него животных, коих уважал как отца». Думали, что тот, кто бил волов, накликал на себя беду: он оставался без волов и становился бездомным нищим. Случайное причинение волу смерти или нанесение раны считалось для дома большим несчастьем — возмездием за какой-то грех. Крестьяне постились в пятницу и среду «за волов». В их честь справлялись особые обряды. Волов не закалывали. Состарившийся вол оставлялся в стаде рогатого скота, чтобы пасся, пока сам не умрет, и тогда его хоронили с почестями и даже оплакивали: «Минуло твое время, Стоян! Прошла твоя пора, когда ты жил с нами, любимый!Не старый ты еще был, вол пашенный!» Говяжье мясо не ели — это считалось грехом. К коровам также относились болгары с большим почтением. Любопытно, что к буйволам, приносящим не меньшую пользу, чем волы, с таким почтением не относились. Зато очень почитался деревенский бык. «Это отец стада. Ему дозволено ходить по всем деревенским полям и пастись, где хочет. Селяне возмещают пострадавшему ущерб, который причинил бык» (10).

    В Сербии во время Рождества, рано утром приходил хозяин в коровий хлев и говорил: «Доброе утро, коровушки! Водитесь да телитесь!» Сказав это три раза, хозяин давал коровам немного соли. За пользу, приносимую волами и коровами, сербы считали их благословенными, святыми животными. «Мой кормилец!»- часто называли волов крестьяне (11).

    Черногорец половину жилища «и даже больше отдает скоту и отводит ему место при праздновании особенных дней, делая его участником в обрядовой жизни своей семьи. По нему гадает черногорец о погоде и о добром или худом годе» (12).

    Образ волшебной «коровы изобилия»-«Surabhi», «Каmadheni», «Gavam mata («мать коров»), приносящей людям счастье, хорошо известен в индуистской мифологии, в средневековой и новой литературах Иидии (13). В некоторых восточнославянских сказках действуют волшебные коровы. В русской сказке «Хаврошечка» бедной сироте помогает «коровушка-матушка», которая так велика, что Хаврошечка влезает ей в одно ухо, а вылезает в другое (14). Подобный же сюжет и в белорусской сказке (15). В русской сказке «Буренушка» также рассказывается о волшебной корове. Стоит только девушке-сиротке поклониться низко бурёнушке, как та дает ей еду, питье и хорошее платье (16).

    В «Русских народных сказках» (т. I, № 136) А. Н. Афанасьева «Буря-богатырь Иван Коровий сын», родившийся от коровы богатырь, разумнее, сильнее и храбрее родившихся в одно время с ним сыновей
    королевы и девки-чернавки. Подобная же сказка-№ 137. Аналогичный сюжет в «Смоленском этнографическом сборнике» Добровольского, ч. 1, СПб., 1897, стр. 405.

    Почитание коров и быков наблюдалось также в Скандинавии и у некоторых древнегерманских племен (17).

    Почитание небесных коров и быков

    Важные для сельского хозяйства небесные явления: дождь, гроза, ветер, солнечный свет — представлялись древнему скотоводу и землепашцу в образах небесных быков и коров, по аналогии со священными домашними животными. Так было у многих пародов, в том числе у древних египтян, ирано — и иидоарийцев, славян. Грозовые тучи представлялись в виде громадных, ревущих быков, дождевые тучи — в виде громадных коров, а дождь-их молоком, молнии-улыбками.

    Вначале у индоарийцев «бык — грозовая туча» возникал как образ, связанным только с данной грозой- проходила гроза, исчезал и «бык».Таких небесных быков было много. «Бык ревет после своего рождения»
    (в грозовой туче.- Л. 3.) (18). «Порывы шумного ветра прекратились.Дойные коровы (дождевые тучи,- Л. 3.) набухли улыбками (молниями — Л.З.). В обители великого неба родился мычащий бык с набухшим выменем (с дождем.- Л. 3.)» (19).

    В дальнейшем вместо отдельных «быков-туч» образовалось несколько племенных индоарийских богов дождя и грозы, представляемых в виде быков: Парджанья, Иидра, Рудра, Маруты и др.

    Вот облик Парджанья в Ригводе: быстро примчавшийся, ревущий бык (VII, 101), оплодотворяющий бык (V, 83), бык, который дает свое семя коровам его стада (тучам.- Л. 3.; III, 55), бык (X, 65), ревущий (V,83; VII, 101). Эпитеты Индры в Ригведе: дождящий бык (I,103), бык земли (VI, 44), бык неба (VI,44), бык (I,177), ревущий (I, 54; I,80; V, 30; VIII,6). Бог Рудра — бык (II, 34, 2).

    «Парджанья и Вата (бог ветра.- Л. 3.), вы, быки Земли (ее оплодотворители.-Д. 3.), оживитe водяные источники» (иссякшие во время засухи.- Л. 3.; VI, 49). «Парджанья и Вата-освежающие водой быки»
    (X, 65).

    Буйные ветры, Маруты, приносящие дожди, жизненно важные для скотоводов и земледельцев, представлялись первоначально в виде коров: дождь — их молоко (I, 166), их вымя — с водой (I, 87; V, 53). Их мать — корова Пришни (I, 23; I, 38; I, 85; I, 89; I, 168; V, 52; V, 57; V, 58; V, 59; V, 60; VI, 66; VII, 17; VIII, 73). Кроме того, Маруты представлялись и быками (I, 64).

    Некоторые эпитеты богов грозы и дождя показывают, что эти боги иногда считались двуполыми: Парджанья -«бык с выменем» (VII, 36), «отец с молоком» (VII, 101); Индра — одновременно и бык и корова (I, 173, 8).

    Признание зависимости земных коров от небесных видно из поверья русских крестьян (Симбирская и Тамбовская губернии): «Если в ночь, в крещенский сочельник будет небо покрыто облаками, то это верный признак, что коровы будут много давать молока» (20). Подобное же русское поверие: «темны святки — молочные коровы» (21). У русских до сих пор сохранилось поверие, что по идущему вечером домой стаду коров можно определить завтрашнюю погоду. В прошлом веке об этом писал В. Даль: «Черпая или пестрая корова впереди стада к ненастью; белая или рыжая — к вёдру» (22). Во Владимирской губернии тучи перед грозой назывались быками или бычками (23).

    Олицетворение грозовой тучи в виде туров (диких быков), туриц и волов находим и в восточнославянских загадках: «тур ходит по горам, турица то по долам; тур свистнет, турица то мигнет» (гром и молния); «ревнул вол за сто сол; за сто речек» (гром) (24); «за триста верст вол реве» (гром); «крикнув вол на сто гор, на сто речак»; «ревнув вол на сто гор, на тысячу городов» (25). Известны аналогичные норвежские, шведские и армянские загадки (26).

    В Словакии могучего дикого быка называли «paromovsky wuol», т. e. перунский (громовой) бык (27).

    В Ригведе кроме дождегрозовых божеств и другие небесные божества в некоторых гимнах изображены в виде быков, коров и телят.

    Так, Сурья — бог солнца представлен в образе быка (III, 61; X, 123; X, 189) или теленка небесной коровы — зари (I, 113). Эта же богиня изображена в виде коровы и в других гимнах Ригведы (I, 164; V, 47).

    В славянском фольклоре также находим следы древних верований — представлялось в виде коровы, быка или тура. Таковы загадки про солнце: «Бурая корова через прясло глядит»; «Една божа кравица
    сички — ят (весь) свят наполнила» (28).

    На святках, как пережиток древнего языческого праздника рождения солнца, у славян происходили следующие обряды. «Самый важный в Черногории праздник «Божич» (Рождество) не проводится без того, чтобы не дать в нем участия и домашней скотине». Вечером накануне рождества, когда «члены семьи окончат ужин и развеселятся, кто-нибудь из старших домашних незаметно уходит к скотине, берет вола. покрывает всего различной одеждой, а голову убирает платками и какими-нибудь цветными лоскутами и в таком наряде вводит его в дом. Старшие крикнут: Божич (сын бога.- Л. З.) идет!» всполошатся и с напряжением ждут появления Божича, а увидав всем им знакомого быка, простодушно кричат:»Каков то Божич? То есть наш Мацоня (имя быка)!» Затем подводят его к огнищу и хозяйка дома надевает ему на один рог хлеб, и тут гадают, смотря по тому, стоит ли смирно или старается стряхнуть хлеб. и поднимает ли рог с хлебом кверху или опускает его». В описываемое время черногорцы занимались в основном скотоводством. «Старое убеждение черногорца, что главное его богатство — в скоте, о котором он больше всего и заботится» (29). Поэтому естественно, что пережитки почитания Солнца (Божича) в виде быка так долго сохранились в Черногории.

    Но если Божич (сын Бога) — бык, то не быком ли должен был представляться и его отец — Бог (30)?

    «Полаженик» (вол или корова) — божественный гость у сербов, он приносит хозяину дома плодородие скота и полей, его приводят в дом на святках, ему подносят угощение, в первую очередь «колач». На Косове рано поутру вводят в дом вола, льют три чаши фруктовой водки за его , дают ему «колач», лепешку и все, что было на «Бадняк» оставлено для него (31)

    На Западной Украине (бывшая Галиция) «на первый день Рождества гадают по первому гостю о будущем счастье или несчастье всего дома и поэтому стараются еще до прихода гостей ввести в избу скотину (bydle), которая, говорят, приносит счастье. Стало быть, скотина, как образ божества, есть первый, самый, желанный гость» (32).

    «У чехов накануне Рождества говорят детям: «Если весь день будете постить, то ввечеру, когда появятся на небе звезды, увидите между ними золотое теля»». А. А. Потебня считал в связи с этим, что рождение Божича — рождение языческого бога в виде теленка (33).

    Украинцы, жившие по реке Збруч, вечером накануне Нового года с пением водили по хатам быка, с тем чтобы хорошо водился скот (34). В Дорожове на святках рано утром в хату приводили корову, самую здоровую и красивую, угощали разной пищей, для того чтобы все домочадцы и скот были здоровы, как та корова. Аналогичные обряды отмечены и в деревнях Рибник, Грабовец, Перегримка.

    Еще в древней Руси духовенством осуждался языческий («поганьский») обряд «полаз» (35).

    У поляков и мадьяр, иногда у словаков, украинцев и южных славян, в обряде «полазника» животные уже не участвуют, и люди — «полазники» произносят пожелания добра посещаемому домохозяину.

    Подобные обряды отмечались и в других местах Украины, причем иногда быка изображал парень, которого водили по хатам. На возле Днестра ходили с «туром», припевая: «Ой, Type, Type, небоже! Ой, обернися, поклопися!» (36).

    Этнограф Паули описывает хождение в Галиции в Коляду «z turem czyli turonkem» (с туром или туроньком. — Л. 3.), изображавшимся парнями. Голова тура была деревянная, к ней прицепляли бороду. Тур мог открывать и закрывать пасть, из которой высовывался красный язык из сукна. Тура сопровождали два музыканта. Паули добавляет, что «словаки в Венгрии, так же как и мы, тот праздник называют «турицами»» (37).

    Праздники Тура, солнечного божества, справлялись и весной — у русских, украинцев, поляков, чехов, словаков и хорватов. Любопытно, что еще в середине XIX в. «в Архангельске возили на масленице по городу быка на огромных санях, запряженных в двадцать и более лошадей» (38).

    Вселенная в образе коровы и быка

    Не только отдельные небесные явления представлялись в виде небесных коров и быков. Появились представления, что и вся видимая вселенная это — грандиозная корова или, реже, бык.

    Обратимся сначала к ведийскому периоду истории Индии. «Корова создала при своем рождении этот мир, когда выдоила свое молоко» (РВ, X, 61). Пракорова, творец мира, носила также имя «Пришни» («пестрая».- Л. 3.) (39). В Атхарваведе (X, 10) про мировую корову сказано: «Корова это — все: боги, люди, асуры, предки людей, риши (древние мудрецы.- Л. 3.)».

    «Адити (бесконечность.- Л. 3.) — небо, Адити — воздушное пространство, Адити — мать, она же отец и сын, Адити — все боги, Адити — пять (арийских.- Л. 3.) племен, Адити — все родившееся, Адити — все грядущее» (РВ, I, 89). Но Адити в то же время — дойная корова (РВ, I, 153), мать богов, прабогиня (РВ, VIII, 47). Боги небесные, земные, в воде живущие — рождены коровой (РВ, VI, 50).

    В одном из гимнов Атхарваведы (IV, И) представлен грандиозный обобщенный образ «говядо» (крупного рогатого скота): «Говядо поддерживает землю и небо. обширную атмосферу. творит все, что существует. Оно все побеждающее, все рождающее, все делающее, оно — четвероногое. Им боги поднимают на небо. Оно доится вечером, утром, в полдень».

    На одном индийском плакате изображена вселенская корова, кормилица людей. Один из ее глаз — солнце, другой глаз — луна, а на теле ее изображены многочисленные индийские боги (40).

    В Атхарваведе олицетворением вселенной иногда считался бык (IX, 4; IX, 7) (41). «Первобык» знаком и таджикской поэзии (42).

    Восточным славянам дневной мир также иногда представлялся в обраэе быка (вола): «белый вол всех людей поднял»; «лысый вил усих людей звив» (День); «белый бык в окно тык»; «сирий бык у вокно ник» (Утренний рассвет) (43).

    В Ригведе в некоторых гимнах ночь и утро представлены как две коровы. У каждой из них одинаковое вымя, но молоко разного цвета (I, 186; I, 95), т.е. у Ночи — черное, у Утра — белое. Это — обильные молоком, хорошо доящие коровы (II, 3). У них общий теленок Агни (I, 95; I, 96; I, 146; III,55).

    Пережитком славянских представлений о том, что ночь и день — коровы, являются следующие загадки: «черная корова весь мир поборола» или «усих людей поколола»; «черная корова залегла» (Ночь);
    «черная корова усих людей поборола, била корова успх людей позволила»; «черная корова людей коле, а била воскрешае»; «черная корова усих людей поколола, а бела встала, усих поподымала», т.е. ночь усыпляет человека, а день пробуждает (44).

    От зооморфных богов к антропоморфным

    Большинство богов Ригведы и Атхарваведы антропоморфно, хотя древняя прослойка зооморфизма еще отчетливо прослеживается в некоторых гимнах, так как боги сохранили эпитеты, указывающие на их былой облик животных.

    Так, в Ригведе дождегрозовые боги Парджанья и Индра не всегда выступают в виде животных. Иногда они просто сравниваются с ними (II, 14; III, 55; VI, 45; VII, 18; VII, 101; VIII, 13; VIII, 51; VIII, 52; X, 66), но довольно часто они человекоподобны.

    Интересен гимн Парджанье (РВ, V, 83), составленный из различных по древности частей. В первой части этого гимна (строфы 1-6) Парджанья является гигантским, мощным, ревущим быком, он с ревом извергает семя, зарождая , разбивает деревья, убивает злых духов. Но дальше в гимне — Парджанья уже не ярый бык, а человекообразный бог, мчащийся на колеснице, льющий на землю воду из мехов, из бочки.

    Многие другие гимны изображают только антропоморфных богов. Например, в гимне Ригведы (VI, 75) у мчащегося по небу антропоморфного бога грозы и дождя Парджаньи имеется колчан с огненными стрелами. Антропоморфный Индра вооружен дубиной — молнией, он мчится по небу на колеснице, у него огненные стрелы (РВ, I, 32; VI, 18).

    Парджанья в течение всего ведийского периода истории оставался стихийным богом грозы и дождя. В дальнейшем он совсем исчез из индуистской мифологии, будучи вытеснен культом бога Индры. Имя Парджаньи этимологически соотносимо с именем Перун (славянское божество грозы и дождя), ср. подобное же индоарийское божество («Парджанья»), а также имена других родственных индоевропейских богов: хеттского «Peruna», кельтского «Hercynia», литовского «Perkunas» (45).

    Культ антропоморфного Перуна, бога грома и войны, изображавшегося с палицей в руке, подобно индоарийскому Индре, существовал в Х в. н. э. в древнерусском государстве. В 980 г. князь Владимир Святославович поставил идолы Перуна и некоторых других богов в Киеве, «вне двора теремного», т.е. для всенародного поклонения (46). Но уже в 988 г. Владимир принял христианство, идол Перуна в Киеве был брошен в Днепр, в Новгороде — в Волхов. Христианским «преемником» Перуна, подателем дождя и направителем грозы у восточных славян стал Илья Пророк. Известно, что славяне, еще в VI в. приносившие Перуну в жертву быков, после введения христианства стали приносить в жертву быков пророку Илье. Эти обряды кое-где сохранились даже в XIX в. (47).

    Во многих чертах сходны пророк Илья, преемник Перуна, и Индра, заместивший Парджанью. В частности, оба безжалостно жестоки к неверующим, их стрелы поражают безбожников (48).

    Напротив, добра и прекрасна богиня утренней эари, образ которой запечатлен в Ригведе и в восточнославянском фольклоре (49).

    Антропоморфные боги были и у прибалтийских славян. Один из богов города Ретры — Радегаст — сохранил следы своего бычьего облика в прошлом: на груди его идола имелось изображение бычьей или турьей головы (50). Немецкая колонизация прибалтийских славянских земель, массовое истребление и порабощение славян привели к исчезновению культа их богов.

    Многие образы и обряды зоолатрии и антропоморфизма времен Ригведы и Атхарваведы находят соответствие в славянском фольклоре и этнографических фактах. Изучение этого сходства уточнит наши представления об индоевропейской этнической и фольклорной общности.